Научная статья на тему 'Экспериментальная оценка синхронизации обрабатывающе-транспортной системы «Харвестер - форвадер»'

Экспериментальная оценка синхронизации обрабатывающе-транспортной системы «Харвестер - форвадер» Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
100
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРВЕСТЕР / ФОРВАДЕР / ОТКЛИК / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Якимович С. Б., Тетерина М. А.

Якимович С.Б., Тетерина М.А. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СИНХРОНИЗАЦИИ ОБРАБАТЫВАЮЩЕ-ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ «ХАРВЕСТЕР-ФОРВАДЕР». Статья содержит методику в виде матрицы планирования и результаты экспериментальных исследований, посвященных анализу факторов технологического процесса заготовки древесины системой «харвестер форвадер», оказывающих влияние на синхронизацию системы.Yа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Якимович С. Б., Тетерина М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

kimovich S.B., Teterina M.A. THE EXPERIMENTAL ESTIMATION to SYNCHRONIZING PROCESSING-TRANSPORT SYSTEM «HARVESTER FORVADER». The paper includes methodic in the view of experimental design and results of experimental research, devoted to analyzes of harvesting with harvester forwarder system technological process factors, having influence to system synchronization.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная оценка синхронизации обрабатывающе-транспортной системы «Харвестер - форвадер»»

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СИНХРОНИЗАЦИИ ОБРАБАТЫВАЮЩЕ-ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ «ХАРВЕСТЕР - ФОРВАДЕР»

С.Б. ЯКИМОВИЧ, проф. МарГТУ, д-р техн. наук,

М.А. ТЕТЕРИНА, асп. МарГТУ

Гипотеза о функционировании обрабатывающе-транспортной системы заготовки древесины «харвестер - форвадер» как процесса создания (накопления) и транспортировки (потребления) перемещаемого запаса [1, 2, 6] является основой моделирования и оптимизации параметров системы с целью синхронизации технологического процесса (ТП), а также обеспечения минимальной энергоемкости ТП и отсутствия избыточных запасов предмета труда (ПТ) на смежных операциях ТП.

Синхронизация ТП обеспечивается соответствующими интенсивностями создания и потребления системой межоперационных и перемещаемых запасов. Интенсивность потребления перемещаемого запаса определяется расстоянием транспортировки, рейсовой нагрузкой форвадера и другими факторами.

Таким образом, обоснование технологий заготовки и обработки древесины, обеспечивающих снижение удельной энергоемкости (топливоемкости) ТП заготовки древесины и максимизацию загрузки системы «харвестер - форвадер», предполагает их анализ с экспериментальной оценкой следующих случайных параметров:

- производительности харвестера;

- интенсивности сбора и разгрузки пачки манипулятором форвадера;

- фактической рейсовой нагрузки форвадера;

- расстояния перемещения форвадера; - времени (процента) простоев машин и механизмов на смежных операциях (транспортных и обрабатывающих) ТП;

- расхода топлива харвестера и форва-

дера.

Экспериментальные исследования ТП заготовки древесины системой «харвестер - форвадер»

В связи с изложенным в июле-августе 2007 г. в 257 и 255 кварталах (ельник кислич-

ник, запас леса 440 м3/га) Вайского лесхоза Пермского края на базе арендуемых лесных участков и парка машин (харвестер John Deer 1270 и форвадер John Deer 1410) ОАО «Соликамскбумпром» проведены экспериментальные исследования. Осуществление экспериментальных исследований выполнено в соответствии с государственным контрактом № 01.29/07 от 03.08.2007 г. с Министерством промышленности и природных ресурсов Пермского края на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Обоснование ресурсосберегающих технологий лесопромышленного комплекса, адаптированных к природным условиям Пермского края, с минимизацией затрат на лесовосстановление» [3]. По данным таксационного учета 1996 г. запас приводится на выдел общей площадью 64 га. Для получения корректных экспериментальных данных оценивался запас на площади (около 3 га), где проводились экспериментальные исследования. При этом оценка запаса выполнялся с учетом упавших перестойных деревьев, составляющих 25-30 % от общего запаса. Объем ствола фиксировался по данным Timbermatic, а количество деревьев и обрабатываемая площадь - по результатам непосредственных измерений параметров ТП.

Основной целью эксперимента являлось исследование факторов, влияющих на синхронизацию технологического процесса заготовки древесины системой «харвестер - форвадер».

В качестве факторов рассматривались расстояние трелевки L, м и рейсовая нагрузка форвадера Q, шт., в качестве отклика - процент простоев системы «харвестер - форвадер» P. Для анализа зависимости между откликом и факторами использовалась модель второго порядка и соответствующий центральный ротататабельный композиционный план [5]. Матрица планирования и результаты эксперимента представлены в табл. 1.

48

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2008

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Таблица 1

Матрица планирования и результаты эксперимента

Матрица планирования Результаты

№ опыта L, м Q, шт. P

1 235 78 0,43

2 235 113 0,24

3 865 78 1,46

4 865 113 0,95

5 105 95 0,15

6 995 95 1,35

7 550 70 1,08

8 550 120 0,56

9 (C) 550 95 0,75

10 (C) 550 95 0,75

Таблица 2

Результаты дисперсионного анализа экспериментальных данных

Сумма квадра- тов df Среднее квадра- тическое отклонение F Р

L (лин.) 1,472701 1 1,472701 283,0984 0,000014

L (кв.) 0,000015 1 0,000015 0,0030 0,958657

Q (лин.) 0,254120 1 0,254120 48,8497 0,000923

Q (кв.) 0,004951 1 0,004951 0,9518 0,374068

Ошибка 0,026010 5 0,005202 283,0984 0,000014

Всего 1,761875 9

Экспериментальная модель основана на оценке главных эффектов и эффектов взаимодействия. Адекватность выбранной модели второго порядка оценивалась с использованием дисперсионного анализа (табл. 2) [4]. Ошибка дисперсионного анализа анализировалась по остаточной сумме квадратов. По результатам дисперсионного анализа видно, что статистически значимые эффекты (уро-веньp < 0,05) - линейные и квадратичные эффекты L и Q.

В ходе экспериментальных исследований в соответствии с показаниями информационной системы Timbermatic харвестера определены также следующие параметры ТП: «чистая» часовая производительность харвестера - 50 м3, средний объем сортимента - 0,2 м3, средний объем хлыста - 0,48 м3, расстояние между рабочими позициями - 3-4 м, расход топлива - 0,20 л/м3. В соответствии с показаниями информационной системы

TMC форвадера расход топлива составляет 0,052 л/м3-км, расстояние между рабочими позициями - 1-10 м. Это цикловая производительность, определенная без учета времени регламентированных простоев для довольно редких природно-производственных условий, характеризующихся запасом леса 440 м3/га и наличием большого количества упавших перестойных деревьев, которые также обрабатывались харвестером. Время отдыха оператора и ремонта машины составило 31 мин, а средняя часовая производительность за время наблюдений - 39 м3. Средняя часовая производительность за смену, снятая с монитора системы Timbermatic, составила 26,2 м3.

По итогам статистической обработки экспериментальных данных установлено:

1) продолжительность обработки одного сортимента харвестером подчиняется экспоненциальному закону распределения со средним значением 15,28816 с (76,44 с на 1 м3), средняя цикловая часовая производительность харвестера составляет 47,10 м3;

2) время сбора пачки форвадером подчиняется закону Г амма-распределения со средним значением 9,486345 с/сортимент (47,43 с/м3);

3) среднее время грузового хода форва-дера составляет 1,146 с/м (скорость 0,873 м/с);

4) время разгрузки пачки подчиняется экспоненциальному закону со средним значением 3,324778 с/сортимент (16,62 с/м3);

5) среднее время холостого хода форвадера составляет 0,999 с/м (скорость 1,001 м/с);

6) среднее расстояние грузового хода форвадера составляет 480 м;

7) среднее расстояние холостого хода форвадера составляет 593 м;

8) средняя рейсовая нагрузка форва-дера составляет 93,85714 сортиментов (18,77 м3);

9) объем группы сортиментов, захватываемой при сборе пачки грейфером манипулятора форвадера за один прием, подчиняется логнормальному закону со средним значением 2,354839 сортиментов (0,47 м3);

10) объем группы сортиментов, захватываемой при разгрузке пачки грейфе-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2008

49

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

ром манипулятора форвадера за один прием, подчиняется нормальному закону со средним значением 4,869919 сортиментов (0,97 м3);

11) диаметр сортиментов подчиняется логнормальному закону со средним значением 20,9322 см;

12) объем древесины, обрабатываемой харвестером с одной рабочей позиции, подчиняется закону ^-распределения со средним значением 1,22 м3;

13) среднее количество сортиментов, получаемых из одного дерева, составляет 2,5197;

14) средний объем сортимента составляет 0,23 м3.

Проверка экспериментальных данных на анормальность выполнена по критерию Греббса при доверительной вероятности p = 0,95. Относительная ошибка определения статистических оценок рассчитана при доверительной вероятности p = 0,9. Проверка согласия теоретического и эмпирического распределения выполнена по х2-критерию.

Анализ результатов обработки экспериментальных данных показал:

1. Среднее время на погрузку, транспортировку, разгрузку и холостой ход форва-дера составляет 118,82 с/м3.

2. Средняя «чистая» часовая производительность форвадера составляет 30,30 м3. Время отдыха оператора и ремонта гусеницы машины составило 50 минут. Средняя часовая производительность за время наблюдений - 25 м3. Однако проценты технологических простоев (по причине несоответствия интенсивностей функционирования харвестера и форвадера), полученные на основе цикловой (35,7%) и средней (35,9%) производительности практически совпадают.

3. Время простоев харвестера, вызванное несогласованностью по производительности с форвадером, составляет 42,38 с/м3 (35,7 %), объем избыточного межоперационного запаса, накапливаемого в системе, составляет 16,80 м3/ч (0,280 м3/мин).

Выводы

1) При описании отклика в виде процента простоев системы «харвестер - форва-дер» на основе модели второго порядка ста-

тистически значимые эффекты имеют все рассмотренные факторы - расстояние транспортировки и рейсовая нагрузка форвадера;

2) относительная ошибка определения статистических оценок параметров системы «харвестер - форвадер» составляет 3,36-9,98 %;

3) входящий поток рассматриваемой обрабатывающе-транспортной системы заготовки древесины является Пуассоновским (продолжительность обработки одного сортимента харвестером подчиняется экспоненциальному закону распределения), значит для описания ТП функционирования системы могут использоваться модели ТМО и формулы Эрланга;

4) для синхронизации ТП заготовки древесины в рассмотренных условиях целесообразно снизить среднее расстояние транспортировки до 200 м или изменить технологию разработки лесосек харвестером, например использовать технологии с сохранением подроста.

Библиографический список

1. Якимович, С.Б. Моделирование стохастических обрабатывающе-транспортных систем с перемещаемыми запасами/ С.Б. Якимович, М.А. Тете-рина // Вестник МГУЛ - Лесной Вестник». - М.: МГУЛ, 2007. - № 6. - С. 71-77.

2. Тетерина, М.А. Оптимизация интенсивности обработки предмета труда харвестером по критерию времени простоев / М.А. Тетерина // Электронное издание «Социально-экономические и технические системы». - Набережные Челны: ИНЭКА, 2006. - 4 с.

3. Обоснование ресурсосберегающих технологий лесопромышленного комплекса, адаптированных к природным условиям Пермского края, с минимизацией затрат на лесовосстановление: отчет о НИР (промежуточный) / Марийский государственный технический университет; рук. Якимович С.Б. - Гос. контракт № 01.29/07 с министерством промышленности и природных ресурсов Пермского края - Йошкар-Ола, 2007. - 500 с.

4. Боровиков, В.П. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов/ В.П. Боровиков - СПб.: Питер, 2001 - 656 с.

5. И1р://м'мм'.5ИЙ5Йса.т.Элекгронный учебник StatSoft.

6. Yakimovich, S.B. Transporting stocks logistics/ S.B. Yakimovich, M.A. Teterina// International virtual journal for science, technics and innovations for the industry «Machines, technologies, materials», Issue 4-5, - Sofia, Bulgaria. 2007. - pp. 35-39.

50

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.