Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СЮЖЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ МОНТАЖНОГО ТИПА В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СЮЖЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ МОНТАЖНОГО ТИПА В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНЕЙНАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ / МОНТАЖНАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ / КОЛЛАЖ / МОНТАЖ / СТАНКОВАЯ СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ МОНТАЖНОГО ТИПА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Двизова Ольга Владимировна

Обобщен и проанализирован опыт построения сюжетной композиции монтажного типа в детской художественной школе, реализованный путем адаптации методических разработок профессора Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) С. П. Лазарева по живописно-графической композиции. Устойчивые законы композиции носят всеобщий характер, а композиционные правила и приемы, с помощью которых строится композиция, можно отнести к менее устойчивым категориям. Создание станковой композиции - это прежде всего построение единого по содержанию художественного произведения, основная идея которого читается четко и убедительно. Преподавание композиции в детской художественной школе имеет некоторое противоречие: с одной стороны, требования к качеству подготовки обучающихся постоянно растут, с другой - подходы в обучении построения станковой сюжетной композиции остаются прежними, представляя собой, как правило, линейную схему развития сюжетного повествования. Событие изображается в системе линейной перспективы и не дает возможности в полной мере использовать потенциал фантазии обучающихся. В настоящее время особую актуальность приобретают методики преподавания станковой композиции, создающие условия для развития творческого мышления обучающихся. Есть множество подходов к созданию сюжетной станковой композиции, изученных, описанных и применяемых художниками: например, монтаж успешно используется в обучении студентов профильных вузов (в том числе ТГПУ). Проблема заключается в том, что нет методики обучения учеников художественных школ станковой сюжетной композиции с использованием монтажного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Двизова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL METHOD OF TEACHING OF NARRATIVE COMPOSITION OF ASSEMBLING TYPE OF CHILDREN’S ART SCHOOL

The purpose of this experimental study is to summarize and analyze the experience of formation a narrative composition of assembling type in a children’s art school, implemented by adapting the methodological developments of the teacher of Tomsk State Pedagogical University S. P. Lazarev on the painting and graphic composition. The relevance of this study is due to educational aspects related to the study of methods of working on easel narrative composition in children’s art school (elementary level of fine arts education). The stable laws of composition, which have been in force for a long time in the history of fine arts, are universal, and the compositional rules and techniques by which the composition is built can be classified as less stable. The creation of an easel composition is first of all the construction of a single art work, the main idea of which is read clearly and convincing. Teaching of composition in children’s art school has some contradiction: on the one hand, requirements to the quality of students training are constantly growing, on the other hand, approaches in teaching the construction of easel narrative composition remain the same, representing, as a rule, a linear scheme of development of story narrative. The event is depicted in a linear perspective system and does not allow full use of the potential of the students’ fantasy. At present, the methods of teaching easel composition, which create conditions for the development of creative thinking of students, are of particular relevance. There are many approaches to the creation of an easel narrative composition, studied, described and applied by artists: for example, assembling is successfully used in the training of students of specialized universities (including Tomsk State Pedagogical University). The problem is that there is no method of teaching students of art schools an easel narrative composition using an assembling method (conditionally such a composition can be called a narrative composition of assembling type). The description of the principles of working with children on the easel narrative composition of the assembling type within the framework of the studying under the additional pre-vocational program “Painting” can be useful to teachers of art schools, teachers of general education schools, teachers of specialized universities and Secondary Specialized Educational Institutions, as well as artists interested in children’s creativity, participating in the jurying of competitions of children’s works.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СЮЖЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ МОНТАЖНОГО ТИПА В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ»

УДК 374

йО! 10.23951/2307-6127-2021-2-45-56

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СЮЖЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ МОНТАЖНОГО ТИПА В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

О. В. Двизова

Томский государственный педагогический университет, Томск

Обобщен и проанализирован опыт построения сюжетной композиции монтажного типа в детской художественной школе, реализованный путем адаптации методических разработок профессора Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) С. П. Лазарева по живописно-графической композиции. Устойчивые законы композиции носят всеобщий характер, а композиционные правила и приемы, с помощью которых строится композиция, можно отнести к менее устойчивым категориям. Создание станковой композиции - это прежде всего построение единого по содержанию художественного произведения, основная идея которого читается четко и убедительно. Преподавание композиции в детской художественной школе имеет некоторое противоречие: с одной стороны, требования к качеству подготовки обучающихся постоянно растут, с другой - подходы в обучении построения станковой сюжетной композиции остаются прежними, представляя собой, как правило, линейную схему развития сюжетного повествования. Событие изображается в системе линейной перспективы и не дает возможности в полной мере использовать потенциал фантазии обучающихся. В настоящее время особую актуальность приобретают методики преподавания станковой композиции, создающие условия для развития творческого мышления обучающихся. Есть множество подходов к созданию сюжетной станковой композиции, изученных, описанных и применяемых художниками: например, монтаж успешно используется в обучении студентов профильных вузов (в том числе ТГПУ). Проблема заключается в том, что нет методики обучения учеников художественных школ станковой сюжетной композиции с использованием монтажного метода.

Ключевые слова: линейная схема построения композиции, монтажная схема построения композиции, коллаж, монтаж, станковая сюжетная композиция монтажного типа.

Для данной работы актуальна такая классификация форм событийно-сюжетной композиции, как:

1) хронологическая;

2) ретроспективная;

3) свободная или выстроенная при помощи монтажа различных сюжетов.

Суть свободной (монтажной) композиции заключается в нарушении пространственно-временных связей между событиями: связь сюжетов осуществляется на смысловой основе [1]. Это относится как к литературе, так и к изобразительному искусству, а также к кинематографии. Впервые термин «монтаж» был выдвинут С. М. Эйзенштейном как метод построения кинематографического пространства. Впоследствии эта идея будет актуальна для других видов искусства (литературы, фотографии, графики, живописи) [2]. По мнению Ю. Гордона, существуют единые инструменты композиции в разных видах деятельности [3]. О монтаже в современной культуре можно говорить не только как о кинематографическом методе [4, 5]: метод монтажности используется как выразительное средство в живописи и дизайне.

Яркими примерами построения композиции с совмещением времен и пространств в живописи являются средневековые фрески и иконы. В религиозных сюжетах художники

показывали сосуществование разных миров. В период Раннего Возрождения художники также использовали прием совмещения времен. Например, Мазаччо во фреске «Чудо со статиром» показывает события трех этапов повествования [6]. Со временем в искусстве Возрождения использование законов линейной перспективы привело к изображению реальности пространства, и прием совмещения времен в одном изобразительном пространстве (монтаж) исчез из работ художников. В дальнейшем метод монтажной композиции стали использовать художники времен исторических сломов (рубеж ХУШ-Х1Х вв.), например Гойя, Делакруа, Рунге. Монтажность становится явной в работах кубистов (П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис), представителей немецкого экспрессионизма (Ф. Марк, О. Дикс) и русского авангардизма (П. Филонов, М. Шагал). Реальность в периоды исторических потрясений уходит на второй план.

В XX в. обнаружено соответствие физических законов и физиологии. 1970-е гг. стали новым рубежом в открытии учеными образного «монтажного» и «коллажного» ассоциативного мышления человеческого мозга. Коллаж всегда был связан с рекламой, где неожиданно могут сочетаться часто противоречивые образы и сюжеты. Закономерность монтажа наблюдается в литературе, кинематографии, книжной иллюстрации, экслибрисе (А. Род-ченко, Л. Лисицкий). Использование метода монтажа в композиции привнесло динамику нового времени сначала в графику, а затем в живопись выдающегося советского художника Александра Дейнеки.

Развитие фотомонтажа связано с именами Д. Хартфильда, Р. Хаусмана, М. Эрнста, А. Родченко, последний видел в фотомонтаже «комбинацию фотографий». В его работах монтаж не сводится к чистому приему, а как бы является взглядом на жизнь [7].

В ХХ в. монтаж использовали футуристы (У Боччони, Д. Северини), дадаисты и сюрреалисты. Коллажи кубистов и дадаистов, смонтированные из разных предметов, открывали совершенно новые горизонты искусству. Эти опыты с решением новых пространственных возможностей были не забыты мастерами поп-арта. В современном российском искусстве можно выделить творчество И. Глазунова: его картина «Вечная Россия» является ярчайшим примером в разработке исторической тематики, где применен метод монтажа.

В современной художественной школе на уроках истории искусства также изучаются произведения художников, использующих в своих композициях метод монтажа, но нередко обучающиеся на практике не в силах отразить в работах все свои идеи по конкретной теме. Выбирая «линейную схему» построения повествования в качестве способа воплощения выбранного сюжета в живописно-графической композиции, они утрачивают яркость представляемых ими образов и упускают возможность передать всю глубину своего идейного замысла, в основе которого лежат неразрывные связи элементов композиции, определяющих ее пластическую форму [1, 8].

Интерес к описанной проблеме связан, с одной стороны, с отсутствием методик преподавания станковой сюжетной композиции монтажного типа для обучающихся художественных школ, с другой стороны, с необходимостью расширения познаний в области создания различных видов станковой композиции у обучающихся и их дальнейшего профессионального развития.

Для решения данной проблемы необходимо решить следующие задачи:

- изучить методические наработки по созданию монтажно-графической композиции студентами Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) под руководством профессора С. П. Лазарева;

- адаптировать данные наработки по сюжетной монтажной композиции, показавшие эффективность в работе со студентами, для обучающихся детских художественных школ (ДХШ).

Сергей Петрович Лазарев - заслуженный художник Российской Федерации, член Союза художников России, художник-график, представитель известного во всем мире направления «сибирская неоархаика», чьи работы нельзя разделить на живопись или графику, поскольку в них используются смешанные техники (масло, темпера, акварель, графит и др.), а также применяются методы монтажной композиции. В совершенстве владея методами монтажной композиции, профессор ТГПУ С. П. Лазарев уже несколько лет обучает студентов станковой сюжетной композиции.

Создание адаптированной методики по станковой сюжетной композиции монтажного типа, безусловно, обогатит арсенал методик, применяемых преподавателями детских художественных школ, и позволит увидеть преимущества обучения детей посредством нетрадиционных методов.

Несмотря на разницу в подготовке профессионалов в области изобразительного искусства в вузе (ТГПУ) и в предпрофессиональной подготовке обучающихся в детской художественной школе (не все выпускники ДХШ пойдут в профессию), процесс обучения во многом схож:

- обучение от простого к сложному;

- ведение работы «от общего к частному и обратно»;

- обучение самостоятельности мышления в решении творческих задач.

Композиция является одной из ведущих учебных дисциплин в системе профильной

подготовки бакалавров и магистров в области изобразительного искусства и мировой художественной культуры в ТГПУ. Важность учебной дисциплины «Композиция» связана с формированием художественного вкуса и образного мышления [9]. В основу курса «Композиция» положен принцип единства теории и практики, который является необходимым условием обучения. Рабочая программа учебной дисциплины «Композиция» С. П. Лазарева [10] ставит своей целью дать профессиональные значимые умения и навыки в закономерностях построения художественного произведения, изучить средства, приемы и правила правдивого отражения действительности в образной форме [11].

Задачами, обозначенными в программе для студентов, являются:

- овладение основами построения художественного произведения;

- развитие образного мышления;

- усвоение принципов и методов реалистичности изображения;

- получение общего понятия и теоретических представлений о средствах, приемах и правилах построения художественного произведения;

- формирование основополагающих профессиональных компетенций.

В результате освоения дисциплины выпускник вуза должен знать:

- исторические и теоретические основы композиции;

- технологию и технику работы с различными художественными материалами;

- содержание теории и методики учебной композиции, вопрос единства содержания и формы в произведении искусства;

- художественно-выразительные средства композиции.

Выпускник вуза также должен уметь:

- создавать композиции различными средствами, приемами и материалами;

- применять полученные знания, умения и навыки в творческой и культурно-просветительской деятельности;

- анализировать художественные произведения различных видов и жанров;

- ориентироваться в условиях современного развития искусства;

и владеть:

- культурой мышления и поведения;

- навыками профессионального мастерства в области создания композиции;

- техникой и технологией создания художественных произведений;

- профессиональной терминологией;

- основами научного подхода, выработанными на современной стадии развития изобразительного искусства.

Главной целью реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства «Живопись» в ДХШ (предмет «Станковая композиция») является формирование у обучающихся профессиональных навыков, знаний и умений для воплощения творческих замыслов, развитие творческих способностей [12]. В задачи входит:

- получение знаний о закономерностях построения художественного произведения;

- получение знаний о принципах сбора материала и способах его применения при создании станковой сюжетной композиции;

- освоение навыков использования выразительных и изобразительных средств композиции.

Результатом освоения программы по станковой композиции к концу обучения является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- знание основных законов композиции;

- знание общепринятых профессиональных терминов;

- умение применять на практике базовые принципы и средства композиции: формат и размер плоскости картин; ритм (динамика, статика, покой, хаос); линию и силуэт; закон равновесия; закон контраста форм и пятен;

- умение выбирать формат в зависимости от изображаемого объекта;

- умение компоновать изображение в листе;

- умение вести работу над форэскизом (II полугодие).

По результатам обучения детей по данной программе в течение 5 лет, они должны быть готовы к самостоятельной реализации своих творческих замыслов.

В приведенных выше фрагментах рабочих программ заметно сходство целей, задач, а также и методов работы над станковой сюжетной композицией. Как в высшей школе, так и в детской художественной школе композиция является объединяющей дисциплиной и дает возможность в учебных работах применять знания, полученные на занятиях по рисунку и живописи, так как все предметы в своей совокупности составляют единый образовательный процесс. Общим в обучении учащихся ДХШ и студентов вузов является единство теории и практики.

Для достижения поставленных задач в ходе выполнения станковой сюжетной композиции возможно применение метода монтажа или других методов, которые смогут наиболее полно раскрыть тему и достичь максимального эффекта в восприятии. Линейная схема построения композиционного повествования не всегда может полно и убедительно раскрыть тему. Как передать чувства и эмоции главных героев? Какие композиционные методы передают главную идею своего произведения наиболее ярко?

Монтажный метод в композиции позволяет соединить в одной картинной плоскости разновременные сюжетные линии. Как отмечают Е. А. Скорик и А. П. Скорик, монтаж не сводится к чистому приему, а является следствием взгляда на жизнь, стремлением предугадать и воплотить завтрашний день. Монтаж дает свободу в отношении к предметам и явлениям, позволяет подчеркнуть в предмете существенные, конструктивные и выразительные стороны [5].

На данный момент существует множество композиционных средств для воплощения художником своих творческих замыслов. Монтаж - один из них, и он может оказаться наи-

более эффективным средством отражения авторского отношения к изображаемому, так как мысль художника может объединить в одном произведении множество разных сюжетных линий, временных измерений и деталей и придать им единый смысл. Монтаж нельзя путать с коллажом. Коллаж - это прием соединения подчеркнуто разнородных материалов, который может привести к неожиданному смысловому или декоративному эффекту. Монтаж применяется для обогащения сюжета, работает на сюжет, сохраняя целостность произведения, построенного по композиционным законам.

В процессе сравнения программных целей и задач высшей школы и детской художественной школы в рамках обучения станковой композиции мы увидели, что во многом они одинаковы, но существуют и отличия. Студенты должны владеть навыками профессионального мастерства в области создания композиции, основами научного подхода, выработанными на современной стадии развития изобразительного искусства, технологией и техникой работы различными художественными материалами (в том числе маслом) [12].

По мнению О. Л. Голубевой, знание основ композиции, влияющее на развитие творческой личности, должно закладываться еще в детстве. Оно формирует элементарную грамотность восприятия произведений искусства, а творческая профессия в первую очередь требует знания законов гармонии и средств, помогающих создавать гармоничные произведения [13].

Обучая детей станковой композиции в художественной школе, необходимо помнить прежде всего о том, что это процесс творческий: работа над композицией начинается с «вынашивания идеи» - первоначального накопления материала, обогащения памяти жизненными впечатлениями, прочитанными книгами. Основой формирования образного мышления является чтение художественной литературы и поэзии. Период накопления материала необходимо сопровождать различными набросками, зарисовками, упражнениями.

Следует отметить, что сегодня дети мало читают и, как следствие, имеют слабое воображение. Большинство учащихся на уроках работают очень медленно, задания на выполнение эскизов к станковой композиции вызывают у них затруднения. Клиповое сознание мешает современным детям глубоко и вдумчиво изучать жизнь во всех ее проявлениях. Именно это наблюдение показывает, что в обучение станковой композиции в современной художественной школе необходимо ввести использование приемов монтажной композиции. Детям необходимо объяснять, что замысел композиции рождается порой из разрозненных впечатлений по теме. Рождение замысла постепенно или неожиданно можно объяснить индивидуальными особенностями восприятия, степенью одаренности, недостатком или изобилием материала по заданной теме. В период возникновения замысла ученику нужно определиться с методом решения найденного сюжета с точки зрения убедительности для восприятия композиции зрителем. Если учащийся понимает, что не может выразить собственную мысль и донести свою идею с помощью обычных приемов построения композиции, он должен иметь возможность сделать это с помощью монтажа.

Разработка сюжетной композиции монтажного типа по методу С. П. Лазарева предполагает:

- многоплановость конструктивного построения формы;

- связь разномасштабных составляющих;

- наличие нескольких точек схода и перспективного сокращения;

- совмещение отдельных стадий процесса в одной композиции без соблюдения единства времени и места;

- объединение приемов создания формальной и сюжетной композиции, построенной с помощью линейной схемы, где происходит развитие сюжета с использова-

нием «переднего», «среднего» и «дальнего» планов, линейной и световоздушной перспективы.

В рамках технологического процесса в основе создания сюжетной станковой композиции монтажного типа лежит разработка графической конструкции, подразумевающей определение «главного героя» (композиционного центра), вокруг которого и разворачивается основное действие композиции. Композиционный центр, по мысли С. П. Лазарева, трехмерен. В нем можно выделить двух «помощников», подчиненных главному действующему лицу, и фон, на котором разворачивается действие.

Описанная методика апробирована на занятиях по композиции и принесла следующие результаты: по итогам обучения по программе бакалавриата восемь студентов под руководством С. П. Лазарева успешно защитили дипломные творческие работы, созданные на основе данного метода.

Сегодня в ДХШ № 1 проводится экспериментальная работа по адаптации данных методических наработок в рамках обучения детей станковой композиции. Методика создания сюжетной композиции апробируется в рамках предпрофессиональной подготовки учащихся 4-х классов ДХШ № 1 г. Томска.

В работе над композицией на тему «Иллюстрации к литературным произведениям» и композицией по теме «Нам дороги эти позабыть нельзя» использовались следующие приемы:

- перевод фотографии известного произведения по теме в абстрактную форму с помощью рваной бумаги;

- наполнение абстрактной формы конкретными образами;

- поиск цветового решения с помощью ограниченного числа цветов: три хроматических и два ахроматических цвета (рис. 1).

К 4-му классу обучающиеся по дополнительной предпрофессиональной программе «Живопись» имеют определенные знания, умения, навыки в работе над станковой композицией «линейного» типа, когда сюжет выстраивается с использованием одной линии горизонта в определенном времени и пространстве. Для перехода на новый уровень возможностей по созданию композиции монтажного типа в детской художественной школе необходимо познакомить учащихся с работами известных художников, которые использовали данный прием в своих произведениях: Мазаччо, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, У Боччони, Д. Северини, М. Дюшан, Ю. М. Ракша, И. С. Глазунов.

Сюжетная композиция монтажного типа предполагает создание в границах одной картинной плоскости нескольких сюжетных линий. Как было отмечено выше, станковая сюжетная композиция монтажного типа отличается от коллажа целостностью картинного пространства, следовательно, на нее распространяются все правила и законы композиционного построения:

- целостность восприятия;

- закон контрастов;

- закон новизны;

- закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу [14].

В рамках экспериментальной работы обучающиеся художественной школы изучают работы известных авторов, созданные с применением метода монтажа, анализируют их, постигают суть монтажного приема и возможности, которые открываются при его использовании. При создании самых первых эскизов, которые выполняются в формате абстрактной композиции, следует помнить о законе целостности и контрастов. Именно учет этих законов имеет принципиально важное значение. Дети должны уметь четко выделять главное в своей композиции с помощью тона, формы или размера.

Применение такого приема, как переведение произведения известных художников (по фотографии) в абстрактную форму композиции, т. е. исследование создания художественных произведений в обратном порядке, поможет юным художникам лучше ориентироваться в композиционном пространстве (рис. 2).

Рис. 2. Поиск композиционного решения. Перевод произведения известного автора в формальную композицию. Наталья Портнягина, 14 лет, 4-й класс. Преподаватель О. В. Двизова

Поиск цветового решения посредством смешения двух ахроматических цветов (белый с черным) и двух или трех хроматических цветов, выбранных в соответствии с замыслом (теплые, холодные), приведет к гармонизации цветового решения.

Образовательный процесс в рамках обучения детей станковой композиции очень разнообразит упражнения по созданию коллажей, выполненных с помощью рваной бумаги. Создавая коллаж из рваной бумаги (старые цветные журналы), можно выклеить формальную композицию, используя все законы построения картинного пространства (рис. 3-5).

Рис. 3. Эскиз. Формальная композиция. Поиск композиционного решения. Татьяна Тен, 14 лет, 4-й класс.

Преподаватель О. В. Двизова

Рис. 4. Поиск композиционного решения. Вероника Кучина, 14 лет, 4-й класс. Преподаватель О. В. Двизова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затем абстрактные формы заменяются образами людей, животных, элементами пейзажа, интерьера или бытовыми предметами. Этот процесс очень захватывает детей. Если ставить перед обучающимися поэтапные, четкие задачи, они через простые упражнения постигают всю сложность построения композиции. Упрощение формы, затем ее конкретизация способны подвести ученика к пониманию принципа «от общего к частному, от частного к общему» - главному принципу работы в изобразительном искусстве.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что применение монтажного метода в создании сюжетной станковой композиции заинтересовывает большинство участников образовательного процесса в рамках академических часов, отведенных на предмет «Станковая композиция» в 4-м классе. Обучающиеся успешно выполнили композиции на заданные темы (рис. 6).

Рис. 6. Итоговые сюжетные композиции монтажного типа «Иллюстрация к литературному произведению»: а - Наталья Портнягина, 14 лет, 4-й класс; б - Татьяна Тен, 14 лет, 4-й класс; в - Вероника Кучина, 14 лет, 4-й класс; г - Роман Понаморев, 14 лет, 4-й класс. Преподаватель О. В. Двизова

В качестве перспективы исследования можно отметить необходимость анализа результатов внедрения описанной методики для обобщения опыта и ее совершенствования.

Открытым остается вопрос о специфике применения данной методики в работе с другими возрастными категориями обучающихся ДХШ, а также вопросы, связанные с возможностью внесения изменений в учебные планы и предпрофессиональные программы детской художественной школы.

Автору статьи видится большой потенциал данной методики в работе с детьми.

Список литературы

1. Кибрик Е. А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Рисунок. Живопись. Композиция: хрестоматия: учеб. пособие / сост. Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов. М.: Просвещение, 1989. С. 178-189.

2. Щемеров И. А., Лазарев С. П. Методика преподавания принципов формообразования для слушателей краткосрочных курсов по графическому дизайну на примере формальной монтажной композиции // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 8 (193). С. 169-176.

3. Гордон Ю. О языке композиции. М.: Студия Артемия Лебедева, 2018. 208 с.

4. Катаева О. Б. Метод внутрикадрового монтажа в создании живописного портретного образа // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 2. С. 77-79.

5. Скорик Е. А., Скорик А. П. Монтаж изобразительного и кинематографического пространства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 3. С. 1-10.

6. Мочалов Л. В. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи. М.: Советский художник, 1983. 375 с.

7. Бернштейн Д. Коллаж в России. XX век. СПб.: Palace Editions, 2005. 392 с.

8. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980. 157 с.

9. Кочергин Э. Категории композиции. Категории цвета. Практические исследования основных понятий: учеб. пособие. СПб: Вита-Нова, 2019. 160 с.

10. Лазарев С. П. Композиция: графическо-живописная композиция: метод. рекомендации. Томск: Изд-во ТГПУ, 2014. 32 с.

11. Лапин А. Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом. М.: Издатель Л. Гусев, 2005. 160 с.

12. Волков И. И. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. 263 с.

13. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» для обучающихся 1-5 классов в ДХШ (срок реализации 5 лет). Томск, 169 с.

14. Ростовцев Н. Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. учеб. пособие для студ. художественно-графических факультетов. М.: Просвещение, 1989. 215 с.

Двизова Ольга Владимировна, магистрант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061); преподаватель, директор МАОУДО «ДХШ № 1» г. Томска (пр. Ленина, 42, Томск, Россия, 634050). E-mail: dovdhsh1@gmail.com

Материал поступил в редакцию 15.02.2021

DOI 10.23951/2307-6127-2021-2-45-56

EXPERIMENTAL METHOD OF TEACHING OF NARRATIVE COMPOSITION OF ASSEMBLING TYPE OF CHILDREN'S ART SCHOOL

O. V. Dvizova

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The purpose of this experimental study is to summarize and analyze the experience of formation a narrative composition of assembling type in a children's art school, implemented by adapting the methodological developments of the teacher of Tomsk State Pedagogical

University S. P. Lazarev on the painting and graphic composition. The relevance of this study is due to educational aspects related to the study of methods of working on easel narrative composition in children's art school (elementary level of fine arts education). The stable laws of composition, which have been in force for a long time in the history of fine arts, are universal, and the compositional rules and techniques by which the composition is built can be classified as less stable. The creation of an easel composition is first of all the construction of a single art work, the main idea of which is read clearly and convincing. Teaching of composition in children's art school has some contradiction: on the one hand, requirements to the quality of students training are constantly growing, on the other hand, approaches in teaching the construction of easel narrative composition remain the same, representing, as a rule, a linear scheme of development of story narrative. The event is depicted in a linear perspective system and does not allow full use of the potential of the students' fantasy. At present, the methods of teaching easel composition, which create conditions for the development of creative thinking of students, are of particular relevance. There are many approaches to the creation of an easel narrative composition, studied, described and applied by artists: for example, assembling is successfully used in the training of students of specialized universities (including Tomsk State Pedagogical University). The problem is that there is no method of teaching students of art schools an easel narrative composition using an assembling method (conditionally such a composition can be called a narrative composition of assembling type). The description of the principles of working with children on the easel narrative composition of the assembling type within the framework of the studying under the additional pre-vocational program "Painting" can be useful to teachers of art schools, teachers of general education schools, teachers of specialized universities and Secondary Specialized Educational Institutions, as well as artists interested in children's creativity, participating in the jurying of competitions of children's works.

Keywords: linear diagram of composition construction, assembling diagram of composition construction, collage, assembling, easel narrative composition of assembling type.

References

1. Kibrik E. A. Obyektivniye zakony compositsii v izobrazitel'nom isskusstve [Objective Laws of Composition in Fine Arts]. Voprosy filosofii, 1967, no. 106, pp. 178-189 (in Russian).

2. Schemerov I. A., Lazarev S. P. Metodika prepodavaniya printsipov formoobrazovaniya dlya slushateley kratkosrochnykh kursov po graficheskomu dizaynu na primere formal'noy montazhnoy kompozitsii [Methodology of Teaching of Formation Principles for Participants of Short-Term Courses in Graphic Design on the Example of Formal Installation Composition]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2018, vol. 8 (193), рp. 169-176 (in Russian).

3. Gordon Yu. O yazyke kompozitsii [About the language of composition]. Moscow, Studiya Artemiya Lebedeva Publ., 2018. 208 p. (in Russian).

4. Katayeva O. B. Metod vnutrikadrovogo montazha v sozdanii zhivopisnogo portretnogo obraza [Method of intraframe assembling in the creation of a picturesque portrait image]. Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice]. Tambov, Gramota Publ., 2012, no. 2, pp. 77-79 (in Russian).

5. Skorik E. A., Skorik A. P. Montazh izobrazitel'nogo i kinematograficheskogo prostranstva [Assembling of fine and cinematic space]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal "Kontsept" - Scientific and methodological electronic journal "Concept", 2014, no. 3, pp. 1-10 (in Russian).

6. Mochalov L. V. Prostranstvo mira i prostranstvo kartiny. Ocherki o yazyke zhivopisi [Peace space and painting space. Essays on the language of painting]. Moscow, Sovetskiy khudozhnik Publ., 1983. 375 p. (in Russian).

7. Bernstein D. Kollazh v Rossii. XXvek [Collage in Russia. 20th century]. Saint Petersburg, Palace Editions, 2005. 392 p. (in Russian).

8. Raushenbach B. V. Prostranstvennyepostroyeniya vzhivopisi [Spatial Constructions in Painting]. Moscow, Nauka Publ., 1980. 157 p. (in Russian).

9. Cochergin E. Kategorii kompozitsii. Kategorii tsveta. Prakticheskiye issledovaniya osnovnykhponyatiy. Uchebnoye posobiye [Composition categories. Categories of color. Practical studies of basic concepts. Tutorial]. Saint Petersburg, Vita-Nova Publ., 2019. 160 p. (in Russian).

10. Lazarev S. P. Kompozitsiya: grafichesko-zhivopisnaya kompozitsiya: metodicheskiye rekomendatsii [Composition: graphic and painting composition: methodological recommendations]. Tomsk, TSPU Publ., 2014. 32 p. (in Russian).

11. Lapin A. Ploskost'i prostranstvo ili zhizn 'kvadratom [Plane and space or life square]. Moscow, L. Gusev Publ., 2005. 160 p. (in Russian).

12. Volkov I. I. Kompozitsiya v zhivopisi [Composition in Painting]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1977. 263 p. (in Russian).

13. Dopolnitel'naya predprofessional'naya obshcheobrazovatel'naya programma v oblasti izobrazitel'nogo iskusstva "Zhivopis'" dlya obuchayushchihsya 1-5 klassov v DHSH (srok realizatsii 5 let) [Additional pre-professional general education program in the field of fine arts "Painting" for students of grades 1-5 in DHW (term of implementation 5 years)]. Tomsk. 169 p. (in Russian).

14. Rostovtsev N. N. Risunok. Zhivopis'. Kompozitsiya: Khrestomatiya. Uchebnoye posobiye dlya studentov khudozhestvenno-graficheskikh fakul 'tetov [Drawing. Painting. Composition: Anthology. Educational manual for students of art and graphics faculties]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1989. 215 p. (in Russian).

Dvizova O. V., Master's degree student, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). Teacher, director of MAOUDO "Children's Art School No. 1", Tomsk (pr. Lenina, 42, Tomsk, Russian Federation, 634050). E-mail: dovdhsh1@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.