2. Международный Кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международный Кодекс по управлению безопасностью (МКУБ).
3. Даниленко А. А. Психологические основы управления на морском транспорте: учебник. - СПб.: Изд-во ГМА им. С. О. Макарова, 2011. - 512 с.
4. Скотт Р. Ф. Экспедиция к Южному полюсу / пер. В. А. Островского. - М.: Дрофа, 2007. - 560 с.
5. EMSA. Annual overview of marine casualties and incidents 2018. - URL: http:// www.emsa.europa.eu.
Н. Р. Бажилин
УДК 78
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ НА АККОРДЕОНЕ
Д жазовое исполнительство является наиболее свободным с точки зрения музыкальных приемов и инструментов. Сочетание негритянских ритмических рисунков и европейских принципов аранжировки настолько сильно повлияло на мировую музыкальную мысль, что многие типичные для джаза элементы, такие как синкопирование, свинговая манера игры, гармония и т.д. стали использоваться в академической и эстрадной музы-
ке. Аккордеон практически сразу был интегрирован в новое музыкальное направление. Буквально через несколько лет после того, как была издана первая аудиозапись джазовой музыки, появились известные аккордеонисты, исполняющие джаз: Пьетро и Гуидо Дейро, Фрэнк Марокко, Арт Ван Дамм и др. Это указывает на то, что аккордеон является инструментом, отвечающим необходимым художественным и техническим требованиям, предъявляемым к джазу как направлению музыки.
Многие годы аккордеон в джазе использовался в качестве замены фортепиано. Играли на нем также пианисты. Дело в том, что наличие качественного фортепиано в начале XX века было редкостью, а джазовая музыка становилась популярной. Однако сочетание достоинств клавишных и духовых инструментов, богатая палитра тембров в скором времени вывели аккордеон из аккомпанирующих партий в солирующие. Тем не менее недостаток методик обучения импровизации на этом инструменте, а также его универсальность, а также адаптивность ко многим стилям привели к тому, что количество исполняющих джаз на аккордеоне оказалось не столь значительным.
Современный джазовый аккордеонист С. В. Осокин в ходе интервьюирования поделился мыслями по этому поводу: «Аккордеон очень многоликий инструмент и вопрос возможности исполнения того или иного стиля кроется скорее в человеке, а не в каких-то акустических или технических ограничениях. Именно поэтому мы не видим большого количества аккордеонистов-джазменов». Кроме того, по свидетельству С. В. Осокина, представление о том, что аккордеон не является джазовым инструментом, не находит поддержки в Америке. В США он является настолько же джазовым, насколько им может являться, например, саксофон. Аналогичного мнения придерживается и другой респондент, джазмен В. Н. Данилин.
Цель статьи - обоснование хода и результатов экспериментальной апробации программы развития навыков джазовой импровизации на аккордеоне.
20/y/j -
ш
Задачи: конкретизировать актуальность развития навыков импровизации на аккордеоне в современных условиях; определить организационно-педагогические условия развития навыков импровизации в образовательном процессе; систематизировать данные опытно-экспериментальной работы по апробации программы развития навыков джазовой импровизации на аккордеоне.
В настоящее время аккордеонисты интересуются джазом и желают исполнять его. Джазовые произведения изучаются в классе специального инструмента, однако работа с ними зачастую происходит на интуитивном уровне, так как отсутствуют методики, отвечающие современным требованиям образования. После долгого этапа сложного развития данного направления, обусловленного нападками идеологов, музыкальных критиков, политиков, рассматривавших его как атрибут буржуазной культуры, а также развития джазового искусства в условиях андеграунда во времена Советского Союза, оно вновь появляется на большой сцене. Многие учебные заведения начинают включать в свои образовательные программы предметы, посвященные джазовому искусству. Концертно-просветительская деятельность также активно развивается: в 2019 году в России запланировано более 100 джазовых конкурсов и фестивалей.
Вместе с тем актуальное методическое обеспечение образовательных программ, связанных с импровизацией, остается крайне недостаточным как на уровне учебных пособий и монографий, так и дидактических разработок, рекомендаций. Подобный вывод был сделан по результатам анализа методических трудов, написанных специально для аккордеона. Большинство работ, доступных для изучения, было издано в первой половине XX века в США и Германии. Это «Modern piano accordion method» Ф. Бейкера [6]; «Progressive ideas for "pop" playing for accordion» Э. Мекка [7]; «Jazz accordion» А. Вальтера [9]; «Jazz theory and improvisation studies for accordion» Р. Стрикера [8]. Из современных изданий можно выделить пособие В. П. Власова «Школа джаза на баяне и
аккордеоне», опубликованное в 2008 году [1]. Эти труды написаны специально для аккордеонистов, однако их использование для формирования навыка джазовой импровизации является затруднительным. Данное предположение основывается на том, что ни одна из рассмотренных методик не может быть использована в неадаптированном виде, поскольку не обладает такими технологическими качествами, как концептуальность, системность, управляемость, эффективность и воспроизводимость [5]. Самые уязвимые компоненты у всех рассмотренных методических пособий - управляемость и эффективность. Если рассматривать настоящее положение дел, то из-за нехватки педагогов, имеющих возможность обучать импровизации, к методическим пособиям предъявляются повышенные требования, в частности: возможность диагностики, планирования и проектирования образовательного процесса, варьирования методики с целью корректировки результатов, использования их в качестве самоучителя, а также оптимальность по затратам, результативность и гарантия достижения определённого минимума.
В этом контексте для того, чтобы конкретизировать подходы к методике формирования навыка джазовой импровизации на аккордеоне, представлялось важным обобщить мнения педагогов-практиков о направлениях соответствующей учебно-творческой деятельности. Для этого было проведено социологическое исследование среди студентов и преподавателей средних и высших учебных заведений Москвы, Тамбова, Ростова-на-Дону, Кургана, Барнаула и Санкт-Петербурга. Кроме того, был осуществлен экспертный опрос, в котором участвовали аккордеонисты-джазмены: В. Н. Данилин, С. В. Осокин, О. Н. Добротин, Ю. В. Брусенцев, В. Е. Новиков (баян), Р. Руджиери. По результатам исследования установлено, что все эксперты, 70% преподавателей и 73% студентов, считают, что владение навыком джазовой импровизации положительно влияет на профессионализм музыканта, а также на его творческий потенциал. 70% преподавателей и 82% студентов любят слушать джаз. Наи-
больший интерес к данному направлению проявляют студенты в возрасте 22-25 лет (95%) и педагоги 30-40 лет (80%). Вместе с тем респонденты, за исключением экспертной группы, признались, что не обладают необходимыми знаниями и опытом для практического преподавания джазовой импровизации (70%). Вышеописанные данные позволяют предположить, что джаз и, в частности, импровизация, являются предметами интереса большинства респондентов. Кроме того, многие опрошенные считают, что умение импровизировать положительно скажется на исполнительском уровне тех, кто обучается по академическому профилю и не собирается связывать свою жизнь с джазом. На основании полученных данных подтвержден вывод о том, что крайне актуально развертывание соответствующей профильной подготовки и издания учебных и методических пособий.
В ходе экспертного опроса ведущим аккордеонистам-джазменам был задан ряд специальных вопросов, что помогло конкретизировать основные педагогические подходы к формированию навыков джазовой импровизации. Так, всеми экспертами был положительно оценен предложенный авторский алгоритм обучения джазовой импровизации, который содержит 6 компонентов, изучаемых в следующем порядке: ритм; штрихи и артикуляция; гармония и линия баса; мелодика; стилевые особенности; практическая импровизация. По мнению экспертов, данный алгоритм должен быть дополнен целенаправленными прослушиванием и анализом аудиозаписей и концертных выступления признанных мастеров джаза. Это помогает быстрее понять такие сложные для вербального объяснения термины, как свинг, грув и т.п. Большинство экспертов убеждены, что формировать навык джазовой импровизации у студентов-аккордеонистов необходимо даже в том случае, когда последние проходят обучение по академическому направлению.
Полученные данные позволили выявить ключевые организационно-педагогические условия и разработать авторскую модель и соответствующую программу формирования
основ джазовой импровизации в классе аккордеона. Целью модели является организация учебного-творческого процесса, обеспечивающего целостное освоение студентами теории и практики джазовой импровизации на аккордеоне. Цель авторской программы - формирование у студентов-аккордеонистов высших и средних учебных заведений комплекса компетенций в области джазовой импровизации и исполнительства, композиторских способностей и навыков в аранжировке произведений. Программа предполагает решение задач расширения музыкального кругозора; формирование умения анализировать гармонические и мелодические компоненты джаза; развитие навыка исполнения эстрадно-джазовых пьес; освоение импровизационных техник и организующих их принципов. В ходе реализации программы активно применяются активные и интерактивные методы обучения: джем-сессии, соревновательные импровизации, дискуссии, обсуждения, анализ импровизаций известных джазменов путем прослушивания аудиозаписей. Авторская программа рассчитана на 2 года. За этот период студенты изучают метроритмические особенности джаза, элементарные принципы варьирования мелодии, виды импровизационных техник, построение структуры импровизации с привлечением композиционного мышления, адаптацию гармонической фактуры в соответствии со стилем импровизации, ладовую импровизацию, особенности импровизации в ансамбле, концепцию свободной импровизации.
С целью апробации предложенных модели и программы, в период с 2015 по 2018 гг. был осуществлен комплекс формирующих педагогических экспериментов. Пилотный эксперимент, включавший проверку заложенных в программе методик повышения эффективности качества исполнения джазовых произведений и формирование навыка элементарного варьирования мелодии, был проведен на базе XII международного пленэра аккордеонистов (2015 г.) и показал, что джазовая музыка является перспективным репертуаром, а изучение ее особенностей способствует улучшению у испытуемых таких пока-
20/у/.3 -
(Ш\
зателей, как метрическая устойчивость; умение играть сложные ритмы; способность следить за целостной структурой произведения, а не основываться только на своей партии; мотивация к занятиям оркестровой практикой.
Анализ результатов эксперимента позволил подтвердить эффективность предложенных методик развития ключевых компонентов формирования навыка джазовой импровизации, а также оптимизировать алгоритм их изучения. Последовавший основной эксперимент имел цель выявить степень эффективности разработанной программы по изучению основ джазовой импровизации на аккордеоне.
На диагностическом этапе участникам контрольной и экспериментальной групп был предложен комплекс заданий, связанный с ознакомлением, исполнением после непродолжительной подготовки, а также импровизацией на основе отобранного джазового стандарта. Для контроля эффективности формирования основ джазовой импровизации был применен метод фокус-группы. Достижения участников эксперимента оценивались по трем базовым критериям: общие музыкальные навыки; грамотность исполнения джазовых произведений; качество джазовой импровизации.
Так, в критерий «Общие музыкальные навыки» включены умение читать с листа; умение пользоваться регистрами в зависимости от текущей художественной задачи; знание и умение использовать специфические приемы игры на инструменте. Грамотность исполнения джазовых произведений включала следующий блок показателей: знание правил чтения текста джазовых произведений, адаптация гармонии в соответствии со стилистикой произведения, метроритмические особенности джаза. Качество джазовой импровизации оценивается по параметрам: естественность мелодической линии, разнообразие и уместность исполнительских приемов, единство стиля в процессе импровизации. В соответствии с предложенными показателями, уровень овладения измерялся по пяти балльной шкале. По результатам диаг-
ностики в экспериментальной и контрольной группах уровень овладения навыками по всем условно выделенным критериям был признан примерно одинаковым (рисунок 1).
Общие музыкальные Грамотность исполнения Качество джазовой
навыки джазовых произведений импровизации I Экспериментальная группа ■ Контрольная группа
Рис. 1. Уровень сформированности навы-ков на диагностическом этапе эксперимента
После диагностического этапа контрольная группа продолжила обучение по стандартной программе, а с участниками экспериментальной группы был осуществлен преобразующий этап эксперимента, в ходе которого проводились индивидуальные практические занятия, а также организовывались джем-сессии, ансамблевые импровизации на терн-э-раунд, соревновательные импровизации (так называемые баттлы). Согласно авторской программе студенты последовательно изучали ритмические, артикуляционные, гармонические, ладовые и особенности джаза. Каждый компонент впоследствии закреплялся практикой импровизации. При этом регулярно (раз в семестр) проводились замеры уровня сформированности навыков по всем выделенным критериям. Полученные данные свидетельствуют об устойчивом росте количественных и качественных показателей от замера к замеру. На заключительном этапе преобразующего исследования в экспериментальной группе был осуществлен контрольный срез уровня сформированности навыков на основе метода экспертных оценок. В ходе экспертизы было констатировано преобладание уровня «выше среднего», средний балл 4,2. Диаграмма формирующего эксперимента представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Изменение уровня навыков студентов в ходе эксперимента
Эксперты отметили существенное повышение у обучающихся компетентности исполнения джазовых произведений, культуры звука. Кроме того, заметный прогресс был зафиксирован в росте навыка импровизации. По завершении преобразующего был осуществлен контрольный этап эксперимента, где вновь для оценки использован метод фокус-групп. По результатам работы участниками фокус-групп констатировано, что в контрольной группе средний балл по всем критериям изменился с 2,33 на 2,63, в то время как у участников экспериментальной работы зафиксировано изменение уровня критериев с 2,35 по 4,11. Сравнительная диаграмма представлена на рисунке 3.
Полученные данные позволили констатировать, что применяемая методика формирования основ джазовой импровизации дает положительные результаты. Предложенная модель и программа формирования основ джазовой импровизации на аккордеоне получила одобрение признанных аккордеонистов-джазменов и отвечает всем требованиям технологичности. Экспериментальный подход к освоению импровизации на аккордеоне является эффективным, что подтверждают оценки экспертов и фокус-групп. Наибольший результат зафиксирован в критерии «Качество джазовой импровизации» - рост составил
Рис.2. Сравнительная диаграмма измене-ния среднего уровня критериев
43,4%, грамотность исполнения джазовых произведений возросла на 31%. Также на 31,2% улучшились общие музыкальные навыки. Таким образом, в ходе научно-исследовательской работы достигнуты следующие результаты.
Выяснено, что джаз и импровизация положительно воспринимаются преподавателями и студентами высших и средних учебных заведений. Выявлены причины недостаточного уровня развития навыка джазовой импровизации: отсутствие методических материалов, отвечающих требованиям технологичности, и нехватка педагогов, обладающих необходимыми знаниями и опытом препода-
Результаты опытно-экспериментальной работы позволили успешно внедрить авторскую программу в блок дисциплин по выбору учебного плана Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С. В. Рахманинова. Перспективными направлениями развития подготовки в области джазовой импровизации на аккордеоне нам представляются следующие: организация на базе Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С. В. Рахманинова эстрадно-джазового оркестра; активное использование в репетиционной работе современных технических средств: фонограмм-минус, драм-машин, луперов; развитие электронной информационной образовательной среды: онлайн-
конференции, мастер-классы, электронные учебники.
АННОТАЦИЯ
В статье обосновывается ход и результаты экспериментальной апробации программы развития навыков джазовой импровизации на аккордеоне. Разработанная авторская программа учитывает необходимые организационно-педагогические условия, имеет оптимальный алгоритм изучения материала и получила положительную оценку ведущих аккордеонистов-джазменов России. Результаты опытно-экспериментальной работы показали устойчивый рост навыков джазовой импровизации и позволили внедрить авторскую программу в блок дисциплин по выбору учебного плана Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова.
Ключевые слова: джаз, импровизация, аккордеон, эксперимент, обучение.
SUMMARY
The article substantiates the course and results of experimental approbation of the program for the development of skills for jazz improvisation on the accordion. The developed author's program takes into account the necessary organizational and pedagogical conditions, has an optimal learning algorithm and received a positive assessment from leading Russian accordionists, jazz musicians. The results of experimental work showed a steady increase in the skills of jazz improvisation and allowed to introduce the author's program into the curriculum of the S. V. Rachmaninov Tambov State Musical and Pedagogical Institute.
Key words: jazz, improvisation, accordion, experiment, training.
ЛИТЕРАТУРА
1. Власов В. П. Школа джаза на баяне и аккордеоне. - Одесса: Астропринт, 2008. -160 с.
2. Добреньков В. И. Методы социологического исследования. - М.: Инфра-М, 2004. - 768 с.
3. Коллиер Дж. Л. Становление джаза. -М.: Радуга, 1984. - 392 с.
4. Мертон Р. Фокусированное интервью. -М.: Институт Молодежи, 1991. - 106 с.
5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
6. Baker P. Modern Piano Accordion Method. - Sydney: J. Albert&Son Music Publishers, 1935. - 65 p.
7. Mecca A. Progressive Ideas for "Pop" Playing for Accordion. - New York: Watson-Guptill Publications, 1956. - 35 p.
8. Stricker R. Jazz Theory and Improvisation Studies for Accordion. - New York: North Brunswick, 1991. - 140 p.
9. Walter A. Jazz Accordion. - Berlin: Walter Kejving, 1957. - 76 p.
Ш)