Научная статья на тему 'Экспедиция в заповедные места староверов'

Экспедиция в заповедные места староверов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
памятные места / монастыри / пустыни / поселения / озера / реки / мощи / часовни / экспедиция / велосипед / дороги / sites / monasteries / deserts / settlements / lakes / rivers / relics / the chapel of the expedition / the Bicycle road

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Старицын Александр Николаевич

В статье представлен отчет об экспедиции по Северу с целью установления точного местонахождения некоторых известных памятных мест истории русского староверия. В результате экспедиции разведаны подъездные пути к Курженскому озеру, Столпозеру, реке Большая Порма, уточнено место существования Шожмозерской пустыни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a report about the expedition to the North with the aim of establishing the exact location of some of the famous and memorable places of the history of Russian old believers. As a result of the expedition explored access roads to Kurzenskoe lake, Stolpozero, river Bolshaya Porma, precised place of existence of the desert.

Текст научной работы на тему «Экспедиция в заповедные места староверов»

УДК 81

А.Н. Старицын

ЭКСПЕДИЦИЯ В ЗАПОВЕДНЫЕ МЕСТА СТАРОВЕРОВ

В статье представлен отчет об экспедиции по Северу с целью установления точного местонахождения некоторых известных памятных мест истории русского староверия. В результате экспедиции разведаны подъездные пути к Курженскому озеру, Столпозеру, реке Большая Порма, уточнено место существования Шожмозерской пустыни.

Ключевые слова: памятные места, монастыри, пустыни, поселения, озера, реки, мощи, часовни, экспедиция, велосипед, дороги.

The article presents a report about the expedition to the North with the aim of establishing the exact location of some of the famous and memorable places of the history of Russian old believers. As a result of the expedition explored access roads to Kurzenskoe lake, Stolpozero, river Bolshaya Porma, precised place of existence of the desert.

Keywords: sites, monasteries, deserts, settlements, lakes, rivers, relics, the chapel of the expedition, the Bicycle road.

Русский Север некогда являлся признанным центром староверия [6; 7]. Здесь сосредоточено большое количество так называемых памятных мест староверческой истории, на которых находились монастыри, не принявшие церковную реформу середины XVII в., тайные староверческие поселения, пустыни и скиты, часовни. Необходимость проведения мониторинга подобных мест очевидна и является насущной научной задачей [4, с. 1]. Из исторических источников известно, где находились староверческие поселения, но для исследователя очень важно увидеть эти места своими глазами, пройти дорогами староверов, пережить все дорожные неудобства и невзгоды, какие переносили люди 300-350 лет назад. В конце августа у меня оставались три недели от неиспользованного отпуска, и я решил осуществить давно задуманную экспедицию по памятным местам староверов. Тем более что мне предстояло принять участие в конференции «Водлозер-ские чтения»1, а Водлозеро расположено недалеко от интересующих меня мест.

1 Научная конференция «Святые и святыни Обонежья» (Водлозерские чтения - 2013), посвященная 380-летию со дня преставления преподобного Диодора Юрьегорского, основателя Троицкого монастыря на Юрьевых горах. Конференция состоялась 2-4 сентября 2013 г. на туристической базе Водлозерского национального парка в д. Варишпельда.

353

Экспедицию планировал в несколько этапов, предусматривая на каждом решение конкретных научных задач.

На первом этапе предполагалось добраться до Курженского озера, где в XVII в. на острове находилась знаменитая Курженская пустынь, основанная иноком Евфросином [1; 9]. Курженские монахи не приняли реформированный обряд и продолжали служить по-старому, привлекая тем самым сторонников старой веры. На короткое время монастырь стал стратегическим центром староверов, откуда был послан в Москву инок Сергий для подачи челобитной о вере в 1682 г. [11, с. 79; 10]. Мне предстояло попасть на остров и произвести его осмотр с целью обнаружения следов бывшего там некогда монастыря. В связи с удаленностью монастыря от железной дороги задача оказалась непростой. Первоначально я планировал доехать на поезде до Подпорожья и оттуда проехать на велосипеде (складном) за 2 дня 200 км. до Вытегры. Дальше в течение еще одного дня 50 км до поселка Октябрьский и 45 км до самого озера. Но в последний момент ко мне присоединились двое староверов из Новгорода, и в связи с этим изменился план проезда до цели нашего путешествия. У них не было велосипедов, поэтому, встретившись в Подпорожье, мы поехали на автобусе до Вытегры, а там взяли такси до поселка Октябрьский. Мой складной велосипед легко поместился как в багажном отсеке автобуса, так и в багажнике легкового автомобиля. В Октябрьском, в магазине (средоточие всяческой информации в деревне), нам подсказали, к кому обратиться, чтобы нас довезли до озера и показали тропу к нему. В итоге мы оказались на месте в тот же день, правда уже ночью. Предстояло еще дойти до самого озера всего около 1 км, но по ночному лесу. В темноте, светя фонариками, с трудом находили едва заметную тропу. Мое продвижение затруднял велосипед, который я тащил на себе, перелезая через поваленные стволы деревьев, переходя через овраги, ручьи, заболоченные низины. Преодолев все ночные препятствия, мы вышли к берегу озера, где обнаружили рыбацкую избушку - нашу заслуженную награду за тяжелый переход. На следующее утро осмотрелись: мы были еще далеко от желанного острова, который заметно выделялся у противоположного берега. Необходимо было пройти берегом по лесу несколько километров, чтобы максимально приблизиться к острову. При солнечном свете идти было несравненно приятнее, но количество препятствий и трудность их преодоления возрастали, так как мы двигались не по тропе, а по лесному бездорожью. Бесконечные завалы деревьев и заболоченные места заставляли петлять по тайге, увеличивая расстояние и отдаляя нас от берега. Через 2 часа изнурительного перехода (в основном для меня из-за велосипеда) мы вышли к самому острову, от которого нас теперь отделял всего лишь узкий (около 20 метров) пролив (фото № 4). Немного отдохнув, на остров мы переправились вплавь, положив вещи на надувной матрас. Почти сразу напротив места переправы обнаружили развалины церкви, по всей видимости приходского храма XIX в. (фото № 1). После упразднения монастыря в 1764 г. здесь был устроен сельский приход. Небольшой остров мы обошли несколько раз. В центре острова располагался храм, за ним небольшое кладбище. Западнее храма - развалины здания, являвшегося, по нашему

354

предположению, часовней (фото № 2). На самой западной оконечности острова следы 2-х строений, между ними и часовней - кладбище. Крестов не сохранилось, лишь одни могильные холмики, заросшие травой. Завершив осмотр и произведя фотофиксацию развалин, мы снова переплыли пролив и прошли на мыс в западном направлении (фото № 3). Здесь мы нашли остовы двух домов - все, что осталось от деревни Курженская. На обратный путь до рыбацкой времянки у нас ушло больше времени, так как мы немного сбились с курса в лесу, удалившись от берега. Этот переход с велосипедом на перевес отнял у меня последние силы (фото № 5). Переночевав в избушке, снова пошли по тропе, по которой пришли сюда ночью. На этот раз тропа была хорошо видна, и все ночные препятствия, казавшиеся в темноте такими зловещими, преодолевались легко. Вышли на дорогу, по которой сюда приехали на машине. Нам предстоял переход в 45 км по хорошей грунтовой дороге (фото № 6). Наконец-то я поехал на велосипеде, а не он на мне. Правда моя скорость передвижения не намного отличалась от скорости моих пеших спутников. Складной велосипед с колесами 20 дюймов не предназначен для перевозки грузов. Я же умудрился приторочить к нему на багажник рюкзак весом 20 кг. Из-за этого двигаться приходилось с осторожностью, объезжая кочки и камни, чтобы не пробить колеса. Несмотря на все мои старания, камера заднего колеса все-таки не выдержала и лопнула, угодив на камень. Пришлось её заменить и ехать с еще большими предосторожностями. Преодолев 25 км за 4 часа, мы сделали привал, а вскоре попутная машина с туристами подобрала моих спутников. Для меня с велосипедом места не нашлось, но я отправил с ними рюкзак и дальше ехал налегке значительно быстрее. Немного не доехав до поселка, я попал под дождь и вымок с ног до головы, не найдя себе укрытия на дороге (все мои непромокаемые вещи уехали с рюкзаком). Когда я совершенно мокрый въехал в поселок, дождь прекратился (фото № 7). Мои товарищи поджидали меня в магазине, откуда начинался наш путь на Курженское озеро. Мне посоветовали сходить в поселковую администрацию и попросить помочь с ночлегом уставшим и промокшим участникам экспедиции. Вероятно, мой жалкий вид вызвал сострадание в сердце местного чиновника, и нам разрешили переночевать на веранде ремонтируемого дома. На следующее утро мы уехали из Октябрьского в Пудож (50 км) на рейсовом автобусе Вытегра-Медвежьегорск. В Пудоже староверов должны были встретить на машине и довезти до Данилова, где строится часовня. Я же рассчитывал, что меня подвезут до Пяльмы (от Пудожа 100 км). Машина была забита, но тут сказались преимущества складного велосипеда - его удалось привязать к багажнику на крыше. Таким образом, я оказался в Пяльме, и здесь начался второй этап моей экспедиции.

На данном этапе я предполагал произвести разведку дороги до Столпозера, где в конце XVII в. было поселение не принявшего реформу инока Епифания [11, с. 48-53]. Он погиб в озере при попытке захватить его стрельцами. Вскоре его тело было обретено староверами и захоронено на острове, а над могилой поставлена часовня. Паломники со всей округи приходили к этой часовне для поклонения мощам инока Епифания. Узнав об этом, церковные власти приказали унич-

355

тожить часовню и могилу, что и было сделано специальной военной командой в 1774 г. [2; 5, с. 109-116]. На карте Столпозеро обозначено, но мне предстояло найти дорогу к озеру, осмотреть его и попытаться определить место, где погиб инок и где стояла часовня. В Пяльме по адресу, полученному от староверов, я разыскал старосту деревни и оставил у него часть вещей, немного разгрузив рюкзак. Там же мне подсказали, как выехать на дорогу до Тамбичозера -ближайшего населенного пункта от Столпозера. Движение от трассы до Тамбичозера я начал около 16 часов и ехал без остановок 4 часа, не встретив никакого жилья и людей. Уже начало смеркаться, и у меня возникли сомнения, в правильном ли направлении я еду, как наконец-то показалась жилая деревня Тамбичозеро. От трассы я проехал около 40 км. До Столпозера оставалось 10 км. Заночевал в деревне в пустом доме. Наутро, расспросив о дороге местных жителей, поехал по бывшей узкоколейке, переделанной в хороший грейдер (фото № 8). Через 4 часа после нескольких неудачных попыток обнаружить озеро нашел нужный поворот к нему. Отдохнув у костра, осмотрел северную оконечность озера с двумя выдающимися мысами. Остров находился у противоположного берега далеко от меня. Идти туда вокруг озера у меня уже не было времени. Здесь я не нашел избушки, а надо было где-то укрыться на ночь, не хотелось ночевать под открытым небом. Я решил поехать на Кодозеро, где должна быть изба. Свернул на дорогу, которая, по моему предположению, вела к нужному мне озеру. Дорога быстро превратилась из наезженной в едва различимую, а вскоре совсем потерялась в траве и мелколесье. На пути попадались провалившиеся мосты, разобранные узкоколейки, песчаные обрывы, крутые подъемы и спуски. Продравшись через чапыжник по этой уже давно забытой дороге, я в сумерках вышел к берегу неизвестного мне озера, где нашел избу. Рыбацкое становище показалось мне раем. Я сильно проголодался и наварил целый солдатский котелок рисовой каши со сгущенкой. Ничего более вкусного я не ел. Переночевав в избе, утром нашел хорошую дорогу и выехал по ней к Кодозеру. Здесь тоже в ХѴІІ-ХѴІІІ вв. был староверческий скит старца Варлаама Быкова. Позже образовалась деревня, остатки которой в виде нескольких домиков я обнаружил (фото № 10). От Кодозера мне надо было вернуться в Тамбичозеро и ехать по уже знакомой дороге до трассы, где меня должен был подобрать автобус с участниками конференции на Водлозере. Времени оставалось в обрез, и я торопился. Несколько раз отказывали тормоза, поврежденные кустарником. Тогда приходилось петлять на велосипеде, чтобы погасить скорость и падать в траву. Наконец к середине дня доехал до поворота на трассу, до которой оставалось 10 км. Здесь ловила мобильная связь, и я сообщил, где меня подобрать, надеясь, что еще успею заехать за своими вещами в Пяльму. Но опять отказали тормоза, меня вынесло на камни, и последняя запасная камера лопнула. Я попытался её заклеить, но она тут же спустила. Понимая, что уже никуда не успею, из последних сил я тупо толкал свой велосипед вперед. Прошел около 5 км, когда мне позвонили и сказали, что ждут. Я объяснил ситуацию, тогда мои коллеги в автобусе вынуждены были свернуть на тряскую проселочную

356

дорогу, чтобы подобрать меня. По моей вине организаторы конференции могли выбиться из графика и тем самым доставить неудобство всем участникам. Я это понимал, но был настолько обессилен бесконечной гонкой, что не сумел как следует принести свои извинения. Только в автобусе в 17 часов я сделал первый за день глоток воды.

Конференция на Водлозере пролетела на одном дыхании, оставив в душе массу теплых воспоминаний (фото № II)1. А мое путешествие по дорогам староверов продолжалось, приближаясь к третьему этапу.

На попутной машине с коллегами я доехал до Няндомы. Здесь я купил еще 2 камеры для велосипеда. У меня образовался свободный день, и я решил использовать это время для поездки на Большую Порму в её среднем течении. На Порме в ХѴІІ-ХѴІІІ вв. находились многочисленные староверческие деревни. Это место некогда называлось Дорами и печально известно произошедшими здесь самосожжениями во время захвата поселений воинскими командами [12]. Мой путь лежал в урочище Нахрат, на карте обозначенное как нежилой поселок. И местные таксисты говорили, что там ничего от поселка не осталось и дорога совершенно непроезжая. Из Няндомы до бывшего поселка Нахрат ведет лесовозная дорога, которую местные жители называют Киевской, так как когда-то здесь на лесозаготовках работали киевляне. Дорога оказалась вполне пригодной для велосипеда, и через 5 часов неспешной езды я въехал в поселок, от которого сохранилось несколько домиков и все они были обитаемы (в летний период). Мне рассказали историю поселка: здесь стояла воинская часть, которая занималась вырубкой леса. Было хорошее снабжение, электричество, магазин, медпункт, кипела жизнь. Запустение наступило два десятка лет назад. О староверах нынешние обитатели поселка, конечно, ничего сказать не могли. Однако проживающий здесь (как на даче) потомок местного лесника, любитель бродить с ружьем по лесу, обошел все окрестности - и Малую и Большую Порму. Он рассказал, что видел на Малой Порме остатки старого строения, у которого нашел старинные кованые гвозди и подкову. Возможно, это следы пребывания в этих местах староверов. Обратная дорога заняла чуть больше времени, потому что у меня снова пробило колесо и сломался насос. Пришлось ехать с недокачанным колесом. Проезжая через Шултусский заказник, я встретил на дороге медведей. Они переходили дорогу и долго крутились у меня на виду. Мне удалось хорошо их рассмотреть: двое небольших и один покрупнее, наверное, медведица с медвежатами. Издалека они походили на лохматых черных собак. Меня они не заметили и скрылись в лесу, а я проехал мимо без происшествий. Из-за поломки я выбрался из леса в кромешной темноте, и у колеса образовалась солидная восьмерка.

На четвертом этапе своей экспедиции по староверческим местам я оказался в поселке Шестиозерский в 20 км от Няндомы. Отсюда вместе с двумя охотниками мы намеревались выйти к верховьям той же реки Большая Порма, где в

1 По итогам конференции в Петрозаводске был издан сборник.

357

урочище Жилая Порма, по предположению местных охотников, жили в 1930-е гг. староверы. Мы прошли через Иванозеро, знаменитое тем, что на его берегах в начале XVIII в. скрывался от преследования властей староверческий инок Филарет. Здесь он умер, и его обретенные мощи стали почитаться как староверами, так и нововерами. Сюда приходили паломники со всего Каргополья [4; 8]. Их водили предки охотников - моих спутников Быковых, отца и сына (фото № 14). Быковы поставили на месте сгоревшей часовни памятный крест и облагородили берег озера для современных паломников (фото № 12, 13, 15). Выйдя к Порме, мы заночевали в охотничьей избушке, а на следующий день продолжили путь (фото № 16). Увлекшись охотой, мои спутники отклонились от намеченного маршрута и заблудились. Пришлось поплутать по болотам, чтобы выйти на старую лесовозную дорогу. В итоге до Жилой Пормы мы так и не дошли. Но позже в поселке я узнал, что там жили не староверы, а высланные раскулаченные крестьяне с Украины.

Пятый этап экспедиции прошел поблизости от того же поселка Шестиозер-ский на озере Большое Шожмозеро, протянувшемся с юга на север вдоль архангельской железной дороги. Под горой у этого озера около 100 лет существовало поселение староверов, называвшееся Шожмозерская пустынь. Оно было уничтожено по распоряжению властей в 1857 г. [3]. Мне предстояло найти гору, которая упоминалась в архивных документах при описании поселения. Осмотр я начал с левой западной стороны озера, где выделяются два мыса с крутыми берегами, только похожими на горы. Зато на восточной стороне озера просматриваются четкие очертания горы, покрытой лесом (фото № 17). Именно здесь, по моему предположению, и должна была существовать Шожмозерская пустынь.

Экспедиция завершилась в Няндоме, где я сел в поезд до Москвы. Намеченные мной цели в основном были достигнуты: подтвердилось расположение Курженского монастыря на острове, где были обнаружены его остатки; разведаны подъездные пути к Столпозеру и Кодозеру; разведана дорога на среднюю Порму, откуда следует начинать обследование местности; выяснено, что Жилая Порма не связана со староверами; установлено место существования Шожмозер-ской пустыни. Решая поставленные задачи, я совсем не задумывался ни о дорожных тяготах, ни о возможных встречах с дикими зверями, обитающими в лесу. Правда, иногда становилось жутковато, особенно в одиночестве. В компании, конечно, веселее. Личные переживания, испытанные в ходе экспедиции, приблизили меня к предмету моих изысканий, дали необходимый опыт для лучшего понимания условий жизни и образа мыслей людей, отказавшихся от всех благ цивилизации, чтобы сохранить веру отцов.

***

1. Галко В.И., Романова А.А., Юхименко Е.М. Евфросин // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. XVII. Евангелическая церковь чешских братьев — Египет. С. 473-474.

358

2. Материалы для истории раскола в Олонецком крае. Раскольничьи мощи // Олонецкие губернские ведомости. 1897. № 81-82.

3. Национальный архив Республики Карелия. Фонд № 1 (Канцелярия губернатора). Опись № 46. Дело № 25/694. Ведомости о раскольниках за 1857 г. Л. 38-45; Дело № 14/365. Дело о Шожмозерской пустыни. Л. 38-264.

4. Ружинская И.Н. Филаретова пустынь // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2007. Т. 1. С. 95-99.

5 Святые и святыни Обонежья: материалы всерос. науч. конф. «Водлозерские чтения - 2013», поев. 380-летию со дня преставления святого преподобного Диодора Юрьегорского, основателя Троицкого монастыря в Водлозерье (2-4 сентября 2013 года) / отв. ред. А.В. Пигин. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. 252 с.

6. Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке: исследование по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным. СПб., 1898. С. ХІ-ХѴІІІ.

7 Смирнов П.С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века. СПб., 1909. С. 6-30.

8. Старицын А.Н. Дело об уничтожении Филаретовской часовни // Вестник церковной истории. М., 2012. № 1-2 (25-26). С. 299-312.

9. Старицын А.Н. Евфросин Курженский // Новый Олонецкий патерик. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2013. С. 480-481.

10. Старицын А.Н. Курженская пустынь // Вестник церковной истории. М., 2009. №3-4(15-16). С. 191-205.

12. Филиппов И. История Выговской пустыни М., 1862. С. 48-53, 79.

13. Юхименко Е.М. Каргопольские «гари» 1683-1684 гг. (К проблеме самосожжений в русском старообрядчестве) // Старообрядчество в России (ХѴІІ-ХѴІІІ вв.): сб. науч. тр. / под ред. Е.М. Юхименко. М., 1994. С. 64-119.

359

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.