Научная статья на тему 'ЭКСПЕДИЦИЯ В АРКТИКУ ПО СЛЕДАМ АЛЕКСАНДРА КОЛЧАКА. ЧАСТЬ 1'

ЭКСПЕДИЦИЯ В АРКТИКУ ПО СЛЕДАМ АЛЕКСАНДРА КОЛЧАКА. ЧАСТЬ 1 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Николай Александрович Находкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕДИЦИЯ В АРКТИКУ ПО СЛЕДАМ АЛЕКСАНДРА КОЛЧАКА. ЧАСТЬ 1»

ЭКСПЕДИЦИЯ В АРКТИКУ ПО СЛЕДАМ АЛЕКСАНДРА КОЛЧАКА

Николай Александрович Находкин,

кандидат биологических наук,

руководитель Якутского отделения Российского союза спасателей, г. Якутск

ЧАСТЬ 1

На самом севере Якутии и России, в Северном Ледовитом океане, есть удивительный остров Беннетта. Это самый северный участок Булун-ского улуса Республики Саха (Якутия). Остров удивителен по многим параметрам.

Это, возможно, единственный в мире остров в океане, открытый пешим способом. В 1881 г шхуна «Жаннета» американца Де Лонга, пытавшегося достичь Северного полюса, попала в ледовый плен и после длительного дрейфа была раздавлена льдами. Экипаж добирался до суши по льду. После нескольких недель продвижения, 29 июля 1881 г., они достигли неизвестного острова, который назвали в честь организатора экспедиции «Беннетта». Интересно, что в составе той американской экспедиции был наш земляк якут Алексей Фёдоров из Ботурусского наслега. В доку-

Н. А. Находкин DOI: 10.24412/1728-516Х-2020-2-17-21

ментах экспедиции он значился как индеец из Аляски. Фёдоров работал на Аляске в Русско-Американской компании, которая планировала построить грандиозную телеграфную линию между континентами. Но Россия продала Аляску, компания развалилась, а работников забыла на Аляске. Только благодаря подготовленности экипажа и наличию в нём жителей Севера, одна часть экипажа по льдам добралась до Быкова мыса живыми. Другая часть экипажа во главе с Де Лонгом в тумане прошла мимо небольшого посёлка Тумат и погибла от голода в дельте р. Лены, недалеко от знаменитого о.Столб. В 1883 г. тела погибших были отправлены в США и захоронены на Вуд-лонском кладбище, где установлен мемориал «Жаннетты». Кстати, тело Алексея Фёдорова не было вывезено в Америку и осталось где-то в дельте р. Лены.

Шхуна Де Лонга «Жаннета», раздавленная льдами

Барон Эдуард Васильевич Толль (1858-1902 гг.)

Проводник Э. Толля Василий Горохов (Чичаг)

Проводник Э. Толля Н. Протодьяконов (Омук)

А. В. Колчак (1873-1920 гг.)

С северного побережья о. Котельный Яков Санников, а через много лет и Эдуард Толль видели землю на севере, причём последний - дважды: в 1886 и 1893 гг. Ту, что видели в восточной стороне, оказалась о. Бен-нетта, а ту, что с западной - Землёй Санникова, которую до сих пор так и не нашли. На её поиски направлялась Первая Русская полярная экспедиция в 1900 г. под руководством барона Эдуарда Толля на шхуне «Заря». В Санкт-Петербурге экспедицию провожал сам император России Николай II. Эдуард Толль с тремя товарищами -Ф. Зеебергом, нашими земляками Василием Гороховым и Николаем Протодьяконовым - погибли в окрестностях о. Беннета при поисках Земли Санникова.

В 1902 г. на поиски пропавшей экспедиции Э. Тол-ля направился молодой лейтенант, будущий адмирал Александр Колчак. На о. Беннетта Колчак обнаружил последнюю записку Э. Толля, озаглавленную «Для ищущих нас». А. Колчак исследовал о. Беннетта и один из открытых мысов назвал именем своей невесты Софии. Многие ли читатели знают, где стоит село Казачье? До него и сейчас не просто добраться. Так вот, туда приезжала невеста А. Колчака Софья Фёдоровна Омиро-ва из Санкт-Петербурга. Вот такие удивительные были люди! Задумывая экспедицию, мне было интересно

Записка Э. Толя «Для ищущих нас»

понять, не перевелись ли в наше меркантильное время такие же отчаянные люди, готовые рисковать собой ради чести страны?

Когда мы искали в окрестностях Якутска дерево для коновязи-сергэ, чтобы установить ее на о. Беннетта, мы узнали, что лесник является потомком участника той самой экспедиции А. Колчака, по маршруту которой нам предстояло пройти. Это как бы историческая основа нашей экспедиции, но есть и современный аспект. Все знают, что Арктика становится местом возрастающего напряжения геополитических интересов. Начинает использоваться Северный морской путь, и многие страны претендуют на Арктические территории. Некоторые сенаторы США оспаривают принадлежность о. Беннета России, утверждая, что острова Де Лонга открыты американцами, тем более, что согласно американской арктической доктрине, подписанной президентом Бушем, неосвоенные земли в Арктике не имеют хозяина.

Ещё один интересный факт, касающийся этих территорий. По дневникам метеоролога Кузнецова издана книга «Арктическая одиссея». В 1951 г. три советских метеоролога 15 месяцев дрейфовали во льдах Северного Ледовитого океана (между прочим, папанинцы -первые Герои Советского Союза, дрейфовали 9 месяцев). Одним из метеорологов был Николай Осипович Данилов, тоже из Таттинского (Ботурусского) улуса Якутии. Через два месяца дрейфующие льды занесли их к о. Генриетты, где находилась советская метеостанция. Перезимовав, они пешком вышли на большую землю. Интересно, что 25 августа 1951 г. к о. Генриетты подошло судно «Хоуп Велл», видимо, американское. Команда судна избила русских метеорологов и забрала запасы продовольствия (это к вопросу о принадлежности островов).

В последнее время о. Беннетта вновь привлёк внимание учёных всего мира. На снимках спутников <^ОАА-7» и <^иотп NPP» последних лет ясно видны огромные шлейфы дыма или газов в окрестностях о. Беннетта, растянутые на сотни километров. В районе острова активизируется вулканическая деятельность, причём частота выбросов в последние годы растёт.

Ещё в 1881 г. Де Лонг отмечал вулкан, торчащий из моря в 3/4 мили от мыса Эммы о. Беннетта. Сейчас его

Дата, гггг.мм.дд Время, чч:мм:сс Географические координаты, градусы Глубина очага, км Магни-туда, тЬ

широта долгота

1973.12.15 23:31:44 74.29 147.09 33 5.0

1978.09.07 14:00:58 74.14 146.70 33 4.2

1986.08.05 05:20:31 76.36 146.51 10 4.7

1994.09.23 02:11:37 76.40 145.75 10 4.6

2000.07.10 04:17:36 74.33 146.97 10 4.6

2002.06.04 00:05:07 75.63 143.75 10 4.8

2004.05.04 16:29:52 75.54 157.64 10 4.2

2007.01.11 01:59:46 74.35 146.90 10 4.5

Землетрясения у о. Беннетта (Масуренков Ю. П. и др., 2013)

нет. Возможно ли, что на территории Якутии имеется действующий вулкан?

Остров Беннетта и с биологической точки зрения мало исследован. В конце 50-х годов прошлого столетия там работал известный биолог С. Успенский. Иин-тересно проследить, как за 70 лет изменилась экология острова без влияния цивилизации. Там начинается незамерзающая сибирская полынья. Имеются птичьи базары, которые косвенно свидетельствуют о богатстве прибрежных вод рыбой. Незамерзающая полынья также может свидетельствовать о сейсмической активности, смешении тёплых вод из тектонических разломов и холодных вод. Такие места богаты фитопланктоном, соответственно, надо изучать гидробиологию.

Задумав экспедицию на о. Беннетта осенью 2019 г., я написал заявку на грант Русского географического общества. Обычно заявки рассматривают в начале года, но никакого подтверждения не было, т.к. 2020 г. выдался сложным из-за пандемии коронавируса. Поэтому активной подготовки к экспедиции я не проводил, изучал научную литературу, общался с людьми, имевшими опыт посещения о. Беннетта (очень благодарен О. Волынкину и М. Данукаловой). На самом деле, к экспедициям в Арктику готовятся годами, поскольку слишком они опасны и сложны. У нас получилось так, что заявку неожиданно утвердили 28 мая 2020 г. На следующий год заявка РГО обычно не переносится. Оптимальное же время для поездки, когда в Северном Ледовитом океане меньше льдов и штормов - с середины июля до середины августа. Мы рискнули отправиться в экспедицию в 2020 г. только потому, что в нашу команду вошли подготовленные профессиональные спасатели и спасатели Якутского регионального отделения РОССОЮЗСПАСа. Экспедиция на о. Беннетта выполнялась по гранту РГО Якутским региональным отделением Российского союза спасателей.

Целью нашей экспедиции было не только достичь о. Беннетта, но и выполнить научные задания нескольких институтов. Планировалось также построить на острове якутский балаган в качестве спасательного депо и научного стационара. До о. Беннетта очень сложно добраться, только на вертолёте, при этом много груза с собой не возьмёшь. Если же на острове построить жильё, то проводить научные исследования различным специалистам будет значительно легче. Мы планировали установить там дистанционную метеостанцию и сейс-модатчики, а также поставить якутское сергэ (коновязь), как символ самой северной части Якутии. Сергэ сделал энтузиаст Александр Кириллович Павлов.

Экспедиция стартовала из г. Якутска 29 мая 2020 г. Команда состояла из 7 человек: Николай Находкин - руководитель, Нюргун Павлов - капитан, Игорь Ермаков -видеооператор и опытные спасатели ГБУ «Служба спасения Республики Саха (Якутия)» Тит Алексеев, Валерий Андросов, Серафим Гуляев и Батыр Сейдалов.

По пути нами были проведены интересные испытания технологий спасения на Севере, выполнен сбор гидробиологических материалов, сняты обширные видео- и фотоматериалы.

Мы внимательно следили за ледовой обстановкой в Северном Ледовитом океане. Наконец, сложилась уникальная ситуация, когда лёд начал покидать бухту Тикси и уходить в сторону Новосибирских островов. Исходя из этого, транспортным средством для экспедиции был избран моторный надувной катамаран. При всей экзотичности этого транспорта для условий Северного Ледовитого океана, он был выбран сознательно, с учётом его практичности и возможных резких погодных

Участники экспедиции.

Слева направо: И. Ермаков, Н. Находкин, Б. Сейдалов, Т. Алексеев, В. Андросов. Сидят С. Гуляев, Н. Павлов

изменений в Арктике. Современный надувной катамаран отличается высокой степенью надёжности. Каждая его гондола имеет длину 13 метров и диаметр один метр. При этом полезная площадь палубы составляет 50 кв. м. В качестве двигателя нами использовался подвесной мотор «Ямаха» мощностью 70 л.с., в качестве запасного - «Ямаха» мощностью 50 л.с. По сути, катамаран, имеющий вес и двигатель, сравнимые с обычными маломерными судами типа «Прогресс» или «Казанка», может перевозить в 10 раз больше груза. Конечно, мы специально готовили его к морскому переходу. Весь строительный материал для постройки якутского балагана на о. Беннетта мы загрузили на палубу катамарана. Это, конечно, снизило скорость и мореходность в шторм, но других вариантов у нас не было.

Наша экспедиция, по сути, повторила путь Александра Колчака от Якутска до Большого Ляховского острова. В Якутске А. Колчак жил в домике у кольцевой развязки возле Медцентра. К сожалению, сам дом сгорел несколько лет назад. Вообще, было очень интересно читать архивные отчёты Эдуарда Толля и Александра Колчака в Императорском географическом обществе и потом проходить по тем самым местам. Копии документов мне любезно предоставила Мария Донукало-ва (Институт геологии РАН), которой посчастливилось поработать на о. Беннетта. Кстати, в дневниках Толля и Колчака упоминается о костях доисторических животных, найденных ими на о. Беннетта, а т.к. палеонтологов на острове не было, никто не знает, какие виды обитали там в те историческое времена.

Прохождение речного отрезка пути от Якутска до Тикси (около 1600 км) стало хорошим уроком для экипажа: люди привыкли друг к другу, получили навыки управления катамараном и оценили его возможности.

Всего за время экспедиции катамаран с грузом 6,5 тонн прошёл более 3000 км от Якутска до острова Большой Ляховский на Новосибирских островах. За трое суток мы пересекли одно из самых суровых в Северном Ледовитом океане море Лаптевых. Скорость с грузом составила около 8-9 км/час.

Вследствие долгого согласования выхода катамарана в море в пос. Тикси, было упущено оптимальное время проведения экспедиции, которое приходится на середину июля (море очищается ото льдов и мало штормов). Потеря драгоценного времени произошла из-за нашей неопытности в пересечении государственной границы. Мы заранее направили в погранслужбу заявку на пересечение границы, но оказалось, что пересекать госграницу придётся перед каждым островом. Подход и отход от каждого острова на 20 миль означал прохождение госграницы, которую надо отдельно согласовывать с пограничниками. Для пограничников (штаб в г. Петропавловск-Камчатский) было непонятно, почему маломерное судно шесть раз должно пересекать морскую государственную границу в Северном Ледовитом океане. В Штабе морских операций в Мурманске требовали назвать порт морской прописки судна (а оно прописано в г. Якутске). Кроме того, современные катамараны не входят в устоявшиеся формулировки нормативных

актов. Требовалось также получить разрешение на прохождение заповедной зоны и т.д. Решение этих и других вопросов отняло значительное время в Тикси.

Члены нашей команды оказались настоящими моряками, хотя в море все были в первый раз. Капитан вообще море увидел только в Тикси. Пересекая море Лаптевых, по многу дней не видя на горизонте земли, попадая в сильнейшие шторма, ребята вели себя так, как будто всю жизнь провели на море. Мы набрали таблеток от укачивания, но морской болезни ни у кого не было. Только Игорь в первые дни чувствовал себя неважно в каюте, поэтому с удовольствием проводил время на улице, за штурвалом.

Мы ежедневно знакомились с ледовой обстановкой, изучали течения, волну, ветры на разных участках моря. Особенно пригодилось знание особенностей нагонных и сгонных течений, поскольку в отлив уровень воды понижается на 2-4 метра и на сотни метров обнажается берег, т.е. можно катамаран упустить или наоборот, оказаться на суше.

С точки зрения безопасности мы были достаточно хорошо экипированы, более того, по согласованию с ВНИИ ГО ЧС испытывали некоторые спасательные технологии. Иногда подходя к огромным морским судам, мы беспокоились за их матросов, у которых поверх бушлатов были надеты спасательные жилеты. Стандартные спасательные жилеты, которыми оснащены маломерные суда в Арктике, а также личный состав гражданских судоходных компаний и ВМС, не выдерживают никакой критики в холодных водах. Ведь в Арктике вода никогда не прогревается выше 5-6 градусов. Для безопасности членов экспедиции мы применяли плавающие костюмы, используемые в ГБУ «Служба спасения Республики Саха (Якутия)» с 2012 г.

14 августа 2020 г. в Северном Ледовитом океане в проливе Дмитрия Лаптева мы провели успешные практические испытания плавающего костюма. Температура воздуха составляла +3 °С, воды - +5 °С. Ветер дул северный, со снегом. Человека, выпавшего на полном ходу из катамарана, мы вытащили из воды за 2,5 минуты, и он смог самостоятельно развести костер из НЗ в рукаве костюма. Такие костюмы могут спасти многих северян.

Ожидаем выхода в море (пос. Тикси)

Испытания плавающего костюма в Ледовитом океане

Белый медведь в море

Несмотря на небольшие размеры и отсутствие постоянной электрической сети, катамаран был достаточно современно оснащён средствами бесперебойной связи для безопасного автономного плавания в Северном Ледовитом океане. Интересно, что коллеги из экспедиции РГО на ледоколе рассказывали, что испытывали проблемы со связью и при подходе к морским портам высыпали на борт, чтобы пообщаться с родными по телефону и узнать мировые новости.

Отдельно нами тестировались индивидуальные средства безопасности в Арктике: сигналы охотника -шумовые и огневые, газовый спрей от хищников, вечные непромокаемые спички, компактные спасательные спальники, у каждого имелись НЗ внутри одежды и т.д.

Порадовала природа Арктики. Морские зайцы совсем не боялись человека. Белые медведи встречались как в воде, так и на суше. Радовали глаз гаги, сотенные стаи гусей - американских казарок.

По маршруту мы отбирали пробы воды для гидробиологического анализа по заданию сотрудников Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, проводили учёты морских птиц.

При переходе пролива Этерикан за островом Большой Ляховский нас встретили сильные осенние шторма со снегом. Мы пережидали непогоду почти неделю. В

связи с угрозой обледенения и зимовки, решили стройматериал для постройки спасательного депо оставить на метеостанции Кигилях (о. Большой Ляховский), для экспедиции 2021 г. Было желание оставить груз и налегке пройти до о. Беннетта, но тогда терялся сам смысл экспедиции - наладить там условия для системного изучения. Решение далось нам нелегко, но мы знали, что осенью прошлого года из-за штормов не смогла высадиться на о. Беннетта экспедиция Русского географического общества на ледоколе «Илья Муромец», а мы всё-таки были на надувном катамаране.

На обратном пути мы в шторм пересекли пролив Дмитрия Лаптева и дошли до порта Нижнеянск, оттуда катамаран был транспортирован в трюме до г. Якутска на попутном судне «Вадим Тюрнев». Часть команды вылетела в Якутск из Тикси на самолёте и прибыла раньше.

Большую благодарность хотелось бы выразить Русскому географическому обществу, родной Службе спасения Якутии, Ленскому объединённому речному пароходству и всем, кто оказал нам поддержку в организации и успешном проведении экспедиции.

Так завершился первый этап экспедиции. Сейчас мы работаем над тем, чтобы продолжить экспедицию на о. Беннетта и выполнить все поставленные задачи.

Морской заяц на пляже

Отбор гидробиологических проб

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.