Научная статья на тему 'Экспатриационный процесс в контексте развития международных корпораций'

Экспатриационный процесс в контексте развития международных корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПАТРИАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / КОМАНДИРОВАНИЕ / ЦЕЛИ ЭКСПАТРИАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EXPATRIATION / MANAGEMENT / INTERNATIONAL ORGANISATION / BUSINESS TRIP / GOALS OF EXPATRIATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Апакова Елена Александровна

В статье рассматривается развитие процесса экспатриации в международных компаниях с точки зрения установления и формирования корпоративных целей международного командирования. Ставится вопрос о понятийном аппарате, описывающем процесс экспатриации. Проводится классификация целей, преследуемых организацией во время международного командирования во временном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expatriation process through development of international corporations

The article reflects development of expatriation in international organizations from corporate goals point of view. Definition of expatriation process is described in the article. Classification of organizational expatriation aims is presented from time management point of view.

Текст научной работы на тему «Экспатриационный процесс в контексте развития международных корпораций»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Е.А. АПАКОВА

Елена Александровна АПАКОВА — аспирантка кафедры международного менеджмента СПбГУЭФ.

В 2008 г. окончила СПбГУЭФ. Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — организация управления экономикой,

общие вопросы организации и управления, международное сотрудничество.

^ ^ ^

ЭКСПАТРИАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОРПОРАЦИЙ*

Исследование корпоративных целей процесса экспатриации относится к малоизученным аспектам международной управленческой деятельности. Актуальность такого исследования растет в связи с интенсификацией экспансивных процессов в практике функционирования глобальных и транснациональных компаний.

Цели экспатриации, формирующиеся сразу в нескольких функциональных блоках, могут быть классифицированы по функциональной принадлежности и кластеризованы следующим образом (см. табл.).

Таблица

Классификация корпоративных целей экспатриации по функциональному признаку

№ п/п Направление деятельности компании Цель экспатриации

1 Управление персоналом Обеспечение управления дочерних структур высококвалифицированными профессионалами

Исключение долгосрочных управленческих назначений

Развитие управленческих кадров

Обеспечение и стимулирование совместной работы сотрудников

2 Финансовое управление Оптимизация затрат на управленческий аппарат

3 Инновационное развитие Стимулирование инноваций через глобальное обучение

Внутрикорпоративный трансфер знаний

4 Менеджмент Развитие организации

Развитие и внедрение глобального подхода к ведению бизнеса

При этом важно отметить, что во всех сферах, кроме менеджмента, цели экспатриации сформулированы определенно и однозначно. С их помощью корпорация решает определенный набор задач, относящихся к кадровой, финансовой и инновационной деятельности. В этом разрезе экспатриация становится лишь инструментом кадровой, финансовой или инновационной политики предприятия. Однако цели, относящиеся к сфере менеджмента, отличаются от всех остальных возможностью различных интерпретаций и формулировок, а значит, маневренностью, что находит отражение в работах многих исследователей.

Так, первые публикации в рамках данного направления под рассматриваемой целью предлагали понимать организацию деятельности зависимого подразделения, основанную на тех же принципах и нормах корпоративной культуры, что и головная компания. В работах Галбрая, Паузенбергера, Эдштрёма акцент сделан именно на том, что экспатриант является носителем корпоративной культуры, следовательно, сможет интегрировать в культурный контекст дочерней компании принятые нормы и правила, наделяя тем самым новую структурную

ГРНТИ 82.01.17 © Е.А. Апакова, 2011 Публикуется по рекомендации канд. экон. наук, проф. М.З. Эпштейна.

единицу корпорации однозначно определенным стилем менеджмента [2]. Понимание цели «как развития организации» соответствовало и историческому периоду развития процесса экспатриации. На 70-е — начало 80-х годов пришлось становление транснациональной формы мирового хозяйствования, а открытие новых зарубежных дочерних предприятий стало закономерным процессом развития лидирующих отраслевых и страновых компаний. В подобных условиях главным приоритетом штаб-квартиры становилось обеспечение единой управленческой и корпоративной среды, позволяющей организовать работу новой зависимой структуры согласно нормам и принципам, принятым в корпорации.

В научных публикациях 80-90-х годов содержится иной взгляд на цель экспатриации сообразно приоритетам тех лет. Спустя десятилетие после открытия дочерних подразделений дивизионы в стране пребывания становятся неотъемлемыми структурными компонентами корпорации, исполняя отведенную им роль и разделяя корпоративную культуру и ценности корпораций. Такое положение позволяет менеджменту транснациональной структуры фокусироваться на глобальной политике и развитии филиальной и производственной структуры. Исследования этого периода определяют в качестве цели экспатриации «развитие организации» как необходимую фазу развития корпорации в целом. Так, в исследованиях Спарроу [1] можно найти такие составляющие рассматриваемой цели командирования, как координация глобальных политик и контроль местных операций. Подобное понимание означает, что процесс экспатриации выходит на новый уровень, становясь неотъемлемой частью процесса планирования транснациональной стратегии и ее реализации посредством организации деятельности зависимых филиалов и дивизионов.

Исследования последних лет также предлагают новую трактовку целей развития организации, затрагивающую необходимость контроля и координации деятельности дочерних подразделений. Так, в работах А. Харзинг детально рассматриваются способы, посредством которых осуществляется контроль за деятельностью зависимой структуры в экспатриационный период [3]. Причем форма такого контроля зависит уже не только от общекорпоративных норм, но и от намерений каждой структурной единицы корпорации. В зависимости от того, какую из сторон взаимодействия головной компании и зависимых структурных элементов управляющей и управляемой системы необходимо улучшить, применяются различные подходы к контролю.

На основании приведенных исследований обосновывается классификация, согласно которой цель экспатриации, описываемая как «развитие организации», содержит все основные функции менеджмента. Это значит, что данная цель процесса экспатриации отражает сущность и определяет внутренние связи управленческой деятельности. При этом сама экспатриация является не чем иным, как определенной формой международного менеджмента. Поэтому сам процесс зарубежного командирования — экспатриацию — можно рассматривать как определенную форму управленческой деятельности, а значит, появляется необходимость обоснования и развития категориально-понятийного аппарата процесса экспатриации.

Для того чтобы более наглядно определить разницу в понятийном аппарате такого явления, как экспатриация, обратимся к схеме, приведенной на рис. 1.

КОНЦЕРН

Экспатриация = перенос политики и традиций головного предприятия в дочернее

Экспатриация = физическое пребывание управленца — подданного головной страны в стране базирования

Ось «Управление»

Ось «Время»

дровая политика Финансовая

полит Инновационная пол Международная стратеги

Дочерняя компания

Рис. 1. Отношение понятий экспатриации друг к другу

Необходимо обратить внимание на то, что среди всех областей деятельности компании, в которых представлены цели экспатриации (финансовая, кадровая, инновационная), именно менеджмент рассматривает экспатриацию как вид управленческой деятельности, в то время как все другие направления, как правило, понимают под экспатриацией процесс физического перемещения сотрудника в направлении страны пребывания.

Очевидным является также то, что оба определения процесса экспатриации оказывают влияние друг на друга и коррелируют между собой. Так, невозможно отделить процесс физического командирования менеджера от непосредственно управленческой деятельности, реализация которой и предполагается в период командирования.

Для того чтобы сделать вывод о связи двух определений экспатриации, а также присущих им целей и задач, необходимо рассмотреть их во временн м континууме, связанном с реализацией экспатриационно-репатриационного процесса. Такой подход наглядно показывает, что экспатриация в классическом понимании и определении исследователей — как процесс командирования — включает в себя реализацию управленческой деятельности. Модель соотнесения описываемых дефиниций представлена на рис. 2.

Экспатриация как процесс физического командирования менеджера в страну назначения

Экспатриация как форма управленческой

деятельности деятельности

Цели экспатриации

Подготовка к командированию

1. Обеспечение управления дочерних структур высококвалифицированными профессионалами

2. Развитие менеджмента

3. Исключение долгосрочных управленческих назначений

Командирование

1. Развитие компании

2. Развитие глобального видения деятельности компании

Репатриация

1. Обмен инновациями, опытом, лучшими практиками в рамках корпорации

t,

время

Рис. 2. Соотношение корпоративных целей экспатриации и определений экспатриации как формы управленческой деятельности и как процесса зарубежного командирования

Понимание экспатриации как формы управленческой деятельности требует изменения приоритетов в основных характеристиках рассматриваемого явления. На первый план в данном случае выйдут цели и задачи, которые должны быть достигнуты в процессе управленческой деятельности при помощи реализации всех функций менеджмента.

Таким образом, на основании представленного анализа, а также обоснования определения экспатриации как формы международного управления необходимо отметить, что цели и задачи экспатриации могут относиться как к управленческой деятельности, так и к самому процессу командирования. Системный, прогнозируемый в последствиях и управляемый экспатриационный процесс выходит за рамки процесса стихийного перемещения человеческого ресурса и свидетельствует о высоком уровне организационного развития материнской компании, чей менеджмент рассматривает процесс экспатриации и последующей репатриации в контексте трансфера ценностей, технологий, знаний, лучших практик и компетенций в межстрановом корпоративном пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Cary L. Cooper New Organizational Forms: The Strategic Relevance of Future Psychological Contract Scenarios Paul Sparrow // Canadian Journal of Administrative Sciences (Revue Canadienne des Sciences de l'Administration). 1998. Vol. 1.

2. HarzingA.-W. An analysis of the functions of international transfer of managers in MNCs // Employee Relations. 2001. Vol. 23.

3. Harzing A.-W. Of Bears, Bumble-Bees, and Spiders: the Role of Expatriates in Controlling Foreign Subidiaries // Journal of World Business. 2001. Vol. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.