Федюшин A.B., Долбик М.С. 1967. Птицы Белоруссии. Минск: 1-520.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1294: 2025-2029
Экспансия пеночки-теньковки Phylloscopus collybita в Крым
А.Н.Цвелых, Б.А.Аппак
Второе издание. Первая публикация в 2011*
До недавнего времени пеночка-теньковка Phylloscopus collybita была известна в Крыму только как мигрирующий через полуостров вид (Костин 1983). Однако уже более двух десятилетий теньковки присутствуют в Горном Крыму в гнездовой период, что предполагает вселение этого вида в Крым. Исследованию этого явления посвящена данная работа.
Материал собирали в 1986-2011 годах на всей территории Крымского полуострова. Согласно данным многолетних наблюдений, пролётные теньковки появлялись в Горном Крыму в апреле (в Степном Крыму — в марте) и встречались здесь до конца мая (Костин 1983). В июне и июле теньковки в горах уже не отмечались, а вновь появлялись здесь уже только в середине августа — с началом осенних миграционных передвижений (Костин 1983). Единичные находки летую-щих самцов этого вида известны только в степной части Крыма: 21 июня 1951 у посёлка Изобильное (Пекло 2008) и 10 июля 1972 на косе Арабатская стрелка (Костин 1983; Пекло 2008). Нами за весь период наблюдений теньковки в июне или июле в степной части полуострова не встречены. Отличить мигрантов от птиц, занявших гнездовые участки, практически невозможно: мигрирующие теньковки изредка могут задерживаться и петь на одном месте несколько дней. Поэтому доказательством присутствия теньковок на гнездовых участках могли считаться только встречи территориальных птиц после окончания весеннего пролёта — в июне и июле. Только такие встречи использованы нами для составления карты распространения теньковки в Горном Крыму. Более ранние встречи территориальных птиц в потенциально пригодных для гнездования биотопах учитывались, но использовались ограниченно — только при обсуждении результатов.
* Цвелых А.Н., Аппак Б.А. 2011. Экспансия пеночки-теньковки (Phylloscopus collybita (Vieill.)) в Крым II Бранта 14: 68-72.
Первые встречи теньковок в Горном Крыму в гнездовой период приходятся на конец 1980-х годов. Впервые поющую на постоянном участке теньковку отметили в период 26 мая — 17 июля 1987 в районе кордона Буковский Крымского природного заповедника. Через год - 20 июня 1989 — у кордона Берёзовый того же заповедника была отмечена ещё одна территориальная птица. В дальнейшем теньковки в Горном Крыму стали встречаться чаще. По-видимому, как и у других расселяющихся видов пеночек, теньковки в лесах Горного Крыма первоначально были представлены преимущественно холостыми самцами. Однако, в первой половине 1990-х годов было зафиксировано присутствие в Горном Крыму и самок — птицы, добытые 19 июня 1993 (горный массив Карадаг) и 28 июня 1994 (массив Чатырдаг) оказались самками (пол определялся вскрытием).
По-видимому, в этот период теньковки уже начали спорадически гнездиться в горах. Так, самка теньковки, добытая 28 июня 1994 на обширной поляне среди буково-грабового леса на юго-восточном склоне горного массива Чатырдаг, имела хорошо развитое наседное пятно, состояние которого соответствовало окончанию последней стадии периода гнездования (Виноградова и др. 1976). Кроме того, у этой птицы имелись явные признаки начала послебрачной линьки (самка, добытая 19 июня 1993, не имела никаких признаков, свидетельствующих об её участии в размножении и, по-видимому, была холостой). Ещё одно доказательство гнездования было получено 30 июня 1999 в Крымском природном заповеднике. Здесь, в районе кордона Буковской, на сырой травянистой поляне с редкими кустами, расположенной среди старого букового леса, наблюдали державшуюся вместе группу из четырёх теньковок, неподалёку от которой находился поющий самец этого вида. В дальнейшем самец перелетел на соседнюю поляну, откуда перекликался с оставшейся группой птиц. Присутствие поющего самца при выводке лётных птенцов, которых продолжает кормить самка, для этого вида описано неоднократно (Птушенко 1954; Птушенко, Иноземцев 1968). Впоследствии в этом же месте было сделано ещё одно наблюдение, свидетельствующее о гнездовании здесь теньковок. Здесь 21 апреля 2006 наблюдали пару теньковок — одна птица пела, а вторая проявляла сильное беспокойство и явно отводила от гнезда: издавала характерные для этого вида сигналы тревоги и часто подлетала близко к наблюдателю, перемещаясь рядом по кустам. При повторном посещении этого места 17 мая 2006 также отметили поющую птицу и слышали крик беспокойства теньковки.
Гнездовые биотопы теньковок обычно представляли собой обширные поляны с кустами (нередко сырые, с ручьями или родниками), среди густого высокоствольного лиственного леса. Нередко, территориальные теньковки встречались в средневозрастных сосновых или смешан-
ных лесных посадках, расположенных среди лесного массива или в таких же посадках на практически безлесном горном плато.
Отмечено некоторое постоянство в занятии теньковками гнездовых участков — отмеченные однажды на участке территориальные птицы нередко встречаются на том же участке и в последующие годы (см. рисунок). Например, в Крымском природном заповеднике на одном из таких участков территориальных птиц наблюдали в 1987, 1997 и 1998 годах. Ещё один показательный пример. Выявленные в июне 2004 и 2005 годах в лесах восточной части хребта Эльх-Кая и близлежащих к нему юго-западных склонов горного массива Демерджи, а также в лесонасаждениях северо-восточной части плато Демерджи (включая перешеек между плато Демерджи и плато Тирке) места встреч территориальных теньковок посетили через три года. Здесь на маршруте протяжённостью 6 км 21 мая 2008 было зарегистрировано 9 территориальных птиц. Большинство теньковок было отмечено практически в тех же местах, что и в 2004 и 2005 годах. Ещё через три года — 3 июня 2011 — на этом же маршруте было учтено 7 территориальных птиц (ещё одну, восьмую, отметили вне учётного маршрута, в долине ручья, протекающего у подножья северного склона того же горного массива). Почти все теньковки были обнаружены или на тех же участках, что и в предыдущие годы, или непосредственно вблизи них.
Распространение теньковки РЪуНозсорш еойуЬйа в Крыму (большие кружки — места повторных встреч в разные годы).
Большая часть находок теньковок в Горном Крыму в гнездовой период приходится на его центральные районы (рисунок). Здесь же зафиксированы повторные встречи территориальных птиц в разные годы. Вероятно, небольшая гнездовая группировка теньковок существует и в
поясе широколиственных лесов восточной части Горного Крыма (рисунок) — кроме наших находок, здесь известны единичные встречи поющих самцов во второй декаде июня — начале июля (Бескаравайный 2001). Однако повторные встречи территориальных птиц в одних и тех же местах здесь не зафиксированы. Места обитания теньковок в центральной части Крымских гор расположены в диапазоне высот 500-1000, в восточной части — 300-600 м над уровнем моря.
Следует сказать, о наблюдениях диффузных скоплений поющих самцов теньковок в потенциально гнездовой период. Так, например, 28 июня 2005 на двух полянах в лиственном лесу в районе горы Бас-ман наблюдали скопления из 3 и 4 поющих теньковок. Посещение одного из этих мест в течение двух последующих дней показало, что птицы исчезли отсюда уже на следующий день. Такие же скопления наблюдали и в мае: из 6 поющих самцов 18 мая 2005 в урочище Кес-слеровский лес в 4 км на восток от посёлка Лозовое в окрестностях Симферополя (наши данные), из 5 самцов — 25 мая 2006 в 8 км к северо-западу от посёлка Рыбачье (Волонцевич 2006). Самцы в скоплениях пели на расстоянии от нескольких десятков до сотен метров друг от друга. По-видимому, такие скопления недолговечны и состоят из холостых не территориальных птиц.
Интересен вопрос об источнике появления теньковок в Крыму. С одной стороны, они могли появиться с севера, расселяясь из мест своего постоянного обитания в лесостепной зоне Украины. Однако вид до сих пор ещё не заселил ближайшие к Крымскому полуострову крупные лесонасаждения в степной зоне. Например, он отсутствует в наиболее приближенных к полуострову: старом парковом насаждении заповедника «Аскания-Нова» (Гавриленко 2000; наши данные) и обширном, более чем 150-летнего возраста, Алтагирском лесонасаждении, расположенном на северо-западном побережье Азовского моря. При этом нужно отметить, что процесс расселения теньковок в этом регионе уже начался — в настоящее время они заселили расположенное в 40 км к северу от Алтагирского лесонасаждения обширное, практически того же возраста, Старо-Бердянское лесонасаждение, отдалённое почти на 70 км от ближайших естественных местообитаний пеночек этого вида. Другой возможный источник появления теньковки в Крыму — леса Северо-Западного Кавказа, обильно населённые этим видом. Однако и в этом случае не отмечено постепенного заселения ближайших к Горному Крыму крупных лесонасаждений — теньковки отсутствуют в расположенных между Кавказскими и Крымскими горами крупных лесонасаждениях Керченского полуострова (Цвелых 2006).
Получить представление о происхождении крымских птиц возможно, выяснив их подвидовую принадлежность, так как в Восточной Европе распространён подвид Ph. c. abietinus (Nilsson, 1819), а на Кав-
казе - Ph. c. caucasicus Loskot, 1991. Различия в деталях окраски этих форм позволяют определить подвидовую принадлежность значительной части птиц (Лоскот 1991). Анализ особенностей окраски тушек двух самок, добытых в Горном Крыму в июне (хранятся в коллекции Зоологического музея Киевского национального университета) показал, что птица из Карадага, несомненно, принадлежала к европейскому подвиду. Вторая птица (Чатырдаг) имела значительно менее выраженные разграничительные признаки. К счастью, этот экземпляр был проанализирован В.М.Лоскотом — автором, описавшим кавказский подвид пеночки-теньковки. Он пришёл к выводу, что птица всё же относится к подвиду abietinus, о чём свидетельствует его собственноручная запись на этикетке, приложенной к этому экземпляру. Таким образом, принадлежность обоих экземпляров к европейскому подвиду abietinus свидетельствует в пользу того, что Горный Крым заселялся популяциями теньковок восточно-европейского происхождения.
Итак, с конца 1980-х годов наблюдается экспансия теньковки в Крым. Начиная с 1990-х годов эти пеночки спорадически гнездятся в Горном Крыму. Места обитания теньковок локализированы преимущественно в центральной части Крымских гор в диапазоне высот 5001000 м над уровнем моря. Анализ подвидовой принадлежности крымских птиц свидетельствует в пользу того, что Горный Крым заселялся популяциями теньковок восточно-европейского происхождения.
Литер атур а
Бескаравайный М.М. 2001. Биотопическое распределение гнездящихся птиц восточной
части горного Крыма // Бранта 4: 42-70. Виноградова Н.В., Дольник В.Р., Ефремов В.Д., Паевский В.А. 1976. Определение
пола и возраста воробьиных птиц фауны СССР. М.: 1-191. Волонцевич А.А. 2006. Встреча пеночки-теньковки в Южном Крыму в гнездовой период // Беркут 15, 1/2: 93.
Гавриленко В.С. 2000. Гтздова орттофауна дендропарку «Аскатя-Нова» та особливост ii формування // В1ст1 Бюсферного запов1дника «Аска1я-Нова»: охорона та збере-ження р1дк1сних вид1в. Аскатя-Нова: 58-66. Костин Ю.В. 1983. Птицы Крыма. М.: 1-240.
Лоскот В.М. 1991. Новый подвид пеночки-теньковки (Aves, Sylviidae) с Кавказа // Вестн. зоол. 3: 76-77.
Птушенко Е.С. 1954. Теньковка, или пеночка-кузнечик Phylloscopus collybitus (Vieill.) //
Птицы Советского Союза. М., 6: 153-539. Птушенко Е.С., Иноземцев А.А. 1968. Биология и хозяйственное значение птиц Московской области и сопредельных территорий. М.: 1-462. Цвелых А.Н. 2006. Элементы орнитофауны Горного Крыма в островных искусственных лесных массивах Керченского полуострова // Вестн. зоол. 40, 3: 241-248.