Научная статья на тему 'Экскурсия в мир прекрасных путешествий и открытий в туризме (из опыта работы МАДОУ "детский сад № 83" г. Сыктывкара)'

Экскурсия в мир прекрасных путешествий и открытий в туризме (из опыта работы МАДОУ "детский сад № 83" г. Сыктывкара) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСКУРСИЯ / РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / ПОХОД / ТУРИСТСКАЯ ПРОГУЛКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветошева С.И., Гриценко Ж.К.

В статье рассматривается организация детского туризма в дошкольном образовательном учреждении. Детский туризм обосновывается в качестве вспомогательного средства в педагогической практике дошкольного образовательного учреждении и в оздоровлении дошкольников. Авторы рассматриваю формы детского туризма дошкольников: экскурсия, прогулка и туристский поход и дают их характеристику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экскурсия в мир прекрасных путешествий и открытий в туризме (из опыта работы МАДОУ "детский сад № 83" г. Сыктывкара)»

С. И. Ветошева, Ж. К. Гриценко

ЭКСКУРСИЯ В МИР ПРЕКРАСНЫХ ПУТЕШЕСТВИИ И ОТКРЫТИИ В ТУРИЗМЕ (из опыта работы МАДОУ «Детский сад № 83» г. Сыктывкара)

В статье рассматривается организация детского туризма в дошкольном образовательном учреждении. Детский туризм обосновывается в качестве вспомогательного средства в педагогической практике дошкольного образовательного учреждении и в оздоровлении дошкольников. Авторы рассматриваю формы детского туризма дошкольников: экскурсия, прогулка и туристский поход и дают их характеристику.

Ключевые слова: дошкольное образование, туристская деятельность, экскурсия, развитие дошкольников, поход, туристская прогулка.

Ежегодно в Республике Коми в рамках проекта подготовки общественных кадров по туризму проводится конкурс «Экскурсовод», в рамках которого в 2015 г. была объявлена особая номинация для образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования. На конференции в рамках конкурса воспитатели МАДОУ «Детский сад № 83» г. Сыктывкара затронули новую тему в туризме - организация детского туризма в ДОО.

На конференции возникали вопросы: Как можно осуществить детский туризм в дошкольных учреждениях? Какие проблемы могут возникнуть в работе по туризму в дошкольном возрасте?

К туристской деятельности, как к одной из форм работы с дошкольниками, прибегают крайне редко: считается, что туризм - это дело средней общеобразовательной школы. Однако мы полагаем, что детский туризм может и должен использоваться в оздоровлении детей дошкольного возраста в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ.

Этот вопрос широко обсуждался и явился очередным шагом в методологическом понимании всего процесса образования, развития, становления и стимулирования туризма в нашей республике. В ноябре 2015 г. был запущен пилотный проект «Экскурсия в мир прекрасных путешествий и открытий в туризме» в детском саду, направленный на развитие внутреннего туризма.

Существует несколько видов туризма в детском саду. Среди них можно выделить следующие: экскурсия, прогулка и туристский поход.

Экскурсия - важный вид деятельности и современный подход в развитии детей, который даёт возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. На экскурсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Таким образом,

© Ветошева С. И., Гриценко Ж. К., 2018 114

осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Экскурсии способствуют формированию и нравственных качеств. Возможность познакомиться с чем-то новым, интересная познавательная и практическая деятельность - все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений.

Чтобы экскурсии проходили более продуктивно, наполненно и познавательно, выстраивая образовательный маршрут, мы постарались составить материал таким образом, чтобы были отражены речевая и познавательная, исследовательская деятельность детей. Материал хорошо проиллюстрирован, дополнен историческими сведениями, интересными рекомендациями и заданиями. Данная интерактивная экскурсия позволит педагогам и родителям организовать для детей незабываемые образовательные прогулки, которые помогут расширить кругозор и сформировать правильные представления дошкольников о родном городе.

Мы поинтересовались у детей, где и как они любят проводить свой семейный досуг? Выяснилось, что большинство в выходные дни проводят дома у телевизора, компьютера, выходят на прогулку возле своего дома или ходят в торговые развлекательные центры.

Поэтому мы решили привлечь родителей принять участие в нашем долгосрочном проекте, для того чтобы у подрастающего поколения прививались нравственно-патриотические качества. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной - местом, где они живут, где они родились, где живут его близкие; познакомить с историей, природой, культурой родного края, воспитать желание участвовать в делах на благо горожан, родной природы. Мы хотим, чтобы детям Эжвинский район стал родным и любимым.

Родители - самые главные помощники в воспитании детей. Без родителей и их разрешения не проводится какое-либо мероприятие. Для того, чтобы узнать, насколько интересна родителям тема туризма, их заинтересованность, готовность принимать активное участие в туризме на базе ДОУ, мы провели сначала родительское собрание.

На родительском собрании мы познакомили родителей с конкурсной работой «Экскурсовод-2015» и предложили принять участие в туристском проекте «Экскурсия в мир прекрасных путешествий и открытий в туризме».

Цель проекта - содействие физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребенка через туризм.

Задачи:

1. Способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры, туризма и краеведения.

2. Совершенствовать естественные виды движения и обогащать двигательный опыт (ориентироваться в пространстве).

3. Укреплять волю, развивать смелость, самостоятельность, взаимопомощь.

4. Формировать межличностные дружеские взаимоотношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности.

На собрании у родителей возникали вопросы, на основе которых нами была составлена анкета для родителей и проведено анкетирование, где задавались следующие вопросы:

1. Ваше отношение к участию в туристских походах ваших детей на базе ДОУ? (Были предложены варианты ответов.)

2. Как часто вы совершаете путешествия с целью отдыха совместно с детьми? (Варианты ответов.)

3. Какой вид отдыха совместно со своими детьми вы предпочитаете, желаете своему ребенку? (Варианты ответов.)

4. Какие основные цели путешествия для детей вам наиболее интересны?

(Варианты ответов.)

5. Привлекателен ли, по вашему мнению, наш город, его окрестности или другие районы республики как зона туризма и отдыха для ваших детей? (Если нет, то почему.)

После проведения анкетирования мы подвели итоги и поняли, что родители хотят принимать участие в нашем проекте, хотят, чтобы дети познавали мир природы, знали значение зданий и достопримечательностей. Родители считают, что экскурсия, во-первых, оказывается маленьким исследованием окружающего мира, проведя которое дети будут ещё больше готовы к будущей взрослой жизни. Во-вторых, экскурсии развивают. Дети приобретают бесценный опыт. Они учатся организованно посещать объекты культуры, достопримечательности и памятники.

После проведенного собрания и анкетирования мы составили план, наметили этапы нашей работы, ознакомили с родителями.

Нашу работу мы провели по этапам.

Первым подготовительным этапом было то, что родители откликнулись и помогли нам в подготовке к различным мероприятиям, связанным с экскурсиями и туризмом: подготовили иллюстрации, фотографии с изображениями достопримечательностей и красоты природы, составили презентацию с участием детей на темы: «Отдых на природе», «Красота Эжвинского района», «Красота природы в разное время года». Написали сочинения и нарисовали рисунок к сочинению «Лето 2016 года в Республике Коми».

Родители совместно с детьми выполняли игровые задания, они так увлекли самих детей, что палатка стала для них местом не только встреч, но и своеобразной школой, где они постигают основы пусть элементарного туризма, но стимулирующего их к познанию окружающего мира и, в частности, Республики Коми.

С большим азартом и увлечением родители вместе с детьми шьют для кукол рюкзаки, спальники, палатки и другое необходимое для путешествия снаряжение. Раскрашивают картинки с картой Республики Коми, рюкзаки, палатки. Создают альбомы о природе, туризме, совместных походах с родителями «Что возьмем в поход?», играют в разные игры, совершают прогулки и экскурсии для знакомства с растительным и животным миром, к местам исторических памятников города (Эжвинского района), исторических событий, жизни и деятельности замечательных людей, туристские походы.

Вторым основным этапом была проделана следующая работа.

Мы совместно с детьми, поддерживая детскую инициативу, ответ на вопрос «Что с собой возьмем в поход?» начали с аппликации. Дети с большим увлечением, удовольствием рассматривали в журналах картинки с изображением продуктов питания, выбирали, вырезали и наклеивали, делились своими мнениями, впечатлениями, желаниями, беседами о том, что необходимо взять с собой в поход (какие продукты лучше не брать, так как могут испортиться).

Затем мы решили собрать рюкзак и думали, какое может быть содержимое рюкзака? Детям был предложен следующий материал: муляжи и натуральные продукты питания, овощи и фрукты, посуда, кегли, мячи, игрушки. Игрушки дети с собой не брали, мотивировали тем, что поиграть мы можем в детском саду и дома, а в

поход возьмем все необходимое, без чего человек не может прожить: еда и вода. Успешно собрали рюкзаки и «отправились в поход».

Эмоции были на высоте! Здесь мы учились устанавливать палатку, поиграли в подвижные игры и эстафеты: «Мы идем в поход», «Первыми через мостик», «Нам нужно пройти лес», «Перешагивание через кусты», «Пройди по кочкам», «Дорожка препятствий».

Выполняли дыхательные упражнения: «Раздуй костер», «Приятные запахи», «Мыльные пузыри». Дети загадывали друг другу загадки и отгадывали их, затем сами придумывали загадки и загадывали друг другу, было интересно и весело! Зимой мы совместно с мальчиками и девочками нашей группы, а также

родителями построили иглу - зимнее жилище эскимосов. * -__

: м

Кто такие эскимосы? Почему иглу делают из снега? Совместное строительство жилища порождало множество вопросов. Оказалось, что иглу делают из снежных плит в виде купола-полушария. А эскимосы - это народ, обитающий на северных территориях Земли. Почему иглу именно из снега? Да потому, что это самый доступный материал в местности проживания эскимосов. Дети рассматривали внешний вид снежного дома, узнали о процессе его строительства. Любопытная деталь подобных жилищ - отсутствие дверей, внутрь иглу можно попасть лишь ползком через вырытый в снегу туннель. Некоторые эскимосы использовали подкопы, они соединяли разные иглу туннелями. Благодаря этому семьи эскимосов имели возможность посещать друг друга, не выходя на улицу. Мы узнали, что в настоящее время хижины иглу применяются также в лыжном туризме как аварийное жилище на случай возникновения проблем с палаткой или долгого ожидания улучшения погоды. При подготовке к лыжным походам иногда проводятся занятия по строительству хижин иглу.

Также мы решили принять участие в конкурсе эскизов географического знака «Самая северная точка Республики Коми», который проходил с 10 марта 2016 г. по 16 мая 2016 г. Дети и родители были активными участниками этого конкурса (18 детей с родителями). За участие в этом конкурсе дети и родители от организаторов получили сладкие призы и грамоты. Все остались довольны!

Своим проектом мы заинтересовали сотрудников детской библиотеки «Шондi войт», и с января каждый месяц собирались в библиотеке, узнавали историю и культуру Слободы в рамках туристско-краеведческого проекта «Тропинка в историю».

Сотрудник библиотеки Надежда Ильинична Михайлова рассказала об истории села, о правилах строительства коми избы - керки.

Также на первой встрече мы путешествовали из космоса в Слободу. Сначала посмотрели в иллюминаторы из космического корабля на Землю. Нашли континент Евразия. Потом «пересели» на самолет ТУ-134 и «пролетели» над Россией. Помахали рукой, «пролетая» над Республикой Коми. На борту самолета АН-2 мы «покружились» над Эжвой. И наконец, «приземлились» в библиотеке. Затем дети вместе с родителями совместили карту современной Эжвы с картой Слободы. На карте отметили места, на которых размещались деревни Слободы и современные постройки Эжвы. Получилось интересно! В конце поиграли в коми народные игры.

После знакомства с селом Слобода, родной Эжвой мы провели туристский ликбез на тему «Отправляемся в поход», беседовали, что мы с собой возьмем в поход? К походу нужно подготовиться. Что взять? Чего не брать? Как себя вести в природе? На все эти вопросы ответил Андрей Александрович Косолапов, турист с опытом. Что обязательно надо взять в однодневный поход? Оказывается, с собой необходимо взять небольшой рюкзак (около 15-35 литров); коврик; палатку; КЛМН (кружка + ложка + миска + нож); фонарик; спички/зажигалка/огниво; продукты; фотоаппарат; запасную одежду. Андрей Александрович показал, как правильно упаковывать рюкзак, как ставить палатку, как укладываться в спальник. Мастер-класс пролетел быстро. Мы узнали много интересного из жизни туриста.

Все вместе - дети, родители, мы (воспитатели) и библиотекари - отправились в поход! Отправной точкой стала библиотека «Шондi войт». Шли мы вдоль улицы Мира. Первой остановкой стал памятный камень, установленный в честь Слободы, затем мы дошли до памятника Н. Н. Балину, привал мы устроили в сквере около библиотеки им. Куратова, далее путь лежал в литературно-театральный музей им. Н. Дьяконова. В музее для нас была проведена экскурсия «Наша Слобода». Конечной станцией была площадь около здания администрации Эжвинского района. Здесь были вручены благодарности и грамоты участникам проекта.

Заключительный этап

Запланировали осенью отправиться с детьми в поход на берег реки Вычегды. Прежде чем пойти с детьми в поход, мы провели предварительную работу:

1. Вместе с детьми продумали и изучили маршрут движения.

2. Мы (воспитатели) сначала предварительно осмотрели местность поляны.

3. Перед тем как пойти, проверили одежду и обувь детей.

4. Приготовили воду для питья и мытья рук, продукты питания, рюкзаки, взяли с собой аптечку, спортивное оборудование.

5. Провели беседу «Как вести себя на природе», повторили правила поведения и безопасности на природе (в походе).

6. С хорошим, прекрасным настроением пошли в поход с детьми на природу.

Поставили палатку. Поиграли в любимые подвижные и спокойные игры, зашли в палатку, побеседовали о красоте природы, о ее явлениях, загадывали загадки, перекусили, отдохнули, убрали за собой мусор. И с новыми силами отправились в детский сад.

В течение года мы с детьми ходили на экскурсии по Эжве в разных направлениях: по улицам Мира, Бумажников, Космонавтов, Слободской. Знакомили детей с достопримечательностями Эжвы, с арт-объектами.

Вот так мы провели первый год нашего туристского проекта «Экскурсия в мир прекрасных путешествий и открытий в туризме». Мы - туристы, а значит, мы - это дети и взрослые, занимающиеся туризмом, любящие и познающие свой Коми край. Детский туризм - это прекрасное времяпрепровождение детей, путешествие в целях отдыха, исследования, изучения местности, а также в развлекательных целях. Можно сказать, что туризм - это долгосрочная программа в будущее. Будущее наших детей и внуков. Будущее нашей Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.