Научная статья на тему 'ЭКСКУРСИЯ-ПРОЕКТ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ЭКСКУРСИЯ-ПРОЕКТ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хотулёва Ольга Викторовна, Ющенко Юлия Алексеевна, Дремлюга Юлия Геннадьевна

В статье излагаются взгляды автора на решение проблемы формирования основных компетенций, обучающихся по биологии. В работе приводится подразделение на экскурсий на вводные, проводимые накануне изучения соответствующей темы; текущие, организуемые в процессе изучения нового материала; итоговые, проводимые после изучения соответствующей темы и имеющие целью закрепление материала Предлагается вариант реализации проекта по созданию выставки «Живое рядом», с использованием экскурсии на пришкольный участок. Автор подробно анализирует структуру и ход урока-экскурсионного проекта на тему «Разнообразие живых организмов» в 6 классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хотулёва Ольга Викторовна, Ющенко Юлия Алексеевна, Дремлюга Юлия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXCURSION IS A PROJECT AT A BIOLOGY LESSON IN A SECONDARY SCHOOL

The article presents the author's views on solving the problem of the formation of basic competencies of biology students. The paper provides a division into introductory excursions conducted on the eve of studying the relevant topic; current ones organized in the process of studying new material; final ones conducted after studying the relevant topic and with the aim of consolidating the material, a variant of the project for the creation of the exhibition "Living Nearby" is proposed, using excursions to the school site. The author analyzes in detail the structure and course of the lesson-excursion project on the topic "Diversity of living organisms" in the 6th grade.

Текст научной работы на тему «ЭКСКУРСИЯ-ПРОЕКТ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

По результатам исследования можно сделать вывод о недостаточности применения только одного метода обучения и важности применения разнообразных дополнительных методов исходя из уровня подготовки и сформированности основных учебных умений.

Литература:

1. Балабкина Л. Методика анализа отношения школьников к учению // « Школьный психолог». - № 23, 2000. - С. 1-3

2. Бинас А.В. Биологический эксперимент в школе: Кн. для учителя. [А.В. Бинас и др.]. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

3. Bloom, B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. -New York: Longman, 1994.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Ющенко Юлия Алексеевна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); магистрант кафедры биологии и экологии Дремлюга Юлия Геннадьевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ЭКСКУРСИЯ-ПРОЕКТ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье излагаются взгляды автора на решение проблемы формирования основных компетенций, обучающихся по биологии. В работе приводится подразделение на экскурсий на вводные, проводимые накануне изучения соответствующей темы; текущие, организуемые в процессе изучения нового материала; итоговые, проводимые после изучения соответствующей темы и имеющие целью закрепление материала Предлагается вариант реализации проекта по созданию выставки «Живое рядом», с использованием экскурсии на пришкольный участок. Автор подробно анализирует структуру и ход урока-экскурсионного проекта на тему «Разнообразие живых организмов» в 6 классе.

Ключевые слова: экскурсия, проектная деятельность, проект.

Annоtation. The article presents the author's views on solving the problem of the formation of basic competencies of biology students. The paper provides a division into introductory excursions conducted on the eve of studying the relevant topic; current ones organized in the process of studying new material; final ones conducted after studying the relevant topic and with the aim of consolidating the material, a variant of the project for the creation of the exhibition "Living Nearby" is proposed, using excursions to the school site. The author analyzes in detail the structure and course of the lesson-excursion project on the topic "Diversity of living organisms" in the 6th grade.

Key words: excursion, project activity, project.

Введение. Внедрение в школьное обучение Федеральных Государственных общеобразовательных стандартов диктует новые требования и подходы к формированию ключевых компетенций обучающихся. Применение учителем проектного метода на уроках биологии позволяет решить ряд учебных задач, подразумевающих применение на практике сформированных компетенций обучающихся.

Эффективным средством обучения и воспитания учащихся является экскурсионная работа. Экскурсии в преподавании биологических дисциплин в школе часто являются компонентом проекта и позволяют наблюдать в реальном времени процессы и явления живой природы. Экскурсионный проект, как форма работы, позволяет реализовывать социально-значимую деятельность и сформировать ключевые компетенции обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Проектная деятельность является одним из способов раскрытия индивидуальных способностей и творческого потенциала школьников [2].

В соответствие с учебно-воспитательными задачами экскурсии подразделяются на: вводные, проводимые накануне изучения соответствующей темы; текущие, организуемые в процессе изучения нового материала; итоговые, проводимые после изучения соответствующей темы и имеющие целью закрепление материала [1].

Проведение экскурсии требует хорошей подготовки учителя и учащихся и требует постановки задач: а) учебных, б) воспитательных; в) организационных. Учебные задачи предусматривают плотную связь программного материала с экскурсионными объектами. В связи с этим учитель детально разрабатывает: тематику биологических экскурсий; маршрут экскурсий; перечень биологических объектов, которые нужно посетить; задания для учеников во время экскурсий. Воспитательные задачи при подготовке к экскурсии содействуют формирование системы биологических знаний, развитие предметных умений и навыков, умений сравнивать, обобщать, анализировать, а также воспитание бережного отношения к природе и к своему организму. На этапе подготовки экскурсии учитель должен отработать с учениками такие моменты, как: правила поведения в природе во время экскурсии; правила поведения во время поездки; правила дорожного движения и техники безопасности. В зависимости от возрастных и психологических возможностей учащихся им могут быть предложены задачи определенного содержания. Например, ответить во время экскурсии или после ее результатов на вопросы обобщающего характера: Что вам во время экскурсии запомнилось больше всего? Что нового вы узнали сегодня? Какие природные объекты особенно заинтересовали вас? Изменились ли ваши представления о природе после экскурсии? С какими новыми растениями и животными вы познакомились во время экскурсии?

Экскурсионная работа интересна тем, что дает возможность комплексно изучать природные явления. Существуют методические условия эффективного проведения учебной экскурсии. Такая экскурсия требует специальной подготовки учеников, поэтому учитель до экскурсии проводит беседу со школьниками (о теме экскурсии, об экскурсионном маршруте, о том, какие задания учащиеся должны выполнить).

Вторым, не менее важным моментом, является подготовка самого учителя. Учитель определяет тему и задачи экскурсии; так же детально, как это делается для каждого урока, разрабатывает содержание учебного материала, который учащиеся должны усвоить на экскурсии; тщательно разрабатывает маршрут, предварительно проходит сам этот маршрут, изучает объекты, расположенные по маршруту; разрабатывает задания для учащихся. Специалисты советуют до начала экскурсии и во время ее проведения предоставить ученикам (индивидуальные и коллективные) задания: подготовить небольшие сообщения о различных биологических объектах, подобрать стихи, загадки на биологическую тематику; начертить маршрут; сфотографировать объекты природы, следы их жизнедеятельности или записать голоса животных; подготовить выпуск альбома, бюллетеня, выставки.

Каждая экскурсия должна заканчиваться подведением итогов и обобщением. В ходе беседы, обучающиеся расширяют, углубляют и закрепляют свои знания по изучаемому материалу. Они кратко сообщают о результатах собственной работы [3].

В школьной программе по биологии предусмотрены экскурсии для обучающихся 6-11 классов. Планом предусмотрено проведение экскурсий при изучении следующих тем: «Многообразие растений и животных своего края»; «Естественные и искусственные экосистемы»; «Сезонные явления»; «Способы размножения растений»; «Поведенческие реакции животных» и так далее. Интересной идеей, по нашему мнению, является разработка экскурсии - проекта и его реализация на уроке биологии.

В статье представлена разработка урока-экскурсионного проекта на тему «Разнообразие живых организмов» в 6 классе.

Таблица 1

Структура и ход урока

Этап урока

Содержание, деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап 2 минуты

Здравствуйте.

Для начала отгадайте загадки:

Хожу в пушистой шубе

Живу в густом лесу

В дупле на старом дубе Орешки я грызу (белка).

Недотрога, весь в иголках, Я живу в норе, под елкой. Хоть открыты настежь двери. Но ко мне не входят звери (еж)._

Слушают, настраиваются деятельность.

Личностные УУД -Проявление интереса к изучению темы

Постановка учебных задач 8 минут

Сегодня мы проводим урок на пришкольном участке. Это будет экскурсия. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Посмотрите на маршрут экскурсии (рис. 1).

Как мы должны себя вести экскурсии?

Кто из вас любит это время года? А что вам очень нравится осенью? Чем осень отличается от других времен года?

Учитель спрашивает: 1. Как вы думаете, каким образом мы можем подготовить выставку «Живое рядом»? Что нам для этого понадобится?

2. Что необходимо для достижения нашей цели?

Ребята! Сегодня мы с вами должны оформить презентацию или буклет для учеников начальной школы. Основные требования:

1. Выставка должна содержать информацию о живых организмах, обитающих только в нашей местности.

2. Можно использовать фото сделанные самостоятельно во время экскурсии.

Учащиеся называют различные темы занятия. Предлагают правила поведения.

Выявлены признаки осеннего времени года: переменчивая погода, недолгий световой день снижение температуры воздуха, увеличение количества осадков, появление туманов по утрам отлет многих птиц созревание плодов изменение окраски листвы на

деревьях. - Предложить способы

достижения цели рассмотреть живые объекты, следуя по выбранному маршруту, зарисовать или сфотографировать живые организмы.

Личностные УУД -Формирование интереса к изучению темы;

патриотическое воспитание, воспитание экологической культуры. Познавательные

УУД -выделение

поиск и информации.

Коммуникативные УУД -определять цель урока, свои функции.

Регулятивные УУД -постановка учебной задачи.

Изучение ново

материла. 15 минут

1. Актуализация опорных знаний.

2. Совместное нового знания

открытие

Учащиеся 6 класса группируются по 4 царствам живой природы:

1 группа Бактрии

2 группа Животные

3 группа Грибы

4 группа Растения Какие организмы относят к царству: Бактрии, Животные, Грибы, Растения. Где мы найдём с вами бактерии?

Задания для групп: найти и дать описания живых организмов относящихся к определенному царству живой природы.

Задания выдаются на отдельном листе На выполнение заданий дается 10-15 минут. При выполнении задания необходимо собрать коллекцию природных объектов, сфотографировать (листья, веточки, плоды, грибы насекомые).

После выполнения задания учащиеся 6 класса обсуждают результаты экскурсии между группами. Готовят доклады для учащихся начальных классов.

- Дают ответы на заданные вопросы ?

Называют затруднения. Как обнаружить бактерии? Как их рассмотреть? Как доказать, что в почве бактерии?

Учатся

наблюдать,

готовить

сообщения,

представлять

результаты.

- Слушают

рассматривают,

спрашивают.

Личностные УУД -

Формировать

познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения Познавательные УУД -Начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки

правильного поведения в природе.

- Анализировать,

классифицировать и

обобщать; использовать приобретённые знания для выполнения заданий. Коммуникативные Самостоятельно организовывать взаимодействие группами. Регулятивные Составлять в группе план решения проблемы, выполнять задания в соответствие с поставленной целью.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,

исправлять ошибки,

самостоятельное выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

УУД -

учебное между

УУД -

Рефлексия

Учитель предлагает ответить вопросы:

Что для вас стало основным ключевым моментом на уроке? Какие непонятные вам моменты возникли на уроке? Какая информация стала для вас новой? Что явилось особенно интересным? Чему вы научились? Учитель демонстрирует изображения эмодзи, предлагает дать оценку отношения к уроку.

Домашнее задание: 1. Подготовка отчёта по экскурсии в виде выставки.

- отвечают вопросы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коммуникативные УУД -умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Использовать речевые

средства для представления результата.

Регулятивные УУД -соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Личностные УУД -

оценивать результат

собственной деятельности.

Выполняют задания

Рисунок 1. Маршрут экскурсии

План пришкольного участка

ш

Эбщая площадь -1 га

1арадная зона

- 16 сагок Хподовый сад

- 8 соток

У1иксбордер

- 4 сотки Спортплощадка

- 20 соток

Дорожки, переходы, ззеленение по периметру, здание школы

- 51 сотка

Ребята! Перед вами маршрут нашей экскурсии.

Для оформления продукта проекта необходимо:

1. Собрать (сделать фото) природного материала (гербарий, плоды, коллекция насекомых), который относится к определенному царству живой природы.

2. Дать описательную характеристику.

3. Оформить выставку «Живое рядом»

Выводы. В результате выполнения проекта, у обучающихся формируется познавательный интерес к получению нового материала, школьники учатся делать выводы из увиденного, обобщать и систематизировать данные, обсуждать увиденное с учителем одноклассниками.

Литература:

1. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение. Электронный ресурс: учебник / Б.В. Емельянов. - М.: Советский спорт, 2007. - 216 с.

2. Зыков И.Е., Ющенко Ю.А., Шурыгина А.И. Виртуальная экскурсия как вид проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2020. - № 66(3). - С. 81-85.

3. Киндря Н.А. Учебная экскурсия как одна из форм образовательного процесса на подготовительном факультете // Вопросы педагогики. - М. - 2018. - № 4-1. - С. 123-333

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства Хубиев Ахмат Ибрагимович

ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна Урусова Музалифа Юсуфовна

ФГБОУ «Северо-Кавказская государственная академия» (г. Черкесск);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства Батчаева Зумат Сулеймановна

ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Исследуется роль развития образного мышления в системе профессиональной подготовки будущих дизайнеров городской среды. Непосредственно перед этим доказывается важность профессии дизайнера, в т.ч. занимающегося проектированием городской среды, для дальнейшего поступательного развития современного общества. Затем демонстрируются основные недостатки процесса подготовки специалистов соответствующего профиля системой российского ВО. Доказывается необходимость совершенствования процесса формирования образного мышления будущих дизайнеров для их частичной ликвидации. Прослеживаются некоторые закономерности формирования образного мышления у студентов-дизайнеров. Далее демонстрируются педагогические приёмы и методы, позволяющие улучшить данный процесс, а, следовательно, и систему подготовки будущих дизайнеров городской среды в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.