Научная статья на тему 'Экскурсия-лекция как инструмент профориентационной работы при формировании трудовой мотивации школьников на примере г. Владивостока'

Экскурсия-лекция как инструмент профориентационной работы при формировании трудовой мотивации школьников на примере г. Владивостока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профориентационная работа / профориентационная экскурсия / экскурсионная деятельность / интерактивная экскурсия / экскурсия-лекция / портрет школьника / трудовая мотивация / career guidance work / career guidance excursion / excursion activity / interactive excursion / excursion-lecture / portrait of a schoolchild / labor motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гомилевская Галина Александровна, Михина Илона Сергеевна, Чернега Анастасия Андреевна

В настоящее время в контексте формирования современного рынка труда и максимально изменившегося портрета выпускника школы возрастают требования к профориентационной работе и поиск новых форматов. Среди широкого разнообразия профориентационных методов и форм особое место занимает использование экскурсионных приемов, в том числе проведение экскурсий-лекций с использованием интерактивного формата. Целью исследования является разработка методических основ проведения экскурсии-лекции в рамках профориентационной деятельности и апробация программы экскурсии-лекции с использованием интерактивного подхода в условиях взаимодействия муниципальных служб и образовательных учреждений г. Владивостока. Задачи исследования: определение профессиональных интересов подростков, знакомство с ключевыми принципами выбора профессии и апробация программы профориентационной экскурсии-лекции на школах г. Владивостока. Методология работы: в статье использованы экскурсионные методы профориентационной деятельности с использованием интерактивного подхода, методы систематизации, классификации, социологии; составлена схема классификации методов школьной профориентации. В ходе работы составлен паспорт программы профориентационной экскурсии-лекции с отраженными ключевыми характеристиками проведения профориентационных мероприятий, целевой группой, ожидаемыми результатами реализации программы и сроками реализации. Научной новизной работы является авторское определение экскурсии-лекции, в том числе в контексте проведения профориентационных «живых уроков», актуализированная классификация методов профориентации школьников, а также методический подход к проведению профориентационной экскурсии-лекции, направленной на формирование трудовой мотивации школьника. Практическим результатом работы является внедрение программы экскурсии-лекции в профориентационную работу школ г. Владивостока с анализом и оценкой обратной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гомилевская Галина Александровна, Михина Илона Сергеевна, Чернега Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Excursion-lecture in vocational guidance work with schoolchildren on the example of Vladivostok

Currently, in the context of the formation of the modern labor market and the most changed model of a school graduate, the requirements for career guidance work and the search of new formats are also increasing. Among the wide variety of career guidance methods and forms, a special place is occupied by the use of guided tours, including excursions-lectures with interactive format. The aim of the study is to develop the methodological foundations for conducting an excursion-lecture as part of career guidance and testing the excursion-lecture program with an interactive approach in the context of interaction between municipal services and educational institutions in Vladivostok. The tasks are to determine the professional interests of adolescents, to get them acquainted with the key principles of choosing some profession and to test the program of a career-guidance excursion-lecture at schools in Vladivostok. Methodology of work:the article uses excursion methods of career guidance activities using an interactive approach, methods of systematization, classification, sociology, and a classification scheme for school career guidance methods is drawn up. In the course of the work, a passport for the program of career guidance excursion-lectures was drawn up with the key characteristics of career guidance activities, the target group, the expected results of the program implementation and the timing of implementation. Article results: the scientific novelty of the work is the author's definition of an excursion-lecture in the context of conducting career guidance "live lessons", an updated classification of career guidance methods for schoolchildren, as well as a methodological approach to conducting a career-guidance excursion-lecture aimed at forming a child’s labor motivation. The practical result of the work is integration of the excursion-lecture program into the career guidance work at schools in Vladivostok with the analysis and evaluation of feedback.

Текст научной работы на тему «Экскурсия-лекция как инструмент профориентационной работы при формировании трудовой мотивации школьников на примере г. Владивостока»

Педагогика

Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15, № 3. С. 72-84 The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2023. Vol. 15, № 3. Р. 72-84

Научная статья УДК 378

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-3/072-084

Экскурсия-лекция как инструмент профориентационной работы при формировании трудовой мотивации школьников на примере г. Владивостока

Гомилевская Галина Александровна

Михина Илона Сергеевна

Чернега Анастасия Андреевна

Владивостокский государственный университет Владивосток. Россия

Аннотация. В настоящее время в контексте формирования современного рынка труда и максимально изменившегося портрета выпускника школы возрастают требования к профориентационной работе и поиск новых форматов. Среди широкого разнообразия профориен-тационных методов и форм особое место занимает использование экскурсионных приемов, в том числе проведение экскурсий-лекций с использованием интерактивного формата. Целью исследования является разработка методических основ проведения экскурсии-лекции в рамках профориентационной деятельности и апробация программы экскурсии-лекции с использованием интерактивного подхода в условиях взаимодействия муниципальных служб и образовательных учреждений г. Владивостока. Задачи исследования: определение профессиональных интересов подростков, знакомство с ключевыми принципами выбора профессии и апробация программы профориентационной экскурсии-лекции на школах г. Владивостока. Методология работы: в статье использованы экскурсионные методы профориентационной деятельности с использованием интерактивного подхода, методы систематизации, классификации, социологии; составлена схема классификации методов школьной профориентации. В ходе работы составлен паспорт программы профориентационной экскурсии-лекции с отраженными ключевыми характеристиками проведения профориентационных мероприятий, целевой группой, ожидаемыми результатами реализации программы и сроками реализации. Научной новизной работы является авторское определение экскурсии-лекции, в том числе в контексте проведения профориентационных «живых уроков», актуализированная классификация методов профориентации школьников, а также методический подход к проведению профориентаци-онной экскурсии-лекции, направленной на формирование трудовой мотивации школьника. Практическим результатом работы является внедрение программы экскурсии-лекции в профориентационную работу школ г. Владивостока с анализом и оценкой обратной связи.

© Гомилевская Г. А., 2023 © Михина И.С., 2023 © Чернега А.А., 2023 72

Ключевые слова: профориентационная работа, профориентационная экскурсия, экскурсионная деятельность, интерактивная экскурсия, экскурсия-лекция, портрет школьника, трудовая мотивация.

Для цитирования: Гомилевская Г.А., Михина И.С., Чернега А.А. Экскурсия-лекция как инструмент профориентационной работы при формировании трудовой мотивации школьников на примере г. Владивостока // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15, № 3. С. 72-84. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-3/072-084.

Pedagogy

Original article

Excursion-lecture in vocational guidance work with schoolchildren

on the example of Vladivostok

Galina A. Gomilevskaya Ilona S. Mikhina Anastasia A. Chernega

Vladivostok State University Vladivostok. Russia

Abstract. Currently, in the context of the formation of the modern labor market and the most changed model of a school graduate, the requirements for career guidance work and the search of new formats are also increasing. Among the wide variety of career guidance methods and forms, a special place is occupied by the use of guided tours, including excursions-lectures with interactive format. The aim of the study is to develop the methodological foundations for conducting an excursion-lecture as part of career guidance and testing the excursion-lecture program with an interactive approach in the context of interaction between municipal services and educational institutions in Vladivostok. The tasks are to determine the professional interests of adolescents, to get them acquainted with the key principles of choosing some profession and to test the program of a career-guidance excursion-lecture at schools in Vladivostok. Methodology of work:the article uses excursion methods of career guidance activities using an interactive approach, methods of systematization, classification, sociology, and a classification scheme for school career guidance methods is drawn up. In the course of the work, a passport for the program of career guidance excursion-lectures was drawn up with the key characteristics of career guidance activities, the target group, the expected results of the program implementation and the timing of implementation. Article results: the scientific novelty of the work is the author's definition of an excursion-lecture in the context of conducting career guidance "live lessons ", an updated classification of career guidance methods for schoolchildren, as well as a methodological approach to conducting a career-guidance excursion-lecture aimed at forming a child's labor motivation. The practical result of the work is integration of the excursion-lecture program into the career guidance work at schools in Vladivostok with the analysis and evaluation of feedback.

Keywords: career guidance work, career guidance excursion, excursion activity, interactive excursion, excursion-lecture, portrait of a schoolchild, labor motivation.

For citation: Gomilevskaya G.A., Chernega A.A., Mikhina I.S. Excursion-lecture in vocational guidance work with schoolchildren on the example of Vladivostok // The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2023. Vol. 15, № 3. P. 72-84. DOI: https://doi.org/-10.24866/VVSU/2949-1258/2023-3/072-084.

73

Введение

Сегодня профориентационная работа рассматривается как перспективное и динамично развивающееся направление социализации школьников, требующее новых методов и подходов. Проблему профориентационной работы со школьниками при формировании их трудовой мотивации с использованием активных форм туризма и экскурсионно-краеведческой деятельности исследовали авторы С.В. Панина, Т.А. Макаренко, Е.А. Арюкова, Е.С. Земскова, В.А. Коптева, К.С. Харькова и др. [1-4], которые определили, что экскурсионная деятельность является неотъемлемой частью в развитии профориентации, так как связывает образовательные учреждения с рынком труда, предприятиями и учреждениями реального сектора. При этом экскурсионная деятельность оказывает существенное влияние на решение проблемы использования интерактивных форм в проф-ориентационной работе, так как сочетает активную визуализацию объектов и прямой контакт с аудиторией.

Однако в условиях существенного дефицита времени у школьников профориентационная работа должна выстраиваться поэтапно, когда на входе предлагается знакомство с различными сферами деятельности и профессиями с использованием экскурсии-лекции, реализуемой непосредственно в образовательном учреждении. Таким образом, профориентационная работа при формировании трудовой мотивации школьников в целом носит поэтапный и ступенчатый характер, где экскурсия-лекция является первым контактом с аудиторией и вводной составляющей профориентационной работы.

Вопросам профориентационной работы были посвящены труды авторов Ю.М. Неволина, С.В. Паниной, Т.А. Макаренко, Е.А. Арюковой, Е.С. Земскова и др. [1-4], которые в комплексе рассматривали проблемы трудовой мотивации и выбора профессии школьниками, наиболее приемлемые методы передачи информации школьникам, актуальность использования экскурсионных методов в профориентации.

В целом под профориентацией авторы понимают определенные действия, направленные на выявление интереса школьников к будущей деятельности с учетом индивидуальных факторов. Так, автор Ю.М. Неволин [4] определяет профессиональную ориентацию как комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности. Благодаря профессиональной ориентации школьник может структурировать знания из мира профессий и выбрать для себя наиболее подходящую сферу профессионального развития.

В работе Е.С. Земскова [3] сущность профессионального самоопределения оценивается с позиции поиска и определения личностного смысла в выбираемой профессии для развития через главные критерии успешности:

- возможность выбора из различных профессий и профессиональных перспектив;

74

- личные качества подростка и качественное их сопоставление с выбранной профессиональной деятельностью;

- наличие достоверной информации о выбранном виде деятельности.

Одной из эффективных форм ознакомления учащихся с современными профессиями и разными условиями труда являются профориентационные экскурсии, которые призваны погрузить школьников в палитру самых разнообразных профессий: производственных, интеллектуальных, творческих, исследовательских, медицинских и многих других.

По мнению А.С. Барaнова [5], профориентационная экскурсия - одна из действенных форм способа знакомства подростков с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий, что оказывает значительное воздействие на привлечение внимания к профессии, так как включает в себя наглядность и доступность восприятия с необходимостью анализировать, сравнивать, делать выбор.

Специфика современного подхода к профориентационной деятельности базируется на смене портрета школьника. В последние годы многие исследователи, в том числе А.В. Сапа, Н.В. Шалыгин, K.W. Lai, K.S. Hong, A. Tari и др., опираются на теорию поколений, согласно которой в цифровую эпоху современное поколение Z обладает чертами «сетевого поколения» или «поколения Facebook», «цифровых аборигенов», «поколения iGeneration», «Generation Z», «Generation M», «NetGeneration», «InternetGeneration» [6, 7]. Основные черты, присущие поколению Z: эрудированность, жизнь в Интернете, ранний заработок, обучаемость и креативность.

На наш взгляд, экскурсия-лекция как метод профориентации соответствует запросу современного школьника и удовлетворяет основные потребности в подаче материала через информационные источники. Таким образом, экскурсионная деятельность в профориентационной работе может оказать существенное влияние на подачу материала, так как метод экскурсии-лекции сочетает в себе использование интерактивного формата работы и применение деловой игры.

Целью исследования является разработка методических основ проведения экскурсии-лекции в рамках профориентации и апробация программы с использованием интерактивного подхода в условиях взаимодействия муниципальных служб и образовательных учреждений г. Владивостока.

Основная часть

Профессиональная ориентация сегодня - это подготовка школьника к самоопределению, развитие его самосознания, подведение к грамотному выбору будущей профессии. Однако, несмотря на некоторые положительные результаты в сфере профориентационной работы в современных условиях, все чаще поднимается вопрос развития и расширения методов в профориентаци-онной работе. При этом, на наш взгляд, существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика. Таким образом, отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности, выбирающей профессию, а тaкже исполь-

75

зуются в основном словесные, декларативные методы без представления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и избираемой [1].

Отличительной особенностью современной профориентации является то, что она представляет собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, где должны учитываться, с одной стороны, индивидуальные особенности личности и ее потребности, с другой - рынок труда. Таким образом, возникает необходимость в обновлении подходов к организации профориентационной работы, в том числе ее форм и методов.

Ведущими направлениями работы профориентатора с подростками на рубеже профессионального выбора должны стать: знакомство подростков с разными обликами рассматриваемой профессии; создание у подростков собственных целей и намерений личной карьеры; ассоциация между образовательными учреждениями и профильными представителями профессий; заблаговременная ориентация на выбор предстоящего места работы.

В целом профориентация исходит из научно-обоснованного подхода на основе системы мер (социально-экономических, психолого-педагогических, меди-кофизиологических), способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и для общества применить в своей профессиональной деятельности свои наклонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда [11, 12].

На наш взгляд, основная цель профориентационной работы в образовательном учреждении - оказание реальной помощи подростку в выборе вариантов профессионального образования. Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:

- ознакомление с миром профессий;

- изучение интересов, способностей, наклонностей и мотивов деятельности;

- ознакомление с правилами выбора профессии;

- мотивация размышлений о своем профессиональном будущем.

Обоснованный профессиональный выбор - это личное желание человека,

осознающего ключевые сложности при формировании возможностей собственного становления. Эту обязанность готовы взять на себя далеко не все зрелые люди, а подростки на этапе профессионального становления наиболее нуждаются в помощи со стороны специалистов: учителей, родителей, специалистов по психологии.

Профессиональная ориентация учащихся образовательных учреждений включает в себя следующие методы (рис. 1), способствующие профессиональному самоопределению школьников.

На основании анализа методов школьной профориентации можно выделить один из наиболее эффективных видов - профориентационную экскурсию, позволяющую формировать и развивать у обучающихся интерес к миру профессий, наглядно ознакомиться с организацией производства, техникой, технологи-

76

ей и профессиями различных отраслей, состоянием рынка труда и путями получения профессии, перспективами профессионального роста и возможностями трудоустройства.

Рис. 1. Классификация методов школьной профориентации Примечание: составлено автором по [8, 14].

Профориентационные экскурсии призваны побудить молодежь к повышению активности в личном и профессиональном самоопределении, сформировать положительный настрой к трудовой деятельности, уважение к профессиям и результатам труда [10]. Основные типы профориентационных экскурсий представлены в табл. 1.

Таблица 1

Типы профориентационных экскурсий

Тип профориентацион-ной экскурсии Характеристика

Профессиографические Знакомят с учебно-воспитательным процессом, характеристикой определенного вида профессий, правилами приема и перспективами роста

Тематические Проводятся по темам учебных предметов в целях пропаганды определенных рабочих профессий для старшеклассников

Лекционные Дают первичные знания о профессии, позволяют теоретически рассмотреть вид деятельности и понять его основные цели

Обзорные Позволяют практически познакомиться с профессией, рабочим местом и деятельностью предприятия

Примечание: составлено автором по [10].

77

Среди различных форм проведения профориентационной работы, активизирующих умелое профессиональное самоопределение учащихся, основное место отводится экскурсиям на промышленные предприятия. Впрочем, эти экскурсии не всегда отвечают задачам профориентации и не всегда оставляют у подростков абсолютное представление о той или иной профессии, а также занимают значительное количество времени при проведении. Вследствие этого появляется надобность в организации экскурсий, на которых подростки не ограничивались бы стандартным наблюдением за трудовым ходом профессионалов, а исследовали бы сущность практических навыков в профессии с внедрением интерактивных способов и имели вероятность с наименьшими временными расходами попробовать себя в различных профессиональных обликах работы [9].

Одним из методов организации экскурсий является экскурсия-лекция. Ее основной задачей является не только знакомство обучающихся с современной техникой, технологией производства, организацией труда различных профессий, но и освоение навыков самостоятельного анализа профессиональной деятельности, решение рабочих кейсов и апробирование своих сил в новых ролях. Экскурсия-лекция сочетает в себе лекционный формат с визуальным сопровождением как интерактивный подход в подаче материала.

Целью экскурсии-лекции в профориентацинной работе является использование новых форм с применением интерактивного подхода и активных форм туризма в условиях взаимодействия муниципальных служб и образовательных учреждений. Одна из форм в настоящее время уже реализована в виде проекта «Живые уроки», который направлен на внедрение туристско-экскурсионных мероприятий в образовательные программы общего и профессионального образования. Данная форма представлена интерактивной программой, взаимосвязанной с образовательным процессом и предполагающей использование музейно-экскурсионных методов визуализации культурного и природного наследия территорий.

Для реализации экскурсии-лекции как формы профориентационной работы нами был составлен паспорт программы профориентационной экскурсии-лекции (табл. 2).

Таблица 2

Паспорт программы профориентационной экскурсии-лекции

Название Программа профориентационной работы «Профориентационная экскурсия-лекция для школьников г. Владивостока»

Исполнитель Муниципальные службы и образовательные организации г. Владивостока

Проблема Низкий уровень осознания школьниками собственного профессионального выбора; недостаточность использования новых методов профориентационной работы

78

Окончание табл. 2

Название Программа профориентационной работы «Профориентационная экскурсия-лекция для школьников г. Владивостока»

Цель Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей деятельности; выработка у школьников сознательного отношения к труду; профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда; сокращение времени обучающихся на посещение профэкскурсий; первый контакт с учащимися и погружение аудитории в короткие сроки в целый ряд профессий

Задачи Определить профессиональные интересы и личностные особенности школьников; собрать данные о предпочтениях и возможностях учащихся для разделения их по профильным группам; ознакомить молодое поколение на территории общеобразовательной организации с ключевыми принципами выбора профессии; определить содержание программы по стимулированию участников; организовать взаимодействие между участниками программы; разработать систему диагностики по оценке эффективности программы; апробировать программу экскурсии-лекции

Целевые группы Учащиеся 9-11-го классов образовательных учреждений г. Владивостока

Ожидаемый результат Изменение имиджа и повышение популярности рабочих профессий и специальностей среди учащихся образовательных организаций; заинтересованность школьников в развитии профессиональных навыков на территории региона

Краткое описание Состоит из четырех частей: - подготовительно-организационная; - подготовительная; - основная; - заключительная

Этапы реализации Учебный год

Примечание: составлено автором.

Методика проведения экскурсии-лекции направлена на помощь экскурсантам в усвоении содержания профориентационного материала. Здесь используются два методических приема (показ и рассказ), которые успешно совмещаются в экскурсии-лекции. Более детальное описание структуры и основных составляющих профориентационной экскурсии-лекции представлено в табл. 3.

79

Таблица 3

Структура профориентационной экскурсии-лекции

Блок программы Содержание

1. Подготовительно-организационный Составление списков и подготовка учащихся к экскурсии-лекции; разработка плана и содержания экскурсии-лекции, определение участников и областей профессий для показа, расчет времени; подбор и назначение организатора экскурсии-лекции, экскурсовода; распределение вопросов и заданий для сбора материала

2. Подготовительный Психологическая подготовка учащихся к предстоящей работе; сообщение темы, цели посещения, знакомство с профессиями; знакомство аудитории с планом экскурсии-лекции; раздача материала, знакомство с заданиями (кейсами); доведение сведений об итогах: сбор обратной связи, описание профессий, анкетирование, выпуск бюллетеней

3. Проведение экскурсии-лекции (основной блок) Вступительная беседа, приветствие; показ презентации профессий с пояснением и погружением в профессию через видеоматериалы; выполнение школьниками заданий из профкейсов и подготовка проекта по виду деятельности; защита проектов каждой группы по выбранной профессиональной деятельности; заключительная беседа, обмен впечатлениями, ответы на вопросы; вручение памяток, буклетов; оценка эффективности экскурсии-лекции через анкетирование

4. Подведение итогов (заключительный блок) Беседа по содержанию экскурсии; оформление информационного материала для сдачи проекта; выявление профнамерений (анкетирование)

Примечание: составлено автором.

Так, подготовительная часть включает в себя виртуальную экскурсию по представленным профессиям, дополненную краткими лекционными данными. Основная часть экскурсии-лекции проводится по прототипу деловой игры «мировое кафе», основной целью которой является получение навыка работы в группах и решение социальных профориентационных кейсов. Заключительная часть включает в себя сбор обратной связи и анкетирование школьников.

Программа проведения серии экскурсий-лекций апробирована на 10 муниципальных школах Ленинского района г. Владивостока; охвачено более 300 школьников 9-11-го классов. Лекции включили в себя ключевые виды деятельности: медицину, образование, туризм и экологию, менеджмент. Для проведения экскурсии-лекции подготовлены видеоматериалы и презентации. В ходе

80

проведения занятия школьников познакомили с основными характеристиками каждого направления. В результате была организована обратная связь методом анкетирования.

В целом экскурсия-лекция является инновационной формой в профориента-ционной работе, позволяющей сразу оценить эффективность ее проведения с помощью анализа обратной связи (рис. 2, 3), который показал высокую степень заинтересованности школьников в таком формате (96 % респондентов) и пользу от лекции (95 % респондентов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономика и маркетинг Туризм и гостеприимство ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

Информационные технологии Международные отношения

Журналистика и телевидение

Рис. 2. Показатели востребованности профессиональных направлений

На вопрос «Что является решающим фактором при выборе профильного направления» (см. рис. 3) наиболее популярным ответом является интерес к обучению, а также перспектива профессионального развития и отзывы о специальности. На вопрос о регионе продолжения обучения большинство школьников (98 %) ответили «Приморский край», что показывает возможное влияние экскурсии-лекции с учетом существенного акцента в процессе проведения занятия со школьниками на реализацию профессионального развития в регионе.

Профориентационная экскурсия-лекция положительно отразилась на повышении интереса у аудитории к сфере туризма как профессиональному ориентиру (более 78 % респондентов). При оценке результатов обратной связи также заметны высокие показатели в востребованности профессиональных направлений (см. рис. 2), где лидирующие позиции занимают экономика и маркетинг, туризм и гостеприимство.

81

Думаю, что будет интересно учиться

Перспективная работа

Есть бюджетные места

Основываю выбор на отзывах о специальности

Друзья предлагают вместе учиться

Понравилось на Дне открытых дверей

Хочу пойти по программе «Молодой

учитель»

Хочу совместить с хобби Хочу помогать людям

Рис. 3. Решающие факторы при выборе профильного направления

Таким образом, форма экскурсии-лекции в профориентационной работе со школьниками является эффективным и востребованным методом взаимодействия с аудиторией. Экскурсия-лекция оказывает существенный вклад в решение проблем максимального охвата широкого спектра профессиональных областей в условиях дефицита учебного времени, разнообразия профориентации и привлечения внимания школьников.

Кроме того, экскурсия-лекция позволяет разнообразить профориентацион-ную работу и привлечь внимание школьников, дает возможность, не покидая образовательное учреждение, практически попробовать свои силы в решении профессиональных задач и проявить лидерские и организационные способности учащихся.

Заключение

Научной новизной работы является актуализация понятия профориентационной экскурсии-лекции, использующего комплекс методов подачи информационного материала профориентационной направленности, сочетающего в себе лекционный формат, визуальное сопровождение, интерактивные методы и организацию обратной связи. Визуальное сопровождение может осуществляться видео- и презентационным способом; интерактивные методы включают в себя игры, квесты, виртуальную реальность и др.

Практическая значимость работы заключается в апробации экскурсии-лекции в школах г. Владивостока с участием более 300 человек. Анализ обратной связи показал высокую эффективность данного метода и заинтересованность в профессиональном выборе учащихся.

82

Список источников

1. Неволина Ю.М. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников // География в школе. 2018. № 3. С. 39-43.

2. Панина С.В., Макаренко Т.А. Профессиональная ориентация: учебник и практикум для СПО. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2020. 311 с.

3. Арюкова Е.А., Земскова Е.С. Профориентационная составляющая проектно-исследовательской деятельности // Химия в школе. 2021. № 5. С. 61-64.

4. Коптева В.А., Харькова К.С. Актуальные проблемы в сфере профориентации абитуриентов / Министерство образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВО «Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского»; под науч. ред. А.Ю. Кравчука // Экономический потенциал студенчества в региональной экономике: материалы конференции. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. С. 54-57.

5. Баранов А. С., Богданова Е.И. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма: учебник / под ред. Е.И. Богданова. Москва: ИНФРА-М, 2021. 383 с.

6. Сапа А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. № 2. С. 24-30.

7. Шалыгина Н.В. Игроки и центиалы: новая ментальность российской молодёжи // Власть. 2017. Т. 25, № 1. C. 164-167.

8. Басович С.Ю. Тенденции развития экскурсионной деятельности: картографическое сопровождение квест-экскурсий // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2018.

9. Богданов Е.И., Богомолова Е.С., Орловская В.П. Экономика отрасли туризма: учебник / под ред. проф. Е.И. Богданова. Москва: ИНФРА-М, 2021. 318 с.

10. Жираткова Ж.В., Рассохина Т.В., Очилова Х.Ф. Основы экскурсионной деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 189 с. URL: https://urait.ru/book/osnovy-ekskursionnoy-deyatelnosti-448848

11. Панина С.В., Макаренко Т.А. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник и практикум. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2020. -311 с.

12. Дементьев И.О. Науки о человеке как призвание и профессия // Общественные науки и современность. 2018. № 1. С. 158-176.

13. Колесникова Е.М., Куденко И.А. Интерес к STEM-профессиям в школе: проблемы профориентации: [популяризация технических и инженерных профессий] // Социологические исследования. 2020. № 4. С. 124-133.

14. Кылгыдай А.Ч., Ойдуп Т.М. Профессиональная ориентация выпускников школ в Республике Тыва // Социологические исследования. 2020. № 4. С. 149-153.

References

1. Nevolina Yu.M. Accompaniment of professional self-determination of high school students. Geography at school. 2018; (3): 39-43.

2. Panina S.V., Makarenko T.A. Vocational guidance: textbook and workshop for secondary vocational education. 3rd ed., revised, and additional. Moscow: Yurayt; 2020. 311 p.

3. Aryukova E.A., Zemskova E.S. Career guidance component of project research activities. Chemistry at school. 2021; (5): 61-64.

4. Kopteva V.A., Kharkova K.S. Actual problems in the field of vocational guidance for applicants / Ministry of Education and Science Ros. Federation, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Yarosl. state ped. un-t im. K.D. Ushinsky";

83

under scientific ed. A. Yu. Kravchuk. Economic potential of students in the regional economy: materials of the conference. Yaroslavl: RIO YAGPU; 2017. P. 54-57.

5. Baranov A.S., Bisko I.A. Information and excursion activities at tourism enterprises: textbook / ed. E.I. Bogdanov. Moscow: INFRA-M; 2021. 383 p.

6. Sapa A.V. Generation Z is the generation of the era of the Federal State Educational Standard. Innovative projects and programs in education. 2016; (2): 24-30.

7. Shalygina N.V. Ygreks and Centials: New Mentality of Russian Youth. Power. 2017; 25 (1): 164-167.

8. Basovich S.Yu. Trends in the development of excursion activities: cartographic support for quest excursions. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference. 2018.

9. Bogdanov E.I., Bogomolova E.S., Orlovskaya V.P. Economics of the tourism industry: textbook / ed. prof. E.I. Bogdanova. Moscow: INFRA-M; 2021. 318 p.

10. Zhiratkova Zh.V., Rassokhina T.V., Ochilova H.F. Fundamentals of excursion activities: textbook and workshop for secondary vocational education. Moscow: Yurayt Publishing House; 2020. 189 p. URL: https://urait.ru/book/osnovy-ekskursionnoy-deyatelnosti-448848

11. Panina S.V., Makarenko T.A. Self-determination and professional orientation of students: textbook and workshop. 3rd ed., revised. and additional. Moscow: Yurayt; 2020. 311 p.

12. Dementiev I.O. Human sciences as a vocation and profession. Social sciences and modernity. 2018; (1): 158-176.

13. Kolesnikova E.M., Kudenko I.A. Interest in STEM professions at school: problems of vocational guidance: [popularization of technical and engineering professions]. Sociological research. 2020; (4):124-133.

14. Kylgydai A.Ch., Oidup T.M. Vocational orientation of school graduates in the Republic of Tyva. Sociological research. 2020; (4): 149-153.

Информация об авторах:

Гомилевская Галина Александровна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса ВВГУ, г. Владивосток. E-mail: galina.gomilevskaya@vvsu.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3517-2112

Михина Илона Сергеевна, канд. экон. наук, доцент кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса ВВГУ, г. Владивосток. E-mail: vgues.travel@gmail.com. ORCID:https://orcid.org/0009-0000-1762-2920

Чернега Анастасия Андреевна, студент ВВГУ, г. Владивосток. E-mail: а_kili_na@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0009-0003-6031-5725

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-3/072-084

Дата поступления: Одобрена после рецензирования: Принята к публикации:

23.06.2023 05.09.2023 08.09.2023

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.