Научная статья на тему 'Экскурсия как вид рекреационной деятельности детей и подростков: культурологический подход'

Экскурсия как вид рекреационной деятельности детей и подростков: культурологический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1015
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприна Л. Е.

Статья посвящена изучению вопроса рекреационной деятельности, организации туризма и отдыха среди детей и подростков в некоторых общеобразовательных школах г.Тюмени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куприна Л. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted studying of a question of recreational activity, the organization of tourism and rest among children and teenagers in some comprehensive schools of Tyumen.

Текст научной работы на тему «Экскурсия как вид рекреационной деятельности детей и подростков: культурологический подход»

Л. Е. Куприна

— кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский государственный университет

ЭКСКУРСИЯ КАК ВИД РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена изучению вопроса рекреационной деятельности, организации туризма и отдыха среди детей и подростков в некоторых общеобразовательных школах г. Тюмени.

Article is devoted studying of a question of recreational activity, the organization of tourism and rest among children and teenagers in some comprehensive schools of Tyumen.

Рекреационная деятельность, рекреация, — социокультурный и экономический феномен современности, связанный с отдыхом человека. Понятие «рекреационная деятельность» («рекреация») имеет комплексный характер и связано с понятиями и идеями педагогики, психологии, философии, социологии, географии, биологии, экологии, медицины, экономики. В связи с этим необходимо отметить большую трудность в определении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности. Рекреация является одним из основных объектов исследования рекреационной географии, рекреационного природопользования, рекреалогии и других наук.

На наш взгляд, необходимо выделить приведенные В.А.Квартальновым определения рекреации, которые отражают сущность этого сложного социального явления [3. С. 205]:

— расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;

— любая игра, развлечение и т.п., используемые для восстановления физических и умственных сил;

— наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на выходные дни;

— перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды.

Основой для формирования программ отдыха, конструирования циклов рекреационных занятий служат элементарные рекреационные занятия — внутренне целостные, однородные, не разделимые на технологические компоненты рекреационной деятельности. Главным обоснованием типизации рекреационной деятельности выступает ее функциональная ориентация: лечебная — направленная на восстановление здоровье человека (типы рекреационной деятельности (ТРД): климатолечение, бальнеологический и др.); познавательная — направленная на развитие духовного потенциала личности (пассивные занятия в помещении, экскурсии и др.); спортивная — направленная на развитие физических сил человека (рыболовство, охота; спортивный туризм, спортивные игры и упражнения и др.) [3. С. 53].

Рекреационная деятельность направлена на удовлетворение основных потребностей человека. Компонент личностной свободы и высокой мотивации играет ведущую роль и имеет системообразующее значение. С позиции вида потребностей человека можно выделить: физиологические (сон, питание, гигиена, движение), психофизиологические (отдых-релаксация, лечение-профилактика, туризм), духовно-интеллектуальные (досуг, физическая рекреация, общение, развлечения, отдых-переключение) потребности и виды рекреационных занятий [6. С. 349].

Изучив теорию вопроса рекреационной деятельности и работы ученых-педагогов по организации туризма и отдыха [1, 2, 4, 7], мы пришли к заключению, что туризм занимает ведущее место среди всех типов рекреационной деятельности. Как показал анализ опытно-экспериментального исследования (МОУ СОШ № 27 г. Тюмени, 1997—2002 гг.; МОУ СОШ № 70 г. Тюмени, 2001—2010 гг.), наиболее популярными типами рекреационной деятельности среди детей и подростков являются экскурсии и прогулки. Во время тематических и учебных экскурсий на уроках «Окружающего мира» (начальная школа), географии и биологии имеются большие возможности для формирования понятий: природные и антропогенные ландшафты, рекреационная нагрузка на ландшафт (экосистему) и деградация ландшафта, возникшая вследствие хозяйственной деятельности (в т.ч. рекреационной). Знакомство и изучение ландшафтов своего края происходит и во внеклассной рекреационной деятельности (поход, прогулка, слет и т.д.). Понятие «ландшафт» у городских детей формируется в основном на примере антропогенных (культурных) ландшафтов: парк (городской, пейзажный), сквер, пруд и т.д. Сельские же дети имеют возможность сравнить природные и антропогенные ландшафты. В том и другом случае учащимся необходимо сформировать понятия о ландшафтах рекреационной зоны, об их значении для рекреационной деятельности.

Нельзя не согласиться с Е.С.Цикало в том, что методические условия организации экскурсии при формировании ценностного отношения учащихся к живой природе должны включать: «учет возрастных особенностей школьников, разнообразие общеобразовательных и специальных методов формирования экологической культуры и практической

деятельности школьников по охране социоприродной среды ... развивающим эффектом обладают задания ... на самостоятельное создание школьниками художественных образов природы» [5. С. 45].

В таблице 1 приведены специальные методы, используемые для формирования ценностного отношения к объектам и процессам живой природы.

Таблица 1

Методы и приемы, используемые для формирования ценностного отношения школьников к природе Осенняя экскурсия «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса...»

Этап экскурсии Методы и приемы Деятельность школьников. Задания

Подготовительный «Сгущение» красоты природы средствами искусства. - Подберите стихи, поговорки, репродукции об осени, осенних явлениях в природе.

Проведение экскурсии Обращение внимания на внешние проявления гармонии в природе (чувственно-наглядный уровень). - Обратите внимание на яркость красок осеннего леса, многоцветие, симметрию, сложность форм. Сбор гербария осенних листьев.

Раскрытие внутренней гармонии природы. - Объясните: почему происходит листопад, как растение готовится к зиме. Объясните выражение: «Смерть ради жизни».

Экологическая эмпатия (сопереживание) - Ответьте на вопросы: Что сейчас чувствуют растения? Рады ли они приближению зимы?

Экологическая рефлексия (обращение назад) - Представьте ситуацию: зимой вы сорвали ветки дерева. Ответьте на вопрос: Что оно (дерево) могло о вас подумать?

«Портфель достижений» по исследованию живой природы - Обобщение материала, оформление гербария, обработка фото и т.д.

Оформление материалов экскурсии Экологический проект, ролевая игра, создание художе -ственного образа природы. Проекты: «Жизнь дерева зимой», «Городские жители». Творческие работы экологического содержания: эмблемы, плакаты, сказки, фотоальбомы, презентации и т.д.

Подведение итогов

Из таблицы следует, что методы используются в комплексе и в сочетании на каждом этапе организации экскурсии.

На современном этапе стоит сложная задача, в том числе и педагогическая, — противоречие между массовым развитием детского туризма и отдыха, возросшими потребностями учащихся в активном отдыхе и общении с природой и слабым использованием педагогами познавательных и воспитательных возможностей рекреационной деятельности в деле формирования экологической культуры учащихся. По оценкам специалистов, одной из причин неполного использования детско-юношеского туризма в учебных и воспитательных целях является недостаточная разработанность его научно-методических основ.

Остановимся на опыте работы учителя начальных классов Н.Г.Плесовских (МОУ СОШ № 70, г. Тюмень) по формированию у учащихся ценностного отношения к природе. Анализ опыта показал, что наиболее качественное восприятие и усвоение экологокраеведческого материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов, т.е. при использовании интерактивных форм обу-

чения в туристско-краеведческой деятельности. К интерактивным методам обучения отно -сят: анализ экологических проблем и ситуаций, мозговой штурм, проектирование и др. Учебные занятия, проводимые учителем в виде ролевых, деловых игр, уроки-проекты можно отнести к интерактивным формам обучения. За последнее время большой популярностью при проведении урока, внеклассных мероприятий стали пользоваться учебные деловые игры, среди которых выделяются следующие виды: имитационные, операционные, исполнение ролей, инсценировка. Как показал опыт, важной особенностью интерактивных имитационных технологий является их эмоциональный потенциал. Младшим школьникам недостаточно теоретических знаний об окружающей среде, полученных на уроках природоведения и на занятиях туристско-краеведческого кружка. Им необходимо почувствовать себя включенными в окружающую социоприродную среду, быть активными исследователями компонентов этой среды. Этому способствуют имитационные игры, в частности, игры-путешествия. Игра-путешествие — одна из самых универсальных форм организации учебной деятельности во время экскурсии, которая может использоваться: для информации детей; как средство отработки организаторских коммуникативных умений, решения экологических задач и др., как средство контроля эколого-краеведческих знаний, умений. Используются игры-путешествия и для организации коллективного планирования деятельности коллектива: «Пришкольная кругосветка», «Друзья природы», «В гости к Лесо-вичку» и др.

Интерес представляет еще одна из интерактивных форм обучения — игровое проектирование, которое основывается на методе проектов. Проект (например, «Экологически безопасный туристский бивак», «Экологически безопасное туристское снаряжение и оборудование», «Учебная экологическая тропа — Пришкольная кругосветка» и др.) выполняется самостоятельно группой или индивидуально. При этом у учащихся формируются умения самостоятельного анализа, прогнозирования и моделирования, развивается критическое мышление.

Формированию у учащихся ценностного отношения к природе способствует не только усиление экологизации содержания школьных дисциплин, но и применение интерактивных форм обучения, способствующих развитию ценностных ориентаций, поведенческих умений, необходимых юному туристу-краеведу в реальной ситуации похода, экспедиции и учебной экскурсии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гордина М. А. Туристская деятельность как средство экологического воспитания личности старшеклассников: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005.

2. Демченко О.А. Социально-культурные технологии рекреации городского населения в парках культуры и отдыха: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.

3. Зорин И.В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. М., 2000.

4. Соколова М.В. Туризм как культурно-исторический феномен: Автореф. дис. ... д-ра культурологии. М., 2007.

5. Цикало Е.С. Культурологический подход к обучению на экскурсиях // Биология в школе. № 6. 2008. С. 45—48.

6. Шиповская Л.П. Человек и его потребности: Учеб. пособие. М., 2008.

7. Юдина Т.А. Социокультурный анализ рекреационно-туристской сферы современной России (на примере Северо-Кавказского региона): Автореф. дис. ... д-ра социологии. Майкоп, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.