Научная статья на тему '«Экскурсия как форма организации обучения и экологического воспитания школьников на уроках географии и биологии»'

«Экскурсия как форма организации обучения и экологического воспитания школьников на уроках географии и биологии» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1216
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИЯ / EXCURSION / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / INTEREST IN COGNITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомов Алексей Александрович, Савинова Светлана Геннадьевна

В последнее время такая форма организации обучения и экологического воспитания как экскурсия занимает особое место в современной школе. Так как данная форма имеет не только познавательное значение, но и воспитательное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахомов Алексей Александрович, Савинова Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXCURSION AS A FORM OF TRAINING AND ENVIRONMENTAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN GEOGRAPHY AND BIOLOGY CLASSES

In recent years such a form of training and environmental education as a guided tour is of importance in the modern school, since it has not only informative value but also educational value.

Текст научной работы на тему ««Экскурсия как форма организации обучения и экологического воспитания школьников на уроках географии и биологии»»

УДК 372.854

«ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ»

©2014

А.А. Пахомов, учитель географии С.Г. Савинова, учитель химии, биологии ГБОУ СОШ№2 п.г.т. Усть-Кинельский (Россия)

Аннотация. В последнее время такая форма организации обучения и экологического воспитания как экскурсия занимает особое место в современной школе. Так как данная форма имеет не только познавательное значение, но и воспитательное.

Ключевые слова: экскурсия; экологическое воспитание; познавательный интерес.

Экскурсия как форма организации обучения и экологического воспитания учащихся на уроках географии и биологии в последнее время занимают особое место.

В переводе с латинского экскурсия (ехсшгао) означает прогулка, поездка, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В данном случае экскурсия - это такая форма организации обучения и воспитания, при которой восприятие и усвоение знаний у школьников происходит путем передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях по выбору учителя и по темам, связанным с общеобразовательной программой.

Проводимые в школе экскурсии можно разделить на несколько видов:

- производственный - такой вид экскурсии проводится в курсе экономической географии, где запланировано посещение промышленных предприятий, заводов, фабрик, она способствует изучению производства, основ современной индустрии, идет профориентационная работа для школьников;

- естественнонаучный - данный вид экскурсии проводится в курсе изучения разделов биологии (ботаника и зоология), и география, такие экскурсии целесообразно проводить в лесу, на озере, у реки;

- историко-литературные - данный вид экскурсии проводится по литературе, истории и обществоведению в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей;

- краеведческие - такой вид экскурсии проводится с целю изучения природы и истории родного края в краеведческих музеях, на территории памятников природы;

- комплексные - данный вид экскурсии охватывают сразу несколько предметов.

Второй год в ГБОУ СОШ .№2 п.г.т. Усть-Кинельский практикуется естественнонаучная экскурсия в зоологический музей имени Д.Н.Флорова. Музей является старейшим зоологических музеев Поволжья. На сегодняшний день является структурным подразделением естественно-географического факультета ПГСГА.

Его экспозиция демонстрирует многообразие животного мира Земли. В четырех залах расположено более 60-ти систематических витрин, в которых представлены различные виды флоры и фауны всех природных зон земного шара. Коллекция насчитывает около 20000 единиц хранения, как местной фауны, так и различных стран и континентов, включая 60 видов животных занесенных в Красные Книги России и

Международного Союза Охраны природы.

Каждый зал музея рассказывает об одной или нескольких крупных групп животных. Самый большой зал отведен под демонстрации более сотни млекопитающих - от крошечной бурозубки до четырехметрового великана - жирафа; зал птиц - более двухсот пернатых от колибри до страусов. Отдельный зал посвящён рыбам, амфибиям и рептилиям.

Самый насыщенный по количеству экспонатов и обилию видов является зал беспозвоночных животных. Он нас знакомит почти со всеми основными группами этой категории животных: от простейших до насекомых.

Организаторами естественнонаучных экскурсий, проводимых в ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский являются учителя географии и биологии. В учебных программах по географии и биологии устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание.

Экскурсия в зоологический музей имеет большое познавательное значение, так как с ее помощью школьники знакомятся с большим разнообразием живых организмов, имеющих разный ареал обитания.

Опыт показывает, что учащимся нравятся подобные экскурсии, по приезду домой они делятся своими впечатлениями со сверстниками. С каждым годом количество поездок в зоологический музей увеличивается.

После посещения выставки детям даются задания, например, подготовить сообщение о понравившемся экспонате. Учащиеся с большим энтузиазмом готовят сообщения.

Помимо познавательного значения, данная экскурсия имеет и воспитательное значение. Так как она формирует экологическую культуру отношения к окружающей среде.

Формирование экологического воспитания школьников способствует выполнению важнейших требований реформы школы: укреплению связи школы с жизнью, соединению обучения с производительным трудом, повышению качества учебно-воспитательного процесса, направленного на всестороннее развитие личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1967 с. 259-284.

2. Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. 159 с.

3.Макарова Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация/ под редакцией В.Л. Балакина. М.: МИСиС, 1992.148 с.

4. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. 7-е изд. М.: Топикал, 1994. 640 с.

EXCURSION AS A FORM OF TRAINING AND ENVIRONMENTAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN GEOGRAPHY AND BIOLOGY CLASSES

©2014

A.A. Pakhomov, teacher of Geography S.G.Savinova, teacher of Chemistry, Biology

SEI school №2, urban settlement Ust-Kinelskiy (Russia)

Abstract. In recent years such a form of training and environmental education as a guided tour is of importance in the modern school, since it has not only informative value but also educational value. Keywords: excursion; environmental education; interest in cognition.

УДК 582.284

СЕЛИТЕБНАЯ МИКОБИОТА ГОРОДА СТЕРЛИТАМАК

© 2014

М.В. Петрова, магистрант кафедры биологии Естественнонаучного факультета А.Е. Петров, магистрант кафедры биологии Естественнонаучного факультета В.А. Михайлова, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии Естественнонаучного факультета Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, Стерлитамак (Россия)

Аннотация. Под воздействием антропогенных факторов складывается неблагополучная экологическая ситуация. На сегодняшний день определить состояние урбанизированных территорий может помочь качественная и количественная характеристика грибов-макромицетов. Целью данной работы явилось исследование микобиоты города и выявление ее особенностей в связи с природными условиями и влиянием антропогенных факторов. В настоящий момент систематический список грибов-макромицетов состоит из двух отделов, трех классов, 17 порядков, 30 семейств, 51 рода и 87 видов.

Ключевые слова: экологическое состояние; урбанизированные территории; грибы-макромицеты.

На сегодняшний день определить состояние урбанизированных территорий может помочь качественная и количественная характеристика грибов-макроми-цетов [1]. Стерлитамак - второй по величине город в Республике Башкортостан, который является центром химической и нефтехимической промышленности. Этот факт непосредственно оказывает влияние на общее состояние и видовое разнообразие растительного и животного мира. Под воздействием антропогенных факторов складывается неблагополучная экологическая ситуация. Поэтому особенно актуально изучение микобиоты селитебных территорий. К таким территориям и относится город Стерлитамак.

Целью данной работы явилось исследование ми-кобиоты города и выявление ее особенностей в связи с природными условиями и влиянием антропогенных факторов. Материалом для изучения послужили микологические сборы и наблюдения, проведенные в городе Стерлитамак в 2014 году. В условиях города использовали маршрутные методы, при которых подробно описывали местонахождения грибов. Особое внимание уделяли определению размеров базидиом, особенностям морфологии, фенологии, характеру субстрата и состоянию окружающей растительности.

При определении и систематизации таксонов за основу была взята система высших грибов, опубликованная Хенингом Кнудсеном в книгах «Nordic Macromycetes» [2,3,4].

Систематический список грибов-макромицетов г. Стерлитамак состоит из двух отделов (Ascomycota и Basidiomycota), трех классов (Pezizomycetes, Sordari-omycetes и Hymenomycetes), 17 порядков (Coriolales,

Polyporales и др.), 30 семейств, 51 рода и 87 видов. Наиболее многочисленным порядком является Agari-cales, который представлен 7 семействами, 22 родами и 44 видами. Далее следуют порядки Russulales, он представлен одним семейством, 2 родами и 8 видами; порядок Boletales, который представлен тремя семействами, четырьмя родами и 7 видами; Hymenochaetales представлен тремя семействами, тремя родами и таким же числом видов; порядок Polyporales, представленный двумя семействами, тремя родами и пятью видами. Порядки Schizophyllales и Lycoperdales представлены одним семейством и двумя видами. Восемь порядков Pezizales, Hypocreales, Auriculariales, Phanerochaetales, Stereales, Gomphales, Sclerodermatales и Ganodermatales представлены всего одним семейством и одним видом.

Нами был составлен подробный систематический список грибов-макромицетов, который приведен в таблице 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Современная микология в России. Том 2. Материалы 2-го Съезда микологов России. М.: Национальная академия микологии, 2008. С. 49; 63; 94.

2. Hansen. L., Knudsen H. «Nordic Macromycetes» Vol. 1. Ascomycetes. Copenhagen: "Nordsvamp-Copen-hagen", 2000. 285 c.

3. Hansen L., Knudsen H. «Nordic Macromycetes», Vol. 2.: Polyporales, Boletales, Agaricales, Russulales. Gopen-hagen: Nordsvamp-Copenhagen, 1992.474 c.

4. Hansen L., Knudsen H. «Nordic Macromycetes», Vol. 3.: Heterobasidioid, Aphyllophoroid and Gasteromy-cetoid basidiomycetes. Gopenhagen: Nordsvamp-Copenha-gen,1997. 445 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.