Научная статья на тему 'ЭКСКУРСИОННЫЙ ТУРИЗМ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА'

ЭКСКУРСИОННЫЙ ТУРИЗМ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3631
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экскурсионный / культурный / познавательный туризм / духовно-нравственное развитие / excursion / cultural / cognitive tourism / spiritual and moral development
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКСКУРСИОННЫЙ ТУРИЗМ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА»

Москалевич Г.Н.

к.ю.н., доцент, Минский инновационный университет

moskalevich74@gmail.com

ЭКСКУРСИОННЫЙ ТУРИЗМ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ КУЛЬТУРНО-

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

Ключевые слова: экскурсионный, культурный, познавательный туризм, духовно -нравственное развитие.

Keywords: excursion, cultural, cognitive tourism, spiritual and moral development.

На современном этапе развития общества чрезвычайно актуальной становится проблема формирования и повышения духовного потенциала каждого человека, особенно молодежи, а также проблема выявления средств и способов, способствующих правильной ориентации индивида на духовно -нравственное развитие его личности и сохранение культурного суверенитета родного государства. Одним из наиболее эффективных способов нравственного развития личности является туризм, в первую очередь, культурно -познавательный - благодаря его гуманитарной функции, направленной на духовно-нравственное развитие человека.

Структура духовной жизни общества включает в себя духовные потребности, духовную деятельность и созданные этой деятельностью духовные ценности, отражающие общественную природу человека и условия его бытия, духовные отношения, проявляющиеся, прежде всего, в преемственности, в использовании достижений человеческой мысли предшествующих эпох, благодаря чему сохраняется и развивается духовное наследие поколений, накопленное в разных областях общественной жизни. Да и сам человек является духовной личностью.

При знакомстве населения с культурным наследием - мифами, фольклором, обрядами, религией, идеями и ценностями, принятыми в разных культурах, традициями и т.д. - формируется мировоззрение людей, вырабатываются представления о ценностях жизни, ее идеалах, складывается система ценностных ориентаций, и тем самым определяется общая линия поведения людей, направление их деятельности. Традиции закрепляют границы моральных, духо в-ных, нравственно-этических правил, формируют определенный образ жизни, поведения, общения и культуры в целом. Культура формируется в процессе приобщения к общественным ценностям, нормам, традициям, оказывая воздейс т-вие как на все общество, так и на каждого из нас. Поэтому именно духовную культуру часто называют мерой человеческого в человеке.

В результате участия в туристической деятельности у туриста укрепляются чувства патриотизма, любви к со б-ственному народу, к культурной традиции, к которой он принадлежит, к своей Родине и гордости за то, что он является представителем своей страны. Познавая мировую культуру, турист ощущает себя частью глобального человечества. Большую роль в этом играет экскурсионный туризм.

Экскурсионный туризм представляет собой сложное явление. Встреча различных культур является составляющей частью туристического феномена. Интерес к спросу на объекты и содержание культурного характера становится все более распространенным. Например, города развивают городской туризм, руководствуясь представлениями о социологических, культурных, экономических и экологических последствиях этого развития. С помощью культурных маршрутов городские партнерства подтверждают важность культуры как динамичного источника устойчивого разв и-тия в будущем, а также принятия социальных, культурных и региональных особенностей.

Экскурсионный туризм стимулирует креативность, качество и инновационность, он создает также многочисленные положительные эффекты. В экскурсионном туризме проявляется большой интерес к оригинальному взаим о-действию с местными сообществами и их традициями. Мы также можем говорить об экскурсионном туризме как путешествии, в котором туристы участвуют как исследователи и как искатели приключенийПредставляется, что это правильно, особенно в контексте туземного и этнического туризма, когда туристы желают посетить местное население в его естественной среде обитания, которая иногда может быть очень удаленной и недоступной (джунгли, пустыня и т.п.). Полагаем, что туристы, отдавшие предпочтение экскурсионному туризму, более образованны, чем обычные туристы, лучше понимают негативное влияние туризма на местное население и экологию.

В экскурсионном туризме расходование культурных ресурсов осуществляется только тогда, когда они готовятся как туристические объекты, которые формируются как туристские продукты и предлагаются на рынке по определенной цене. Как предложение в туризме, культурные ресурсы формируются и представлены тремя способами:

1) культурной деятельностью (гастроли и осмотр исторических объектов, городов, музеев, галерей, театров, концертов, выставок, мероприятий и т.д.);

1 Юдин И.О. Значение и роль культурно-познавательного туризма в современном мире // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых. Сборник трудов VIII Всероссийской (с международным участием) научно -практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 2019. - С. 241-242.

2) механически (в различных документальных сериалах, кинотеатрах);

3) в виде предметов для продажи (книги, картины, компакт-диски, видео, поделки, сувениры и тому подобное)1.

Привлекательными районами, которые рассматриваются как потенциальные туристические достопримечательности и мотивы в экскурсионном туризме, являются: археологические районы и архитектура (руины, знаменитые здания, целые города); музеи, искусство, скульптура, ремесла, галереи, фестивали, различные мероприятия, музыка и танцы (классика, фольклор, современность), драма, театр, кино, лингвистика и литературоведение (экскурсии и мероприятия), религиозные праздники, паломничества, вся культура и субкультура.

Об экскурсионном туризме говорят как о растущей индустрии и туристическом секторе, который становится все более универсальным. Исходя из этого, крайне важно провести различие между универсальным, более широким, более узким и секторальным экскурсионным туризмом. Такое деление примерно соответствует восприятию культуры как целостного образа жизни, культуры в контексте включения в конкретные этнические или туземные группы, культуры в контексте участия в интеллектуальной деятельности общества и посещения объектов культурного наследия или художественных павильонов. По нашему мнению, культура является одним из основных мотивационных факторов для так называемых культурных туристов, но не обязательно первичным. Культурные туристы не образуют однородной группы или категории, поэтому выделяют пять типов культурных туристов:

1) целенаправленный культурный турист, для которого культура является основным мотиватором и который находится в поиске интенсивного культурного опыта;

2) экскурсионный культурный турист, который путешествует по культурным причинам, но стремится к получению поверхностного культурного опыта, в основном в результате посещения культурных достопримечательностей;

3) случайный культурный турист, который не в первую очередь мотивирован культурой, но который, прибыв в пункт назначения, имеет интенсивный культурный опыт;

4) случайный культурный турист, для которого культура не является значимым мотивационным фактором и который находится в поисках поверхностного опыта;

5) случайный культурный турист, для которого культура не является фиксированным мотивом, но который посещает культурные достопримечательности 2.

С целью разработки проекта по созданию туристического продукта в экскурсионном туризме необходимо создание эффективной команды. Большое значение при этом имеет деятельность руководителя проекта.

Руководитель проекта по созданию туристического продукта в сфере экскурсионного туризма должен обладать опытом в сфере управления туризмом, хорошими организаторскими способностями, иметь представление о современных тенденциях в сфере турима, о различных культурных традициях народов. Руководитель должен четко контролировать безопасность разрабатываемого проекта для туристов. Поэтому он лично знакомится с природно -климати -ческими особенностями маршрутов, законодательством территорий, которые планируют посетить туристы, социально-экономическими условиями, дает оценку возможных угроз. Также в задачи руководителя входит определение общего эффекта от реализации проекта. Руководитель определяет особенности деятельности всех членов команды, анализирует эту деятельность и при необходимости вносит корректировки.

Большое значение имеет определение затрат и планирование эффекта от реализации проекта. Как правило, данную работу выполняет финансовый консультант. В его задачи входит определение возможностей снижения затрат при сохранении необходимого качества туристического продукта, оценка рисков, определение эффективности.

Разработкой туристического маршрута, определением содержания может заниматься сам экскурсовод. Сотрудник, который осуществляет данную деятельность, должен иметь хорошее представление о местности, которую посетят туристы, знать историю, культурные традиции, самые интересные особенности. Также ему необходимо обладать красноречием, уметь вежливо и доброжелательно общаться с туристами, при необходимости даже выполнять роль переводчика3.

Выбор туристического маршрута обязательно согласуется с руководителем и сотрудником, отвечающим за финансирование.

В современных условиях большое значение имеет представление туристического продукта в Интернете. Как правило, он представляется на официальном сайте компании или на ее страничке в социальных сетях. Для обеспечения заинтересованности потенциальных клиентов большое значение имеет деятельность менеджера и веб-дизайнера, в задачи которых входит создание рекламного изображения туристического продукта, разработка контента, а также продвижение проекта в Интернете.

Следует отметить, что в настоящее время сфера экскурсионного туризма сталкивается с рядом проблем:

- до сих пор турфирмы берут то, что ближе, и быстрее, в основном отдельные объекты, не особенно задумываясь о перспективах;

1 Ясницкая А.О. Культурно-познавательный туризм // Приоритеты и тенденции управления бизнес-процессами в структуре информационных систем. Сборник научных статей по материалам Международной научно -практической конференции / Даугав-пилсский университет, Латвия; Белорусский государственный институт проблем культуры, Беларусь, Физико-технический институт, Таджикистан и др. 2019. - С. 423-426.

2

Юдин И.О. Значение и роль культурно-познавательного туризма в современном мире // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых. Сборник трудов VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 2019. - С. 241-242.

3 Мирошниченко Е.В. Анимационная деятельность в культурно-познавательном туризме: теоретический аспект // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции: в 4 т. 2019. - С. 118-122.

- недостаточное участие бизнесменов, которые сами могли бы зарабатывать на экскурсионном туризме;

- недостаточное участие местных органов власти, благотворительных фондов в оказании поддержки и в укреплении материальной базы туризма;

- недостаточное обеспечение квалифицированными гидами, интересными программами;

- мало привлекаются к сотрудничеству школы, молодежно -спортивные клубы, культурно -просветительные и военно-патриотические объединения, воинские части, кинематограф, ветераны, поисковые отряды и другие.

Одним из серьезных затруднений является то, что во многих случаях представления о жизни туристов не соответствуют представлениям о жизни местных жителей. Например, при путешествии туристов в некоторые страны Ближнего Востока и Африки важно учитывать особенности местного населения, требования к внешнему виду, допустимое поведение. В некоторых случаях несоблюдение определенных общественных требований может сильно усложнить жизнь туриста (вплоть до заключения его под стражу).

Также существенной проблемой может стать слишком опасный маршрут, к которому туристы не были готовы. Поэтому необходимо заранее прописывать особенности посещаемых территорий, возможные опасности.

Помимо этого, реализации проекта может помешать языковой барьер, поэтому важно, чтобы экскурсовод не только мог заинтересовать туристов, но и хорошо владел языком той страны, в которой проводится экскурсия, мог урегулировать различные ситуации1.

При оценке рисков также следует учитывать внешние опасности. Одной из самых распространенных проблем при этом являются плохие погодные условия, к которым туристы могут быть не готовы. В определенных случаях (при торнадо, ураганах, землетрясениях) реализация проекта может стать невозможной.

Экскурсионный туризм как вид культурно -познавательного туризма в недалеком прошлом был ведущей отраслью туристского обслуживания на постсоветском пространстве и характеризовался стабильными темпами развития. Однако в настоящее время он, как и вся туристская сфера, переживает глубокий кризис. В последние годы для него стали характерны следующие проблемы, которые раньше не наблюдались:

- ярко выраженная сезонность;

- резкое сокращение тематики экскурсий. С одной стороны, оно стало результатом сокращения и трансформ а-ции спроса, но в большей степени нежеланием и неумением туристских фирм, получивших лицензию на экскурсионное обслуживание, разработать новые темы экскурсий из -за отсутствия в этих фирмах квалифицированных специалистов в области экскурсионного менеджмента и методического обеспечения экскурсионной работы; растет число экскурсоводов, не имеющих лицензии;

- недостаток новых проектов в области культурно -познавательных экскурсионных туров;

- сложности в организации и проведении экскурсий, связанные с пандемией (СО^Э -19).

Особо следует остановиться на сложностях экскурсионного туризма, вызванных теми мерами, которые предпринимаются в борьбе против СОШЭ -19: приостановлен мировой туризм (более 80% объектов мирового наследия ЮНЕСКО было закрыто), под серьезной угрозой оказались средства к существованию миллионов специалистов в области культуры2, резко сократилось количество туристов, стремящихся к получению культурных и туристских впечатлений, из -за нахождения на карантине. Люди стали предпочитать виртуальное знакомство с музеями, известными достопримечательностями, объектами культурного наследия, театрами и представлениями, не выходя из дома - посредством использования сети Интернет.

Помимо этого, серьезным внешним препятствием могут стать скачки курсов валют, которые могут вызвать снижение экономического эффекта от разрабатываемого туристического продукта.

Серьезной проблемой развития экскурсионного туризма является низкий уровень туристической инфрастру к-туры. Кроме того, развитие туристического сотрудничества сдерживает отсутствие доступных для инвесторов долгосрочных кредитных инструментов с низкими процентными ставками. Еще одна проблема - отсутствие целевых программ по развитию туризма во многих регионах. При этом не определен заказ туристического бизнеса на услуги и товары в смежных экономических отраслях. Следует также отметить, что в настоящее время при развитии экскурсионного туризма нередко возникают проблемы с обеспечением безопасности. Помимо этого, сложно найти доступные цены на проживание в отелях для туристов.

Одним из перспективных направлений является развитие молодежного туризма, т.к. в настоящее время более половины всех туристов составляют молодые люди. Молодежь является фактором социальных перемен; молодые люди готовы к глобальным переменам и стремятся к новым открытиям для себя. В связи с этим в перспективе предполагается проведение следующих мероприятий:

- Рекламные просветительские мероприятия среди молодежи, которые показывают уникальные туристические возможности (знакомство с культурными и историческими памятниками, с инновационными видами туризма).

- Создание единого пространства молодежного туризма.

- Регулярный обмен опытом.

- Научные разработки комплексного развития системы молодежного туризма.

1 Ясницкая А.О. Культурно-познавательный туризм // Приоритеты и тенденции управления бизнес-процессами в структуре информационных систем. Сборник научных статей по материалам Международной научно -практической конференции. Даугав-пилсский университет, Латвия; Белорусский государственный институт проблем культуры, Беларусь; Физико -технический институт, Таджикистан и др. 2019. - С. 423-426.

2

Культурный туризм и СО^Э-19. - https://www.unwto.org/ru/cultural-tourism-covid-19

- Выпуск новых видов туристических продуктов (например, гастрономические туры, йога -туры на определенных территориях и др.).

- Развитие новых техник и технологий создания туристических продуктов.

- Использование новых ресурсов для туристов, которые ранее не были использованы (например, туристические путешествия на космических кораблях).

- Инновации в организации производства традиционных продуктов туризма.

- Расширение целевой аудитории и выявление новых рынков сбыта международной туристической продукции.

К настоящему времени выявлены основные факторы, которые воздействуют на возможности инновационной

деятельности в сфере экскурсионного туризма:

- Экономические - возможности в достаточном количестве использовать материальные ресурсы для успешного осуществления инновационной деятельности.

- Технологические - возможности применения необходимых технологий для осуществления инновационной деятельности в сфере туризма.

- Правовые (политические) - соответствие реализуемых инноваций в сфере туризма государственной политике.

- Организационно -управленческие - нацеленность на долгосрочный эффект, согласованность интересов основных участников.

- Культурные и религиозные - соответствие культурологическим и религиозным традициям государства.

- Социально-психологические - принятие инноваций в сфере туризма обществом.

Таким образом, экскурсионный туризм, являясь древнейшим видом туризма, до сих пор не утратил своей актуальности и является востребованным объектом в туриндустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.