18. GAKK. F. 460. Op. 1. D. 12. L. 205.
19. Gorskiy D. Nekrasovskaya stanitsa [Nekrasovskaya village] // Sbornik materialov dlya opisaniya mestnostey i piemen Kavkaza. Tiflis, 1889. Vyp. 8. S. 59-60.
20. Kubanskaiy kalendar' na 1893 g. Yekaterinodar, 1893. S. 72.
21. Entsiklopedicheskiy slovar' po istoriy Kubany s drevneyshikh vremen do oktyabrya 1917 goda ... S. 231; S. 97.
22. Matuschenko P. P., Ratushnyak V. N.
Sel'skohozyajstvennaya i pozemel'naya perepis' 1917 g. kak istochnik sotcial'no-ekonomicheskoy harakteristiki nasele-niya Kubany nakanune sotcialisticheskoy revolutsiy [Agriculture and land census of 1917 year as a source of socioeconomic characteristics of the rural population of Kuban on the eve of the revolution] // Oktyabr'skaya revolutsiya i izmeneniya v oblike sel'skogo naseleniya Dona i Severnogo Kavkaza (1917-1929 gg.). Krasnodar, 1984. S. 18.
23. GAKK. F. R-234. Op. 1. D. 105. L. 7; L. 6; L. 5.
УДК 379.822 (470.620)
З. Д. МУРТУЗОВА,
кандидат исторических наук, старший преподаватель Краснодарского государственного
университета культуры и искусств
ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КУБАНО-ЧЕРНОМОРЬЕ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Анализируется культурно-образовательная работа в начале ХХ века, в частности - организация познавательных экскурсий, которые не прекращались даже в период военных действий.
Ключевые слова: Первая мировая война, экскурсионная деятельность на Юге России, культурные учреждения.
UDK 379.822 (470.620)
Z. D. MURTUZOVA,
candidate of Historical sciences, senior lecturer of Krasnodar State University of Culture and Arts
EXCURSION ACTIVITIES IN THE KUBAN-BLACK SEA COAST DURING THE FIRST WORLD WAR
Examines the cultural and educational work in the early XXth century, in particular organization of excursions, which continued even during the hostilities.
Key words: First World war, excursion activities in southern Russia, cultural institutions.
Одним из видов дополнительного внешкольного образования учащихся в начале ХХ века было проведение экскурсий. Это направление стало популярными благодаря своей занимательности, возможность выбора тематики в соответствии с интересами и вкусами каждого из участников, наглядности и познавательности. Неслучайно петербургский профессор И. М. Гревс подчеркивал: дальняя экскурсия «должна оставаться особым, заслуженным событием школьной жизни [1].
Известный экскурсионист В. А. Герд дает точное определение: «Экскурсия - это форма общественно-просветительной работы, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (руководителя) изучает тело или явление в его естественной обстановке,
отправляясь с этой целью к объекту своего изучения [2]. Широкому распространению экскурсионной практики в Кубано -Черноморье способствовали публикации о проведенных экскурсиях в Известиях ОЛИКО, записках Крымско-Кавказского горного клуба, сборниках отчетов об экскурсиях в Кавказском учебном округе, периодических изданиях, рекламе, путеводителях.
В годы 1-й Мировой войны экскурсионная деятельность не прекращалась, несмотря на трудности, состоялись паломничества к святым местам, природоведческие и многодневные путешествия. Так, в 1914 году для студентов Высшего начального училища станицы Владимирской и других желающих организовали поездку в Новый Афон и Дандры. Учащимся Ладожского, Темрюкского
"Культурная жизнь Юга России" № 1 (56), 2015
52 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
и Старощербиновского училищ в период с 1914 по 1916 гг. удалось совершить экскурсии в район Кавказских минеральных вод (Пятигорск - Кисловодск - Железноводск), по маршруту Кутаиси -Батуми, по Северному Кавказу (Екатеринодар -Владикавказ - Пятигорск) [3]. Подробный отчет о поездке в Екатеринодар с 28 по 31 декабря 1915 г. составил учитель Ладожского высшего начального училища К. Лойченко. Экскурсанты разместились в интернате мужской учительской семинарии. Учащиеся побывали на чугунно-литейном заводе «Кубаноль», на котором изготовлялись снаряды и остова для пулеметов. Интерес вызвало производство макарон и вермишели на макаронной фабрике А. А. Коваленко. На стекольном заводе учащиеся познакомились с выплавкой ламповых стекол и чернильниц, на ледоделательном заводе ознакомлены с принципом производства искусственного холода и устройством самого завода. В их присутствии завод был пущен в работу и изготовлена партия льда. Экскурсанты осмотре -ли городское ремесленное училище, где производились бомбометы. В их присутствии наскоро был собран и продемонстрирован бомбомет [4]. Следуя циркуляру Министра народного просвещения № 8443 от 15 февраля 1915 г. и последовавшему распоряжению попечителю Кавказского учебного округа № 13511 от 2 июня 1915 г., преподаватель географии 2-й Екатеринодарской женской гимназии О. Хирнова выступила на съезде учителей географии в Москве. В своем докладе «К вопросу о преподавании географии» она поделилась опытом проведения предметных экскурсий [5].
Грандиозные события 1-й Мировой войны и роль, выпавшая на долю России, захватили все русское общество, в том числе и юношество. Попечитель Кавказского учебного округа Н. Рудольф выдвинул идею организации школьной трудовой помощи, которая имела бы постоянный характер. Главная задача состояла в воспитании чувства личного достоинства, ответственности, мужества, инициативы, понимания гражданского долга, духа братства и любви к ближнему и к природе, здоровых этических эмоций у детей и юношей. Для организации этой деятельности учащиеся делились на «группы-ячейки» - «десятки», которые формировались добровольно при обязательном согласии родителей. К руководству привлекались представители учебно-воспитательного персонала. Помощь со стороны молодых людей должна была заключаться в выполнении обязанностей братьев милосердия, санитаров (например, носильщиков) и т. д. Кроме того, юношей привлекали к таким видам деятельности, как древонасаждение, охрана памятников живой и мертвой природы, родной старины, коллекционирование в самом широком смысле слова, исследование и описание родной местности, проведение пешеходных троп, устройство открытых мостиков и т. д. [6].
В Государственном архиве Краснодарского края сохранился отчет деятельности «десятка»
любителей природы при Екатеринодарской 2-й мужской гимназии, составленный преподавателем природоведения Р. Гавриелянц. В нем указано, что осенью 1914 г. был организован «десяток» любителей природы. Учащиеся изучали жизнь растений, собирали минералы, растения, фотографировали в природе и др. За первый год работы провели три экскурсии: за железнодорожный мост, близ реки Кубани (собирали растения); в Чистяковскую рощу (собирали растения и рассматривали породы деревьев); на озеро Подкова за рекой Кубанью (собирали цветковые растения и водоросли, насекомых). На заседаниях кружка заслушивались доклады, сопровождаемые чертежами и рисунками [7].
В годы 1-й Мировой войны Кубанское общество любителей изучения казачества (основано в 1911) не прекратило своей деятельности. Многие его члены присылали с фронта в войсковой штаб описание военных сражений, фотографии и документы, которые экспонировались в музее. Так, есаул В. Майгур прислал музею общества более двух тысяч снимков боевой, походной и бытовой жизни пластунов [8].
Интересным начинанием в Кубанской области было основание Кружка любителей изучения Северо-Западного Кавказа 22 ноября 1914 г. по инициативе группы учеников шестого основного класса 1-й Екатеринодарской мужской гимназии совместно с преподавателем географии В. Г. Журавель. В Уставе Кружка определена цель - «всестороннее изучение родного края как путем личного знакомства с ним (например, в экскурсиях), так и через литературу, с уделением особого внимания истории, этнографии, хозяйству, археологии и исследованию природы Северо-Западного Кавказа» [9].
События 1-й Мировой войны не остановили развитие экскурсионной деятельности. По-прежнему расширялась музейная сеть, значимость которой в деле воспитания и образования по достоинству оценило российское общество. Одна из главных ролей в этом принадлежит Кубанскому войсковому музею, где уже в начале ХХ века велась не только научно-исследовательская, но и просветительская работа [10].
Неуклонно росло и число посетителей Екатеринадарской картинной галереи, достигшее в 1917 г. 30 тысяч человек. В докладе на имя председателя отдела народного образования Е. М. Юшкина, говорится: «Как замечается на опыте, собранный мной материал, художественные произведения и научные предметы приносят населению города и провинциям Кубанской области сравнительно достаточное удовлетворение, о чем свидетельствует увеличивающееся ежегодно число посетителей» [11].
Сведения о посещении музеев в Кубанской области и Черноморской губернии в досоветский период немногочисленны. Что же касается Армавирского музея наглядных пособий, основанного в 1904 г. по инициативе В. И. Лунина,
известного общественного деятеля, депутата I Государственной думы [12], по сохранившимся сведениям, его посетило в 1916 г. 18891 человек.
В 1909 году под председательством Ф. А. Коваленко начал действовать кружок любителей искусств. Одним из направлений его деятельности явилось чтение публичных лекций по изобразительному искусству, организация экскурсий по галерее и разнообразных выставок.
Популяризацией художественных знаний и ознакомлением с деятельностью художественной школы занималось правление Екатеринодарского кружка при картинной галерее Ф. А. Коваленко. Важнейшей обязанностью правления являлась организация экскурсий, указанных в программе кружка.
Правление организовывало отчетные выставки работ учащихся, которые охотно посещались и имели успех у публики. Так, на выставке, проводившейся во время 1-й Мировой войны, побывало 200 человек [13]. Выставки организовывались также для солдат, среди которых присутствовало сто воинских чинов лазаретных раненых. В летнее время галерею посещали не только учащиеся, но и приезжие из других городов и станиц Кубанской области и Черноморской губернии.
В Государственном архиве Краснодарского края хранятся списки учебных заведений, воспитанники которых знакомились с художественными выставками. Так, четырнадцатую выставку посетили учащиеся 18 учебных заведений в количестве 1110 человек, а пятнадцатую, проводившуюся с 13 марта по 25 апреля 1916 г. - 2080 человек [14].
Таким образом, одна из наиболее популярных форм досуга - экскурсия не утратила своей популярности и в годы Первой мировой войны. Музейные, природоведческие, исторические, археологические экскурсии и многодневные путешествия пользовались популярностью среди различных слоев населения. Организацией этой формы досуга занимались государственные учреждения, частные лица и различные общества.
Литература
1. Гревс И. М. Природа экскурсионности и главные типы экскурсий в культуру // Экскурсии в культуру: метод. сб. М., 1925. С. 9-34.
2. Герд В. А. Экскурсионное дело: сб. ст. по вопросам методики экскурсии. М.; Л., 1928. С. 26.
3. Муртузова З. Д. Туристско-экскурсионное дело на Кубани: пути становления и этапы развития (вторая половина XIX века - 1920 год). Краснодар, 2014. С. 157-162.
4. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 470. Оп. 2. Д. 1556. Л. 1.
5. ГАКК. Ф. 485. Оп. 1. Д. 39. Л. 3; Д. 67. Л. 1; Л. 24, 32-33 об.
6. ГАКК. Ф. 554. Оп. 1. Д. 244. Л. 10.; Л. 11; Л. 1.
7. ГАКК. Ф. 554. Оп. 1. Д. 244. Л. 1.
8. Щербина Ф. А. Значение науки в деле любительского изучения края // Известия ОЛИКО. Вып. 6. Екатеринодар, 1913. С.19.
9. ГАКК. Ф. 554. Оп. 1. Д. 244. Л. 6, 8.
10. Корсакова Н. А. Кубанское общество любителей изучения казачества // Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года / под ред. проф. Б. А. Трех-братова. Краснодар, 1991. С. 235.
11. ГАКК. Ф. 796. Оп. 1.Д. 1. Л. 6-38.
12. ГАКК. Ф. 557. Оп. 2. Д. 9. Л. 29 об.
13. Балуев Б. П. Страницы жизни и деятельности революционера-демократа В. И. Лунина // История СССР. 1959. № 6. С. 129-130.
14. Корсакова Н. А. Музей Кубанский войсковой этнографический и естественноисторический // Энциклопедический словарь по истории Кубани ... С. 282.
References
1. Grevs I. M. Priroda ekskursionnosty i glavnyye tipy ekskursiy v cul'turu. [Art. The nature of excursionist and the main types of excursions in culture] // Ekskursiy v kul'turu: metod. Sb. M.,1925.S.9-34
2. Gerd V. A. Ekskursionnoe delo : sb. st. po voprosam metodiky ekskursiy [Excursions: proc. of art on methods excursions.] M.; L., 1928. C. 26.
3. Murtuzova Z. D. Turistsko-ekskyrsionnoe delo na Kubany: puty stanovleniya i etapy razvitiya (vtoraya po-lovina XIX veka - 1920 god) [Tourist business in the Kuban region: ways of formation and development stages (second half of XIX century - 1920)]. Krasnodar, 2014. S. 157-162.
4. Gosudarstvennyy arhiv Krasnodarskogo kraya (GAKK) [State archives of the Krasnodar territory]. F. 470. Op. 2. D. 1556. L. 1.
5. GAKK. F. 485. Op. 1. D. 39. L. 3; D. 67. L. 1; L. 24, 32-33 ob.
6. GAKK. F. 554. Op. 1. D. 244. L. 10.; L. 11; L. 1.
7. GAKK. F. 554. Op. 1. D. 244. L. 1.
8. Shcherbina F. A. Znacheniye nauky v dele lyubitel'skogo izucheniya kraya [The Importance of science in the Amateur study region] // Izvestiya 0LIC0. Vol. 6. Ekaterinodar, 1913. C. 19.
9. GAKK. F. 554. Op. 1. D. 244. L. 6, 8.
10. Korsakov N. A. Kubanskoye obshestvo lybiteley izucheniya kazachestva // Entsiklopendicheskiy slovar' po istoriy s drevneyshikhvremen do oktybrya 1917 goda [The Kuban society of friends of learning Cossacks // Encyclopedic dictionary of the history of the region from ancient times to the October 1917] / pod red. prof. B. A. Trekhbra-tova. Krasnodar, 1991. S. 235.
11. GAKK. F. 796. Op. 1. D. 1. L. 6-38.
12. GAKK. F. 557. Op. 2. D. 9. L. 29 Ob.
13. Baluyev B. P. Stranitsy zhizny i deyatel'nosty revolyutsionera-demokrata V. I. Lunina [The pages of the life and work of revolutionary Democrat Century I. Lunin] // Istoriya SSSR. 1959. №. 6. S. 129-130.
14. Korsakova N. A. Muzey Kubanskiy voyskovoy et-nograficheskiy i yestestvenno-istoricheskiy // Entsiklope-dicheskiy slovar' po istoriy Kubany [Museum of the Kuban ethnographic and natural history // Encyclopedic dictionary of the history of the Kuban] ... S. 282.