A.C. СМАН
ведущий научный сотрудник Института законодательства PK кандидат юридических наук, доцент
ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ: СОВЕТСКАЯ ПРАВОВАЯ НАУКА О ПРИНЦИПАХ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Принципы - это идеи, выработанные в ходе общественного развития и положенные в основу формирования и реализации конституционного статуса1.
Под принципами правового статуса личности следует понимать лежащие в основе правового статуса и выражающие его сущность руководящие начала, основополагающие идеи, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод личности, выполнение им обязанностей2. Сущность принципов правового статуса личности состоят в том, что они отражают коренные отношения между личностью и государством. В определении правового статуса человека и гражданина существенное значение имеет не только закрепленный за ними фактический объем прав и свобод, но и те основополагающие начала, на основе которых осуществляется их реализация. Уровень и мера реализации прав и свобод человека в решающей степени зависят от сущности и характера этих начал, характеризуемых как принципы правового статуса личности. Исходя из содержания принципов, как руководящих начал правового статуса, в стране могут ограничиваться обладание и пользование правами и свободами или, наоборот, обеспечиваться все необходимые условия для их реализации. Принципы правового статуса личности имеют универсальное значение, так как определяют основные черты правового положения всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности, независимо от того, какой отраслью действующего права они закреплены.
В Конституции Республики Казахстан свое всестороннее закрепление нашли основные принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с фундаментальными началами утверждаемой в республике Концепции прав человека.
Академик НАН РК, видный казахстанский ученый С.С.Сартаев отмечает, что «конституционному статусу личности в Основном законе РК посвящается отдельный раздел 2, где провозглашается, что высшей ценностью в Республике Казахстан является человек, его жизнь, права и свободы (пункт 1 статья 1), права и свободы человека являются абсолютными, неотчуждаемыми и прирожденными (пункт 2 статья 12), права и свободы человека определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов (пункт 2 статья 12). Этим подтверждается обязательство нашей Республики соблюдать международные стандарты в сфере прав и свобод человека»3.
Развивая эту мысль, можно заметить, что этой точки зрения придерживаются ученые-конституционалисты А.Т.Ащеулов, К.К.Айтхожин и они особо подчеркивают роль конституционного права. По их мнению «... первостепенная роль международного права в сфере обеспечения прав и свобод человека ставит особые задачи перед конституционным правом Республики Казахстан, как ведущей отраслью действующего права, призванной, прежде всего, обеспечить гарантии свободы личности в государстве, воплощении в реальную жизнь конституционного принципа: «Человек, его жизнь, права и свободы - высшая ценность госу-дарства»4.
В этом отношении показателен опыт Советского Союза по соблюдению принципов правового статуса личности, В связи с этим предлагается рассмотреть принципы правового статуса личности социалистической системы права.
Правовой статус личности при социализме формировался под воздействием основополагающих идей, принципов, выражающих социалистический идеал. К числу основных принципов
1 Сагиндыкова А.Н. Конституционное право Республики Казахстан. Алматы. 1999. С. 134.
2 Конституционное право Республики Казахстан. Учебник. /Сост. д.ю.н., проф. А.Т.Ащеулов. Алматы. 2001. С. 231.
3 Сартаев С.С., Назаркулова Л.Т. Становление Конституции Республики Казахстан: проблемы и перспективы. Алматы. 2002. С. 151.
4 См.: Ащеулов А. Т. Айтхожин К.К. Конституция Республики Казахстан и международные стандарты в области прав человека. //Вестник КазГУ. Серия юридическая. № 1 (18). С.32.
28
М 4 (8) 2007 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
правового статуса относился: полнота прав и свобод; равенство прав и обязанностей; сочетание общественных и личных интересов (и основанное на нем единство прав и обязанностей граждан); реальность, гарантированность прав и обязанностей; динамизм правового статуса; максимальное уравнивание прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства с советскими гражданами1.
Принцип полноты прав и свобод личности означал то, что в социалистическом обществе гарантировались государством права и свободы во всех областях жизнедеятельности человека: социально-экономической, духовной, политической и в сфере личной свободы. Социализм в силу своей сущности и природы обеспечивал социально-экономические и культурные права и свободы в их неразрывном единстве с политическими и личными правами и свободами. Принцип полноты прав и свободы означал также, что социалистическое государство закрепляло те права и свободы, которые с социальной точки зрения могут быть реализованы, соответствовали достигнутому уровню развития социалистического общества, отвечали социалистическим и коммунистическим идеалам, положениям международно-правовых документов о правах человека.
Марксизм-ленинизм связывал требование равенства в первую очередь с уничтожением частной собственности, ликвидацией эксплуататорских классов, в конечном счете и классов вообще. Всякое требование равенства, идущее дальше этого, неизбежно приводило к нелепости. «.. .Когда социалисты говорят о равенстве, - подчеркивал В.И.Ленин, - они понимают под ним всегда общественное равенство, равенство общественного положения, а никоим образом не равенство физических и душевных способностей отдельных личностей»2.
Видами общественного равенства служили юридическое, социальное, фактическое равенство. Юридическое равенство есть не что иное, как равенство общественного положения людей по закону. Оно означало отсутствие каких-либо ограничений прав и свобод граждан либо привилегий по признаку происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места
1 Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М.,
2 Ленин В.И. ПСС. Т.24. С.364
3 Там же
4 Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985. С. 25
5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 19
жительства и других обстоятельств. Законодательно закрепленный принцип равенства есть равенство граждан перед законом, и включало в себя равенство прав и свобод, то есть равноправие граждан, равенство обязанностей для всех граждан, равные основания их юридической ответственности, равенство перед судом и т.п.
Подлинное равенство граждан перед законом, в том числе равенство в правах и свободах (равноправие), по мнению Н.В.Витрука, основывалось на достигнутом в социалистическом обществе социальном равенстве, то есть одинаковом отношении всех к средствам производства. А это означало, что «все граждане имеют одинаковый доступ к работе на всех общественных средствах производства, на общественной земле, на общественных фабриках и так далее»3, равное освобождение от эксплуатации, равную возможность трудиться по принципу: «от каждого - по способностям, каждому - по труду». Благодаря этому конституционный принцип равенства граждан СССР перед законом обеспечивал реальное (а не только формальное, юридическое) устранение препятствий для свободного развития личнос-ти4. Конституция СССР 1977 года предусматривала, что граждане СССР равны перед Законом нгзависимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств (статья 34).
Однако социализм не смог обеспечить полного фактического равенства людей, то есть полного равенства общественного положения. Новая общественная система не смогла внести сразу распределение по потребностям, чтобы сделать всех равными в смысле личного материального достатка и обеспеченности. Для этого при социализме нет необходимых социально-экономических предпосылок. К.Маркс писал, что при распределении и условиях социализма «равенство состоит в том, что измерение производится равной мерой - трудом»5. Основным критерием общественного положения каждого и способом реализации равенства социализм сделал труд человека, закрепив этот принцип в конституции. Фактическое неравенство людей в социалистическом обществе было обусловлено существованием различных классов, базирующихся на разных фор-1985. С. 23
мах общественной собственности, наличием различных социальных групп, разницей в условиях труда и быта в городе и деревне, различием между умственным и физическим трудом и т.п.
Как отмечали идеологи коммунизма, лишь на высшей фазе коммунизма будет достигнуто фактическое равенство всех людей, потому что не останется никаких существенных различий в объективных условиях развития и проявления их способностей, осуществления их жизненных планов, стремлений и надежд.
Равенство граждан перед законом в социалистическом обществе означало н только равноправие граждан, но и равенство их обязанностей. Это было продиктовано новыми отношениями, принципом единства и сочетания общественных и личных интересов. Смысл установления принципа равенства обязанностей граждан заключался в недопустимости освобождения какого-либо гражданина от выполнения предусмотренных законами требований, если имелись фактические и юридические основания для признания данного гражданина субъектом тех или иных обязанностей1.
Социалистическая система предусматривала, что социалистическое общество, вся его политическая система функционировала на прочном фундаменте, во-первых, единства общественных, государственных, коллективных, групповых, региональных, личных и иных специфических интересов, их совпадения в основном и главном, во-вторых, на основе доминирующего положения общественных, государственных интересов.
Принцип сочетания общественных и личных интересов в правовом статусе личности находил свою реализацию в нескольких направлениях: во-первых, в самом содержании прав, свобод и обязанностей, определяемых социалистическим государством, во-вторых, в единстве и сочетании прав и обязанностей, в-третьих, в реализации прав и обязанностей. Указанные формы юридического выражения принципа сочетания общественных и личных интересов в правах, свободах и обязанностях граждан были закреплены на конституционном уровне.
Возможность сочетания общественных и личных интересов была обусловлена ликвидацией при социализме социально-классовых и иных антагонизмов. Но социализм не ликвидировал неантагонистические противоречия.
Но опыт показывал, что нахождение оптимального сочетания интересов и прав каждого человека с интересами и правами коллектива, общества, государства - дело весьма непростое.
1 Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М.,
Было предусмотрено, что в социалистическом обществе выявление и сочетание общественных, коллективных, групповых и личных интересов, разрешение неантагонистических противоречий представляло собой сознательную, активную, творческую деятельность, осуществляемую рабочим классом, всем народом, его политической партией, социалистическим государством, другими звеньями политической системы общества.
В юридически закрепленных правах, свободах и обязанностях граждан воплощались общие интересы социальных групп, коллективов, трудящихся классов, всего народа (в условиях развитого социализма), то есть общенародные, государственные интересы, которые выражали одновременно совпадающие или сочетающие с ними личные интересы индивидов как представителей этих классов, всего народа. Таким образом, юридически закрепленные права, свободы, обязанности личности своим содержанием выражали и воплощали единство и сочетание общественных и личных интересов.
В содержании конкретных видов прав, свобод и обязанностей граждан находило выражение различная степень сочетания общественных и личных интересов на основе примата общественных интересов.
В социалистическом обществе в подавляющем большинстве политических, социально-экономических и культурных прав и свобод граждан находил наиболее полное и стабильное выражение приоритет интересов общества, народа. В то же время в зависимости от закономерностей и факторов общественного развития, от имеющихся в обществе материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, уровня общественного сознания степень сочетания общественных, личных и иных интересов могла быть подвижной применительно к конкретным правам и свободам граждан. Так, конституционное право на труд - величайшее завоевание социализма - на основании ст.40 Конституции СССР включало в себя право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии не только с призваниями, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, но и с учетом общественных потребностей. Общественные потребности и интересы при социализме направлялись на выработку коллективистского сознания и поведения у каждого советского человека, гражданина.
При определении содержания прав и свобод граждан СССР учитывались не только общена-
>85. С. 32
30
M 4 (8) 2007 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
родные, государственные и личные интересы, но и иные виды коллективных интересов - интересы трудовых коллективов, отраслей народного хозяйства, интересы общественных организаций и другие. К примеру, конкретизируя конституционное право на жилище советских граждан, Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, жилищные кодексы союзных республик в целях создания устойчивых трудовых коллективов, закрепления кадров в важнейших отраслях народного хозяйства, повышения трудовой дисциплины устанавливали правила, которые были ориентированы на особую защиту интересов отдельных предприятий, организаций и учреждений, ряда отраслевых министерств и ведомств.
В ряде случаев законодательство, определяя содержание и порядок реализации прав, устанавливало приоритет общественных интересов, который означал по существу подчинение им личных интересов граждан. К примеру, согласно статьи 112 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, в тех случаях, когда изобретение имеет особо важное значение для государства, но с патентообладателем не достигнуто соглашение об уступке патента, последний может быть выкуплен принудительно.
Единство и сочетание общественных и личных интересов может быть рассмотрено в плане соотношения прав и обязанностей, во-первых, социальных общностей, их учреждений и личности, в частности, государства и личности, во-вторых, личности и других (кроме государства) субъектов права, в-третьих, с позиций самой личности.
В аспекте взаимоотношений государства и личности сочетание прав и обязанностей означало тот факт, что личность не только несет обязанности перед государством, но и имеет права по отношению к государству, равно как и государство имеет не только права по отношению к гражданину, но и несет перед ним обязанности1.
Второй вид сочетания прав и обязанностей в плане взаимоотношений личности и других (кроме государства) субъектов права означало, что правам лица соответствовали обязанности других субъектов права, равно как обязанности личности соответствовали права других субъектов права. Реальность прав и обязанностей членов социалистического общества была обусловлена единством их осуществления. Без сочетания прав и обязанностей граждан невозможно было рассчитывать на эффективное использование и выполнение тех и других.
Сочетание прав и обязанностей с позиций самой личности означало не только возможность пользования личностью правами и свободами, но и необходимость выполнения ею возложенных на нее обязанностей. Здесь важна самодисциплина личности, ее гражданская ответственность.
Одним из принципов социалистического правового статуса личности являлась их реальность и гарантированность. По мнению советских ученых, правовой статус личности при социализме качественно отличался по своему содержанию и гарантированности. При господстве частной собственности, классовых и иных антагонизмов многие социально-экономические, культурные, политические и личные права и свободы, даже если они записаны в конституциях, других законах, оставались для трудящихся в значительной мере лишь формальными, пустыми декларациями. Это объяснялось тем, что в своей основе они не выражали экономических, политических и иных условий существования и развития трудящихся классов, то есть не обеспечивались соответствующими экономическими, социальными, политическими и другими гарантиями.
В условиях социализма правовой статус личности обеспечивался социально-экономическим и политическим строем, материальными условиями и средствами.
* * * * *
Адамныц куцы мен бостандыцтарын icxe асырудыц децгеш мен мвлшер1 нег1зг1 дэрежеде тулга-ныц цуцыцтыц мэртебесг цагидаттарымен сипатталатын осы бастауларга байланысты. Тулганыц куцыцтъщ мэртебесг цагидаттары универсалдыг мэнге ие, вйткeнi олар цогамныц барлыц мушелертщ куц^гцтыц жагдайыныц нeгiзгi шекарасын аныцтап, цолданыстагы кукрпща бектыген цандай салада болганына царамастан, куцыцтар, бостандыгцтар жэне мтдеттемелердщ барлыгына тарайды.
Level both measure of realization of the rights and freedom of the man in a decisive degree depend on essence and character of these beginnings characterized as principles of the legal status of the person. The principles of the legal status of the person have universal meaning(importance), as define(determine) the basic features of a legal rule(situation) of all members of a society (community), freedom and duties are distributed to all without exception of the right,, irrespective of the fact which by branch of the working right they are fixed.
1 Эта проблема получила ранее разработку в трудах ученых-юристов В.А.Масленникова, Г.В.Мальцева, Л.С.Мамута, В.С.Нерсесянца, В.А.Патюлина, М.С.Строговича, В.А.Туманова, С.Сабикенова, Н.П.Фарберова, В.М.Чхиквадзе и др.