Научная статья на тему 'ЭКСКОРИИРОВАННЫЕ АКНЕ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ'

ЭКСКОРИИРОВАННЫЕ АКНЕ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
2550
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКНЕ / СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ / ТРЕВОГА / ДЕПРЕССИЯ / ПСИХИАТР / ACNE / SEVERITY / ANXIETY / DEPRESSION / PSYCHIATRIST

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Шакирова А. Т., Койбагарова А. А., Кичина Т. В., Голяева К. С.

Экскориированные акне чаще распространены у молодых женщин, характеризуются постоянным повреждением участков кожи с высыпаниями, которые больные выдавливают или срывают. Нередко акне сопровождаются выраженными экскориациями, что впоследствии ведет к эмоциональным и психологическим проблемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Шакирова А. Т., Койбагарова А. А., Кичина Т. В., Голяева К. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXCORIATED ACNE AND PSYCHOEMOTIONAL STATES"

Excoriated acne is more common in young women, characterized by permanent damage to areas of the skin with acne rashes that patients squeeze out or tear off. Often, acne is accompanied by severe excoriation, which subsequently leads to emotional and psychological problems.

Текст научной работы на тему «ЭКСКОРИИРОВАННЫЕ АКНЕ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ»

«ЭКСКОРИИРОВАННЫЕ АКНЕ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ»

Шакирова А.Т., Койбагарова А.А., Кичина Т.В., Голяева К.С.

КГМА им. И.К. Ахунбаева кафедра дерматовенерологии, МВШМ, кафедра инфекционных болезней и дерматовенерологии

Бишкек, Кыргызская Республика

"EXCORIATED ACNE AND PSYCHOEMOTIONAL STATES"

Shakirova A. T., Koibagarova A.A., Kichina T. V., Golyaeva K.S.

KSMA them I.K Akhunbaev Department of Dermatovenerology, ISM, Department of Infectious Diseases and Dermatovenerology

Bishkek, Kyrgyz Republic

РЕЗЮМЕ

Экскориированные акне чаще распространены у молодых женщин, характеризуются постоянным повреждением участков кожи с высыпаниями, которые больные выдавливают или срывают. Нередко акне сопровождаются выраженными экскориациями, что впоследствии ведет к эмоциональным и психологическим проблемам.

ABSTRACT

Excoriated acne is more common in young women, characterized by permanent damage to areas of the skin with acne rashes that patients squeeze out or tear off. Often, acne is accompanied by severe excoriation, which subsequently leads to emotional and psychological problems.

Ключевые слова: акне, степени тяжести, тревога, депрессия, психиатр.

Key words: acne, severity, anxiety, depression, psychiatrist.

С проблемой угревой болезни сталкивается очень много людей: примерно 80% подростков и почти 40% взрослых людей. Акне серьёзно влияет на самооценку пациентов и чувство уверенности, из-за чего снижается качество жизни, пропадают здоровые амбиции, а также возникают сложности в общении с окружающими.

Введение. Акне - одно из наиболее распространенных заболеваний в дерматологии. Нет ни одного дерматоза, который бы так травмировал психику, вызывал чувство неполноценности, беззащитности, был бы причиной разногласий между родителями и детьми, как обыкновенные угри. Несомненно, такую же, а возможно, и более негативную оценку заслуживают и экскориированные акне.

Экскориированные акне — самоповреждения кожи при воспалительных заболеваниях сальных желез и волосяных фолликулов (акне, фолликулиты, фолликулярный кератоз и т. д.) [1]. Клинически характеризуется множественными эрозиями, экскориациями, геморрагическими корочками. Данное состояние отличается от невротических экскориаций тем, что пациенты осуществляют аутодеструкцию реально существующих высыпаний, т.е возникает вторично, на фоне уже имеющихся высыпаний. Описывая данное состояние, L. Brocq (1898) отметил, что чаще всего навязчивые саморасчесывания сопровождают акне и отмечаются у «молодых женщин тщедушного телосложения, склонных к истерическим реакциям» [2]. Расчесыванию нередко предшествует тщательный осмотр или ощупывание кожи. Экскориированные акне обычно возникают

в рамках различных психопатологических феноменов [3]. Нередко пациенты осознают свое деструктивное поведение, вызываемое состоянием напряжения или просто концентрации на чем-то, при этом рассматривается каждый бугорок, дефект, неровность, закрытая пора, привычка ковырять кожу и выдавливать угри осознается как что-то непреодолимое, вызывающее постоянные дерматологические проблемы на протяжении десятилетий [4,5]. У данных больных формируется сверхценный ипохондрический

симптомокомплекс, включающий ипохондрию красоты. При возникновении высыпаний акне возникает компульсивное влечение удалить из кожи «нечто инородное», чтобы ускорить заживление, которое, по мнению больных, может наступить только в случае «полного очищения». Появление на коже «уродующих» высыпаний воспринимается пациентами как трагедия. Они высказывают различные ипохондрические предположения о причинах болезни (наличие тяжелого соматического или инфекционного заболевания, необратимой патологии иммунной системы), приведшей к изменениям на коже [6]. С течением времени идеи преодоления недуга с ликвидацией причин заболевания для достижения «идеального» состояния кожных покровов приобретают доминирующее значение в сознании пациентов [7]. Удаление высыпаний направленно на избавление от кожного заболевания с целью поддержания идеальной внешности [8,9].

Ряд авторов предлагают рассматривать экскориированные акне в рамках невротических экскориаций, при этом экскориации формируются на фоне минимальной выраженности акне, не

превышающей I—II степени тяжести [3,4,5]. Немецкие дерматологи предлагают рассматривать экскориированные акне как самостоятельное заболевание [6].

Цель изучения - выявить особенности клинико-анамнестических и психопатологических характеристик пациентов с экскориированными акне, оценить эффективность терапии (дерматотропной и психотропной).

Материал и методы исследования. Проведено обследование 30 пациентов с данной патологией на базе кафедр дерматовенерологии КГМА им. И.К. Ахунбаева и МВШМ, а также Центра эстетической медицины «Профус». Изучение анамнеза, клинических особенностей течения и эффективности терапии в динамике наблюдения проведено с помощью анкет - краткий опросник состояния здоровья SF-36 (Medical Outcomes Study Short Form Health Survey) и дерматологический индекс качества жизни (Dermatology Life Quality Index, DLQI), а также карты, содержащей клинико-анамнестические данные. Из исследования исключались пациенты с акне без наличия экскориаций, а также больные акне с манифестными эндогенными психозами.

Среди 30 пациентов преобладали женщины -25 (91,7%) в возрасте 18-30 лет (73%). Чаще встречались легкие (72%) и средней тяжести формы акне (28%). Нередко на прием приходили пациенты без первичных элементов, т.к. все элементы сыпи были расчесаны (при комедональной форме акне). Оценивая склонность к саморазрушительным действиям, отмечено, что подавляющее большинство пациентов (61,4%) часто или постоянно прибегали к экскориированию.

Все пациенты согласились на консультацию психиатра и терапию, назначенную врачом психиатром. Дерматотропные препараты назначались в зависимости от выраженности клинического процесса. Использовались стандартные топические противоугревые средства кератолитического, себорегулирующего и противовоспалительного действия. В ходе комплексного лечения выявлялась положительная динамика кожного процесса в виде регресса основных угревых высыпаний: комедонов, папул, пустул; наблюдался полный регресс эрозий. На фоне редукции психопатологической

симптоматики значительно снизилось число экскориаций.

Исследование тревожности показало, что ситуативная тревожность (состояние

эмоциональной напряженности, обусловленное конкретной ситуацией) имела меньшее количество отклонений от нормы (3,8%), тогда как личностная тревожность (постоянная черта характера, проявляющаяся в склонности человека испытывать тревогу) у 37,5% пациентов была выше нормы. Исследование депрессивности выявило 15,7 случаев с клинически выраженной депрессивной симптоматикой, а у 29,5% пациентов - отклонения от нормы, включая уровень субдепрессии.

Полученные данные близки к указанным в литературе: тревожные расстройства встречаются у 41-65% пациентов, расстройства настроения - у 48-68% пациентов [8]. Однако в нашем исследовании тревожные проявления преобладали над расстройствами настроения. У женщин были более выражены отклонения от нормы всех показателей: тревожности, депрессивности и общего индекса тяжести симптомов. Структура психических расстройств в группе пациентов с экскориированными акне была следующей: тревожно-ипохондрическое расстройство - 67,3% (п = 30); депрессивное расстройство - 32, 3% (п = 30).

Анализ данных, полученных при помощи симптоматического опросника показал

выраженные изменения в плане фобий, что может объясняться стрессом пациента при пребывании его в обществе в сочетании со сверхценным отношением к своему кожному «дефекту» [9,10]. Описаны обостренная стеснительность, избегающее поведение, сенситивные идеи отношения: в общественных местах, в транспорте, на работе пациенты замечают обращенные на них «особые» взгляды, видят, как люди посмеиваются над ними, обсуждают их внешний вид, поведение, убеждены в том, что окружающие догадываются об их заболевании [10]. Важно отметить, что количество экскориаций на лице и частота экскориирования не зависели от степени выраженности психопатологических симптомов.

Результаты исследования. Установлено, 70% больных с угревой болезнью имели эмоциональные и психологические проблемы. Врач-дерматолог вынужден владеть

психодерматологическими навыками в рамках своей специальности, т.к. даже не вполне объемная коррекция состояния больного дерматологом лучше, чем отсутствие лечения. Больные с психокожной патологией могут иметь в основном следующие психопатологические состояния: бредовое состояние, депрессия, навязчивое состояние и психоз. В некоторых руководствах по дерматологии подробно излагаются принципы терапии этих заболеваний, перечисляются современные психотропные препараты, применяемые в психиатрии. Однако именно психиатр может провести дифференциацию этих заболеваний между собой и назначить адекватную терапию. Поэтому следует при обращении такого больного к дерматологу направить его на консультацию к психиатру. Действия дерматолога весьма ответственны в данной ситуации: он обязан установить диагноз, проведя дифференциальную диагностику с другими дерматозами. Даже при лечении и наблюдении пациента у психиатра, дерматолог должен проводить терапию по устранению дефектов, сформировавшихся на коже.

Выводы. Таким образом, при выявлении у больных угревой болезни легкой и средней степени тяжести, многочисленных экскориаций, геморрагических корочек на фоне незначительного количества элементов акне необходимо проведение

дифференциальной диагностики с

экскориированными акне и консультирование пациента психиатром. А также при диагностике и лечении акне более важно оценить степень аутодеструктивных действий пациента, чем частоту и количество экскориаций на коже. Практикующим дерматологам при ведении пациентов с угревой болезнью важно принимать во внимание не только объективную картину, но и психологические аспекты, отношение больного к косметическому дефекту [9].

Литература

1. Монахов С. А. Дифференцированная терапия акне с учетом тяжести кожного процесса и спектра психоэмоциональных расстройств. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М. 2005.

2. Bowe W., Logan A. Acne vulgaris, probiotics and the gut-brainskin axis — back to the future? Gut Pathogens. 2011; 3: 1-12.

3. Shenefelt P. Psychological interventions in the management of common skin conditions. Psychology Research and Behavior Management. 2010; 3: 51-63.

4. Попова О. В., Кузнецов С. И. Нейрогуморальные механизмы патогенеза угревой болезни и их психосоматическая коррекция в практике врача-терапевта. Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». 2011; 3: 122-125.

5 Олисова О. Ю. Современные подходы к местной терапии угревой болезни. Consilium medicum. 2008; 2: 15-18.

6. Ganceviciene R., Bohm M., Fimmel S., Zouboulis Ch. C. The role of neuropeptides in the

multifactorial pathogenesis of acne vulgaris. Dermato-Endocrinology. 2009; 1 (3): 170-176.

7. Uhlenhake E., Yentzer B. A., Feldman S. R. Acne vulgaris and depression: a retrospective examination. J Cosmet Dermatol. 2010; 9: 59-63.

8. Stokes J., Pillsbury D. The effect on the skin of emotional and nervous states: theoretical and practical consideration of a gastrointestinal mechanism. Arch Dermatol Syphilol. 1930; 22: 962-993.

9. Juhlin L., Michaelsson G. Fibrin microclot formation in patients with acne. Acta Derm Venereol. 1983; 63: 538-540.

10. Tan J. Psychosocial impact of acne vulgaris: evaluating the evidence. Skin Therapy Lett. 2004; 9 (7): 1-3.

Данные об авторах:

1. Шакирова А.Т. - асс. кафедры дерматовенерологии КГМА им. И.К. Ахунбаева, совместитель кафедры инфекционных болезней и дерматовенерологии МВШМ;

+996 552 (707) 92-45-82;

2. Койбагарова А.А. - д.м.н., зав. кафедрой дерматовенерологии КГМА им. И.К. Ахунбаева;

3. Кичина Т.В. - асс. кафедры дерматовенерологии КГМА им. И.К. Ахунбаева, врач - дерматокосметолог Центра эстетической медицины «Профус»;

4. Голяева К.С. - асс. кафедры дерматовенерологии КГМА им. И.К. Ахунбаева, врач - дерматокосметолог Центра эстетической медицины «Профус».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.