Магистерские слушанья
Б01 10.24412/с1-37280-2024-1-174-178
Боровикова Наталья Вячеславовна, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет» (Сибстрин), г. Новосибирск
Рослякова Дарья Алексеевна, студент ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет» (Сибстрин), г. Новосибирск
Эксклавность как фактор пространственного развития Калининградской области
Аннотация. Статья посвящена проблематике обострившихся условий эксклав-ности Калининградской области, как основного фактора влияния на пространственное развитие региона. Рассмотрены ключевые аспекты эксклавности как с точки зрения вызовов, так и возможностей для дальнейшего эффективного развития.
Ключевые слова: Калининградская область, регион, территориальный, экска-лавность, развитие, проблема.
Калининградская область один из наиболее крупных и населенных эксклавов в мире, уступающий по площади только Аляске. Административный статус, подобный анклаву, присущ данной территории еще со времен зарождения Тевтонского ордена (XV в.), который видоизменялся с ходом истории вплоть до настоящего времени, в качестве становления региона Российской Федерации.
Калининградская область считается поистине уникальным территориальным образованием. В отличие от мировых примеров анклавов (Ватикан, Андорра) Калининградская область не является самостоятельным государством. Это приморский регион, отделенный от основной метрополии рядом независи-
Магистерские слушанья
мых государств. [1] Положение в центре Европы возложило на него роли показательного примера устойчивого российского города, места международного сотрудничества и военно-стратегической базы. Масштаб поставленных задач грандиозен, а реализуемые проекты развития носят локальный, территориальный характер, не учитывая в должной степени главную специфику Калининградской области - эксклавность, как определяющий феномен влияния на все сферы пространственной организации жизнедеятельности населения.
В мировом опыте все эксклавы сталкиваются с четырьмя группами проблем: доступ к территории «материкового» государства, учет мнения соседних стран в сферах экологии, инфраструктуры и т. п., проблемы производства и товарного обеспечения малой группы населения и социально-культурная проблема идентичности региона. [2, 3, 4] Негативная сторона эксклавности развивалась постепенно. Внешние условия стремительно менялись и, в совокупности с нерешенным багажом проблем, привели к гиперчувствительности области на малейшую турбулентность. Рассмотрим данные аспекты более подробно.
На момент 2024 года проблема логистики и транспортного сообщения наиболее актуальна. Для обеспечения бесперебойного сообщения между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации проектом территориального планирования предусмотрено строительство парома для железнодорожной паромной переправы Усть-Луга - Балтийск. Паромное и авиационное сообщение является единственным видом сообщения между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации, не зависящим от политики сопредельных государств, а также инструментом сдерживания роста железнодорожных транзитных тарифов. Также имеется морское сообщение с Санкт-Петербургом. [5] Исходя из территориального положения региона данное решение вполне логично, однако оно неспособно удовлетворить всех логистических и продовольственных потребностей. Паромное сообщение не справляется с резко возросшей на него нагрузкой. В приоритете транспортировки нефтепродукты и товары первой необходимости, а авиасообщение не способно
Магистерские слушанья
взять на себя данную роль. Учитывая необходимый объем для региона-миллион-ника и увеличившееся транзитное время, Калининградская область столкнулась с проблемой, хоть небольшого, но дефицита, а, как следствие, с повышением цен, что не способствует росту качества жизни населения, развитию инфраструктуры и туризма. Упор экономической стратегии, на которой базируется проект территориального планирования, на экспорт продуктов обрабатывающих производств и машиностроения также создает дополнительную нагрузку. Проблема продовольственного обеспечения также связана с малочисленными точками приложения труда и миграционной тенденцией. Совсем недавно регион преодолел барьер в миллион человек населения, что свидетельствует о необходимости реорганизации структуры расселения и формировании на этой базе новых производственных зон.
Выход к морю - «визитная карточка» Калининградской области. Помимо транспортной инфраструктуры прибрежное положение обладает немалым количеством преимуществ: возможность развития морехозяйственной отрасли, территориальная локализация хозяйствующих субъектов, «притяжение» населения и турпотоков к морским побережьям. [6, 7]
Туризм является одним из приоритетных направлений развития города. Калининградская область владеет высоким туристско-рекреационным потенциалом. На её местности располагаются богатые природные и рекреационные ресурсы, объекты культурного и исторического наследства. Однако из-за повышения уровня моря береговая линия всех курортных городов, а также заповедной зоны значительно уменьшилась. По данным отчета об экологической обстановке Калининградской области за последние 10 лет уровень загрязнения акватории Балтийского моря не внушает оптимизма. [8] Данная проблема касается всех прибалтийских стран и необходимо международное сотрудничество в данном вопросе. Развитие в Калининградской области объектов зеленой, атомной энергетики поспособствует полной энергетической автономности региона с возможностью дальнейшего экспорта продуктов энергетики без урона для экологии.
Магистерские слушанья
Идентичность Калининградской области во многом основана на ее богатой истории. По всей области рассредоточено наследие Пруссии, которое либо сильно пострадало за военный период, либо безвозвратно утрачено. В послевоенное время их восстановлением никто не занимался и, как следствие, большинство из них находятся в плачевном состоянии. Сейчас мероприятия по реконструкции проводятся, но зачастую они носят частный характер и без участия грамотных реставраторов, из-за чего исторический облик зданий, улиц с еще сохранившейся, до недавнего времени, немецкой брусчаткой оказывается утрачен. Ситуацию с архитектурным наследием усложняет и тот факт, что ряд объектов находятся под протекцией Немецкого правительства, которое финансирует содержание памятников, а их состояние никак не улучшается.
Рецепт по преодолению до сих пор является предметом активных дискуссий. Среди всех предлагаемых концепций можно выделить два основных направления развития региона: связка Калининградская область - федеральный центр и евроатлантическая интеграция. На момент 2024 года взаимодействие с приграничными странами ограничено и налаживание отношений вопрос с неопределенной временной границей. В той или иной форме сотрудничество всегда будет, но делать на него опору представляется нецелесообразным. Первая модель взаимодействия с «большой Россией» осуществляется через регионы СЗФО, которым отводится основная роль в товарно-сырьевой поддержке Калининградской области. Развитие Ленинградской и Калининградской области не может рассматриваться с позиций теоретического единства и, тем более, существующих практик. Огромное количество экономических и географических различий «лежит на поверхности», эффект масштаба и эксклавное положение усугубляет дифференциацию.
Исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в усложнившихся условиях фактора эксклавности представляется наиболее рациональным рассматривать стратегию пространственного развития Калининградской области с точки зрения полной автономности региона. Позиционирование области не как дотационной приставки, а как самостоятельной единицы, при этом полноцен-
Магистерские слушанья
ного участника социально-экономической и культурной системы страны. Достижение этой цели напрямую зависит от междисциплинарной политики пространственного планирования.
Библиографический список
1. Рожков-Юрьевский Ю. Д. Историко-географическая эволюция анклавности территории калининградской области // Балтийский регион. 2012. No2. С.98-108. https://studylib.ru/doc/2071927/istoriko-geograficheskaya-e-volyuciya
2. Клемешев А.П. Эксклавность как фактор развития калининградской области // Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2005. №3. С. 34-41. https://cyberleninka.ru/article/n/eksklavnost-kak-faktor-razvitiya-kaliningradskoy-oblasti
3. Зверев Ю.М., Клемешев А.П. Проблемы анклавных территорий // Регион сотрудничества. 2004. №14. С. 25-32 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12848302
4. Нис С. Калининград - не единственный анклав // Pro et Contra. 2003. Т. 8, №1. С. 30-109. https://unis.shpl.ru/Pages/Search/BookInfo.aspx?Id=337231
5. Схема территориального планирования Калининградской области и ее частей от 2023г. https://mingrad.gov39.ru/skhema-territorialnogo-planirovaniya/
6. И.С. Гуменюка, Л. Г. Гуменюка, Н.С. Белова «Приморский фактор»
7. Федоров Г.М. «Калининградская область: приграничное приморское положение как географический фактор развития экономики»
8. Государственный доклад об экологической обстановке Калининградской области https: //minprirody.gov39.ru/news/141475/