Научная статья на тему 'Экс-президент Ботсваны Ян Кхама: высоты и виражи политической карьеры бывшего летчика'

Экс-президент Ботсваны Ян Кхама: высоты и виражи политической карьеры бывшего летчика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вождь / военная карьера / политика / преемник / президент / независимая внешняя политика / экспорт алмазов / стабильность / авторитарность / непотизм / конфронтация / traditional leader / military career / politics / successor / president / independent foreign policy / export of diamonds / stability / authoritarianism / nepotism / confrontation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прокопенко Любовь Ярославовна

В статье показано развитие политической карьеры экс-президента Ботсваны Яна Кхамы. Анализируются внутренняя и внешняя политика правительства Демократической партии Ботсваны (ДПБ) во главе с Я. Кхамой. Отмечается, что в период президентства Кхамы ориентированная на страны Запада внешняя политика Ботсваны была сбалансированно прагматичной и достаточно смелой, что объяснялось независимостью от донорской помощи страны – крупного экспортера алмазов на мировой рынок. Стиль и жесткие бюрократические методы руководства Кхамы, частое принятие решений без согласования с правительством, игнорирование критики со стороны оппозиции и общественности привели к обвинениям его в авторитарности. Автор отмечает, что, несмотря на ряд ошибок в управлении страной, президенту Я. Кхаме удалось сохранить и упрочить авторитет Ботсваны в глазах международного сообщества за ее приверженность международному праву, соблюдению прав человека, хорошее управление и активный внешнеполитический курс. После передачи власти Я. Кхамой вице-президенту страны М. Масиси весной 2018 г. между ними возник конфликт. Их противостояние привело к тому, что на всеобщих выборах в октябре 2019 г., экс-президент поддержал оппозицию, однако противостояние не вышло за рамки политической борьбы на выборах и не привело к возникновению серьезной напряженности внутриполитической ситуации в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ex-President of Botswana Ian Khama: Ascents and Reversals in the Political Career of a Former Pilot

The article shows the development of the political career of the ex-president of Botswana Ian Khama, a son of the country’s first president Seretse Khama. The article analyzes domestic and foreign policy of the government of the Botswana Democratic Party (BDP) headed by Mr. Ian Khama, whose first term in office coincided with difficulties of the global economic crisis that began in 2008. It is noted that during Mr. Khama’s presidency the West-oriented foreign policy of Botswana was well-balanced, pragmatic and aimed at attracting investments. It was rather bold and independent, which was largely due to the independence of Botswana, a major exporter of diamonds to the world market, as regards donors’ assistance. At the African level Mr. Khama’s image has been that of a consistent critic of authoritarian and despotic regimes, he also adhered to a consistent firm position regarding the political and economic crisis in Zimbabwe, calling on Robert Mugabe to transfer power. Mr. Khama is an extraordinary political leader. The style and methods of his leadership (harsh bureaucratic methods, frequent decision-making without coordination with the government, disdain of opposition’s criticism and of public opinion) led to accusations of authoritarianism. The author makes an attempt to define its nature which was somewhat different from the authoritarianism of other African leaders. The issue of corruption and nepotism in Botswana is also discussed. During the ten-year period of Mr. Khama’s rule (2008–2018), the problem of nepotism was especially often the focus of the criticism by the local opposition and media. This had a negative effect for the president’s political image and for that of the authorities in general. At the same time, Mr. Khama’s government managed to maintain stability of the economics and of the internal political situation. The properties of the situation in the Botswana Democratic Party, which has ruled the country for almost 55 years and still holds a central position in the country’s political landscape, are shown. Despite a number of mistakes in governing the country, President Ian Khama managed to preserve and strengthen the authority of Botswana in the eyes of the international community for its commitment to the international law, its respect for human rights, good governance and active foreign policy. It is pointed out that Mr. Khama, respecting the Constitution, peacefully transferred power to the country’s vice-president Mokgweetsi Masisi whom he chose as his successor. However, a conflict arose between them very soon, and their confrontation led the ex-president to supporting the opposition at the general elections in October 2019. The events of recent years in Botswana serve an important evidence of the problematic issue – insecurity of democracy in the context of a long dominance of one political party. The unexpected emergence of Khama-Masisi confrontation questioned to a certain extent the tradition of early power transfer from the head of state to the vice-president which established in the country in recent decades. However, this confrontation did not go beyond the framework of the electoral struggle and did not lead to serious tension in the internal political situation.

Текст научной работы на тему «Экс-президент Ботсваны Ян Кхама: высоты и виражи политической карьеры бывшего летчика»

К 55-летию независимости Республики Ботсвана

ЭКС-ПРБЗИДБНТ БОТСВАНЫ ЯН КХАМА: ВЫСОТЫ И ВИРАЖИ ПОАИТИЧБСКОЙ КАРЬЕРЫ БЫВШБГО ЛЕТЧИКА

О 2021 л.Я. Прокопенко

ПРОКОПЕНКО Любовь Ярославовна, старший научный сотрудник Центра изучения стран Тропической Африки Института Африки РАН. Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: skole60@mail.ru

Аннотация. В статье показано развитие политической карьеры экс-президента Ботсваны Яна Кхамы. Анализируются внутренняя и внешняя политика правительства Демократической партии Ботсваны (ДПБ) во главе с Я. Кхамой. Отмечается, что в период президентства Кхамы ориентированная на страны Запада внешняя политика Ботсваны была сбалансированно прагматичного и достаточно смелой, что объяснялось независимостью от донорского помощи страны - крупного экспортера алмазов на мировой рынок. Стиль и жесткие бюрократические методы руководства Кхамы, частое принятие решений без согласования с правительством, г1гнорг1рованг1е критики со стороны оппозиции и общественности пргтелг1 к обвинениям его в авторитарности. Автор отмечает, что, несмотря на ряд ошибок в управлении страной, президенту Я. Кхаме удалось сохранить и упрочить авторитет Ботсваны в глазах международного сообщества за ее приверженность международному праву, соблюдению прав человека, хорошее управление и активный внешнеполитическигО курс.

После передачи власти Я. Кхамой вице-президенту страны М. Масиси весной 2018 г. между ними возник конфликт. Их противостояние привело к тому, что на всеобщих выборах в октябре 2019 г., экс-президент поддержал оппозгщию, однако противостояние не вышло за рамки политического борьбы на выборах и не пргшело к вознгжновенгт серьезной напряженности внутриполитического ситуации в стране.

Ключевые слова: вождь, военная карьера, политика, преемник, президент, независимая внешняя политика, экспорт алмазов, стабильность, авторитарность, непотизм, конфронта-

Б01: 10.31132/2412-5717-2021-54-1-71-87

Для целого ряда африканских стран свойственно существование политических династий, представители которых становились главами государства (например, нынешний президент Кении Ухуру Кениата - сын Джомо Кениаты), президент ДРК в 20012019 гг. Жозеф Кабила - сын Лорана Дезире-Кабилы). А в Того в 2005 г. после кончины президента Гнассингбе Эйадема, занимавшего этот пост 38 лет (!), главой государства был провозглашен его сын Фор Гнассингбе, который многократно переизбирался и остается действующим президентом в 2021 г. Как правило, речь идет о первых президентах, которые создали национальные партии и привели свои страны к независимости, и их сыновьях. Последние, будучи наследниками отцов нации, уже с рождения обладали дополнительным важным бонусом для занятия политикой в будущем. Избрав этот путь, им часто удавалось подняться на вершину власти. Не умаляя их способности вести политическую борьбу и лидерских качеств, необходимо отметить, что родство с уважаемыми первыми лицами страны облегчало им путь в политике. Происходил так на-

зываемый перенос положительного имиджа отцов на имидж сыновей, что помогало им расширять круг соратников и побеждать на выборах. Хотя не во всех случаях такие сыновья оправдывали надежды поддержавшего их электората.

К числу потомственных политических лидеров относится и президент Ботсваны в 2008-2018 гг. Ян Кхама (полное имя - Серетсе Кхама Ян Кхама). Его путь к политическому Олимпу проходил через карьеру военного, что довольно частое явление в странах Африки. В политической элите стран южноафриканского региона есть целый ряд политиков с военным прошлым, в том числе бывшие и нынешние президенты, например, генерал армии Жозе Эуарду душ Сантуш и генерал-полковник Жоау Мануэл Гон-салвиш Лоуренсу (Ангола), а Джейкоб Зума (ЮАР) в свое время был начальником разведки вооруженных формирований Африканского национального конгресса (АНК).

Ян Кхама - выходец из народа бамангвато (одна из восьми этнических групп, входящих в народ тсвана, к которому принадлежит около 80% населения Ботсваны; встречаются также названия нгвато и бангвато) и принадлежит к самому знатному и влиятельному роду страны. Его прадед Секгома Кхама III был главой делегации вождей народа тсвана в Лондоне, когда в 1895 г. был подписан договор с правительством Великобритании о создании протектората Бечуаналенд.

Я. Кхама родился 27 февраля 1953 г. в городе Чертей (Великобритания, графство Суррей). Отец Кхамы - первый президент независимой Ботсваны и вождь народа бамангвато Серетсе Кхама (1921-1980 гг.). В 1948 г. во время учебы в Оксфорде он заключил брак с англичанкой Рут Уильяме (1923-2002 гг.) - лондонским клерком, которая во время Второй мировой войны водила машину «скорой помощи». История межрасового брака родителей и рождения Я. Кхамы не были ординарными. Этот брак резко осудили, как клан Серетсе Кхамы, так и колониальные власти, несколько лет он был в центре внимания международной политики и общественности, послужил сюжетом для многих книг, исследовательских монографий по теме межрасовых браков и даже документальных и художественных фильмов1. Серетсе Кхама вынужден был покинуть Ботсвану и жить с семьей в эмиграции в Великобритании. Маленький Ян уже в то время привык к постоянному вниманию СМИ к их семье и частым фото- и киносъемкам. В Ботсвану семья смогла вернуться в 1960 г. У Кхамы есть родные братья-близнецы Тшекеди и Энтони, а также сестра Жаклин.

Начальное и среднее образование Я. Кхама получил в городах Серове (Ботсвана), Булавайо (Родезия, ныне Зимбабве), Мбабане (Свазиленд, ныне Эсватини) и в колледже в города Чичестер (Великобритания, графство Западный Сассекс).

Он избрал карьеру военного. В 1972-1975 гг. учился в Королевской военной академии в Сандхерсте (Великобритания), потом продолжил обучение в Полицейской академии в городе Икеджа (Нигерия). Военную подготовку молодой офицер проходил в Ботсване и в Антверпене (Бельгия), он стал профессиональным пилотом.

Военная карьера Я. Кхамы началась и достигла своей вершины в годы правления его отца-президента. В 1973 г. он начал работать в полиции Ботсваны, на базе которой позже была создана национальная армия - Силы обороны Ботсваны (Botswana Defence Force, BDF). Он сыграл значительную роль в ее формировании. В 1977 г. ему было присвоено звание бригадного генерала, и он был назначен заместителем командующего армией. В 1979 г., за год до смерти отца Я. Кхама получил титул потомственного вождя (кгоси) народа бамангвато. В 1989-1998 гг. он занимал пост командующего армией Ботсваны.

1 В 2016 г. английский режиссер Эмма Асанте (ее родители из Ганы) сняла фильм «Соединенное королевство» (A United Kingdom), в котором е роли Серетсе и Рут Кхамы исполнили актеры Дэвид Ойелово и Розамунда Пайк.

Путь к вершине власти

Выйдя в отставку в 1998 г. в звании генерал-лейтенанта, Кхама начал политическую карьеру. Чтобы вступить в правящую Демократическую партию Ботсваны (Д11Б, Botswana Democratic Party, BDP), ему пришлось отказаться от титула вождя, так как по конституции кгоси не могут заниматься политической деятельностью.

Продвижение к вершине власти началось с назначения Кхамы министром по делам президентской администрации Фестуса Могае. В начале 1998 г. отставник был избран депутатом парламента, а в апреле того же года стал вице-президентом страны. Почти сразу жесткость некоторых его действий вызвали критику и нарекания на авторитарность. Например, объявив антиалкогольную кампанию, вице-президент задействовал для этого полицию и полувоенные формирования. В 2004 г. он, проигнорировав настойчивые рекомендации специальной правительственной группы о создании второго университета страны в городе Селеби-Пикве, решил начать его строительство в своем родном городе Серове. Кхама часто заявлял о своей приверженности борьбе с коррупцией. В 1999 г. президент Могае был вынужден отправить его на год в так называемый «отпуск», чтобы разрядить напряженность в правительстве, вызванную обвинениями Кхамы в адрес некоторых министров, которые, по его заявлениям, потворствовали коррупции. Многие отмечали, что вице-президент Кхама в своем окружении очень ценит личную преданность.

Казалось, у Кхамы не было далеко идущих политических планов: на заре карьеры на посту вице-президента он говорил в интервью, что «его интересует управление, а не политика» [1, с. 65].

Следующий виток политической карьеры Кхамы был непростым и вызвал в стране политический резонанс. В 2003 г. Кхама стал председателем правящей партии, а в 2004 г. президент Могае повторно назначил его вице-президентом страны. О решении передать ему власть президент Ф. Могае объявил в начале своего второго срока в 2004 г. К тому моменту правящую партию ослабляла фракционность, и Могае рассчитывал, что Кхама сумеет ее объединить. Президент даже пригрозил распустить демократически избранный парламент, «.. .если тот не поддержит его решение» [2, с. 333]. Эти планы Могае вызвали неоднозначную реакцию. Критики назначения Кхамы утверждали, что оно было правильным с точки зрения укрепления партии, но недальновидным в национальном масштабе, так как у него не было опыта работы в политике. Поборники конституции даже называли действия Могае, «приносящими ему выгоду за счет народа» своеобразной тиранией» [3, с. 69]. Но такая схема передачи власти в Ботсване была прецедентной: подобным образом в 1998 г. поступил президент Кетумиле Масире, передав ее вице-президенту Фестусу Могае. Передача верховной власти до выборов гарантировала ее преемственность в рамах правящей Демократической партии Ботсваны.

Интересно, что президент Могае ввел в правительство еще нескольких бывших военных (министр иностранных дел Момпати Мерафе, министр внутренних дел Моенг Пхето, министр окружающей среды Китсо Морфила и министр землеустройства и жилищного строительства Рамаделука Серетсе), которых Кхама хорошо знал. «Милитаризация» кабинета министров вызвала озабоченность политических активистов, которые называли происходящее попыткой обеспечить будущее президентство Я. Кхамы.

У Кхамы растущая фракционность в правящей партии не вызывала озабоченности, и он практически не предпринимал попыток сдерживать или примирять фракции.

Неоспоримые успехи, сложности правления

После ухода Ф. Могае с поста президента 1 апреля 2008 г. 55-летний Я. Кхама стал главой государства. На всеобщих выборах, состоявшихся 16 октября 2009 г., его партия

вновь победила (53% голосов избирателей), и 20 октября Кхама был приведен к присяге как президент страны. Приоритетом своей экономической политики он объявил преодоление чрезмерной зависимости экономики страны от экспорта алмазов и развитие сельского хозяйства и туризма. Большое внимание также уделялось социальной сфере, в том числе развитию образования.

Кхама начал управлять страной в сложный период мирового экономического кризиса 2008 г., что требовало дополнительной мобилизации сил и средств. До этого Ботсвана была в числе стран с высокими темпами экономического роста. Этот период стал для нового лидера страны своеобразным экзаменом в плане подбора кадров управленцев и совершенствования в сложной обстановке собственных коммуникативных навыков. Взвешенная политика правительства Кхамы, направленная, прежде всего, на финансовую дисциплину, позволила стране к 2010 г. оправиться от рецессии. Экономика страны очень зависит от мировых цен на алмазы, которые составляют более 80% экспорта. В 2017 г., благодаря увеличению экспорта алмазов, рост ВВП увеличился до 4,5% [4] (3,5% в середине 2000-х гг.). Основными торговыми партнерами были Бельгия, Канада, Индия, ОАЭ, ЮАР, Намибия, Сингапур, Израиль, Китай. В последние годы его правления делалась также ставка на развитие индустрии туризма, сферы услуг и сельского хозяйства. Спортивный и непьющий президент продолжил борьбу с алкоголизмом, уже в первый год пребывания у власти повысив тарифы на алкоголь.

В отличие от многих африканских лидеров Кхама не был приверженцем особенных мер по охране собственной персоны, которые называл «опьянением от власти» [5]. Не пренебрегая мерами безопасности на массовых мероприятиях и в ходе поездок по стране, он отпускал охрану, когда направлялся в клуб для занятия спортом. Некоторые журналисты писали, что он как пилот, любящий скорость, садился ночью за руль автомобиля и без охраны мчался по пустым дорогам в окрестностях столицы Габороне. Многим импонировали желание и умение президента общаться с рядовыми гражданами. В ходе частых поездок по стране Кхама практиковал неожиданные (как их преподносили РК-служба президента и называли местные СМИ) посещение жилищ людей, чтобы услышать от них самих о возникающих проблемах. Он говорил, что «в условиях демократии важно, чтобы люди, избравшие вас, знали, что вы вернетесь и будете консультироваться с ними на регулярной основе» [6].

Во внешней политике правительство Кхамы придерживалось сбалансированного прагматичного курса, в основе которого было развитие сотрудничества с зарубежными партнерами, привлечение инвестиций в экономику. В вопросах глобальной повестки дня правительство Я. Кхамы сохраняло прозападную ориентацию.

При этом правительство Ботсваны демонстрировало достаточно смелую и независимую внешнюю политику. Например, комментируя поездку государственного секретаря США Хилари Клинтон по странам континента в августе 2009 г., Ботсвана вместе с Либерией, Сенегалом и Руандой обратилась к администрации США с призывом выступать в отношениях с африканцами не с позиции патрона, а с позиции партнера. У Кхамы сложился имидж оратора, который позволял себе публично критиковать мировых лидеров. Например, он резко высказывался в адрес президента США Дональда Трампа за то, что тот иногда говорил об африканских странах в пренебрежительном тоне. Необходимо отметить, что такие проявления независимой внешней политики в значительной мере были обусловлены независимостью Ботсваны от донорской помощи западных государств.

Я. Кхама, также как и президент Танзании Дж. Киквете, и президент Замбии Л. Мванаваса (с которыми он был в дружеских отношениях) подвергал жесткой критике авторитарные и деспотические режимы в Африке. Он искренне поддерживал деятельность Международного уголовного суда (МУС), хотя многие африканские лидеры

отказались от участия в нем. Например, ботсванский президент осуждал действия президента Судана Омара аль-Башира в районе Дарфур.

Твердой была позиция Кхамы в отношении ситуации в Зимбабве. Он неоднократно критиковал пожилого президента Р. Мугабе за его настойчивость в плане сохранения власти, считая, что для выхода Зимбабве из кризиса ей нужен молодой лидер, явно имея в виду лидера Движения за демократические перемены (ДД11) Моргана Тсванги-раи, которому была предоставлена возможность находиться в Ботсване из-за угрозы политических репрессий после очередной победы Мугабе на выборах. Кхама не раз заявлял, что экономический кризис и нестабильная социально-политическая обстановка в соседней Зимбабве негативно сказываются на экономике Ботсваны. Например, более чем 100-тысячная армия зимбабвийских иммигрантов, в том числе нелегальных, оказывала дополнительную нагрузку на инфраструктуру страны.

В ноябре 2017 г. ботсванский президент одобрил взятие военными Зимбабве контроля над ситуацией в стране и заявил: «Я не думаю, что кто-то должен быть президентом столько времени. Мы президенты, а не монархи. Об этом говорит здравый смысл» [7].

Кхама смело высказывал собственную точку зрения по многим проблемам африканских стран. В 2013 и 2015 гг. он призывал Р. Мугабе и президента Бурунди Пьера Нкурунзиза провести повторные выборы, так как их результаты были спорными. В 2015 г. после нескольких убийств иммигрантов ЮАР покинули сотни иностранных рабочих из Зимбабве, Малави и Мозамбика. Президент ЮАР Дж. Зума, выступая в столице Зимбабве Хараре на очередном саммите Сообщества развития Юга Африки (САДК/&4/)С - Southern African Development Community), настаивал, что подобные преступления носят криминальный характер. Однако Ян Кхама с уверенностью заявил, что ксенофобия в ЮАР связана с наличием большого числа нелегальных мигрантов из соседних стран, которые «вынуждены уезжать искать работу из-за плохого руководства их лидеров» [8].

Интересная деталь. Посещая с официальными визитами зарубежные страны и принимая лидеров, приезжавших в Ботсвану, Ян Кхама неохотно участвовал, а иногда просто избегал участия в международных форумах даже самого высокого уровня. Например, в сентябре 2017 г. на пленарном заседании 72-й сессии Генассамблеи ООН вместо него выступал вице-президент страны Мокгветси Масиси. Кхама был также крайне редким участником саммитов Африканского союза (АС). Такое поведение исходило из его четкой и аргументированной позиции, которую он озвучил в самом начале своего президентства. Он считал, что глава государства должен находиться дома и руководить своим народом: «У меня есть вице-президент, у меня есть министры, поэтому позвольте мне делегировать часть этой ответственности» [5]. Конечно, подобная позиция для современного лидера выглядит несколько странно, хотя в чем-то и не лишена смысла. Например, частые зарубежные поездки президента соседней Замбии Рупиа Банды была привычной темой критики со стороны оппозиции.

Справедливости ради необходимо заметить, что Я. Кхама неизменно присутствовал на важных международных форумах, которые проводились в столице Ботсваны, например, на Саммите по устойчивому развитию Африки, который там проходил в мае 2012 г.

Ботсванская оппозиция критиковала «домоседство» президента и его определенную зацикленность на правах человека, а некоторые африканские лидеры, прежде всего Дж. Зума (ЮАР) и Р. Мугабе (Зимбабве), были недовольны критикой своих действий, часто выражаемой Кхамой в форме назиданий. Постепенно у Кхамы сложился имидж лидера, который предпочитает делать все по-своему, а некоторые решения принимать единолично. Из-за этого он часто оказывался в положении одиночки. Но, все же, он был уважаемой фигурой на континенте.

У Я. Кхамы была также собственная принципиальная позиция в отношении торгово-экономического сотрудничества с Китаем, который он не считал демократической страной и критиковал за нарушение там прав человека. Ботсванский президент дважды отказывался от официального приглашения китайских властей посетить КНР. Он также скептически относился к преимуществам китайского экономического присутствия в странах Африки. Некоторые планы двустороннего сотрудничества обсуждались его предшественником Ф. Могае с министром иностранных дел КНР Ли Чжаосином во время его визита в Ботсвану в 2007 г. Но Кхама не спешил открывать китайцам рынки Ботсваны, придерживаясь тактики отношений на расстоянии вытянутой руки. Он был в числе африканских лидеров, которых не устраивали дисбаланс в китайско-африканской торговле, активный вывоз Китаем сырья, игнорирование мер по охране окружающей среды, что вынуждало их «... обращать внимание пекинского руководства на «теневые» стороны его политики» [9]. Тем не менее, в начале 2010-х гг. китайские компании участвовали в Ботсване в строительстве шоссейных и железных дорог, отелей, а также плотины Дикгат-Эхонг. К концу второго президентского срока Кхамы Китай уже входил в круг главных торговых партнеров Ботсваны.

При президенте Кхаме был регулярным политико-дипломатический диалог между Ботсваной и Россией, отношения с которой были установлены в марте 1970 г. В то же время объемы торгово-экономического сотрудничества между нашими странами оставались незначительными.

Заметным было сотрудничество Ботсваны и РФ на площадке ООН: африканское государство поддержало российские проекты резолюций по мерам укрепления доверия в космосе, неразмещению первыми оружия в космосе, международной информационной безопасности, борьбе с героизацией нацизма, выступило соавтором резолюции ГА ООН о содействии демократическому и справедливому международному порядку [10]. В то же время Ботсвана поддержала резолюцию Украины по правам человека в Крыму. После подписания в июне 2016 г. Меморандума о взаимопонимании между Минобр-науки РФ и Министерством образования и профессионального развития Ботсваны успешно развиваются двусторонние связи в сфере высшего образования. Однако в тот период Ботсвана, как и другие страны Африки, еще не была «...важным вектором внешнеэкономического и внешнеполитического сотрудничества для РФ» [11, с. 6].

Президент уделял внимание оснащению вооруженных сил, хотя некоторые его проекты подвергались сомнению. Например, в 2012 г. Кхаму критиковали за покупку восьми бывших в употреблении дорогостоящих шведских многоцелевых истребителей четвёртого поколения Gripen, которые некоторые местные военные эксперты считали избыточными для авиации страны.

При этом необходимо отметить, что при Кхаме армия оставалась политически нейтральной, он демонстрировал понимание несовместимости процессов профессионализации и политизации армии, хотя, как отмечает российский африканист Т.С. Денисова, «.. .в Африке чаша весов упорно склоняется в сторону первого за счет второго» [12, с. 9].

Не наблюдалось конфронтации властей с профсоюзами, они даже поддержали программы правительства Кхамы по борьбе с ВИЧ/СПИДом, которые способствовали снижению заболеваемости в стране. Традиционный вождь (хотя и неофициально) президент понимал роль Палаты вождей {Ntlo уа Dikgosi) как консультативного органа парламента и выслушивал ее рекомендации.

В 2008 г. было создано Управление разведки и безопасности (.Directorate of Intelligence and Security Services, DISS) с полицейскими полномочиями, которое возглавил близкий друг президента Исаак Кгоси. Критики Кхамы утверждали, что в таком учреждении не было необходимости, так как существует мало внутренних и внешних угроз, справиться с которыми не под силу национальной армии и полиции. Некоторые от-

крыто заявляли, что DISS служит средством для борьбы с инакомыслящими и критиками президента Кхамы. Например, в 2017 г. сотрудники Управления задержали журналистов, занимавшихся расследованием строительства одного из домов президента Кхамы [13]. Писали, что «во время нахождения Кхамы у власти заметно увеличилось число внесудебных преследований, пыток людей агентами службы безопасности» [14].

СПИД долгое время был серьезной угрозой развитию Ботсваны, которая принадлежала к числу африканских стран с наибольшим количеством больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных среди взрослого населения. Правительство предыдущего президента Ф. Могае для борьбы с этой болезнью смогло мобилизовать внутренние и внешние ресурсы. Среди осуществляемых мер было организовано тестирование на СПИД, открыты 20 центров для лечения больных, работали программы тренингов для медицинских работников и пр. Тем не менее, к приходу Я. Кхамы к власти в 2008 г. Ботсвана среди стран Юга Африки по количеству больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных среди взрослого населения оставалась на первом месте (30%).

Новый президент сознавал серьезность проблемы для развития страны. Продолжая начатые программы борьбы со СПИДом, Кхама, как всякий военный, был убежден в силе дисциплины каждого для борьбы с этим злом. В 2009 г. в интервью журналисту издания The Africa Report он говорил, что на фоне снижения смертности и заболеваемости от ВИЧ и СПИДа, благодаря обеспечению больных антиретровирусными препаратами и профилактике передачи инфекции от матери ребенку, «большой проблемой по-прежнему остается изменение поведения людей» [6]. Были начаты новые программы по информированности населения о СПИДе. К 2010 г. расходы на здравоохранение составляли более 5% от ВВП. Во многом это стало возможным благодаря доходам от алмазной промышленности. В 2011 г. число больных СПИДом в стране уменьшилось до 23,4% [15]. Уделялось большое внимание проблеме заболеваемости среди молодежи и детей. По данным ЮНЕЙДС2, в 2016 г. Ботсвана вошла в число пяти африканских стран (наряду с Мозамбиком, Намибией, ЮАР и Свазилендом), достигших цели по обеспечению антиретровирусными препаратами более 90% беременных женщин, живущих с ВИЧ, которые были поставлены в «Глобальном плане по предотвращению новых случаев инфицирования ВИЧ среди детей к 2015 г. и сохранению жизни их матерей», принятого ЮНЕЙДС в 2009 г. [16]. В Ботсване значительно меньше девочек, живущих с ВИЧ (200 тыс.) (для сравнения в ЮАР 4,1 млн чел., в Мозамбике 890 тыс.) [17].

Успех правительства Кхамы подтверждал, что добиться положительных результатов в борьбе со СПИДом возможно только при условии разумной экономической политики и качественного государственного управления. Как отмечает южноафриканский исследователь И. Факир, «граждане увязывают улучшение качества своей жизни с нынешней политической системой» [18, с. 18].

Значительные успехи демократии в Ботсване, которую часто называют «витриной африканской демократии», пока не стали гарантом тендерной симметрии (равных и равновеликих прав мужчин и женщин в органах законодательной и исполнительной власти и управления) в политике. Впервые женщину (Гаоситве К.Т. Чипе) назначили министром еще в 1974 г. В 1998 г. по инициативе президента Ф. Могае была принята Национальная политика, направленная на расширение прав и возможностей женщин во всех сферах общественной, экономической и политической жизни страны. В ней разделение власти между мужчинами и женщинами было названо одной из шести важнейших задач, стоящих перед страной.

2 Объединённая программа Организации Объединённых Наций по ВИЧ/СПИД или ЮНЭЙДС {Joint United Nations Programme on HIV/AIDS сокращенно UNAIDS) - объединение организаций ООН, созданное для всесторонней, скоординированной борьбы в глобальном масштабе с эпидемией ВИЧ и СПИДа и её последствиями

На момент прихода Кхамы к власти женщины занимали всего 12% министерских постов (2 из 16), в парламенте их было 11,1%, что значительно меньше, чем в других странах Юга Африки. Кхама пытался реализовывать тендерную Национальную политику, и в 2012 г. в его кабинете министров женщины составляли уже 21% [19, с. 21]. Необходимо отметить, что одной из них, Пелономи Венсон-Моитои Я. Кхама доверил важный пост министра иностранных дел и международных отношений. Назначал он женщин и послами, например, в России страну представляла Бернадетт Себаге Ратеди.

Тем не менее, президент не был лишен определенного сексизма, который иногда демонстрировал. Так, независимые СМИ страны иногда критиковали его за некорректные замечания в адрес женщин-министров, например, по поводу у них лишнего веса.

К концу президентского срока Я. Кхамы в 2018 г. число женщин в кабинете министров (включая министров, заместителей министров) составляло 13 человек [20, с. 14], низким (ок. 10%) оставалось также представительство женщин в парламенте и органах судебной власти [21]. Эти показатели были значительно ниже установленных специальной декларацией Сообщества развития Юга Африки (50% к 2015 г.). Оппозиция часто критиковала президента за отставание страны в отношении тендерного равенства.

В феврале 2018 г. президент Я. Кхама утвердил национальную Дорожную карту по Целям устойчивого развития (ЦУР), принятым ООН 25 сентября 2015 г. В ней были также намечены дальнейшие планы по становлению тендерного равенства.

Под прицелом критики

Оппозиция и окружение президента все чаще говорили о нарастающей авторитарности президента Кхамы. Особенно активно его критиковал лидер созданной в 2012 г. оппозиционной партии Зонт за демократические перемены (Umbrella for Democratic Change, UDC') Дума Боко. Оппозиция выступала против жестких бюрократических методов и принятия некоторых решений Кхамой без учета общественного мнения. Бот-сванский исследователь Кеннет Гуд писал, что «после прихода к власти генерал-лейтенанта Яна Кхамы на пост президента в апреле 2008 г. произошла эскалация милитаризации и персонализации власти в Ботсване» [22]. Кхаму обвиняли также в том, что в правящей партии ДПБ, стабильность которой размывалась при предыдущих президентах К. Масире и Ф. Могае, еще больше усилилась фракционность. В июне 2010 г. семь вышедших из ДПБ членов во главе с ее генсеком Гомолемо Мотсваледи создали партию Движение за демократию Ботсваны (ДДБ). Они обвиняли президента в чрезмерной концентрации власти, что противоречит уставу партии.

В отличие от ряда стран Юга Африки, в Ботсване законодательно сохранялась смертная казнь, что некоторые связывали с укрепляющейся у президента тенденцией к авторитарности. В 2014 г., несмотря на вынесение одного смертного приговора, приводить такие приговоры к исполнению прекратили. Но в декабре 2014 г. при утверждении Резолюции Генассамблеи ООН 69/186 по вопросу смертной казни Ботсвана проголосовала «против».

Однако природа авторитарности Я. Кхамы несколько иного свойства, чем, например, у ныне покойного Р. Мугабе. Кхама профессиональный военный, годы командования армией наложили определенный отпечаток на его стиль управления страной. Для появления авторитарных наклонностей были и причины субъективного характера. Он рано уехал из дома на учебу за границу, военная дисциплина приучила его к беспрекословному выполнению приказов старшего по званию. Поэтому на посту главы государства, не получая должного противодействия от близкого окружения, часто подверженного низкопоклонничеству сыну первого президента, многое по привычке решал самолично. К тому же Кхама - метис. И, возможно, на подсознательном уровне у него сфор-

мировалось ощущение, что окружение не в полной мере воспринимает его своим. Тогда стремление самому принимать важные решения можно объяснить и усиленным подсознательным желанием доказывать свою легитимность и состоятельность на посту главы государства. Забегая вперед, необходимо заметить, что его авторитарность не привела к стремлению удержать власть, тем более любой ценой.

На очередных выборах, состоявшихся в 2014 г., вновь победила правящая партия, однако она получила намного меньше голосов, чем обычно (46,5%). Ян Кхама был снова избран президентом страны. За его главного противника, партию Зонт за демократические перемены во главе с Д. Боко, проголосовало около 30% избирателей.

За период десятилетнего правления Кхамы уровень коррупции в Ботсване практически оставался на одном уровне: согласно данным Transparency International, в списке из 175-180 стран она находилась на 35-37-м месте, что выгодно ее выделяло на фоне других стран Африки. В 2011 г. Ботсвана присоединилась к Конвенции ООН против коррупции. Сам президент постоянно говорил о приверженности борьбе с этим социальным злом.

Тем не менее, оппозиция и независимые СМИ заявляли о злоупотреблениях Кхамы и его ближайшего окружения. В июле 2017 г. ботсванский журналист Джоэл Конопо, занимающийся журналистскими расследованиями, писал, что президент купил роскошный передвижной дом-трейлер стоимостью $200 тысяч, утверждая, что сделано это «на деньги налогоплательщиков» [14]. Подобная деятельность журналистов не только разоблачает должностные преступления, но и «... мобилизует общественность на борьбу с коррупцией» [23, с. 498].

Однако при низких показателях коррупции в стране распространен непотизм, о котором постоянно говорит оппозиция. Лидер политической оппозиции Ботсваны Думе-ланг Салешандо заявлял, что президент Кхама намерен «... превратить Ботсвану в частное предприятие» [24]. Ряд назначений Кхамы действительно может вызвать вопросы. В разные годы правления Кхамы многие его родственники, бывшие сослуживцы и друзья занимали посты в кабинете министров, а также получали для своих частных фирм выгодные тендеры от правительства.

В 2012 г. южноафриканская газета Mai! & Guardian опубликовала материалы о непотизме в Ботсване, полученные в результате журналистского расследования. В первую очередь назывались имена родных братьев-близнецов президента Энтони и Тшекеди Кхама. Последнего брат-президент назначил министром дикой природы, окружающей среды и туризма, и оппозиция это расценила как желание Кхамы обеспечить свои собственные финансовые интересы в сфере индустрии туризма. Некоторые депутаты парламента говорили, что, работая депутатом, Тшекеди Кхама был довольно инертным и не внес ни одного предложения. Mail & Guardian писала также, что фирмы, которыми владели братья Кхамы, получали крупные контракты для армии, когда он был ее командующим.

Министром, отвечающим за силы обороны, полицию, разведывательные службы и правоохранительные органы был назначен близкий родственник Я. Кхамы Рамаделука Серетсе. Не обошел вниманием Кхама друзей детства и армейских сослуживцев. Например, друг детства Китсо Мокаила работал сначала министром дикой природы, окружающей среды и туризма, а позже министром минеральных ресурсов, энергетики и водных ресурсов. Как уже упоминалось выше, Исаак Кгоси - близкий соратник Кхамы в годы, когда он был командующим силами обороны, - возглавлял Управление разведки и безопасности. А Пелономи Венсон-Моитои (близкий друг Я. Кхамы, они оба родом из Серове) президент назначил министром коммуникаций, науки и технологии, а через несколько лет - министром иностранных дел. Сам президент Кхама говорил, что доверяет этим людям и назначил их, будучи уверенным в их профессионализме.

Некоторые оппозиционеры и правозащитники также вменяли Кхаме в вину, что в результате развития индустрии туризма и введения общенационального запрета на охоту на крупных диких животных местный народ сан (бушмены) вынужден был покинуть места своего исторического проживания.

Был еще один повод для критики в адрес президента Кхамы. Он никогда не был женат. Холостяк со стажем Кхама контрастировал в этом плане на фоне других лидеров стран Юга Африки, среди которых многие были отцами больших семей, а полигамный президент ЮАР зулус Джейкоб Зума сумел урегулировать проблему первой леди и ее участия в общественной жизни страны.

В период президентства Кхамы по поводу его холостяцкого состояния, главным образом из-за отсутствия в Ботсване первой леди (впервые в истории страны!) как таковой, журналисты часто задавали вопросы, и они не всегда отличались корректностью. В ответ на традиционный вопрос по поводу его брака, Кхама часто отшучивался, что у него на это нет времени, так как он слишком занят управлением страной, а жена будет отвлекать его от этого важного дела. Но холостяк-президент вызывал неоднозначное отношение у общественности, в том числе как нарушающего традиции своего народа: у бамангвато создание семьи является одним из требований уклада жизни, потому что мужчина, а тем более вождь, должен иметь наследников. Поэтому, казалось бы, личное дело Кхамы в вопросе женитьбы стало в общественном мнении камнем преткновения. Вопрос о матримониальном статусе лидера страны в современном мире спорный и многоплановый. В африканских странах статус первой леди конституционно не закреплен, что смягчает претензии к президенту по поводу наличия у него супруги. Тем более, что в этом плане Кхама среди африканских президентов не был исключением (например, Н. Мандела не был женат на момент вступления в президентство в 1994 г.).

В начале 2000-х годов в стране громко обсуждали возможную свадьбу президента Кхамы с врачом из Габороне Номсой Мбере. Местные СМИ писали, что была даже назначена дата свадьбы, но торжество не состоялось из-за смерти матери президента Рут Кхамы в 2002 г., а потом пара рассталась [25]. В последние годы в местных и южноафриканских СМИ муссировалась также информация о связи Я. Кхамы с бизнесвумен из Южной Африки Бриджит Мотсепе-Радебе. Президент отказывался комментировать это. А Мотсепе-Радебе 31 октября 2019 г. в открытом видеообращении к южноафриканским СМИ в связи с публикациями о ее причастности к коррупции в Ботсване заявила, что информация о ее романе с экс-президентом Я. Кхамой - слухи и вымысел [26].

В нескольких случаях для соблюдения протокола правительству Ботсваны все же пришлось «назначить» первую леди из числа женщин-министров. Например, в июне 2011 г. прибывшую в Ботсвану первую леди США Мишель Обаму встречала и сопровождала в ходе ее визита министр торговли и промышленности Доркас Макгато-Малесу.

Возможно, одной из причин того, что Кхама остался холостяком, стала слишком высокая планка, заданная счастливым браком его родителей. Его мать Рут Уильяме Кхама была первой леди Ботсваны на протяжении 14 лет. Все годы нахождения мужа у власти она активно участвовала в общественной жизни страны. Позже, сохраняя авторитет вдовы почитаемого первого президента, она была председателем Красного креста Ботсваны и возглавляла некоторые местные женские организации. Она умерла от рака горла в мае 2002 г. и была похоронена в Габороне. Кхама военный, а жена для офицера, как правило, не только хозяйка дома и мать его детей, но и верная спутница-соратница, готовая всегда, несмотря на препятствия, разделить все тяготы жизни супруга. Такой была его мать. Наверное, он просто не встретил женщину, подобную ей.

После ухода главы государства с поста оценки его правления часто бывают противоречивыми и грешат субъективизмом. Один из авторов книг о Я. Кхаме Монирул Бху-ан, пишет, что оппозиция и недоброжелатели президента рассматривали его действия

«под микроскопом» [27]. Поэтому лучше довериться конкретным цифрам. Выше уже говорилось, что правительству Кхамы, несмотря на мировой экономический кризис 2008 г., удалось постепенно не только вернуть прежний рост ВВП, но и несколько увеличить его. Удалось также в два раза снизить уровень инфляции с 7% (2008 г.) до 3,2% (2018 г.). Незначительно снизились расходы на оборону: в 2004 г. они составляли 3,9% от ВВП, а все десять лет правления Кхамы оставались на уровне около 3%. Возросла средняя продолжительность жизни до 65 лет (в 2005 г. она составляла 52 года). К концу второго президентского срока Кхамы снизилось до 16% количество населения, живущего за чертой бедности (в 2002 г. - более 40%). Однако эти 16% граждан не чувствовали в своей жизни преимуществ демократии в своей стране, которую из-за высоких доходов от продажи алмазов часто называют бриллиантовой демократией.

В то же время остался прежним уровень безработицы - около 20%, при этом увеличилась безработица среди молодежи (около 35%), хотя по неофициальным данным эти цифры выше. Расслоение общества остается одним из самых высоких в мире.

Оппозиция обвиняла президента в чрезмерной концентрации власти, что противоречит уставу партии. Но, возможно, для достижения в непростой период выше перечисленных положительных результатов ряд решений президента, которые критиковались как авторитарные, были оправданными. Как военный он знал цену времени в сложных ситуациях и самоличными решениями пытался сократить сроки согласований по важным вопросам развития экономики страны.

Крутой вираж в политической карьере

Конституция Ботсваны ограничивает время пребывания на посту президента двумя пятилетними сроками. Следуя установившейся традиции перехода власти от президента к вице-президенту, Я. Кхама оставил пост 1 апреля 2018 г. Он не скрывал, что гордится своим решением отказаться от власти. У него был хороший пример его предшественника Фестуса Могае, который, кстати, после ухода с поста президента за заслуги по установлению стабильности и процветания страны получил премию Фонда Мо Ибрагима «Лучшему президенту Африки».

Я. Кхама считал, что кандидатура его заместителя Мокгветси Масиси не вызывала сомнений: его политическая карьера вместила вице-президентство (апрель 2014 г. - апрель 2018 г.) и председательство в правящей партии (апрель 2017 г. - апрель 2018 г.). Кхама был убежден, что Масиси - правильный выбор для страны, но в этом его поддержали далеко не все. Уже после отставки в интервью одному из южноафриканских СМИ он сказал: «Почти половина кабинета министров не считала правильным выбор кандидатуры Масиси из-за его участия в расколе партии» [5]. Но Кхама настоял на своем, очевидно памятуя схожую ситуацию, когда Ф. Могае назначал его самого на пост вице-президента.

В апреле 2018 г. парламент избрал М. Масиси новым президентом.

Однако вскоре отношения между действующим и бывшим президентами изменились к худшему. Уже через месяц Масиси уволил близкого к Кхаме гендиректора Управления разведки и безопасности И. Кгоси. Отношения бывших соратников обострились в ходе подготовки очередных выборов партийного лидера, назначенных на апрель 2019 г. Ранее страдавший от фракционной борьбы в партии, теперь Кхама сам прибегнул к подобной тактике. В декабре 2018 г. он поддержал выдвижение в кандидаты на пост лидера правящей партии министра иностранных дел П. Венсон-Моитои. Это было прямым вызовом Масиси, который занимал эту должность. Но на съезде избрали Масиси. В мае 2019 г. Масиси отменил запрет на охоту на слонов, который ранее утвердил его предшественник, что вызвало негативную реакцию не только экс-президен-

та, но и многих местных и международных экологов. Возможно, это была последняя капля терпения Я. Кхама.

После поражения во внутрипартийной борьбе Кхама пошел на разрыв с правящей партией и вместе со своим братом Тшекеди стал поддерживать недавно сформированный Патриотический фронт Ботсваны (Botswana Patriotic Front). Более того, он заявил о готовности вступить в коалицию с другими оппозиционными партиями для победы на предстоящих всеобщих выборах. В начале октября 2019 г. 66-летний бывший генерал Я. Кхама на многотысячном митинге своих сторонников, который проходил в его родном городе Серове сказал: «Партии отца-основателя республики (С. Кхамы - прим. автора) больше нет. Она мертва» [28] и открыто призвал голосовать на выборах за Патриотический фронт Ботсваны и основную оппозиционную коалицию Зонт за демократические перемены во главе с его многолетним политическим оппонентом Дума Бо-ко. Это был еще один вызов президенту Масиси. Я. Кхама - традиционный вождь Серове, расположенном в центральном районе страны, который является традиционным оплотом БДП, и голоса его избирателей могли сыграть на выборах решающую роль.

Всеобщие выборы состоялись 23 октября 2019 г., победу одержала правящая партия во главе с М. Масиси.

После выборов Я. Кхаму, бывшего начальника разведки и южноафриканскую биз-несвумен Бриджит Мотсепе-Радебе обвинили в хищении около $10 млрд государственных средств. Кхама отклонил обвинения, назвав их смехотворными. Его адвокаты заявили, что «обвинения против Кхамы сфабрикованы и являются следствием личных противоречий» [29]. А в августе 2020 г. доказательства, представленные в суде Ботсваны по обвинению экс-президента в предполагаемом хищении были названы сфабрикованными в результатах частного расследования компании Omnia Strategy LLP [30].

И это тоже все о нем

Еще несколько штрихов к портрету этого неординарного африканского лидера. Ян Кхама все еще не женат и не имеет детей. Как и большинство мужского населения Ботсваны, он любит футбол - самый массовый вид спорта в стране. Он учредитель и попечитель ряда благотворительных организаций, президент национальных футбольных клубов, а также попечитель Национальной федерации футбола. В 2018 г. много болельщиков из Ботсваны побывали на матчах чемпионата мира по футболу, проходившего в России. Тогда уже бывший президент Кхама выразил «превосходную оценку церемонии открытия чемпионата и выступления сборной России по футболу... российскому послу Виктору Сибилеву...» [31].

Экс-президент любит ездить на велосипеде и заниматься спортом. Остается неизбывной любовь бывшего летчика к небу, Кхама иногда летает на аэрошюте (моторный летательный аппарат).

Кхама разбирается в тонкостях габитарного имиджа (или просто учитывает мнение профессионального имиджмейкера), в годы президентства он всегда был одет с учетом ситуации. Как правило, он носил костюмы темных тонов, но иногда позволял себе смелые ансамбли в виде пиджака и галстука алого цвета, красную рубашку. Но это оправдано, так как это цвет логотипа правящей партии ДПБ.

На его страницу в Facebook подписаны почти 400 тыс. человек. Он любит бывать на природе, выкладывает в сети свои фото на фоне ландшафтов Ботсваны. Принимает участие в благотворительных акциях по оказанию помощи неимущим, пострадавшим от COVID-19, и на своей странице в Facebook обратился к согражданам с просьбой носить маски для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.

* * *

Десять лет правления Яна Кхамы вместили как успехи, так и серьезные ошибки, от которых не застрахованы лидеры стран. Идеальных политиков нет, и априори быть не может. Ботсвана почти 55 лет развивается под руководством ДПБ, и у нее сложился имидж одного из маяков стабильности на Африканском континенте, который изобиловал конфликтами, в том числе кровопролитными. Ее часто называют сверкающим бриллиантом среди демократических стран Африки. Многие исследователи называют демократию в Ботсване «африканским чудом», подчеркивая ее политическую стабильность, регулярность выборов, стабильный экономический рост, эффективную инвестиционную политику и отсутствие расовой нетерпимости.

Возникшая конфронтация по линии Кхама-Масиси в определенной степени поставила под сомнение установившуюся в последние десятилетия традицию досрочной передачи власти от главы государства к вице-президенту. Однако она не вышла за рамки политической борьбы на выборах и не привела к возникновению серьезной напряженности внутриполитической ситуации. А Кхама останется в истории Ботсваны как очередной президент, сделавший немало для ее развития и мирно передавший власть.

Источники

1. Good К., Taylor I. Unpacking the ""model": presidential succession in Botswana. Legacies of Power. Uppsala: Nordiska Afrikainstitutet. 2006. 350 c. ISBN 91-7106-558-X.

2. Botlhomilwe M., Sebudubudu D., Maripe B. Limited Freedom and Intolerance in Botswana. Journal of Contemporary African Studies. 2011, т. 29, вып. 3. с. 331-348.

3. Boikanyo Gaone Modungwa. Continuity and Change in Botswana's Democracy: An Assessment of the Presidency. Cape Town, 2014. https://open.uct.ac.za/bitstream/item/ 26145/Modungwa_Boikanyo_Gaone_ContinuityChange_in_2014_l.pdf?sequence=l (дата обращения 10.02.2021)

4. The World Factbook. Botswana, https://www.cia.gov/the-world-factbook/countries/botswana/ #government (дата обращения 15.02.2021)

5. Allison S. Ian Khama and the post-presidential blues, https://mg.co.za/article/2019-06-07-00-ian-khama-and-the-post-presidential-blues (дата обращения 17.01.2021)

6. Norbrook N. Interview: Ian Khama, President of Botswana. https://www.theafricareport. com/9402/interview-ian-khama-president-of-botswana (дата обращения 05.02.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Botswana's Khama tells Mugabe to go. https://www.reuters.com/article/us-zimbabwe-politics-khama/botswanas-khama-tells-mugabe-to-go-idUSKBNlDHlB8 (дата обращения 15.02.2021)

8. Zimbabwe Independent. Harare, 01.05.2015.

9. Дейч. T.JI. «Китайский век» для Африки - https://interaffairs.ru/jauthor/material/953 (дата обращения 10.02.2021)

10. Российско-ботсванские отношения - https://www.mid.ru/ru/maps/bw?currentpage=main-country (дата обращения 08.02.2021)

11. Абрамова И.О. Глобальные политические и экономические процессы в Африке в контексте реализации целей развития континента в XXI веке Ученые записки Института Африки РАН. М., Институт Африки РАН. 2015, № 1 (32), с. 4-13. ISSN 2412-5717.

12. Денисова Т.С. Введение. Африка: политическое развитие и армия. М., Институт Африки РАН. 2020, с. 5-10. 380 с. ISBN 978-5-91298-250-7.

13. Siphosami Malunga. Botswana unravels: unmasking Africa's democracy poster child. https://www.theafricareport.com/16645/botswana-unravels-unmasking-africas-democracy-poster-child (дата обращения 16.02.2021)

14. Konopo J. Good Khama, Bad Khama. https://gga.org/botswana-good-khama-bad-khama (дата обращения 15.02.2021)

15. UNICEF. Botswana, www.unicef.org/infobycountry/botswana_statistics.html (дата обращения 15.02.2021)

16. ЮНЭЙДС и ПЕПФАР опубликовали данные о значительном снижении числа новых случаях инфицирования ВИЧ среди детей в 21 стране, наиболее затронутой ВИЧ. http://www.unaids.org/ru/resources/presscentre/pressreleaseandstatementarchive/2016/june/GlobalPla п2016 (дата обращения 10.02.2021)

17. AIDS data 2016. UNAIDS. http://www.unaids.org/sites/default/files/media_asset/2016-AIDS-data_en.pdf (дата обращения 15.02.2021)

18. Fakir Е. The impact of democracy in Botswana: Assessing political, social and economic developments since the dawn of democracy. Johannesburg, 2009. https://www.africaportal.org/ publications/the-impact-of-democracy-in-botswana-assessing-political-social-and-economic-developments-since-the-dawn-of-democracy (дата обращения 15.02.2021)

19. SADC Gender Protocol 2012. Barometer. Johannesburg, 2012.

20. SADC Gender Protocol 2017. Barometer. Johannesburg, 2017. http://genderlinks.org.za/wp-content/uploads/2016/0 l/Baro-2017-Executive-Summary.pdf (дата обращения 18.02.2021)

21. Прокопенко JI.Я. Женщины и власть (на примере стран Юга Африки). М., Институт Африки РАН. 2018. 206 с. ISBN 978-5-91298-217-0.

22. Good К. The Presidency of General Ian Khama: The Militarization of the Botswana 'Miracle'. African Affairs. Апрель 2010, т. 109, вып. 435, с. 315-324.

23. Гевелинг Л.В. Клептократия: социально-политическое измерение коррупции и негативной экономики. М., Издательство «Гуманитарий». 2001. 590 с. ISBN 5-89221-021-9.

24. Khama Inc: All the president's family, friends and close colleagues. https://mg.co.za/article/2012-ll-02-00-khama-inc-all-the-presidents-family-friends-and-close-colleagues.(дата обращения 08.02.2021)

25. Pinielo I. Is Khama Obliged To Wed? https://www.mmegi.bw/index.php?sid=l&aid=2235& dir=2010/May/Monday 10 (дата обращения 15.02.2021)

26. Bridgette Radebe sets record straight on Botswana allegations, https://www.enca.com/ news/bridgette-motsepe-radebe-denies-list-allegations (дата обращения 18.02.2021)

27. Bhuiyan M. Khama: through the lens. Gaborone, Botswana: Mass Media Services, 2018. 229 c. ISBN 9789996807190.

28. Botswana ex-president backs opposition ahead of poll, https://mg.co.za/article/2019-10-14-botswana-ex-president-backs-opposition-ahead-of-poll (дата обращения 18.02.2021)

29. Botswana's president promises to fight graft, https://www.enca.com/news/botswana-president-sworn-promising-fight-graft (дата обращения 18.02.2021)

30. Sguazzin A. Botswana Claim Tying Former President to $10 Billion Theft Rejected. https://www.bloomberg.eom/news/articles/2020-08-19/botswana-claim-of-10-billion-central-bank-theft-denied-in-probe (дата обращения 18.02.2021)

31. Сибилев В. О новом этапе российско-ботсванских отношений, https://interaffairs.ru/ jauthor/material/2150 (дата обращения 19.02.2021)

For the 55 anniversary of the independent Republic of Botswana

EX-PRESIDENT OF BOTSWANA IAN KHAMA: ASCENTS AND REVERSALS IN THE POLITICAL CAREER

OF A FORMER PILOT

© 2021 Liubov Prokopenko

PROKOPENKO Liubov Ya., Senior Research Fellow, Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences. Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka str., 30/1, e-mail: skole60@mail.ru

Abstract. The article shows the development of the political career of the ex-president of Botswana Ian Khama, a son of the country 's first president Seretse Khama.

The article analyzes domestic and foreign policy of the government of the Botswana Democratic Party (BDP) headed by Mr. Ian Khama, whose first term in office coincided with difficulties of the global economic crisis that began in 2008. It is noted that during Mr. Khama's presidency the West-oriented foreign policy of Botswana was well-balanced, pragmatic and aimed at attracting investments. It was rather bold and independent, which was largely due to the independence of Botswana, a major exporter of diamonds to the world market, as regards donors ' assistance. At the African level Mr. Khama's image has been that of a consistent critic of authoritarian and despotic regimes, he also adhered to a consistent firm position regarding the political and economic crisis in Zimbabwe, calling on Robert Mugabe to trans fer power.

Mr. Khama is an extraordinary political leader. The style and methods of his leadership (harsh bureaucratic methods, frequent decision-making without coordination with the government, disdain of opposition 's criticism and ofpublic opinion) led to accusations of authoritarianism. The author makes an attempt to define its nature which was somewhat different from the authoritarianism of other African leaders. The issue of corruption and nepotism in Botswana is also discussed. During the ten-year period of Mr. Khama's rule (2008-2018), the problem of nepotism was especially often the focus of the criticism by the local opposition and media. This had a negative effect for the president's political image and for that of the authorities in general. At the same time, Mr. Khama's government managed to maintain stability of the economics and of the internal political situation.

The properties of the situation in the Botswana Democratic Party, which has ruled the country for almost 55 years and still holds a central position in the country's political landscape, are shown.

Despite a number of mistakes in governing the country. President Ian Khama managed to preserve and strengthen the authority of Botswana in the eyes of the international community for its commitment to the international law, its respect for human rights, good governance and active foreign policy.

It is pointed out that Mr. Khama, respecting the Constitution, peace fully trans ferred power to the country's vice-president Mokgweetsi Masisi whom he chose as his successor. However, a conflict arose between them very soon, and their confrontation led the ex-president to supporting the opposition at the general elections in October 2019.

The events of recent years in Botswana serve an important evidence of the problematic issue -insecurity of democracy in the context of a long dominance of one political party. The unexpected emergence of Khama-Masisi con frontation questioned to a certain extent the tradition of early power transfer from the head of state to the vice-president which established in the country in recent decades. However, this confrontation did not go beyond the framework of the electoral struggle and did not lead to serious tension in the internal political situation.

Keywords: traditional leader, military career, politics, successor, president, independent foreign policy, export of diamonds, stability, authoritarianism, nepotism, confrontation

DOI: 10.31132/2412-5717-2021-54-1-71-87

References

Abramova I.O. Globalnye politicheskie i ekonomicheskie processy v Afrike v kontekste realizacii celej razvitiya kontinenta v XXI veke (Global political and economic processes in Africa in the context of realization of the continent's development goals in the XXI century). Uchenye zapiski Institute* Afriki RAN. Nauchnyj zhurnal. Moscow, Institute for African Studies RAS. 2015. № 1 (32). pp. 4-13. ISSN 2412-5717.

AIDS data 2016. UNAIDS. http://www.unaids.org/sites/default/files/media_asset/2016-AIDS-data_en.pdf (accessed 15.02.2021)

Allison S. Ian Khama and the post-presidential blues, https://mg.co.za/article/2019-06-07-00-ian-khama-and-the-post-presidential-blues (accessed 17.01.2021)

Bhuiyan M. Khama: through the lens. Gaborone, Botswana: Mass Media Services, 2018. Boikanyo Gaone Modungwa. Continuity and Change in Botswana's Democracy: An Assessment of the Presidency. Cape Town, 2014. https://open.uct.ac.za/bitstream/item/26145/Modungwa_ Boikanyo_Gaone_ContinuityChange_in_2014_l.pdf?sequence=l (accessed 10.02.2021)

Botlhomilwe M., Sebudubudu D., Maripe B. Limited Freedom and Intolerance in Botswana. Journal of Contemporary African Studies. 2011. vol. 29, no. 3, pp. 331-348.

Botswana ex-president backs opposition ahead of poll, https://mg.co.za/article/2019-10-14-botswana-ex-president-backs-opposition-ahead-of-poll (accessed 18.02.2021)

Botswana's Khama tells Mugabe to go. https://www.reuters.com/article/us-zimbabwe-politics-khama/botswanas-khama-tells-mugabe-to-go-idUSKBNlDHlB8 (accessed 15.02.2021)

Botswana's president promises to fight graft, https://www.enca.com/news/botswana-president-sworn-promising-fight-graft (accessed 18.02.2021)

Bridgette Radebe sets record straight on Botswana allegations. https://www.enca.com/news/bridgette-motsepe-radebe-denies-list-allegations (accessed 18.02.2021)

Denisova T.S. Vvedenie. Afrika: politicheskoe razvitie i armiya (Introduction. Africa: Political Development and the Army). Moscow: Institute for African Studies, RAS. 2020. pp. 5-10. 380 p. ISBN 978-5-91298-250-7.

Deutsch. T.L. 'Kitajskij vek' dlya Afriki ('Chinese Age' for Africa), https://interaffairs.ru/jauthor/ material/953 (accessed 10.02.2021)

Fakir E. The impact of democracy in Botswana: Assessing political, social and economic developments since the dawn of democracy. Johannesburg, 2009. https://www.africaportal. org/publications/the-impact-of-democracy-in-botswana-assessing-political-social-and-economic-developments-since-the-dawn-of-democracy (accessed 15.02.2021)

Geveling L.V. Kleptokratiya: social'no-politicheskoe izmerenie korrupcii i negativnoj ekonomiki (Kleptocracy: Socio-Political Dimension of Corruption and Negative Economics). M., Publishing house 'Humanitarian'. 2001. 590 p. ISBN 5-89221-021-9.

Good K. The Presidency of General Ian Khama: The Militarization of the Botswana 'Miracle'. African Affairs. April 2010. vol. 109. issue 435, pp. 315-324.

Good K., Taylor I. Unpacking the 'model': presidential succession in Botswana. legacies of Power. Uppsala: Nordiska Afrikainstitutet. 2006. 350 p. ISBN 91-7106-558-X.

Khama Inc: All the president's family, friends and close colleagues, https://mg.co.za/article/2012-1 l-02-00-khama-inc-all-the-presidents-family-friends-and-close-colleagues.( accessed 08.02.2021)

Konopo J. Good Khama, Bad Khama. https://gga.org/botswana-good-khama-bad-khama (accessed 15.02.2021)

Norbrook N. Interview: Ian Khama, President of Botswana, https://www.theafricareport.com/ 9402/interview-ian-khama-president-of-botswana (accessed 05.02.2021)

Pinielo I. Is Khama Obliged To Wed? https://www.mmegi.bw/index.php?sid=l&aid =2235&dir=2010/May/Monday 10 (accessed 15.02.2021)

Prokopenko L.Ya. Zhenshchiny i vlast (na primere stran Yuga Afriki) (Women and Power (Southern Africa countries). Moscow, Institute for African Studies RAS. 2018. 206 p. ISBN 978-591298-217-0.

Rossijsko-botsvanskie otnosheniya (Russia-Botswana relations), https://www.mid.ru/ru/maps/ bw?currentpage=main-country (accessed 08.02.2021)

SADC Gender Protocol 2012. Barometer. Johannesburg, 2012.

SADC Gender Protocol 2017. Barometer. Johannesburg, 2017. http://genderlinks.org.za/wp-content/uploads/2016/0 l/Baro-2017-Executive-Summary.pdf (accessed 18.02.2021)

Sguazzin A. Botswana Claim Tying Former President to $10 Billion Theft Rejected. https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-08-19/botswana-claim-of-10-billion-central-bank-theft-denied-in-probe (accessed 18.02.2021)

Sibilev V. O novom etape rossijsko-botsvanskih otnoshenij (On a new stage in Russia-Botswana relations), https://interaffairs.ru/jauthor/material/2150 (accessed 19.02.2021)

Siphosami Malunga. Botswana unravels: unmasking Africa's democracy poster child. https://www.theafricareport.com/16645/botswana-unravels-unmasking-africas-democracy-poster-child (accessed 16.02.2021)

The World Factbook. Botswana, https://www.cia.gov/the-world-factbook/countries/botswana/ #government (accessed 15.02.2021)

UNICEF. Botswana. www.unicef.org/infobycountry/botswana_statistics.html (accessed 15.02.2021)

YUNEJDS i PEPFAR opublikovali dannye o znachitel'nom snizhenii chisla novyh sluchayah inficirovaniya VICH sredi detej v 21 strane, naibolee zatronutoj VICH (UNAIDS and PEPFAR report on significant decline of new HIV infections among children in 21 countries most affected by HIV). http://www.unaids.org/ru/resources/presscentre/pressreleaseandstatementarchive/2016/june/GlobalPla n2016 (accessed 10.02.2021)

Zimbabwe Independent. Harare, 01.05.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.