Научная статья на тему 'Экранный образ и профессиональное поведение телеведущих'

Экранный образ и профессиональное поведение телеведущих Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1375
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ ТЕЛЕВЕДУЩИХ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В ТЕЛЕВИДЕНИИ / ОШИБКИ КАЗАХСТАНСКИХ ВЕДУЩИХ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ТВ КОНТЕНТ / МАСТЕРСТВО И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА / PROFESSIONAL ANCHORMANS / MISTAKES OF KAZAKHSTAN TV PRESENTERS / TV CONTENT DEVELOPING / SKILLS AND SPECIALIZATION OF JOURNALIST

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рахиманова Айнур Кумарбековна

В статье автор исследует современный имидж и базовые требования к ведущим телевизионных программ на примере медиа рынка Казахстана. Исследуя тематическую литературу, автор разбирается в основных деловых компетенциях телеведущего. Для наглядности в статье приводятся ошибки казахстанских и зарубежных ведущих в эфире и пути их избежания. Даются практические рекомендации по использованию и развитию профессиональной компетентности и творческого подхода в работе телеведущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCREEN IMAGE AND PROFESSIONAL CONDUCT OF TV PRESENTERS

In this article, author considers the core professional competencies, information responsibility and ethics in television journalism. Analyze the mistakes of anchormans, by learning real examples in history of Kazakh television. Author gives practical advices for developingof professional competences and creativity of TV presenters, based on the materials in thematic books.

Текст научной работы на тему «Экранный образ и профессиональное поведение телеведущих»

электронный научный журнал «apriori. cерия: гуманитарные науки»

www.apriori-journal.ru

№ 2 2016

УДК 7.097

ЭКРАННЫЙ ОБРАЗ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ТЕЛЕВЕДУЩИХ

Рахиманова Айнур Кумарбековна

магистрант

Казахская национальная академия искусств им. Т.К. Жургенова

Алматы (Казахстан)

Аннотация. В статье автор исследует современный имидж и базовые требования к ведущим телевизионных программ на примере медиа рынка Казахстана. Исследуя тематическую литературу, автор разбирается в основных деловых компетенциях телеведущего. Для наглядности в статье приводятся ошибки казахстанских и зарубежных ведущих в эфире и пути их избежания. Даются практические рекомендации по использованию и развитию профессиональной компетентности и творческого подхода в работе телеведущего.

Ключевые слова: навыки телеведущих, профессионализм в телевидении,ошибки казахстанских ведущих, содержательный ТВ контент, мастерство и специализация тележурналиста.

SCREEN IMAGE AND PROFESSIONAL CONDUCT OF TV PRESENTERS

Rakhimanova Ainur Kumarbekovna

undergraduate

Kazakh national academy of Arts, named after T. K. Zhurenov, Almaty

(Kazahstan)

Abstract. In this article, author considers the core professional competen-cies,information responsibility and ethics in television journalism. Analyze the mistakes of anchormans, by learning real examples in history of Kazakh television. Author gives practical advices for developingof professional competences and creativity of TV presenters, based on the materials in thematic books.

Key words: professional anchormans, mistakes of Kazakhstan TV presenters, TV content developing, skills and specialization of journalist.

С каждым годом отечественных и мировых телевизионных программ становится все больше. Следовательно, зрители становятся все искушеннее. Популярность телепрограммы во многом зависит от ведущего. Поэтому помимо жестких требований телеканалов, ведущий должен ставить высокую профессиональную планку самому себе.

Необходимо всегда учитывать языковую норму. Вербицкая указывает, что языковая норма это совокупность явлений, разрешаемых системой языкаи являющихся обязательными для всех [1]. Языковая норма порой подвергается изменениям, т.е. то, что было нормой в одно время, в другое можетсчитаться отклонением. К примеру, в академическом словаре 1847 г. слова сопровождать, блокировать, буксировать, копировать, критиковать и т.п. приведены с ударением на последнем слоге (на -Ать). Акцент « -Ировать» считался ненормативным. В современном российском языке, данные глаголы заполучили иное литературное звучание, и акцент сменился на «-Ировать» (абстрагировать, автоматизировать, администрировать, надувать, доказывать и т.п.). Ведущим телевизионных программ необходимо быть постоянно в курсе подобных изменении.

Разговор в эфире - это не только обмен мыслями, это и соответственная стратегия речевого поведения, взаимообмен духовными состояниями, который подразумевает стремление слушать и стремление высказаться. Как подчеркнул С.А. Муратов, телевидение влияет на аудиторию языком ежедневно звучащей с экрана речи, стилем поведения в кадре ведущих и соучастников передач, пребыванием в эфире людей, воплощающих наши мысли об интеллигентности. Преднамеренно либо бессознательно это формирует культуру общества [2]. На данный момент, в телевизионных программах все чаще употребляется разговорный лексикон, происходит диалогизация речи. Спонтанная речь и свободное изложение идей при разговоре употребляется в знаменитом сейчас жанре - ток-шоу (от англ. talkshow - разговорное гала-шоу) [3].

Наиболее распространенные ошибки казахстанских и зарубежных телеведущих. В последние годы в работе СМИ чаще всего встречаются ошибки, связанные с орфоэпией и при употреблении числительных: я приехала в Алматы в двух тысячно втором году (Казахстанский телеканал «КТК», программа «Давай поженимся», 20.08.13). Также казахстанские ведущие часто грешат тем, что при произношении их текст теряет логику и связанность мыслей. Примеры речевых ошибок в эфире: единственные участницы - девушки Катя и Оля («Новости телеканала СТВ», 18.07.12); употребление повторных слов: где вы сейчас обитаете, живете, где ваше гнездышко? (Алексей Шахматов, «Наша правда», 14.02.13, тема выпуска: история любви Никиты Преснякова). Для чистого звучания речи необходимо отсутствие лишних слов, точнее слов- паразитов: так сказать, значит, как бы, ну, естественно, вот, собственно говоря, так и т.д. Нежелательно применение жаргонных, диалектных и нецензурных выражении [1, с. 26]. Образец отклонения от речевой нормы: Посыпались обвинения у кого климакс, ПМС и так далее (Алексей Шахматов «Наша правда», 1.10.12, тема выпуска: Бизнес, которого нет).

Телеведущие - это лица канала, поэтому их внешний облик всегда должен быть на высоте. Неспроста пожелания Би-Би-Си по подбору телевизионных ведущих начинаются с описания внешности кандидатов. В них говорится, что для телевидения в основном подходит привлекательное, правильноелицо; желательно чтобы глаза, рот, нос, уши были не оченьбольшими. Ведущим необходимо следить за собственным весом; на экране люди кажутся крупнее [4].

Незаменимо для телевизионного общения - доверительность. Ведущий должен прочуствовать каждого героя программы, вникнуть в суть его проблемы. Один из ярких примеров подобной передачи на казахстанском телевидении - программа «Дорога домой». Ее цель - помочь обделённым детям обрести новых родителей.Ведущая: Оксана

Василенко. Она 16 лет работала на КТК, вела программы «Вечерние новости», «Неотложка», «Утро на КТК». Всегда была искренна и человечна со зрителями, поэтому зрители доверяют ей. Самая популярная в США программа «Шоу Опры» состоит из душевного диалога ведущей Опры Уинфри с гостями программы. Опра подкупила многомиллионную аудиторию не внешней красотой или стройной фигурой, а неравнодушным общеним с гостями в эфире, даже самые популярные звезды и высокопоставленные парламентарии раскрываются в ее студии. Потому что Опра умеет сопереживать и ведет себя абсолютно искренне со своими зрителями.

К сожалению, некоторые казахстанские телеведущие бесцеремонны в обращении со своими собеседниками: не дают им высказать свои мысли полностью, часто перебивают встречными вопросами. В качестве примера можно привести программу «Наша правда» (тема выпуска: Бизнес, которого нет), когда Алексей Шахматов несколько раз перебил и торопил гостя программы, певца Сон Паскаля.В итоге между ними произошла небольшая словесная перепалка, прямо в эфире. Певец нецензурными выражениями ответил ведущему, а Шахматов выгнал его со сцены. Не смотря на то, что программа стала одной из самых рейтинговых и обсуждаемых, это с негативной стороны показало масштаб личности и мировоззрение ведущего.

При этом есть программы, которые возможно правильные, но они не вызывают у зрителей желания их смотреть. Например, телепередача, которую показывают по выходным на телеканале КТК «Той BestStar». Ведущие - певицы Айгуль Иманбаева и Жанар Айжанова. Авторы программы хотели в современной интерпретации показать лучшие традиции казахского тоя. На съемочной площадке собираются звезды кино, шоу бизнеса, юмора, спорта и т.д. При анализе необходимых составляющих успешной программы, можно сказать, что в данной передаче есть все: музыка, танцы, шутки, интервью с популярными персонами. Все же

после просмотра одной программы, не возникает желания смотреть ее дальше. Потому что ведущие перебивают друг - друга. Когда к ним присоединяется гость, то они с двух сторон засыпают его вопросами, пытаясь тянуть одеяло на себя. Это не уважение, прежде всего, зрителя.

Некоторые ведущие, трудившиеся десятки лет на телевидении, так и не стали популярными и востребованными. Потому что при создании имиджа нужно не только подчеркнуть природные данные, но и уметь преображаться. Не стоит постоянно использовать найденный когда-то удачный образ. Прекрасно преображается Андрей Малахов. Он постоянно меняет стиль одежды, прическу и даже очки, это позволяет ему удивлять аудиторию уже в течение 15 лет. В качестве противоположного примера можно отметить эпатажную выходку казахстанской телеведущей Маржан Султанбай, которая побрилась налысо прямо в эфире, во время съемок шоу программы <Шрюн Life» на канале «Ел арна». Эта выходка сделала ее более популярной, и рейтинг этой программы резко взлетел. Все же нужно быть очень осторожным при выполнении подобных трюков. Сейчас она опять полностью сменила образ и ведет программу «Бтгенгемаржан» на канале Хабар. Это общественно-познавательное ток шоу, цель которого подробнее рассказать о культуре. Теперь она носит головной убор и надевает длинную юбку [5].

Телевидение требует планирования, анализа и тщательной подготовки. Оно не терпит небрежности и суеты. В качестве примера можно привести случай, когда спеша на утренний эфир, ведущий передач на BBC Саймон МакКой хотел взять свой планшет, но вместо него схватил полную пачку бумаги для принтера и, держа её в руках, рассказал телезрителям о мерах по борьбе с алкоголем в общественных местах. Руководство канала прокомментировало, что поменять пачку бумаги на планшет уже не было времени, а наклониться и поставить бумаги на стол не позволяет этикет журналистов [6].

Ведущий также должен уметь сдерживать свои политические предпочтения. Ведь главное в его работе - рассказывать о событиях четко, ясно и объективно. Наглядный пример, бывший ведущийновостной программы «Информбюро» на 31-ом канале Владислав Длиннов. В 2012 году он написал заявление об увольнении, отказавшись читать в эфире новость о признании себя виновным пограничника Владислава Челаха в убийстве 14 сослуживцев. «Неужели кто-то из журналистов и дикторов новостей серьезно прочитают эту новость в эфире. Это позор! Я отказываюсь врать в эфире и говорить бред про то, как пограничник «признался» в убийстве сослуживцев», - написал Длиннов в своем микроблоге в Twitter. Разумеется, нельзя осуждать телеведущего за свою активную позицию и наличие собственного мнения, все же в качестве журналиста ему не следовало делать таких громких заявлении. Следующий вопиющий случай журналистской бестактности произошел на канале Ren-TV, когда ведущая, Татьяна Лиманова в прямом эфире показала нецензурный жест Президенту США Бараку Обаме [7]. Сразу же после данной выходки ее уволили с телеканала. В таких случаях нужно помнить, что имидж зарабатывается годами, а разрушиться может в один момент.

Сейчас на казахстанском медиа рынке множество различных телепрограмм. Но нельзя сказать, что все они эффективны, интересны и, следовательно, долговечны. Результативность телевизионной программы во многом зависит от имиджа, который формируется поведением ведущего в эфире. Ведь зрители нарочно или не нарочно персонифицируют информацию с телеэкрана с человеком, который её произнес.

Список использованных источников

1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М., 1993.

2. Муратов С.А. Телевизионное общение: в кадре и за кадром. М., 2003.

3. Королькова Э.А. О некоторых типах этико-речевых ошибок (на примере общественно-политических телевизионных ток-шоу) // Молодой ученый. 2011. № 6. Т. 2. С. 20-23.

4. Николаева Д. Снимите это немедленно! // Телецентр. 2008. № 7 (32). С. 15-24.

5. Режим доступа: http://www.khabar.kz/kz/programms/program/program_ 1755_bilgenge-marzhan-tok-shou

6. Режим доступа: http://www.publy.ru/post/7262

7. Режим доступа: http://www.hip-hop.ru/forum/veduschaya-ren-tv-v-pryamom-efire-pokazala-fak

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.