Научная статья на тему 'ЭКОТУРИЗМ В УСТОЙЧИВОМ МАРКЕТИНГЕ РЕГИОНОВ'

ЭКОТУРИЗМ В УСТОЙЧИВОМ МАРКЕТИНГЕ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
129
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНДИНГ ТЕРРИТОРИЙ / УСТОЙЧИВЫЙ МАРКЕТИНГ / МОДЕЛИ УСТОЙЧИВОГО МАРКЕТИНГА / ЭКОТУРИЗМ / ГАЛАНЧОЖСКИЙ РАЙОН

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ивушкина Е.Б., Самбиев З.Ш.

Уделяется внимание экотуризму как основополагающему элементу устойчивого маркетинга дестинаций. Раскрыты понятия брендинга территорий и устойчивого маркетинга. Затронута проблема развития экологического туризма регионов. На основании проведенного анализа, выявлено, что спрос в области туризма регионов повышается, благодаря развитию экотуризма. Приводятся модели устойчивого маркетинга и определена уникальная собственная модель экотуризма, рассмотренная через призму Галанчожского района Чеченской Республики. Показано, что Галанчожский район является наиболее перспективным направлением развития туризма региона как со стороны охраны природного и культурно-исторического наследия, так и со стороны получения от этого прибыли и развития всей туристской дестинации. Прикладная значимость исследования состоит в возможности использования полученных выводов для установления мировоззренческих, гносеологических и методологических оснований развития экологического туризма и брендирования территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOTOURISM IN SUSTAINABLE REGIONAL MARKETING

Attention is paid to ecotourism as a fundamental element of sustainable destination marketing. The concepts of territory branding and sustainable marketing are disclosed. The problem of development of ecological tourism in the regions is touched upon. Based on the analysis, it was revealed that the demand in the field of tourism in the regions is increasing due to the development of ecotourism. Models of sustainable marketing are given and a unique own model of ecotourism, considered through the prism of the Galanchozhsky district of the Chechen Republic, is defined. It is shown that the Galanchozh region is the most promising direction for the development of tourism in the region, both in terms of protecting the natural and cultural and historical heritage, and in terms of making a profit from this and developing the entire touristdestination. The applied significance of the study lies in the possibility of using the findings to establish the ideological, epistemological and methodological foundations for the development of ecological tourism and branding of territories.

Текст научной работы на тему «ЭКОТУРИЗМ В УСТОЙЧИВОМ МАРКЕТИНГЕ РЕГИОНОВ»

СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

УДК 338.48

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-33-1-10-17

Экотуризм в устойчивом маркетинге регионов

Е. Б. Ивушкина1 Н, З. Ш. Самбиев1

'Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, Российская Федерация, г. Грозный, ул. А. Шерипова, 32 Н ivushkina62@inail.ru

Аннотация

Уделяется внимание экотуризму как основополагающему элементу устойчивого маркетинга дестинаций. Раскрыты понятия брендинга территорий и устойчивого маркетинга. Затронута проблема развития экологического туризма регионов. На основании проведенного анализа, выявлено, что спрос в области туризма регионов повышается, благодаря развитию экотуризма. Приводятся модели устойчивого маркетинга и определена уникальная собственная модель экотуризма, рассмотренная через призму Галанчожского района Чеченской Республики. Показано, что Галанчожский район является наиболее перспективным направлением развития туризма региона как со стороны охраны природного и культурно-исторического наследия, так и со стороны получения от этого прибыли и развития всей туристской дестинации. Прикладная значимость исследования состоит в возможности использования полученных выводов для установления мировоззренческих, гносеологических и методологических оснований развития экологического туризма и брендирования территорий.

Ключевые слова: брендинг территорий, устойчивый маркетинг, модели устойчивого маркетинга, экотуризм, Галанчожский район.

Для цитирования. Ивушкина Е. Б., Самбиев З. Ш. Экотуризм в устойчивом маркетинге регионов / Е. Б. Ивушкина, З. Ш. Самбиев // Научный альманах стран Причерноморья. — 2023. — Т. 33. № 1. — С. 10-17. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-33-1-10-17

Ecotourism in sustainable regional Marketing E. B. Ivushkina1 Н, Z. S. Sambiev1

'Kadyrov Chechen State University, 32, St. A. Sheripova, Grozny, Russian Federation

Н ivushkina62@mail.ru

Abstract

Attention is paid to ecotourism as a fundamental element of sustainable destination marketing. The concepts of territory branding and sustainable marketing are disclosed. The problem of development of ecological tourism in the regions is touched upon. Based on the analysis, it was revealed that the demand in the field of tourism in the regions is increasing due to the development of ecotourism. Models of sustainable marketing are given and a unique own model of ecotourism, considered through the prism of the Galanchozhsky district of the Chechen Republic, is defined. It is shown that the Galanchozh region is the most promising direction for the development of tourism in the region, both in terms of protecting

© ИвушкинаЕ. Б., Самбиев З. Ш., 2023

the natural and cultural and historical heritage, and in terms of making a profit from this and developing the entire tourist destination. The applied significance of the study lies in the possibility of using the findings to establish the ideological, epistemological and methodological foundations for the development of ecological tourism and branding of territories.

Keywords: territory branding, sustainable marketing, sustainable marketing models, ecotourism, Galanchozh district.

For citation. Ivushkina E. B., Sambiev Z. S. Ecotourism in sustainable regional Marketing / E. B. Ivushkina, Z. S. Sambiev // Science Almanac of Black Sea Region Countries. — 2023. — Vol. 33. No. 1. — pp. 10-17. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-33-1-10-17

Введение. Постоянно растущая конкуренция стран, регионов, городов и возрастающие запросы населения к качеству окружающей среды потребовали создания и поддержания положительного имиджа и репутации территорий, основной составляющей которых является их брендирование и создание положительного экологического состояния дестинаций. Придерживаясь данной политики, маркетологи пытаются придать важность дестинации через бренд. Он должен быть громким, сильным и придерживаться идеи экотуризма, вызывая тем самым, доверие туристов.

Развитие экотуризма сможет стать причиной решения многих задач и проблем, повысив конкурентоспособность дестинации. Отличительная черта экологического туризма заключается в том, что главным для туристов является общение с природой, познание ее объектов и явлений, активный отдых на природе. На второй план отходит бытовой комфорт и традиционные развлечения. Экотуризм — это путешествие в мир дикой природы, прогулка в те места, куда редко ступает нога человека, это взгляд на мир глазами первобытного существа.

Экологический туризм оформился в 70-80-х гг. ХХ в. как локальная идея: создание баланса между экономической выгодой, получаемой от рекреации на природе, и экологической безопасностью рекреационных территорий в рамках глобальной идеи - сохранение природы планеты как основы жизни на ней.

Материалы и методы. В исследовании методология носит комплексный характер, что обусловлено меж-дисциплинарностью подходов к изучению проблемы. Исследование проблемы экологического туризма в устойчивом развитии территорий носит характер сложного и неоднозначного процесса использования целого комплекса философских и общенаучных методов: аналитического, феноменологического, принципов объективности, всеобщей связи, противоречия, методов сравнительного анализа и синтеза, научного обобщения. В исследовании применяется концептуально-логический анализ теоретической терминологии с целью определения термина «экологический туризм» для социокультурного контекста. Привлекаются методы историко-генетического анализа научной методологии для анализа её переориентации от формально-теоретической установки к социально-значимой. Исходной методологической идеей исследования являются диалектический и системный подходы.

Экологический туризм нуждается в новой методологии исследования с привлечением нового понятийного аппарата и методологического инструментария. В нашем исследовании рассматривается объект — экологический туризм в составе маркетинга территорий, а также сопутствующие явления в виде социальных последствий. Методология как логическая организация экологического туризма состоит в том, чтобы определить цель и предмет исследования, найти подходы и ориентиры к проблеме, выбрать методы исследования.

Экологический туризм представляется объектом социальной сферы в виде исследований. Это обусловлено неоднозначностью понятия «экологический туризм». Современность требует уточнения и развития этого понятия, соответствующего их новому пониманию.

Результаты исследования. Возникновение и развитие экологического туризма тесно связано с историей выделения природных территорий, особо привлекательных с эстетической и рекреационной точек зрения, с разработкой нормативов их использования и охраны.

Оценки современного состояния и уровня развития экологического туризма в различных публикациях существенно различаются. Большая часть различий связана с определением экологического туризма. Так, если принимать за основу представление о том, что экологический туризм объединяет все формы отдыха, базирующиеся на использовании природных ресурсов, то оценка объемов будет значительно выше, чем в том случае, когда к экологическому туризму относится рекреационно-познавательная деятельность на природе, сопровождаемая технологиями экологического менеджмента.

Часто понятие «экологический туризм» не раскрывается всецело, и тем самым недооценивается вся его суть. Ведь экотуризм — это не просто бесполезный выезд на природную территорию, а поездка, приносящая пользу как отдыхающим, так и дестинации.

В книге Е. Л. Пименовой «Экологический туризм» выделены две модели (школы) экологического туризма. Одна была сформирована на территории американского континента, а её идея поддерживается и во многих англоязычных странах — Канаде, США, Великобритании, Австралии и др. Характерными для упомянутой школы являются представления об отдыхе и путешествиях в природе с естественным и охраняемым ландшафтом, почти не тронутой деятельностью людей, а основной чертой экотуризма, исходя из представлений американской модели, являются экологическое просвещение и образование.

Также неотъемлемой частью экотуризма является осторожное отношение к культуре традиций. Европейская модель экотуризма в большей степени отражает представления швейцарских, немецких и австрийских специалистов и подчеркивает природные основы экотуризма. Европейская же модель экотуризма акцентирует свое внимание на ответственности социальной, и с помощью туризма решаются экономические проблемы региона [6, с. 15].

Часто при исследовании экологического туризма первая модель именуется «североамериканской» («австралийской») и подразумевает экологический туризм в пределах границ ООПТ (особо охраняемой природной территории), а вторая модель называется «европейской» («немецкой»), где экотуризм выходит за пределы ООПТ. Множество исследователей, изучающих экотуризм, отмечают четыре основных вида экологического туризма и экологических туров: туризм научный; туры, изучающие историю природы; путешествие в резерваты природы, ООПТ; туризм приключенческий.

Например, во время научных экотуров происходит наблюдение и знакомство с редкими птицами и животными, исследования и сбор исторических данных в ООПТ, а туры, изучающие историю природы, как правило, подразумевают совокупность научно-популярных, тематических и учебных экскурсий, для этого организаторами оборудуются специальные экологические тропы, сюда же относятся походы школьных групп, в процессе которых гидом, преподавателем проводятся беседы, касающиеся природы дестинации и различные экскурсии. Такой вид является популярным в туризме городов Германии, потому имеет такое название как «немецкая модель развития экологического туризма» [3, с. 31].

В работе «Экологический туризм» Т. К. Сергеевой рассматриваются направления туризма, причиняющие природе больший ущерб, если не станут применять грамотный экологический подход к конкретной территории или маршруту. Так, Т. К. Сергеевой выделены следующие направления экотуризма: треккинг; путешествие с натуралистами; путешествия на велосипедах; тур по маршруту на внутренних водах; путешествия по морю; охота спортивного типа на ООПТ; путешествия верхом; спелеотуризм [7, с. 57].

Более широким понятием является устойчивый туризм (sustainable tourism). Согласно определению ВТО и Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC), «устойчивый туризм отвечает потребностям как туристов, посещающих туристические центры, так и населения последних; кроме того, он предполагает обеспечение и оптимизацию перспектив будущего развития. Ресурсы используются таким образом, чтобы удовлетворить экономические, социальные и эстетические потребности, но при этом сохранить культурную уникальность, важнейшие экологические особенности, многообразие биологических видов и жизненно важные системы» [4].

По определению Форума «Окружающая среда и развитие»: «Устойчивый туризм должен соответствовать критериям социальной, культурной, экологической и экономической совместимости. Устойчивый туризм — это тот туризм, который в долгосрочной перспективе, т.е. в проекции на современное и будущие поколения, может адаптироваться к конкретным этническим и культурным особенностям, отвечает требованиям социальной справедливости, экологически совместим, а также целесообразен и выгоден в экономическом плане» [4].

По определению Travis и Ceballos-Lascurain, это туризм, который подразумевает неограниченно долгое поддержание ресурсов, на которых базируется. Де Кадт использует понятие устойчивого туризма в более широком контексте: «все типы туризма, основанные как на природных, так и искусственных ресурсах, которые вносят вклад в устойчивое развитие» [4]. Устойчивый туризм — общая концепция, подходящая для всех видов туризма.

Экологический туризм в Российских заповедниках должен развиваться в русле принятых во всем мире принципов и понятий. Под экотуризмом подразумеваются любые виды туризма и рекреации в природе, которые не наносят ущерба природным комплексам, содействуют охране природы и улучшению благосостояния местного населения. Иными словами, это — устойчивый и природно-ориентированный туризм и рекреация. Под устойчивостью в данном случае подразумевается положительный общий баланс экологических, социально-культурных и экономических последствий туризма, а также положительное воздействие посетителей друг на друга. Взаимосвязь между перечисленными типами туризма иллюстрирует схема, предложенная Штрасдасом [3]:

Экотуризм — это прежде всего путешествия и посещения сравнительно хорошо сохранившихся природных территорий, представленных во всем мире, как правило, национальными и природными парками, резерватами и другими типами охраняемых природных территорий (ОПТ). Экотуризм подразумевает наличие определенных, довольно жестких правил поведения, соблюдение которых является принципиальным условием для успешного развития всей отрасли в целом. Экотуризм отличается относительно слабым влиянием на природную среду. Именно поэтому он стал практически единственным видом использования природных ресурсов в пределах большинства ОПТ мира. Экотуризм предполагает, что местные жители не только работают в качестве обслуживающего персонала, но и продолжают жить на охраняемой территории, вести прежний уклад жизни, заниматься традиционными видами хозяйства, которые обеспечивают щадящий режим природопользования. Это приносит определенный доход населению и способствует его социально-экономическому развитию.

Эти и другие особенности экологического туризма не следует рассматривать в отрыве от других составляющих туризма: рекреационной, культурно-познавательной, эстетически-художественной, развлекательной и др. Поэтому обычно под экологическим турами подразумеваются пешие, водные или конные маршруты по экологическим тропам в сопровождении гидов, которые, как правило, являются сотрудниками природных резерватов.

Экологический туризм в России только начинает развиваться. И это становление должно происходить на основе базовых принципов экологического туризма. То есть сведение к минимуму негативных воздействий на природу и культуру посещаемых территорий.

Первое условие экологического туризма, которое отличает его от использовавшихся ранее форм организации и проведения отдыха на природе, — осмысленная, экологически и экономически выверенная политика в использовании рекреационных территорий, разработка и соблюдение режима неистощимого природопользования, который обеспечивает не только сохранение биологического разнообразия рекреационных природных территорий, но и придает устойчивость самой туристской деятельности. Кроме того, минимизация негативного воздействия на окружающую среду может осуществляться путем использования возобновляемых источников энергии, использования местных строительных материалов, а также вторичной переработки мусора на рекреационных территориях.

Стоит отметить, что традиционная культура и обычаи народов, проживающих на рекреационных территориях, также требуют бережного отношения со стороны туристов, а это значит, что включение этнографической составляющей в экологический тур должно быть также организовано крайне четко и грамотно, ведь традиционная культура местных сообществ, сталкивающихся с массовым туризмом, оказывается к ним еще менее устойчивой,

Рис. 1. Взаимосвязь между устойчивым туризмом и экотуризмом [3]

чем природа. Содействие в сохранении этнографического разнообразия планеты является одной из важнейших установок экологического туризма [2, с. 55-60]. Немаловажным принципом является участие местного населения в развитии туризма и получение им финансовых и прочих преимуществ от туристской деятельности.

Как уже отмечалось, необходимость участия местного населения в туристском процессе отмечена среди основных принципов экологического туризма еще Квебекской декларацией по экотуризму [5]. Таким образом, экотуризм обеспечивает повышение уровня социально-экономической устойчивости регионов, вовлеченных в туристский процесс путем создания новых рабочих мест для местного населения. Участие местных жителей предусматривается в таких сферах туризма, как сфера гостеприимства, производство и сбыт сувенирной продукции, производство и поставка продуктов питания, обслуживание туристских маршрутов, участие в анимационных мероприятиях, выполнение охранных функций и т.д. Предоставление работы местным жителям позволяет не только повысить уровень их занятости, но и способствует их закреплению на исконной территории, а также возвращению из городов.

Ещё одним показателем является повышение экологической культуры участников экотуристской деятельности. Экотуризм должен быть нацеленным на экологическое образование и просвещение участников экотуристской деятельности, под которыми в данном случае подразумеваются как туристы, так и местное население. Население рекреационных территорий, вовлеченное в туристский процесс и получающее от него экономические преимущества, осознает, что природа, привлекающая туристов, должна сохраняться, так как именно она и есть основная ценность территории — источник их собственного дохода. Кроме того, экологический туризм направлен на формирование отношений равноправного партнерства с природой, он подразумевает участие туристов в местных культурных и природопользовательских действиях, повышение ими уровня своей экологической грамотности.

Необходимо оказывать активное содействие сохранению природного и культурного наследия рекреационных территорий. Доходы от туризма — при условии, что существенная их часть остается в регионе, — создают экономические ресурсы для сохранения природных экосистем и развития региона. Однако активное содействие сохранению природы и культуры рекреационных территорий подразумевает, помимо финансирования рекреационных территорий, личное участие экотуристов в различных природоохранных мероприятиях.

Экологический туризм не может развиваться без активности гражданского общества. Перспективы развития экологического туризма во многом определяются активностью государственных, региональных и местных органов власти по сохранению окружающей среды. На уровне Правительства Чеченской Республики этими проблемами занимается Комитет по туризму. Правительство Чеченской Республики определило необходимость развития экологического туризма еще Постановлением N° 20 «О развитии физической культуры, спорта и туризма в Чеченской Республике» от 30.05.2001 г.

Также перспективным представляется формирование локальных программ на базе особо охраняемых природных территорий Чеченской Республики. Отдельные, наиболее перспективные мероприятия этих программ могли бы получить свою поддержку в рамках Республиканской долгосрочной целевой программы развития экологического туризма в Чеченской Республике.

Мы выделили такой прекрасный уголок Чеченской Республики как Галанчожский район, который всецело предстает пред нами природой, сохранившей свой первозданный вид, а также простором идей в области туризма.

Данный край богат наличием культурных и исторических ценностей. На этой территории встречаются гроты; природные пещеры. Здесь же располагается самое красивое высокогорное озеро в мире — Галанчож (чеченск. Галайн-1ам), которое имеет свое народное поверье (рис. 2).

Территория славится своими альпийскими лугами необычайной красоты, густыми лесами, горными реками, водопадами с форелью. Здесь же располагаются естественные каменистые образования со своей народной историей-поверьем — Каменное войско, горные вершины которых являются самыми высокими в Республике. Горные дороги представляют собой очень крутые спуски/подъёмы. На пути можно встретить горную арку из отвеса скалы. Достопримечательностью является «Селфи-тулг». В переводе с чеченского: селфи-камень, откуда открывается прекрасный вид на все ущелье.

Рис. 2. Озеро Галанчож (чеченск. Галайн-1ам)

Галанчожский район имеет богатый животный мир. Здесь обитают медведи, волки, кабаны, олени, орлы, горные козлы, дикие лошади и т.д. На территории района сохранились многовековые постройки. В настоящее время они являются предметом изучения археологов, историков, спелеологов. Результаты работы отражаются в научных трудах и передаются в местные музеи.

В Галанчожском районе проводились гонки в стиле Ралли по горному бездорожью (рис. 3). Достопримечательности данной дестинации навевают множество идей: создание экотроп, глемпинга, альпинизма, конных прогулок и т.п. Не зря из уст побывавших там людей часто слышно: «У нас свои Альпы. У нас своя Швейцария!».

Рис. 3. Галанчожский район, горный серпантин

Эту территорию можно представить, как отдельный туристский кластер, отдельную зону для экотуризма, и присвоить бренд: «Галанчож — край дикой красоты», что безусловно будет оправдано.

Ведь любовь для горцев — чувство сокровенное, скрытое, и только любовь к горам может открыто транслироваться народом, так как она есть любовь к свободе, любовь к дому. Лишь побывав в подобной атмосфере,

возможно уловить покой и сильный дух предков чеченского народа.

Как говорит Председатель комитета по туризму при ТПП ЧР Элина Батаева, отвечая на комментарий под своей статьей «Экотуризм в Чечне. Фотоотчет экспедиции «Чечня — центр туризма» Часть 1»» на сайте livejournal.com: «Чечня — это белое пятно, как для спелеологов, так и для альпинистов, и работы в области туризма в регионе Чеченская Республика — непочатый край!» [1].

При условии грамотного развития экологический туризм может сыграть свою роль в разрешении современного социально-экологического кризиса. Он содействует охране природы и традиционных культур. Возрастающий спрос в этом секторе туризма приводит к созданию новых особо охраняемых природных территорий, в первую очередь национальных и природных парков. Экологический туризм приносит существенный доход в государственный бюджет.

Перспективы развития экологического туризма в Чеченской Республике велики, так как на территории республики находятся 8 биологических заказников и 43 памятника природы. Планируется создание Национального парка «Кавказ» регионального значения. Поэтому нами сформулированы основные направления и пути развития экологического туризма в Чеченской Республике — это:

- продвижение экологического потенциала Чеченской Республики на всероссийском и международном уровне;

- формирование региональной поддержки экотуризма;

- создание нового конкурентоспособного экотуристского продукта (разработка новых маршрутов);

- обеспечение грамотными специалистами в области экологического туризма;

- формирование региональной политики поддержки экотуризма как положительно влияющей на здоровье населения деятельности.

Для реализации этих направлений деятельности представляется перспективным формирование локальных программ на базе особо охраняемых природных территорий Чеченской Республики. Отдельные, наиболее перспективные мероприятия этих программ могли бы получить свою поддержку в рамках Республиканской долгосрочной целевой программы развития туризма в Чеченской Республике.

Обсуждение и заключения. Результаты исследования показали, что Галанчожский район является наиболее перспективным направлением развития туризма региона как со стороны охраны природного и культурно-исторического наследия, так и со стороны получения от этого прибыли и развития всей туристской дестинации. Также кроме повышения экологической грамотности населения региона и туристов, разработка новых маршрутов поможет в решении проблем устойчивого развития горных территорий. Прикладная значимость исследования состоит в возможности использования полученных выводов для установления мировоззренческих, гносеологических и методологических оснований развития экологического туризма и брендирования территорий.

Библиографический список

1. Батаева Элина. Экотуризм в Чечне. Фотоотчет экспедиции «Чечня — центр туризма». Ч. 1.

— URL: https://www.livejoumal.com/rsearch &sort=_score&searchArea=post, свободный (дата обращения: 27.12.2022).

2. Ивушкина Е. Б., Кушнир И. Б., Дегтярёва Т. В., Самоделов А. Н. К вопросу о поиске новых форм и способов вовлечения субъектов туристской отрасли в процесс развития внутреннего туризма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 4. С. 55-60.

3. Ледовских Е. Ю., Моралева Н. В., Дроздов А. В. Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт. Тула: Гриф и К, 2002. — 284 с.

4. Новиков В. С. Характерные черты туризма XXI века — устойчивое и инновационное развитие / Интернет-ресурс Международной туристской академии. — URL: http://www.intacadem.ru, свободный (дата обращения: 27.12.2022).

5. Основные международные документы в области устойчивого развития экотуризма.

— URL: http://padaroze.ru/perspektivy-razvitiya-ekoturizma?page=5, свободный (дата обращения: 27.12.2022).

6. Пименова Е. Л. Экологический туризм. Ижевск: Удмуртский университет, 2012. — 78 с.

7. Сергеева Т. К. Экологический туризм. Москва: Финансы и статистика, 2004. — 360 с.

Поступила в редакцию 15.01.2023. Поступила после рецензирования 30.01.2023. Принята к публикации 30.01.2023.

Об авторах:

Ивушкина Елена Борисовна, профессор кафедры туризма и индустрии гостеприимства, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова (РФ, 364024, г. Грозный, ул. А. Шерипова, 32) ScopusID. ivushkina62@mail.ru

Самбиев Зелимхан Шамильевич, магистрант, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова (РФ, 364024, г. Грозный, ул. А. Шерипова, 32), zelimm11@mail.ru

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.