«уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления индивидуальности» [5]. В цитированной «Декларации принципов толерантности» толерантность признана гармонией в многообразии, моральным долгом, политической и правовой потребностью, добродетелью, которая делает возможным достижение мира.
Толерантность нами рассматривается как процесс и результат реализации идеи мульти-культурализма в системе образования, в соблюдении изложенной выше стратегии мультикуль-турализма в двукультурной байкальской образовательной среде.
Литература:
1. Байкальская Сибирь: из чего складывается стабильность. - М.; Иркутск: Наталис, 2005.
2. Хилханов Д.Л. Этническая идентичность: роль хозяйственно-экономических и культурноязыковых факторов: автореф. ... д-ра социол. наук. -Улан-Удэ, 2007.
3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 368 с.
4. Кросскультурная психология. Исследования и применение: пер. с англ. - Харьков: Гуманитарный центр, 2007. - 560с.
5. Век толерантности. - М., 2001. - №1. ИКЬ: www.tolerance.ru
Хантаева Ия Капитоновна, аспирант, Бурятский государственный университет. Khantaeva Iya Kapitonovna, post-graduate student, Buryat State University Россия. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: hantaeva [email protected]
УДК 37.016:502 ЭИ Чернинова
Экоцентрические основы этического взаимодействия с природой
В статье дано теоретическое обоснование распространению этики на объекты природы и формированию нового типа личности, способной к любовно-творческому взаимодействию с природой.
Ключевые слова: экологическая этика, ноосфера, антропоцентрическое и экоцентрические сознание, социально-природный прогресс.
EI Cherninova
Ecologically centric bases of ethical interaction with nature
The article grounds the theoretical substantiation of dissemination of ethics at objects of nature and at formation of a new type of personality able to lovely-creative interaction with nature.
Keywords: ecological ethics, noosphere, anthropocentric and ecologically centric consciousness, socially-natural progress.
Индустриальное общество с его промышленными, научными и техническими достижениями не только не принесло людям перспективы благополучного существования на Земле, а напротив, лишило их этой перспективы, приведя природу в неустойчивое состояние. Спасение состоит в воспитании нового поколения людей с высокой нравственностью, экологической этикой, являющейся необходимым условием
гарЫонишцииграймодпйсФвн® шеиршрод сприроде должна придти любовь к природе, на смену потребительскому отношению - творческое. Благодаря становлению экологической этики у людей агрессивно-потребительское отношение к природе будет заменено любовно-творческим отношением. Этика всегда была связана с природой. О. Леопольд говорил: «Развитие этики можно выразить не только через философские,
но и через экологические понятия. Этика в экологическом смысле - это ограничение свободы действий в борьбе за существование» [1, с. 200]. Свобода действий человека в борьбе за существование означает вседозволенность в удовлетворении своих потребностей за счет природы. Понимание того, что существует пределы роста общества за счет природы, что природные ресурсы не бесконечны, что возможна глобальная экологическая катастрофа, что необходимо ограничить свободу действий в борьбе за существование - это понимание пришло к ученым в середине двадцатого века. Математические модели мирового развития, созданные и реализованные членами Римского клуба, объединившего ученых и общественных деятелей из разных стран, показали, что необходимо ограничить хозяйственную емкость воздействия на биосферу, иначе она может привести к изменению со-
стояния окружающей среды, в котором существование человека уже будет невозможно. Создатель Римского клуба А. Печчеи предупреждал об этой опасности и призывал к изменению в самой человеческой структуре как необходимому условию выживания человечества на Земле. По его словам, «... человек стоит перед дилеммой: либо он должен измениться как отдельная личность, как профессионал и как часть общества, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли» [2, с. 3].
К числу человеческих качеств, характеризующих отношение человека к природе и подлежащих изменению в соответствии с новыми требованиями к человеческой личности, относится
экологическая этика, выступающая в качестве мерМы кожотанегкокносштуры. к экологической этике как к прикладной этике и применить этическую теорию к природным объектам и к природе в целом, в частности, перенести «золотое правило этики» (относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе) на всю природу: относись ко всей природе так, как хочешь, чтобы относились к тебе («золотое правило экологии»).
Для того чтобы спасти мир от экологической катастрофы, необходимо новое экологическое сознание, необходим новый тип личности с новым видением мира, которое диктовало бы совершено новый тип взаимодействия с природой. В этом новом образе мира человек уже не должен видеть себя его центром, он должен осознать себя лишь частью природы и руководствоваться принципом экологической целесообразности. Новое видение мира,
альтернативное антропоцентрическому,
называют экоцентрическим. В отличие от антропоцентрического взгляда на мир, который складывался на протяжении веков как массовое экологическое сознание, экоцентрический
взгляд на мир явился как результат развития
философских и конкретно-научных концепций отдВлннчшшыложршЕжамериканский инвайронментализм (от англ. environment - окружающая среда) как мировоззренческая ориентация на взаимодействие общества со средой обитания, на улучшение ее качества. Затем внутри инвайронментализма появился консервационизм,
сущность которого выражена в лозунге: «Максимум природных благ для большого числа людей на более продолжительный период». Несомненно, это шаг навстречу экоцентризму, но
небольшой, поскольку человек все еще противопоставлен природе и его взаимодействие с природой имеет потребительскую направленность.
Прорыв был совершен в русской религиозной философии во второй половине XIX в. В ней человек рассматривался как составная часть природы, была обоснована необходимость новой моральной основы взаимодействия человека с природой, новых принципов развития цивилизации. Н.Ф. Федоров писал о восстанавливающей цивилизации, утверждал, что эксплуатирующая цивилизация ведет к неизбежному концу [3, с. 301О]. любви к природе и к человечеству, об изменении отношения к природе говорил В. С. Соловьев: «... необходимо изменить отношение человека к природе. И с нею он должен установить то сизигическое (от греч. сизигия -сочетание) единство, которым определяется его истинная жизнь в личной и общественной сферах» [4]. И далее: «.всякая сознательная деятельность человеческая, определяемая идеею всемирной сизигии и имеющая целью воплотить всеединый идеал в той или другой сфере, тем самым действительно производит или освобождает реальные духовно-телесные токи, которые постепенно овладевают материальною средою, одухотворяют ее и воплощают в ней те или другие образы всеединства - живые и вечные подобия абсолютной человечности».
Приняв установленную В.И. Вернадским биогеохимическую основу биосферы за исходную, французский математик и философ Э. Ле-руа в 1927 г. ввел понятие ноосферы (ноос - разум, сфера - оболочка Земли) как современной стадии, геологически переживаемой биосферой. Он пришел к такому представлению вместе с Тейяром де Шарденом, крупным геологом и палеонтологом. Позднее этим термином стал пользоваться и В.И. Вернадский. Он развил учение о ноосфере. «Ноосфера, - пишет В.И. Вернадский, - есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше» [8]. В ноосфере развитие общества и природы будет гармоничным. Это, по Вернадскому, такое состояние биосферы, в котором должны проявиться разум и направляемая им работа человека как геологическая сила. В сере-
дине двадцатого века, когда В.И. Вернадский создавал учение о ноосфере, еще не были распространены сведения о пределах человеческого роста, экологический кризис еще не проявлялся с такой силой, как сегодня. Казалось, видимо, что наступление ноосферы произойдет естественным образом. «Геогенез, - говорил Тейяр де Шарден, - переходит в биогенез, который в конечном счете не что иное, как психогенез... Психогенез привел нас к человеку. Теперь психогенез стушевывается, он сменяется и поглощается более высокой функцией - вначале зарождением, затем последующим развитием духа - ноогенезом» [5]. В настоящее время нужны активные инициативы по всему миру, направленные на развитие нового типа взаимодействия с природой, по воспитанию экологической этики.
В таком направлении американского инвайронментализма, как эгологизм, были выдвинуты идеи экосистемного холизма, морального сообщества и экологической этики (Клеменс, Леопольд и др.).
Идея экосистемного холизма (О. Леопольд) означала: разумно только то, что стремится к сохранению целостности биологического сообщества.
Идея «морального сообщества» состояла в переносе действия норм морали и на «нечеловеческие» элементы экосистемы, однако лишь на уровне популяций, видов, а не отдельных особей.
Идея экологичной этики в отличие от идеи «морального сообщества» состояла в создании такой этики, которая соответствовала бы и природе человека, и законам окружающей среНысомненно, русская религиозная философия, учение о ноосфере (Тейяр де Шарден, Э. Леруа, В.И. Вернадский), экологизм означали отрицание антропоцентрического подхода к миру, но природные объекты и природа в целом еще не рассматривались в качестве полноправных субъектов по взаимодействию с человеком. В них имело место все еще объективное восприятие природы, поэтому о полном единстве человека и природы в этих теориях нельзя говорить.
В результате осознания необходимости новой системы взаимоотношений человека с окружающей средой был сделан шаг к «новой ин-вайронментальной парадигме», сущность которой состояла, во-первых, в положении о том, что человек включен в единую экосистему вместе со всеми другими видами; во-вторых, в при-
знании того, что человеческая деятельность обусловлена наряду с социокультурными факторами еще и экологическими факторами; в-третьих, в утверждении об обязанности соблюдения экологических законов. Экологическое сознание, основанное на «новой инвайронмен-тальной парадигме», является экоцентрическим [8, с. 149], поскольку для него характерны особенности:
1) высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Природное самоценно. Человек - один из членов природного сообщества,
2) отказ от иерархической картины мира.
Разумность человека не должна возвышать
человека над природой, напротив, она налагает на него дополнительные обязанности по отношению к природе. Человек не противопоставлен природе, они - элементы едй)юй Ц00Бе(мы,взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием,
4) характер взаимодействия с природой определяется «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие,
5) природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком,
6) этические нормы и правила равным
образом распространяются как на
взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы,
7) развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства,
8) деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.
Развитие экологической этики является фактором становления экологического общества, построенного на экологических
принципах, на экоцентрическом
взаимодействии с природой. Такое взаимодействие ориентировано на
одновременный прогресс общества и природы, т.е. на социально-природный прогресс.
Экологическое общество - общество встречи людей с экологической этикой, способных жить в гармонии с природой, способных к самоограничению своих потребностей.
Самоограничение своих потребностей на основе добровольного волеизъявления кажется невыполнимым требованием к личности с точки зрения современного потребительского общества. Но поскольку именно потребительское отношение к природе стало причиной деградации природы и привело ее к неустойчивому состоянию, то только всеобщее самоограничение потребностей может спасти и природу, и само человечество. Трудным является именно понимание этого обстоятельства. Это понимание могло бы прийти после катастрофы, но катастрофа может уничтожить все человечество. В новом, устойчивом состоянии природы после катастрофы будут совсем другие параметры, исключающие возможность жизни человека. Есть только один способ развития экологической этики - образование с детства, непрерывное и активное. Человек стал причиной неустойчивого состояния природы, человек должен спасти природу, научившись жиА>. в Щвшмвцаи с природой. что «этика есть безграничная ответственность за все, что живет» [6]. Мышление, считает А. Швейцер, должно стремиться сформулировать сущность этического как такового. В этом случае оно должно определить этику как самоотречение ради жизни, мотивированное чувством благоговения перед жизнью. Этика
благоговения перед жизнью признает добрым только то, что служит сохранению и развитию жизни. Всякое уничтожение или нанесение ей вреда она считает злом. Мы считаем, что подобную этику благоговения перед жизнью разумнее и возможно легче воспитать с детства.
Воздействие человека на окружающую среду носит глобальный характер. Идет процесс глобализации экономики, идеологии, культуры. Этот процесс объективен, поскольку у природы нет границ, биосфера едина, экономический кризис глобален, катастрофа угрожает всей планете, под угрозой находится существование всего человечества. Глобализация неизбежна, но при этом следует видеть и ее отрицательные стороны.
Необходимо, чтобы глобализация не уменьшала разнообразие видов жизни на Земле, разнообразие языков и культур.
Если в развитии экологического кризиса на Земле повинна западная цивилизация, становление которой происходит в процессе становления потребительской структуры личности, то
ключ к спасению мира надо искать в восточных культурах. Восточные культуры сохранили характеристики непрагматического взаимодействия с природой, восприятия природы как духовной ценности. Единство с природой в восточных культурах выглядит как полное слияние, между человеком и окружающей средой нет психологических границ. Сохранение каждой культуры, каждого языка следует рассматривать как вклад в реализацию идей устойчивого развития. Вызывает недовольство как сама система образования, которая остается в сущности глухой к экологическим проблемам в том виде, в каком они должны представить, так и государство, которое не предъявляет к модернизации образования экоцентрические задачи.
А.Д. Урсул видит основное противоречие образовательного процесса в его несоответствии не только потребностям современности, но и потребностям будущих поколений: «Не
обеспечивая социальные потребности в настоящем, образовательная система
фактически игнорирует будущее, находя
«комфортабельное существование» в
воспоминаниях о прошлом и обрекая себя на исчезновение вместе со всем сообществом. Практически все образовательные учреждения и системы не имеют четкой ориентации на будущее, на сознание того его образца, который обеспечит как выживание человеческого рода, такМаждранеиие биоаф ершравиль но7]. отмечает А.Д. Урсул, образовательная система представляет собой приоритетный «механизм», с помощью которого необходимо за два, максимум три поколения кардинально изменить сознание и культуру действий большинства населения планеты, переориентировав их на цели устойчивого развития.
Развитие экологической этики личности является необходимое условием
экоцентрического отношения к природе, становление которого должно привести к устойчивому развитию общества и природы, их коэРваозлвюицтиеи . экологической этики личности -это непрерывный прогресс, это результат непрерывного экологического образования, которое должно начинаться как можно раньше. Это, на наш взгляд, реальная педагогическая задача. Нами разработана и внедряется модель формирования экологической этики у школьников. Основными элементами модели выступают содержание обучения, его представление в форме субъективизации обобщенного объекта приро-
З.Д. Чимбеева. Лингвистический компонент содержания обучения чтению в процессе овладения младшими школьниками бурятским языком как вторым
ды, взаимоотношение всех субъектов образования на принципах диалогического общения и педагогической поддержки ученика в деятельности этического освоения мира природы.
Литература
1. Горелов А.А. Социальная экология: учеб. пособие. - М.: МПСИ: Флинта, 2004. - 608 с.
2. Печчеи А. Человеческие качества: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1985.
3. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. - М., 1982.
4. Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. - М.: Мысль,1988. -Т. 2.
5. Тейяр де Шарден П. Феномен человечества. -М., 1973. - С.180.
6. Швейцер А. Благоговение перед жизнью: пер. с нем. - М.: Прогресс,1992.
7. Введение в теорию устойчивого развития: курс лекций. - М.: СТУПЕНИ, 2002. - 240 с.
8. Дерябо С.Д. Экологическая психология: Диагностика экологического сознания. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.
Чернинова Эржэн Ивановна, воспитатель, Государственное образовательное учреждение «Республиканский бурятский национальный лицей-интернат №1»
Cherninova E. I, tutor, the state educational institution «Republican Buryat National Ьусйе - Boarding School №1» Тел.: раб. 44-63-06, сот. 89025643971, e-mail: Cherninova [email protected]
УДК 37.016:811.52.31
З.Д. Чимбеева
Лингвистический компонент содержания обучения чтению в процессе овладения младшими
школьниками бурятским языком как вторым
В предметном аспекте лингвистический компонент содержания обучения чтению является одним из основных в педагогическом процессе обучения бурятскому языку как второму в начальных классах, поскольку направлен на овладение учащимися речевой деятельностью, и эта цель достигается путем усвоения определенного языкового материала и развития на этой основе речевых умений.
Ключевые слова: младший школьник, бурятский язык, второй язык.
Z.D. СЬг'/пбеега
The linguistic component of content of teaching reading in the process of the Buryat language acquisition as a second one by younger pupils
In the subject aspect the linguistic component of content of teaching reading is one of the main in the pedagogical process of teaching the Buryat language as a second one, because it deals with acquisition of speech activity by pupils. This aim is attained by learning the certain language material and by developing speech skills on its base.
Keywords: younger schoolboy, the Buryat language, the second language.
Лингвистика по праву считается для методики бурятского языка как второго основополагающим, базовым элементом, поскольку содержит данные, касающиеся характеристики лингвистических закономерностей изучаемого языка, особенностей его грамматического строя, фонетической и лексической системы. При овладении бурятским языком как вторым вступают в соприкосновение системы двух языков -русского и бурятского, поэтому нами большое внимание уделяется определению черт сходства и отличия систем контактирующих языков, которые дает нам сопоставительная лингвистика. Эти вопросы подробно описаны во многих работах и учебниках по методике обучения бурятскому языку (И.Д. Бураева, С.М. Бабушкина, Л.Д. Шагдарова, В.И. Золхоева, Б.Ж. Будаева,
Ж.С. Санжинова, Э.Р. Раднаева, Б.Б. Батоева, В.М. Егодуровой, Г. А. Дырхеевой, С.Ц. Содно-мова, О.Г. Макаровой и др.).
Цель обучения бурятскому языку как второму рассматривается как многоаспектное образование, значит и содержание, с помощью которого происходит достижение этой цели, является многокомпонентным. Базируясь на общепедагогической трактовке этой категории, в данной статье нами рассматривается в предметном аспекте языковой материал,
который единодушно всеми включается в состав содержания обучения.
Педагогический процесс обучения бурятскому языку направлен на овладение учащимися видами речевой деятельности, и эта цель достигается путем усвоения определенного языкового