Научная статья на тему 'Экостиль в одежде на основе натуральных полимерных материалов и цветовых решений'

Экостиль в одежде на основе натуральных полимерных материалов и цветовых решений Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
731
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / НАТУРАЛЬНЫЙ ПОЛИМЕРНЫЙ МАТЕРИАЛ / КОСТЮМ / ЦВЕТ / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / ECOLOGICAL STYLE / A NATURAL POLYMERIC MATERIAL / A SUIT / COLOR / FORM CREATION

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Хамматова Э. А.

Тенденции мировой моды, повышенный спрос на изделия из натуральных, экологически чистых волокон создают благоприятную ситуацию для расширенного выпуска модной одежды из льняных и хлопчатобумажных тканей. Рассмотрены основные аспекты экологического стиля, содержащих использование только натуральных, экологически чистых полимерных материалов. Выявлено, что гармоничное сочетание текстуры, цвета, материала, формы, размера и функциональности это основы экологического дизайна в одежде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of the world fashion, the raised demand for products from natural, non-polluting fibres create a good situation for the expanded release of fashionable clothes from linen and cotton fabrics. The basic aspects of the ecological style, containing use only natural, non-polluting polymeric materials are considered. It is revealed that the harmonious combination of a structure, color, a material, the form, the size and functionality are bases of ecological design in clothes.

Текст научной работы на тему «Экостиль в одежде на основе натуральных полимерных материалов и цветовых решений»

УДК 677: 29.27.43

Э. А. Хамматова

ЭКОСТИЛЬ В одежде НА ОСНОВЕ НАТУРАЛЬНЫХ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ЦВЕТОВЫХ РЕШЕНИЙ

Ключевые слова: экологический стиль, натуральный полимерный материал, костюм, цвет, формообразование.

Тенденции мировой моды, повышенный спрос на изделия из натуральных, экологически чистых волокон создают благоприятную ситуацию для расширенного выпуска модной одежды из льняных и хлопчатобумажных тканей. Рассмотрены основные аспекты экологического стиля, содержащих использование только натуральных, экологически чистых полимерных материалов. Выявлено, что гармоничное сочетание текстуры, цвета, материала, формы, размера и функциональности - это основы экологического дизайна в одежде.

Keywords: ecological style, a natural polymeric material, a suit, color, form creation.

Tendencies of the world fashion, the raised demand for products from natural, non-polluting fibres create a good situation for the expanded release of fashionable clothes from linen and cotton fabrics. The basic aspects of the ecological style, containing use only natural, non-polluting polymeric materials are considered. It is revealed that the harmonious combination of a structure, color, a material, the form, the size and functionality are bases of ecological design in clothes.

В XXI веке актуальной стала глобальная проблема экологии, которая заинтересовала представителей всех классов. Многие люди решились избрать путь создания образа и дизайна костюма в рамках защиты окружающей среды, очистив свой гардероб от всякого рода изделий на основе полимерных материалов из искусственных волокон.

Дизайн, созданный не человеком, а самой природой - вот что ценит экостиль. Основным аспектом экологического стиля является использование только натуральных, экологически чистых материалов. Он предусматривает использование натуральных полимерных материалов, созданных не человеком, а природой. Благодаря теплым, нежным тонам и необычайным фактурам естественных тканей создается функциональная и комфортная одежда.

Такие натуральные ткани как хлопок, грубовато-льняной текстиль, они то и отражают изысканную простоту в одежде экологического стиля. Данные материалы обладают хорошими гигиеническими и эксплуатационными свойствами, формируют здоровый микроклимат в пододежном пространстве, также легки в уходе, их можно кипятить и гладить горячим утюгом.

Потребители, эксплуатирующие изделия из натуральных полимерных материалов становятся спокойнее - они начинают замечать красоту самых простых вещей, потому что они близки человеку по своей природе, неагрессивны и романтичны. В природе всегда так: прошлое, настоящее и будущее прекрасно уживаются друг с другом.

В настоящее время ограниченность использования натуральных тканей из льняных и хлопковых волокон связана с их склонностью к усадке, смятию, повышенной жесткостью и плохой драпируемостью. Перечисленные свойства этих материалов во многом определяют способность тканей образовывать пространственную форму.

Кроме того, другим из важнейших элементов экостиля в одежде является цветовое решение костюма. От выбора цвета во многом зависит, будет ли проектируемый костюм комфортным или, наоборот, "холодным" и раздражающим. Все двенадцать цветов круга можно условно разделить на две группы: теплые (от желтого до красно-фиолетового) и холодные (от фиолетового до желто-зеленого) [1].

Теплые цвета являются приближающими, так как окрашенные в них ткани кажутся ближе, чем есть на самом деле. Текстильные материалы, окрашенные в эти цвета, выглядят

теплыми и успокаивающими, но при этом меньшими по размеру. Цвета холодной гаммы называются удаляющими, так как костюм становится более просторным на вид.

Цветовой круг помогает также создать гармонию и контраст цветов. Соседствующие или близкие цвета называются гармоничными и действуют успокаивающе. Однако слишком гармоничное, однообразное цветовое решение изделия будет выглядеть монотонным и утомительным [2].

Результаты работы и их обсуждение

Придание материалам из хлопка и льна, улучшенных гигиенических свойств осуществляется путем их модификации. В настоящее время в связи с ограниченными возможностями традиционных методов модификации (механических, химических, термических и электрохимических) в текстильной промышленности все чаще используются электрофизические, как наиболее эффективные, экологичные, а иногда и единственно возможные.

Модификация текстильных материалов в потоке высокочастотной плазмы пониженного давления позволяет повысить способность тканей к формообразованию. Формообразование натуральных полимерных материалов осуществляется за счет удлинения поперечных нитей под действием усилия, прикладываемого к изделию и влажно - тепловой обработки. Процесс оттягивания имеет свои ограничения, определяемые степенью деформации материала, которую он может претерпевать без разрушения.

Зависимость между нагрузкой Р и удлинением 8р материалов в общем виде может быть описана следующим уравнением :

Р= а х Бр п (1)

где а и П - коэффициенты, значения которых зависят от вида материала и его структуры.

Как показали ранее проведенные исследования [3], максимальный эффект увеличения относительного удлинения в натуральных тканях - 9,8% достигается в интервале времени обработки от 60 до 180с.

Таблица 1 - Изменение относительного разрывного удлинения целлюлозосодержащих тканей при варьировании времени воздействия плазмой высокочастотного разряда

Время обработки,с Относительное разрывное удлинение после плазменной обработки*, єр, %

хлопок Лен

Аргон воздух аргон воздух

60 9,70 6,80 3,50 2,50

180 9,80 7,00 4,00 2,60

360 9,55 6,95 3,35 2,55

540 9,32 5,45 3,22 2,45

720 9,24 5,35 3,10 2,15

*Обработка плазмой высокочастотного разряда: (0=0,04г/с; Р=33Па; плазмообразующие газы: аргон Рр=1,1 кВт; воздух Рр=0,7 кВт).

Как видно из таблицы 1, при увеличении времени экспозиции образцов в плазме от 180 с и выше 8р уменьшается. В воздушной плазме изменение относительного удлинения меньше, чем в аргоне.

На основе исследований композиционных средств в одежде, установили, что на экологический стиль одежды влияет цвет, так как он способствует выявлению формы. В сочетании с формой и линиями цвет может усилить действие иллюзии.

Приведем некоторые иллюзорные свойства цвета:

• теплые цвета относятся к «выступающим», холодные - к «отступающим»;

• теплые цвета выявляют, подчеркивают форму, холодные - сглаживают ее, заглушая светотень;

• светлые цвета увеличивают размеры предмета, темные - уменьшают их;

• светлые цвета понижают четкость контура, темные - выявляют контур;

• светлые цвета легкие, темные - тяжелые (в одежде наиболее естественно сочетание светлого верха и темного низа).

Черный цвет, с одной стороны, заглушая светотень, делает форму строже и аккуратнее, а с другой стороны - четко очерчивает силуэт фигуры.

В том случае, когда в одежде подчеркивается силуэт, применяется ткань темного, густого или сочного цвета (черного, василькового, вишневого, каштанового). Для того, чтобы отразить форму, берется ткань теплого, светлого и яркого цвета (золотистого, горохового, салатового, коричневого). С целью иллюзорно уменьшения объема проектируемого изделия, применяется ткань темного холодного цвета (лилового, черно-синего, маренго, индиго).

Цвета теплые (желто-оранжево-красные), светлые, насыщенные - иначе их можно назвать «выступающими», для полных фигур применять не рекомендуется. Эти цвета более уместны для худощавых и стройных людей. Как показали исследования, светлые (яркие) перчатки при темном костюме притягивают взор и придают некоторую ширину фигуре. Черные туфли и черная шляпа при светлом костюме подчеркивают высоту.

Полным женщинам больше подходят цвета «отступающие» — темные, ненасыщенные, холодные (сине-зеленые). В этом случае следует избегать контрастных сочетаний цветов. Необходимо отвлекать внимание от подлежащих иллюзорному восприятию частей. На основе исследований установлено, если у человека слишком широкая шея, надо поместить цветовое пятно, украшение или дать декоративную линию около талии или выше ее. При слишком плотном телосложении следует поставить главный цветовой акцент, привлекающий внимание, где-нибудь около шеи, а подчиненный — внизу юбки.

Выбирая цвет костюма для вечерних изделий, необходимо помнить о том, что при искусственном освещении цвета меняют свои характеристики. Так при слабом освещении оранжевые и красные цвета блекнут, «гаснут», а синие и сине-зеленые - становятся более активными и яркими. При плохом сумеречном освещении красные и оранжевые становятся глубже и как бы уходят на второй план, а зеленые и синие наоборот - светлеют и выходят на первый план.

Кроме того, цвет влияет и на гигиенические свойства одежды. Для лета предпочтительны светлые ткани, обладающие большой способностью отражать солнечные лучи.

Заключение

В процессе проектирования костюма необходимо добиваться максимально гармоничного сочетания текстуры, цвета, материала, формы, размера и функциональности, что является основами экологического дизайна в одежде.

Разработка ресурсосберегающей технологии получения объемной пространственной формы с использованием потока плазмы высокочастотного емкостного разряда представляет большой научный и практический интерес и требует дальнейших исследований в области экологического дизайна.

Литература

1.Гусейнов, Г.М. Композиция костюма / Г.М.Гусейнов, В.В.Ермилова, Д.Ю.Ермилова. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. -432с.

2. Стармер А. Цвет. Энциклопедия /А. Стармер // Пер. с англ. Е.Г.Лейтес, И.А.Лейтес. -М: «Арт-Родник», 2007. -256с.

3. Абдуллин, И.Ш. Влияние потока низкотемпературной плазмы ВЧ-разряда на свойства текстильных материалов / И.Ш. Абдуллин, В.В. Хамматова // Вестник Казан. технол. ун-та.- 2004. - № 1-2. -С. 28-31.

© Э. А. Хамматова - асс. каф. дизайна КНИТУ, venerabb@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.