Научная статья на тему 'Экосистемы банковского сектора России: понятие, принципы и правовые основы функционирования'

Экосистемы банковского сектора России: понятие, принципы и правовые основы функционирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
648
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экосистема / банковский сектор / банковская экосистема / эпоха цифровизации / финансовые инновации / банкинг / ecosystem / banking sector / banking ecosystem / the era of digitalization / financial innovation / banking

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шансков Никита Сергеевич

В Российской Федерации понятие «экосистема» начало оперировать в информационном пространстве только в начале 2000 годов, а связь данной категории с банковским сектором возникла только в 2016 году, когда ПАО «Сбербанк» приняло решение о создании модели организации своей деятельности с использованием IT-технологий и инвестировании в нефинансовые сервисы. Затем данную идею о создании экосистемы переняли Тинькофф Банк, ВТБ и другие. Сегодня формирование экосистем в банковском секторе является одним из самых модных и активно развивающихся направлений отечественного банкинга, что связано с повсеместным распространением таких процессов, как цифровизация и глобализация. Однако, в силу того что банковские экосистемы в России появились относительно недавно, вопросы, касающиеся принципов и правовых основ их функционирования, сегодня являются недостаточно проработанными, что вызывает необходимость дальнейшего исследования. Цель исследования – изучить принципы и правовые основы функционирования экосистем банковского сектора. Методы исследования: изучение современных литературных и электронных источников; анализ и синтез; сравнение и обобщение; графический метод и другие. Достигнутые результаты: в рамках данной статьи освещены последние тенденции развития цифровых банковских экосистем в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOSYSTEMS OF THE RUSSIAN BANKING SECTOR: PRINCIPLES AND LEGAL BASIS OF FUNCTIONING

In the Russian Federation, the concept of «ecosystem» began to operate in the information space only in the early 2000s, and the connection of this category with the banking sector arose only in 2016, when Sberbank decided to create a model for organizing its activities using IT technologies and investing in non-financial services. Then this idea of creating an ecosystem was adopted by Tinkoff Bank, VTB and others. Today, the formation of ecosystems in the banking sector is one of the most fashionable and actively developing areas of domestic banking, which is associated with the widespread spread of processes such as digitalization and globalization. However, due to the fact that banking ecosystems in Russia have appeared relatively recently, issues concerning the principles and legal foundations of their functioning are insufficiently developed today, which necessitates further research. The purpose of the study is to study the principles and legal foundations of the functioning of the ecosystems of the banking sector. Research methods: the study of modern literary sources; analysis and synthesis; comparison and generalization; graphical method, tabular method and others. Results achieved: this article highlights the latest trends in the development of digital banking ecosystems in Russia.

Текст научной работы на тему «Экосистемы банковского сектора России: понятие, принципы и правовые основы функционирования»

Экосистемы банковского сектора России: понятие, принципы и правовые основы функционирования

Шансков Никита Сергеевич1,

магистрант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: nshanskov@gmail.com

В Российской Федерации понятие «экосистема» начало оперировать в информационном пространстве только в начале 2000 годов, а связь данной категории с банковским сектором возникла только в 2016 году, когда ПАО «Сбербанк» приняло решение о создании модели организации своей деятельности с использованием IT-технологий и инвестировании в нефинансовые сервисы. Затем данную идею о создании экосистемы переняли Тинькофф Банк, ВТБ и другие. Сегодня формирование экосистем в банковском секторе является одним из самых модных и активно развивающихся направлений отечественного банкинга, что связано с повсеместным распространением таких процессов, как цифровизация и глобализация. Однако, в силу того что банковские экосистемы в России появились относительно недавно, вопросы, касающиеся принципов и правовых основ их функционирования, сегодня являются недостаточно проработанными, что вызывает необходимость дальнейшего исследования. Цель исследования - изучить принципы и правовые основы функционирования экосистем банковского сектора. Методы исследования: изучение современных литературных и электронных источников; анализ и синтез; сравнение и обобщение; графический метод и другие. Достигнутые результаты: в рамках данной статьи освещены последние тенденции развития цифровых банковских экосистем в России.

Ключевые слова: экосистема, банковский сектор, банковская экосистема, эпоха цифровизации, финансовые инновации, банкинг.

Введение

Нынешнее общество в современных условиях сталкивается с серьезными изменениями в институциональной сфере, которые вызваны цифровой революцией и переходом от постиндустриальной экономики к экономике, основанной на информационных технологиях и машинном разуме. Один из ключевых элементов общества, формирующегося в эпоху цифровизации, - это использование компьютерных (вычислительных) сетей различных уровней, осуществляющих функции генерации, преобразования, хранения и распределения информации с помощью глобальных ИТС. В современном цифровом обществе экосистемы банковского сектора стали основным способом организации деятельности кредитных организаций. На сегодняшний день некоторые кредитные организации провели ряд экспериментов с цифровыми решениями и пришли к выводу, что экосистемный подход является одной из наиболее эффективных моделей для установления долгосрочного и плодотворного сотрудничества с клиентами. Кредитные организации, применяющие указанный подход, могут существенно увеличить взаимодействие с клиентами и предоставить им персонализированный опыт, основанный на их потребностях2.

1 Научный руководитель: Ковалева Наталия Алексеевна, к.э.н., доцент, доцент Департамента банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (NKovaleva@fa.ru).

Подходы к определению экосистем

Категория «экосистема» является для отечественной банковской отрасли относительно новой, поскольку активное распространение она получила только в 2016 году, когда ПАО «Сбербанк» приняло решение о создании модели организации своей деятельности с использованием 1Т-технологий и инвестировании в нефинансовые сервисы. В связи с этим понятие экосистемы на данный момент не имеет законодательной интерпретации и в учебной литературе встречается не часто. Каждая кредитно-финансовая организация имеет свою точку зрения на предмет определения изучаемого понятия.

Так, одна группа кредитных организаций подразумевает под экосистемой расширение партнерской сети путем включения в нее поставщиков нефинансовых продуктов и услуг.

Другие финансово-кредитные учреждения понимают под экосистемой включение в свою дея-

2 Тарханова, Е.А. Банковские экосистемы: сущность, типология и современные подходы к регулированию в России / Е.А. Тарханова, Д.С. Борисов, А.В. Тарханова, А.В. Фри-цлер // Экономика, предпринимательство и право. - 2023. -Том 13. - № 6. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://1economic.ru/lib/117771 (дата обращения: 05.06.2023).

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

Q. в

OJ О)

тельность новых сервисов, следуя за основными идеями стратегии расширения бренда. Приверженцы такого подхода рассматривают экосистемный подход, как логичный этап развития кредитной организации в современных условиях.

Третья группа банков считает, что экосистема - это модель развития банковской деятельности на основе маркетплейсов и других цифровых платформ, которые объединяют клиентов и поставщиков финансовых и нефинансовых услуг и имеют способность принимать разные формы партнерства1. В данном случае банковские экосистемы рассматриваются как модель развития бизнеса, подразумевающая широкую диверсификацию экономической деятельности кредитной организации.

В профессиональном и научном сообществах также пока не сформировалось единого мнения насчет дефиниции банковской экосистемы.

По мнению президента Финансового университета при Правительстве РФ М.А. Эскиндарова, банковская экосистема - это построение сети организаций, созданных вокруг единой технологической платформы и пользующихся её услугами для формирования предложений клиентам и доступа к ним. В этом определении акцент делается на институциональный, организационный аспект банковской экосистемы.

В ряде случаев основой бизнес-экосистемы указывают новые технологии. Так, в Докладе Банка России об экосистемах дано следующее определение: «Экосистема (цифровая экосистема) - совокупность сервисов, в том числе платформенных решений, одной группы компаний или компании и партнеров, позволяющих пользователям получать широкий круг продуктов и услуг в рамках единого бесшовного интегрированного процесса. Экосистема может включать в себя закрытые и открытые платформы»2.

Сходное определение предлагается главой Торгово-промышленной палаты РФ С.Н. Катыри-ным: «Бизнес-экосистема - это набор собственных или партнерских сервисов, объединенных вокруг компании. Экосистемы стремятся предоставить как клиентам, так и бизнесу комплекс сервисов, необходимых для повседневной жизни и работы»3.

Как видно, в определении понятия «банковская экосистема» наблюдаются разночтения, однако можно выделить признаки, которые свойственны всем трактовкам:

- расширение линейки нефинансовых продуктов

(услуг);

- применение цифровых платформ;

1 Вахрушев, Д.С. Формирование экосистемы как инновационный вектор развития банковского сектора / Д.С. Вахрушев, А.Е. Кальсин, Г.Д. Нидерштрат // Инновационное развитие экономики. - 2020. - № 6 (60). - С. 28.

2 Экосистемы: Подходы к регулированию // Банк России -2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbr.ru/ Content/Document/File/119960/Consultation_Paper_02042021.pdf (дата обращения: 01.09.2023).

3 Бизнес-экосистемы как реальность // Известия - 2021. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iz.ru/1262583/ sergei-katyrin/biznes-ekosistemy-kak-realnost (дата обращения: 01.09.2023).

- различные формы партнерства.

Наиболее полно отражает сущность современной экосистемы определение, сформулированное Банком России, при этом, стоит отметить, что оно не учитывает особенности организаций, находящихся в центре таких экосистем, а именно кредитных и финансовых организаций.

Таким образом, экосистему в банковском секторе можно определить, как модель развития банковской деятельности, включающая совокупность финансовых и нефинансовых сервисов, функционирующих на основе единой информационной платформы, существование которых призвано удовлетворить финансовые и нефинансовые потребности клиентов с широким применением различных форм партнерства.

Предпосылки формирования банковских экосистем

Одним из важных факторов, которые дали толчок к созданию банковских экосистем в России, является сокращение прибыли от банковских операций и желание банков получить больше прибыли от небанковских доходов. В результате этого кредитные организации открыто перешли к «продаже» небанковских услуг.

Процесс формирования новых банковских экосистем начался задолго до настоящего времени -еще в начале XXI века банки создавали дочерние страховые компании. Банки и по сей день занимаются поиском новых источников доходов, продолжая постигать отрасли, связанные с потребительскими товарами и услугами и диверсифицируя свои бизнес-операции.

Необходимость сохранить свое первоначальное положение как посредника в банковских операциях и сделках привела к созданию финансово-кредитными организациями собственных экосистем. Возникновение такого новшества в банковской сфере обусловлено желанием сохранить свою репутацию в качестве надежного поставщика финансовых услуг и конкуренции со свежими игроками на финтех-рынке, которые в состоянии разрушить традиционное банковское сообщество.

У банков имеется значительная клиентская база, которая помогает им строить уникальные банковские экосистемы. По убеждению J. Moore, достижение новаторских результатов требует активного участия многих игроков - потребителей и поставщиков. В банковской индустрии этот принцип особенно важен, поскольку здесь необходимы экосистемы, привлекающие внимание широкой аудитории. Развитие цифровых инноваций в этой сфере создало надежную платформу для создания банковских экосистем, что нашло свое отражение в улучшении дистанционного обслуживания клиентов и сокращении времени на банковские операции.

Распространение новых систем удаленной идентификации и обслуживания покупателей не только улучшило возможности получения услуг в банках и увеличило базу клиентов, но и стимулировал рост

числа пользователей, которые предпочитают использовать цифровые сервисы вместо того, чтобы посещать офисы банков. В свою очередь, это привело к сокращению издержек и увеличению операционной мощности в банковской системе1.

Типы банковских экосистем

Существует (условно) три типа экосистем в банковском секторе:

- узкоспециализированные;

- среднеспециализированные;

- универсальные.

Тип экосистемы обусловливается применяемой финансово-кредитной организацией стратегией.

Так, к примеру, Юникредит банк является узкоспециализированной экосистемой, поскольку его основным видом деятельности является автокредитование. Он взаимодействует с крупными компаниями, представляющими автомобильный бренд, и компаниями, оказывающими услуги страхования, а также является получателем государственной поддержки в виде субсидий.

Хотя клиенты банка могут воспользоваться и другими услугами, относящиеся к иным видам сервисов, таким как: дебетовые карты, депозиты и аренда ячеек и т.д., основную долю прибыли организация получения именно от предоставления услуг автокредитования. Благодаря такому подходу организации удается сократить стоимость обслуживания конкретной услуги и предложить уникальные продукты ограниченной кругу клиентов, такие как, например, заем на покупку автомобиля с отсрочкой платежа.

Росбанк улучшает опыт ипотечной покупки жилья для своих клиентов, предоставляя не только кредиты, но и обеспечивая доступ к услугам нотариусов, риэлторов и страховых агентов. Более того, клиенты могут найти магазины с мебелью и товарами для ремонта через специальное приложение. Таким образом, Росбанк сосредотачивается на создании экосистемы для комфортной покупки жилья. В то время как банки в целом ориентированы на развитие универсальных экосистем.

Так, приложение Тинькофф банка состоит из следующих разделов:

- банковские продукты;

- страхование;

- инвестиции;

- мобильная связь;

- собственный маркетплейс.

В приложении банка также представлена платформа для бизнеса с возможностью регистрации ООО или ИП, открытием счета, участием в государственных закупках, заказом эквайринга и бухгалтерского обслуживания.

Однако Сбербанк владеет наиболее развитой экосистемой в России, которая включает пять разделов:

- финансы;

- бизнес;

- шоппинг;

- досуг;

- здоровье.

Управление выполняется через единое мобильное приложение, где все разделы взаимосвязаны между собой. Если пользователь использует приложение Сбербанк Онлайн, то при покупке товаров в СберМегаМаркете не требуется вводить данные карты: средства будут автоматически списаны.

Банк нуждается в больших затратах для развития экосистемы, однако, все расходы позже окупятся благодаря клиентам. Допустим, клиент заказывает доставку еды и совместно с этим, подписывается на кредитную карту, ввиду выгодных условий. Также, компании, сотрудничающие с банком, платят комиссию взамен того, что покупатели используют их услуги через банковское приложение2.

Есть несколько больших банков, которые не считают себя экосистемами и заняты расширением своих финансовых услуг и повышением качества обслуживания клиентов. Но, в действительности, широкая диверсификация финансовых услуг часто является признаком экосистемы банков.

На рисунке 1 проанализируем структуру услуг финансовых организаций с лучшими экосистемами по типу - банковские и небанковские.

100 80 60 40 20

35

Сбербанк ВТБ Тинькофф Альфа Банк Газпромбанк

■ Доля банковских услуг ■ Доля небанковских услуг

Рис. 1. Структура услуг отечественных финансовых организаций с лучшими экосистемами3

Как видно из рисунка 1, ПАО «Сбербанк» является финансово-кредитной организацией с самой развитой экосистемой, так как 65% оказываемых данной организацией услуг и реализуемых продуктов относятся к небанковской сфере.

На второй позиции находится Тинькофф Банк, где на долю небанковских услуг приходится чуть менее одной трети всего объема оказываемых услуг данной организацией.

Третье место принадлежит Газпромбанку, который только на 15% всего объема реализуемых услуг предоставляет небанковские услуги.

1 Михеева, И.Е. Банковские экосистемы в России: понятие и предпосылки появления / И.Е. Михеева // Вектор юридической науки. - 2023. - № 1. - С. 44.

2 Банковские экосистемы - новая модель развития финансовых организаций // Bankiroff. - 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bankiroff.ru/articles/comparisons/ bankovskie-ekosistemy-novaya-model-razvitiya-finansovyh-organizacij-2739 (дата обращения: 05.06.2023).

3 Артемова, А.А. Формирование экосистем банков в условиях цифровизации / А.А. Артемова, Е.С. Матерова // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции. - 2022. - С. 262.

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

120

2

7

15

30

65

98

93

85

70

0

Принципы функционирования банковских экосистем

Несмотря на то, что в банковской сфере существуют различные виды экосистем, принципы их функционирования являются если не едиными, то в общем виде схожими (рис. 2).

CL в

СЧ1 О)

Рис. 2. Принципы функционирования экосистем в банковском секторе1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению автора, принципы функционирования современных экосистем банковского сектора помимо вышеуказанных также включают в себя принципы идеальной совместимости, а также ом-никанальности.

Принцип идеальной совместимости фактически означает то, что единовременное пользование сервисами или продуктами единой экосистемы увеличивает объем пользы, получаемых клиентом от каждого из таких сервисов/продуктов по отдельности. Таким образом, экосистемная организация создает условия для большей вовлеченности пользователей экосистемы.

Омниканальность же подразумевает создание единой коммуникационной среды для банка и его клиентов, которая позволяет свободно переключаться между каналами взаимодействия и формировать единую историю запросов клиентов с последующими покупками банковских услуг. Омниканальность позволяет современным банкам связать все каналы взаимодействия с клиентом в единую бесшовную систему и создать персонализированный профиль клиента, что обеспечивает повышение качества обслуживания, снижение издержек на коммуникацию, а также повышение уровня кросс-продаж за счёт real-time аналитики поведения потребителей.

Исходя их принципов функционирования экосистем в банковском секторе, описанных выше, можно сделать вывод, что экосистема работает

1 Коновалова, М.Е. Финансовые экосистемы в эпоху развития цифровых технологий / М.Е. Коновалова, О.Ю. Кузьмина // Вопросы инновационной экономики. - 2023. - № 1. - Том 13. -С. 364-365.

по принципу общины - каждый представитель общины вносит свой определенный вклад, а в дальнейшем получает от этого свою выгоду. То есть при экосистемном подходе к организации банковской деятельности все внимание направлено на клиента, на то, чтобы предоставить ему качественные услуги и обеспечить поддержку материнского бренда. При этом главным условием в данном случае является то, клиент в процессе потребления не должен покидать границы экосистемы. Для этого все продукты компании, как правило, разрабатываются с расчетом на взаимодействие и обратную совместимость.

Правовые основы функционирования банковских экосистем

Что касается правовых основ функционирования экосистем в отечественном банковском секторе, то следует сказать, что в России они только начинают формироваться.

В мае 2021 года Минэкономразвития РФ была выпущена Концепция общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной «экосистемы», которая направлена на регулирование антимонопольных действий и защиты цифровых данных. В остальном Концепция выглядит крайне абстрактно и обобщённо, что и неудивительно с учётом сильно размытости самого понятия «экосистема». Тем не менее, факт того, что вопрос функционирования экосистем в банковском секторе России поднимается на уровне государства, указывает на крайнюю заинтересованность последнего.

Согласно Концепции, основополагающую роль в регулировании деятельности всей банковской системы государства играют федеральные законы. Среди них можно выделить закон «О банках и банковской деятельности» и закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Регулирование банковских экосистем является одним из ключевых аспектов обеспечения устойчивого и эффективного функционирования финансовой системы. Банки играют важную роль в экономике, предоставляя кредиты, храня и управляя средствами клиентов, обеспечивая платежные сервисы и выполняя ряд других функций.

Однако, с ростом комплексности и масштабов банковских операций, возникает необходимость в регуляции для обеспечения стабильности и безопасности системы в целом. Регуляторы банковских экосистем, как правило, представлены в виде государственных или квазигосударственных органов, которые устанавливают и контролируют нормативные акты и политики, ограничивающие деятельность банков.

Одной из основных задач регуляторов банковских экосистем является обеспечение устойчивости банков в условиях финансовых кризисов или экономических сдвигов. Они определяют капитало-вые требования, ликвидность и стабильность бан-

ков и мониторят их соблюдение. В случае выявления несоответствия или риска финансового краха, регуляторы могут применять санкции, проводить реорганизацию или даже ликвидацию неплатежеспособных банков.

Регулирование также направлено на обеспечение прозрачности и защиты прав клиентов банка. Регуляторы устанавливают правила для предоставления информации о услугах и продуктах банков, контролируют процессы оценки рисков и устанавливают механизмы рассмотрения жалоб и споров. Они также могут накладывать штрафы за нарушение правил и несоблюдение законодательства о защите потребителей.

Регулирование банковских экосистем также может включать меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Регуляторы устанавливают процедуры и требования для идентификации клиентов, проверки их финансовой активности и мониторинга подозрительных операций. Они сотрудничают с правоохранительными органами и другими государственными и международными институциями для более эффективной борьбы с преступной деятельностью в сфере финансов.

Регулирование банковских экосистем стремится также приспосабливаться к изменяющейся технологической среде. С развитием цифровых инноваций и появлением новых игроков на рынке, регуляторы должны следить за соответствием банковской деятельности законодательству и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы.

В целом, регулирование банковских экосистем играет ключевую роль в обеспечении стабильности и безопасности финансовой системы. Оно способствует защите прав клиентов, предотвращению финансовых кризисов и преступной деятельности, а также стимулирует инновации и развитие банковской отрасли. Однако, важно найти баланс между регулированием и свободой предпринимательства, чтобы не препятствовать развитию экономики и финансового сектора.

Литература

1. Артемова, А.А. Формирование экосистем банков в условиях цифровизации / А.А. Артемова, Е.С. Матерова // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции. - 2022. -С.258-264.

2. Быканова, Н.И. Формирование экосистем банков в условиях цифровизации банковского пространства / Н.И. Быканова, Ю.А. Соловей, Д.В. Гордя, Л.А. Коньшина // Экономика. Информатика. - 2020. - № 1. - С. 91-100.

3. Вахрушев, Д.С. Формирование экосистемы как инновационный вектор развития банковского сектора / Д.С. Вахрушев, А.Е. Кальсин, Г.Д. Нидерштрат // Инновационное развитие экономики. - 2020. - № 6 (60). - С. 27-36.

4. Коновалова, М.Е. Финансовые экосистемы в эпоху развития цифровых технологий / М.Е. Коновалова, О.Ю. Кузьмина // Вопросы инновационной экономики. - 2023. - № 1. - Том 13. - С. 361-380.

5. Михеева, И.Е. Банковские экосистемы в России: понятие и предпосылки появления / И.Е. Михеева // Вектор юридической науки. -2023. - № 1. - С. 42-49.

6. Романенко, О.А. Особенности регулирования деятельности банковских экосистем / О.А. Романенко // Современная наука: прогнозы, факты, тенденции развития: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. - Чебоксары, 2022. - С. 510-514.

7. Банковские экосистемы - новая модель развития финансовых организаций // Bankiroff. -2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bankiroff.ru/articles/comparisons/ bankovskie-ekosistemy-novaya-model-razvitiya-finansovyh-organizacij-2739 (дата обращения: 05.09.2023).

8. Тарханова, Е.А. Банковские экосистемы: сущность, типология и современные подходы к регулированию в России / Е.А. Тарханова, Д.С. Борисов, А.В. Тарханова, А.В. Фрицлер // Экономика, предпринимательство и право. -2023. - Том 13. - № 6. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://1economic.ru/ lib/117771 (дата обращения: 05.09.2023).

9. Экосистемы: Подходы к регулированию // Банк России - 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbr.ru/Content/Document/ File/119960/Consultation_Paper_02042021 .pdf (дата обращения: 01.09.2023).

10. Бизнес-экосистемы как реальность // Известия - 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iz.ru/1262583/sergei-katyrin/ biznes-ekosistemy-kak-realnost (дата обращения: 01.09.2023).

ECOSYSTEMS OF THE RUSSIAN BANKING SECTOR: PRINCIPLES AND LEGAL BASIS OF FUNCTIONING

Shanskov N.S.1

Financial University under the Government of the Russian Federation

In the Russian Federation, the concept of «ecosystem» began to operate in the information space only in the early 2000s, and the connection of this category with the banking sector arose only in 2016, when Sberbank decided to create a model for organizing its activities using IT technologies and investing in non-financial services. Then this idea of creating an ecosystem was adopted by Tinkoff Bank, VTB and others. Today, the formation of ecosystems in the banking sector is one of the most fashionable and actively developing areas of domestic banking, which is associated with the widespread spread of processes such as digitalization and globalization. However, due to the fact that banking ecosystems in Russia have appeared relatively recently, issues concerning the principles and legal foundations of their functioning are insufficiently developed today, which necessitates further research. The purpose of the study is to study the principles and legal foundations of the functioning of

1 Supervisor: Kovaleva N.A., Financial University under the Government of the Russian Federation.

C3

о

CO £

m Р СГ

CT1 А

IE

the ecosystems of the banking sector. Research methods: the study of modern literary sources; analysis and synthesis; comparison and generalization; graphical method, tabular method and others. Results achieved: this article highlights the latest trends in the development of digital banking ecosystems in Russia.

Keywords: ecosystem, banking sector, banking ecosystem, the era of digitalization, financial innovation, banking.

References

1. Artemova, A.A. Formation of ecosystems of banks in the conditions of digitalization / A.A. Artemova, E.S. Materova // Actual problems of science and education in the conditions of modern challenges: collection of materials of the XVI International Scientific and Practical Conference. - 2022. - C. 258-264.

2. Bykanova, N.I. Formation of ecosystems of banks in the conditions of digitalization of the banking space / N.I. Bykanova, Y.A. Solovey, D.V. Gordya, L.A. Konshina // Economics. Informatics. - 2020. - № 1. - C. 91-100.

3. Vakhrushev, D.S. Ecosystem formation as an innovative vector of the banking sector development / D.S. Vakhrushev, A.E. Kalsin, G.D. Niederstrat // Innovative development of economy. - 2020. - № 6 (60). - C. 27-36.

4. Konovalova, M.E.. Financial ecosystems in the era of digital technologies development / M.E. Konovalova, O.Y. Kuzmina. Konovalova, O.Y. Kuzmina // Voprosy innovatsionnymi ekono-miki. - 2023. - № 1. - Vol. 13. - C. 361-380.

5. Mikheeva, I.E. Banking ecosystems in Russia: concept and prerequisites for the emergence / I.E. Mikheeva // Vector of Legal Science. - 2023. - № 1. - C. 42-49.

6. Romanenko, O.A. Features of the regulation of banking ecosystems / O.A.. Romanenko // Modern science: forecasts, facts, trends in development: a collection of materials of the XV International Scientific and Practical Conference dedicated to the 60th anniversary of the Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. - Cheboksary, 2022. - C. 510-514.

7. Banking ecosystems - a new model of development of financial organizations // Bankiroff. - 2021. - [Electronic resource]. -Access mode: https://bankiroff.ru/articles/comparisons/ bankovskie-ekosistemy-novaya-model-razvitiya-finansovyh-organizacij-2739 (access date: 05.09.2023).

8. Tarkhanova, E.A. Banking ecosystems: essence, typology and modern approaches to regulation in Russia / E.A. Tarkhanova, D.S. Borisov, A.V. Tarkhanova, A.V. Fritsler // Economics, En-trepreneurship and Law. - 2023. - Vol. 13. - № 6. - [Electronic resource]. - Access mode: https://1economic.ru/lib/117771 (date of reference: 05.09.2023).

9. Ecosystems: Approaches to Regulation // Bank of Russia -2021. - [Electronic resource]. - Access mode: https://cbr.ru/Con-tent/Document/File/119960/Consultation_Paper_02042021.pdf (access date: 01.09.2023).

10. Business ecosystems as a reality // Izvestia - 2021. - [Electronic resource]. - Access mode: https://iz.ru/1262583/sergei-katyrin/ biznes-ekosistemy-kak-realnost (access date: 01.09.2023).

a.

e

CM O)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.