Научная статья на тему 'Экосистема как механизм организации бизнеса на мировом рынке телекоммуникаций'

Экосистема как механизм организации бизнеса на мировом рынке телекоммуникаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
619
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОСИСТЕМА / ИКТ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / ЕCOSYSTEM / ICT / APPLE / GOOGLE / TELECOMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шиляев Александр Витальевич

В статье анализируется рынок телекоммуникаций, глобальная конкуренция на нем. При этом применяется модель экосистем Джеймса Мура, определены ее актуальность для данного рынка и перспективы ее дальнейшего использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecosystem as a method to organize businesses on the international telecoms market

The telecommunication market and its competition are described in the article. The analysis is based on James Moore's Ecosystem model, it offers an insignt into its actuality and perspectives for the given market

Текст научной работы на тему «Экосистема как механизм организации бизнеса на мировом рынке телекоммуникаций»

A.B. ШИЛЯЕВ

Александр Витальевич ШПЛЯЕВ — аспирант кафедры международных экономических отношений СПбГЭУ.

В 2009 г. окончил СПбГУЭФ.

Автор 7 публикаций.

Область научной специализации — экономика Финляндии, рынок телекоммуникаций, инновации.

^ ^ ^

ЭКОСИСТЕМА КАК МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ"

В последние годы в мире наблюдается значительный рост телекоммуникационных технологий. По мере увеличения числа абонентов мобильные телефоны становятся технически более сложными, аппараты не только выполняют функцию передачи голосовой информации, но и становятся мульти-функциональными, сочетая в себе несколько устройств

Одной из главных тенденций развития мирового рынка телекоммуникаций (МРТК) является его интернетофикация. Также потребители предъявляют больше требований к мобильным телефонам. Данный процесс автор рассматривает в рамках модели экосистем американского исследователя Джеймса Мура (James Moore), адаптированной для рынка телекоммуникаций. В статье исследуется применение экосистемы как биологической категории к производству телефонов и оказанию услуг, а также перспективы ее дальнейшего использования при анализе в МРТК.

Эволюция мобильного телефона как товара прошла три стадии: традиционное устройство, смартфон и интернет-смартфон. Действующая в настоящее время стадия началась в 2007 г., когда американская компания Apple представила iPhone С тех пор в период 2007-2012 гг. общее число проданных смартфонов возросло со 122 млн до 712,6 млн единиц, их доля — с 10,7 до 41,1 % (см. табл.).

Таблица

Динамика продаж смартфонов в 2007-2012 гг.

2007 2008 2009 2010 2011 2012

Отгружено смартфонов, млн шт. 122,0 142,0 171,39 296,4 491,4 712,6

Доля смартфонов, % 10,7 11,8 14,5 18,6 30,7 41,1

Нет:, отчеты Gartner по мобильными беспроводным коммуникациям за 2007-2009 гг, iSuppli — за 2010-2012 гг.

Дополнительные характеристики интернет-смартфонов позволяют создавать дополнительную добавленную стоимость путем выпуска специализированных цифровых программ, которые потребитель может использовать в развлекательных, информационных, образовательных, вспомогательных и иных целях.

ГРНТИ 06.51.02 © A.B. Шиляев, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Ю.В. Мтиаяъченко.

Официальная статистика, представляемая агентствами iSuppli, Gartner и др., не разграничивает смартфон и интернет-смартфон. С точки зрения товарной структуры отличительными особенностями интернет-смартфона являются отсутствие клавиатуры, большой дисплей и легкость управления.

Смартфон iPhone — устройство, обладающее функциями карманного компьютера, обеспечивает высокоскоростной доступ в Интернет. Инновационный способ управления касанием экрана обеспечил бурный рост таких устройств.

На этом высокотехнологичном рынке в инвестиционной политике необходимо перенести центр тяжести с капиталовложений, направленных на достижение высокого качества продукции, на разработку инновационных товаров [1, с. 67]. Распространение и установка таких программ (мобильных приложений), генерирующих дополнительный трафик, становятся необходимым элементом в борьбе за глобальное лидерство. Таким образом, предоставление услуг начинает занимать более значимую роль и является одной из тенденций эволюции данного рынка.

Как видно на рис. 1, данный процесс проходит в рамках телекоммуникационной экосистемы (ТЭ) — разветвленной сети взаимосвязанных между собой предпринимателей, компаний и организаций в области передачи данных посредством мобильной телефонии, которые создают добавленную стоимость на основе ядра как центрального элемента экосистемы.

Конкуренция на рынке телекоммуникаций осуществляется не столько между компаниями, сколько между экосистемами. Такая тенденция является еще одной важной характеристикой современного развития МРТК, особенно в контексте увеличения доли смартфонов в общем числе произведенных мобильных телефонов. Ядро экосистемы имеет связь с классической производственной цепочкой. Логика заключается в следующем: производитель мобильных телефонов (Nokia, Samsung или Apple) покупает у поставщиков комплектующие, собирает устройство и при необходимости устанавливает для смартфонов операционную систему. Базовые программы (текстовый редактор, навигация и др.) смартфонов составляются на производственной платформе, — компьютерном фундаменте всей экосистемы.

Элементы экосистемы могут располагаться на значительном расстоянии друг от друга, т. е. ее характеристикой выступает расширение географии международного разделения труда. Расстояние между субъектами ТЭ нивелируется за счет современных средств коммуникации.

Таким образом, вся экосистема не может существовать в рамках одного государства, одной социокультурной группы или одной правовой системы. По мнению автора, наибольший интерес представляют экосистемы, находящиеся под контролем американских компаний Apple и Google.

Согласно концепции Дж. Мура, жизненный цикл экосистемы можно разделить на четыре стадии: зарождение, расширение, лидерство и самообновление (или, если его не произошло, — гибель) [2, р. 77].

Зарождение. На стадии зарождения экосистема возникает и пытается создать добавленную стоимость вокруг ключевой инновации, одновременно защищая ее от конкурентов и привлекая к ее созданию ключевых поставщиков и потребителей. Компания Apple является информационно-коммуника-

ционной (ИК), в ее производственную линейку входит выпуск различных устройств: музыкальный проигрыватель, ноутбук, планшет и др. Поэтому возникновение ТЭ стало результатом самообновления всей экосистемы Apple. Компания Google не имела опыта на МРТК и создала экосистему «с ну-

Ключевой инновацией ТЭ стало оказание названными компаниями услуг по предоставлению цифровых программ и их распространению пользователям и владельцам смартфонов. Услуги оказываются посредством так называемых «магазинов приложений» (МП, англ. application store). Реализация данной инновации представлена на рис. 2.

Публикация программы

Установка

^^ Смартфон

Платежи

Платежи

Рис. 2. Механизм предоставления услуг посредством магазинов приложений

Разработчики создают приложения с помощью специальных средств с учетом программной платформы и выставляют свои приложения в МП. С другой стороны, потребитель через мобильное устройство приобретает в МП необходимые программы. Особенность МЭ заключается в том, что МП обеспечивает возможность наличия субъектов всего мира. Например, разработчик программы из США может реализовать свою программу (оказать услугу) владельцу телефона из России.

Расширение. Экосистема предлагает новинку на широком рынке, пытается занять максимальную долю и стать стандартом для других. Арр Store и Google Play были запущены с интервалом в три месяца, однако на раннем этапе показывали разные результаты. В количественном показателе это выражается в числе приложений в магазине на момент открытия, а также в суммарном числе скачиваний их на мобильные телефоны (см. рис. 3).

450000 -, 400000 -350000 -300000 -250000 -200000 -150000 100000 50000

о

M

х / *

*

*

*

*

Apple - ^—-Google

0

10

20

30

40

Рис. 3. Динамика развития магазинов приложений за первые 40 месяцев функционирования

Формально компания Google не является ИК, поэтому на рынке телекоммуникаций автор рассматривает ее как новичкам по состоянию на 2007-2008 гг.

Магазин приложений от Apple называется Арр Store, от Google — Google Play (ранее — Aidroid Market).

Отметки в 200 тыс. загрузок Арр Store достиг за период в 20 месяцев (июль 2008 г. — март 2010 г.), для достижения такого же результата Google потребовалось более 30 месяцев (октябрь 2008 г. — апрель 2011 г.). Однако к 40-му месяцу с момента запуска общее число загрузок стало сопоставимым.

Лидерство. Экосистемы развиваются и способствуют привлечению новых поставщиков, партнеров и потребителей. Экосистемы Apple и Google перешли на стадию лидерства благодаря достижению двух целей: созданию добавленной стоимости и достижению критической массы пользователей. Достижение этой стадии было осуществлено разными путями.

Apple известна закрытым характером деятельности, за что получила прозвище «сад, обнесенный забором» (walled garden). Таким образом, компания взяла под свой контроль процесс развития и распространения таких цифровых приложений. К моменту запуска Арр Store уже был сформирован круг потенциальных потребителей — лояльных владельцев устройств Apple. Google, напротив, запустил Google Play только для пользователей, которые приобрели первый мобильный телефон на базе Android. Тем самым, уже не было существующих клиентов МП.

Благодаря потенциальной базе пользователей Apple была в состоянии установить высокие барьеры на вход в экосистему, что противоречило концепции Дж. Мура, и имела возможности продажи цифровых приложений. Это вызвано тем, что менеджмент компании был уверен в появлении спроса на контент сразу после запуска экосистемы.

Обновление. Четвертая стадия экосистемы Дж. Мура на рынке телекоммуникаций еще не наступила. В связи с этим теоретически возможно появление новой глобальной экосистемы, которая может возникнуть в результате альянса Nokia и Microsoft.

Таким образом, модель Дж. Мура актуальна для МРТК, и достижение лидерства возможно по нескольким направлениям. Во-первых, с точки зрения первоначальной базы пользователей компания Apple обладала ею, Google — нет. Это привело к тому, что Apple с момента запуска экосистемы могла предоставлять пользователям больше платных приложений, чем Google. Во-вторых, преобладающее число бесплатных приложений сделало развитие экосистемы Google более стремительным. В-третьих, «закрытая» экосистема Apple подразумевает наличие одного производителя мобильных телефонов. В свою очередь, с помощью открытой платформы Google число производителей устройств в данной экосистеме стало больше. В-четвертых, высокие барьеры входа для разработчиков мобильных приложений для Арр Store обеспечивают их более высокое качество. Однако свободный доступ к экосистеме Google предполагает более широкий ассортимент предлагаемых услуг. Из вышесказанного следует, что экосистема Google смогла ликвидировать «фору» Apple. В стадии обновления обе экосистемы останутся лидерами на рынке телекоммуникаций. Однако небольшим преимуществом будет обладать компания Google. По мнению автора, модель Дж. Мура также обладает потенциалом. С ее помощью возможны описание и классификация более мелких экосистем, не претендующих на глобальное лидерство.

Таким образом, экосистемы, сформированные американскими компаниями Apple и Google, выступают в качестве достаточно результативного механизма организации бизнеса на мировом рынке информационно-коммуникационных технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронин М. С. Влияние процессов глобализации на эволюции стратегии ТНК (на примере финского концерна «Нокиа») // Известия СПбУЭФ. 1998. № 3. С. 57-68.

2. James F. Moore. Predators and prey a new ecology of competition // Harvard Business Review. 1993. May-June. P. 75-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.