Научная статья на тему 'Экосиндромы художников'

Экосиндромы художников Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
554
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОСИНДРОМ / ЖИВОПИСЬ / ЛАКИ И КРАСКИ / ТОКСИЧНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Лакарова Е.В.

Прикладное искусство является основой культурной составляющей любого народа. Однако, материальное выражение любого вида искусства, особенно прикладного, требует соприкосновения с конкретными материалами и технологическими методами при творении шедевра. Контакт с конкретными материалами это контакт с различными химическими соединениями, что влечет за собой возможность токсических воздействий и травм. Особенно это относится к такой области прикладного искусства как художественная роспись.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экосиндромы художников»

Лакарова Е.В., доцент кафедры «Социально-гуманитарные и естественнонаучные дисциплины», декан факультета «ДПИ» Московского филиала ВШНИ (института)

ЭКОСИНДРОМЫ ХУДОЖНИКОВ

Аннотация. Прикладное искусство является основой культурной составляющей любого народа. Однако, материальное выражение любого вида искусства, особенно прикладного, требует соприкосновения с конкретными материалами и технологическими методами при творении шедевра. Контакт с конкретными материалами - это контакт с различными химическими соединениями, что влечет за собой возможность токсических воздействий и травм. Особенно это относится к такой области прикладного искусства как художественная роспись.

Ключевые слова: экосиндром, живопись, лаки и краски, токсичность, безопасность.

Lakarova E.V., Associate Professor of the Department "Social, Humanitarian and Natural-science Disciplines ", Dean of the Faculty "Arts and Crafts " at Moscow Branch of Higher School of Folk Arts (Institute)

ECOSINDROMS OF PAINTERS.

Abstract. Applied art is the basis of the cultural component of any nation. However, the material expression of any kind of art, especially applied, requires contact with concrete materials and technological methods in the creation of a masterpiece. Contact with specific materials - is contacted with a variety of chemical compounds, which entails the possibility of toxic effects and injury. This applies particularly to the field of applied arts such as art paintings.

Keywords: ecosindrom, paintings, varnishes, toxicity, safety.

19

Как ни парадоксально это звучит, но декоративно-прикладное искусство немыслимо без знания естественных наук. Это одна из основ профессии. В процессе работы мастер постоянно сталкивается с необходимостью использования того или иного химического вещества или состава. Созерцая прекрасные творения, мы не всегда понимаем степень потенциального вреда, связанного с каждым из технологических приемов различных видов декоративного искусства. Искусство может нести людям не только прекрасное, создатели высокохудожественных произведений в процессе воплощения шедевров могут подвергаться воздействию различных химических веществ, содержащихся в красках и средствах для их удаления.

Токсичность - (от греч. 1:ох1коп - яд) способность веществ вызывать нарушения физиологических функций организма, в результате чего возникают симптомы интоксикаций (заболевания), а при тяжелых поражениях - его гибель.

Вредные вещества, входящие в состав лакокрасочных материалов, могут оказывать воздействие на организм человека через дыхательные пути, кожу и пищеварительный тракт. Вместе с воздухом через дыхательные пути в легкие человека попадают пары растворителей и аэрозоль, содержащий как твердые частички, так и жидкий компонент краски. При этом вредные вещества, попавшие в организм через дыхательные пути, оказывают большее отрицательное воздействие, чем при поступлении через желудочно-кишечный тракт, так как в этом случае они быстрее попадают в кровь.

Большое значение имеет летучесть растворителей: чем она выше, тем быстрее загрязняется воздух помещений. Отдельные растворители (ацетон, бензин, спирты и др.) раздражают слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей и могут также вызвать кожные заболевания воспалительного и аллергического характера. Растворители, попавшие в организм в большом количестве, могут вызвать острую форму отравления. Это может произойти при окраске больших поверхностей без надлежащего проветривания помещения. Окраска подогретыми ЛКМ также может привести к созданию высокой концентрации паров

20

растворителей в зоне дыхания и острому отравлению.

Токсичность краскам придают вводимые в их состав ядовитые соединения металлов (меди, мышьяка, цинка, свинца) или органические соединения. В зависимости от количества в 1 кг ЛКМ ядовитого вещества их разделяют по степени вредности для людей и для окружающей среды. Для воздействия на подрастающие организмы считают необходимым и достаточным выделение за одни сутки с 1 кв.см окрашенной поверхности не менее 10 мкг меди и не менее 2 мкг олова или ртути. На эффективность действия красок и сохранение их токсичности влияют условия хранения и качество полуфабрикатов, способ нанесения и инструмент, характер предварительной подготовки поверхности под окраску.

Художники в творческом процессе могут соприкасаться с различными химикатами, содержащимися в красках и растворителях. Сообщалось о неврологических последствиях хронического воздействия растворителей, называемых синдром маляра. Несмотря на существование безопасных альтернатив, таких как водно-растворимые краски, а также удаление таких компонентов как свинец, кадмий и ртуть, многие потенциально опасные составляющие остаются в красках и растворителях [1].

Использование краски для декоративных и ритуальных целей, является древней традицией в культурной практике. Пещеры Ласко, египетские захоронения и жилища Древней Греции и Рима наполнены прекрасно сохранившимися фресками, для украшения жилища и охранения его от злых духов, обозначения статусности обитателей дома и тому подобное.

В настоящее время производятся более 1 миллиарда галлонов красок и лаков

в год. Краски состоят из трех основных компонентов: пигментов, связывающих

веществ и растворителей. От 20 до 60% веса краски - это, как правило, пигменты.

Наиболее часто используемые пигменты получают из металлических руд. Белая

двуокись титана, черный углерод, красный свинец, хромовый желтый, молибдат

оранжевый и цинковый желтый - это обычные пигменты. Сейчас доступны много

21

новых органических пигментов. Как правило, они стоят дороже, но имеют меньший, чем у неорганических пигментов, потенциал острой токсичности. Пигмент диспергируется в растворителе. В прошлом обычно использовались летучие органические растворители, и они несли в себе потенциальный риск для здоровья живописцев. Наиболее распространенные летучие растворители включали ксилол, толуол и Уайт-спирт (смесь алифатических и ароматических углеводородов). В настоящее время краски на основе воды заменили многие краски на основе органических растворителей. Водные красители содержат намного меньше летучих органических растворителей. Имеются полярные составляющие, такие как мономеры (акрилаты), гликоли и гликолевые эфиры. Хотя гликоли и гликолевые эфиры считаются более безопасными, при некоторых условиях они могут вызывать респираторные раздражения и миелотоксичность [1],[2].В обзорном исследовании красок на водной основе, доступных в Дании, было показано, что более 20% из них содержат летучие органические растворители [3]. В зависимости от красок и их использования в современных композициях могут содержаться такие добавки как осушители, инсектициды, фунгициды, другие биоциды, сглаживающие агенты, поверхностно активные вещества, дезодоранты, антикоррозийные агенты, и антипиретики. При некоторых обстоятельствах, эти добавки могут быть потенциально опасными.

Контакт с растворителями

Краски содержат алифатические, алициклические, ароматические, хлорированные и оксигенированные углеводороды. При некоторых условиях систематическая адсорбция растворителей через легкие может иметь место, за счет высокого давления паров большинства органических растворителей и огромной капиллярной сети легких [4].

Кожный путь это другая возможность адсорбции растворителей [5].

Как острая, так и хроническая токсичность может быть ассоциирована с растворителями.

Острые наркотические действия оксигенированных и хлорированных углеводородов использовались с 1840 года как ингаляционные анестетики. Другие классы углеводородов могут оказывать сходные эффекты на центральную нервную систему. Однако они могут быть не так активны, как оксигенированные и хлорированные. Острая токсичность растворителей ассоциируется с симптомами головокружения, сонливостью, нарушением координации и транзиторным психомоторным расстройством. Важно помнить, что все эти эффекты всецело зависят от типа и продолжительности воздействия. Эти симптомы обратимы и быстро исчезают после прекращения воздействия растворителя. С учетом хлорированных и ароматических углеводородов, следует учесть, что их большие дозы могут повысить восприимчивость миокарда к эндогенным и экзогенным катехоламинам, что приводит к потенциально летальным аритмиям [3]. Метиленхлорид, часто используемый в жидкостях для удаления красок и лаков, в организме метаболизируется оксидазой со смешанной функцией до монооксида углерода [3].

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) описала два синдрома относящихся к отравлению растворителями: органический эффективный синдром и хроническую токсическую энцефалопатию. Органический эффективный синдром, как он описан ВОЗ, это мягкая форма хронической токсичности растворителя и может включать утомление, раздражительность, депрессию и апатию. В этих случаях симптомы исчезают с прекращением экспозиции. Соответствующие структурные изменения варьируют от никаких до мягкой атрофии и были идентифицированы компьютерной томографией, магниторезонансным методом и при аутопсии. В некоторых исследованиях пациенты со значительными когнитивными расстройствами поправлялись после прекращения воздействия растворителя [7].

Большое количество исследований было направлено на потенциальные воздействия на нервную систему людей, работающих с лакокрасочными покрытиями, с продолжительной экспозицией, с высокими концентрациями

некоторых растворителей во время работы [8, 9]. Изменения в проводимости нервов и электромиографические отклонения с клиникой периферической нейропатии (оцепенение, паресезии) были описаны у художников, работавших со смесями растворителей [10] [11] [12].

Респираторная система.

Различные химикаты используемые в данной области могут вызывать респираторные нарушения, действуя либо как неспецифические раздражители, либо стимулируя иммуноопосредованные механизмы. Любой из этих процессов может привести к бронохоспазму.

У пациентов может развиваться синдром реактивной дыхательной дисфункции после контакта с такими раздражителями как пыль, летучие органические растворители, полярные органические растворители (гликоли и гликолевые эфиры), биоциды (трибутил-тин оксид) и пигменты. Вдобавок, воспалительные реакции могут появиться у пациентов при контакте с аммиаком, отбеливающими веществами и соляной кислотой.

Астма, связанная с данным родом занятий, определяется как дыхательная обструкция или воздушная гиперчувствительность (до 15% вновь диагностированных случаев астмы у взрослых). Более 200 агентов могут вызвать такую астму, многие из них относятся к натуральным белкам животных, растений, бактерий и грибов. Наиболее частые причины астмы связанной с профессией это изоцианаты и близкие к ним химикаты [13].

Эти химикаты обычно модифицированы в преполимеры чтобы уменьшить их летучесть и таким образом минимизировать их воздействие на мастеров. Однако, если краска аэрозольная, эти изоцианатные составляющие могут вдыхаться и потенциально могут быть ассоциированы с респираторными проблемами [9].

В механизме легочной токсичности, связанной с изоцианатами, задействованы как иммунологические так и не иммунологические механизмы. Изоцианаты могут взаимодействовать с различными биологически активными

группами макромолекул, такими как сульфгидрильные, алкильные, амино- и карбокси- группами и таким образом могут вызывать прямое поражение легочного эпителия и усиленные воспалительные реакции (толуол 2,4-диизоцианатблокирует бета-адренэргические рецепторы) и может вызывать бронхоспазм. Вдобавок, изоцианаты реагируют с аминогруппами белков, образуя гаптены, что приводит к развитию реакций гиперчувствительности. Однако антитела были обнаружены только у 5-20% людей с соответствующими симптомами.

Острое изоцианатное воздействие может вызвать воспаление слизистой оболочки глаз, носа и глотки, что приводит к кашлю и затрудненному дыханию. Результатом может быть пневмония гиперчувствительности и облитерирующий бронхит, ассоциированные с лихорадкой, дрожью, кашлем, пятнистыми инфильтратами на снимках грудной клетки. Производственная астма, ассоциированная с изоцианатом впервые описана в 1951 году. Частота случаев этой формы профессиональной астмы среди работающих с лаками и красками была определена как от 5% до 30%.Астма может развиться в течение первых же месяцев работы с этими веществами. Некоторые жалуются на то, что симптомы сохраняются и после полного прекращения контакта [9].

Фармакологическое лечение профессиональной астмы принципиально не отличается от стандартной терапии, и основано на бронходиляторах и ингаляционных стероидах.

Дерматологическая система

Большинство растворителей, используемых в живописи, вызывают обезжиривающий дерматит при многократном контакте с кожей. Отдельные растворители, включающие хроматы, изоцианаты, эпоксидные смолы могут действовать как сенсибилизаторы и раздражители при некоторых условиях.

Система печени

В отличие от некоторых хлорированных углеводородов (таких как четыреххлористый углерод и хлороформ), ароматические и алифатические

считаются не опасными для печени. Однако сообщалось об остром некрозе и стеатозе печени после существенного контакта с ксилолом [11].

Новообразования

Некоторые химикаты, находящиеся в красках могут быть канцерогенами или мутагенами. Бензопирен, полициклический ароматический углеводород как контаминант обнаружен в черных угольных пигментах. Он считается канцерогеном ответственным за скротальный рак. Растворители, такие как бензин и хлорированные углеводороды (четырех хлористый углерод, хлороформ, тетрахлорэтилен и трихлорэтилен) являются канцерогенами, подтвержденными ^^ на лабораторных животных [8].

В настоящее время доказан повышенный риск злокачественных новообразований у работающих с красками и производителей красок. Они имеют повышенные риски многих видов рака, включая рак мочевого пузыря и простаты, множественную миелому, рак легких, рак печени и рак желудка. Контакт с красками, распылителями красок и лаков может быть связан с повышенным риском рака простаты. Производители красок могут иметь дополнительный риск острого лейкоза и раков легких, пищевода, мочевого пузыря, печени, кожи и кишечника

[14].

Недавно были проведены исследования направленные на потенциальную связь неоплазии у детей с профессиональными контактами их родителей с красками и лаками. Некоторые авторы предположили, что материнские контакты с красками и лаками могут быть ассоциированы с острой лимфоидной лейкемией у детей, а также, что контакты родителей с красками и разбавителями красок могут быть ассоциированы с увеличенным риском развития опухолей нервной системы, особенно нейробластом, у их потомства [10].

Другие потенциально опасные воздействия

Колики маляров (свинец)

Появление относительно не дорогих красок из свинцовых белил было

26

отмечено их широким распространением в семнадцатом веке. В обзоре по профессиональным заболеваниям в Иллинойсе в 1913 г. др. Алиса Гамильтон писала, что работающие с красками составляют 30% всех случаев отравлений свинцом. Термин колики маляров обозначает общий набор гастроинтестинальных симптомов отравления свинцом, которые наблюдали в 80% случаев в то время.

Двуокись титана и ряд других пигментов заменили свинец в подавляющем большинстве красок. Главный фактор снижения контакта со свинцом- это способ приготовления красок. В прошлом маляры, подбирая цвет своих красок с помощью сырых пигментов, увеличивали риск контакта с вредными веществами. Сегодня большинство продуктов выпускаются уже замешанными, что позволяет избежать таких контактов.Пары свинца особенно опасны, потому что они легко поглощаются альвеолами и могут таким образом проникать через гематоэнцефалический барьер. Избыточный контакт с парами свинца может приводить к острой энцефалопатии [14].

Ртуть

Фенилртутный ацетат использовался как один из обычных биоцидов (против грибков и плесени). Контакт с этим химикатом может вызвать акродинию, детскую форму ртутного токсикоза. Появление этой болезни способствовало полному удалению ртути из красок для рисования. Органическая ртуть может воздействовать на центральную нервную систему и вызывать тремор, пугливость, эмоциональную нестабильность, нервозность, дефекты памяти и снижение психомоторного опыта. Симптомы, связанные с акродинией включают лихорадку, раздражение, бессонницу, изменение личности, общую слабость и эритематозную сыпь с шелушением на руках, ногах и носу.

Риски, связанные с резьбой по дереву.

За счет процесса ошкуривания древесная пыль может представлять опасность для художника. Контакт с различными типами древесной пыли может приводить к раздражению и вызывать острые респираторные симптомы. Некоторые сорта

древесины, такие как западный красный кедр и восточный белый кедр известны как причина аллергий и заболеваний верхних дыхательных путей. Танины, которые представляют собой полифенолы, присутствующие в древесине, выступают как канцерогены для животных. Количественно воздействие танинов коррелирует с использованием специфических твердых пород древесины (т.е. дуба, ореха, макогона), а также с уровнем древесной пыли. Эпидемиологические исследования определили повышенный риск рака носовой полости, в особенности аденокарциномы, у работающих с деревом. Танины считаются играющими значительную роль в канцерогенезе [13].

Методы применения

Краски и лаки применяются с использованием различных методов, варьирующихся от ручного нанесения с помощью кисти, губки, ролика или распылителя, до полностью автоматических процессов погружения или распыления. Единственно возможной защитой в не полностью закрытых процессах окрашивания являются: улучшение вентиляции, правильное использование персональных средств защиты дыхательных путей, или использование более безопасных красок и лаков. В целом, наибольший риск химического воздействия проявляется при аэрозольных процессах. В большинстве стран законом предусмотрено, чтобы такие процессы были закрытыми, и человек должен защищать дыхательные пути респираторными защитными средствами.

Не существует специфического лечения для связанных с растворителями отклонений центральной нервной системы, кроме устранения самого воздействия растворителя. Регулярный мониторинг лиц из группы риска (взятие образцов воздуха в помещении, обследование людей, работающих с растворителями, опытными нейропсихологами или нейропсихиатрами, проведение нейропсихиатрических тестов перед приемом в мастерские и на производство и регулярное обследование на когнитивные дефициты и персональные изменения) считается очень важным.

Указанные проблемы обуславливают у художников высокие риски развития

28

различных профессиональных заболеваний. Потенциально любая деятельность, связанная с лакокрасочными материалами, несет в себе вред здоровью.

В целом проблемы рабочих зон в художественных мастерских связаны со следующими факторами:

• старые, приспособленные здания (помещения) с малыми рабочими зонами;

• неэффективная вентиляция рабочих зон;

• неадекватные условия для гигиенических процедур после работы;

• неадекватный режим очистки помещений, клининга, прогрессирующее накопление вредных веществ в рабочей зоне;

• неадекватное состояние или отсутствие индивидуальных средств защиты;

• отсутствие потребности в специальных знаниях о безопасности как позиция, свойственная и для работников, и для менеджмента (работодателя);

• отсутствие культуры обращения с химическими реагентами (немаркированные емкости для химических реагентов, использование неточного некорректного смешивания, взвешивания и т.п.);

• отсутствие средств (наборов) для дезактивации пролитых реагентов, отсутствие или просроченные антидоты и т.п.;

• неадекватное укомплектование или отсутствие наборов первой медицинской помощи (аптечек);

• потенциальный риск токсичного воздействия при работе с лаками и красками.

Список литературы:

1. Гаде, Морстен Л., Брюн Р.: Хронический синдром художника. -

ActaNeurolScand 77:293, 1998.

2. Seppalaminen A M: Neuropsichological aspects of thetoxicity of organic solvents. ScandJ Work Environ Health, 11:61, 2005.

3. Rioux JP, Myers RA: Methylene chloride poisoning: A paradigmatic rewiew. J emergVed 6:227, 2008.

4. Astrand J.: Поглощение растворителей легкими. Br J Ind Med 42:217, 2005

5. Каллен, Кемиях, Розенсток: Медицина труда. N Eng J Med 322:594? 2000

6. Parmegiani L.: Painting and Varnishing. In Enciclopedia of Occupational Health Safety, Geneva,InternationalLabour Org. 2003

7. Seedorff L, Olsen E.: Exposure to organic solvents. 1. A survey of the use of solvents. Ann occupHyg 34:371, 2000

8. Baker et EL al: Нейроповеденческие эффекты растворителей в среде художников. J Occup Med 30:116, 2008

9. Kennedy Al, Brown WE: Isocianates and lung disease: Experimental approaches to molecular mechanisms. Occup Med 7:301, 2002

10.Schitz J et al: Risk of childhood leukemia and parental self-reported occupational exposure to chemicals,dusts, fumes: Results from pooled analyses of German population-based case-control studies. Cancer Epidemiol Biomarkers Prev 9(8): 83S, 2000

11.Dossing M. et al: Повреждения печени, связанные с профессиональной деятельностью, экспозицией органических растворителей в среде художников. Eur J Clin Invest 13:151, 2003.

12. Даниэль В. И др.: Влияние на организм, при поглощении растворителя кожей и ингаляционном воздействии. Am IndHygAssoc J 53:124. 1992

13.Cheng-Yeung M, Malo JL: Профессиональная бронхиальная астма. N Eng J Med 333:107, 2005

14.Chen R, Seaton A: Мета-анализ экспозиции в живописи и смертность от рака. PREV. 22:533, 2008

15.Mercury exposure from interior latex paint. MMWR 39:125, 2000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.