Научная статья на тему 'ЭКОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА'

ЭКОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНАЯ ИНДУСТРИЯ / ЭКОЛОГИЧНОСТЬ / ЗЕЛЕНЫЙ МАРКЕТИНГ / СЕРТИФИКАТ «GREEN KEY» / СЕРТИФИКАТ «BLUE FLAG»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Енова А.Ю., Коновалова Е.Е.

В последние годы с развитием экологического туризма многие предприятия сферы гостеприимства стали делать упор на экологические аспекты оказания услуг. Для того, чтобы подтвердить соответствие средства размещения требованиям экологичности, были разработаны сертификаты «Green Key» и «Blue Flag». Экосберегающие технологии, используемые гостиничным предприятием, могут служить и эффективным маркетинговым инструментом, положительно влияющим на имидж отеля, повышающим лояльность гостей, укрепляющим позиции отеля на рынке и способствующим получению дополнительной прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА»

ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО

УДК 640.4

ЭКОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА Енова А.Ю.

Магистрант Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

alena@hotelkit. ru

Коновалова Е.Е.

Канд.экон.наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация eekmgus@mail.ru

Аннотация. В последние годы с развитием экологического туризма многие предприятия сферы гостеприимства стали делать упор на экологические аспекты оказания услуг. Для того, чтобы подтвердить соответствие средства размещения требованиям экологичности, были разработаны сертификаты «Green Key» и «Blue Flag». Экосберегающие технологии, используемые гостиничным предприятием, могут служить и эффективным маркетинговым инструментом, положительно влияющим на имидж отеля, повышающим лояльность гостей, укрепляющим позиции отеля на рынке и способствующим получению дополнительной прибыли.

Ключевые слова: гостиничная индустрия, экологичность, зеленый маркетинг, сертификат «Green Key», сертификат «Blue Flag».

Одним из тенденций гостиничной индустрии последних лет является переход на экологичность в оказании услуг. Вопреки возможным заблуждениям, повышение экологичности отеля не обязательно подразумевает под собой лишь оснащение отеля дорогой аппаратурой для удовлетворения ограниченного ряда потребностей. Процесс снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду подразумевает переработку отходов, поиск альтернативных источников энергии и сокращение использования тех или иных ресурсов отелем в целом.

Международной природоохранной организацией было проведено исследование, вследствие которого выяснилось, что один отель вместимостью 100-150 номеров в среднем потребляет за неделю работы такое же количество энергии, как и 100 частных домов, а отходов создает намного больше. Одной из причин такого большого потребления энергии является освещенность 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Более того, огромное количество энергии тратится на освещение и отопление пустых, незанятых номеров, коридоров и служебных помещений [2]. Коллективные средства размещения являются источником образования большого количества твердых отходов, в связи с тем, что мыло, шампуни и другие предметы личной гигиены и питания, которые дома используются

повторно, в гостинице сразу же выбрасываются вместе с одноразовой упаковкой. Тем не менее, повышение комфорта в отеле и улучшение качества предоставляемых услуг для гостей является одним из важнейших условий привлечения туристов. Поэтому рост международного туристского рынка выдвигает повышенные требования к производителям услуг в данной сфере.

Согласно исследованиям гостиничного сервиса, становится выгодным и прибыльным быть гостиницей, которая стремится сохранить и защитить природную среду.

Так, появился термин «зеленый маркетинг».

«Зеленый» или экологический маркетинг - это повышение лояльности потребителей, узнаваемости бренда и объема продаж за счет выпуска экологически чистой продукции или использования экологичных технологий производства [7].

Политика многих гостиниц направлена на экологизацию своей деятельности, постоянное и неуклонное внедрение систем управленческих, технологических и других решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных трудовых ресурсов при улучшении или неизменности качества природной среды. Грамотная экологическая политика гостиницы приводит к экономии издержек производства за счет:

• водо- и энергосбережения;

• раздельной утилизации отходов;

• экономного/повторного использования некоторых предметов;

• применения экологических/переработанных материалов;

• использования гипоаллергенного постельного белья;

• использования средств без хлора;

• альтернативных источников энергии;

• озеленения территории;

• информирования и поощрения гостей отеля;

• взаимодействия с местными жителями.

Для того, чтобы подтвердить соответствие средства размещения требованиям экологичности, были разработаны сертификаты «Green Key» и «Blue Flag».

Blue Flag (Голубой флаг) - это экологический сертификат, который присуждается пляжам и гаваням в 48 странах мира [3].

Green Key (Зеленый Ключ) - экологический стандарт, присуждаемый отелям и курортам по всему миру, всем тем компаниям, которые используют в своей работе методы и принципы, которые помогают защищать окружающую среду [3].

Согласно требованиям сертификации «Green Key», экоотель должен отвечать множествам требований. Рассмотрим основные из них [3]:

1. Экологический менеджмент подразумевает заинтересованность управляющего персонала отеля в проведении инноваций. В частности, это может быть выражено в разработке менеджерами экологической политики отеля и закрепление её в форме документа. Также желательно, чтобы в штате отеля был отдельный экоменеджер, который будет следить за соблюдением правил, указанных в упомянутом выше документе, а также будет вести необходимую документацию для поддержания экостатуса отеля после получения сертификата.

2. Работа с персоналом. Сотрудники служб отеля (в основном, это относится к службе горничных, хозяйственной службе и службе приёма и размещения) должны быть в курсе проводимых инноваций и знать, зачем они проводятся и уметь отвечать на соответствующие вопросы гостей.

3. Информирование гостей должно быть представлено в виде размещения информационных табличек в номерах, коридорах и на стойке приёма. Гости должны быть в курсе мер, проводимых отелем для получения и сохранения экологического статуса. К этому относится информирование о более редком периоде смены полотенец, что дает возможность сократить расход воды, электричества и т.д. Соответствующая информация о самом сертификате должна быть размещена на сайте отеля вместе с кратким описанием сущности программы «Green Key».

4. Контроль и сокращение потребления воды осуществляются в виде ежемесячного учёта потребления воды отелем и установки современного оборудования, способствующего сокращению водорасхода. В данном случае также должен быть задействован линейный персонал при проверке закрытия кранов/утечек в туалетах и т.д.

5. Меры по ограничению использования чистящих средств подразумевают множество мероприятий, таких как:

• ввод процедуры смены белья в номерах не чаще чем раз в три дня;

• минимизация использования чистящих средств, содержащих опасные химикаты;

• ограничения по использованию бумажных полотенец, произведённых с использованием хлорированного отбеливателя.

6. Организованная система сбора и утилизации отходов подразумевает ряд факторов:

• разделение отходов по не менее, чем трём категориям;

• информирование персонала о системе разделения отходов;

• ограничение использования одноразовой посуды;

• соблюдение мер хранения опасных химикатов (в том числе и отходов) согласно государственным нормам;

• в каждой туалетной комнате должна быть установлена корзина для бумаги;

• минимизация использования индивидуальных упаковок для различных туалетных принадлежностей.

7. Контроль сокращения энергопотребления представлен в виде ежемесячного мониторинга энергопользования. Непредвиденные увеличения энергопотребления должны быть расследованы и, по возможности, устранены. Дополнительно отелю предъявляются следующие требования:

• в отеле должна функционировать система контроля обогрева номеров с возможностью изменения уровня температуры в зависимости от сезонных изменений;

• как минимум 75% ламп отеля должны быть энергосберегающими;

• холодильники в отеле должны быть оборудованы вытяжными устройствами;

• минимизация энергозатрат мини-баров (расход электроэнергии, в идеале, должен составлять не более 1 киловатт в день);

• как минимум 75% окон в отеле должны быть теплоизолированны;

• должен осуществляться контроль энергопотребления в номере в период отсутствия гостей;

• в номерах должны быть установлены кондиционеры с возможностью автоматического отключения при открытии окон (не менее 75% оборудованных кондиционерами номеров должны соответствовать данным требованиям).

8. Специальные требования к продуктам питания отражены в следующем:

• отель должен закупать не менее трёх органических видов продуктов/напитков;

• в меню гостям должна быть донесена информация о наличии в ресторане/баре органических продуктов;

• если возможно, отель закупает продукты/напитки, которые производятся местными фирмами;

• сокращение закупки продуктов, имеющих в своём составе вымирающие виды рыб/животных;

• в меню ресторана должны быть вегетарианские альтернативы.

9. Требования к внутреннему устройству отеля в основном представлены в оборудовании отеля помещениями для некурящих. Это относится как к самим номерам (в

75% номеров курение должно быть запрещено), так и к ресторану. Также, по возможности, при модернизации отель должен отдавать предпочтения экологически безопасным вариантам и продуктам (например, использовать экологически сертифицированные материалы в строительных работах).

Не все из указанных выше требований обязательны к исполнению и зачастую зависят от страны, в которой располагается отель, однако, большинство из упомянутых принципов отель, всё же, должен придерживаться для получения и поддержания эко-статуса в рамках программы «Green Key» [3].

Не стоит забывать и о положительном эффекте сертификации для имиджа отеля.

Для Российской Федерации развитие сегмента экологических отелей играет важную роль в развитии въездного туризма, поскольку доверие подобным средствам размещения оказывают граждане тех стран, где уважительное и бережное отношение к окружающей среде уже давно стало философией жизни и поощряется на государственном уровне. Это такие страны как Финляндия, страны Скандинавского полуострова и др.

Кроме этого стоит отметить, что отели, создавая зеленый мир, должны понимать, что должны меняться и потребители услуг, и сотрудники. Экологическое управление человеческими ресурсами в сфере гостеприимства - GHRM (Green Human Resources Management) - это набор инструментария, который стимулирует экологичное поведение сотрудников компании с целью создания экологически чувствительной, ресурсоэффективной и социально ответственной организации [8].

Экологичное управление человеческими ресурсами способствует более бережному отношению к окружающей среде сотрудников отелей.

Тема управления человеческими ресурсами в экологически безопасном управлении отелями остается относительно малоизученной. Экологичное управление человеческими ресурсами повышает приверженность сотрудников организации, их экологически чистое поведение и экологические показатели отелей. Китайские ученые предполагают, что высшее руководство отелей и менеджеры по персоналу должны разработать политику экологичного управления человеческими ресурсами [8].

Зеленое управление человеческими ресурсами имеет первостепенное значение для достижения более широких целей, таких как снижение затрат, улучшение практики корпоративной социальной ответственности и повышение привлекательности компаний с точки зрения брендинга работодателя. По словам доктора Паруля Дешвала [7], он имеет следующие преимущества:

• Помогает удерживать сотрудников и снижает текучесть кадров;

продажи;

Повышает репутацию бренда компании на рынке и может увеличить

Повышает качество всей организации как внутри, так и за ее пределами; Улучшает взаимодействие с заинтересованными сторонами;

• Снижает общие затраты компании за счет более эффективного использования энергии, воды и сырья;

• Помогает более эффективно управлять рисками.

В конце концов, использование экологически чистых кадров помогает организациям чувствовать себя более комфортно и гордиться тем влиянием, которое другие объекты не имеют. Кроме того, это помогает компаниям вводить новшества (таким образом, чтобы они могли быть рентабельными) и придумывать новые услуги и продукты.

В существующих условиях, на наш взгляд, стремление современных гостиничных комплексов к внедрению концепции экологизации своей деятельности, к переработке отходов, уменьшению энергопотребления, снижению нагрузки на окружающую среду и использованию более экологичного технологического продукта, с одной стороны, создает дополнительную финансовую нагрузку на бизнес, но при этом создаются новые конкурентные преимущества в формате привлечения большего туристического потока, создания благоприятной обстановки для персонала и внесения вклада в защиту окружающей среды [1].

Природоохранные технологии, используемые гостиничным предприятием, наличие экосертификации и эко-лейбла, помимо своей основной миссии, могут служить и эффективным маркетинговым «зеленым» инструментом, положительно влияющим на общий имидж отеля, повышающим потребительскую лояльность гостей, укрепляющим позиции отеля на рынке и способствующим получению дополнительной прибыли.

Литература

1. Бондаренко В.А., Гузенко Н.В., Ларионов В.А. Вопросы применения гостиницами зеленых инноваций в рамках проявившихся потребительских предпочтений // Вестник РГЭУ РИНХ. - 2020. - №1 (69). - с.17-23.

2. Васильева П.С., Киреева Ю.А., Юрченко Л.Э. Особенности развития экологического туризма в России // Современные проблемы туризма и сервиса : сборник статей научных докладов по итогам Всероссийской научно-практической конференции Под ред. О.Е. Афанасьева, Е В. Юдиной - М.: РНИ РГУТИС. - 2020. - с. 76-81.

3. Духовная Л.Л. Основные аспекты экологической модернизации гостиничного предприятия в рамках программы «Green key» // Современные проблемы туризма и сервиса : сборник статей научных докладов по итогам Всероссийской научно-практической конференции Под ред. О.Е. Афанасьева, Е.В. Юдиной - М.: РНИ РГУТИС. - 2020. - с. 105-116.

4. Калинин А.А., Карпова А.А. Влияние экологического фактора на туристский и гостиничный бизнес // Современные проблемы туризма и сервиса : сборник статей

научных докладов по итогам Всероссийской научно-практической конференции Под ред. О.Е. Афанасьева, Е.В. Юдиной - М.: РНИ РГУТИС. - 2020. - с. 128-138.

5. Коновалова Е.Е. Рекомендации по совершенствованию качества, безопасности услуг и сервисной деятельности в сфере гостеприимства/В сб.: Россия-Казахстан: приграничное сотрудничество, музейно-туристический потенциал, проекты и маршруты к событиям мирового уровня. Сб. статей Междунар. науч.-практ. конф., 2016. С. 30.

6. Платонова Н.А., Харитонова Т.В., Вапнярская О.И., Кривошеева Т.М., Крюкова Е.М., Макеева Д.Р., Коновалова Е.Е., Соколова А.П., Чхиквадзе Н.А. Проектирование гостиничной деятельности. / Москва, 2016. 224 с.

7. Dr. Parul Deshwal Green HRM: An organizational strategy of greening people // International Journal of Applied Research - 2015. - 1(13), Pages 176-181.

8. Yong Joong Kim, Woo Gon Kim, Hyung-Min Choi, Kullada Phetvaroon The effect of green human resource management on hotel employees' eco-friendly behavior and environmental performance // International Journal of Hospitality Management - Volume 76, Part A. - 2019. - Pages 83-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.