Научная статья на тему 'Экономист как профессия'

Экономист как профессия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20845
997
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ ЭКОНОМИСТ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИИ / НАУЧНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ / КАЧЕСТВА ЭКОНОМИСТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапаева Мария Григорьевна

В статье проводится анализ сущности профессии экономиста, рассматриваются этапы раз* вития экономической науки и профессии экономиста, показываются качества экономиста*тео* ретика и экономиста*практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономист как профессия»

Лапаева М.Г.

Оренбургский государственный университет E-mail: nek@mail.osu.ru

ЭКОНОМИСТ КАК ПРОФЕССИЯ

В статье проводится анализ сущности профессии экономиста, рассматриваются этапы развития экономической науки и профессии экономиста, показываются качества экономиста-тео-ретика и экономиста-практика.

Ключевые слова: профессия экономист, этапы развития профессии, научные экономические школы, качества экономиста.

1. Сущность профессии экономиста

Профессия - латинское слово (ргс^еззю), оно означает род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Считается, что трудовая деятельность является профессиональной, если выполняются два условия: во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификационного мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний, которые подтверждаются специальными документами: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами. Во- вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда.

Но профессия - это не только вид трудовой деятельности. Это еще и особая его социальная характеристика, определенный признак человека. Английские экономисты Карр Сондерс и Уилсон отмечали: «Представители каждой профессии живут в своем собственном мире. Язык, используемый ими, ориентиры, которым они следуют, их обычаи и традиции могут быть понятны до конца только тем, кто живет среди них» [1]. По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Значит, выбрать себе профессию - это не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила. Выбор профессии является одним из наиболее ответственных, определяющих судьбу человека выбором. Для того, чтобы правильно выбрать профессию, необходимо сориентироваться в трех вещах. Во-первых, определить каковы ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко их можно назвать словом «Хочу»; во-

вторых, оценить каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности. Это - «Могу». В-третьих, узнать какие профессии пользуются спросом. Это -«Надо». В том случае, если вы сумеете совместить «хочу», «могу», «надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным.

По предмету труда выделяются пять типов профессий. Предметом профессий первого типа являются люди. Поэтому их называют профессиями типа «человек-человек». К ним относятся врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец.

Второй тип «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, ремонтом техники. Это сварщик, инженер, водитель, швея, электромонтер и др.

Третий тип «человек - знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами. К этому типу относятся переводчики, библиотекари, программисты, бухгалтеры.

Четвертый тип «человек - художественный образ». К нему можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием различных изделий. Это художники, журналисты, композиторы, актеры, закройщики.

Пятый тип «человек-природа» включает профессии, связанные с изучением живой и неживой природы. К ним относятся агрохимики, геологи, лесоводы, овощеводы, зоотехники, ветеринары.

По характеру труда выделяются два типа профессий. Первый класс включает профессии исполнительного плана, связанные с выполнением решений, с работой по заданному образцу. К ним относятся агенты, медсестры, продавцы, кассиры, парикмахеры. Профессии этого класса не требуют высшего образования.

Ко второму классу относятся профессии творческого плана, они связаны с анализом, исследованием, испытанием, планированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений. Эти профессии требуют высокого умственного развития и высшего образования. Это врачи, психологи, учителя, юристы, инженеры, экономисты и др.

В процессе развития человеческой цивилизации, углубления общественного развития труда зарождались, развивались, выкристаллизовывались все новые и новые профессии. Каждая профессия была востребована обществом, так как удовлетворяла потребности людей в предметах потребления, капитальных товарах и услугах. Р. Эмерсон писал, что «если у человека есть хорошее зерно, или древесина, или доски, или свиньи для продажи, или он может делать лучше, чем кто-нибудь другой стулья или ножи, тигели или церковные органы, вы найдете широкую накатанную дорогу к его дому, хоть дом будет и в глухом лесу».

Чтобы добиться высоких результатов в профессиональной деятельности, важно иметь способности к этой профессии. Английский мыслитель отмечал: «Высокая судьба человека - родиться для какого-либо занятия, которое предоставляет ему применение своих способностей и счастье, будь-то плетение корзин, ковка мечей, рытье каналов, ваяние статуй или сочинение песен».

Важно также, чтобы человек долгое время занимался своей профессией, получал опыт и навыки, накапливал профессионализм, знал все тонкости и нюансы своей профессии. В связи с этим Мариэтта Шагинян утверждала: «Счастлив тот, кто живет долго: тогда он познает все тайны своего труда». Для общества нужны и важны все профессии. Российский поэт В.В. Маяковский писал: «Все работы хороши, выбирай на вкус». Б. Франклин подчеркивал: нация никогда не достигнет успеха, пока она не осознает, что пахать поле - такое же престижное занятие, как и писать поэму.

Так что же такое профессия экономист? К сожалению, существует очень мало исследований природы, исторической эволюции и значения профессионализации экономической науки. Английские экономисты Карр Сондерс и Уилсон отмечали: «Адекватное исследование возникновения одной из великих профессий с рас-

крытием ее корней, уходящих в далекое прошлое, было бы работой целой жизни» [2].

За последнее время (50-60лет) количество экономистов значительно возросло по сравнению с временем, прошедшим от А. Смита до сегодняшнего времени. И на это повлияли факторы как со стороны спроса, так и предложения. Во многих странах до конца XIX в. система обучения экономической теории в таком виде, в котором она известна в настоящее время, вообще отсутствовала, либо была развита незначительно. Когда социальные науки выделились в группу специализированных дисциплин, экономическая наука была впереди этого процесса. Это объясняется тем, что она была объектом вполне отчетливых общественных интересов и была основана на развитом теоретическом знании. Развитая теория - это непременное условие для любой современной профессии, претендующей на принадлежность к области науки, в отличие от таких традиционных профессий, как, например, священнослужители, военные и др.

В распространении высшего образования по всему миру после Второй мировой войны экономическая наука играла важную роль. Этот процесс сопровождался быстрым ростом преподавателей и исследователей в области экономической теории. Но этот процесс лишь был продолжением начавшихся ранее экономических и социальных изменений в развитых индустриальных странах, а именно роста специализации и разделения труда. Как отмечают социологи, процесс индустриализации общества есть процесс его профессионализации. Развитие профессий и приобретение ими стратегического значения представляет собой наиболее важное изменение, которое возникло в структуре занятости современных обществ.

Сначала экономисты были заняты в сфере научной деятельности, в политике. Затем они нашли занятость в бизнесе, банковском деле, в органах власти и международных организациях, стали работать в сфере конкретной политики. Пошел процесс проникновения профессиональных экономистов в сферу политической деятельности в качестве глав государств, министерств, советников правительства, президентов крупных корпораций и т. д. Эти процессы усилились после Второй мировой войны. Экономисты сыграли главную роль в формирова-

нии и функционировании международных экономических организаций.

Какова же профессиональная идеология экономистов?

Профессиональная идеология - это совокупность идей, убеждений, ценностей, стандартов и поведенческих стереотипов, на основе которых можно отделить представителей данной профессии от всех остальных. Профессиональная идеология является составной частью общей культуры, разделяемой представителями любой сферы деятельности. Общую культуру составляют цели, объединения, методологические правила данной группы людей, ее характеризует развитие специфического языка, недоступного для непрофессионалов. Применительно к экономистам главным элементом этой идеологии является представление о нейтральном научном эксперте. В сообществе экономистов идеал чистого, независимого исследователя, ищущего истину, объективного беспристрастного эксперта оценивается выше, чем любая более прагматическая концепция профессионализма. Служение обществу, своему народу -одна из главных черт профессионализма экономиста. Этот идеал часто принимает форму защиты эффективности и рыночных методов.

Й. Шумпетер определял профессиональную идеологию более узко, разграничивая идеологию математического мышления и идеологию сознания, испытывающего аллергию к математике. В настоящее время это идеологическое разделение имеет гораздо большее значение в экономической теории по сравнению с положением дел 40-50 лет назад, так как математическая грамотность теперь стала условием допуска в профессию экономиста и необходимым помощником на ранних стадиях карьеры. Сбываются утверждения гениального Леонардо да Винчи: наука только тогда достигает своего совершенства, когда ей удается пользоваться математикой. Поэтому профессионализм экономиста значительно возрастает при владении им математическими методами и использовании математики в экономических расчетах.

При характеристике профессии экономиста необходимо учитывать также и внешний аспект профессии экономиста: в обществе превалирует представление о высоком культурном статусе, принимающем формы назначения экономистов на должности, требующие высокой квалификации с вознаграждением, превышаю-

щим средний уровень, делегирования ответственности и власти, а также высокой общественной оценки. Наличие специальных знаний и навыков удостоверяется присуждением степеней, званий, других знаков отличия, получение которых требует длительного обучения. Контроль за входом в профессиональное сообщество в форме длительного процесса обучения (помните выражение Маркса: в науке нет широкой столбовой дороги, и лишь только тот достигнет ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, неустанно карабкается по ее каменистым тропам), или в виде прямого регулирования количества обучающихся этой профессии за государственный счет служит для того, чтобы ограничить предложение новых соискателей и таким образом сохранить привилегированное положение профессии. Профессионализация является динамическим процессом, который содержит попытки перевести один набор редких ресурсов - специализированные знания и навыки - в другой - социальное и материальное вознаграждение. Каждый профессионал стремится занять достойное место в обществе, иметь высокий материальный статус. Для профессионала не должно быть почвы для вопроса, если ты такой умный, почему ты такой бедный?

Что ж знают экономисты, чего не знают представители других профессий? Экономисты владеют методологией и методами экономического анализа, понимают суть и работу ценового механизма, функционирование и взаимозависимость рынков, как в национальной экономике, так и за ее пределами, значение редкости и альтернативных издержек, природу и функции денег, банковского дела, финансов и т. д.

Таким образом, владение специализированными знаниями и навыками делает экономистов востребованными государственной службой и государственным сектором, а также бизнесом. Исторический опыт показывает важную роль, какую сыграли экономисты будучи занятыми на высших государственных постах. Европа помнит немецкого экономиста Людвига Эрхарда, возглавлявшего послевоенную Германию и проведшего блистательные реформы, выведшие Германию в число передовых стран. Дореволюционная Россия прославилась деятельностью таких государственных мужей, как О.Ю. Витте, М.М. Сперанский, П.А. Столыпин, в советские времена стали из-

вестными имена экономистов А.Н. Косыгина,

Н.К. Байбакова, А.Г. Зверева, в рыночной экономике - Е.Т. Гайдара, А.Б. Чубайса и др.

Сущность, объем и эффективность работы экономистов в государственном аппарате зависят от таких факторов, как диапазон и многообразие мер экономической и социальной политики государства, политический климат (стабильность, прежде всего), характер бюрократии (препятствия - коррупция, политизация, неэффективность) и готовность признать выводы экономической экспертизы (она зависит от культуры общества, системы образования и степени согласия в научном сообществе экономистов). (Пример современной Греции показывает, что не всегда народ соглашается с выводами экономистов и не готов ограничивать себя в расходах, чтобы поправить ситуацию в экономике страны). Экономисты могут выполнять множество различных функций в самых разнообразных ситуациях. Они могут работать в специализированных отделах в качестве разработчиков моделей и прогнозистов, либо возглавлять консалтинговые фирмы и предлагать свои услуги предприятиям, возглавлять экономические отделы и службы в частных предприятиях, быть руководителями предприятий.

Кроме того, большая часть работы более низкого уровня носит рутинный характер: сбор данных, их представление и анализ. Эта работа часто не требует от экономиста применения специализированных знаний и навыков, или требует их в небольшом размере. Так как современная экономическая теория и государственная служба требуют данных экономической и социальной статистики, поэтому экономисты часто работают статистиками, математиками, бухгалтерами, исследователями операций, выполняющими количественные исследования.

Экономисты, кроме технических и математических навыков, обладают, прежде всего, особым интеллектуальным аппаратом и экономическим образом мышления, который не характерен для не экономистов. Западный исследователь особенностей профессии экономиста

А.У. Коутс отмечает, что многие авторитетные профессионалы, исходя из своего опыта работы в правительстве, подчеркивали ценность идей, составляющих интеллектуальный багаж экономистов. Прежде всего всех удивляла способность экономистов ставить глубокие и эффективные

вопросы, которые другие были либо не в состоянии поставить, либо не имели на то желания. В этом контексте чрезмерное акцентирование внимания на количественных методах может быть профессионально и интеллектуально вредным, так как решения по сложным политическим проблемам довольно редко можно вывести из каких-то количественных параметров.

Находясь на государственной службе, экономисты занимают должности от высших государственных советников, руководителей отделов и служб, ответственных за проведение экономической политики, до скромных служащих, работников бюрократического аппарата, многие из которых занимаются рутинными расчетами. Политические предложения, возникающие на различных уровнях, проходят экономическую экспертизу. И здесь свой неоценимый вклад вносят экономисты. В то же время при разработке экономической политики экономисты не всегда должны быть защитниками эффективности, а учитывать настроение населения, факты бюрократической и политической жизни, приспосабливать защиту рыночных методов, эффективного использования ресурсов к политической среде, модифицировать предложения, чтобы сделать их привлекательными с точки зрения справедливости.

На государственной службе индивидуальность, интуиция, воображение, навыки общения, высокая работоспособность и выносливость, обаяние могут играть большую роль, чем логика и техника анализа. В этом случае следование такой черте профессионализма как рациональность может принести вред (один английский экономист, в прошлом правительственный советник, отметил, что любое подразделение правительства по своей атмосфере зачастую мало отличается от сумасшедшего дома). Кроме того, важнейшим качеством экономиста, работающего на государственной службе, должно быть умение работать в команде. В то же время известный английский экономист Гарри Дж. Джонсон утверждал, что хорошие экономисты, скорее всего в правительство не пойдут, а если и пойдут, то не на длительный срок, поскольку их квалификация станет быстро устаревать. Другие известные экономисты считают, что работа в государственном аппарате развращает экономистов по причине неизбежных в такой ситуации компромиссов.

2. Историческое развитие профессии экономиста

Считается, что термин «экономика» изобрел греческий поэт Гесиод (УШ-УП вв. до н.э.), соединив два слова: ойкос (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, искусство, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом (ок. 430-355 гг. до н.э.), написавшим труд под названием «Экономикс», и Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). Аристотель науку о богатстве делил на экономию (искусство делать, производить блага) и хремастику (искусство делать деньги).

В настоящее время термин «экономия» получил широкое распространение, смысл его несколько изменился. Сегодня под ним обычно понимают сокращение затрат, бережливость при расходовании каких-либо ресурсов. Для общества в целом экономия означает такое использование экономических ресурсов, которое ведет к максимальному повышению уровня жизни.

Термин «Экономика» в современных условиях используется в следующих значениях:

1. Народное хозяйство данной страны или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т. д.); хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, экономика России и т. д.).

2. Исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, соответствующих данной ступени развития производительных сил и образующих определенную экономическую систему (феодальная, капиталистическая и др.) экономики.

3. Научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, ее законов и закономерностей (теоретическая экономика, политическая экономия), некоторых условий и элементов производства (экономика труда, народонаселения, управления и т. д.), отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности (экономика образования, животноводства, растениеводства и т. д.).

Если же попытаться дать современное определение экономики, то тогда экономика - это хозяйственная система, обеспечивающая удов-

летворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Экономика как наука всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономики -это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена от древности до сегодняшних дней. Интересно вспомнить, что в XIX в. А.С. Пушкин (которому царь Николай I поручил разработать принципы воспитания молодежи) прежде всего высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию.

Как наука, т. е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической (хозяйственной) системы, экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения. С выходом в свет книги «Трактат по политической экономики» французского экономиста Антуана Монкретьена (1615 г.) экономическая теория как наука развивалась более 300 лет как политическая экономия. Первая часть этого термина произошла от слова «политейя», что означает государственное устройство.

В качестве первой школы экономистов можно рассматривать французских физиократов - Ф. Кенэ (1694-1774гг.) и А. Тюрго (1727-1781 гг.), которые разрабатывали проблемы общественного воспроизводства. Ф. Кенэ является автором «Экономической таблицы», в которой показано, как совокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве, распределяется между классами. А. Тюрго, автор своей главной экономической работы «Размышления о создании и распределении богатства», в которой физиократическая система приняла наиболее развитый вид. В этой работе А. Тюрго создает модель общества, проводит анализ капитала, прибыли, заработной платы и др. В своих воззрениях он приблизился к классикам политической экономии А. Смиту и Д. Рикардо.

Наиболее глубокое, логически выстроенное изложение теория экономической мысли получила в трудах А. Смита (1723-1790 гг.) и

Д. Рикардо (1772-1823 гг.). Они являются основоположниками классической политической экономии. А. Смит написал знаменитое «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.), в котором завершился этап становления политической экономии как науки. В нем автор четко определил предмет, методологию и общую основу политической экономии как особой отрасли знания. После выхода этой книги экономическая теория стала преподаваться в высших учебных заведениях. Основные положения его методологии следующие: интересы отдельных лиц совпадают с интересами общества; «экономический человек» есть лицо, наделенное эгоизмом и стремящееся ко все большему накоплению богатства; непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция; погоня за прибылью и свободная торговля оцениваются как деятельность, выгодная всему обществу; на рынке действует «невидимая рука», при помощи которой свободная конкуренция управляет действиями людей через их интересы и ведет к разрешению общественных проблем наилучшим способом, максимально выгодным как отдельным лицам, так и всему обществу в целом. Д. Рикардо в 1817 г. опубликовал свой главный труд «Начала политической экономии и налогового обложения», в котором исследовал экономику как сложную систему, где действуют объективные экономические законы и существует механизм, обеспечивающий действие этих законов как преобладающих тенденций. Он пишет, что главная задача политической экономии - определить законы, которые управляют распределением созданного продукта. Основные положения методологии Д. Рикардо следующие: система политической экономии представлена как единство, подчиненное закону стоимости; признание объективных экономических законов, т. е. законов, не зависящих от воли человека; количественный подход к экономическим закономерностям, то есть Д. Рикардо была сделана попытка найти количественное соотношение между такими категориями, как стоимость, заработная плата, прибыль, рента и т. д. Он стремился выявить закономерности, исключая случайные явления, то есть использовал абстрактный метод. Главную задачу политической экономии он видел в определении законов, управляющих распределением продукта между классами.

Д. Рикардо получил широкое признание в качестве ведущего экономического авторитета того времени. В то время наименование «экономист» еще не обозначало определенную профессиональную категорию. Хотя западные исследователи считают первыми британскими профессиональными экономистами Т.Р. Мальтуса и Дж. Р. Мак-Куллоха, поскольку они получали большую часть своего дохода за счет преподавания экономики и опубликования экономических работ, но все-таки тогда еще не существовало четкой грани между теми, кто имел достаточную квалификацию, чтобы писать об экономических проблемах, и теми, кто ее не имел.

Т.Р. Мальтус (1766-1834 гг.) руководил кафедрой современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании. Его главные работы: «Опыт о законе народонаселения» (1798 г.), «Исследование о природе и возрастании земельной ренты» (1815 г.), «Принципы политической экономии» (1820 г.). Основные положения теории народонаселения состоят в следующем: а) способность человека к воспроизводству по темпам прироста значительно превосходит способность роста продовольственных ресурсов потому, что население растет в геометрической прогрессии, а запасы ресурсов - в арифметической; б) рост народонаселения жестко ограничивается средствами существования.

Дж. Р. Мак-Куллох (1789-1864 гг.) - британский экономист, последователь и популяризатор Рикардо. В своем сочинении «Начала политической экономии» (1825 г.), признавая труд источником стоимости, Мак-Куллох толковал сам труд как род действий или операций, независимо от того, выполняются они людьми, машинами, животными или силами природы. Соответственно прибыль оказывается в его истолковании частью стоимости, созданной «работой» накопленного труда, то есть капитала.

В 1821 г. в Лондоне был создан клуб политической экономии, который представлял собой организационной центр для обсуждения и распространения экономических идей. Существовали и другие такие же частные клубы в Великобритании и за ее пределами. Другие же предпосылки профессионализации экономической науки отсутствовали. Рикардиан-цы в своих работах и выступлениях призывали обращаться к авторитету науки. В то же время

они пытались отделить себя как экспертов от дилетантов, особенно от так называемых практиков. В 1826 г. Р. Торренс (1780-1864 гг.), примыкавший к рикардианской группе, заявил, что на должности в Министерство торговли следует назначать экономистов, поскольку «это место работы имеет профессиональный характер и требует специального обучения и знаний почти технического свойства. Хотя время для этого, может быть, еще не пришло, быстро приближается тот час, когда станут считать необходимым отбирать сотрудников Министерства торговли из среды экономистов, подобно тому, как епископов выбирают из церковной среды, а служащих судебного ведомства из адвокатуры [1].

В этот период была заложена интеллектуальная основа для профессионализации, но до конца XIX в. академические условия были недостаточны для обеспечения значительного предложения экономистов как особой группы профессионалов.

Значимое место в экономической науке принадлежит К. Марксу (1818-1883 гг.) и Ф. Энгельсу (1820-1895 гг.). Основная работа К. Маркса - «Капитал» (1867 г.). Основными выводами исследования К. Маркса являются: а) совокупность производственных отношений, в которые вступают люди в общественном производстве, составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышаются юридическая и политическая надстройка; б) капитализм отрицает демократию, производство имеет целью получение прибыли, имеет место эксплуатация одного класса другим; в) крах капитализма неизбежен, потому что не обеспечивается полная занятость; г) идеалом общественного развития является коммунистическое общество; д) ключевой теорией является теория прибавочной стоимости; е) капитал - средство эксплуатации, ж) в соответствии с трудовой теорией стоимости стоимость определяется общественно необходимым рабочим временем и др.

Маржиналистская революция 1870-х гг. стала водоразделом в развитии профессии экономиста-теоретика, которое представляло собой сложный процесс, предполагающий изменения как в самой дисциплине (например, смещение акцента с политической экономии на «экономику» (economics), так и в системе высшего образования, ставшая основным источни-

ком подготовки новых специалистов. Маржиналистская революция (формирование концепции предельной полезности и предельной производительности) проходила в два этапа. Центральными событиями первого этапа стали публикация в 1871 г. «Теории политической экономии» англичанина У. Ст. Джевонса и «Оснований политической экономии» лидера австрийской школы К. Менгера, а также выход в свет «Элементов чистой политической экономии» главы лозаннской школы Л. Вальраса (1874 г.). Второй этап (1890-е гг.) характеризуется окончательным оформлением неоклассической ортодоксии после опубликования «Принципов экономической теории» основателя кембриджской школы А. Маршалла (1890 г.) и монографии американского экономиста Дж.Б. Кларка «Распределение богатства» (1899 г.).

Неоклассицизм - направление, основанное на идеях экономического либерализма и принципах системного анализа маржинальных (предельных) величин в исследованиях микроэкономики. Концептуальный подход неоклассиков - преодоление ограниченности классической политической экономии: непонимания классиками роли абстрактного подхода не только к труду, но и к потребителю. Маржиналисты анализировали экономические законы и процессы на основе предельных величин. Предел - в микроэкономике это уровень, где производится и потребляется последняя единица продукции. Основой изучения экономических процессов является изучение поведения отдельных фирм и потребностей покупателя. Неоклассика обогатилась новыми положениями и концепциями: существенные сдвиги произошли в теории стоимости, цен и капитала, сформировались более точные представления о роли денежной системы, ее влияния на экономическую жизнь; были выделены и развернуты концепции монополистического ценообразования и рынка; инструментарий экономистов расширился благодаря введению в экономическую теорию производственных функций; вместо политической экономии, появился новый раздел экономической науки - теория благосостояния. Маржинализм создал микроэкономику. Новую экономическую науку вместо политической экономии А. Маршалл назвал экономикой (экономикс).

В конце XIX и начале XX столетий возникли необходимые институциональные условия

для академической специализации. Это выразилось в возникновении курсов со специализированными программами, их выпускники получали ученую степень. Акцент сместился с преподавания на исследования, возникли новые журналы, посвященные исключительно экономической теории, стали основываться научные экономические общества: Американская экономическая ассоциация (1885 г.), Британская экономическая ассоциация (1891 г.), позднее Королевское экономическое общество.

Маржиналистская парадигма оказала большое влияние на процесс профессионализации в Великобритании. Она позволила объединить экономистов, которые ее поддерживали, пользовались ею и обладали достаточным мастерством. Экономисты того времени подчеркивали тесную взаимозависимость теории и практики в развитии профессии экономиста. Считалось, что экономисты должны проявлять индивидуальную и коллективную осмотрительность и избегать своих глубоких разногласий перед непрофессионалами. Хотя ни в одной стране мира не было предпринято попытки, чтобы выработать кодекс профессионального поведения с целью защитить практикующих экономистов, но все-таки все сильнее ощущалось влияние профессионального сообщества, образованного с целью сочетания профессионального престижа ученого и предоставлении гарантий на рабочем месте со стремлением конструктивно влиять на ход дискуссий по современным экономическим проблемам и на их решение.

Вторым важнейшим водоразделом в истории профессионализации экономической теории является кейнсианская революция конца 1930-1940 гг. Дж. М. Кейнс способствовал восстановлению престижа западной экономической науки, подорванного событиями «Великой депрессии» 1930-х гг., а его учение на несколько десятилетий стало подлинным руководством к действию для правительств наиболее развитых капиталистических стран.

В 1936 г. Кейнс опубликовал свой труд «Общая теория занятости, процента и денег», который принес ему мировую известность. В этой книге Кейнс подверг критике неоклассическую теорию, согласно которой, главной задачей и целью экономической теории является выбор наилучшего из вариантов по использованию ограниченных редких ресурсов (в соответствии

с законами предельной полезности и предельной производительности). Между тем в реальности наблюдались не столько ограниченность, сколько переизбыток ресурсов - массовая безработица, недозагруженные производственные мощности, праздно лежащий капитал, не распроданные товары и т. д.

Поэтому прежде чем искать оптимальные варианты использования редких благ, экономист обязан ответить на вопрос: как от неполной занятости перейти к полной занятости? Шаг вперед заключается и в новом формулировании условий экономического равновесия. Кейнс считал, что равенство спроса и предложения способно устанавливаться не только при полной загрузке ресурсов, но и при неполной. Все это привело Кейнса к убеждению, что капитализм утратил механизм спонтанной саморегуляции и поэтому не в силах развиваться без государственного вмешательства.

Особенностью метода Кейнса является акцент на макроэкономических (совокупных, агрегированных) показателях - потоках инвестиций, доходов, на накоплении и сбережении, на потреблении и производстве в масштабах всего общества. Его теория прагматична, она тесно связана с задачами государственной политики и в этом случае знаменует собой методологический поворот от социально нейтральной экономики к традициям политической экономии.

В течение 1940-х гг. мировой центр экономической науки и экономического профессионального сообщества переместился из Европы в США, а в США идейным и профессиональным центром экономистов стал Вашингтон. Научные идеи и рекомендации Кейнса доминировали в экономической науке в течение двух первых послевоенных десятилетий. В 1930-х гг. в США возникла целая когорта выдающихся экономистов, которые получили образование в американских университетах, достигли профессиональной зрелости и стали лауреатами Нобелевской премии - Поль Самуэль-сон, Милтон Фридмен и Джордж Стиглер. К неоклассическому направлению примыкают современные теории монетаризма и неолиберализма. Монетаризм - теория стабилизации экономики, в которой главную роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, ко-

личеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого процента на кредит. Главой монетаристской школы является Милтон Фридмен.

Неолиберализм - течение, согласно которому необходимо свести к минимуму вмешательство государства в экономику, так как частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Главные теоретики этой концепции американские экономисты Людвиг фон Мизес и Фридрих фон Хайек.

В конце XX в. все более привлекающим внимание ученых является институционально-социологическое направление. Его представители: Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт. Ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйственными субъектами складываются под влиянием экономических и внешнеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы. Понятие «институт» трактуется очень широко: и как государство, корпорация, профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налог, и как устойчивый образ мышления, и юридические нормы.

К новому институционализму относят теорию прав собственности (Р. Коуз), теорию общественного выбора (К. Эрроу), новую экономическую историю (Д. Порт), теорию агентов (Т. Стиглиц), трансакционную теорию организаций (О. Уильнсон). Считается, что новый институционализм как неоклассический синтез является магистральными течениями современной экономической мысли.

В послевоенный период наблюдается рост американизации, а затем и интернационализации экономической науки. Американские учебники по экономике, программы экономического образования, теории и техники анализа, интеллектуальные ценности и профессиональные стандарты стали все больше признаваться во всем мире. Факторами интернационализации экономической науки являлись: рост глобальных коммуникаций; увеличение численности иностранных студентов, обучающихся в США; наличие многочисленной армии американских профессоров, которые преподают, обучают и осуществляют исследовательскую и консультационную работу за рубежом; увеличение коли-

чества международных конференций и экономистов, занятых в правительствах и международных организациях; распространение исследовательских монографий, профессиональных журналов, продвинутых учебников и учебных пособий и, наконец, использования компьютеров и программного обеспечения.

В настоящее время под названием «Экономикс» выходят в свет многочисленные учебники по экономической теории. Экономикс - многозначное понятие, характеризующее:

1. Специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро-, мезо- и макроуровне.

2. Науку, носящую более прикладной характер по сравнению с классической политической экономией, имеющей более абстрактный характер.

3. Цикл учебных дисциплин в вузах США и Западной Европы, включающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.

В XXI в. выделяются четыре важнейших направления теоретической экономической мысли:

- неоклассическое;

- кейнсианское;

- марксистское;

- институционально-социологическое.

Эволюция терминов «экономика», «политическая экономия», «Экономикс» и «экономическая теория» обусловлена историческими причинами, но, по сути, они являются названием одной и той же постоянно развивающейся науки, исследующей экономические явления, процессы на различных уровнях взаимосвязи и взаимозависимости. Меняются акценты, подходы, но наука остается той же - наукой об экономической жизни отдельных людей, групп, в целом общества. При изучении предмета экономической теории целесообразно выделять сферу исследования - экономическую жизнь или сферу, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования - экономические явления и процессы; субъект исследования - человек, группа людей, государство; предмет исследования - жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства, их экономическое поведение. Основная задача экономической теории - не просто дать

описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, то есть раскрыть систему экономических процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.

Экономическое знание дает не одна экономическая теория, а целая сеть самостоятельных конкретных экономических дисциплин с особыми задачами, предметами и логическими приемами. Конкретные экономические дисциплины вырабатывают систему правил, необходимых для практической деятельности. Поэтому они относятся не к области общей теории, а к искусству хозяйственной практики. Отсюда правомерно разделять экономическую науку на теоретическую и практическую части. Хотя подобное разделение до некоторой системы условно.

Экономика как наука тяготеет к представлению и описанию экономических процессов и явлений в «чистой», «идеальной» форме и использует ряд абстрактных категорий и понятий, прибегает к моделям, весьма приближенно отражающим реальную действительность. Несмотря на неадекватное отражение реальной действительности, теоретические модели полезны, с позиций описания общей экономической картины, выделения главных факторов, получения приближенных представлений, ориентиров.

К экономике как науке тесно примыкает экономико-математическое моделирование, а в более широком плане - экономическая кибернетика и эконометрика. Эконометрика изучает количественные соотношения, взаимосвязи между экономическими величинами на основе применения математических моделей и статистических методов обработки экономической информации.

Прикладная экономика взаимодействует с конкретной экономикой, опирается в большей степени, чем теория, на опыт, хозяйственную практику, конкретные показатели хозяйственной деятельности. Она ставит перед собой практические задачи предметного анализа экономической деятельности, изучает конкретные экономические ситуации применительно к микро-и макроэкономике, она избегает чрезмерного абстрагирования и отхода от жизненных реалий.

Экономика как теоретическая и прикладная наука использует данные статистики. Однако это не дает основания сводить экономику к

эмпирической науке, основанной на опыте. Экономика является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика промышленности, сельского хозяйства, торговли и т. д.); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент и др.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.). Это одна из общественных наук, наряду с философией, историей, правом и др. Она призвана раскрыть определенную часть социальных явлений жизнедеятельности человека.

Экономика учитывает знания, полученные конкретными экономическими науками, а также социологией, психологией, историей, без учета которых полученные экономикой выводы могут оказаться ошибочными.

В экономической науке можно выделить два направления в зависимости от области приложения ее результатов.

Позитивная экономика ориентирована преимущественно на объективное толкование, научное объяснение наблюдаемых экономических процессов и явлений, построение на их основе научных гипотез, концепций, выявление закономерностей функционирования экономических систем.

Нормативная экономика отвечает на вопросы, как должно быть, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прогнозирование как особая ветвь экономической науки - это научное предвидение того, что может произойти в экономике в будущем.

Практическая значимость экономической теории как науки состоит в том, что знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию. Экономическая теория является инструментом, способом осмысления экономической действительности. Владение этим инструментом, знание основ экономики помогут каждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях.

От экономической науки следует отличать экономическую политику.

Экономическая политика - это система мероприятий государства и фирмы в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Государственная экономическая политика призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики. Экономическая политика занимается нахождением ва-

риантов решения экономических проблем и приведением в действие их механизмов. Политики, пользуясь экономической теорией, должны считаться также с культурным, социальным, правовым и политическим аспектами проблемы, если хотят, чтобы применяемые ими решения были успешно выполнены.

Несмотря на повсеместное распространение «Экономикс», многие экономисты по этому поводу высказываются критически. Так, лауреат Нобелевской премии В. Леонтьев назвал экономикс примитивным суррогатом экономической теории и практики. Нобелевский лауреат француз Морис Алле говорил о «математическом шарлатанстве», «дикой эконометрике», существующих в рамках неоклассики. Конечно, экономика - это мир чисел. Но это не просто математика. Язык математики - это язык абстрактный, а предмет экономической теории - это не только абстракции, но и реалии. Нельзя не отметить, что математический язык экономической теории придает ей всемерную универсальность и понимаемость. И в этом его преимущество. Но с другой стороны, он склонен к формализации реальных процессов, а не к выявлению их глубинных взаимосвязей, чем занимается экономическая теория.

Многие экономисты считают, что чрезмерное увлечение математическим методом превращает современный экономикс в ветвь математической науки, чем собственно обедняет экономическую науку, где важным орудием выступает слово. По мнению Э. Канта, слово - это единственное универсальное орудие мышления. Забывая это, слово объявляется сомнительным орудием, таящим большие возможности заблуждения. Единственным орудием мышления объявляется число, измерение, математические операции. В этом случае качество полностью заменяется количеством.

Российский экономист А.М. Либман считает, что облик современной экономической науки серьезно меняется [3, 4]. В публикациях западных и российских экономистов обсуждается вопрос о кризисе мировой экономической науки (М. Блауг, У. Баумоль, Ю. Ольсевич, А. Ху-докормов и др.). За последние полтора столетия западная экономическая теория пережила три тяжелых идейных кризиса, когда обнаруживалось несоответствие прежних концепций и теорий реальным явлениям жизни. Однако

всякий раз теоретический кризис содержал в себе моменты поиска нового и приводил к прорывам в теории и к восстановлению соответствия теории и практики. М. Блауг считает, что современную западную экономическую науку отличает растущий формализм, бессодержательная математизация, отрыв от практики, от потребностей экономической политики. Российский экономист В.М. Полтерович говорит о возрастании числа работ, в которых производятся незначительные уточнения уже существующих моделей, опирающихся на высоко формализованный математический аппарат при минимальной корреляции с действительностью. Критике подвергаются оба основных раздела современной экономикс: макроэкономика и микроэкономика. У. Баумоль отмечает, что «наибольший научный интерес по сравнению с началом века можно обнаружить не в теоретических новациях, а в развитии эмпирических исследований и применении теоретических концепций к решению конкретных практических задач» [5].

Каковы причины развития в экономической науке не тех направлений, которые были востребованы экономической действительностью? В качестве основной причины Баумоль выдвигает консерватизм научного сообщества. В результате основные положения макро- и микроэкономики перестали соответствовать экономическим реалиям второй половины XX века.

Наибольшего успеха экономическая наука достигла там, где, как считает М. Блауг, сложился «тройственный союз» экономической теории, эмпирического анализа и прикладных исследований. У. Баумоль отмечает большие достижения в технике сбора и анализа статистического материала, появления не существовавшей ранее отрасли экономического анализа - эконометрики. Величайшим достижением экономической науки Баумоль считает создание модели «затраты-выпуск» В. Леонтьева. В этом случае тройственный союз нашел наиболее яркое выражение. Потребность практики, корпораций и предприятий обусловила всплеск прикладных исследований, основанных на использовании положений экономической теории и анализа эмпирического материала. Причем эмпирические разработки призваны были не только иллюстрировать теоретические положения, но и выступать способом их проверки и базой дальнейшего развития. Таким

образом, согласно У. Баумолю, абстрактная экономическая теория утрачивает самодовлеющее значение, но потребность в ней усиливается благодаря стремительному развитию прикладных разработок и сбору эмпирических данных.

Вместе с тем, российский экономист Ю.Я. Ольсевич считает, что «кризис теории наступает не тогда, когда накапливаются факты, ей противоречащие. Это необходимое, но недостаточное условие. Кризис наступает тогда, когда эти факты выстраиваются в альтернативу, конкурирующую гипотезу». [6] Кризис неоклассической теории в 30-х годах прошлого века стал общепризнанным только после того, как была разработана кейнсианская теория, на смену которой затем пришел монетаризм и новая классическая теория. «Но современную неоклассику заменить пока нечем», - отмечает российский экономист А.Г. Худокормов [7]. В то же время ситуация предкризиса развертывается на фоне непрекращающегося технологического переворота и мировой военно-политической гегемонии США. Он подчеркивает, что «кризис западной экономической теории созрел, но не наступил, имеет место ситуация предкризиса» [7]. В России теоретический кризис экономической науки связан с проблемами социально-экономического развития страны, с неразработанностью теории и механизма социально-экономических и технологических инноваций.

Но опыт западной экономической науки демонстрирует наиболее перспективные общие направления поисков и показывает, какие теории обладают ограниченным познавательным материалом. Главный вывод заключается в том, что наибольший успех сопровождает те страны, которые сумели сформировать и развить у себя механизм социально-экономических и технологических инноваций. Российские и зарубежные экономисты считают, что экономическая наука в XXI в. сможет добиться успеха только при условии разработки динамической теории инноваций.

3. Выдающиеся отечественные экономисты

Экономическая теория как наука возникла в XIV-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения. На эти процессы эко-

номическая наука откликается появлением меркантилизма.

Первым проявлением русского меркантилизма можно считать взгляды А.Л. Ордин-На-щекина и И.Т. Посошкова. Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащекин (ок. 1605-1680 гг.) - экономист, государственный и военный деятель, дипломат. Он не оставил специальных экономических работ, но высказывания, письма и донесения к царю свидетельствуют о том, что он был незаурядным экономистом. Под его редакцией был составлен «Новоторговый устав», который определил основные направления внешнеторговой политики России; был сторонником частной инициативы и свободного предпринимательства; активно участвовал в деятельности российских мануфактур и т. д.

Иван Тихонович Посошков (1652-1726 гг.) обладал незаурядными способностями, выдвинулся в число выдающихся экономистов мира. В его главной работе «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.) изложены экономические взгляды и проект реформ, направленных на улучшение экономического и политического устройства России. В отличие от меркантилистов Посошков признавал получение прибыли внутри страны, защищал активный торговый баланс, источником богатства считал труд как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Причиной «скудости» считал недостаточное развитие промышленности, неудовлетворительное состояние торговли, слабость протекционизма.

Сказал свое слово в экономической науке и «русский Леонардо» Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765 гг.), который связывал обеспечение самостоятельности и независимости России с развитием отечественного производства, разработкой естественных богатств страны, рациональным размещением промышленности, строительством путей сообщения, изготовлением машин, обучением рабочей силы, развитием торговли.

Русскими представителями классической экономической школы считают видного экономиста того времени Николая Семеновича Мордвинова (1754-1845 гг.) и известного государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839 гг.).

Мордвинов Н.С. - государственный и общественный деятель, президент Вольного эко-

номического общества, адмирал, морской министр, граф, выступал за создание развитой промышленности, превращение России в мощную аграрно-индустриальную державу, усиление экономической роли дворянства, применение принудительного труда крепостных крестьян в промышленности. Вся его обширная экономическая программа представляла расчистку пути для развития капитализма в России. Мордвинов подготовил денежную реформу 1850-1843 гг.

Сперанский М.М. (1772-1839 гг.) - государственный деятель, граф, подготовил несколько проектов государственных реформ, выступал за введение принципа разделения властей, за постепенную отмену крепостного права под воздействием развития промышленности, торговли и просвещения.

Столыпин Петр Аркадьевич (1862-1911 гг.), российский реформатор, он выступал за разрушение сельской общины и развитие частной собственности. В результате аграрной реформы появились новые формы землевладения: хутора и отруба. Началось переселение крестьян в Сибирь, население которой увеличилось на 153%. Посевные площади были расширены на 80%, по темпам развития животноводства Сибирь обгоняла европейскую часть России. Значительное развитие получила кредитная кооперация. Производительность труда в сельском хозяйстве в 1909-1913 гг. увеличилась в 1,5 раза.

Марксистские идеи в России были восприняты народником Михаилом Александровичем Бакуниным (1814-1876 гг.), теорети-ком-экономистом и философом Георгием Валентиновичем Плехановым (1856-1918 гг.), профессиональным революционером и основателем Советского государства Владимиром Ильичом Лениным (1870-1924 гг.). В начале XX в. учение К. Маркса подвергалось критике в работах русских экономистов (Туган-Бара-новский, Рубин, Железнов и др.).

После смерти Ленина ведущим теорети-ком-экономистом в ВКП(б) стал Н.И. Бухарин, проводивший линию «умеренного большевизма», его единомышленники А.И. Рыков и М.Т. Томский; Л.Д. Троцкий выступал с экономическим обоснованием «перманентной революции», И.В. Сталин является апологетом тоталитаризма в марксистском облачении.

В меньшевистском движении теоретиками-экономистами являлись Г.В. Плеханов, П. Мас-

лов, Ю. Мартов, А.Л. Колегаев, И. Майоров,

B. Трутовский, А. Устинов, М. Натансон, В. Чернов - идеологи эсеровской партии, выступали за социализацию земли и уравнительное землепользование. Экономические взгляды российского либерализма выражали П.Б. Струве, П.Н. Милюков, Н.В. Устрялов, С.Н. Прокопович, Б.Д. Бруцкус.

1920-1930-е годы отмечены появлением таких ярких экономистов как А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев, С.Г. Струмилин др. В эти годы значительное развитие получила советская экономико-математическая школа. Основные ее достижения: шахматный баланс народного хозяйства; модель экономического роста Г.А. Фельдмана, модель потребления А.А. Ко-нюса, теория длинных волн Н.Д. Кондратьева. В 1930-е гг. возникло линейное программирование (Л.В. Канторович), был разработан первый вариант теории расчета экономической эффективности капиталовложений (В.В. Нево-жилов). За выдающиеся разработки в области линейного программирования Л.В. Канторовичу в 1975 г. была присуждена Нобелевская премия. В 1980-е годы были известны имена таких экономистов как Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян,

C.С. Шаталин, Е.М. Примаков и др.

В годы рыночных реформ сторонниками концепции монетаризма выступали Е.Т. Гайдар, А.Б. Чубайс и др.

В современный период широко известны имена таких экономистов как А.В. Бузгалин, А.Л. Гапоненко, А.Г. Гранберг, С.Ю. Глазьев, РС. Гринберг, В.В. Ивантер, Б.Н. Кузык, В.И. Куш-лин, В.А. Мау, Р.М. Нуреев, Р.А. Фатхутдинов, Н.П. Федоренко, Ф.И. Шамхалов, Ю.В. Яковец, Е.Г. Ясин и др.

В Оренбургской области в послевоенный период стало формироваться высшее экономическое образование: возникли кафедра политэкономии в сельскохозяйственном институте и кафедра политэкономии в Оренбургском политехническом институте (зав. кафедрой выпускник МГУ им. М.В. Ломоносова М.М. Михайловский) и кафедра экономики и организации производства (зав. кафедрой выпускник МГУ им. М.В. Ломоносова М.Г. Бабин), вел подготовку экономических кадров филиал ВЗФЭИ (директор А.В. Смыков). В 1994 г. филиал ВЗФЭИ был присоединен к ОГУ, здесь образовались два экономических факультета: эко-

номики и управления и финансово-экономический. В настоящее время в ОГУ сформировались научные экономические школы, активно ведут научно-исследовательскую работу доктора экономических наук В.П. Ковалевский, О.В. Буреш,

С.В. Панкова, Ф.З. Аралбаева, В.Н. Афанасьев, А.М. Балтина, В.В. Боброва, С.Н. Булганина, Ж.А. Ермакова, Н.И. Парусимова, В.П. Тя-пухин, З.С. Туякова, Е.Г. Чмышенко, действуют два диссертационных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по экономике. Ежегодно выпускаются десятки монографий, научных статей по проблемам развития экономики страны, региона и предприятий.

В послевоенные годы в Оренбургской области работали экономисты Крючков В.П., Якубовский М.Н., Ратеев Ю.А., Владимиров В.В., Слабунов В.И., Кутыгин Н.П., Болкунов А.С. и др., которые возглавляли экономические службы областного значения. В советский период председателем облисполкома работал видный экономист Костенюк Александр Григорьевич. На Оренбургской земле трудился, создавал оренбургский газовый комплекс знаменитый наш земляк экономист Виктор Степанович Черномырдин, ставший затем министром газовой промышленности СССР, а затем главой Правительства Российской Федерации в самые трудные годы реформ.

В современный период в администрации Оренбургской области работают экономисты, выпускники Оренбургского государственного университета, кандидаты экономических наук Страхов В.А., Здорова Е.С., Подкопаева М.О., депутатами Государственной думы РФ являются экономисты, кандидаты экономических наук Нефедов В.Л. и Коган А.Б.

4. Качества экономиста

Как добиться успеха в профессии экономиста? Прежде всего, залогом успеха является получение классического экономического образования желательно в ведущих образовательных заведениях по экономике, таких как Московский государственный университет им М.В. Ломоносова, Финансовая академия при Правительстве РФ, Санкт-Петербургский университет экономики и финансов и др. Но и выпускники провинциальных университетов могут стать частью интеллектуальной экономической элиты при условии люб-

ви к экономике. Доказательство истинности любого призвания - это любовь к тяжелой работе, которой оно требует. На хлеб зарабатывают руками, а на масло - головой. Экономист зарабатывает себе на жизнь интеллектом и неустанным трудом по приумножению и совершенствованию своих знаний. Перефразируя слова А.Г. Герцена, можно сказать: монахи спасались от минут ропота молитвой. У экономиста есть труд. Труд - его молитва. Экономист, занятый в научной и образовательной сфере, должен стремиться приобрести известность за счет научных исследований, публикации их результатов в научных журналах, в монографиях, учебниках. Здесь показателями успешности являются индексы цитирования для выявления признания авторов статей и монографий в обществе; влияние публикаций в ведущих журналах на заработки и карьеру; количество публикаций; количество и объемы грантов, полученных для научных исследований и др.

Экономист, занятый в сфере управления, в экономических службах, на предприятии также непрестанно должен работать над собой, изучать все новое в экономике, чтобы применять в своей работе. В экономике, как и в других сферах, есть лидеры, мастера и рядовые исполнители. Любой экономист должен уметь применять положения экономической теории для использования в повседневной работе. А это требует глубокого знания реальных фактов из хозяйственной жизни.

Экономиста можно сравнить с лоцманом. Где бы он не работал, будь-то правительство страны, региона, города, экономические службы предприятия, экономист должен так вести свой экономический корабль, чтобы не только не допустить кораблекрушения в бушующем океане рынка с его подводными течениями, скалами и рифами, с захлестывающими многоэтажными волнами, шквальным ветром, а благополучно привести его к цели, превращая ветер - в предпринимательство народа; волны -в инвестиции, рифы и подводные камни - в стимул для совершенствования своего мастерства.

Экономика подвержена многим болезням, многие из которых смертельные. Одним из самых страшных недугов экономики называют инфляцию. На Западе инфляцию называют социальным раком. Инфляция коварна тем, что она исподволь, как бы незаметно раз-

рушает экономику, а когда болезнь выливается наружу, наступает крах экономики. Не менее губительными являются такие болезни как монополизм, центризм, бюрократизм, чрезмерное администрирование, нарушение законов оплаты труда, расточительство, отсутствие конкуренции. Как и кому лечить эти болезни? Экономисты - врачи экономики. Для лечения каждой болезни экономики у них имеется целый арсенал средств в виде рекомендаций, выработанных различными школами: классической, неоклассической, кейнсианской, институциональной и др.

У каждой школы - свои рецепты. Искусство экономиста заключается в том, чтобы правильно выбрать лекарства в той или иной экономической ситуации, для лечения той или иной болезни. Если в экономике, например, наблюдается «перегрев» (избыток капиталовложений), то надо ли снижать ставки процента на кредит? Если экономика монополизирована, то должно ли государство устраниться от регулирования цен? Как надо бороться с инфляцией? Как снизить инфляционные ожидания населения, играющие решающую роль в нарастании инфляции? Экономист играет важную роль (и это главное) в недопущении болезней экономики, в проведении профилактики. Нужна повседневная исследовательская, аналитическая, управленческая работа, чтобы не допустить никакой болезни.

Но часто рекомендации экономистов вызывают неприятие у политиков. Экономическая наука как таковая - это вызов самомнению властей предержащих. Экономист никогда не будет любимцем деспотов и демагогов. Для них он всегда смутьян и человек, мешающий прожектерствовать, «навевать на человечество сон золотой» и напоминающий, что к мечтам (в виде коммунизма к 1980 г.) хорошо бы приложить тугой кошелек и эффективную экономику.

Экономист никогда не должен быть узким специалистом. Изучая любую проблему, он должен всегда равняться на систему в целом. Дж. М. Кейнс писал: «Экономист должен обладать громадным объемом знаний в самых разных областях и сочетать в себе таланты, которые редко совмещаются в одном лице. Он должен - в известной мере - одновременно быть математиком, историком, государствоведом, философом. Он должен понимать язык знаков, символов и уметь выражать свои понятия и кон-

цепции словами. Он должен уметь разглядеть в частном общее, одновременно держать в уме и абстрактное, и конкретное. Он должен изучать настоящее в свете прошлого во имя предвидения будущего. Ни одну сторону природы человека и его институтов экономист не должен полностью оставлять без своего внимания. Он должен быть одновременно целеустремлен и объективен, и неподкупен, как художник, но вместе с тем иногда столь же близок к реальной жизни, как и политический деятель» [8].

Творчество составляет сущность жизни экономиста. Для экономиста жить значит творить. Нельзя добиться успеха, не занимаясь творчеством. Исследовательская, аналитическая работа, поиск направлений для процветания страны, региона, города, предприятия -объекты для творчества.

Экономист должен понимать, что особенность экономических законов состоит в том, что они действуют через людей, их действия, движения, труд. Поэтому чтобы добиться успеха в реализации своих замыслов, экономист должен убедить людей и сделать их своими помощниками. Никому еще не удавалось достигнуть цели на основе учения, которое бы расходилось с общественным мнением. Немецкий экономист Людвиг фон Мизес подчеркивал: «Расцвет человеческого общества зависит от двух факторов: наличия интеллектуальной мощи выдающихся людей, чтобы создать и постичь разумные социальные и экономические теории; а также способности этих или других людей сделать эти идеологии приятными для большинства» [9]. Человек в экономике - главная фигура. С одной стороны, человек является порождением обстоятельств и изменяется вместе с ними. С другой стороны, человек сам изменяет и совершенствует окружающий его мир.

Важно также не забывать, что экономисту необходимо заниматься активной просветительской и пропагандистской работой, нести экономические знания в массы, в гущу народа. Нам нужен «человек экономический», рачительный хозяин страны, региона, предприятия, домашнего хозяйства, который бы понимал, от чего государство богатеет, а от чего скудеет, как увеличить производительность труда, как сделать продукт труда конкурентоспособным, как работать не хуже, чем работают люди в развитых странах.

Международная федерация бухгалтеров (ПАС) выработала этический кодекс профессионального поведения специалиста. Его

принципы следующие: добросовестность, объективность, профессиональная компетентность и следование долгу, конфиденциальность, профессиональное самосознание. К числу нарушений отнесены: криминальная деятельность, действия или упущения, дискредитирующие профессию; нарушение профессиональных стандартов, нарушение этических требований, неприемлемая профессиональная халатность, критическое число менее серьезных случаев, которое указывает на несоответствие обязанностям, неудовлетворительная работа.

В современном мире интерес к экономической теории возрастает. Это объясняется глобальными переменами, которые происходят во всех странах, а также и в России. Видный американский экономист Поль Самуэльсон назвал экономическую теорию королевой экономических наук. Лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен писал, что экономика - очаровательная наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты и могут быть написаны на одном листе бумаги, тем не менее их понимают немногие. Данная наука, отражающая сложный мир хозяйствования, требует от изучающего, по словам известного немецкого специалиста по истории экономической мысли А. Хейлброннера «выносливости верблюда и терпения святого».

При росте интереса к экономическим проблемам можно ли сегодня говорить о том, что слишком много в нашей стране экономистов. На наш взгляд, людей с экономическим образованием и экономическим мышлением не может быть много. Эффективная экономика может быть создана только тогда, когда каждый человек участвует осознанно в ее формировании, каждый свое рабочее место делает эффективным, производительным, добивается эффективной работы бригады, цеха, предприятия, города, региона, страны. Вспомним Японию, как там каждый работник участвует в совершенствовании производственных процессов, создании конкурентоспособной продукции. Может ли это сделать экономически неграмотный человек? Экономическая свобода может быть обеспечена только людьми, обладающими экономическим мышлением.

Для нашей страны экономическое образование особенно актуально. Ведь у нас в стране высокая материалоемкость продукции, низкая производительность труда, качество многих видов изделий не соответствует мировым стандартам. Наверное, надо ставить вопрос о том, чтобы расширять экономическое образование за счет получения второго высшего образования. Ведь современный инженер должен обладать экономическими знаниями. В то же время экономисту также необходимо владеть знаниями технологии производства хотя бы той отрасли, в которой он работает (промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг и т. д.), т. е. желательно экономисту иметь и техническое образование. Кроме того, важно повысить качество экономического образования. В США профессия экономиста считается элитарной и довольно распространенной. Экономическому образованию уделяется большое внимание. Там считают, что познаний бакалавра не хватает, чтобы выполнять функции экономиста. Поэтому экономисту необходимо закончить магистерские программы. При этом раздается много критических голосов в адрес магистерских программ, в которых, на их взгляд, уделяется чрезмерное внимание математике и недооценивается развитие творческих способностей и навыков общения.

Рост популярности профессии экономиста среди российской молодежи можно объяснить тем, что в условиях кардинальных перемен в нашей стране молодые люди хотят понять суть этих перемен, их цель и конечный результат. Растет ответственность молодежи за судьбу своей страны. Молодежь не желает уступать свое неотъемлемое право на участие в управлении страной только элите, поэтому она стремится овладеть экономическими знаниями и изучить экономические проблемы. Для мыслящего человека занятие экономикой является достойным. Знать экономику - гражданский долг каждого гражданина и патриота. Экономическая наука в современных условиях не может оставаться эзотерической отраслью знания, доступной только небольшой группе ученых и специалистов. Она имеет дело с фундаментальными проблемами общества, она касается всех и каждого. И это обязывает всех не расслабляться в поисках истины.

28.11.2011

Список литературы:

1. Панорама экономической жизни. - М., 2008. - С. 299, 342.

2. Carr Saunders. - Wilson, 1933. - С. 2

3. Либман, А.М. Экономическая теория и социальные науки об экономике: некоторые направления развития. - М.: ИЭ РАМ, 2007. - С. 34.

4. Либман, А. Современная экономическая теория: основные тенденции // Вопросы экономики. - 2007. - №3. - С. 36-54.

5. Баумоль, У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад XX столетия в экономическую теорию // Вопросы экономики. -2001. - №2. - С. 73-107.

6. Ольсевич, Ю.Я. О психологических и психосоциальных основах экономического поведения // Montenegrin Jouznae of Economiks. - 2007. - №6. - С. 13.

7. Худокормов, А.Г. Современная экономическая теория Запада // Вопросы экономики. - 2008. - №6. - С. 38.

8. Маршалл, А. Основы экономической науки. Предисловие Дж. К. Кейнса, М.: ЭКСМО, 2007. - С. 16.

9. Мизес, Л. Человеческая деятельность. - М., 2007. - С. 631.

Сведения об авторе:

Лапаева Мария Григорьевна, заведующий кафедрой национальной экономики Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6404а, тел. (3532) 372447, е-таіі: nek@mail.osu.ru

UDC 330.8-051:005.336.2 Lapaeva M.G.

Orenburg state university

E-mail: nek@mail.osu.ru

THE ECONOMIST AS THE TRADE

In article the analysis of essence of a trade of the economist is carried out, stages of development of an economic science and a trade of the economist are considered, qualities of the economist-theorist and the economist-expert are shown

Key words: a trade the economist, stages of development of a trade, scientific economic schools, qualities of the economist.

Bibliography:

1. A panorama of economic life. - M., 2008. - P. 299, 342.

2. Carr Saunders. - Wilson, 1933. - P. 2.

3. Libman, A. Economic the theory and social sciences about economy: some directions of development. - M., 2007. - P. 34.

4. Libman, A. The modern economic theory: the basic tendencies // Economy questions. - 2007. - №3. - P. 36-54.

5. Baumol, U. What is not know Alfred Marshall: the contribution of XX century to the economic theory // Economy questions. -2001. - №2. - P. 73-107.

6. Olsevich Yu.Ya. About psychological and psychosocial bases of economic behavior // Montenegrin Jouznae of Economiks. -2007. - №6. - P. 13.

7. Khudokormov A.G. Modern the economic theory of the West // Economy questions. - 2008. - №6. - P. 38.

8. Marshall, A. Bases of an economic science. The preface of J. K.Keynes, - M.: ЭКСMО, 2007. - P. 16.

9. Mizes, L. Human activity. - M., 2007. - P. 631.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.