Научная статья на тему 'Экономико-статистический анализ в системе управления деятельностью туристского предприятия'

Экономико-статистический анализ в системе управления деятельностью туристского предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1795
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / TOURISM / ECONOMIC AND STATISTICAL ANALYSIS / MANAGEMENT SYSTEM / SYSTEM APPROACH / STATISTICAL METHODS / STATISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шариков В. И.

Определена важность системного подхода к управлению туристской фирмой. Выделены основные этапы управления фирмой. Рассмотрены методы экономико статистического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic and statistical analysis in the management system of tourism company

Importance of system approach in tourist company management is identified. The main steps of company management are distinguished. Methods of economic and statistical analysis are considered.

Текст научной работы на тему «Экономико-статистический анализ в системе управления деятельностью туристского предприятия»

уже не является единственным источником знаний, умений и опыта, теперь обучение происходит в значительной степени и вне школы (система домашнего обучения. самообучение);

• увеличивается сфера влияния образования - оно определяет не только интеллектуальный уровень субъекта, но и формирует его эмоционально-психологический, социальный, физический уровни.

Знания превратились в важнейший фактор общественного развития. Для группы развитых стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, темпы долгосрочного

роста экономики зависят от поддержки и расширения глобальной базы знаний, ставших возможными в условиях информационного общества. Сегодня эти страны развивают свои экономики на основе знаний, создавая миллионы рабочих мест, связанных с использованием новейших знаний по группам совершенно новых направлений и дисциплин. Сравнительные преимущества национальных экономик уже в меньшей мере определяются богатством природных ресурсов или дешевой рабочей силы и все больше - конкурентным применением знаний и научными инновациями.

В. И. ШАРИКОВ

ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

УДК 338.482.2

Определена важность системного подхода к управлению туристской фирмой. Выделены основные шиты управления фирмой. Рассмотрены методы тономико-статистиче-ского она. ш ш.

Ключевые слова: туризм, экономико-статистический анализ, система управления, системный подход, статистические методы, статистические показатели.

Importance of system approach in tourist company management is identified The main steps of company management are distinguished Methods of economic and statistical analysis are considered

Key wonds: tourism, economic and statistical analysis, management system, system approach, statistical methods, statistics.

Организация управления туристской фирмой основана на системном подходе, который реализуется при комплексном изучении ее деятельности. Управление фирмой означает планирование, анализ и контроль. Для решения всех этих задач

требуется внешняя и внутренняя статистика. Нередко приходится прибегать к получению информации путем организации специальных обследований (например, изучение требований потенциальных клиентов). Именно поэтому почти на

ВЕСТНИК РМА Т' 2 • зон

каждом этапе своей деятельности менеджеры фирм обращаются к статистике.

В соответствии с этим системный подход к организации и управлению деятельностью фирмы предполагает широкое применение экономико-статистических методов.

Методы экономико-статистического анализа носят универсальный характер, не зависят от отраслевой принадлежности предприятий и позволяют менеджеру:

• анализировать состояние фирмы;

• разрабатывать варианты управленческих решений;

• выбирать наиболее эффективные решения;

• оценивать влияние этих решений на результаты деятельности.

Деятельность менеджера по управлению предприятием требует проведения экономико-статистического анализа, оценки эффективности принимаемых решений. Необходимо сравнивать достигнутые показатели с запланированными и показателями предыду щих лет.

Но статистические методы не ограничиваются простым сопоставлением показателей за различные периоды. Важно выявить факторы, повлиявшие на изменение показателей, исследовать их фактическую повторяемость и определить вероятность повторения тех или иных явлений и результатов. Не владея ситуацией на том или ином рынке, информацией о конкурентах, невозможно установить цель предприятия и разработать стратегию ее достижения.

К традиционным статистическим методам, применяемым в экономических исследованиях, относятся: метод статистического наблюдения; метод параллельных рядов; метод группировок; индексный метод; метод корреляционнорегрессионного анатиза.

Наибольшее распространение в практике получили корреляционный, регрессионный и дисперсионный анализ В последние годы стали применяться компонентный, кластерный и другие методы современного факторного анатиза.

Основными источниками информационного обеспечения экономико-статистического анатиза являются данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.

В процессе анализа финансового состояния предприятия может привлекаться следующая информация:

• информация о технической подготовке производственной деятельности;

• нормативная информация;

• бизнес-план;

• экономический учет: оперативно-

технический учет: бухгалтерский учет; статистический учет;

• отчетность: публичная финансовая

бухгалтерская отчетность (годовая); квартальная отчетность (непубличная, представляющая собой коммерческую тайну); выборочная статистическая и финансовая отчетность (коммерческая отчетность), производимая по специальным указаниям; обязательная статистическая отчетность;

• прочая информация: публикации

в прессе; опросы руководителя; экспертная информация.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служит бухгалтерская отчетность. В состав годового бухгалтерского отчета предприятия входят следующие формы:

• форма № 1 «Бухгалтерский баланс» -наиболее информативная форма для анализа и оценки финансового состояния;

• форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

• форма № 3 «Отчет об изменении капитала»;

• форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»;

• форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;

• «Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния;

• аудиторское заключение (для предприятий. подлежащих обязательному аудиту), подтверждающая степень достоверности сведений, включаемых в бухгалтерскую отчетность предприятия.

Возникновение ошибок предупреждается хорошей организацией первичного и бухгалтерского учета на предприятии или в организации, успешным подбором кадров при проведении статистического наблюдения.

В ходе осуществления экономико-ста-тистического анализа менеджер и руководство фирмы должны учитывать следующие рекомендации:

1. Следует регулярно анализировать основные фонды и постепенно увеличивать их количество и структуру с целью оптимизации условий, качества и результативности труда.

2. Маржинальный анализ позволяет более детально выявить влияние цены и объема туров (оказываемых услуг) на прибыль, ответить на вопрос, какой объем продаж может покрыть затраты на производство и реализацию услуг.

Очевидно, что финансовые результаты фирмы свидетельствуют об эффективности работы менеджеров. Анализ финансовых результатов должен быть всесторонним. Наиболее универсальным мето-

дом анализа финансовых показателей фирмы, независимо от ее отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы, является индексный анализ. Результаты факторного индексного анализа позволяют подтвердить обоснованность и эффективность управленческих решений.

В микростатистике ставится задача измерить и оценить влияние факторов на результат, применяя систему статистических показателей и методы сбора и анализа информации о протекающих на фирме и за ее пределами явлениях и процессах. При этом целесообразно сочетание методов традиционного и современного факторного анализа

Чтобы принять управленческие решения в области производства и сбыта, финансов и инвестиций, руководству нужна постоянная осведомленность по соответствующим вопросам, возможная лишь в результате отбора, анализа, оценки и концентрации исходной информации. Поэтому в управлении туристским предприятием значительно возрастает роль своевременной и достоверной статистической информации. Основными формами статистического наблюдения, благодаря которым формируется информационная база, являются: статистическая отчетность, специально организованное статистическое наблюдение и регистры.

Разработкой форм государственной статистической отчетности в туризме занимается Федеральная служба государственной статистики России (Росстат). Методы сбора и обработки, методология исчисления статистических показателей, установленные Росстатом, являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации. Эти стандарты обеспечивают использование данных государственной статистики для приня-

ВЕСТНИК РИА Т'2» 2оп

тия обоснованных управленческих решений заинтересованными пользователями, сопоставимость показателей в соответствии с отечественной и международной статистической методологией.

Основным источником формирования данных по туризму является отчетность хозяйствующих субъектов, представляемая в региональные органы статистики. В соответствии с законодательством руководители предприятия и другие должностные лица, подписывающие отчет, несут административную ответственность за непредставление отчетов и других данных, необходимых для проведения государственного статистического наблюдения, нарушение сроков представления отчетов и искажение отчетных данных.

В отчетности гостиниц, турфирм, оздоровительных лагерей и других туристских организаций определяется вся система показателей, охватывающих комплексную. разностороннюю экономическую деятельность указанных хозяйствующих субъектов.

Статистическая отчетность средств размещения является основой формирования информационной базы, характери-зу ющей предложение услуг по размещению и сопутству ющих услуг, социально-экономические характеристики туристов, цели, сроки их поездок и пр.

В настоящее время предприятия и организации подотрасли «Отдых и ту ризм» представляют статистическу ю отчетность по следующим формам:

• форма № 1-гостиница «Сведения

о работе гостиниц»;

• форма № 1-ол «Сведения об оздоровительном лагере для школьников»;

• таблица № I (сводная) «Сводный отчет о сети и медицинских кадрах санаториев и учреждений отдыха»;

• форма № 1-турфирма «Сведения

о деятельности туристской фирмы».

Рассмотрим детально первую и последнюю формы статистической отчетности.

Форма № 1-гостиница «Сведения о работе гостиниц» является годовой. Данные подаются в региональный комитет по статистике на конец отчетного года.

В этой форме все показатели сгруппированы по 6-ти разделам:

1 - номерной фонд;

2 - обслуживание туристов (ночующих посетителей);

3 - распределение численности размещенных лиц по целям поездок, на конец отчетного года;

4 - распределение численности размещенных лиц по продолжительности пребывания. на конец отчетного года;

5 - площадь, занимая отчитывающейся организацией, и наличие кадров;

6 - основные показатели финансово-хозяйственной деятельности.

Форма № 1-турфирма «Сведения о деятельности туристской фирмы» является формой специализированной статистической отчетности. Форма введена из-за резкого роста числа туристских фирм и отсутствия статистической информации, характеризующей результаты их работы.

Для систематизации сведен™ о видах деятельности турфирм Росстат использует следу ющу ю группировку:

• туроператорские фирмы, занимающиеся формированием, продвижением и продажей туров;

• турагентскис фирмы, продвигающие на рынок и продающие туры.

Соответственно, все статистические показатели, характеризующие деятель-

ность турфирм, сгруппированы в 4-х разделах:

□ I. Общие экономические показатели:

1.1. Средняя численность работников.

1.2. Выручка от продажи товаров, услуг, в том числе выручка от оказания туристских услуг, а также сумма комиссионных, агентских и других вознаграждений.

Показатели выручки туроператоров и турагентов дают возможность получить раздельную информацию о результатах их деятельности.

Затраты, произведенные туристским предприятием, представляют в двух группировках:

• состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг);

• состав затрат, используемых при производстве туристского продукта.

1.3. Затраты, произведенные организацией.

1.4. Прибыль.

1.5. Обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, и другие показатели.

□ 2. Число и стоимость проданных путевок - данные предоставляют как туроператоры (показатели по реализации путевок), так и турагенты (сведения по реализации путевок гражданам России).

□ 5. Число обслуженных туристов -

заполняется только туроператорами.

При этом из числа всех обслуженных туристов выделяются граждане до 18 лет и лица отправляющиеся

в шоп-туры.

□ 4. Распределение туристов по видам средств размещения и транспортного обслуживания - такие данные предоставляют только туроператоры. Обслуженные туристы подразделяются на граждан России и иностранных граждан. Строится распределение туристов по средствам размещения и видам транспортного обслуживания .

Следует заметить, что показатели этой формы отчетности согласуются с Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ), Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькуляции себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью.

В итоге применение экономико-статис-тического анализа туристского предприятия приводит к следующим результатам:

• вырабатывается стратегия и тактика развития туристской фирмы:

• обосновываются управленческие решения:

• выявляются резервы повышения эффективности деятельности фирмы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• оцениваются результаты деятельности туристской организации в целом и ее отдельных подразделений;

• проводится сравнительный анализ положения фирмы с другими участниками туристского рынка;

• определяется экономическая эффективность использования всех видов ресурсов предприятия.

Таким образом, знание основных методов экономико-статистического анализа ту ристского предприятия, методов проведения статистического наблюдения, статистических стандартов Всемирной

BEС77IHKPMAT'2* 2011

туристской организации (ЮНВТО) и Ор- жеру туризма формировать информаци-ганизации Объединенных Наций (ООН), онную базу и повышать эффективность принципов построения вспомогательного управления деятельностью туристского счета в туризме (ВСТ) позволят менед- предприятия.

ЛИТКРЛТУРА

1. Экономика фирмы и микростатистика : учебник С. Д. Ильенкова и др.: под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика. 2007. 384 с.

2. Ропова Г. II, Попова С. Е„ Слепунин В. Л. Финансовый анализ : учебно-практ. пособие. М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2007. 211 с.

3. Донцова JJ. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчетности: практикум. 3-е изд. М. : НКЦ «Дело и сервис», 2008. 144 с.

4. Соболева Е. А. Статистика туризма: Статистическое наблюдение: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2004. 160с.

5. Палий II. А. Прикладная статистика: учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2004. 176 с.

У. Н. КОРШУНОВА

РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА ВДЕСТИНАЦИИ КАК ПОДДЕРЖКА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

УДК 338.486:711.2

Деловой туризм рассматриваемся с позиции одного из самых молодых и перспективных направлений современной туриндустрии. Показано влияние мирового кризиса ни сектор делового туризма. Перечислен список организационных мероприятий и услуг делового туризма.

Ключевые слова: туризм, деловой туризм, туристские дестинации, экономика региона, экономическая стабильность, мировой кризис, развитие туризма.

Business trawl from the perspective of one of the youngest and the nmst promising areas of modem tourism industry is considered Hie impact of global crisis on business tourism sector is shown Organizational and business travel services are listed

Key words: tourism, business tourism, tourist destination, region's economy, economical stability, world crisis, tourism development.

В условиях финансового и экономического кризиса, который с 2008 г. затрону л экономику многих стран, и в том числе России, необходимо находить нестандартные решения развития туризма.

И одним из таких решений может быть развитие делового ту ризма.

Деловой туризм - одно из самых молодых и перспективных направлений современной туриндустрии. которое с каждым годом получает стремительное развитие более чем в 150 государствах. Например. в Великобритании деловой туризм приносит ежегодно около 11,7 млрд фунтов стерлингов в казну Объединенно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.