Научная статья на тему 'Экономико-статистический анализ уровня диспаритета цeн сельскохозяйственной продукции'

Экономико-статистический анализ уровня диспаритета цeн сельскохозяйственной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО / РЕАЛИЗАЦИЯ / ЦЕНЫ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ДИСПАРИТЕТ / ИНФЛЯЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС. / PRODUCTION / SELLING / PRICES / SELF-COST / DISPARITY / INFLATION / ECONOMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьев Сeргей Александрович, Маркова Аида Ивановна

Проведен анализ цен производителей сельхозпродукции на приобретенную промышленную продукцию и услуги на уровне РФ, ПФО и Оренбургской области за 2002-2007 гг. Установлен диспаритет цен сельскохозяйственной и промышленной продукции. Изучено влияние инфляции на рост цен зерновой продукции. Рассмотрены проблемы, связанные с глобальным экономическим кризисом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соловьев Сeргей Александрович, Маркова Аида Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic-Statistical Analysis of Farm Produce Prices Level and Disparity

The analysis of producers' prices for farm products and prices for consumed industrial products and services in the Russian Federation, Privolzhsky federal okrug and Orenburg region for the period of 2002-2007 yrs. has been conducted. Prices disparity of agricultural and industrial products has been revealed. The influence of inflation on the rise of prices for grain crops produce is studied. The problems connected with the global economic crisis are considered.

Текст научной работы на тему «Экономико-статистический анализ уровня диспаритета цeн сельскохозяйственной продукции»

Экономико-статистический анализ уровня диспаритета цен сельскохозяйственной продукции

С.А. Соловьев, дт.н, профессор, МСХ, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области; А.И.Маркова, к.э.н, профессор, Оренбургский ГАУ

Для экономических отношений в современных условиях, возникающих между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства, характерно явление диспаритета, выражаемого нарушением равенства условий воспроизводства.

С одной стороны, производители сельхозпродукции не могут оказать определяющего воздействия на рыночные цены из-за высококонкурентного характера отношений на аграрном рынке вследствие ограниченных возможностей диверсификации продукции, низкой покупательной способности населения в условиях транзитивной экономики и ценового давления перерабатывающих отраслей. С другой стороны, отрасли, поставляющие средства производства сельскому хозяйству и оказывающие ему услуги, имеют возможность контролировать цены на свои товары и услуги. В результате темп роста цен на средства производства и услуги для сельского хозяйства опережает рост цен на продукцию сельского хозяйства.

Ежегодно Росстатом и Территориальным органом государственной статистики по Оренбургской области (Оренбургстат) проводится выборочное обследование по изучению указанного соотношения цен.

Индексы цен производителей сельхозпродукции исчисляются на основании регистрации цен на основные виды продуктов-представителей, реализуемых заготовительным, перерабатывающим организациям, на рынке, ярмарках, через собственную торговую сеть, непосредственно с транспортных средств, на биржах, аукционах и т.п. Эти цены приводятся с учетом надбавок и скидок за качество без расходов на транспортировку, экспедирование, погрузку и разгрузку продукции, а также без НДС и субсидий.

Получаемая информация служит также для отслеживания соотношения между ценами, по которым сельхозпроизводители продают свою продукцию, и ценами, по которым они приобретают промышленную продукцию и услуги (рис. 1).

Цены сельхозтоваропроизводителей в динамике подвержены значительной годовой вариации, что можно проследить по рис. 2. Темпы роста цен производителей на сельхозпродукцию были выше, чем на приобретенную промышленную продукцию и услуги, в 2001, 2004 и 2007 гг

I

—I

Рис. 1 - Индексы цен производителей с.-х. продукции и на приобретенную промышленную продукцию и услуги по России в 2000-2007 гг. (в % к 1999 г.)

і і і —■— і

Рис. 2 - Индексы цен производителей с.-х. продукции и на приобретенную промышленную продукцию и услуги по России в 2000-2007 гг. (в % к предыдущему году)

В 2006 г. средняя цена трактора по России составляла 1193,6 тыс. руб., и для его приобретения аграрии должны была продать 390 т пшеницы, или 214 т картофеля, или 165 т молока. В 2007 г. эти показатели выросли до 1433,1 тыс. руб., 308 т пшеницы, или 226 т картофеля, или 170 т молока соответственно [1].

Анализ паритета цен показал (рис. 3), что в отличие от 2006 г. в 2007 г. темпы роста цен производителей сельскохозяйственной продукции опередили рост цен на приобретенную промышленную продукцию и услуги в большинстве регионов ПФО. Исключение составили Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Пермский край и Оренбургская область. Отметим, что цены приобретения сельскохозяйственными организациями промышленной продукции и услуг изменялись по-разному (рис. 4).

В 2007 г. увеличение по отношению к 2002 году в среднем составило 17,9% (по отношению к 2006 г. — 21,1%).

Наибольший рост цен на промышленную продукцию и услуги в 2007 г. сложился в Башкортостане, Татарстане, Пермском крае, Саратовской области (от 129,6 до 150,1% к 2002 году). Менее других выросли эти цены в Республике

I I ■

--X-- I

Рис. 3 - Индексы цен производителей с.-х. продукции и на приобретенную промышленную продукцию и услуги в 2007 г. в ПФО (в % к предыдущему году)

'

0

0

0

0

0

0

0

0

у ** *

? ^ Л9 Л9

,<з>-

<?й

^ о«"

—♦— 2002 г. Индекс цен производителей промышленных товаров —й— 2007 г. Индекс цен производителей промышленных товаров

Рис. 4 - Индексы цен на приобретенную с.-х. организациями промышленную продукцию и услуги в 2002-2007 гг. (в % к предыдущему году)

Марий Эл, Мордовии, Удмуртии, Самарской и Кировской областях (на 7—10%). В Оренбургской области этот рост также существенен: со 113 до 138,9%.

Темпы роста цен производителей на сельхозпродукцию (рис. 5) в 2007 г. увеличились на всей территории ПФО: в 2007 г. по сравнению с 2002 г. цены — на 37%, (по сравнению с 2006 г. — на 26,3%).

Причем, темпы роста цен увеличились как на продукцию растениеводства, (подорожала в среднем на 11—33%), так и на продукцию животноводства (6—19%).

Наибольший рост цен в 2007 г. наблюдался в Саратовской области (в среднем на 28%). Высо-

ким он был также в Нижегородской и Ульяновской областях (на 22—28% к 2002 г.). В Оренбургской области цены выросли в 2007 г. по сравнению с 2002 г. на 42,7%, а с 2006 г. — на 28%.

С позиции производителя анализ цен позволяет получить данные о конъюнктуре рынка, структуре цен в отрасли, ценах на альтернативные товары, на основе которых организации осуществляют свою ценовую политику. В Оренбургской области так же как и в целом по России и ПФО указанный диспаритет цен сохраняется (табл. 1).

В Оренбургской области за период с 2002-го по 2007 гг. цены производителей зерновой продукции выросли в 2 раза, на промышленные товары и услуги — почти в 3, стоимость зерно-

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Рис. 5 - Индексы цен производителей с.-х. продукции в 2002-2007 гг. (в % к предыдущему году)

1. Индексы цен производителей сельхозпродукции и цен на промышленные товары и услуги, приобретенные сельхозтоваропроизводителями в Оренбургской области, % [3]

2002 г. Индекс цен производителей сельскохозяйственной иродукци 2007 г. Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукци

уборочных комбайнов — в 2,3, тракторов — в 2, ГСМ — в 2,3 раза.

На протяжении последних лет в Оренбургской области (табл. 2) наибольшую долю среди приобретаемых сельхозтоваропроизводителями промышленных товаров и услуг занимают ГСМ (26—30%), запчасти и другие материалы для ремонта (21 и 28%). Самый высокий удельный вес приходился на 2006 г. (34%).

Вместе с тем в 2007 г. увеличилась доля расходов на приобретение сельскохозяйственных машин и оборудования, было закуплено новых тракторов 371 шт., из них по лизингу — 120 шт.

В 2008 г. всего было приобретено 820 тракторов, из них по областному лизингу — 83 шт. Отечественных тракторов было закуплено 681 шт. (83%) и зарубежных — 139 шт. (17%).

Из отечественных и зарубежных тракторов и комбайнов в Оренбургской области товаропроизводителями больше всего было приобретено следующих марок (табл. 2).

Зерноуборочных комбайнов в 2007 г. было приобретено 185 шт., из них по лизингу — 31 шт.; в 2008 г. — 429 шт., из них отечественных 296 шт. (69%), зарубежных — 133 шт. (31%). Несмотря на то что цены на зарубежную технику выше, чем на отечественную, в 2—5 раз, крупные и средние сельхозтоваропроизводители предпочитают приобретать импортные СХМ вследствие их надежности и комфортности.

На вариацию цен производителей сельхозпродукции оказывают получаемые урожаи зерновых культур. Как правило, высокие урожаи приводят к снижению цен на зерно. Последние годы Правительство РФ осуществляет интервенции по закупкам зерна по чуть более высоким ценам, чем на рынке.

По данным табл. 3 видно, что особенно это проявилось в 2007 г., когда Правительством Оренбургской области были установлены гарантированные цены на зерно, приобретаемое для нужд региона.

В 2007 г. цены на зерно были самыми высокими за последние годы. По сравнению с 2001 г. они выросли в 2,2 раза, по сравнению с 2006 г. — на 31,2%. В 2008 г. цены на зерно составили 5521,5 руб., в январе 2009 г. они составили 5860 руб. Это самая высокая цена среди регионов ПФО.

Опережающие темпы роста цен на приобретенную промышленную продукцию и услуги привели к росту себестоимости реализуемого зерна. С 2002-го по 2007 г. себестоимость 1 т зерна выросла в 2,2 раза, причем независимо от колеблемости урожайности зерновых культур.

По данным табл. 3 можно определить, как влияет инфляция на рост цен на зерно. Прирост цены в 2007 г. по сравнению с 2002 г. составил 2843 руб./т (4233—1390), индекс инфляции за этот же период составил 185,1%. Средняя цена в 2007 г. без учета инфляции составила 2286 руб./т (4233:185,1%), следовательно, прирост цены за 6 лет за счет инфляции составил 557 руб./т (2843— 2286), или 19,6% (557:2843). Вывод: рост цен на зерно на 19,6% обусловлен влиянием инфляции.

Исследования экономистов показали, что рынок не способен устранить ценовой диспари-

2. Средние цены приобретения сельхозтоваропроизводителями сельскохозяйственной техники в Оренбургской области, 2008 г.

МТЗ-82

МТЗ-1221

ХТЗ-17221

ХТЗ-150 К 09

Т-4А

СК-5М «Нива»

АКРОС-530

3. Индексы цен, себестоимости и урожайности зерновых культур в Оренбургской области

тет и его последствия, поэтому регулирование пропорций межотраслевого обмена должно принадлежать государству И тут основным методом является установление определенного размера торговых надбавок на продовольственные товары или определение предельного уровня рентабельности на некоторые продукты. Регулирование цен осуществляется также путем предоставления дотаций отдельным отраслям и производствам. В настоящее время крайне слабо используются такие экономические методы, как товарные интервенции из государственных запасов через систему государственной и негосударственной торговли.

В апреле 2009 г. Правительством РФ была опубликована «Программа антикризисных мер», которой предусматриваются мероприятия по поддержке АПК, включающие предоставление субсидий на осуществление господдержки по основным направлениям, а также на возмещение

сельхозтоваропроизводителям, КФХ, организациям АПК и организациям потребкооперации части затрат на уплату процентов по кредитам и займам. Будет проведена дополнительная капитализация «Россельхозбанка» и «Росагролизин-га» в объеме 2,1 млрд долларов.

До окончания кризиса правительство намерено с особой осторожностью подходить к регулированию тарифов на ЖКХ, транспортные перевозки, электричество и тепло, а также цен на газ, соизмеряя их повышение, необходимое для финансирования инвестиционных программ, с задачами сдерживания инфляции. Это — важнейший приоритет макроэкономической политики.

Литература

1. Ценовые межотраслевые пропорции в 2003—2007 гг. Статистический обзор // Экономика сельского хозяйства России, 2008. - № 9.

2. ФСГС, Российский статистический ежегодник. М., 2008.

3. ФСГС, Статистический сборник. Сельское хозяйство, охота и лесоводство Оренбургской области. Оренбург, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.