Экономико-статистический анализ уровня диспаритета цен сельскохозяйственной продукции
С.А. Соловьев, дт.н, профессор, МСХ, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области; А.И.Маркова, к.э.н, профессор, Оренбургский ГАУ
Для экономических отношений в современных условиях, возникающих между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства, характерно явление диспаритета, выражаемого нарушением равенства условий воспроизводства.
С одной стороны, производители сельхозпродукции не могут оказать определяющего воздействия на рыночные цены из-за высококонкурентного характера отношений на аграрном рынке вследствие ограниченных возможностей диверсификации продукции, низкой покупательной способности населения в условиях транзитивной экономики и ценового давления перерабатывающих отраслей. С другой стороны, отрасли, поставляющие средства производства сельскому хозяйству и оказывающие ему услуги, имеют возможность контролировать цены на свои товары и услуги. В результате темп роста цен на средства производства и услуги для сельского хозяйства опережает рост цен на продукцию сельского хозяйства.
Ежегодно Росстатом и Территориальным органом государственной статистики по Оренбургской области (Оренбургстат) проводится выборочное обследование по изучению указанного соотношения цен.
Индексы цен производителей сельхозпродукции исчисляются на основании регистрации цен на основные виды продуктов-представителей, реализуемых заготовительным, перерабатывающим организациям, на рынке, ярмарках, через собственную торговую сеть, непосредственно с транспортных средств, на биржах, аукционах и т.п. Эти цены приводятся с учетом надбавок и скидок за качество без расходов на транспортировку, экспедирование, погрузку и разгрузку продукции, а также без НДС и субсидий.
Получаемая информация служит также для отслеживания соотношения между ценами, по которым сельхозпроизводители продают свою продукцию, и ценами, по которым они приобретают промышленную продукцию и услуги (рис. 1).
Цены сельхозтоваропроизводителей в динамике подвержены значительной годовой вариации, что можно проследить по рис. 2. Темпы роста цен производителей на сельхозпродукцию были выше, чем на приобретенную промышленную продукцию и услуги, в 2001, 2004 и 2007 гг
I
—I
Рис. 1 - Индексы цен производителей с.-х. продукции и на приобретенную промышленную продукцию и услуги по России в 2000-2007 гг. (в % к 1999 г.)
і і і —■— і
Рис. 2 - Индексы цен производителей с.-х. продукции и на приобретенную промышленную продукцию и услуги по России в 2000-2007 гг. (в % к предыдущему году)
В 2006 г. средняя цена трактора по России составляла 1193,6 тыс. руб., и для его приобретения аграрии должны была продать 390 т пшеницы, или 214 т картофеля, или 165 т молока. В 2007 г. эти показатели выросли до 1433,1 тыс. руб., 308 т пшеницы, или 226 т картофеля, или 170 т молока соответственно [1].
Анализ паритета цен показал (рис. 3), что в отличие от 2006 г. в 2007 г. темпы роста цен производителей сельскохозяйственной продукции опередили рост цен на приобретенную промышленную продукцию и услуги в большинстве регионов ПФО. Исключение составили Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Пермский край и Оренбургская область. Отметим, что цены приобретения сельскохозяйственными организациями промышленной продукции и услуг изменялись по-разному (рис. 4).
В 2007 г. увеличение по отношению к 2002 году в среднем составило 17,9% (по отношению к 2006 г. — 21,1%).
Наибольший рост цен на промышленную продукцию и услуги в 2007 г. сложился в Башкортостане, Татарстане, Пермском крае, Саратовской области (от 129,6 до 150,1% к 2002 году). Менее других выросли эти цены в Республике
I I ■
--X-- I
Рис. 3 - Индексы цен производителей с.-х. продукции и на приобретенную промышленную продукцию и услуги в 2007 г. в ПФО (в % к предыдущему году)
'
0
0
0
0
0
0
0
0
у ** *
? ^ Л9 Л9
,<з>-
<?й
^ о«"
—♦— 2002 г. Индекс цен производителей промышленных товаров —й— 2007 г. Индекс цен производителей промышленных товаров
Рис. 4 - Индексы цен на приобретенную с.-х. организациями промышленную продукцию и услуги в 2002-2007 гг. (в % к предыдущему году)
Марий Эл, Мордовии, Удмуртии, Самарской и Кировской областях (на 7—10%). В Оренбургской области этот рост также существенен: со 113 до 138,9%.
Темпы роста цен производителей на сельхозпродукцию (рис. 5) в 2007 г. увеличились на всей территории ПФО: в 2007 г. по сравнению с 2002 г. цены — на 37%, (по сравнению с 2006 г. — на 26,3%).
Причем, темпы роста цен увеличились как на продукцию растениеводства, (подорожала в среднем на 11—33%), так и на продукцию животноводства (6—19%).
Наибольший рост цен в 2007 г. наблюдался в Саратовской области (в среднем на 28%). Высо-
ким он был также в Нижегородской и Ульяновской областях (на 22—28% к 2002 г.). В Оренбургской области цены выросли в 2007 г. по сравнению с 2002 г. на 42,7%, а с 2006 г. — на 28%.
С позиции производителя анализ цен позволяет получить данные о конъюнктуре рынка, структуре цен в отрасли, ценах на альтернативные товары, на основе которых организации осуществляют свою ценовую политику. В Оренбургской области так же как и в целом по России и ПФО указанный диспаритет цен сохраняется (табл. 1).
В Оренбургской области за период с 2002-го по 2007 гг. цены производителей зерновой продукции выросли в 2 раза, на промышленные товары и услуги — почти в 3, стоимость зерно-
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Рис. 5 - Индексы цен производителей с.-х. продукции в 2002-2007 гг. (в % к предыдущему году)
1. Индексы цен производителей сельхозпродукции и цен на промышленные товары и услуги, приобретенные сельхозтоваропроизводителями в Оренбургской области, % [3]
2002 г. Индекс цен производителей сельскохозяйственной иродукци 2007 г. Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукци
уборочных комбайнов — в 2,3, тракторов — в 2, ГСМ — в 2,3 раза.
На протяжении последних лет в Оренбургской области (табл. 2) наибольшую долю среди приобретаемых сельхозтоваропроизводителями промышленных товаров и услуг занимают ГСМ (26—30%), запчасти и другие материалы для ремонта (21 и 28%). Самый высокий удельный вес приходился на 2006 г. (34%).
Вместе с тем в 2007 г. увеличилась доля расходов на приобретение сельскохозяйственных машин и оборудования, было закуплено новых тракторов 371 шт., из них по лизингу — 120 шт.
В 2008 г. всего было приобретено 820 тракторов, из них по областному лизингу — 83 шт. Отечественных тракторов было закуплено 681 шт. (83%) и зарубежных — 139 шт. (17%).
Из отечественных и зарубежных тракторов и комбайнов в Оренбургской области товаропроизводителями больше всего было приобретено следующих марок (табл. 2).
Зерноуборочных комбайнов в 2007 г. было приобретено 185 шт., из них по лизингу — 31 шт.; в 2008 г. — 429 шт., из них отечественных 296 шт. (69%), зарубежных — 133 шт. (31%). Несмотря на то что цены на зарубежную технику выше, чем на отечественную, в 2—5 раз, крупные и средние сельхозтоваропроизводители предпочитают приобретать импортные СХМ вследствие их надежности и комфортности.
На вариацию цен производителей сельхозпродукции оказывают получаемые урожаи зерновых культур. Как правило, высокие урожаи приводят к снижению цен на зерно. Последние годы Правительство РФ осуществляет интервенции по закупкам зерна по чуть более высоким ценам, чем на рынке.
По данным табл. 3 видно, что особенно это проявилось в 2007 г., когда Правительством Оренбургской области были установлены гарантированные цены на зерно, приобретаемое для нужд региона.
В 2007 г. цены на зерно были самыми высокими за последние годы. По сравнению с 2001 г. они выросли в 2,2 раза, по сравнению с 2006 г. — на 31,2%. В 2008 г. цены на зерно составили 5521,5 руб., в январе 2009 г. они составили 5860 руб. Это самая высокая цена среди регионов ПФО.
Опережающие темпы роста цен на приобретенную промышленную продукцию и услуги привели к росту себестоимости реализуемого зерна. С 2002-го по 2007 г. себестоимость 1 т зерна выросла в 2,2 раза, причем независимо от колеблемости урожайности зерновых культур.
По данным табл. 3 можно определить, как влияет инфляция на рост цен на зерно. Прирост цены в 2007 г. по сравнению с 2002 г. составил 2843 руб./т (4233—1390), индекс инфляции за этот же период составил 185,1%. Средняя цена в 2007 г. без учета инфляции составила 2286 руб./т (4233:185,1%), следовательно, прирост цены за 6 лет за счет инфляции составил 557 руб./т (2843— 2286), или 19,6% (557:2843). Вывод: рост цен на зерно на 19,6% обусловлен влиянием инфляции.
Исследования экономистов показали, что рынок не способен устранить ценовой диспари-
2. Средние цены приобретения сельхозтоваропроизводителями сельскохозяйственной техники в Оренбургской области, 2008 г.
МТЗ-82
МТЗ-1221
ХТЗ-17221
ХТЗ-150 К 09
Т-4А
СК-5М «Нива»
АКРОС-530
3. Индексы цен, себестоимости и урожайности зерновых культур в Оренбургской области
тет и его последствия, поэтому регулирование пропорций межотраслевого обмена должно принадлежать государству И тут основным методом является установление определенного размера торговых надбавок на продовольственные товары или определение предельного уровня рентабельности на некоторые продукты. Регулирование цен осуществляется также путем предоставления дотаций отдельным отраслям и производствам. В настоящее время крайне слабо используются такие экономические методы, как товарные интервенции из государственных запасов через систему государственной и негосударственной торговли.
В апреле 2009 г. Правительством РФ была опубликована «Программа антикризисных мер», которой предусматриваются мероприятия по поддержке АПК, включающие предоставление субсидий на осуществление господдержки по основным направлениям, а также на возмещение
сельхозтоваропроизводителям, КФХ, организациям АПК и организациям потребкооперации части затрат на уплату процентов по кредитам и займам. Будет проведена дополнительная капитализация «Россельхозбанка» и «Росагролизин-га» в объеме 2,1 млрд долларов.
До окончания кризиса правительство намерено с особой осторожностью подходить к регулированию тарифов на ЖКХ, транспортные перевозки, электричество и тепло, а также цен на газ, соизмеряя их повышение, необходимое для финансирования инвестиционных программ, с задачами сдерживания инфляции. Это — важнейший приоритет макроэкономической политики.
Литература
1. Ценовые межотраслевые пропорции в 2003—2007 гг. Статистический обзор // Экономика сельского хозяйства России, 2008. - № 9.
2. ФСГС, Российский статистический ежегодник. М., 2008.
3. ФСГС, Статистический сборник. Сельское хозяйство, охота и лесоводство Оренбургской области. Оренбург, 2008.