15 (270) - 2012
Анализ видов экономической деятельности
УДК 338.1: 379.85: 332.1 (571.51)
ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРА
В РЕГИОНЕ
Е. В. ПОКЛОНОВА,
кандидат экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и статистики E-mail: ElenaPoklonova@mail. ru
И. П. ЗАГОРА,
аспирант кафедры экономического анализа и статистики E-mail: izagora@mail. ru Красноярский государственный торгово-экономический институт
Как показывает мировой опыт, туризм является стратегически важной отраслью для социального и экономического развития региона. Одним из наиболее актуальных и перспективных подходов к его развитию является кластерный. Прежде чем принимать решения о формировании кластера, необходимо провести максимально полный экономическо-статистический анализ базовой отрасли. В статье проводится исследование показателей туристского сектора Красноярского края.
Ключевые слова: регион, экономика, статистика, анализ, кластер, туризм.
Туристская отрасль в современных условиях является одной из наиболее важных и перспективных для развития сфер экономики, в том
числе региональной. Экономическое значение ее обусловлено тем, что она может быть источником значительных поступлений в бюджет, стимулом преобразований в смежных отраслях (торговля, общественное питание, строительство и т. д.), повышения занятости населения, воспроизводства трудовых ресурсов, культурного развития населения. Кроме того, эта сфера играет большую социальную роль, поскольку туризм обеспечивает восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей, является одной из важнейших задач государства. Все это отмечается в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [1]. К основным задачам программы отнесены:
- развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации;
- повышение качества туристских услуг;
- продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.
Для их реализации возможны несколько подходов. Наиболее перспективным и комплексно охватывающим разные отрасли экономики считается инновационный кластерный, предполагающий формирование особой структуры - кластера [1]. Авторы ранее уже публиковали материалы исследования относительно теоретических аспектов его формирования в регионе [2, 3].
Красноярский край - регион, обладающий богатейшим, но мало используемым рекреационным потенциалом для внутреннего и въездного туризма. Поэтому на его территории имеет смысл применение указанного инновационного инструмента.
Целью авторского исследования является экономико-статистический анализ тенденций развития рынка туристских услуг в Красноярском крае для оценки возможности создания кластера в регионе и перспектив его существования как фрагмента общей методики формирования регионального кластера. Причем акцент делается только на показателях внутри сектора. Для достижения поставленной цели авторами были решены следующие задачи:
- рассмотрены некоторые аспекты методики создания кластера в регионе;
- исследована динамика платных услуг в сфере туризма в разрезе видов в Красноярском крае;
- проведен анализ степени интенсивности динамического развития выбранных показателей;
- изучена динамика структуры объема видов платных услуг в сфере туризма в общем их значении;
- исследована динамика показателей вариации по абсолютным показателям и долям;
- проведен факторный анализ динамики оборота платных услуг в действующих ценах;
- рассчитаны коэффициенты эластичности спроса по среднедушевому доходу;
- предложена комплексная оценка секторов туристского сектора.
С учетом всех характеристик кластера авторами было расширено классическое определение М. Портера в этой части. Кластер представляет собой временную локализованную группу специализированных хозяйствующих субъектов оп-
тимального состава с участием государственных органов, обладающих полной самостоятельностью, выступающую способом поступательного инновационного развития конкретной сферы экономики на основе принципов кооперации и конкуренции в форме целостной структуры. Кластерный подход в туристской сфере предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами [1].
В настоящее время не существует четко выстроенных методик формирования туристских кластеров и оценки их функционирования. Это во многом затрудняет использование кластерного подхода в практической деятельности. Для решения данной задачи авторами предложена методика, согласно которой на стадии выявления кластера проводится оценка потенциала региона для изучения условий, в которых он будет функционировать.
Следуя данной методике, предлагается рассматривать кластер с двух позиций: как составляющую региональной экономики для исследования роли кластера в решении социально-экономических проблем региона по макропоказателям (валовый региональный продукт, платные услуги в целом и в сфере услуг), а также как самостоятельную экономическую структуру для проведения комплексного анализа возможности создания кластера в регионе и перспектив его существования.
Следуя данным подходам, задачи, решаемые при изучении кластера, можно подразделить на два уровня. Последовательность действий при проведении анализа представлена на рис. 1. Она включает в себя:
- анализ динамики показателей в Красноярском крае за 2005-2010 гг.;
- оценку интенсивности динамического процесса;
- изучение структуры и структурных сдвигов в составе показателей;
- исследование вариации по абсолютным и относительным показателям (доля в общем их объеме);
- проведение факторного анализа с разложением динамики объемов в действующих ценах на влияние ценного параметра и реального объема потребления;
- определение эластичности показателей по среднедушевому доходу населения;
КЛАСТЕР, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (кластер для региона)
КЛАСТЕР, КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Исследование роли кластера в решении социально-экономических проблем региона
Анализ возможности создания кластера в регионе и перспектив его существования
Анализ тенденций развития показателей в регионе Исследование степени интенсивности динамического развития Изучение динамики структуры показателей Исследование вариации по абсолютным показателям и долям Анализ влияния факторов на изменение величины показателя Изучение эластичности показателя по среднедушевому доходу, ирне Общая оирнка сектора
Объемы показателей, базисные и цепные темпы изменения, абсолютное изменение, среднее значение за период Абсолютное наполнение 1% динамики Доля,среднее значение долей за период, размах вариации Коэффициенты вариации и стабильности Изменение показателя под влиянием интенсивных, экстенсивных факторов Коэффициенты эластичности по среднегодовому доходу и ирне Ранг
Динамические ряды, относительные и средние величины Относительные величины интенсивности Относительные, средние величины, показатели вариации, графический Показатели вариации, относительные величины Анализ абсолютных разниц, цепных подстановок, индексный анализ Относительные величины Ранжирование
ПОКАЗАТЕЛИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО УРОВНЯ ДЛЯ КОНКРЕТНОГО КЛАСТЕРА (макропоказатели для туристского кластера - ВРП, ПУ, ПУТ)
ПОКАЗАТЕЛИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО УРОВНЯ ДЛЯ КОНКРЕТНОГО КЛАСТЕРА (Т, Г, С-0, ОП, УК)
Рис. 1. Последовательность проведенияанализаусловийфункционированиякластерав регионе: ВРП -валовыйрегиональныйпродукт; ПУ - платные услуги; ПУТ -платныеуслугив сфере туризма; Т - туристские услуги, Г - услуги гостиниц и аналогичных мест проживания; С-О - санаторно-оздоровительные услуги; ОП - услуги общественного питания; УК - услуги учреждений культуры
- формирование общей оценки состояния и развития секторов потенциального кластера. Для решения второго уровня задач изучим
динамику основных показателей сегментов туристского кластера:
- платные услуги в сфере туризма;
- туристские услуги;
- услуги гостиниц и аналогичных мест проживания;
- санаторно-оздоровительные услуги;
- услуги общественного питания;
- услуги учреждений культуры.
В данной части сделаем ряд замечаний относительно состава платных услуг в сфере туризма.
Согласно перечню, предложенному методическими рекомендациями органов Федеральной службы государственной статистики, к платным услугам в сфере туризма относятся такие услуги, как: туристские, гостиниц и аналогичных мест размещения, санаторно-оздоровительные, общественного питания. Однако, по мнению авторов, к этому перечню следует также относить услуги учреждений культуры, поскольку культурные мероприятия могут стать
причиной туристской поездки, а посещения музеев, театров и других учреждений зачастую включены в туристский маршрут. Вместе с тем только первые три вида из приведенного списка можно полностью отнести к услугам сферы туризма. К сожалению, в информации, представленной органами статистики, не выделяется доля оборотов общественного питания и учреждений культуры в сфере туризма.
Если при расчетах будут применяться полные статистические данные по оборотам указанных видов услуг, то результаты будут некорректны (завышены). Поэтому для определения общей величины платных услуг в сфере туризма были рассчитаны доли оборотов предприятий общественного питания и учреждений культуры, полученные за счет потребления услуг туристами (внутренний и въездной потоки). Для этого были сделаны соответствующие корректировки по объемным показателям.
Проведем исследование динамики перечисленных подвидов потенциального кластера, используя методы динамических рядов за период с 2005 по 2010 г., т. е. за шесть лет. Результаты расчета темпов изменения продемонстрированы в табл. 1. В ней
приводятся изменения объемов по базисным и цепным темпам с расчетом среднегодовых значений.
Информация, представленная в табл. 1, дает основания для ряда заключений.
Во-первых, все платные услуги в сфере туризма в среднем за шесть лет имели среднегодовой темп в размере 106,9 %. Существенно выше этого значения наблюдалось динамическое развитие в следующих секторах по убыванию: услуги гостиниц и аналогичных мест проживания (121,7 %), услуги культуры (117,6 %), туристские услуги (112,4 %). Ниже средне-кластерного темпа наблюдалось изменение оборота услуг в секторах общественного питания (104,2 %) и санаторно-оздоровительном (92,7 %). Приведенные значения показателей были рассчитаны для оборотов в действующих ценах, поэтому окончательную оценку динамического развития делать не стоит, так как влияние уровня цен могло быть единственным условием положительного развития динамики выбранных стоимостных показателей.
Во-вторых, более устойчивый тип динамики фиксируется для объемных стоимостных показателей, рассчитанных по базисным темпам (по отношению к первому году динамического ряда -2005 г.) с поступательным изменением для всех видов услуг (рис. 2). Исключение составляют: объем услуг общественного питания (с 2008 г. происходит сокращение темпов развития), а также обороты в секторе санаторно-оздоровительных услуг (все темпы по годам имели размер меньше 100 %).
В-третьих, цепной подход изучения динамики оборотов услуг по подвидам кластера уже фиксирует неустойчивость развития: замедление темпов с 2008 г. было характерно для следующих видов услуг: всех платных в секторе, туристских, общественного питания. Этот год характеризовался проявлениями финансового кризиса, что, естественно, нашло закономерное отражение в динамике потребления услуг. Негативные тенденции развития в некоторых подвидах кластера отмечались еще раньше. Например, для гостиниц и иных аналогичных мест проживания -с 2006 г., в секторе культуры - с 2007 г.
Приведенная информация (табл. 1 и рис. 2) свидетельствует о том, что в большинстве подвидов данного кластера не фиксируется устойчивого динамического развития как результат отсутствия целенаправленного управленческого воздействия.
Углублением динамического исследования оборотов платных услуг в сфере туризма является расчет значения показателя абсолютного наполнения 1 %-ной динамики. Результаты представлены в табл. 2, причем данные в ней уже ранжированы по убыванию данного расчетного показателя. В силу существенной дифференциации объемов платных услуг в действующих ценах в разрезе подвидов наблюдается закономерная вариация значений абсолютного наполнения 1 %-ной динамики.
Наибольший размер анализируемого показателя был характерен для всего объема платных услуг в сфере туризма (в 2010 г. - 54,2 млн руб. с размахом
Таблица 1
Динамика платных услуг в сфере туризма в Красноярском крае за 2005-2010 гг., % [4]
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Среднее значение
Платные услуги в сфере туризма,
Базисные темпы изменения 100,0 105,9 122,2 144,7 138,8 139,9 106,9
Цепные темпы изменения 100,0 105,9 115,3 118,4 95,9 100,8
Туристские услуги
Базисные темпы изменения 100,0 96,0 111,7 143,2 158,9 179,6 112,4
Цепные темпы изменения 100,0 96,0 116,4 128,2 111,0 113,0
Услуги гостиниц и аналогичных мест проживания
Базисные темпы изменения 100,0 161,3 200,3 247,1 236,4 266,9 121,7
Цепные темпы изменения 100,0 161,3 124,2 123,4 95,7 112,9
Санаторно-оздоровительные услуги
Базисные темпы изменения 100,0 74,1 74,9 76,3 84,7 66,5 92,2
Цепные темпы изменения 100,0 74,1 101,2 101,9 111 78,5
Услуги общественного питания
Базисные темпы изменения 100,0 117,3 132,7 157,8 128,3 122,9 104,2
Цепные темпы изменения 100,0 117,3 113,2 118,9 81,3 95,8
Услуги учреждений культуры
Базисные темпы изменения 100,0 111,5 176,5 196,6 221,3 224,6 117,6
Цепные темпы изменения 100,0 111,5 158,3 111,4 112,6 101,5
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2005 200Й 200^ 2008 2009 2010
д е
- Базисные темпы
------Цепные темпы
Рис. 2. Динамика платных услуг в сфере туризма в Красноярском крае в 2005-2010 гг., %: а - платные услуги в сфере туризма: б - туристские услуги; в - услуги гостиниц и аналогичных средств размещения; г - санаторно-оздоровительные услуги; д - услуги общественного питания; е - услуги учреждений культуры
Таблица 2
Абсолютное наполнение одного процента платных услуг в сфере туризма в разрезе видов в действующих ценах в Красноярском крае в 2006-2010 гг. (цепной метод), млн руб.
Вид услуг Период сравнения Всего
2006-2005 2007-2006 2008-2007 2009-2008 2010-2009 за период
Платные услуги в сфере туризма 39,9 42,2 48,7 -57,0 54,2 38,3
Услуги общественного питания 15,3 17,9 20,4 -24,1 -19,5 13,9
Туристские услуги -8,7 8,3 9,7 12,4 13,9 9,3
Санаторно-оздоровительные услуги -10,1 7,3 7,5 7,7 -8,5 -7,2
Услуги гостиниц и аналогичных мест 4,1 6,6 8,1 -10,1 9,6 5,2
проживания
Услуги учреждений культуры 1,6 1,8 2,9 3,2 3,6 1,9
вариации во всем периоде 14,3 млн руб.). Большой размерностью наполнения 1 %-ной динамики отличается оборот услуг общественного питания (максимальное значение было достигнуто в 2008 г. - 20,4 млн руб. при размахе колеблемости 5,1 млн руб.).
Далее по убыванию величины аналитического показателя располагаются такие подвиды кластера, как туристские услуги с наполнением значения 1 %-ной динамики до 13,9 млн руб. в 2010 г; сана-торно-оздоровительные и услуги гостиниц и аналогичных мест проживания (соответственно с максимальным значением 7,7 и 8,1 млн руб. в 2008 г.).
Динамический процесс в туристском кластере относительно объема услуг учреждений культуры хоть и имеет поступательный рост, но он характеризуется крайне невысокими объемами (всего лишь 3,6 млн руб. в 2010 г).
Самостоятельным направлением исследования внутреннего развития кластера стоит считать расчет долей их подвидов в общем объеме платных услуг в сфере туризма. Такая аналитическая работа на основе данных статистического наблюдения позволяет решить две задачи: определить, какие подвиды преимущественно формирует кластер в объеме платных услуг, а также выявить структурные сдвиги в составе кластера в выбранном периоде анализа.
Для решения поставленных задач произведены соответствующие расчеты, их итоги отражены в табл. 3. Показатели долей ранжированы по убыванию для конкретных подвидов.
Исходя из структурированной аналитической информации, представленной в табл. 3, можно сделать ряд заключений.
Во-первых, наибольшую весомость туристского кластера в Красноярском крае составляет подвид оборота услуг общественного питания (средняя доля - 38,9 %) с предельной колеблемостью по годам 8,8 %). Туристские услуги выходят на второе место (соответственно - 23 % с размахом значения -8,3 %). Примерно 16 % в объеме платных услуг в
сфере туризма приходится на услуги гостиниц и иных аналогичных мест проживания, а также на санаторно-оздоровительные услуги. На последнем месте по значимости в данном кластере находятся услуги учреждений культуры (в среднем - 5,6 % с размахом вариации на всем периоде - 2,5 %).
Во-вторых, из пяти анализируемых подвидов туристского кластера Красноярского края для трех из них характерно повышение весомости во всем обороте платных услуг в данной сфере: услуги гостиниц и аналогичных мест проживания - 9,3 % за шесть лет, туристские услуги - 6,2 %, услуги учреждений культуры - 2,5 %. Отмеченные структурные сдвиги в общем обороте платных услуг туристского кластера отражают спрос населения в этой сфере потребления. Данные тенденции должны быть учтены в целевых программах региона, в его долгосрочной перспективе развития относительно данного сектора услуг.
И, в-третьих, к сожалению, зафиксированы также негативные явления в рамках туристского кластера для санаторно-оздоровительных услуг и общественного питания: за шесть лет произошло сокращение долей соответственно на 13,3 и 4,7 %. Одной из вероятных причин подобной ситуации стоит считать высокий уровень цен и проблему качества предоставляемых услуг в этих сегментах кластера. Относительно санаторно-оздоровитель-ных услуг отрицательную роль играет ориентация спроса населения Красноярского края на оздоровительные мероприятия в других регионах и странах. Таким образом, проблемные зоны внутри туристского кластера подтверждаются анализом статистической информации.
Показатели вариации как один из методов экономико-статистического анализа имеют большое познавательное значение в исследовании конкретных объектов. Одной из объективных причин существования колеблемости значений показателей является воздействие различных факторов внутренней и внешней среды. Чем больше их перечень,
Таблица 3
Динамика структуры услуг в сфере туризма в Красноярском крае за 2005-2010 гг., %
Вид услуг 2005 2006 2007 2008 2009 2010 В среднем за период Отклонение
Услуги общественного питания 38,5 42,6 41,8 42,0 35,6 33,8 38,9 -4,7
Туристские услуги 21,9 19,8 20,0 21,6 25,0 28,1 23,0 6,2
Услуги гостиниц и аналогичных мест 10,2 15,5 16,7 17,4 17,4 19,5 16,5 9,3
проживания
Санаторно-оздоровительные услуги 25,3 17,7 15,5 13,4 15,5 12,0 16,1 -13,3
Услуги учреждений культуры 4,1 4,3 5,9 5,6 6,5 6,6 5,6 2,5
чем выше изменчивость развития объектов, тем значительнее вариация. Это, во-первых. Во-вторых, наличие ее свидетельствует об активном развитии изучаемого параметра в динамике. Напротив, невысокая колеблемость показателей - первый сигнал о том, что развитие стабилизируется.
С учетом этих замечаний проведем анализ показателей вариации динамики объемов услуг по подвидам туристского кластера и их долей в общем значении стоимостных показателей по Красноярскому краю. Значения коэффициентов вариации и стабильности по первому блоку (абсолютных значений) представлены в табл. 4.
Объем платных услуг во всем туристском кластере за шесть лет в Красноярском крае имеет значение вариации на уровне 15,14 %. Большей стабильностью и, следовательно, меньшей колеблемостью отличаются обороты только санаторно-оздоровительных услуг и услуг общественного питания (чуть выше 13 %). Оставшиеся три элемента кластера (туристские услуги, услуги гостиниц и аналогичных мест проживания, услуги учреждений культуры) имели больший показатель вариации как следствие влияния разных факторов и как характеристика активного их развития в динамике, а именно примерно 18,28 и 29 %.
Второй подход в анализе вариации был выбран через показатель доли конкретных подвидов
Таблица 4
Показатели вариации объема платных услуг в действующих ценах в сфере туризма в Красноярском крае за 2005-2010 гг.
туристского кластера в общем его значении. В ранжированной виде значения конечных показателей вариации представлены в табл. 5.
По объективным причинам колеблемость структурных показателей (долей) всегда меньше, чем абсолютных значений. Этот тезис подтверждается информацией, представленной в табл. 5: значения коэффициентов вариации примерно в два раза ниже колеблемости стоимостных объемных показателей (см. табл. 4) за исключением санаторно-оздоровительного подкластера - 26,84 %, а по стоимости платных услуг значительно меньше - 13,37 %. Как и по первому направлению исследования (по абсолютным показателям), большее воздействие факторов внутренней и внешней среды приходится также на сектор услуг учреждений культуры и на услуги гостиниц (соответственно по каждому в пределах чуть более 17 %).
Таким образом, три последних указанных под-кластера характеризуются несколько повышенной вариацией по структурным (пропорциональным) элементам в динамике внутри анализируемого туристского кластера, т. е. они в большей степени подвержены влиянию различных факторов.
В соответствии с авторскими методическими рекомендациями (см. рис. 1) проведем факторный анализ динамики оборота в действующих ценах с выявлением воздействия цен и реального объема потребления конкретных видов услуг. Сводные результаты проведенного исследования обобщенно представлены в табл. 6.
Анализ и систематизация данных, представленных в табл. 6, позволяют сделать ряд выводов.
Таблица 5
Показатели вариации долей платных услуг в сфере туризма в Красноярском крае за 2005-2010гг, %
Среднее Коэффи- Коэффи-
Вид услуг квадратичес-кое отклоне- циент вариа- циент стабиль-
ние, млн руб. ции, °% ности, °%
Санаторно- 107,08 13,37 86,63
оздоровительные
услуги
Услуги 266,74 13,78 86,22
общественного
питания
Туристские 211,16 18,45 81,55
услуги
Услуги гостиниц 231,54 28,22 71,78
и аналогичных
мест проживания
Услуги учрежде- 80,76 28,78 71,22
ний культуры
Платные услуги 754,09 15,14 84,86
в сфере туризма,
всего
Среднее Коэффи- Коэффи-
Вид услуг квадра-тическое циент вариа- циент стабиль-
отклонение ции ности
Услуги общественного 3,39 8,70 91,30
питания
Туристские услуги 2,10 9,12 90,88
Услуги учреждений 0,99 17,62 82,38
культуры
Услуги гостиниц 2,93 17,73 82,27
и аналогичных мест
проживания
Санаторно-оздорови- 4,32 26,84 73,16
тельные услуги
Таблица 6
Факторный анализ динамики объема платных услуг в сфере туризма по видам в действующих ценах (цена и реальный объем) в Красноярском крае за 2005-2010 гг.
Абсолютное Влияние фактора Возможный Потери, °% (графа 5 /
Вид услуг изменение Цен Реального объема прирост, млн руб. (графа 1 + графа 5)
Млн руб. % Млн руб. Млн руб. графа 8) 100
0 1 2 3 4 5 6 7 8
Платные услуги 1 587,2 - 2 619,68 100,00 -1 032,48 - 2 619,68 39,41
в сфере туризма, всего
Туристские услуги 692,2 35,96 765,85 29,23 -73,65 -5,79 765,85 9,62
Услуги гостиниц 677,9 35,22 517,35 19,75 160,55 68,12 - -
и аналогичных мест
проживания
Санаторно-оздорови- -337,7 -100,00 348,53 13,30 -686,23 -53,90 348,53 196,89
тельные услуги
Услуги общественного 351,2 18,25 864,42 33,00 -513,22 -40,31 864,42 59,37
питания
Услуги учреждений 203,5 10,57 128,38 4,90 75,12 31,88 - -
культуры
Примечание: колонки 2, 4, 6 рассчитывались по предшествующим в виде отношения изменения показателя к суммарному итогу раздельно по положительным и отрицательным отклонениям.
Во-первых, за шестилетний период весь прирост объема платных услуг в действующих ценах полностью был обеспечен ростом цен в сфере туризма (2 619,7 млн руб.) при снижении реальной величины потребления (-1 032,5 млн руб.).
Во-вторых, формирование прироста объемов платных услуг в сфере туризма происходило за счет четырех ее составляюших, кроме блока санаторно-оздоровительных услуг (-337,7 млн руб.). Динамику данного стоимостного показателя (более чем на 35 % наращивания каждый) обеспечивали сегменты туристских и гостиничных услуг (соответственно 692,2 и 677,9 млн руб., или обобщенно более 71 %). Самая незначительная роль в изменении объема платных услуг этого сегмента туристского кластера пришлась на услуги учреждений культуры (всего 203,5 млн руб., или почти 11 %).
В-третьих, развитие оборота происходило полностью за счет повышения цен. В данном векторе исследования лидировал сегмент общественного питания (33 % прироста стоимостного показателя в действующих ценах), туристские услуги и гостиничные (соответственно 29,23 и 19,75 %). Таким образом, ценовой фактор для указанных трех видов платных услуг туристского кластера почти на 82 % дал прирост результативного показателя по ценовому элементу.
В-четвертых, в целом по данному объекту исследования произошло снижение реального объ-
ема потребления услуг как отражение сокращения спроса в данном кластере. За 2005-2010 гг. потери оборота в объеме составили 1 032,48 млн руб., и они практически полностью определились негативными ситуациями в секторах санаторно-оздоровительных услуг и услуг общественного питания в Красноярском крае. На них пришлось соответственно 54 и 40 % от всего сокращения стоимостного оборота во всем туристском кластере. Незначительные потери результативного показателя наблюдались также и в чисто туристских услугах, но они не были значительными и составили 73,65 млн руб., или около 6 % от объемов всех потерь по данному фактору. И если учесть, что в анализируемом периоде выросла среднегодовая численность населения в Красноярском крае, предъявляющая спрос на пакет туристских услуг, то снижение конечных объемных показателей стоит связывать только с фактором сокращения душевого потребления услуг как параметра неудовлетворительного уровня и качества жизни населения региона.
Прирост оборота в действующих ценах по туристскому кластеру за счет увеличения реального спроса имел место только в двух его подвидах: услугах гостиниц (160,55 млн руб.) и услугах учреждений культуры (75,12 млн руб.). Однако их незначительные объемы не могли сгладить негативных тенденций, характерных для всего туристского кластера, связанных с падением реального спроса
на услуги туризма в регионе. Гармоничное встраивание объектов культуры в туристские маршруты и расширение такого сектора услуг могут дать определенный рост и конечных объемных стоимостных показателей всего кластера. Таким образом, если заинтересованные лица на уровне властных структур примут решение о формировании туристского кластера, то придется целенаправленно решать множество проблем. В первую очередь в сфере санаторно-оздоровительных услуг и в сфере общественного питания, обслуживающего туристский комплекс. О наличии узких мест в них красноречиво свидетельствует статистический материал в факторном подходе к исследованию.
Также важное значение для разработки дальнейших управленческих решений имеет определение коэффициента эластичности спроса в действующих ценах на платные услуги в сфере туризма в разрезе видов по среднедушевому доходу населения. Результаты расчетов в ранжированных по убыванию видах представлены в табл. 7.
Наибольшей эластичности по среднедушевому доходу населения подвержен сектор «гостиницы и иные аналогичные средства размещения» (1,13 %), размеры коэффициентов остальных услуг сферы туризма ниже единицы, т. е. в гораздо меньшей степени зависят от изменения доходов жителей края. При этом следует понимать, что достаточно сильная взаимосвязь этих категорий позволяет определить рычаги воздействия на рост потребляемых объемов услуг.
Итогом проведенного анализа является общая оценка сектора. От ее объективности и точности во многом зависят определение возможности создания туристского кластера, выявление потен-
Таблица 7
Показатели эластичности платных услуг в сфере туризма в действующих ценах в Красноярском крае за 2005-2010 гг., °%
циальных узких мест, эффективность работы по совершенствованию систем управления на макро- и микроуровнях. Сложность такой работы заключается в том, что значения показателей оказываются весьма противоречивыми, что подтверждается расчетными данными. Проведение ранжирования отдельных секторов потенциального кластера по системе показателей и определение суммы рангов для каждого из них в конечном осреднении позволят решить указанную проблему и дать общую оценку секторам отрасли.
Для построения ранговой системы среди отдельных видов услуг в сфере туризма выбраны следующие показатели:
- средние темпы изменения;
- сводный индекс цен за весь период;
- средняя доля конкретного вида в общем объеме платных услуг в сфере туризма;
- влияние фактора реального объема потребления на динамику оборота в действующих ценах;
- коэффициент эластичности по среднедушевым доходам населения региона.
Проведение такого исследования предполагает ряд уточнений:
- выбранная система показателей полностью базируется на проведении расчетов по данным государственного статистического наблюдения. Список параметров, участвующих в ранжировании, безусловно, может быть гибким, т. е. сужаться, расширяться;
- сектора ранжируются от 1 до 5 (по их числу), более высокий ранг (первое место) присваивается тому, который характеризуется лучшими значениями показателей за весь период с учетом его экономического (социального) содержания;
- определение ранга каждого вида услуг сферы туризма имеет смысл по осредненным величинам параметров, поскольку такой подход позволяет получить более полное и точное видение ситуации без учета внутренней колеблемости показателей под воздействием случайных факторов;
- средние темпы изменения рассчитываются на основе данных в сопоставимых ценах, чтобы данный фактор не искажал реального положения в секторе;
- более высокий ранг имеет сектор с наименьшим индексом цен, поскольку значительный рост данного фактора приводит к снижению потребления услуг туризма;
Эластичность
Вид услуг по среднедушевому доходу
Услуги гостиниц и аналогичных 1,13
мест проживания
Услуги учреждений культуры 0,95
Туристские услуги 0,71
Санаторно-оздоровительные 0,50
услуги
Платные услуги в сфере туризма 0,41
Услуги общественного питания 0,26
- исходя из предположения, что высокая зависимость от цены и доходов позволяет дифференцировать стоимость услуг для разных групп населения, можно удовлетворить потребности максимального количества граждан, тем самым решая социальные и экономические задачи кластера. Таким образом, более высокий ранг должен быть присвоен сектору с большим значением коэффициента эластичности.
Для наглядности сумму рангов R предлагается осреднить:
- X R,
R = ,
где Rj - ранговое место по 7-му показателю;
п - количество показателей в выбранном перечне.
Результаты ранжирования представлены в табл. 8. Исходя из нее можно установить, что лучшее положение сложилось в секторах «услуги гостиниц и иных аналогичных мест проживания», «услуги учреждений культуры» со средним рангом 1,8 и 2,4. Это обусловлено высокими позициями по коэффициентам эластичности, среднему темпу изменения и большего положительного влияния реального объема в динамике оборота в действующих ценах. Обратная ситуация наблюдается в сфере общественного питания и секторе санаторно-оздоро-вительных услуг. Негативную оценку данным видам можно дать по причине их низких ранговых мест
(4-е и 5-е). Поэтому они в первую очередь требуют целенаправленного управленческого воздействия в кластерной политике.
По итогам проведенного анализа туристской отрасли в Красноярском крае за 2005-2010 гг. по ряду показателей можно сделать следующие выводы: только два из пяти видов сферы туризма имели устойчивый поступательный рост при расчетах на основе базисного подхода исследования (туристские услуги и услуги учреждений культуры);
при цепном направлении исследования показатели характеризовались нестабильной динамикой развития;
расчет показателей абсолютного наполнения одного процента говорит об интенсивности динамического развития по видам услуг туризма. Однако причиной этого факта является в большинстве случаев рост цен и тарифов; для трех из пяти видов услуг туризма характерно повышение весомости во всем обороте платных услуг в данной сфере (туристские, гостиничные услуги, а также услуги учреждений культуры), что говорит о непропорциональном структурном развитии потенциального кластера; исследуемые показатели характеризуются высокой степенью стабильности. Этот факт может свидетельствовать об исчерпании внутренних резервов его развития;
Таблица 8
Ранжирование системы показателей по видам в сфере туризма в Красноярском крае
за период 2005-2010 гг.
Вид услуг Средние темпы объема услуг, сопоставимые цены Индекс цен Средняя доля в объеме платных услуг в сфере туризма Влияние фактора реального объема на динамику объема услуг в действующих ценах Коэффициент эластичности по среднедушевым доходам Сумма рангов Средний ранг, место Место
Ранг Ранг Ранг Млн руб. Ранг Ранг
Туристские услуги 112,4 3 208,3 5 23 2 -73,65 3 0,71 3 16 3,2 3
Услуги гостиниц и аналогичных мест размещения 121,7 1 196,2 3 16,5 3 160,55 1 1,13 1 9 1,8 1
Санаторно-оз- доровительные услуги 92,2 5 191,3 2 16,1 4 -686,23 5 0,50 4 20 4 5
Услуги общественного питания 104,2 4 208,2 4 38,9 1 -513,22 4 0,26 5 18 3,6 4
Услуги учреждений культуры 117,6 2 185,0 1 5,6 5 75,12 2 0,95 2 12 2,4 2
- в результате факторного анализа показателей в действующих ценах определено, что существенное влияние на каждый из них оказал ценовой параметр. Особенно негативно оценивается ситуация, сложившаяся в секторе санаторно-оздо-ровительных услуг и общественного питания;
- расчеты коэффициентов эластичности спроса по среднедушевому доходу и цене показали сходные результаты. Наиболее зависимыми от изменения указанных параметров были услуги гостиниц и аналогичных мест проживания;
- худшие результаты по итогам определения средних рангов отдельных подвидов услуг в сфере туризма отмечены по следующим секторам: санаторно-оздоровительному, общественного питания и туристскому - наиболее важным для этой сферы.
Таким образом, очевидно, что при значительном туристском потенциале Красноярского края он остается практически невостребованным. Регион теряет значительные объемы поступлений в бюджет, возможность создания новых рабочих мест и т. д. Это требует принятия управленческих решений, направленных на реорганизацию отрасли, создание
новой организационной структуры - кластера, как возможности привлечения инвестиций, повышения качества предоставляемых услуг за счет специализации и кооперации его участников, сокращения издержек, интенсивного внедрения передовых технологий, развития смежных видов деятельности.
Список литературы
1. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»: постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644.
2. Поклонова Е. В., Загора И. П. Новые инструменты формирования регионального кластера // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 5.
3. Поклонова Е. В., Загора И. П. Организационные аспекты методики формирования туристского кластера в Красноярском крае // Вестник Национальной академии туризма. 2011. № 4.
4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю - www. statis. krs. ru.