УДК 338.012
Экономико-статистический анализ тенденций развития туризма
в Республике Татарстан
Зайнуллина М.Р.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры общего менеджмента Казанского (Приволжского) федерального университета; заведующая отделом микро- и мезоисследований Центра перспективных экономических исследований Академии наук РТ
Набиева Л.Г.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры общего менеджмента Казанского (Приволжского) федерального университета
В статье проанализированы основные показатели туристической отрасли Республики Татарстан. Представлены комментарии по поводу изменений тенденций туристической сферы. Приведены рекомендации по совершенствованию мероприятий внутреннего туризма для Республики Татарстан.
Ключевые слова: туристская фирма, проблемы туризма, внутренний туризм, клиентоориентирован-ный подход, конкурентоспособность туристического продукта.
В настоящее время возрастает интерес к туризму как одному из перспективных направлений, которое необходимо развивать как в Республике Татарстан, так и в Российской Федерации. Приняты соответствующие законопроекты и стратегия развития туризма. Действительно, во время экономического спада будет ли актуальным отдых для россиян? Или на этой статье расхода будут экономить? Какие направления будут продолжать набирать обороты, а какие, скорее, - стремиться к спаду? Для объективной картины проанализируем статистические показатели и исследуем динамику показателей по туризму. Далее проанализируем тенденции и наметим основные проблемы.
Основными методами исследования туризма в Республике Татарстан явились методы анализа абсолютных величин статистических показателей, исследования динамики изменения показателей, абстрактно-логический метод. Целью исследования стало изучение динамики развития сферы туризма
в Республике Татарстан и выявление особенностей и проблем. Были проанализированы статистические показатели за 11 лет по Республике Татарстан (с 2004 г по 2014 г., в выборку не включены данные за 2015 г., поскольку статистические ежегодники публикуются с небольшим опозданием, однако это не повиляло на основные выводы в исследовании).
Если рассматривать основные законодательные акты по туристической деятельности, то необходимо отметить, что были утверждены следующие документы: 1) Распоряжение от 31 мая 2014 г. № 941-р «Об утверждении стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р); 2) Распоряжение от 11 ноября 2014 г. № 2246-р «План мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. № 2246-р).
В рамках данной стратегии отмечаются следующие основные задачи:
- закрепление и удержание достигнутых результатов;
- переориентация части потребительского спроса россиян на внутренний туризм;
- привлечение иностранных туристов;
- реализация стратегической роли туризма в духовном развитии, воспитании патриотизма и просвещении;
- обеспечение роста качества жизни населения [1, с. 41].
Кроме того, отмечены основные проблемы:
- во многих регионах отмечается неразвитая туристическая инфраструктура;
- устаревшая материально-техническая база в санаториях и базах отдыха;
- наблюдается низкая активность предпринимателей в сфере туризма;
- отсутствие клиентоориентированнного подхода в предоставлении туристических услуг;
- необоснованно высокая стоимость российских туристических продуктов;
Основные показатели деятел
- персонал в сфере туризма обладает недостаточными практическими навыками [1, с. 40].
Для исследования состояния отрасли мы рассмотрели следующие основные показатели туризма в Республике Татарстан: число туристских фирм, средняя численность работников, занятых туристской деятельностью, число реализованных населению туристских путевок, стоимость реализованных населению туристских путёвок. Как видно, в таблице 1 все эти показатели имеют тенденцию к росту. И если не проводить более детальный анализ, то складывается впечатление, что в отрасли наблюдается позитивная динамика. Однако, если провести анализ по показателям внутреннего и внешнего туризма, то дела обстоят иначе.
Как видно на рисунке 1, количество туристических фирм постоянно растет в исследуемом периоде. Небольшое снижение наблюдается в 2009 г., это было связано с экономическим кризисом 2008 г. Увеличение числа фирм в туристической сфере свидетельствует о востребованности данных видов услуг у населения. Будет ли наблюдаться рост в 2016 и 2017 гг.? Если провести
Таблица 1
ности туристских фирм [3-10]
2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Число туристских фирм (на конец года) - всего 104 172 191 256 279 256 296 345 389 408 399
из них занимались:
туроператорской деятельностью 16 17 20 18 14 14 15 10 8 12 17
турагентской деятельностью 88 151 165 231 258 230 273 318 353 359 346
Средняя численность работников (включая внешних совместителей и работников несписочного состава), занятых туристской деятельностью, человек 0,6 979 1006 1155 1151 1069 1216 1291 1332 1344 1340
Число реализованных населению туристских путёвок - всего, тыс. 35,7 62,3 58,3 106,1 103,0 106,6 126,5 130,2 125,6 138,5 162,3
в том числе:
по территории России 27,2 49,2 40,2 64,9 47,2 31,4 36,4 33,2 27,0 47,4 56,8
по зарубежным странам 8,5 13,1 18,1 41,2 55,8 75,2 90,1 97,0 98,6 91,1 105,5
Стоимость реализованных населению туристских путёвок -всего, млн. руб. 633,1 869,6 1126,8 2540,0 3328,0 3562,6 5010,7 5560,6 5900,4 7341,6 9085,5
в том числе:
по территории России 343,1 355,1 462,1 849,0 796,9 554,8 710,6 796,1 707,1 867,3 1052,7
по зарубежным странам 290,0 514,5 664,7 1691,0 2531,1 3007,8 4300,1 4764,5 5179,0 6474,3 8032,8
аналогию с 2008 г., то скорее всего нас ожидает снижение количества фирм.
Анализ данных по числу фирм, занимающихся туроператорской деятельностью, представленных на рисунке 2, показывает, что наибольшее их количество было в 2006 г. Наибольшее снижение наблюдается в 2011 и 2012 гг. В остальные годы среднее значение колеблется от 14 до 17 фирм. Низкие значения данного показателя обусловлены тем, что для функционирования туроператорской деятельности необходимы большие финансовые возможности, договорные отношения, позитивный бренд, конку-
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рис. 1. Число туристических фирм в Республике Татарстан всего
единиц [3-10]
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Рис. 2. Число фирм, занимающихся туроператорской деятельностью в Республике Татарстан, единиц [3-10]
Рис. 3. Число фирм, занимающихся турагентской деятельностью в Республике Татарстан, единиц [3-10]
рентоспособность фирмы на рынке и продуманная и гибкая стратегия.
По фирмам, занимающимися турагентской деятельностью, ситуация складывается иначе, чем по фирмам, занимающимися туроператорской деятельностью.
В основном наблюдается рост количества данных фирм (рис. 3). Это обусловлено прежде всего увеличением потока граждан, пользующимися услугами этих фирм. К турагентам в сравнении с туроператорами предъявляются более мягкие требования по активам, по контрагентам, по конкурентоспособности. По сути, турагенты - это розничные продавцы туроператоров, они работают по разработанной схеме и специализируются на обслуживании клиентов своего района или своего сегмента.
Анализ числа туристических путевок по территории России показал (рис. 4), что востребованность этого продукта периодически возрастает. В 2005 и 2007 гг. наблюдается резкий скачок этого показателя. Основные факторы, обуславливавшие эти процессы, это - повышение качества жизни населения и доступность этих продуктов даже для малообеспеченных семей. С 2009 по 2012 гг. снижается спрос. Это объясняется тем, что доходы населения в этот период продолжали расти, однако при прочих равных условиях многие граждане предпочитали зарубежный отдых. В 2013 и 2014 гг., в связи с внешнеполитической ситуацией, многие начали предпочитать отечественные туры. С нашей точки зрения, туры по России и в 2016, и 2017 гг. получат большую популярность, поскольку денежные доходы сокращаются, а санкции сохраняются.
Ситуация с зарубежными турами однозначно увеличивается с 2004 по 2014 гг. (рис. 5). С нашей точки зрения, такая популярность объясняется высокой конкурентоспособностью этого продукта и желанием наших соотечественников
2014
получить представление о других странах.
Сохранится ли такая тенденция в 2016 и 2017 гг.? Неизвестно. Доступность многих зарубежных туров для среднестатической семьи снижается. Кроме того, возросла роль безопасности современных зарубежных туров. Это негативно повиляло на спрос в данном сегменте.
По проведенному анализу можно сделать следующие выводы. Проблемы, отмеченные в Стратегии развития туризма в РФ, подтверждаются анализом статистических данных. О необходимости развития внутреннего туризма говорят как на государственном, так и на микроуровне. Общественность также осознает наличие данной проблемы. На наш взгляд, внутренний туризм можно развивать на современном этапе, сейчас сложилась достаточно благоприятная экономическая ситуация, но для достижения успеха необходимы адекватная ценовая политика, конкурентоспособный продукт, клиентоориентированный подход и инициативность предпринимательства.
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рис. 4. Число реализованных населению туристских путёвок в Республике Татарстан по территории России, тыс. единиц [3-10]
Литература:
Распоряжение от 31 мая 2014 г. № 941-р «Об утверждении стратегии развития туризма в Российской федерации на период до 2020 года» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р) // СПС Гарант.
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рис. 5. Число реализованных населению туристских путёвок в Республике Татарстан по зарубежным странам, тыс. единиц [3-10]
2. Распоряжение от 11 ноября 2014 г. № 2246-р «План мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. № 2246-р) // СПС Гарант.
3. Республика Татарстан, статистический ежегодник 2007. - Казань: Татарстанстат, 2008. - 544 с.
4. Республика Татарстан, статистический ежегодник 2008. - Казань: Татарстанстат, 2009. - 522 с.
5. Республика Татарстан, статистический ежегодник 2009. - Казань: Татарстанстат, 2010. - 565 с.
6. Республика Татарстан, статистический ежегодник 2010. - Казань: Татарстанстат, 2011. - 565 с.
7. Республика Татарстан, статистический ежегодник 2011. - Казань: Татарстанстат, 2012. - 521 с.
8. Республика Татарстан, статистический ежегодник 2012- Казань: Татарстанстат, 2013. - 306 с.
9. Республика Татарстан, статистический сборник
2013. - Казань: Татарстанстат, 2014. - 353 с.
10. Республика Татарстан, статистический сборник
2014. - Казань: Татарстанстат, 2015. - 350 с.
Economic and Statistical Analysis of Tourism Trends in the Republic of Tatarstan
M.R. Zaynullina Kazan (Volga Region) Federal University, The center of perspective economic researches of Academy of sciences RT
L.G. Nabieva Kazan (Volga Region) Federal University
The paper dwells upon the main indicators of the tourism industry of the Republic of Tatarstan. The authors comment on the changes in trends in the tourism sector and give recommendations for improving the domestic tourism activities for the Republic of Tatarstan.
Keywords: the number of tourist firms, tourist problems, domestic tourism, customer-oriented approach, competitiveness of the tourism product.