EDN: QIWWVR
0ШЙ0
А.Е. Сенникова - к.э.н., доцент кафедры статистики и прикладной математики, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A.E. Sennikova - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of Statistics and Applied Mathematics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
Е.А. Грачёв - обучающийся заочного факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
E.A. Grachyov - student of the Correspondence Faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
Э.В. Жирнов - обучающийся заочного факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
E.V. Zhirnov - student of the Correspondence Faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МАСШТАБОВ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ ECONOMIC AND STATISTICAL ANALYSIS OF THE SCALE OF THE SHADOW ECONOMY IN RUSSIA
Аннотация. Исследование посвящено проведению экономико-статистического анализа масштабов теневой экономики в Российской Федерации. Охарактеризованы основные подходы к определению сущности теневой экономики. Изучены наиболее известные проявления теневой деятельности в российских условиях: неформальная занятость, коррупция, экономические преступления. На основе официальных данных, формируемых статистическими и иными структурными единицами федерального уровня, проведён компонентный анализ теневой экономики в России: определено число неформально занятых граждан, уровень коррупционной преступности в разрезе основных направлений её реализации; охарактеризована динамика экономической преступности. Дана оценка уровню теневой экономики в России на основе данных Росстата, выявлены недостатки применяемой службой методики подсчёта. Определены и обоснованы приоритетные направления борьбы с распространением теневого сектора и расширением его доли в российской экономике.
Abstract. The study is devoted to the economic and statistical analysis of the scale of the shadow economy in the Russian Federation. The main approaches to the definition of the essence of the shadow economy are characterized. The most well-known manifestations of shadow activity in Russian conditions are studied: informal employment, corruption, economic crimes. Based on official data generated by statistical and other structural units of the federal level, a component analysis of the shadow economy in Russia was carried out: the number of informally employed citizens, the level of corruption crime in the context of the main directions of its implementation is determined; the dynamics of economic crime is characterized. The assessment of the level of the shadow economy in Russia is given on the basis of Rosstat data, the shortcomings of the calculation methodology used by the service are revealed. The priority directions of the fight against the spread of the shadow sector and the expansion of its share in the Russian economy are identified and justified.
Ключевые слова: теневая экономика, теневой сектор, неформальная занятость, доходы населения, коррупция, экономические преступления.
Keywords: shadow economy, shadow sector, informal employment, income of the population, corruption, economic crimes.
Введение
Одной из характеристик функционирования российской экономической системы является то, что при усилении негативного воздействия факторов извне организации и предприятия, а также иные субъекты рыночных отношений стремятся обеспечить сохранность своих финансов, а в условиях ограниченности деятельности - выходят за рамки разрешённого поля, чтобы повысить уровень своего благосостояния. В то же время возникают ситуации, когда субъекты рыночных отношений вынуждены заполнять неформальный сектор, однако всё это в совокупности составляет теневую экономику.
Актуальность темы исследования обусловлена крайне неблагоприятным состоянием российской экономики в последние годы, причинами которого выступили такие события, как присо-
единение Крыма, пандемия СОУТО-19, специальная операция на территории Украины. Подобные факторы влияют на доходы населения и хозяйствующих субъектов, приводя к их существенному сокращению. Безусловно, существуют сферы деятельности, обогащающиеся в кризисные периоды благодаря специфике, выполняемой ими работы или производимых товаров, однако в большинстве случаев критические ситуации выражаются в росте теневого сектора экономики.
Цель исследования состоит в разработке направлений по противодействию развитию теневой экономики в России на основе экономико-статического анализа данного явления. В качестве объекта статьи выступил теневой сектор российской экономики, а предмета - совокупность экономических, правовых, организационных и иных форм взаимодействия государственных структур с субъектами рыночных отношений в области регулирования теневой экономики.
Научные труды, посвященные анализу такого феномена, как теневая экономика, а также статистические данные, предоставляемые российскими структурами в открытом доступе, составили теоретическую и информационную базу исследования. Оценка развития теневого сектора российской экономики проведена с использованием экономико-статического, расчет-но-конструктивного, монографического методов.
Сущность теневой экономики
Современная экономическая литература характеризует теневую экономику страны, как процессы производства, распределения, обмена, а также потребления товаров и услуг, находящиеся вне поля контроля со стороны государственных структур и поэтому не учитываемые при подсчете объемов экономического развития государства [4].
Выделяют несколько подходов к определению сущности теневой экономики: со статистической позиции, экономической, экономико-социальной, институциональной, юридической и др. Рассмотрим некоторые из них.
Согласно статистическому подходу к определению теневой экономики, она рассматривается как сфера деятельности, скрытая от государственных органов и по этой причине не учитываемая при расчете статистических данных. Представители экономического подхода принимают теневую экономику как деятельность субъектов национальной экономики, имеющую деструктивное влияние на экономику страну. Юридический подход делает упор на закон, т.е. теневая экономика, согласно данному направлению, является деятельностью вне рамок закона [1].
Причины формирования теневой экономики в стране могут быть самыми разными. Среди них можно выделить нежелание уплачивать налоговые и иные платежи; сокрытие криминальной деятельности; нехватка доходов от официальной занятости для покрытия внутрихозяйственных расходов; отсутствие структурированности в законодательстве и др.
Проявления теневой экономики в России
Наиболее ярким проявлением теневой экономики в России является развитие сектора неформальной занятости, отражающееся на уровне официальной занятости и преимущественно порождаемое низкими доходами населения. На рисунке 1 представим динамику численности неформально занятых российских граждан и доли граждан, совокупные доходы которых не составляют величину прожиточного минимума в разрезе регионов, для оценки корреляции между ними.
15600 15400 15200 15000
. 14800 ч
£ 14600 ^ 14400 " 14200 14000 13800 13600 13400
13,5
1 3.3
15370
482"Й 12,6
45«: 12,3 1480Г
4321 -___|2Л
14122
14
13,5 13
12,5 ^ 12
«формально -занятых граждан, тыс. чел. -доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %
Рисунок 1 - Динамика численности неформально занятых граждан и доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в России [3]
В последние годы наблюдается некоторое сдерживание темпов роста численности граждан России, которые заняты в неформальном секторе. Тенденцию к сокращению показателя можно связать с реализацией мероприятия по признанию самозанятыми людей, осуществляющих различные виды деятельности, не оформляемые в официальном порядке. Для этого было разработано мобильное приложение и т1егпе1;-сервис на базе Федеральной налоговой службы, в которых гражданин, желающий присвоить своей работе статус официальной, регистрируется и уплачивает соответствующий роду его деятельности налог. Однако колебания числа неформально занятых граждан могут быть обусловлены другим фактором -применяемой методикой расчёта. Показатели, характеризующие неформальную занятость, являются неполными и относительными, поскольку они определяются на основе опросов Росстатом. Подобная оценка не позволяет представить достоверную информацию об уровне неформального сектора страны.
Исследуя взаимосвязь доли населения, проживающей за гранью прожиточного минимума, с числом неформально занятых, можно заключить, что данный фактор является основополагающим в выборе неофициального сектора российской экономики. Официальная заработная плата не позволяет значительной части населения России удовлетворять первичные потребности, что подталкивает их к выбору теневой экономики.
Построение линейной функции позволило определить, что связь между показателями прямая и средняя: каждый процентный пункт роста доли населения России, доходы которых не достигают установленного в регионе прожиточного минимума, выражается в увеличении числа неформально занятых на 569,5 тыс. чел.
Вторым и наиболее серьёзным проявлением теневой экономики и в то же время фактором её развития выступает коррупция. Преступления коррупционной направленности составляют значительную проблему для развивающихся стран. Основываясь на данных Международного валютного фонда (МВФ) и компании Трансперенси Интернешнл, занимающейся подсчётом уровня коррупции, представим корреляцию двух показателей - доли теневой экономики в ВВП и индекса восприятия коррупции по странам (рисунок 2). Информационную базу составили данные по 50-ти странам за 2015 год (последнее исследование МВФ в области теневой экономики).
120 ------—
о - ----- -----
0,00 10,00 20,00 30,00 40,00 50,00 60,00 70,00 доля теневой ikohoimhkii в ШЛI страны, %
Рисунок 2 - Корреляция теневой экономики и уровня коррупции в мире [6, 7]
Построение корреляционной зависимости между долей теневой экономики в ВВП стран и индексом восприятия их коррупции посредством степенной функции на базе применения инструментов MS Excel показало, что связь между ними обратная: чем выше индекс восприятия коррупции, тем ниже уровень теневой экономики в стране. Так, показатель уровня коррупции в Российской Федерации, по подсчётам Трансперенси Интернешнл, за 2021 год составил 29 баллов, что соответствует довольно высокому значению преступности коррупционной направленности [6].
В России структурой, занимающейся формированием статистических данных относительно коррупционной деятельности, выступает служба Министерства внутренних дел РФ -ФКУ «Главный информационно-аналитический центр». Оценим состояние коррупционной преступности в России за последние годы на основе отчётов данного центра (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика числа преступлений коррупционной направленности в России [2]
Показатель Состав, ед. Структура, % 2021 г. к 2019 г., %
2019 г. 2020 г. 2021 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Число преступлений коррупционной направленности: 30991 30813 35051 100,0 100,0 100,0 113,1
связанные со взяточничеством: 13867 14548 18591 44,7 47,2 53,0 134,1
получение взятки 3988 4174 5020 12,9 13,5 14,3 125,9
дача взятки 3174 3649 4499 10,2 11,8 12,8 141,7
посредничество во взяточничестве 1297 1451 2041 4,2 4,7 5,8 157,4
мелкое взяточничество 5408 5274 7031 17,5 17,1 20,1 130,0
связанные с коммерческим подкупом: 1294 1444 1457 4,2 4,7 4,2 112,6
коммерческий подкуп 990 1162 1216 3,2 3,8 3,5 122,8
мелкий коммерческий подкуп 304 282 241 1,0 0,9 0,7 79,3
Оценка состояния коррупционной составляющей преступлений в России показала, что их число за 2019-2021 гг. увеличилось на 13,1 %, что в абсолютном выражении составило 4060 ед. Большая часть преступлений коррупционной направленности сформировано взяточничеством - на 2021 год 53 % (прирост доли составил 8,3 п.п. за три года). Самой динамично развивающейся формой коррупционных преступлений стало посредничество при передаче взяток: число наблюдений данной направленности выросло на 57,4 % за 2019-2021 гг. Наряду с посредничеством активно применялись непосредственно дача взятки (прирост за три года составил 41,7 %), мелкое взяточничество (30 %), получение взятки (25,9 %). Раскрывая содержание преступлений, связанных с коммерческих подкупом, следует отметить, что число мелкого подкупа сократилось на 20,7 %, а крупного, напротив, выросло на 22,8 %.
Анализируя причины роста коррупционной деятельности в России, можно сказать, что наиболее значимой среди них является несовершенство нормативно-правовой базы. Отсутствие структурированности в официальных документах приводит к двоякой интерпретации законов, что обусловливает рост числа преступлений коррупционной направленности и позволяет коррупционерам обходить законодательные основы.
Экономические преступления также являются источником формирования теневой экономики и её составным элементом. Динамика экономических преступлений также фиксируется Главным информационно-аналитическим центром в статистических сборниках. Основываясь на них, представим изменения, произошедшие в 2016-2021 гг. относительно уровня экономической преступности в России (рисунок 3).
120000 115000 110000
я
■
ч
1 105000 100000 95000
■ число экономических преступлений
117707
108754_109463 _______—
■ -ПЯ^Т Щ 104927 Ю5480
ШИН
2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Рисунок 3 - Динамика числа экономических преступлений в России [2]
Исследование состояния экономической преступности в России на основе построения линейного тренда позволило определить, что число правонарушений в области экономики растёт. В 2021 году уровень экономической преступности в стране оказался самым высоким -117,7 тыс. ед., что составило 5,9 % всех преступлений, совершённых в России. По сравнению с 2016-м, данный индикатор теневой экономики повысился на 8,2 %, или на 8953 единицы.
Таким образом, анализ тенденций развития теневой экономики в России в разрезе его основных компонентов позволил выявить укрепление его доли в национальной экономике и дальнейшем росте. Однако уровень теневого сектора является величиной, определение которой до сих пор вызывает споры у исследователей. Сущность теневой экономики, исходя лишь из названия, уже предполагает её скрытность. Поэтому, работники национальных статистических служб не могут учесть весь спектр факторов, обусловливающих охват теневым сектором всё больше сфер жизнедеятельности внутри страны. Данные об объёмах теневого сектора могут быть существенно занижены.
Оценка уровня теневой экономики в России. Федеральная служба государственной статистики в 2019 году предприняла попытки подсчёта уровня теневой экономики в России. Результаты исследования службы отражены на рисунок 4.
Рисунок 4 - Динамика объёмов и уровня теневой экономики в России, согласно Росстату [5]
По подсчётам Росстата, самый высокий уровень теневой экономики в России наблюдался в 2015 и 2016 гг., что связано с последствиями расширения территории страны посредством присоединения Крыма, обусловившего введение многочисленных санкций. На данный период уровень теневой экономики в процентом отношении к ВВП России составил 28,1 % и 28,3 %, соответственно. В последующие годы, оцененные Росстатом, - 2017 и 2018 гг. -масштабы теневой экономики также оказались значительными, что выразилось в её уровне относительно ВВП, равному около 20 %.
Однако информационную базу, которую применил Росстат в своих исследованиях, следует признать косвенной, поскольку инструментом оценки теневого сектора выступил балансовый метод. Кроме того, при оценке уровня теневой экономики служба не приняла к учёту информацию, отражающую действия криминальных структур страны, которые в соответствии с международными стандартами следует относить к теневому сектору.
Заключение
Экономико-статистический анализ масштабов теневой экономики отражает невозможность формирования единой для всех стран модели, которая позволяла бы оценивать величину теневого оборота, что характеризуется определёнными причинами:
1. Теневая экономика по своей природе отличается крайне высокой скрытностью, в этой связи попытки учёных-экономистов создать и обосновать модель, согласно которой статистические службы стран смогли бы определять объёмы данного явления, оказываются
безуспешными, ведь расчёт масштабов, контролируемых теневым сектором, тем точнее, чем больше факторов учтено в предлагаемой модели.
2. Трудности с подсчётом теневого оборота обусловлены различиями в проявлении данного сектора в странах. Каждому государству присущи свои особенности развития теневого сектора, по этой причине обоснование единого подхода к оценке масштабов явления на международном уровне становится труднореализуемой задачей.
Однако невозможность оценки уровня теневой экономики в России не означает невозможность управления им, поскольку государство может разработать действенные меры по предупреждению развития данного явления.
Так, многочисленные работы в области исследования причин, обеспечивающих стремительное расширение масштабов теневой экономики в России, показывают, что на начальном этапе борьбы с теневым сектором необходимо упорядочить и структурировать нормативно-правовое обеспечение. Законодательная база, сформированная для противодействия развитию теневой экономики в России, несовершенна, поскольку интерпретация текстов нормативно-правовых документов носит двоякий характер.
В рамках противодействия развитию теневой экономики в России предлагаются следующие мероприятия:
- ужесточение процесса проведения анализа хозяйствующих субъектов и населения, проводимого для предоставления им налоговых льгот;
- совершенствование законодательства, в частности, налогового, поскольку отсутствие чётких положений в Налоговом кодексе РФ и иных нормативно-правовых документах, обеспечивающих реализацию налоговой деятельности в России, становится причиной роста теневой экономики;
- ликвидация дублирования функций в органах государственной власти и региональных структурах, которые реализуют деятельность от их имени;
- широкое распространение применения экономической экспертизы как инструмента борьбы с преступлениями коррупционной направленности.
Реализация перечисленных и иных мер позволит эффективно бороться с развитием теневого сектора российской экономики.
Источники:
1. Купрещенко, Н. П. Теневая экономика: учеб. пособие / Н.П. Купрещенко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. - 199 с.
2. Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://мвд.рф/ (дата обращения: 13.04.2022).
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 13.04.2022).
4. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2022. - 512 с.
5. Теневая экономика по данным Росстат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosinfostat.ru/tenevaya -ekonomika/ (дата обращения: 13.04.2022).
6. Corruption perceptions index [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.transparency.org/en/cpi/2021 (дата обращения: 13.04.2022).
7. Shadow Economies Around the World: What Did We Learn Over the Last 20 Years? [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2018/01/25/Shadow-Economies-Around-the-World-What-Did-We-Learn-Over-the-Last-20-Years-45583 (дата обращения: 13.04.2022). References:
1. Kupreshchenko, N. P. Shadow economy: textbook. allowance / N.P. Kupreshchenko. - M. : UNITI-DANA: Law and Law, 2017. - 199 p.
2. Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: https://mvd.rf/ (date of access: 04/13/2022).
3. Official website of the Federal State Statistics Service [Electronic resource]. - Access mode: https://rosstat.gov.ru/ (date of access: 04/13/2022).
4. Raizberg B.A. Modern economic dictionary / B.A. Reisberg, L.Sh. Lozovsky, E.B. Starodubtsev. - 6th ed., revised. and additional - Moscow: INFRA-M, 2022. - 512 p.
5. Shadow economy according to Rosstat [Electronic resource]. - Access mode: https://rosinfostat.ru/tenevaya-ekonomika/ (date of access: 04/13/2022).
6. Corruption perceptions index [Electronic resource]. - Access mode: https://www.transparency.org/en/cpi/2021 (Accessed 13.04.2022).
7. Shadow Economies Around the World: What Did We Learn Over the Last 20 Years? [Electronic resource]. -Access mode: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2018/01/25/Shadow-Economies-Around-the-World-What-Did-We-Learn-0ver-the-Last-20-Years-45583 (accessed 04/13/2022).
EDN: QUHUYA
Е.В. Сидорчукова - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
E.V. Sidorchukova - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of Economic analysis, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
И.П. Бойко - студентка учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,
I.P. Boyko - student of Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
В.А. Сергеева - студентка учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,
V.A. Sergeeva - student of Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
А.А. Шелакова - студентка учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,
A.A. Shelakova - student of Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ И РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ
И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ CORRELATION AND REGRESSION ANALYSIS AS THE METHOD OF STUDYING AND FORECASTING ECONOMIC INDICATORS
Аннотация. В статье проведена оценка коэффициентов финансовой устойчивости предприятия на основе корреляционно - регрессионного анализа. Была осуществлена выборка однородных предприятий, по которым был проведен анализ, построена матрица коэффициентов корреляции, чтобы выявить тесноту связи между показателями. Также был использован расчет параметров уравнения регрессии и сформулирован вывод о том, как каждый фактор (x1, x2, x3) повлиял на рентабельность основных средств (у). Проведено исчисление средних показателей, стандартной ошибки, стандартного отклонения, медианы и сформулированы соответствующие выводы к ним. Рассчитаны коэффициенты множественной корреляции и детерминации, выявлена связь между признаками и объяснена вариация факторов по отношению к рентабельности основных средств. А также представлены рисунки с показателями и значениями, по которым были сформулированы итоговые выводы по всему представленному анализу.
Abstract. The article evaluates the coefficients of financial stability of the enterprise on the basis of correlation and regression analysis. A sample of homogeneous enterprises was carried out, for which an analysis was carried out, a matrix of correlation coefficients was built to reveal the closeness of the relationship between the indicators. The calculation of the parameters of the regression equation was also used and a conclusion was formulated about how each factor (x1, x2, x3) affected the profitability of fixed assets (y). The calculation of averages, standard error, standard deviation, median was carried out and the corresponding conclusions to them were formulated. The coefficients of multiple correlation and determination are calculated, the relationship between the signs and the explained variation of factors in relation to the profitability of fixed assets are revealed. Figures with indicators and values are also presented, according to which the final conclusions were formulated for the entire presented analysis.
Ключевые слова: корреляционно - регрессионный анализ, финансовая устойчивость, множественная корреляция, парная корреляция, частная корреляция, показатели рентабельности, коэффициент регрессии.