Научная статья на тему 'Экономико-статистический анализ качества государственного управления в Российской Федерации'

Экономико-статистический анализ качества государственного управления в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ИНДЕКС ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ / ИНДЕКС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ИНДЕКС ГОТОВНОСТИ СТРАН К СЕТЕВОМУ МИРУ / ИНДЕКС ГОТОВНОСТИ СТРАН МИРА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пожидаева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-статистический анализ качества государственного управления в Российской Федерации»

Е.С. Пожидаева

ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: государственное управление, интегральный показатель государственного управления, индекс восприятия коррупции, индекс конкурентоспособности, индекс готовности стран к сетевому миру, индекс готовности стран мира к использованию электронного правительства.

Задача создания комплексной системы индикаторов, измеряющих качество государственного управления, уровень коррупции, различные аспекты использования информационно-коммуникационных технологий органами государственной власти, с целью последующего практического применения впервые была поставлена в конце 1990-х гг. К настоящему времени накоплен значительный практический опыт и методический потенциал мониторинга и межстрановых сопоставлений, к которым относится система показателей, разработанная и применяемая международными организациями.

Так, например, интегральный показатель государственного управления является композитным показателем государственного управления и включает такие индексы как право голоса и подотчетность, политическая стабильность и отсутствие насилия; эффективность правительства; качество законодательства; верховенство закона и контроль коррупции, его оценка проводится раз в два года Институтом Всемирного банка совместно с Институтом Брукинса и с 1996 г. измеряется с периодичностью раз в 2 года. Положение России в мире по большинству из шести показателей за последние 10 лет возросли (Политическая стабильность и отсутствие насилия, Эффективность Правительства, Качество законодательства, Верховенство закона). Наиболее высокий показатель у России по индексу Эффективность Правительства. В 2000 г. он достигал 26,3, а в 2010 он возрос на 15,3 процентных пункта и составил 41,6. По индексам -свобода слова и подотчетность и Контроль над коррупцией произошло снижение оценок, при этом показатели контроля коррупции для России имеют наименьшее значение среди других индикаторов качества государственного управления (указанный индикатор отражает восприятие не только низовой, но и административной, а также политической коррупции).

Индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, рассчитываемый на основе данных, полученных из 17 экспертных источников, предоставленных 13 организациями. Индекс 2011 года охватывает 183 страны и территории и основан на данных из источников за два последние года и ранжирует страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 10 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. В итоговом рейтинге, наряду с количеством баллов и рангом страны, приводятся также число источников, разница между наиболее высокими/низкими значениями индикаторов для каждой страны на основе соответствующих источников, величина стандартного отклонения и доверительный интервал по каждой стране,

© Пожидаева Е.С., 2013

Вестник университета №2, 2013

который позволяет сделать выводы о точности результатов для каждой страны. Россия в 2011 году по уровню восприятия коррупции оказалась на 143 месте из 183 возможных с индексом 2,4 балла. Если сравнивать нынешний показатель России в 2011 году с данными 2010 года (2,1 балла, 154 место из 178) можно отметить небольшую позитивную динамику. Данные изменения объясняются принятием Россией комплекса антикоррупционного законодательства, определяющего основные правовые параметры предотвращения коррупции в публичном секторе и вводящего, в том числе, ответственность за дачу взятки публичным должностным лицам иностранных государств, что позволило заявить о готовности Российской Федерации присоединиться к Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством.

Индекс конкурентоспособности оценивает способность государств обеспечивать высокий уровень экономического благополучия для граждан. Оценка индекса производится Всемирным экономическим форумом на основе открытых отчетных данных и экспертных опросов, при этом ежегодно учитываются результаты последних фундаментальных и прикладных исследований. В целом при составлении индекса используются более 90 переменных, из которых 2/3 экспертные оценки, а 1/3 статистические данные, представленные в открытом доступе. Место России в рейтинге ВЭФ за минувший год снизилось с 63 на 66, на фоне роста конкурентоспособности других стран БРИКС. По сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России значительно ухудшилось по таким слагаемым как качество институтов, здравоохранение и начальное образование, эффективность рынка труда, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономической среды и технологического уровня. Именно кардинальные улучшения в макроэкономической сфере (рост на 35 позиций - с 79 до 44 места) позволили России не упасть в рейтинге еще более значительно. Существенные изменения произошли в рейтинге ключевых проблем для развития бизнеса в России. Как и в прошлом году, основным барьером для развития бизнеса явилась коррупция, а прошлогодние проблемы с доступом к финансированию и налоговым регулированием уступили первые места таким барьерам для бизнеса как неэффективность государственного аппарата и преступность. Достаточно низкие темпы развития финансового рынка, инфляция, бремя государственного регулирования мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, большой размер рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование.

Индекс ООН готовности стран к электронному правительству отражает характеристики доступа к электронному правительству, главным образом технологическую инфраструктуру и образовательный уровень. Данный показатель позволяет получить представление о том, насколько эффективно используются возможности ИКТ для национального, экономического, социального и культурного развития в отдельно взятой стране. Кроме того, позволяет сравнивать состояние и анализировать тенденции, существующие в пределах стран и регионов, а также между ними. В опубликованном отчете за 2011 г. Российская Федерация была отнесена к числу новых (растущих, появляющихся) лидеров в области развития электронного правительства. По оценкам исследователей ООН, дела с электронным правительством в России обстоят лучше, чем в Ирландии, Италии, Греции, Литве и Польше. Достаточно

высокое рейтинговое значение России может быть объяснено тем, что наиболее пристальное внимание в рейтинге уделено оценке интегрированных в единый портал сервисов, организации системы межведомственного взаимодействия, что позволяет гражданам получать электронные услуги и находить необходимую информацию. В этой сфере за последние 2 года в Российской Федерации были осуществлены достаточные преобразования на порталах федерального уровня, которые являются предметом оценки в рейтинге ООН.

Индекс сетевой готовности характеризует уровень развития информационно-коммуникационных технологий в мире и его влияние на государственную конкурентоспособность. В отчете на 2011 год Россия, которая так же относится к группе стран БРИК, занимает 56 место. К сильным сторонам, по мнению экспертов, относится высокий уровень проникновения мобильной связи и грамотность взрослого населения, тогда как неразвитый рынок, неэффективность юридической системы и слабая восприимчивость компаний и государственных структур к внедрению информационных технологий мешают стране подняться в рейтинге выше.

На наш взгляд, при оценке качества государственного управления должны сравниваться: а) цели, практически осуществляемые в государственном управлении, с целями, которые объективно детерминированы общественными запросами; б) мцели, реализованные в управленческих процессах, с результатами, полученными при объективации государственного управления (решений и действий его управляющих компонентов); в) объективные результаты управления с общественными потребностями и интересами; г) общественные издержки, ушедшие на государственное управление, с объективными результатами, полученными вследствие управления; д)возможности, заложенные в управленческом потенциале, со степенью их реального использования. С учетом этих аспектов должны быть в дальнейшем выработаны аналитические показатели с целью совершенствования оценки эффективности и рациональности государственного управления.

Литература

1. Джеймс Майкл. Открытое правительство или как достичь свободы официальной информации / http://www.ypc.am/Old/russian/collegues/pressclub/11.1997/5-9.htm.

2. Глобальный отчет о развитии информационных технологий 2012: Жизнь в гиперсвязанном мире /http://www.weforum.org/gitr

3. Сайт Международной неправительственной организации Transparency International / http://www.transparency.org.ru/

4. Index of Economic Freedom 2010 / http://www.heritage.org/index

5. The Worldwide Governance Indicators (WGI) Project 2011. Methodology and Analytical Issue/ The word Bank Developed Research Group. Macroeconomic and Growth Team.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.