ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В РОССИИ
М. И. ИВЛИЕВ, М. О. КОПЫЛОВ, Т. Н. ЧЕРЕМИСИНА
В последние годы в России особенно остро стоит проблема участившихся дорожнотранспортных происшествий (ДТП). В результате ДТП погибают и получают травмы миллионы россиян, не говоря уже об экономическом ущербе, суммы которого исчисляются миллиардами рублей. В целях повышения безопасности дорожного движения Правительством РФ несколько лет назад принята соответствующая целевая программа. В данной статье авторами предпринята попытка оценки действенности данной программы. На основе данных официальной статистики проведен анализ дорожно-транспортных происшествий по регионам России; изучена динамика аварийности, травматизма, смертности в результате ДТП; выявлены причины и дана оценка изменения ситуации по решаемой проблеме. В заключении сделаны соответствующие выводы о возможных путях разрешения проблемы дорожно-транспортных происшествий в России.
Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, аварийность, Федеральная целевая программа по повышению безопасности дорожного движения, статистика смертности в ДТП.
Тема смертности в результате ДТП, на наш взгляд, является очень актуальной в нынешнее время. Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России значительный ущерб, составляющий в последние годы около 3 % валового внутреннего продукта страны.
Ежегодно в мире, по данным ООН, в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 1,2 млн чел., 20-50 млн получают травмы, а суммарные экономические потери превышают 500 млрд долл. Огромный ущерб, который наносит государствам дорожно-транспорт-ный травматизм, позволяет отнести его к основным угрозам современности.
Прогноз динамики дорожно-транспортных происшествий в мире, проведенный международными экспертами FIA, свидетельствует о том, что, если не предпринять необходимых мер, смертность и инвалидность к 2020 г. возрастут на 67 %. Травматизм от дорожно-транспортных происшествий с нынешнего девятого поднимется на третий уровень по значимости глобальной причины смертности [1].
В данном исследовании мы рассмотрим динамики таких показателей ДТП, как число погибших, смертность на 100 000 человек (социальный риск), количество ДТП с пострадавшими. Также мы рассмотрим результаты действия Федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения. В работе использованы официальные данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
Цель нашего исследования - выявить тенденцию, причины и возможные пути разрешения проблемы дорожно-транспортных происшествий в России.
Коренной перелом в состоянии аварийности произошел после 2000 г. Рост основных показателей аварийности в 2001-2004 гг. по отношению к 1 % роста количества транспортных средств составил:
- по дорожно-транспортным происшествиям - 3,6 %;
- по количеству лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, - 2,7 %;
- по количеству лиц, получивших ранения в результате дорожно-транспортных происшествий, - 4,5 %.
Начиная с 2000 г., устойчиво растут такие относительные показатели аварийности, как количество лиц, погибших в результате дорожнотранспортных происшествий, на 10 тыс. единиц транспорта (транспортный риск) и количество лиц, погибших в результате дорожнотранспортных происшествий, на 100 тыс. населения (социальный риск). В 2004 г. они достигли своего максимума (более 10 и свыше 24 лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, соответственно) [2].
Эти настораживающие факты привели Правительство РФ к принятию Федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.
Целью Программы являлось сокращение количества лиц, погибших в результате дорожнотранспортных происшествий. Это позволило бы Российской Федерации приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы.
Используя официальные статистические данные, проанализируем результаты работы данной Программы.
В качестве одной из целей было заявлено снижение числа погибших в ДТП к 2012 г. в 1,5 раза, по сравнению с 2004 г. В абсолютных цифрах планировалось снижение с 34506 чел. погибших до 26359 чел. По данным 2012 г. - в ДТП погибло 27991 чел.
Планируемое уменьшение социального риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения) с 23,8 чел. до 18,4 чел. было уже практически достигнуто в 2011 г. (18,6 чел. на 100 тыс. населения).
Однако, статистика погибших в ДТП показы-вает,что в большинстве регионов РФ ситуация является напряженной. За 2010-2012 гг. снизить смертность удалось лишь в 22 регионах России. Данные о количестве лиц, погибших в ДТП в 2010-2012 гг. в Центральном Федеральном округе и Российской Федерации в целом представлены в таблице 1 [3].
Анализ данных таблицы 1 показывает, что среди регионов Центрального федерального округа Тамбовская область входит в «пятерку» лидеров по темпам роста количества лиц, погибших в результате ДТП в 2012 г. по сравнению с 2011 г.
Так, по сравнению с 2010 г. число погибших в ДТП в Тамбовской области выросло на 14,3 %, тогда как в среднем по России прирост составил 5,4 %. Кроме Тамбовской области в «антилидерах» Калужская область (прирост 38,4 %), Курская область (прирост 31,2 %), Воронежская область (прирост 115,0 %), Белгородская область (прирост 13,6 %).
Таблица 1
Количество лиц, погибших в результате ДТП в России и ЦФО в 2010-2012 гг., чел.
Годы Темп роста, %
Регионы цепной 2012 год к 2010 году
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2011 г. к 2010 г. 2012 г. к 2011 г.
Российская Федерация 26567 27953 27991 105,22 100,14 105,36
Центральный федеральный округ (ЦФО) 7021 7494 7305 106,74 97,48 104,05
Белгородская область 251 289 285 115,14 98,62 113,55
Брянская область 234 269 238 114,96 88,48 101,71
Владимирская область 447 492 450 110,07 91,46 100,67
Воронежская область 535 570 615 106,54 107,89 114,95
Ивановская область 169 175 187 103,55 106,86 110,65
Калужская область 266 337 368 126,69 109,20 138,35
Костромская область 95 101 80 106,32 79,21 84,21
Курская область 234 265 307 113,25 115,85 131,20
Липецкая область 281 287 271 102,14 94,43 96,44
г. Москва 763 772 810 101,18 104,92 106,16
Московская область 1844 1840 1706 99,78 92,72 92,52
Орловская область 175 211 180 120,57 85,31 102,86
Рязанская область 337 378 370 112,17 97,88 109,79
Смоленская область 223 278 219 124,66 78,78 98,21
Тамбовская область 217 212 248 97,70 116,98 114,29
Тверская область 296 313 301 105,74 96,17 101,69
Тульская область 400 420 386 105,00 91,90 96,50
Ярославская область 254 285 284 112,20 99,65 111,81
В целом по России прирост числа ДТП с пострадавшими составил за 2010-2012 гг. 2,1 %, в Тамбовской области - 12,5 % (данные по ЦФО и Российской Федерации в целом представлены в таблице 2) [4].
Среди регионов России наибольшее увеличение числа дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими наблюдается в Калмыкии - рост на 75,2 %; наибольшее снижение произошло в Костромской области - на 20,4 %. Здесь по срав-
нению с большинством регионов произошло снижение, хотя в целом ситуация остается напряженной. В абсолютных значениях в целом по России произошло увеличение числа ДТП с пострадавшими на 4166 случаев, в Тамбовской области - на 229 случаев.
Изучая данные о смертности в ДТП в расчете на 100 000 чел. за 2008-2011 гг., мы наблюдаем положительную тенденцию (табл. 3).
Таблица 2
Количество ДТП с пострадавшими в России и ЦФО за 2010-2012 гг., число случаев
Регионы Годы Темп роста, %
цепной 2012 год к 2010 году
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2011 г. к 2010 г. 2012 г. к 2011 г.
Российская Федерация 199431 199868 203597 100,22 101,87 102,09
Центральный федеральный округ 55532 55031 54493 99,10 99,02 98,13
Области: Белгородская 1450 1470 1369 101,38 93,13 94,41
Брянская 1547 1574 1449 101,75 92,06 93,67
Владимирская 3339 3312 3157 99,19 95,32 94,55
Воронежская 3913 3861 3920 98,67 101,53 100,18
Ивановская 1970 2003 2018 101,68 100,75 102,44
Калужская 1758 1827 2140 103,92 117,13 121,73
Костромская 1097 964 873 87,88 90,56 79,58
Курская 1885 1952 2060 103,55 105,53 109,28
Липецкая 2255 2241 2225 99,38 99,29 98,67
г. Москва 11757 11827 12010 100,60 101,55 102,15
Московская 10659 10267 9241 96,32 90,01 86,70
Орловская 1394 1369 1350 98,21 98,61 96,84
Рязанская 2124 2304 2464 108,47 106,94 116,01
Смоленская 1280 1320 1384 103,13 104,85 108,13
Тамбовская 1828 1794 2057 98,14 114,66 112,53
Тверская 2270 1929 2077 84,98 107,67 91,50
Тульская 2859 2933 2621 102,59 89,36 91,68
Ярославская 2147 2084 2078 97,07 99,71 96,79
Большинству регионов удалось сократить этот показатель. Наибольшего снижения добились в республике Марий Эл, смертность здесь снизилась с 23,3 чел. на 100 тыс. населения до 15,6 (снижение на 33,1 %). В нашей области также удалось снизить этот показатель на 19,2 %. Снижение по России в целом составляет 11,6 %.
Таким образом, проведенное нами исследование свидетельствует о том, что ситуация на дорогах России находится под контролем правительства, однако остается достаточно напряженной. За годы активной работы властей, удалось добиться намеченого снижения смертности, а также прак-
тически удалось добиться планируемого снижения числа погибших еще за 2 года до окончания Программы. К сожалению, эту позитивную картину портит недавний скачкообразный рост числа погибших в 2011-2012 гг. Для выяснения его причин необходимо более детальный анализ.
Совершенно очевидно, что Правительство России должно еще больше внимания уделить проблеме ДТП. Пока мы не видим логического продолжения Программы. Более того, Государственная дума РФ намерена вернуть «промилле», т. е. некоторый допустимый уровень содержания алкоголя в крови.
Таблица 3
Смертность населения в ДТП в расчете на 100 тыс. чел. населения в России и ЦФО за 2008-2011 гг., чел.
Регионы Годы 2009г. в % к 2QQ8r 2Q1QR в %2QQ9r 2Q11Rв %2QlQr 2Q11Rв % к 2QQ8 г.
2008 2009 2010 2011
Российская Федерация 2l,O8 18,38 11,62 18,63 81,19 95,88 1O5,14 88,39
Центральный федеральный округ 22,3O 19,2O ll,8l 19,13 86,O9 93,Ol lOl,O3 85,15
Области: Белгородская 17,11 15,47 15,62 18,56 90,42 100,94 118,83 108,45
Брянская 18,88 16,00 17,65 20,20 84,78 110,26 114,47 107,00
Владимирская 35,46 29,17 29,72 32,52 82,26 101,88 109,41 91,69
Воронежская 25,78 23,61 22,59 23,83 91,57 95,69 105,48 92,43
Ивановская 16,95 16,87 15,28 16,22 99,51 90,61 106,14 95,69
Калужская 35,50 27,62 25,26 31,65 77,81 91,45 125,30 89,16
Костромская 19,94 14,30 12,06 13,66 71,71 84,32 113,25 68,48
Курская 23,74 21,12 19,33 21,94 88,95 91,52 113,51 92,41
Липецкая 24,81 22,87 23,15 23,58 92,16 101,23 101,87 95,03
г. Москва 8,26 7,10 6,61 6,64 85,93 93,09 100,43 80,33
Московская 33,67 28,29 25,69 25,65 84,01 90,82 99,83 76,17
Орловская 26,04 24,73 19,94 24,49 94,97 80,63 122,84 94,07
Рязанская 32,03 29,54 28,31 31,79 92,23 95,84 112,27 99,24
Смоленская 29,08 26,17 22,46 28,15 89,99 85,82 125,35 96,80
Тамбовская 22,51 18,59 19,01 18,19 82,61 102,26 95,65 80,80
Тверская 30,73 22,20 20,95 22,42 72,23 94,38 107,02 72,95
Тульская 29,11 27,11 24,41 25,84 93,11 90,05 105,85 88,75
Ярославская 24,18 21,98 17,99 20,67 90,88 81,86 114,89 85,47
На наш взгляд, этот шаг отбросит Россию далеко назад в деле борьбы с пьянством на дорогах. Нам нельзя терять достигнутые результаты, а наоборот, стараться закрепить, усилить их, для чего требуется абсолютно новый, нестандартный подход к разрешению проблемы смертности на дорогах России, которую первый заместитель председателя Правительства РФ сравнил с боевыми действиями и которая является одной из главных угроз современной России.
Литература
1. Нургалиев Р. Тревожные будни дорог // Российская газета. № 5QQ2 (178). С. 9. URL: http:// www.rg.ru
2. URL: http://www.fcp-pbdd.ru
3. URL: http://www.fedstat.ru
4. URL: http://cbsd.gks.ru
* * *
ECONOMIC AND STATISTIC ANALYSIS OF ROAD ACCIDENTS IN RUSSIA
M. I. Ivliyev, M. O. Kopylov, T. N. Cheremisina
In recent years in Russia a problem of the become frequent road accidents (RA) is stand especially sharply. As a result of road accident million Russian people die and injured, not to mention the economic damage which sums are estimated in billion rubles. In order to increase the safety of traffic the Government of the Russian Federation accepted the appropriate target program few years ago. In this article authors made attempt to estimate the effectiveness of this program. On the basis of data of official statistics the analysis of road accidents in regions of Russia is carried out; dynamics of accident rate, traumatism, mortality as a result of road accident are studied; the reasons are established and the assessment of change of a situation on a solved problem is given. In the conclusion the corresponding conclusions on possible ways of permission of a problem of road accidents in Russia are drawn.
Key words: road accidents, accident rate, Federal target program on increase of safety of traffic, statistician of mortality in road accident.
№ 1O ^б), 2O13