Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА ПРЕДПРИЯТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ'

ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА ПРЕДПРИЯТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ЛИНЕЙНЫЕ РЕГРЕССИОННЫЕ МОДЕЛИ / LINEAR REGRESSION MODELS / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗ / ECONOMICAL AND STATISTICAL ANALYSIS / ПОКАЗАТЕЛИ ТОВАРООБОРОТА / SMALL BUSINESS / INTERNET-TRADING / COMMODITY TURNOVER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нормов А.И.

Целью исследования являлось выявление наиболее сущест-венных факторов, влияющих на товарооборот интернет-магазина, и получение функционального уравнения, описываю-щего эту зависимость. Объектом исследования выступил интер-нет-магазин Brand-Club (http://vk.com/brandclubkiiik), г. Москва,предметом - товарооборот интернет-магазина, факторы, на неговлияющие, а также возможности и средства автоматизации ана-лиза влияния факторов на товарооборот

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нормов А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMICAL AND STATISTICAL ANALYSISOF THE DYNAMICS OF COMMODITYCIRCULATION FOR AN INTERNET STORE

The purpose of the presented research is to detect the most essential factors that influence the commodity turnover of an internet store and to describe this relation in terms of a functional equation. The main object of study is the internet store Brand-Club (Moscow, Russia, see http://vk.com/brandclubkiiik). We investigate the commodity turnover of this store, the main factors that affect it as well as the possibility of automatic computer-aided analysis of their influence

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА ПРЕДПРИЯТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ»

ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА ПРЕДПРИЯТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ

ECONOMICAL AND STATISTICAL ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF COMMODITY CIRCULATION FOR AN INTERNET STORE

А.И. НОРМОВ

аспирант Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова

A.I. NORMOV

post graduate student of the Plekhanov Russian University of Economics

Аннотация

Целью исследования являлось выявление наиболее существенных факторов, влияющих на товарооборот интернет-магазина, и получение функционального уравнения, описывающего эту зависимость. Объектом исследования выступил интернет-магазин Brand-Club (http://vk.com/brandclubkiiik), г. Москва, предметом - товарооборот интернет-магазина, факторы, на него влияющие, а также возможности и средства автоматизации анализа влияния факторов на товарооборот.

Abstract

The purpose of the presented research is to detect the most essential factors that influence the commodity turnover of an internet store and to describe this relation in terms of a functional equation. The main object of study is the internet store Brand-Club (Moscow, Russia, see http://vk.com/brandclubkiiik). We investigate the commodity turnover of this store, the main factors that affect it as well as the possibility of automatic computer-aided analysis of their influence.

Ключевые слова: экономика торгового предприятия, линейные регрессионные модели, интернет-торговля, экономико-статистического анализ, показатели товарооборота. 298

Keywords: small business, linear regression models, internet trading, economical and statistical analysis, commodity turnover.

Для менеджмента и собственников розничной торговли в настоящее время на первый план выходит доходность бизнеса. И так как для предприятия розничной торговли основным источником прибыли является объем продаж, то его анализ и прогнозирование становится особенно необходимым. Для решения данного вопроса требуется использование широкого спектра методов статистического анализа и прогнозирования, которые необходимо адаптировать под нужды определенного объекта.

Особую специфику приобретает анализ товарооборота, равно как и факторов, влияющих на него в особых торговых предприятиях - магазинах интернет-торговли.

С сожалением приходится констатировать, что, несмотря на активное развитие данной формы торговли за последние годы, далеко не все вопросы функционирования указанных предприятий детально проанализированы, подготовлены практические рекомендации по оптимизации различных процессов. Сказанное справедливо и с точки зрения статистического анализа и прогнозирования товарооборота интернет-магазинов; причем последний имеет свою, ярко выраженную специфику, особо характеризующуюся специфическим набором факторов, влияющих на товарооборот.

Целью настоящего исследования явилось проведение экономико-статистического анализа влияния важнейших факторов (экономических, социальных и демографических) на динамику товарооборота с применением информационных телекоммуникационных компьютерных технологий.

1. Общая характеристика предприятия

Объектом исследования в рамках настоящей работы выступил интернет-магазин молодежной одежды Brand-Club (http://vk.com/brandclubkiiik). Несмотря на незначительные размеры (на текущий момент), а также определенную ограниченность ассортимента, интернет-магазин Brand-Club активно развивается, что предопределяет потребность в информатизации и

автоматизации не только базовой управленческой функции (собственно, интернет-торговли, так как она по своему существу является отражением применения современных информационно-коммуникационных технологий), но и вспомогательных функций.

Рис. 1. Организационная структура интернет-магазина

Brand-Club

В интернет-магазине представлены одежда, обувь и аксессуары.

Ключевые товарные группы интернет-магазина таковы:

- обувь (кроссовки; туфли; классика; полуботинки и т.д.);

- одежда (брюки; рубашки; куртки; костюмы; пиджаки и т.д.);

- аксессуары (сумки; ремни; шапки; галстуки; бабочки и т.д.).

Доставка товаров осуществляется: курьером по Москве, Почтой России (в отдельных случаях - также почтово-курьерскими службами) по территории РФ.

На момент подготовки данной работы интернет-магазин работает пятый год, валовой товарооборот за первый год составил 3 844 802 руб.

Развитие интернет-магазина предопределяет потребность в информатизации и автоматизации не только базовой управленческой функции (собственно, интернет-торговли, так как она по своему существу является отражением применения современных информационно-коммуникационных технологий.

На рис. 1 представлена организационная структура интернет-магазина Brand-Club.

Подобная схема формирования штата предприятия в настоящее время призвана с наименьшими финансовыми затратами на персонал организовать наиболее эффективную деятельность интернет-магазина.

2. Постановка решения задачи анализа влияния важнейших факторов на динамику товарооборота интернет-магазина

Одной из главных задач анализа товарооборота является выявление влияния на него различных факторов. Данную задачу можно декомпозировать на несколько подзадач: а) сбор данных о товарообороте, приходящемся на отдельный фактор/группу факторов; б) разбитие временного периода на интервалы; в) расчет товарооборота по каждому фактору в интервале; г) выявление влияния факторов на товарооборот посредством сопоставления товарооборота по фактору и валового товарооборота.

Для описания процессов сбора, обработки и экономико-статистического анализа факторов, влияющих на товарооборот интернет-магазина, необходимо определить существующие информационные потоки: входящая информация - данные о покупателях, предоставленные ими при регистрации в интернет-магазине и/или при оформлении покупки; входящие документы -к ним относятся платежные документы, опосредующие сумму платежа от заказчика, принятую к бухгалтерскому учету (то есть по выполненному заказу); выходные документы - состоят из аналитического отчета и других документов; функции управле-

ния - задачи анализа и обработки данных о факторах, влияющих на розничный товарооборот интернет-магазина, возложенные на маркетолога-аналитика интернет-магазина.

В результате нами поставлена задача автоматизации процесса экономико-статистического анализа влияния важнейших факторов (экономических, социальных и демографических) на динамику товарооборота интернет-магазина Brand-Club.

Цель решения указанной задачи - повышение качества экономико-статистического анализа влияния важнейших факторов (экономических, социальных и демографических) на динамику товарооборота интернет-магазина Brand-Club посредством автоматизации, алгоритмизации и применения передовых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях облегчения аналитической работы «Блока продаж» интернет-магазина, получения полноценных и достоверных данных о влиянии значимых факторов на товарооборот в целях последующей корректировки ассортиментной и клиентской политики.

3. Характеристика ключевых показателей товарооборота. Описание модели влияния важнейших факторов на динамику товарооборота интернет-магазина

Целью исследования являлось выявление наиболее существенных факторов, влияющих на товарооборот интернет-магазина, и получение функционального уравнения, описывающего эту зависимость.

Основными этапами исследования стали:

1. Анализ исходных статистических данных;

2. Спецификация модели (определение ее структуры);

3. Оценка параметров модели (калибровка модели) и анализ качества (адекватности) модели;

4. Апробация модели;

5. Улучшение модели (при необходимости).

В результате анализа выявлено пять ключевых независимых переменных, влияющих на валовой товарооборот:

X1 _ совокупный товарооборот по группе: «лица в возрасте от 22 до 28 лет»;

Х2 - совокупный товарооборот по группе: «мужчины»;

Х3 - совокупный товарооборот по группе: «лица, проживающие в Москве, Московской области, ЦФО»;

Х4 - совокупный товарооборот по группе: «лица, приобретшие товар по акции»;

Х5 - совокупный товарооборот по группе: «лица со средним уровнем дохода».

Группа факторов Факторы внутри группы

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5 Фактор 6

Возраст От 14 до 21 года От 22 до 28 лет От 29 до 35 лет От 36 до 45 лет От 46 до 60 лет Свыше 60 лет

Пол Мужчины Женщины - - - -

Регион Москва и МО Санкт-Петербург ЦФО Север Другие регионы -

Покупка по акции По акции Без акции - - - -

Материальное положение Ниже среднего Среднее Выше среднего - - -

Рис. 2. Матрица экономических, социальных и демографических факторов, потенциально влияющих на товарооборот интернет-магазина Brand-Club

Для каждой переменной построена и описана модель, представляющая собой уравнение парной регрессии, отражающая влияние независимых факторов (переменных) на товарооборот без учета взаимосвязей между факторами (см. таблица 1).

Таблица 1

Модели, характеризующие влияние ключевых факторов на валовой товарооборот интернет-магазина Brand-Club

э-

Название и номер модели Уравнение зависимости Переменные

Модель 1. Зависимость товарооборота от возраста покупателей y = - 64493,098+1,959 • х у - (зависимая переменная) - валовой товарооборот, руб. х - (независимая переменная) -сумма покупок, совершенных лицами в возрасте от 22 до 28 лет, руб.

Построенная модель адекватна по критерию Фишера Б, в этом случае она пригодна для осуществления прогноза. Результат -увеличение на руб. суммы покупок, совершенных лицами в возрасте от 22 до 28 лет, увеличивает средний объем товарооборота на 1,959 руб.

Модель 2. Зависимость товарооборота от пола покупателей y = - 18746,915+1,546 • х у - (зависимая переменная) - валовой товарооборот, руб. х - (независимая переменная) -сумма покупок, совершенных мужчинами, руб.

Построенная модель адекватна по критерию Фишера Б, в этом случае она пригодна для осуществления прогноза. Результат -увеличение числа покупок, совершаемых мужчинами на 1 руб., увеличивает валовой товарооборот интернет-магазина на 1,546 руб. Данный вывод всецело подтверждается и исходными статистическими данными: в те временные периоды, в которые наблюдался наибольший прирост числа покупок, совершенных мужчинами, отмечался наибольший прирост валового товарооборота.

Название и номер модели Уравнение зависимости Переменные

Модель 3. Зависимость товарооборота от места жительства покупателей у = 206422,906+1,024 • х у - (зависимая переменная) - валовой товарооборот, руб. х - (независимая переменная) -сумма покупок, совершенных покупателями из Москвы и ЦФО, руб.

Построенная модель не в полной мере описывает влияние территориального фактора на валовой товарооборот, однако позволяет сделать вывод о том, что наиболее приемлемо с точки зрения управления клиентской политикой обращать внимание на жителей указанных двух регионов, потому как увеличение товарооборота по данной группе позволит с наибольшей вероятностью обеспечить дополнительный прирост валового товарооборота.

Модель 4. Зависимость товарооборота от приобретения товаров по акции у = 82886,609+1,001 • х у - (зависимая переменная) - валовой товарооборот, руб. х - (независимая переменная) - товарооборот из числа товаров по акции, руб.

Данная модель показывает, что увеличение товарооборота по товарам по акции в условиях, когда можно предположить отсутствие влияния иных факторов на валовой товарооборот, позволит получить рост валового товарооборота на 1,001 руб.

Название и номер модели Уравнение зависимости Переменные

Модель 5. Зависимость товарооборота от уровня дохода покупателей y = 67766,172 + 0,959 • х у - (зависимая переменная) - валовой товарооборот, руб. х - (независимая переменная) - сумма покупок, совершенных покупателями со средним уровнем дохода, руб.

Из данной модели видно, что каждый рубль дополнительной покупки, совершаемой лицами со средним доходом, потенциально увеличивает валовой товарооборот на 96 коп.

Приведенные модели, основанные на уравнениях парной регрессии, позволяют менеджерам интернет-магазина определить, какие конкретно группы потребителей в разрезе каждой из их характеристик приносят основной доход и в каких параметрах. Ориентируясь на приведенные данные, возможно формировать и корректировать ассортиментную и клиентскую политику, представляя ответную реакцию рынка (бизнеса). Между тем, как уже отмечалось, все вышеприведенные факторы существуют не сами по себе, в отрыве друг от друга, а в тесной взаимосвязи, причем наиболее адекватное описание подобной взаимосвязи (в условиях данных о товарообороте за 2013 г.) описывается уравнением множественной регрессии (1), надежность и адекватность которого подтверждена автоматическими расчетами, проведенными программой SPSS.

Между тем данные модели не дают представления о совокупном влиянии пяти значимых факторов на товарооборот интернет-магазина. Для формирования обобщающей модели нами посредством пакета SPSS проведен дальнейший анализ.

В результате пошагового регрессионного анализа была получена следующая модель:

Y = - 9255,075 + 1,51 X2 + 0,36X¥. (1)

Данная модель и является обобщающей регрессионной моделью влияния ключевых факторов (экономических, социальных, демографических) на товарооборот интернет-магазина Brand-Club в условиях 2013 года.

Проверка модели показала ее адекватность и надежность. Включенными в модель показателями объясняется 100% вариации розничного товарооборота интернет-магазина vk.com/brandclubkiiik.

В ходе анализа коэффициентов уравнения множественной регрессии сделаны следующие выводы:

- при увеличении количества покупок, совершаемых мужчинами, розничный товарооборот интернет-магазина Brand-Club в среднем увеличится на 1,51 рублей, при условии, что остальные показатели сохранят тот же уровень;

- при увеличении количества покупок, совершаемых по акции, на 1 рубль произойдет увеличение розничного товарооборота в среднем на 36 коп.

В результате сделан вывод, что увеличение объема продаж интернет-магазина Brand-Club возможно преимущественно за счет увеличения покупок, совершаемых мужчинами, и - в меньшей степени - производимых по акциям и специальным предложениям.

Предложены следующие рекомендации по оптимизации маркетинговой политики:

- во-первых, следует обратить внимание на динамичное обновление и расширение ассортимента мужской одежды;

- во-вторых, следует чаще организовывать акции по одежде для мужчин;

- в-третьих, следует обратить внимание на низкую эластичность товарооборота, формируемого за счет покупок, совершаемых женщинами (которые, помимо прочего, могут покупать также и мужскую одежду - например, в подарок). Ряд специальных акций следует направить именно на активизацию покупок данной категорией покупателей.

Заключение

Хотелось бы отметить, что вышеприведенными рамками соответствующее исследование не ограничивается. Во-первых, целесообразно расширение рамок экономико-статистического анализа посредством увеличения набора анализируемых факторов, включая неявные множества. Во-вторых, возможно расширение методологического инструментария (включения интерполяции и экстраполяции данных и др.). В-третьих, за счет расширения инструментария автоматизации анализа (например, включения программ Maple, MathCad).

Библиографический список

1. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия: учебное пособие / С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гавриков; [под ред. С.Н. Лебедевой]. - 4-е изд., испр. - Минск: Новое знание, 2005. - 239 с.

2. Экономика торгового предприятия. Торговое дело: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / [Л.А. Брагин и др. / под ред. Л.А. Брагина]. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 313 с.

3. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия: учебное пособие / С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гавриков; [под ред. С.Н. Лебедевой]. - 4-е изд., испр. - Минск: Новое знание, 2005. - 239 с.

4. Многомерный статистический анализ в экономических задачах: компьютерное моделирование в SPSS [Электронный ресурс]: электронный компонент учебного пособия. - Электрон. цифровые дан. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

5. Построение линейной регрессионной модели: Метод. указания по проведению практических занятий и выполнению домашних работ по курсу «Эконометрика» / Моск. гос. ин-т электроники и математики; Сост.: К. Л. Поляков М., 2006. - 31 с.

6. Рябова Е.В. Выявление резервов эффективного управления: методологический подход: организационно-экономические резервы повышения эффективности управления в современных условиях // Российское предпринимательство. - 2010. - № 12, вып. 1. - С. 44-49.

Bibliographical list

1. Lebedeva S.N. Jekonomika torgovogo predprijatija: uchebnoe posobie / S. N. Lebedeva, N.A. Kazinachikova, A.V. Gavrikov; [pod red. S.N. Lebedevoj]. - 4-e izd., ispr. - Minsk: Novoe znanie, 2005. -239 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Jekonomika torgovogo predprijatija. Torgovoe delo: uchebnik dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchajushhihsja po je-konomicheskim special'nostjam / [L.A. Bragin i dr. / pod red. L A. Bragina]. - M.: INFRA-M, 2009. - 313 s.

3. Lebedeva S. N. Jekonomika torgovogo predprijatija: uchebnoe posobie / S.N. Lebedeva, N. A. Kazinachikova, A.V. Gavrikov; [pod red. S.N. Lebedevoj]. - 4-e izd., ispr. - Minsk: Novoe znanie, 2005. -239 s.

4. Mnogomernyj statisticheskij analiz v jekonomicheskih zada-chah: komp'juternoe modelirovanie v SPSS [Jelektronnyj resurs]: jelektronnyj komponent uchebnogo posobija. - Jelektron. cifrovye dan. - M.: Vuzovskij uchebnik, 2009. - 1 jelektron. opt. disk (CD-ROM).

5. Postroenie linejnoj regressionnoj modeli: Metod. ukazanija po provedeniju prakticheskih zanjatij i vypolneniju domashnih rabot po kursu «Jekonometrika» / Mosk. gos. in-t jelektroniki i matematiki; Sost.: K.L. Poljakov M., 2006. - 31 s.

6. Rjabova E.V. Vyjavlenie rezervov jeffektivnogo upravlenija: metodologicheskij podhod: organizacionno-jekonomicheskie rezervy povyshenija jeffektivnosti upravlenija v sovremennyh uslovijah // Rossijskoe predprinimatel'stvo. - 2010. - № 12, vyp. 1. - S. 44-49.

Контактная информация

E-mail: normch88@mail.ru

Contact links

E-mail: normch88@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.