Научная статья на тему 'Экономико - статистическая оценка развития индустрии гостеприимства в регионе (на примере республики Мордовия)'

Экономико - статистическая оценка развития индустрии гостеприимства в регионе (на примере республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / ОБОРОТ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ / РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Анастасия Александровна

Индустрия гостеприимства является «визитной карточкой» любой страны. Характеристика современного состояния, а также анализ перспектив развития индустрии гостеприимства в регионе является весьма своевременным в связи с подготовкой Республики Мордовия к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году. В статье сделан акцент на ресторанном бизнесе региона и факторах, влияющих на его развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The hospitality industry is a calling card of any country and its regions. Particularly, Mordovia Republic will host the Football World Cup in 2018. In this connection, an analysis of the current state and prospects of the region’s hospitality industry seems to be a timely issue. The article focuses on the restaurant business of the region regarded and the factors influencing its development.

Текст научной работы на тему «Экономико - статистическая оценка развития индустрии гостеприимства в регионе (на примере республики Мордовия)»

ЗАХАРОВА А. А.

ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

Аннотация. Индустрия гостеприимства является «визитной карточкой» любой страны. Характеристика современного состояния, а также анализ перспектив развития индустрии гостеприимства в регионе является весьма своевременным в связи с подготовкой Республики Мордовия к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году. В статье сделан акцент на ресторанном бизнесе региона и факторах, влияющих на его развитие.

Ключевые слова: индустрия гостеприимства, ресторанный бизнес, оборот общественного питания, корреляционно-регрессионный анализ.

ZAKHAROVA A. A.

ECONOMIC AND STATISTICAL ASSESSMENT OF REGIONAL HOSPITALITY INDUSTRY: A STUDY OF MORDOVIA REPUBLIC

Abstract. The hospitality industry is a calling card of any country and its regions. Particularly, Mordovia Republic will host the Football World Cup in 2018. In this connection, an analysis of the current state and prospects of the region's hospitality industry seems to be a timely issue. The article focuses on the restaurant business of the region regarded and the factors influencing its development.

Keywords: hospitality industry, restaurant business, public catering turnover, correlation-regressive analysis.

В настоящее время наша страна пытается перевести экономику на рыночные принципы развития и хозяйствования. В рыночной экономике огромное внимание уделяется индустрии гостеприимства, как отрасли являющейся «визитной карточкой» любой страны. В последние годы проявляется интерес к туризму в России, стране, обладающей большим туристским потенциалом, но занимающей незначительную долю в мировом туристском потоке (1,5%). Стремительные темпы развития мирового туризма за последнее десятилетие приводят в течение каждых пяти лет к увеличению примерно в два раза количества персонала занятого в сфере мирового туризма, и в полтора раза - расходов населения на туристские поездки в мире. Так параллельно с туристическим бизнесом развивается бизнес гостиничных услуг. Эта отрасль неразрывно связана с туризмом и предпринимательством. Индустрия гостеприимства также включает в себя и услуги предприятий общественного питания и услуги культурно-развлекательного характера. Все эти отрасли народного хозяйства любой страны дают огромное количество рабочих мест и приносят значительную

прибыль. В нашей стране до последних дней индустрии гостеприимства уделялось не самое пристальное внимание со стороны властей. Можно сказать, что эта отрасль была развита недостаточно. Однако с переходом страны на рельсы рыночной экономики именно эта отрасль начала бурное и даже стремительное развитие.

Основным доводом в пользу рассматриваемой проблемы является подготовка Республики Мордовия к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Организация спортивных мероприятий подобного масштаба требует от территории их проведения наличия и определенного уровня развития индустрии гостеприимства. Поэтому характеристика современного состояния, а также анализ перспектив развития индустрии гостеприимства в республике является весьма своевременным.

Проведенный обзор существующих определений индустрии гостеприимства показал, наличие множества ее трактовок. Однако общим для всех определений является то, что индустрия гостеприимства - это комплексная сфера деятельности работников, удовлетворяющих любые запросы и желания туристов [4, с. 208].

Индустрия гостеприимства включает в себя различные сферы деятельности людей -туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную деятельность, организацию выставок и проведение различных научных конференций [1, с. 98].

Результаты исследования показали, что отрасль общественного питания и ресторанного бизнеса Республики Мордовия, является одной из наиболее динамично развивающейся. Мы с Вами являемся свидетелями постоянного открытия новых ресторанов, сети кафе быстрого обслуживания. По данным 2011 года их насчитывается 111.

2000 1800 1600 1400 1200 1000 800

2007 2008 2009 2010 2011

Рисунок 1. Динамика оборота общественного питания в РМ в 2007 - 2011 гг.

По данным, в 2011 году объем рынка общественного питания Республики Мордовия составил 1859,2 млн. руб., что на 8,1% больше, чем в 2010 году, и на 79,3 % выше уровня

2007 года (рис. 1). Наибольший удельный вес в структуре оборота общественного питания занимают частные предприятия общественного питания - 76,4%.

Исследования показали, что в 2011 году в Республике Мордовия насчитывалось 45 коллективных средств размещения, из них 28 гостиничного типа, 11 санаторно-курортных организаций и 6 организаций отдыха. К 2018 году планируется строительство гостиницы крупнейшей международной сети отелей «Шеротон» на набережной реки Саранки (год сдачи 2014), гостиницы «Адмирал», реконструкция гостиниц «Интурист», «Олимпия», «Саранск» в отели 4-х звездочного класса обслуживания и общежитий - в 3-х звездочный класс обслуживания.

По формам собственности в 2011 году как гостиницы, так и аналогичные средства размещения (73,1%) являются частной собственностью.

Таблица 1

Номерной фонд коллективных средств размещения Республики Мордовия на конец 2011

года

Показатель Коллективные средства размещения в том числе

гостиничного типа специализированные

Число номеров (комнат) 1644 674 970

В % к итогу 100 41,0 59,0

В расчете на 1 коллективное средство размещения, единиц 36 24 57

Число мест 4329 1851 2478

В % к итогу 100 42,8 57,2

В расчете на 1 коллективное средство размещения, единиц 96 66 146

Коэффициент использования наличных мест 0,35 0,29 0,39

Из таблицы 1 можно сделать вывод о том, что номерной фонд коллективных средств размещения на конец 2011 года составлял 1644 номера, из них 41% - гостиничного типа, 59% - специализированные. Коэффициент загрузки коллективных средств размещения составил 0,35, в том числе специализированных средств размещения - 0,39, гостиниц и аналогичных средств размещения - 0,29. Всего за год коллективными средствами размещения было обслужено 93,4 тыс. человек (из них 12,2% детей). Из общей численности размещенных лиц - 2,7% иностранные граждане. Из общего числа иностранцев, посетивших

республику, 54,7% - граждане государств-участников СНГ. В гостиницах, как правило, продолжительность пребывания посетителей всего 1-3 дня. В специализированных средствах размещения, в целях отдыха и лечения, продолжительность их пребывания там составляет в большинстве случаев от 9 до 29 дней.

Также немаловажным элементом индустрии гостеприимства является транспортная инфраструктура, которая представлена различными видами общественного транспорта. Привлекательным для населения является автобусный транспорт, доля которого составляет в 2011 году - 60,9%.

В 2011 году населению региона было предоставлено транспортных услуг на сумму 2690,8 млн. руб. (на 2,6 % выше уровня 2010 года и на 87,3 % больше, чем в 2007 году). В расчете на душу населения транспортных услуг оказано на сумму 3244,3 руб., что на 3,4 % больше, чем в предыдущем году и почти в 2 раза выше уровня 2007 года. Доля воздушного транспорта пока незначительна лишь 0,02%. Однако к 2018 году планируется ее приоритетное развитие.

Пассажирооборот автобусов общего пользования в 2011 году составил 385 млн. пасс.- км., что на 1 % больше, чем в 2010 году и на 4,5 % больше по сравнению с 2007 годом.

Сектор культурно-развлекательных услуг региона весьма разнообразен и представлен библиотеками, музеями, театрами, парками, скверами, памятниками, спортивными сооружениями. Ежегодно в регионе проводятся сотни фестивалей, конкурсов, выставок. Многие из них стали традиционными. Динамичное и творческое развитие самодеятельного народного творчества подтверждает Республиканский фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!». Около 5 тысяч самодеятельных артистов в возрасте от 4 до 80 лет участвовали в 2011 году в отчетных концертах творческих коллективов муниципальных районов республики и городского округа Саранск.

Территория РМ относится к территориям с развивающейся туристической деятельностью (таблица 2).

Таблица 2

Основные показатели деятельности туристических фирм в Республике Мордовия за 2007-2011 гг.

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011

Число турфирм (на конец года), единиц 10 12 14 18 22

Среднегодовая численность работников, человек 88 113 129 121 151

в расчете на одну турфирму 9 9 9 7 7

Выручка от оказания туристских услуг -всего, тыс. рублей 41525,0 47008,7 42876,9 60152,5 87285,8

в расчете на одну турфирму 4152,5 3917,4 3062,6 3341,8 3967,5

на одного работника 471,9 416,0 332,4 497,1 578,1

На начало 2012 года в Республике Мордовия действовали 22 туристские фирмы (в 2,2 раза больше по сравнению с 2007 годом), 20 из них - с частной формой собственности. Двадцать одна турфирма республики занималась продвижением и продажей туров (турагенты), одна - формированием туров (туроператор). Среднегодовая численность работников турфирм в 2011 году составила 151 человек (включая внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера), что на 30 человек больше, чем в предыдущем году и на 63 человека больше, чем в 2007 году. Из общего числа персонала турфирм, 63,6% составляют женщины, 25,8% - лица до 30 лет. Почти половина (42,4%) персонала турфирм - менеджеры. Сумма комиссионных, агентских и иных вознаграждений турагентов за год составила 70,5 млн. рублей. Выручка от оказания туристских услуг в 2011 году составила 87,3 млн. руб. (что в 2 раза больше уровня 2007 года), в том числе в расчете на одну турфирму - 3967,5 тыс. руб., в расчете на одного работника - 578,1 тыс. руб.

В ходе исследовании проведен корреляционно-регрессионный анализ динамики оборота общественного питания в регионе в зависимости от ряда факторов, предполагаемых к включению в модель. Было отобрано 3 фактора, оказывающих наибольшее влияние на результативный показатель:

Х1 - среднедушевые доходы населения, руб.;

Х2 - число зарегистрированных браков, ед.;

Хз - численность населения в возрасте 14-30 лет, чел.;

В результате статистической обработки данных и проверки коэффициентов регрессии и корреляции на их значимость получена модель, включающая два факторных признака. Уравнение регрессионной зависимости имеет следующий вид:

= -78,87+0,157X1+0,013X2 (1)

Теснота связи между изучаемыми зависимостями была оценена по величине коэффициента множественной корреляции Я=0,961, то есть связь между факторами можно считать весьма высокой. Изменение оборота общественного питания в РМ на 92,1 % вызвано влиянием отобранных и включенных в модель факторов.

Результаты исследования показали, что при увеличении среднедушевых доходов населения на 1 рубль оборот общественного питания в среднем по совокупности увеличится на 0,157 тыс. руб. При увеличении числа зарегистрированных браков на 1 ед. оборот общественного питания в среднем по совокупности увеличится на 0,013 тыс. руб.

Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности использования на практике данной регрессионной зависимости. Проведенный в работе анализ развития индустрии гостеприимства с помощью статистических методов позволил выявить наметившиеся в республике тенденции, определить изменения в структуре индустрии гостеприимства, проанализировать факторы, существенно влияющие на изменение оборота общественного питания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Ю. Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. - Ростов н/Д, 2009. - 98 с.

2. Голуб Л. А. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 321 с.

3. Оффициальный сайт Территориального органа государственной статистики по Республике Мордовия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mrd.gks.ru/

4. Папирян Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. - М.,2006. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.