Научная статья на тему 'Экономико-психологические аспекты малого предпринимательства в России'

Экономико-психологические аспекты малого предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
633
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / КОНФЛИКТНОСТЬ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / SMALL BUSINESS / ECONOMIC AND PSYCHOLOGICAL PROBLEMS IN SMALL BUSINESS / ANXIETY / PRONENESS TO CONFLICT / AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александров Павел Алексеевич

В последние годы в России существенно уменьшилось число граждан, вовлеченных в сферу индивидуального предпринимательства. Проведенное исследование экономико-психологической составляющей малого предпринимательства позволило определить психологический портрет среднестатистического индивидуального предпринимателя с присущими ему личностными чертами, выявить факторы, влияющие на развитие тревожности и конфликтности у представителей малого бизнеса, предложить пути преодоления психологических барьеров и показать необходимость диверсифицировать государственную поддержку малого предпринимательства. Множество бюрократических барьеров порождает негативное отношение предпринимателей к органам власти. Улучшить психологический климат в этой сфере позволит устранение трудностей как при регистрации бизнеса, так и при его ведении. Необходимо широко освещать психологические проблемы в предпринимательстве. Создание комфортных условий позволит увеличить число субъектов малого и среднего предпринимательства в России, а значит, расширить объемы товаров и услуг и сократить число безработных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic-Psychological Aspects of Small Business in Russia

In recent years, Russia has significantly decreased the number of citizens involved in activities of individual entrepreneurs. Study of economic-psychological component small business made it possible to identify the psychological portrait of the average sole proprietorship with its inherent personality traits, identify the factors influencing the development of anxiety and conflict among small businesses, offer ways to overcome psychological barriers and the need to diversify State support in small business. The presence of numerous bureaucratic barriers cause irritation and dislike from entrepreneurs to the authorities. Difficulties when registering a business, it will also improve the psychological climate in the enterprise. It is necessary to highlight psychological issues in the enterprise. Creation of conditions for comfortable business activities will increase the number of subjects of SME in Russia and thus increase the volumes of goods and services, reduce the number of unemployed.

Текст научной работы на тему «Экономико-психологические аспекты малого предпринимательства в России»

Вестник Челябинского государственного университета.

2017. № 2 (398). Экономические науки. Вып. 56. С. 109—115.

уДК 330.16

ББК у290.31

экономико-психологические аспекты малого предпринимательства в России

П. А. Александров

Институт экономики и менеджмента Владимирского государственного университета,

Владимир, Россия

В последние годы в России существенно уменьшилось число граждан, вовлеченных в сферу индивидуального предпринимательства. Проведенное исследование экономико-психологической составляющей малого предпринимательства позволило определить психологический портрет среднестатистического индивидуального предпринимателя с присущими ему личностными чертами, выявить факторы, влияющие на развитие тревожности и конфликтности у представителей малого бизнеса, предложить пути преодоления психологических барьеров и показать необходимость диверсифицировать государственную поддержку малого предпринимательства. Множество бюрократических барьеров порождает негативное отношение предпринимателей к органам власти. Улучшить психологический климат в этой сфере позволит устранение трудностей как при регистрации бизнеса, так и при его ведении. Необходимо широко освещать психологические проблемы в предпринимательстве. Создание комфортных условий позволит увеличить число субъектов малого и среднего предпринимательства в России, а значит, расширить объемы товаров и услуг и сократить число безработных.

Ключевые слова: малое предпринимательство, экономико-психологические проблемы в малом бизнесе, тревожность, конфликтность, органы власти.

Экономика как деятельность человека по созданию, обмену и использованию благ не может функционировать без участия психических процессов человека. Известный английский экономист Дж. Кейнс доказал, что потребление существенно зависит от привычек, традиций, психологических склонностей людей [1]. Но также на воспроизводство блага оказывает значительное влияние психологическая составляющая предпринимательской деятельности. Основоположник экономической науки А. Смит рассматривал деятельность предпринимателей как активность, направленную исключительно на личные интересы, но невольно создающую полезные эффекты для других людей. По утверждению австрийского экономиста Й. Шумпетера, предприниматели двигают развитие хозяйства и являются творцами в экономике, комбинируя имеющиеся в среде вещи и силы [2].

Экономическая психология изучает психические процессы, протекающие в результате осуществления предпринимательской деятельности. С учетом того, что условия руководства малым предприятием и крупной компанией существенно различаются, возникла необходимость отдельного исследования психологии малого предпринимательства. Актуальность этого обусловлена значительным сокращением числа индивидуальных предпринимателей (ИП) в России. Так, с 2008 по

2014 г. численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности в России уменьшилась на треть, или на 2,7 млн чел., что более подробно представлено на рисунке (с. 110).

Государство оказывает разнообразную поддержку малому предпринимательству, выделяя на эти цели значительные финансовые средства. Судя по показателям развития бизнеса в России, такая помощь малоэффективна [4].

Цель исследования заключается в выявлении психологических проблем в деятельности малого бизнеса и определении путей их преодоления. Результаты научной работы можно использовать при построении взаимоотношений государственной власти и предпринимателей, определении путей диверсификации государственной поддержки малого предпринимательства.

Соотношение мужчин и женщин среди экономически активного населения России почти равновесное — соответственно 49 и 51 %. Однако в индивидуальном предпринимательстве мужчин почти в 2 раза больше (64 %), и их доля продолжает расти. Так, с 2010 по 2013 г. соотношение в пользу мужчин увеличилось на 2,8 п. п.

Следующий важный признак — это соотношение городских и сельских жителей. Предпринимателей, проживающих в городе, почти в 2 раза больше, чем в селе, и за последние 4 года доля горожан выросла на 2 п. п. Соотношение горожан

9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000

5350,1

5453,1

5647,1

5429,5

5645,7

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности в 2008—2014 гг. в России (тыс. чел.) [3]

0

и селян среди предпринимателей — соответственно 74 и 2 6 %.

Возраст основной части предпринимателей (76 й) общего числа) — отЧУдо ЧРоет. Обраща с ет на сеОа члимание оюкая бетевпаать в желннии заниматься предпринимательской деятельностью среди молодежи до 25 лет, несмотря на то что безработные этоговое°асчасебтавляют 2Д)5 % общего отела. Ооомежно, отоаати эео овязвно с полечннием мрофесодог^а^о^г^ого обвазоарния молодыми людьми в эти годы жизни.

Две трети общего количества предпринимателе6 имеют обраговчнне еыше общеео среднеао, а кабздеш ^нч^оч^мд — высшев профессиональное. В целом моошт констаоиро ваоь, ттч быз нес ом зе-нимаются люди с достаточно хорошей образовательной базой.

Проеналонировао иебнерабшчоские менныа, межно соотаб ибь рортрет нипичноге предпрос ниматечя:э сн му>еина о^^дыюс лет, гобожанин, имеющий г^р^нфнс^^оч^юс^ве обрюопнние -в].

По данным многочисленных психологических иссчемннений можпб опщедолить индибндуальч но-ноихчлооический облик пронпринин ателеа, с присущими им характерными чертами, такими как работоспособность и трудолюбие, высокая мотивация достижения, самостоятельность и ответственность, смелость и решительность, умение прогнозировать и анализировать, способность к рискованным действиям, независимость и свободолюбие, новаторское и творческое мышление [6].

Особенностью черт характера предпринимателя при сравнительном анализе с представителями

других профессий является то, что при решении жизненно важных ситуаций первые полагаются исоаючитеньно на спои оилы и Уерут ответствнн-ностьна себя. Тачеа ефнсурснсует вывокор пона-заоеаь по нонтрчаю моожичнтrтевIо отрошений. В то же время тревожность и чувствительность у предпринимателей выше среднестатистических чначечнй По впей ведоятачет^е посбедаае года энотпоказатель только уееличинео — неые ое-0пречeлбрн0cер в анране экономиооакор ситуации, которая повышает риски в бизнесе, так как возрастает фактор неполноты или неточности инчнрмарии об услооиян реелизации ироеоаов, в том числе о реальных издержках и результатах. Жбизойег,oсобеоно в малны пpеддемнимaоааь-стве, существует множество внешних и внутренних рисков, способных привести к банкротству [7].

Тревозснорчь гак ре aндпа аа де.нтеия екружа-ющеб срлды связана, ртырмо пщючегч , б рарежи-ваниями предпринимателей по поводу собственности. Помимо полезных свойств, собственность удовлетворяет такие базовые потребности человека, как оувсова защшце ннлсти,сиаы, увнрен-ности, с aмoрйажeдыя и рвноринвта сртдл брубих людей. По определению австрийского экономиста К. Менгера, вещи приобретают свойство быть благом посредством психологической ценности для человека или пользы. Чем больше вклад собственных сил при приобретении собственности, тем выше ее значимость (ценность) для собственника, назовем это психологическим законом ценности собственности. Ценность собственности у предпринимателей высока, так как на ее при-

обретение они затрачивают много сил, энергии, времени. Собственность здесь выступает еще и как определение результативности трудовой деятельности.

Предприниматели и их собственность часто становятся объектом криминальных посягательств. Криминогенная обстановка в России остается достаточно напряженной. Так, в 2014 г. было совершено 77,7 тыс. грабежей, 14,3 тыс. разбоев, 908,9 тыс. краж; фактов похищения человека — 369 [8]. Поводов для беспокойства о собственности вполне достаточно.

В социальных отношениях у предпринимателей преобладает конфликтное поведение [9]. Многочисленные спорные ситуации с клиентами, конкурентами, поставщиками, работниками, представителями контролирующих органов и органов власти формируют у бизнесменов конфликтность как устойчивую личностную черту, приобретаемую в процессе деятельности. И чем выше показатель конфликтности предпринимателя, тем чаще конфликты принимают деструктивную форму и препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений. Возможно, вследствие этого супружеские отношения в их семьях, как правило, складываются непросто.

Особо конфликтные взаимоотношения у предпринимателей — с представителями власти. Одним из существенных факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие инвестиционной деятельности и бизнеса в целом, является излишнее давление на предпринимателей со стороны контрольных и надзорных ведомств. Целая армия контролеров по-прежнему мешает работать добросовестному бизнесу. Так, в 2014 г. следственные органы возбудили почти 200 тыс. уголовных дел по так называемым экономическим составам. До суда дошли 46 тыс. дел, еще 15 тыс. были прекращены в суде, приговоры были вынесены лишь по 15 % уголовных дел. При этом абсолютное большинство — 83 % — предпринимателей, в отношении которых были заведены уголовные дела, полностью или частично прекратили бизнес [10]. Возможно, причина в том, что МВД и Следственный комитет вновь получили право возбуждать уголовные дела за налоговые преступления без участия налоговых органов.

За 2014 г. и Федеральная налоговая служба (ФНС) России увеличила показатели в своей работе. По результатам выездных налоговых проверок с предпринимателей было дополнительно взыскано 291,1 млрд р. налоговых платежей, что на 3,6 % выше аналогичного показателя 2013 г. Эффективность одной выездной налоговой про-

верки выросла с 6,9 млн до 8,2 млн р., или на 19,8 % [11]. Требования, предъявляемые к работе ФНС, такие как уменьшение количества проверок и увеличение дополнительно начисленных налогов вместе со штрафами, приводят к тому, что в основном проверяются предприятия, у которых достаточно высокий доход. Предприниматели вынуждены оформлять деятельность таких компаний через многочисленные малые предприятия (МП), такие как ООО. Автору лично известен случай, когда предприниматель переоформил деятельность своего предприятия в 39 МП. Возможно, это одна из причин двукратного сокращения количества средних предприятий за последние годы в России.

В совокупности указанные риски делают предпринимательскую деятельность не только трудной, но и опасной как для психического и физического здоровья, так и для жизни предпринимателей, а инвестиционный климат — малопривлекательным.

Многочисленные бюрократические барьеры вызывают у предпринимателей раздражение и неприязнь к органам власти. 26 апреля 2016 г. на годовой коллегии Минэкономразвития премьер-министр Д. Медведев заявил, что необходимо ограничить количество квазифискальных платежей и сборов в экономике, сократить число процедур и всякого рода административных требований [12].

Проведенное исследование деятельности индивидуальных предпринимателей выявило ряд факторов, усложняющих жизнь бизнесменов.

Трудности для граждан, решивших заниматься бизнесом, начинаются с заполнения бланка заявления на регистрацию ИП. Форма заявления изобилует массой формальных уточнений, и заполнить ее правильно не представляется возможным для неискушенного гражданина. Хотя на сайте ФНС России имеется ссылка на Приказ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ по требованиям к оформлению заявления, простому человеку это не проясняет ситуацию. В итоге сотрудник ФНС исправляет ошибки в заявлении и отдает его заявителю, чтобы тот заполнил новый бланк. С этой проблемой ежегодно сталкиваются около 600 тыс. граждан России. Это отнимает у людей время, а бюрократическое отношение вызывает возмущение. Можно обратиться в юридическую контору, но услуги по оформлению ИП стоят от 5000 р. Необходимо упростить форму заявления. И в этом плане хорошим примером доступности является «Сбербанк онлайн», услугами которого могут легко пользоваться граждане с любым уровнем навыков работы с компьютером.

За регистрацию заявления гражданин обязан уплатить 800 р. Добросовестный гражданин сообщает о своем желании честно платить налоги и отчисления в социальные фонды, и за это его заставляют оплачивать пошлину. Причем банкоматов в отделениях ФНС нет, и приходится искать близлежащие банковские отделения. Целесообразность этой процедуры вызывает сомнения.

До недавнего времени ИП совершал платежи отдельно в ФНС и за пенсионное и медицинское страхование, что усложняло ведение бизнеса. Кроме того, необходимо постоянно следить за изменениями реквизитов для платежей. Так, в 2016 г. в ПФР были изменены коды бюджетной классификации (КБК) и размеры отчислений. Значительно упростило бы взаимодействие граждан и ФНС создание единого платежа и наличие банкомата в помещении налоговой инспекции.

Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов выступил с инициативой восстановить доверие бизнеса к государственной власти [13]. На наш взгляд, необходимо создавать условия для конструктивного диалога между властью и бизнесом, а для этого следует организовать оперативную и эффективную обратную связь в государственных организациях. Ведь неполная, неточная информация или отсутствие необходимой информации часто является не только причиной, но и деструктивным следствием конфликта.

Выбор вида деятельности связан с возможностью реализовать внутренние и внешние побудительные мотивы. К внешним мотивам относятся: высокая зарплата, комфортные условия труда, доброжелательные отношения в коллективе. Внутренние мотивы: возможность самореализации, воплощения в жизнь своих идей и в результате получить одобрение от значимых для индивида людей. Как промежуточное звено между внутренними и внешними мотивами — фактор престижности профессии. Это три главные составляющие, которые в совокупности позволяют привлекать новые людские ресурсы в ту или иную производственную деятельность. К сожалению, в нашей стране на решение человека заниматься предпринимательской деятельностью не влияет один из важных факторов — престижность предпринимательства.

Популяризация предпринимательства и пропаганда создания своего дела нуждаются в научном подходе с использованием методов социальной рекламы. В современном мире важнейшую роль в формировании общественного сознания играют разнообразные институты массовой информации. Органы государственной власти стараются че-

рез СМИ внести в общество необходимые идеи, сформировать нужное общественное мнение. В процессе такой деятельности формируется социальный стереотип — устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании с помощью многообразных источников информации. Сквозь призму стереотипов воспринимаются реальные предметы, отношения, события, действующие лица. Стереотипы — неотъемлемые компоненты индивидуального и массового сознания [14].

Средства и способы, используемые СМИ при воздействии на сознание граждан, достаточно разнообразны. К ним можно отнести методы преобразования коммуникативно-содержательной стороны информации с использованием лингвистических средств, приемы эмоционального воздействия. Существуют как вербальные, так и невербальные средства воздействия. Последние связаны с предоставлением визуальной информации, как, например, на телевидении или в кинопрокате [15].

Повышение престижа предпринимательства в России — важная задача, которую необходимо решать концептуально, при помощи научно разработанной программы, включающей разнообразные мероприятия, с привлечением специалистов по социальной рекламе и социальных психологов, с использованием наработанных методик из международного опыта, в том числе с освещением в СМИ делового опыта известных спортсменов, певцов, фотомоделей. И эти необходимые мероприятия региональным властям, и тем более муниципальным, без помощи Минэкономразвития РФ не разработать.

Таким образом, статистика развития малого предпринимательства в России выявила значительное сокращение данных субъектов экономики за последние годы. Так, с 2008 по 2014 г. численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности в России уменьшилась на 2,7 млн чел. Среди факторов, влияющих на развитие предпринимательства, особое место занимают психологические аспекты.

Индивидуально-психологическому облику предпринимателей присущи такие характерные черты, как работоспособность и трудолюбие, высокая мотивация достижения, самостоятельность и ответственность, смелость и решительность, умение прогнозировать и анализировать, способность к рискованным действиям, независимость и свободолюбие, новаторское и творческое мышление. Рискованность предпринимательства и значительное психологическое давление при осуществлении этой деятельности формируют

у бизнесменов повышенную тревожность и конфликтность.

Риски не только создают трудности для предпринимательской деятельности, но и делают ее опасной — для психического и физического самочувствия и даже для жизни предпринимателей, кроме того, эта профессия становится малопривлекательной.

Снижение многочисленных проверок и сокращение количества самих контролирующих органов позволит создать в нашей стране более комфортную обстановку для предпринимательской деятельности.

Масса бюрократических барьеров формирует у предпринимателей негативное отношение к органам власти. Необходимо устранить трудности начиная с этапа регистрации бизнеса, что также

позволит улучшить психологический климат в этой сфере.

Важную задачу повышения престижа предпринимательства в России следует решать на научной основе, задействовав для этого специалистов по социальной рекламе и социальных психологов и воспользовавшись международным опытом.

Следует широко освещать психологические проблемы предпринимательства, разрабатывать и пропагандировать среди предпринимателей методы и приемы личной заботы о психическом здоровье.

Создание условий для комфортной деятельности в рассматриваемой сфере позволит увеличить число субъектов малого и среднего предпринимательства в России, а значит, повысить объемы товаров и услуг и сократить число безработных.

список литературы

1. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс ; пер. с англ. Н. Н. Любимова под ред. Л. П. Куракова. — М. : Гелиос АРВ, 2008. — 350 с.

2. Шумпетер, Й. Теория экономического развития : пер. с нем. / Й. Шумпетер. — М. : Прогресс, 1982. — 455 с.

3. Росстат. Институциональные преобразования в экономике. [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.gks.ru/.

4. Рассадин, Б. И. Современное состояние развития малого и среднего бизнеса в России / Б. И. Рассадин, П. А. Александров // Современные тенденции в управлении региональными социально-экономическими системами : материалы междунар. науч.-практ. конф., 28 нояб. 2014 г. — Владимир, 2014. — С. 195—201.

5. Александров, П. А. Популяризация предпринимательства — важный фактор, способствующий развитию малого предпринимательства в России [Электронный ресурс] / П. А. Александров // Вестн. Владимир. гос. ун-та им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Сер.: Экон. науки. — 2016. — № 1 (7). — С. 113— 119. — URL: http://vestnik-es.vlsu.ru/fileadmin/_temp_/No7.pdf.

6. Троицкая, И. В. Психология предпринимательской деятельности и основы экономической психологии : курс лекций / И. В. Троицкая. — СПб., 2010. — 175 с.

7. Александров, П. А. Развитие инвестиционной деятельности малого предпринимательства в России / П. А. Александров // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер.: Экономика и упр. — 2016. — № 1. — С. 166—173.

8. Росстат. Правонарушения [Электронный ресурс]. — URL: ct/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popu-lation /infraction/#.

9. Шихирев, П. Н. Социально-психологические аспекты межгруппового конфликта предпринимателей и чиновников / П. Н. Шихирев, Т. А. Нести // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. — М. : Ин-т психологии РАН, 1999. — С. 127—146.

10. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. — URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/47173.

11. Доклад об осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2014 году [Электронный ресурс]. — URL: nalog.ru.

12. Медведев: видны положительные тенденции в экономике [Электронный ресурс]. — URL: http:// www. ve stifinance. ru/article s/70246.

13. Титов: гром грянул, нужны срочные реформы. [Электронный ресурс]. — URL: http://www. ve stifinance.ru/article s/67214.

14. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием [Электронный ресурс] / С. Г. Кара-Мурза. — URL: http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul_content.htm.

15. Гаврилов, А. А. Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества / А. А. Гаврилов // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 152—155.

сведения об авторе

Александров Павел Алексеевич — аспирант Института экономики и менеджмента Владимирского государственного университета, Владимир, Россия. Aleksandrov.Pawel@yandex.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2017. No. 2 (398). Economic Sciences. Iss. 56. Рp. 109—115.

ECONOMIC-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF SMALL BuSINESS IN RuSSIA

PA. Alexandrov

Economics and Management Institute of Vladimir State University, Vladimir, Russia. Aleksandrov.Pawel@yandex.ru

In recent years, Russia has significantly decreased the number of citizens involved in activities of individual entrepreneurs. Study of economic-psychological component small business made it possible to identify the psychological portrait of the average sole proprietorship with its inherent personality traits, identify the factors influencing the development of anxiety and conflict among small businesses, offer ways to overcome psychological barriers and the need to diversify State support in small business. The presence of numerous bureaucratic barriers cause irritation and dislike from entrepreneurs to the authorities. Difficulties when registering a business, it will also improve the psychological climate in the enterprise. It is necessary to highlight psychological issues in the enterprise. Creation of conditions for comfortable business activities will increase the number of subjects of SME in Russia and thus increase the volumes of goods and services, reduce the number of unemployed.

Keywords: small business, economic and psychological problems in small business, anxiety, proneness to conflict, authorities.

References

1. Keynes J.M. Obshchaya teoriya zanyatosti, protsenta i deneg [The General Theory of Employment, Interest and Money]. Moscow, Helios ARV Publ., 2008. 350 p. (In Russ.).

2. Shumpeter Y. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [Theory of economic development]. Moscow, Progress Publ., 1982. 455 p. (In Russ.).

3. Rosstat. Institutsional'nyepreobrazovaniya v ekonomike [Rosstat. Institutional changes in the economy]. Available at: http://www.gks.ru/. (In Russ.).

4. Rassadin B.I., Aleksandrov P.A. Sovremennoye sostoyaniye razvitiya malogo i srednego biznesa v Rossii [The current state of development of small and medium-sized businesses in Russia]. Sovremennye tendentsii v upravlenii regional'nymi sotsial'no-ekonomicheskimi sistemami [Modern trends in the management of regional social and economic systems]. Vladimir, 2014. Pp. 195—201. (In Russ.).

5. Aleksandrov P.A. Populyarizatsiya predprinimatel'stva — vazhnyy faktor, sposobstvuyushchiy razvitiyu malogo predprinimatel'stva v Rossii [Promoting entrepreneurship is an important factor contributing to the development of small entrepreneurship in Russia]. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.G. i N.G. Stoletovykh. Seriya: Ekonomicheskiye nauki [Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Economic science], 2016, no. 1 (7), pp. 113—119. Available at: http:// vestnik-es.vlsu.ru/fileadmin/_temp_/No7.pdf. (In Russ.).

6. Troitskaya I.V. Psikhologiyapredprinimatel 'skoy deyatel'nosti i osnovy ekonomicheskoy psikhologii [The psychology of entrepreneurship and economic psychology basics]. St. Petersburg, 2010. 175 p. (In Russ.).

7. Aleksandrov P.A. Razvitiye investitsionnoy deyatel'nosti malogo predprinimatel'stva v Rossii [Development of investment activities of small business in Russia]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Ekonomika i upravleniye [Bulletin of Tver State University. Economics and management series], 2016, no. 1, pp. 166—173. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Rosstat. Pravonarusheniya [Rosstat. Offences]. Available at: ct/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popula-tion /infraction/#. (In Russ.).

9. Shikhirev P.N., Nesti T.A. Social'no-psikhologicheskiye aspekty mezhgruppovogo konflikta predprini-mateley i chinovnikov [Socio-psychological aspects of inter-group conflict of entrepreneurs and officials]. Sotsial'no-psikhologicheskiye issledovaniya rukovodstva ipredprinimatel'stva [Socio-psychological research leadership and entrepreneurship]. Moscow, 1999. Pp. 127—146. (In Russ.).

10. Poslaniye Prezidenta Federal 'nomu Sobraniyu [Presidential Address to the Federal Assembly]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47173. (In Russ.).

11. Doklad ob osushchestvlenii Federal'noy nalogovoy sluzhboy gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) v sootvetstvuyushchikh sferakh deyatel'nosti i ob effektivnosti takogo kontrolya (nadzora) v 2014 godu [A report on the implementation of the federal tax service of State control (supervision) in their respective spheres of activity and about the effectiveness of this control (supervision) in 2014]. Available at: nalog.ru. (In Russ.).

12. Medvedev: vidny polozhitel'nye tendentsii v ekonomike [Medvedev: Visible positive trends in the economy]. Available at: http://www.vestifinance.ru/articles/70246. (In Russ.).

13. Titov: grom gryanul, nuzhny srochnye reformy [Titov: Thunder struck, urgent reform]. Available at: http://www.vestifinance.ru/articles/67214. (In Russ.).

14. Kara-Murza S.G. Manipulyatsiya soznaniyem [Manipulation of consciousness]. Available at: http:// www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul_content.htm. (In Russ.).

15. Gavrilov A.A. Sredstva vozdeystviya SMI na obshchestvennoye soznaniye v usloviyakh informatsi-onnogo obshchestva [Means of mass media influence on public consciousness in the information society]. Molodoy uchyonyy [Young scientist], 2012, no. 8, pp. 152—155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.