Научная статья на тему 'Экономико-правовые и экологические аспекты водопользования бассейнов трансграничных водных объектов'

Экономико-правовые и экологические аспекты водопользования бассейнов трансграничных водных объектов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
430
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ЭКОНОМИКА / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ РЕКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Прохорова Надежда Борисовна

В статье представлен анализ подходов к управлению использованием трансграничных водных объектов и направления разработки нормативно-методического обеспечения трансграничного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Прохорова Надежда Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-правовые и экологические аспекты водопользования бассейнов трансграничных водных объектов»

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

эКОНОмИКО-ПРАВОВыЕ

и экологические аспекты в одопользования

БАССЕЙНОВ

трансграничных водных объектов

НАДЕЖДА БОРИСОВНА ПРОХОРОВА

Заслуженный эколог Российской Федерации, доктор экономических наук, директор ФГуП «Российский НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов»

В статье представлен анализ подходов к управлению использованием трансграничных водных объектов и направления разработки нормативно-методического обеспечения трансграничного сотрудничества.

The article presents the analyses of approaches to the usage management of transbordes water objects and elaboration of normative methodical provisions of transbordes cooperation.

Ключевые слова: экологическое право, экономика, трансграничные реки, экономический механизм, управление водными объектами

Key words: ecological law, economy, transbordes rivers, ecological mechanism, water objects management

Сегодня проблемы использования и охраны трансграничных водных объектов так или иначе затрагивают интересы практически всех государств и во многом сходны. К трансграничным относятся любые поверхностные или подземные воды, которые обозначают, пересекают границы между двумя и более государствами или расположены в таких границах. В случаях, когда трансграничные воды впадают непосредственно в море, их пределы ограничиваются прямой, пересекающей их устье между точками, расположенными на линии малой воды в устье1.

Трансграничные воды рек принадлежат приграничным государствам и выступают частью этих территорий. Важнейшая составляющая трансграничных вод - пригодные для использования в народном хозяйстве воды рек, озер, каналов, водохранилищ, морей и океанов,

подземные воды, почвенная влага, вода (льды) ледников и снежного покрова.

Главным элементом трансграничных водных объектов считаются воды рек, которые пересекают территории двух или более государств или проходят через их границы. Сейчас к международным относятся около 250 крупнейших рек мира с их притоками. Это, например, Дунай в Европе (протекает по территории 10 государств), Нигер в Африке (9 государств), Меконг в Юго-Восточной Азии (б государств) и т. д. Многие реки впадают в открытые или территориальные моря, что прямо сказывается на режиме судоходства. От эффективного использования этих водных объектов зависит двустороннее и многостороннее сотрудничество государств в регионе. Однако зачастую вопросы использования ресурсов трансграничных рек остаются неурегулированными. Изменение

ск

о о

ск

со

о <

со

< cl

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

политическом и экономическом ситуации, влияние климатических условий требуют решения ряда задач в сфере использования и охраны вод России и сопредельных государств.

Россия располагает богатейшими водными ресурсами. Российская Федерация граничит с 14 государствами Европы и Азии. Общая протяженность российских границ составляет 60933 км, из них

правом», содержатся в резолюциях конференций, декларациях и совместных заявлениях глав государств, решениях органов международных организаций. Разновидностью таких норм являются нормы ожидающих вступления в силу договоров. Такие договоры, хотя и не-ратифицированные, направляют развитие политики и законодательства государств, обеспечивают предварительное,

ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ ПЕРЕСЕКАЮТ СВЫШЕ 800 РАЗЛИЧНЫХ

ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ. 70 БОЛЬШИХ И СРЕДНИХ РЕК ОТНОСЯТСЯ К ТРАНСГРАНИЧНЫМ, БОЛЬШИНСТВО ИЗ НИХ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫ КАК ДЛЯ РОССИИ, ТАК И ДЛЯ ГРАНИЧАЩИХ С НЕЙ ГОСУДАРСТВ

более половины проходят по водным пространствам (7141 км - по рекам, 475 км -по озерам и 38 807 км - по морям). В Россию притекает около 200 куб. км воды в год, а вытекает в 3 раза меньше. Значительное положительное сальдо (превышение притока водных ресурсов над их оттоком) - значимая особенность нашей страны. Государственную границу пересекают свыше 800 различных водных объектов. 70 больших и средних рек относятся к трансграничным, большинство из них жизненно важны как для России, так и для граничащих с ней государств.

Как рационально распорядиться этими ресурсами? В практике международных экономических отношений сформировался подход к управлению и использованию трансграничных водных объектов.

СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ ТРАНСГРАНИЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Систему международного водного права формируют правовые доктрины и нормы - определения, принципы, предписания, запреты, процедуры, условия, подлежащие обязательному соблюдению при осуществлении тех или иных видов деятельности и содержащиеся в двусторонних и многосторонних международных соглашениях. Помимо обязательных для соблюдения и исполнения правил поведения или норм твердого права, международное водное право рассматривается с учетом рекомендательных норм, которые оказывают регулирующее воздействие на государства2.

В отличие от строго обязательных правовых норм они именуются «мягким

доправовое регулирование международных отношений. В основном они касаются экологических проблем трансграничных водных объектов, в меньшей степени регламентируют управление водными ресурсами. В них практически отсутствует механизм разрешения международных споров.

Быстрое изменение экономико-правовых отношений в сопредельных государствах влечет устаревание международных правовых актов. Превращение почти бесплатного социального ресурса в экономический ресурс потребовало признания права собственника этого ресурса. К такой перестройке мышления многие оказались не готовы. Развитие хозяйственной деятельности в трансграничных бассейнах привело к возникновению новых потенциально опасных ее видов, которые не запрещены международным правом и приносят значительные социально-экономические выгоды для стран, их осуществляющих. В результате экономической и экологической взаимозависимости подобная деятельность, происходящая на территории одного государства, зачастую оказывает вредное воздействие на окружающую среду и граждан других стран. Частота возникновения трансграничного ущерба и осознание степени наносимого вреда влекут необходимость международно-правового регулирования таких ситуаций.

Государство является владельцем речного стока, сформировавшегося на его территории. Нормы международного права подтверждают правомочность распоряжаться этими водами, но рационально, т. е. без ущерба для экологии и хозяйственной деятельности на водных

ск

о о

ck

со

о <

со

< cl

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

пространствах и территориях, находящихся ниже по течению. Однако специально не оговаривается, должна ли эта страна отвечать за соблюдение санитарных норм и соответственно качество воды, поступающей на территорию государства, расположенного ниже по течению. Нельзя сказать и о наличии международно признанных (как правовых, так и экономических) критериев справедливого распределения трансграничных вод. Поэтому,

Отсутствие договоренностей водо-деления между странами и секторами (ирригации и энергетического комплекса), а также несоблюдение заключенных договоров приводит к снижению водообеспеченности отраслей экономики нижележащих районов, сокращению орошаемых площадей и продукции сельского хозяйства, ухудшению экологической обстановки в низовьях рек. Чрезмерное безвозвратное водопотребление

ОТСУТСТВИЕ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ ВОДОДЕЛЕНИЯ МЕЖДУ СТРАНАМИ

И СЕКТОРАМИ (ИРРИГАЦИИ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА), А ТАКЖЕ НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ДОГОВОРОВ ПРИВОДИТ К СНИЖЕНИЮ ВОДООБЕСПЕЧЕННОСТИ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ НИЖЕЛЕЖАЩИХ РАЙОНОВ, СОКРАЩЕНИЮ ОРОШАЕМЫХ ПЛОЩАДЕЙ И ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

исходя из соображений национальной безопасности, страны чаще всего просто договариваются между собой, привлекая к этому процессу специалистов по водному хозяйству, гидротехников, гидрологов, экологов, экономистов, специалистов по управлению природопользованием в трансграничном контексте, дипломатов, пограничные службы и пр.

Имеются примеры, когда стороны заключают договор по принципу «кто загрязняет, тот и платит». Но отсутствие четкого механизма разрешения коллизий, порядка взимания платы за загрязнение вод одним или несколькими государствами, расположенными ниже по течению, затрудняет его реализацию.

Системный анализ проблем сохранения экосистем трансграничных объектов выявил множество причин их возникновения и разнообразия: место расположения в бассейне (верховья, низовья), структура водопользования, общее состояние экосистемы бассейна, общегосударственная политика в области сохранения водных экосистем, уровень аналитической и научно-исследовательской базы, наличие современной системы мониторинга качества вод и состояния экосистем и в итоге понимание руководителями всех уровней значения водных экосистем для сохранения экологической устойчивости и обеспечения благополучия населения.

Примером сложнейших неурегулированных межгосударственных отношений в области использования и охраны трансграничных вод является сегодня регион Центральной Азии3.

на орошение в средних частях бассейна обусловливает недостаток водных ресурсов, поступающих в водные экосистемы низовий. Общесубрегиональной проблемой выступает неспособность существующей системы управления водохозяйственными системами обеспечить экологический сток для обводнения нерестилищ и поддержания дельтовых экосистем.

Величина экологического стока, санитарных и санитарно-экологических попусков во многих странах не определяется и зависит от водности года. На практике подача воды на поддержание экосистем зачастую формируется по остаточному принципу, особенно в маловодные периоды. В то же время игнорирование экосистемных ограничений в управлении водными ресурсами способствовало возникновению кризисной ситуации во всех трансграничных бассейнах.

НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Выполнение различных работ и реализация проектов, направленных на охрану трансграничных водных объектов, возможны в том случае, если в их основе лежат одинаковые подходы к нормированию как качества компонентов окружающей среды (в том числе вод), так и антропогенных воздействий.

Создание единого экологического измерения, т. е. единых стандартов в обла-

ск

о о

ск

со

о <

со

< сь

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

сти природопользования и охраны окружающей среды - продолжение развития международной стандартизации, начало которой было положено в 1946 г., когда на заседании Комитета ООН была создана международная организация по стандартизации (ISO).

Вся история создания Европейского Союза связана с разработкой единой экологической политики для объединившихся государств, а также будущих членов ЕС. С 1958 г., который считается годом создания Единого экономического пространства в Европе, было принято шесть программ действий в отношении окружающей среды, которые воплотились в этапах постепенного сближения экологического законодательства и экологических нормативов в Евросоюзе. В настоящее время в ЕС действует последняя программа, направленная на синхронизацию национальных экологических стратегий государств-членов Европейского Союза и ряда государств Европы, не входящих в союз.

Сегодня помимо создания общего правового поля в сфере использования и охраны водных ресурсов трансграничных рек необходима гармонизация нормативной и методической базы. Внедрение стандартов ЕС и ИСО в практику природопользования стран СНГ достигло определенного уровня, и данный процесс продолжается.

В конце 2003 - начале 2004 г. была утверждена концепция отношений расширенного ЕС с «непосредственными соседями», не являющимися членами и кандидатами в члены Евросоюза. Россия оказалась для Евросоюза на одном уровне с Тунисом. ЕС требует от РФ гармонизации законодательства, изменения внутренних стандартов социально-экономической жизни, создания односторонних благоприятных условий для европейского бизнеса и не представляет взамен никаких экономических и политических дивидендов. Однако настоящий уровень развития Российской Федерации не позволяет ей диктовать условия в какой-либо из областей стандартизации (включая природопользование и природоохранные технологии), поскольку это возможно только при полном лидерстве в данных отраслях экономики.

Констатируя уже начавшийся процесс гармонизации законодательства и стандартов стран СНГ с подходами

ЕС и стандартами ИСО, нужно иметь в виду, что гармонизация подразумевает сближение законодательства, а не установление полного сходства с аналогом. Страны СНГ не обязаны полностью дублировать нормативную базу государств ЕС, а должны выбирать только те ее положения, которые необходимы для развития международных экономических отношений, а также соответствуют условиям и уровню развития отраслей промышленности и сельского хозяйства страны.

Реализация данного подхода возможна путем формирования единого международного классификатора нормативных и методических документов в первую очередь для стран СНГ. Он должен опираться на международные стандарты и методы ЕС по управлению качеством окружающей среды, которые уже внедряются во многих странах. Это создаст основу для решения проблем трансграничных водных объектов.

Международный классификатор нормативных и методических документов предлагается строить на блочной основе, отражающей различные стороны сферы управления природопользованием (включая охрану окружающей среды, в частности трансграничных вод). В его состав необходимо включить нормативы качества компонентов окружающей среды, методические документы, необходимые для организации системы мониторинга, список аккредитованных на международном уровне методик химического анализа проб и обработки их результатов, методики по оценке экологического состояния территорий водосборов трансграничных рек и др.

Один из основных разделов международного классификатора должен содержать документы, в которых отражены стандарты качества компонентов окружающей природной среды. Значимость его вытекает из необходимости решения следующих задач:

сопоставимость данных, получаемых в процессе экологического мониторинга в бассейнах трансграничных водных объектов;

оценка экологического состояния территорий, вовлеченных в хозяйственную деятельность и влияющих на формирование качества трансграничных вод;

оценка трансграничного воздействия при переносе загрязняющих веществ

ск

о о

ск

со

о <

со

< cl

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

с атмосферным воздухом, поверхностными и грунтовыми водами;

оценка ущерба при трансграничных авариях и чрезвычайных ситуациях.

Показатели качества компонентов окружающей природной среды в настоящее время можно разделить на две большие группы. Первую образуют те, что характеризуют состояние компонентов окружающей природной среды по отношению к определенным видам воздействий: химическое, различного вида физическое воздействие (тепловое, электромагнитное и др.), биологическое (загрязнение). Вторую группу составляют показатели, определяющие состояние природных экосистем в целом: биологическая масса, биологическая продуктивность экосистем и видовое разнообразие. Кроме того, для оценки качества окружающей среды используют ряд биологических индикаторов. Это могут быть индикаторные животные и растения, почвенные микроорганизмы.

Поверхностные воды

Подходы к оценке состояния качества вод водного объекта определяются как его типом (река, озеро, море, водохранилище и т. д.), так и видом водопользования. Удовлетворительное экологическое состояние различных типов водных объектов будет характеризоваться различными гидроморфологическими, физико-химическими и биологическими показателями. Также отличаются требования к качеству вод в зависимости от вида водопользования. Следовательно, для формирования единых подходов к оценке состояния водных объектов в первую очередь необходимы единые классификации водных объектов и видов водопользований. В настоящее время в ЕС и странах СНГ эти типологии не совпадают.

В соответствии с ГОСТ 17.1.1.03-86 в зависимости от цели выделяют 14 видов водопользований. Однако жесткие требования к качественным характеристикам вод установлены только для трех видов водопользования: хозяйственно-питьевого, культурно-бытового и рыбохо-зяйственного.

Отличаются от установленных в настоящее время в ЕС принятые в России и странах СНГ классификации качества (состояния) вод водных объектов.

В отличие от принятых в России и странах СНГ шести-семи классов качества поверхностных вод, в ЕС (в соответствии с Рамочной Директивой по воде) выделяют четыре экологических статуса водного объекта: высокое качество, хорошее качество, среднее, низкое или плохое качество. При установлении класса качества водного объекта используются комплекс физико-химических, биологических и морфологических показателей его состояния, т. е. в данном случае шкалы качества вод по комплексу однородных показателей (физико-химических, биологических, по сапробности) сведены в одну интегральную шкалу, учитывающую все группы показателей.

Кроме того, не совпадают и значения ПДК (предельно допустимой концентрации) по ряду веществ. Таким образом, при создании единых стандартов качества поверхностных вод должны быть согласованы:

классификация водных объектов; классификация водопользований; стандарты качества вод по различным показателям (физико-химическим, биологическим, морфометрическим) с учетом видов водопользования;

классы качества вод и комплекс показателей, согласно которым они могут быть установлены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Атмосферный воздух

Разница в стандартизации качества атмосферного воздуха в странах ЕС и СНГ заключается в первую очередь в количестве нормируемых веществ. В Российской Федерации эта величина составляет более 3000, в ЕС она не превышает 100. Гораздо меньшее количество контролируемых веществ и в других развитых странах. Так, в США национальный стандарт качества атмосферного воздуха включает шесть показателей, в Японии - пять. При этом во всех индустриально развитых странах нормативные стандарты качества среды установлены для разных временных интервалов и приспособлены к системам контроля качества, действующим в каждом государстве. Однако это не означает, что в России необходимо резко снизить количество нормируемых и контролируемых веществ. Особенности экономического развития ННГ (новых независимых государств) на данном этапе, основанные

ск

о о

ск

со

о <

со

< сь

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

на добыче различного сырья и его первичной переработке (нефтехимическая промышленность, производство минеральных удобрений, выплавка черных и цветных металлов), способствуют тому, что загрязняющие вещества, поступающие в атмосферу, имеют более широкий спектр, чем в странах, где совершенствование экономики базируется на развитии электроники и машиностроения. Кроме того, в РФ применяется оборудование с более низким уровнем очистки, хотя крупные предприятия модернизируются при помощи зарубежных технологий производства и систем очистки сточных вод и отходящих газов.

Также отличаются и значения ПДК некоторых веществ в атмосферном воздухе.

Почвы

Стандарты качества почв в наибольшей степени могут отличаться в различных государствах, регионах, поскольку фоновое содержание в почвах тех или иных веществ зависит главным образом от истории формирования почв (почво-образующих пород), а также от природно-климатических условий, влияющих на содержание гумуса. Общей тенденцией является увеличение фонового содержания тяжелых металлов с повышением гумусности почв. Причем нормирование содержания металлов должно быть проведено с учетом значений рН, которое определяет подвижность металлов в почве и возможность их транслокации в растения. Разработанные в Российской Федерации подходы к нормированию содержания металлов в почвах с учетом четырех показателей вредности (транслокационный, миграционный водный и миграционный воздушный, общесанитарный) отвечают современным научным достижениям в области почвоведения и токсикологии и не требуют пересмотра.

Экосистемы в целом

Последние исследования показали, что наиболее объективно о состоянии окружающей природной среды можно судить не по качественным показателям отдельного компонента окружающей природной среды (система ПДК и др.), а по состоянию экосистем в целом. Как отмечалось, в данном случае основные показатели - биологическое разнообразие и продуктивность экосистем.

Однако до настоящего времени международным сообществом не согласованы показатели, по которым можно было бы определять потерю видового разнообразия экосистем различных типов (акваль-ных и наземных экосистем, характерных для различных природных зон). При этом необходимо выделить модельную экосистему для достаточно значительных по площади территорий различных природных зон и установить показатели видового разнообразия, естественную динамику продуктивности, связанную с изменениями погоды.

Новыми в системе мониторинга выступают показатели последствий для здоровья на тканевом уровне, биомаркеры для учета более широкого спектра последствий, ранние (приблизительные) показатели для оценки будущей экологической обстановки.

При организации природоохранного сотрудничества помимо согласования стандартов качества компонентов окружающей среды должны быть согласованы инструктивно-методические документы, регламентирующие:

проведение экологического мониторинга;

оценку экологического состояния территорий;

оценку ущерба, нанесенного компонентам окружающей природной среды в случае аварий и чрезвычайных ситуаций, трансграничного переноса загрязняющих веществ, последствия которых ощутимы для приграничной территории сопредельного государства.

Организация системы экологического мониторинга предусматривает согласование следующих групп документов:

инструкций по выбору точек мониторинга компонентов окружающей природной среды (створ на водном объекте, репрезентативные участки и пробные площадки при мониторинге почв, точки контроля атмосферного воздуха, маршруты съемки загрязненности снежного покрова и почв);

инструктивно-методических документов, регулирующих порядок отбора проб и образцов (сроки, повторность, хранение, транспортировка);

инструктивно-методических документов, регламентирующих методики, приборы, применяемые при химическом анализе.

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

Для оценки экологического состояния приграничных территорий следует привести в соответствие следующие документы:

документ, стандартизирующий показатели, по которым оценивается экологическое состояние территорий;

инструкции по определению данных показателей (порядок отбора проб и образцов, методы хранения проб и методы химического анализа);

документы, устанавливающие методы обработки собранного материала для получения интегральных показателей.

Оценка ущерба от трансграничного воздействия требует согласования инструктивно-методических документов, регулирующих оценку ущерба: при гидротехнических авариях; химическом загрязнении компонентов окружающей природной среды (базируется на единых стандартах качества);

биологическом загрязнении компонентов окружающей среды.

Практика показывает, что унифицированные инструктивные и методические руководства по оценке ущерба от трансграничного воздействия - важный инструмент межгосударственного механизма разрешения трансграничных экологических проблем. В отсутствие единых методик расчета ущерба страны СНГ руководствуются национальным законодательством, нормативной базой, согласовывая методологию, показатели, практику с сопредельным государством.

После причинения значительного трансграничного ущерба в соответствии с общими принципами международного экологического права государство-загрязнитель должно принять меры по смягчению последствий такого инцидента. Соседняя страна должна получить незамедлительное уведомление об инциденте с информацией о природе загрязнителей, рекомендациями по борьбе с ними. Кроме этого должна быть предложена материальная помощь для уменьшения вредных последствий на территории пострадавшего государства.

Деятельность, причиняющую трансграничный ущерб, предлагается регулировать международными минимальными стандартами - количественными и качественными экостандартами, определяющими требования к государствам (например, использование товаров

и технологий, не наносящих вреда окружающей среде).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

В странах международных бассейнов рек отсутствует аргументированная оценка фактической ценности водных экосистем. Вследствие этого нет достаточной информации и эколого-экономического обоснования необходимости осуществления экологического стока для обеспечения оптимального функционирования естественных и искусственных экосистем. Правда, в последние годы природные комплексы большинства государств удовлетворили потребности водопользователей. Хотя это можно объяснить как результат временного спада экономики, особенно сельского хозяйства, и многоводности последних лет.

В рыночных условиях, где основную роль играют экономические механизмы, эффективность использования воды и показатели водосбережения зависят от экономической оценки стоимости экоси-стемных услуг, платы за водные ресурсы и водопользование. Предстоит установить хозяйственный (экономический) и экологический статус водных экосистем, включая экосистемы искусственных водоемов и водотоков. Экономический механизм взаимодействия при управлении трансграничными водными объектами не имеет четко сформулированного законодательного закрепления, его элементы содержатся в национальных и международных документах.

Экономический механизм включает: международные инструменты взаимодействия граничащих государств по вопросам использования и охраны трансграничных водных объектов, закрепленные в международных соглашениях и конвенциях;

национальные инструменты, которые направлены на реализацию государственной водохозяйственной политики и национального законодательства, а также на обеспечение соглашений и договоренностей государства, достигнутых на международном уровне.

Вопросы управления трансграничными водами закреплены в соглашениях приграничных государств о совместной деятельности и сотрудничестве в сфе-

ск

о о

ск

со

о <

со

< сь

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

ре использования и охраны таких объектов. На сегодня Российской Федерацией заключены соглашения по всем ключевым трансграничным водным объектам. Однако в них нет единообразного толкования принципов экономического взаимодействия. Некоторыми договорами предусмотрено возмещение убытков одной из сторон при осуществлении каких-либо мероприятий на трансграничных водных объектах, ряд соглашений не затрагивает экономических аспектов трансграничного взаимодействия. Исключение составляет соглашение между правительствами РФ и Республики Беларусь, которое содержит отдельную статью, касающуюся ответственности и возмещения ущерба.

В остальном принципы возмещения ущерба, нанесенного трансграничным воздействием, рамочно оговаривают, ссылаясь на международное законодательство. На практике санкции применяются по фактам аварийного загрязнения водной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций и катастроф техногенного характера. В случаях систематического негативного воздействия на трансграничные водные объекты в пределах, значительно превышающих допустимые, вопрос возмещения вреда остается практически нерешенным (сейчас именно эти вопросы наиболее актуальны для Российской Федерации в бассейне р. Амур).

Необходимо отметить, что для государств-членов ЕврАзЭС, а также европейской части России вопросы экономического взаимодействия при совместном использовании трансграничных водных объектов в большинстве решены. Для ЕврАзЭС актуально экономическое взаимодействие в вопросах водно-энергетического регулирования. В этом контексте созданы межгосударственные институты для регионального сотрудничества, которые достаточно успешно функционируют.

В качестве экономических инструментов Конвенцией ООН предусмотрены:

ликвидация или уменьшение ущерба, а также возможная компенсация (ст. 7);

совместное участие (на справедливой основе) в строительстве и содержании гидротехнических объектов (ст. 25);

совместное предотвращение и смягчение вредоносных явлений (ст. 27);

осуществление мер по предотвращению, смягчению и ликвидации вредных последствий чрезвычайной ситуации государством, на территории которого возникла ЧС (ст. 28).

В качестве основных методов регулирования экономических отношений при совместном использовании водных ресурсов могут рассматриваться (с учетом опыта взаимодействия по другим трансграничным водным объектам и видам воздействия):

совместное финансирование проектов по охране и рациональному использованию трансграничных водных объектов (с формированием совместной собственности на инвестируемые объекты);

создание и реализация механизма балансов трансграничных воздействий на природные объекты между государствами (взаимная экономическая оценка ущербов от всех видов негативного воздействия на различные природные объекты, а также рассмотрение и учет прочих видов трансграничного воздействия);

экологическое районирование территорий трансграничных бассейнов и установление некоторых целевых показателей состояния водных объектов, а также регламентов по их достижению;

повышение ответственности конкретных природопользователей, генерирующих глобальное трансграничное воздействие на водные объекты, на межгосударственном уровне.

Развитие экономических механизмов управления водопользованием, действующих на территории Российской Федерации, заключается в совершенствовании процесса финансирования водохозяйственных и водоохранных мероприятий в рамках улучшения системы нормирования водопользования на основе целевых показателей состояния водных объектов.

На уровне субъектов РФ водохозяйственная деятельность строится на поэтапном достижении целевых показателей состояния водных объектов. С учетом состояния водного объекта, анализа производственных и водоохранных технологий водопользователей, оценки экономической и социальной приемлемости определяется экономически обоснованная технологическая схема, позволяющая улучшить те или иные показатели состояния водного объекта. Предлагаемый подход обеспечивает, с одной стороны,

ск

о о

ск

со

о <

со

< сь

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

постановку только достижимых в реальных условиях задач, а с другой - реализацию прозрачного механизма привлечения финансирования из внешних источников. При определении целевых показателей и программ их достижения исходят из реальных технико-экономических воз-

т. е. экономической ценностью, охватываются частноправовым понятием «международное водопользование». Таким образом, международное водное право развивается как совокупность публичных и частных правовых норм, регулирующих использование и охрану водных объектов

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОДНОЕ ПРАВО РАЗВИВАЕТСЯ КАК СОВОКУПНОСТь ПУБЛИЧНЫХ И ЧАСТНЫХ ПРАВОВЫХ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНУ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И ИХ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ ДВУХ И БОЛЕЕ ГОСУДАРСТВ

можностей водопользователей, бюджетов муниципальных образований, достигнутых соглашений по инвестиционным проектам, а также планов социально-экономического развития территорий.

В заключение можно отметить, что в современный период пересматриваются, уточняются прежние нормы, трансформируются в договорные, формулируются новые правовые положения. Формируется новая самостоятельная отрасль, единственная в своем роде. Отношения, связанные с эксплуатацией трансграничных водных ресурсов (забором и сбросом воды) при помощи различного рода гидротехнических сооружений, в результате которых эти ресурсы из объекта природы становятся объектом хозяйствования,

и их водных ресурсов, находящихся на территории двух и более государств.

1 Конвенция ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. Хельсинки, 1992. С. 3.

2 Калиниченко Т. Г. Формирование и развитие международного водного права // Экологическое право. 2005. № 6.

3 Есекин Б. К. Водные экосистемы в Центральной Азии как фактор решения экологических, социально-экономических и водохозяйственных проблем: доклад на 4-м Всемирном водном форуме (Мексика, 16—22 марта 2006 г.).

Уральская государственная юридическая академия

Уральская государственная юридическая академия - один из крупнейших центров подготовки юридических кадров в стране - основана в 1931 г. За годы существования в УрГЮА подготовлены около 80 000 высококвалифицированных юристов.

С 2002 г. Академия стабильно занимает первые строчки в рейтингах Министерства образования и науки РФ, а также независимых рейтинговых агентств. По данным общего рейтинга юридических вузов России за 2009 г., УрГЮА делит 3-е место с Московским государственным институтом международных отношений МИД России, следуя за МГУ им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом.

23 выпускника УрГЮА входят в состав российской управленческой элиты. Академия лидирует и по числу выпускников-работников Генеральной прокуратуры РФ. Свидетельством высокого уровня подготовки является тот факт, что около 17 % представителей высшей судебной власти России - выпускники УрГЮА.

Приемная комиссия: Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21, каб.110, www.usla.ru, тел. (343) 374-40-33, e-mail: pk@usla.ru

ск

о о

ск

со

о <

со

< cl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.