ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ
Л.И. Саченок, канд. экон. наук, доцент Севастопольского государственного университета (Россия, Севастополь)
DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10155
Аннотация. Основная задача трудового законодательства - это создать необходимые правовые условия для того, чтобы достигнуть оптимального согласования интересов работников и работодателей, а также самого государства. В работе исследовано нормативно-правовое обеспечение методологии учета, оплаты труда в государственных муниципальных казенных организациях.
Ключевые слова: муниципальные, казенные учреждения, государство, заработная плата, Трудовой кодекс, оплата труда.
Трудовое законодательство необходимо с целью установления необходимых государственных гарантий трудовых прав и свобод работников, создания для них соответствующих условий труда, а также защиты прав и интересов как работников, так и работодателей.
Основная задача трудового законодательства - это создать необходимые правовые условия для того, чтобы достигнуть оптимального согласования интересов работников и работодателей, а также самого государства.
Согласно Трудового кодекса РФ (ТК РФ) - под оплатой труда следует понимать систему отношений, связанную с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд согласно законам, иным нормативным правовым актам, коллективным договорами соглашениям, локальным нормативным актам и трудовым договорам. Вознаграждение за труд в соответствии с квалификацией работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера - это заработная плата [1].
Следует отметить, что понятие «заработная плата» более узкое, чем «оплата труда», так как оно отражает исключительно систему расчета размера заработной платы. Когда понятие «оплата труда» подразумевает также режимы рабочего
времени, непосредственно сроки выплаты заработной платы, а также документальное оформление рабочего времени.
Системы оплаты труда необходимо устанавливать такими нормативными документами: в отношении работников организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами; в отношении работников организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций; в отношении работников других организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами
[3].
Государство, являющееся непосредственным участником трудовых отношений, должно устанавливать и гарантировать: размер МРОТ в РФ; меры, которые обеспечивают повышение уровня реального содержания заработной платы; ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы; обеспечение получения работником заработной платы в случае, если прекратится деятельность работодателя; государ-
ственный контроль и надзор за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда; ответственность работодателей за нарушение требований Трудового кодекса Российской Федерации, а также законов и иных нормативно-правовых актов, коллективных договоров и соглашений; очередность и сроки выплаты заработной платы [3].
При этом трудовые отношения регулируются трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), а также иными нормативно-правовыми актами, которые содержат нормы трудового права, а именно: Трудовой кодекс РФ; иными федеральными законами, нормы которых должны соответствовать ТК РФ; указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ и нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; конституциями (уставами), законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов РФ; актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, которые содержат нормы трудового права.
Иерархию нормативно-правовых документов можно представить в виде четырех уровней. Первый уровень является законодательным. Его основной акт - это Федеральный закон «О бухгалтерском учете, определяющий правовые основы бухгалтерского учета, непосредственно его содержание, принципы, организацию, а также основные направления бухгалтерской деятельности и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, состав хозяйствующих субъектов, которые обязаны вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность. Также в данном федеральном законе определены основные требования к содержанию первичных документов и регистров бухгалтерского (аналитического) учета по учету и оплате труда, а также порядок проведения инвентаризации расчетов [3].
Также к документам первого уровня относятся Гражданский и Налоговый кодексы РФ. Правовая сила ГК РФ выше положений по бухгалтерскому учету. В связи с
этим гражданское законодательство определяет порядок организации бухгалтерского учета по отдельным вопросам и имеет приоритетное начало перед нормативным регулированием бухгалтерского учета в учреждениях [2].
К документам первого уровня, регулирующим исчисление заработной платы, также необходимо отнести Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях».
Под вторым уровнем следует понимать нормативные документы, представленные Положениями по бухгалтерском учету. Главным среди них является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В нормативный уровень входят также Положения по бухгалтерскому учету отдельных участков учета и операций, которые утверждены Минфином России.
Указанные положения по бухгалтерскому учету разрабатывались на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Однако в положениях по бухгалтерскому учету отражаются основные особенности системы бухгалтерского учета РФ.
Третьим уровнем является методический, представленный методическими разъяснениями и указаниями Минфина России по применению ПБУ. К документам третьего уровня, которые регламентируют оплату труда и ее исчисление, относятся также Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, Постановление Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве». В них определены общие правила организации и ведения учета и оплаты труда, которые распространены на учреждения, которые являются юридическими лицами, независимо от его подчиненности, форм собственности и вида деятельности. Следовательно, следу-
es рассматривать их как нормативы. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению является техническим документом данного уровня.
Четвертый уровень - организационный, представленный организационными распорядительными и методическими документами по организации и ведению бухгалтерского учета, а также подготовке бухгалтерской отчетности в государственном муниципальном казенном учреждении.
В учреждениях следует разрабатывать и применять внутренние нормативные документы, такие как: коллективный дого-
ние о системе оплаты труда, положение о премировании, положение о вознаграждении по итогам работы за год, положение о вознаграждении за выслугу лет, штатное расписание и должностные инструкции в целях регулирования взаимоотношений между работодателем и работниками.
Изучая нормативно-правовое обеспечение оплаты труда в государственных организациях следует отметить, что целью трудового законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников, и работодателей.
вор, трудовой договор (контракт), положе-
Библиографический список
1. Трудовой кодекс РФ [Электронный ресурс]: от 30.12.2001. № 197-ФЗ (в ред. от 03.11.2018) // Консультант. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/ document/
2. Положение «Об оплате труда муниципальных органов местного самоуправления муниципального образования». [Электронный ресурс]: Положение от 28.10.2014 №118 «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/23708325/
3. Конюкова Н.И. Оплата труда персонала. Учебное пособие: учебное пособие / Н.И. Конюкова. - М.: КноРус, 2013. - 203 с.
ECONOMIC AND LEGAL REGULATION OF LABOR PAYMENT IN THE BUDGET
SPHERE INSTITUTIONS
L.I. Sachenok, candidate of economic sciences, associate professor Sevastopol state university (Russia, Sevastopol)
Abstract. The main task of labor legislation is to create the necessary legal conditions in order to achieve optimal coordination of the interests of workers and employers, as well as the state itself. The paper studies the regulatory support of the methodology of accounting, remuneration of labor in state municipal public organizations.
Keywords: municipal, state institutions, state, wages, Labor Code, wages.