Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРИРОДОЁМКОСТЬ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЗЕЛЁНАЯ ЭКОНОМИКА / ДЕКАПЛИНГ / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бадашин М. С.

Совсем недавно мировая экономическая среда столкнулась с совершенно новым явлением человеческого существования в условиях прогрессивного экономического роста: экологическое измерение вопросов экономической безопасности, что отражает такие экологические факторы, как состояние водных ресурсов, воздушной среды, почвы, растительности, климата и любые другие факторы, которые составляют основу экологического аспекта нации и в конечном счёте представляют собой корень всех экономических систем и, следовательно, общественного благосостояния и политической стабильности. Целью работы является исследование состояния экологической безопасности Ульяновской области, правовых и экономических механизмов её обеспечения в контексте приоритетного устойчивого эколого-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND LEGAL SUPPORT OF THE ECOLOGICAL SAFETY OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE ULYANOVSK REGION)

More recently, the global economic environment has faced a completely new phenomenon of human existence in the context of progressive economic growth: the environmental dimension of economic security issues, which reflects such environmental factors as the state of water resources, air, soil, vegetation, climate and any other factors that make up the basis of the ecological aspect of the nation and ultimately represent the root of all economic systems and, therefore, social welfare and political stability. The aim of the work is to study the state of environmental safety of the Ulyanovsk region, legal and economic mechanisms for its provision in the context of priority sustainable environmental and economic development of the region.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Экономико-правовое обеспечение экологической безопасности региона (на примере

Ульяновской области)

Economic and legal support of the ecological safety of the region (on the example of the

Ulyanovsk region)

Бадашин М. С.

студент 5 курса, экономический ф-т

Ульяновский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина

Россия, г. Ульяновск e-mail: max_bad_00@mail.ru

Badashin M. S.

5th year student, economic f-t

Ulyanovsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin

Russia, Ulyanovsk e-mail: max_bad_00@mail.ru

Аннотация.

Совсем недавно мировая экономическая среда столкнулась с совершенно новым явлением человеческого существования в условиях прогрессивного экономического роста: экологическое измерение вопросов экономической безопасности, что отражает такие экологические факторы, как состояние водных ресурсов, воздушной среды, почвы, растительности, климата и любые другие факторы, которые составляют основу экологического аспекта нации и в конечном счёте представляют собой корень всех экономических систем и, следовательно, общественного благосостояния и политической стабильности. Целью работы является исследование состояния экологической безопасности Ульяновской области, правовых и экономических механизмов её обеспечения в контексте приоритетного устойчивого эколого-экономического развития региона.

Annotation.

More recently, the global economic environment has faced a completely new phenomenon of human existence in the context of progressive economic growth: the environmental dimension of economic security issues, which reflects such environmental factors as the state of water resources, air, soil, vegetation, climate and any other factors that make up the basis of the ecological aspect of the nation and ultimately represent the root of all economic systems and, therefore, social welfare and political stability. The aim of the work is to study the state of environmental safety of the Ulyanovsk region, legal and economic mechanisms for its provision in the context of priority sustainable environmental and economic development of the region.

Ключевые слова: экологическая безопасность, экономическая безопасность, природоёмкость, экологизация, устойчивое развитие, зелёная экономика, декаплинг, альтернативная энергетика.

Key words: environmental safety, economic security, environmental intensity, greening, sustainable development, green economy, decoupling, alternative energy.

Мировой финансовый кризис 2009 года обозначил неэффективность докризисной модели экономического развития, при которой «бурый» экономический рост хоть и приводил к росту материального благосостояния человечества, но ценой тому было разрушение окружающей среды, истощение природного капитала, нехватка продовольствия, широкомасштабная бедность, что ставило под угрозу существование человеческой цивилизации в целом [8, с. 1]. В связи с чем, современные государства связывают своё развитие с концепцией «зелёного» устойчивого роста и обеспечением эколого-экономической безопасности [26, с. 44].

Изучением данного вопроса на протяжении долгого времени занимались многие деятели науки. Например, с философской и теоретической стороны: С. В. Андреев, Ю. В. Булгакова, М. Н. Власенко, В. И. Вернадский, Е. А. Гринь, О. К. Головатых, С. В. Кобылинская, Д. А. Коновалов, Р. С. Карпинская, А. Маринченко, Н. Н. Моисеев, В. И. Савинков, М. А. и П. Ю. Утковы, Т. В. Ускова, Н. А. Моисеев, Н. Н. Карпова, Т. Н. Седаш, И. В. Лукашенко и другие. Существенный вклад в практические исследования оценки эколого-

экономической безопасности внесли: А. А. и И. Д. Аникины, И. С. Белик, А. А. Брацук, Д. В. Кузнецова, А. Б. Мельников, О. П. Сыромятникова, А. А. Чибилёв, Н. Н. Яшалова, Н. В. и Т. Н. Черемисиных, Н. Д. Кремлев и другие. Исследования экологической составляющей безопасности Ульяновской области посвящены труды Л. М. Прохоровой, С. В. Челноковой, М. Л. Яшиной, А. А. Снатенкова, Е. В. и В. В. Рассадиных, Д. В. Федорова, И. А. Филиппова, А. В. Куракова, Е. А. Черкасов и других. «Человечество как живое вещество, неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определённой геологической оболочки земли - с её биосферой. Оно не может физически быть от неё независимым ни на одну минуту» [11, с. 5] - писал В. И. Вернадский ещё в далёком 1944 г. и даже спустя почти 80 лет с этим невозможно не согласиться.

По результатам анализа установлено, что Ульяновская область, характеризующаяся плавно-растущими темпами эколого-экономической устойчивости и среднеустойчивым типом развития (Рисунок 1), вошла в четвёрку «развивающихся» регионов (Таблица 1), что является положительным. Плавно-растущая природоёмкость региона сопровождается плавно-растущим среднегодовым темпом экологизации производственных процессов, в связи с чем идеальная модель экоустойчивого-развития Ульяновской области не характерна, как, в прочем, и другим регионам Приволжского федерального округа (ПФО) (Рисунок 2).

Примечание: здесь и далее рассчитано автором по данным Росстата, МВД РФ, Ульяновскстата, Минприроды Ульяновской области, Минфина Ульяновской области и др. Нормирование индикаторов осуществлено методом относительных разниц, интегральный индекс рассчитан по формуле средней геометрической простой. Рисунок 1. Картодиаграмма уровня эколого-экономической устойчивости регионов Приволжского

федерального округа в среднем за 2016-2020 гг. Таблица 1. Матрица эколого-экономической устойчивости развития регионов ПФО в среднем за 2016-2020 гг.

Темпы устойчивого развития

Уровень устойчивого развития территории

Высокий

Средний

Низкий

Быстро растущие

Лидеры

Потенциальные лидеры Пензенская область; Пермский край

Развивающиеся

Плавно растущие

Потенциальные лидеры Татарстан

Развивающиеся Нижегородская обл.; Ульяновская обл.; Кировская обл.; Оренбургская обл.

Неустойчивые

Падающие

Снижающиеся

Падающие Мордовия; Самарская обл.; Башкортостан; Чувашия; Саратовская _обл.; Марий Эл; Удмуртия_

Падающие

Рисунок 2. Экологизация и природоёмкость экономики регионов Приволжского федерального округа в среднем

за 2016-2020 гг.

Анализ эколого-экономического развития муниципальных образований Ульяновской области свидетельствует о некоторых диспропорциях: 38% территории Ульяновской области характеризуется слабоустойчивым экономическим развитием (8 районов из 21), однако лишь 14% характеризуется низким уровнем экологического состояния (3 района из 21) (Рисунок 3). Наблюдаемая ситуация в Новомалыклинском, Павловском и Радищевском районах может обернуться экологической катастрофой (Таблица 2).

Рисунок 3. Интегральный индекс эколого-экономической безопасности муниципальных образований

Ульяновской области в среднем за 2016-2020 гг.

Таблица 2. Характеристика эколого-экономической ситуации муниципальных районов Ульяновской области

Муниципальные районы Ульяновской области Индекс экономического развития в среднем за 20162020 гг. выше 0,5 Текущие природоохранные затраты ниже нормативно-оценочного интервала в 2020 г. Текущие природоохранные затраты имеют среднегодовую тенденцию к снижению Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух выше нормативно-оценочного интервала в 2020 г. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух имеют среднегодовую тенденцию к увеличению Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух не обезвреживаются или обезвреживаются недостаточно в 2020 г.

Базарносызганский X X

Барышский X X

Вешкаймский X X X

Инзенский

Карсунский X X

Кузоватовский X X

Майнский X

Мелекесский X X X

Николаевский X X X X

Новомалыклинский X X X X X

Новоспасский X X X

Павловский X X X X X

Радищевский X X X X X

Сенгилеевский X

Старокулаткинский X X X X

Старомайнский X X X X

Сурский X X X X

Тереньгульский X X X X

Ульяновский X X

Цильнинский X X

Чердаклинский X X X

Среди выявленных угроз эколого-экономической безопасности Ульяновской области: 1. неуклонно снижающийся показатель доли уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферный воздух (Рисунок 4), который свидетельствует о неэффективности и недостаточности соответствующих природоохранных мощностей, причём разработанная корреляционно -регрессионная модель (1) свидетельствует о том, что увеличение степени износа основных фондов на 1% приведёт к увлечению объёмов загрязнённых выбросов на 727 кг. С учётом возрастающей тенденции факторных величин, к третьему прогнозному году объём необезвреженных выбросов достигнет 26 тонн, что больше 2020 г. на 35% (Таблица 3), и предопределяет необходимость наращивания инвестиций в направлении их реконструкции. В первую очередь указанное касается Карсунского, Николаевского, Новомалыклинского, Павловского, Радищевского, Тереньгульского и Ульяновского районов; 72,5

80 60 40 20 0

69,9

41,1

43,7

36,5

• Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ, %

Нормативно-оценочный интервал

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Рисунок 4. Оценка безопасности атмосферного воздуха Ульяновской области

У = -34074,58 + 0,51Х4 + 72б,70Х6 (1)

где У - объёмы выбросов загрязняющих веществ за вычетом уловленных и обезвреженных, кг X4 - физический объём производства продукции сельского хозяйства, млн руб.; X6 - степень износа основных фондов, %.

Таблица 3. Прогноз факторов регрессионной модели

Показатель 2020 г. Прогноз Темп роста третьего года к 2020 г., %

Первый год Второй год Третий год

Прогноз объёмов загрязнённых выбросов, кг (У) У = 0,51Х4 + 726,70Хб - 34074,58

19494,5 20962,3 23493,5 26242,7 134,62

Физический объём производства продукции сельского хозяйства, млн руб. в ценах 2006 г. (Х4) У4 = 816,66Х + 7522,88

25830,2 24672,7 25489,4 26306,1 101,84

Степень износа основных фондов, % (Хб) Уб = 0,15Х2 - 3,54Х + 66,61

55,80 58,42 61,33 64,54 115,66

2. тем временем, проведённые исследования свидетельствуют об отсутствии интереса хозяйствующих субъектов региона вкладывать средства в низкорентабельные экологические проекты (Рисунок 5), а приоритетным направлением инвестирования остаётся безопасность водных ресурсов Ульяновской области (Рисунок 6), что можно считать положительным, поскольку природоёмкость экономики региона по сбросам загрязнённых сточных вод сравнительно высока (Рисунок 7), однако обеспечение экологической безопасности предполагает в том числе нивелирование угроз в контексте атмосферного воздуха.

-2016 г. -2017 г. -2018 г. -2019 г. -2020 г.

У1 - водоёмкость ВРП по объёму оборотной и последовательно

У2 - доля обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих от стационарных источников

У3 - доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объёме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения

У4 - доля обезвреженных отходов производства и потребления в количестве образованных за год отходов

Примечание: здесь и далее нормирование индикаторов выполнено автором методом относительных разниц. Эталонные значения избраны в зависимости от выявленных экстремумов по регионам ПФО.

Рисунок 5. Нормированные значения индикаторов экологизации экономики Ульяновской области

Для оценки перспектив развития Ульяновской области в сфере водопользования проведём анализ трендов и экстраполяцию ряда динамики с помощью трёх методов: 1. с применением среднего абсолютного прироста; 2. с применением среднего темпа роста; 3. методом аналитического выравнивания ряда. Средняя относительная ошибка аппроксимации уравнения тренда, полученного методом аналитического выравнивания (У = -1,41/ + 107,87), составила 5,5%, что меньше 15%, следовательно, уравнение можно использовать для прогноза. В контексте сброса загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты можно говорить об

используемой воды 1,000

У6 - природоохранные инвестиции в основной капитал на 1 млрд руб. ВРП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У5 - затраты на охрану окружающей среды на 1 млрд руб. ВРП

0,800 0,600 0,400 0,200 0

отсутствии угроз экологической безопасности. Приведённые в Таблице 4 сценарии хоть и свидетельствуют о скачке показателя сбросов в первом прогнозном году, однако в последующие годы предполагается сохранение выявленной нисходящей тенденции. Указанное подтверждается возможным положительным эффектом наращивания расходов регионального бюджета в направлении развития водохозяйственного комплекса Ульяновской области в 2022-2024 гг. [14];

400000 -

350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0

□ На охрану атмосферного воздуха и земель

□ На охрану земель

□ На охрану атмосферного воздуха

□ На охрану водных ресурсов

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Примечание: данные об инвестициях в 2020 г. не детализируются в связи с их конфиденциальным статусом. Рисунок 6. Структура природоохранных инвестиций Ульяновской области

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

X1 - электроёмкость ВРП

1,000

0,800

X5 - водоёмкость ВРП по использованию свежей воды

X4 - природоёмкост: ВРП по образованию отходов производства и потребления

X2 - природоёмкость

ВРП по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников

X3 - природоёмкость ВРП по сбросам сточных вод

Рисунок 7. Нормированные значения индикаторов природоёмкости экономики Ульяновской области

Таблица 4. Прогноз ряда динамики сброса загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты

Сброс загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты, млн м3 Прогноз с применением среднего абсолютного прироста, млн м3 Прогноз с применением среднего темпа роста, 3 млн м3 Прогноз с применением метода аналитического выравнивания, млн м3

2020 г. 89,00 — — —

Первый год — 90,48 90,66 96,58

Второй год — 88,62 89,01 95,17

Третий год — 86,76 87,40 93,76

Темп роста третьего год к 2020 г., % — 97,48 98,20 105,35

Сценарий развития — Оптимистичес кий Нормальный Пессимистический

3. негативные тенденции выявлены также при сравнении цепных показателей декаплинг-анализа [17, с. 40] в контексте природоёмкости атмосферного воздуха, который свидетельствует о недостигнутой ежегодной экоустойчивой эффективности развития экономики Ульяновской области, причём 2020 году характерен

наихудший вариант модели декаплинг-анализа (Рисунок 8). Превалирующий объём содержания углеводородов в выбросах Ульяновской области (58% от совокупного объёма выброшенных газообразных и жидких веществ в 2020 г.) [25, с. 130] предопределяет необходимость развития альтернативной энергетики, в первую очередь, на это следует обратить внимание Барышскому, Вешкаймскому, Майнскому, Мелекесскому, Новомалыклинскому, Новоспасскому, Павловскому, Радищевскому, Старокулаткинскому, Старомайнскому, Сурскому, Цильнинскому и Чердаклинскому районам;

0,2

VI сектор

IV сектор ф

11 с™р I сектор 1 сектор

0,1

0-------

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

-0,1 —

• • •

• ш •

-0,2

-0,3 -

ТП физического объёма ВРП на душу населения

ТП выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками на душу населения

• • • • ТП сбросов загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты Примечание: секторы декаплинг-анализа обозначены по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Рисунок 8. Эффект декаплинга по Ульяновской области (цепной метод)

4. Ульяновская область является признанным на всероссийском уровне передовым регионом в контексте ветроэнергетики [9, с. 33]. Необходимо признать, что подобное стало возможно во многом благодаря тесному международному сотрудничеству региона с Данией (Ульяновский завод ООО «Вестас Мэньюфэкчуринг Рус» по производству лопастей для турбин ветрогенераторов), Японией и Германией (Энергопарк завода «DMG MORI» в г. Ульяновске), Финляндией (первые в России Ульяновские ветроэнергетические системы (ВЭС-1 и ВЭС-2)), Сингапуром (Ульяновские солнечные электростанции ООО «Солар Системс») и другими «зелёными» странами-энергопроизводителями. Однако, ввиду обострения международных политических противоречий, дальнейшее международное сотрудничество находится под большим вопросом. В связи с указанным, совсем скоро могут понадобиться собственные специалисты в сложной междисциплинарной отрасли альтернативной энергетики, а также отечественные техника и технологии, что в конечном итоге требует значительной финансовой поддержки;

5. тем временем, в структуре бюджетных расходов расходы на прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды и рационального природопользования отсутствуют (Рисунок 9). О недостаточности научного обеспечения природоохранной деятельности может также свидетельствовать показатель затрат на охрану окружающей среды, остающийся за чертой нормативно-оценочных значений, разработанных в зависимости от средних уровней по субъектам Российской Федерации (Рисунок 10). В структуре Ульяновской области, за исследуемый период снижением текущих затрат в целом характеризуются Базарносызганский, Вешкаймский, Николаевский, Новомалыклинский, Павловский, Радищевский, Старокулаткинский, Старомайнский, Сурский и Тереньгульский районы.

2024 г. 3,6

2023 г. 2, 2022 г.

2021 г. 3,6

2020 г. _ 2019 г. 2018 г. 2017 г.

9,6

81,3

77,3

22,7

6 о Охрана объектов

растительного и животного мира и среды их обитания

□ Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод

□ Другие вопросы в области охраны окружающей среды

54,5

45,5

> • ф • ••••<

5,86

8,26

Примечание: в соответствии с уточнениями проекта бюджета на конец года.

Рисунок 9. Структура расходов на охрану окружающей среды регионального бюджета

Ульяновской области

10

9 -

8 ф. • 7

6 -5,16

5 О^^ 6,09

4

3 -

2 1

0 I-1-1-

6,43

•Затраты на охрану окружающей среды на 1 млрд руб. ВРП, млн руб.

' Нормативно-оценочный интервал

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Рисунок 10. Оценка затрат на охрану окружающей среды Ульяновской области

Вышеперечисленные угрозы экологической безопасности Ульяновской области находятся во взаимосвязи и во взаимозависимости, в связи с чем их решение должно быть комплексным. При этом, по результатам анализа выявлен ряд проблем экономического характера, присущих Ульяновской области, которые усугубляются сложной геополитической ситуаций, а также последствиями пандемии СОУ[Э-19, поэтому дополнительная нагрузка на предприятия Ульяновской области крайне нежелательна (Рисунок 11).

......2016 г. -2017 г. -2018 г. ----2019 г. -2020 г.

ВРП на душу населения 1,000

Степень износа основных фондов

0,800 0,600

Удельный вес убыточных предприятий

Инвестиции в основной капитал на душу населения

Индекс промышленного производства

Доля безвозмездных поступлений

Удельный вес инновационных

в структуре консолидированного

товаров

бюджета Ульяновской области Рисунок 11. Нормированные значения единичных индексов экономической устойчивости Ульяновской области

за 2016-2020 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее важным и перспективным является инструмент ускоренной амортизации, который повысит финансовые возможности предприятия в части экоинновационной политики за счёт сокращения

налогооблагаемой базы налога на прибыль (Рисунок 12) [24, с. 65-66]. Однако, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [3] подобная возможность не предусматривается.

1 2

УСКОРЕННАЯ АМОРТИЗАЦИЯ

УСКОРЕНИЕ АМОРТИЗАЦИИ, т. е. увеличение амортизационных отчислений, с одной стороны, заинтересовывает предприятия ОБНОВЛЯТЬ ПРИРОДООХРАННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, поскольку оно окупается в более короткие сроки. С другой - повышенная амортизация через себестоимость продукции УМЕНЬШАЕТ

НАЛОГООБЛАГАЕМУЮ БАЗУ налога на прибыль, повышая возможности предприятия в части вложения средств в природоохранное оборудование. Введение ускоренной амортизации в зарубежных странах способствовало более быстрому накоплению капитала ДЛЯ ОБНОВ1ЕНИЯ морально устаревшей техники и переходу на оборудование, приносящее окружающей среде минимальный вред.

НОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Важнейшей задачей в области финансирования природоохранной деятельности является формирование соответствующих МЕХАНИЗМОВ И ИНСТИТУТОВ, которые могут содействовать решению первоочередных экологических проблем.

СУБСИДИРОВАНИЕ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК ПО КРЕДИТАМ

ГАРАНТИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ КРЕДИТОВ

ДОЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ

УЧЁТ РАСХОДОВ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЧЁТ ПОГАШЕНИЯ ДОЖА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ

Законодательство является важнейшим фактором региональной экологической политики. С одной стороны, её формирование должно осуществляться с соблюдением НОРМ ФЕДЕРАТЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, регулирующего природоохранную компетенцию органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. С другой - неотъемлемым компонентом и условием реализации региональной экологической политики является наличие СОБСТВЕННОЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ регионального и муниципального уровня, содержание которой напрямую зависит от федерального правового регулирования в сфере охраны окружающей среды.

ПОДДЕРЖКА ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Политика Ульяновской области должна быть ориентирована в том числе на реализацию разнообразных схем ПОДДЕРЖКИ ЖОИННОВАТОРОВ.

ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ

«ЗЕЛЁНЫЕ» ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ПАРТНЁРО В ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОИННОВАЦИЙ

Рисунок 12. Мероприятия по обеспечению повышения эколого-экономической безопасности Ульяновской

области

Ульяновская область имеет значимые перспективы для развития систем переработки солнечной энергии, так как обладает уровнем инсоляции, сопоставимым с уровнем Германии [16]. Поскольку международное сотрудничество осложнено рядом политических противоречий, распространению солнечных батарей на территории региона может способствовать их собственное производство. В то же время, детальный анализ внедрения данного бизнес-проекта позволил определить, что для отечественного развития солнечной «зелёной» энергетики на территории Ульяновской области существуют препятствия как финансового (стартовый капитал более 2 млн руб.), так и научного характера (отсутствие отечественных специалистов, техники) (Таблица 4) [18]. Поиск подходящих отечественных научных специалистов затруднён слаборазвитым производством солнечных

батарей в России, в связи с чем необходимо будет искать их в зарубежных странах, что в том числе касается и закупки необходимого оборудования и материалов. Крупные российские производители, такие как АО «Телеком-СТВ», ПАО «ОДК-Сатурн» и ООО «Технолайн», собирают панели из комплектующих, привезённых из Китая, по зарубежным технологиям [19].

Таблица 5. Стартовый капитал на развитие производства солнечных батарей на территории Ульяновской области

Расходы Сумма, руб.

Резательная лазерная машина 190 000

Ламинатор 650 000

Обрамляющая машина 315 000

Машина для очистки стекла 126 000

Стол для перемещения элементов 12 000

Автомат для проверки высоким напряжением 55 000

Сырье и материалы (поликристаллический и монокристаллический кремний; сотовый полипропилен; сотовый поликарбонат; электрические преобразователи; провода и др.) 100 000

Ручной инструмент и оборудование (аккумуляторы, инверторы) для монтажа батарей 200 000

Регистрация предприятия (открытие расчётного счёта, изготовление печати, оплата уставного капитала, нотариальные услуги) 17 000

Аренда помещения 300 м2 (с учётом аренды на некоторое время вперёд) 350 000

Оплата труда рабочих (физик-электромеханик; работники цеха, монтёры; водитель; менеджер по продажам и маркетолог) 250 000

Итого: 2 265 000

В настоящее время Ульяновской области необходимо осуществлять поиск возможностей для льготного кредитования экоинноваций, в том числе субсидирование процентных ставок по кредитам, учёт расходов на охрану окружающей среды в счёт погашения долга и др. (Рисунок 12). В законодательных актах России содержатся инструменты по экономической поддержке экоинновационной активности предприятий (например, в ст. 17 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматриваются налоговые льготы для предприятий, осуществляющих природоохранные мероприятия [3]; ст. 67 НК РФ предусмотрен инвестиционный налоговый кредит «при проведении НИОКР либо технического перевооружения производства, направленных на защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами» [2]). На практике данные льготы фактически не применяются в связи с отсутствием механизма их действия [24, с. 65].

По результатам анализа была обозначена тенденция к росту содержания углеводородов в выбросах загрязняющих веществ со среднегодовым увеличением за 2016-2020 гг. на 12%. Перспективным решением здесь является применение технологии переработки отходов агропромышленного комплекса. С животноводческой фермы биологические массы поступают в трёхстадийную биогазовую установку, где происходит процесс метанового сбраживания с получением биогаза и шлама (Рисунок 13). Биогаз на 70% состоит из метана (СН 4) и на 30% - из углекислого газа (СО2), излишки которого можно использовать в качестве пищевой добавки для скота и птицы, а шлам используется как основа для органических удобрений. Поскольку Чердаклинский район производит 10% совокупной стоимости сельскохозяйственной продукции Ульяновской области, реализовать проект целесообразно на территории данного муниципального образования. Использование биогаза в качестве альтернативного источника энергии приведёт к сокращению эксплуатации невозобновляемых углеводородных энергоносителей, а, следовательно, к сокращению содержания углеводородов в отходящих загрязнённых выбросах. Захват и переработка метана, исходящего от биологических отходов, приведёт к тому же положительному эффекту. Использование в хозяйстве продуктов переработки биомассы (сжиженный углекислый газ, шлам) позволит снизить издержки производства на единицу конечной продукции, а освобождение от платы за негативное воздействие на окружающую среду (ПНВОС) предприятий, осуществляющих мероприятия по переработке биологических отходов в биогаз, высвободит необходимый объём

денежных ресурсов для финансирования экоинноваций, что в масштабах небольшого животноводческого комплекса на 20 голов КРС составит от 230 тыс. руб. в год (4):

(20 голов КРС х 40 КГ навоза в сутки х 365 ДН. )/1000 = 292 Т навоза в среднем за год 292 Т х 58 М3 = 16936 М3 биогаза может быть произведено из 292 Т навоза за год 663,2 руб.х 1,19 х 292 Т = 230 тыс.руб. - ПНВОС за 292 Т навоза в год, по ставкам на 2022 г. за /7 класс опасности; Теплоотдача 1 м3 биогаза эквивалентна 1,50 кг каменного угля, 0,59 л бензина, 0,77 м3 природного газа. Следовательно, за счёт внедрения произведённого биогаза в качестве альтернативного источника энергии достигается (5-7):

(16936 х 1,50) х 6 руб. за КГ угля = 152 тыс. руб. - экономия на угле за счёт внедрения биогаза

в качестве альтернативного источника энергии (16936 х 0,59) х 48 руб. за Л бензина = 480 тыс. руб. - экономия на бензине за счёт внедрения биогаза в качестве альтернативного источника энергии (16936 х 0,77) х 4,8 руб. за М3 природного газа = 63 тыс. руб. - экономия на природном газе за счёт внедрения биогазав качестве альтернативного источника энергии

(2)

(3)

(4)

(5)

(6) (7)

Рисунок 13. Технологическая схема получения биогаза и удобрений из органических отходов АПК

Таким образом, необходима ревизия законодательства для содействия экоинновациям в сфере управления природопользованием.

Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 4 июля 2020 г. - № 144.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.05.2022) // Российская газета. - 6 авг. - 1998 г. - № 148-149.

3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 26.03.2022 № 71-ФЗ, с изм. от 05.03.2013 № 5-П) // Российская газета. - 12 янв. - 2002 г. - № 6.

4. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 5 июля. - 2021 г. - № 27 (часть II). - ст. 5351.

5. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 года № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (с изм. на 07.10.21) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 11 янв. - 2021 г. - № 2 (ч. II), ст. 447.

6. Экологический кодекс Ульяновской области // pandia.ru : [сайт]. - 2013. - иКЬ: ://рапШа.ги/1с\1/78/039/20554.р1ф (дата обращения: 21.03.2022).

7. Постановление Правительства Ульяновской области от 14 ноября 2019 года № 26/572-П Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области» (с изм. от 29.03.2022) // Ульяновская правда. - 30 дек. - 2019. - № 101(24273).

8. Аникина, И. Д. Оценка эколого-экономического состояния Волгоградской области / И. Д. Аникина, А. А. Аникин // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2019. - № 4(60). - С. 4. - ББМ ЛУБТУЬ.

9. Байгулов, Р. М. Оценка эколого-экономического развития региона / Р. М. Байгулов, М. Л. Яшина, М. С. Бадашин // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. - 2020. - № 3. - С. 29-38. - DOI 10.37691/2311-5351-2020-0-3-29-38. - EDN HLLKUF.

10. Белик, И. С. Эколого-экономическая безопасность : учебное пособие для студентов обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» / И. С. Белик. - Екатеринбург : УрФУ, 2013. - 224 с. - URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/26876/1/978-5-7996-1021-0.pdf (дата обращения: 14.12.2021).

11. Вернадский, В. И. Несколько слов о ноосфере / В. И. Вернадский // Вестник экологического образования в России. - 2012. - Т. 4. - С. 5-9.

12. Кремлев, Н. Д. Статистика как инструмент познания устойчивого регионального развития / Н. Д. Кремлев // Статистика и Экономика. - 2018. - Т. 15. - № 3. - С. 4-13. - DOI 10.21686/2500-3925-2018-3-4-13. -EDN XRHXFB.

13. Карпинская, Р. С. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев,

A. П. Огурцов. - Москва : Издательство Интерпракс, 1995. - 350 с. - (Обновление гуманитарного образования в России). - ISBN 5-85235-195-4. - EDN SGTBPZ.

14. Министерство финансов Ульяновской области: официальный сайт. - 2022. - URL: http://ufo.ulntc.ru/ (дата обращения: 06.05.2022).

15. Министерство внутренних дел РФ. - официальный сайт. - 2022. - URL: httpsV/мвд.рф/ (дата обращения: 16.04.2022).

16. Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области - официальный сайт. - 2022. - URL: http://www.mpr73.ru/ (дата обращения: 06.04.2022).

17. Оценка эколого-экономической безопасности Ульяновской области / Р. М. Байгулов, М. Л. Яшина, Н. Е. Климушкина, М. С. Бадашин // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. - 2020. -№ 4. - С. 37-51. - DOI 10.37691/2311-5351-2020-0-4-37-51. - EDN KGSSUX.

18. Производство солнечных батарей в России: технология, оборудование, стартовый капитал // biznesprost.com ru : [сайт]. - 2022 г. - URL: https://biznesprost.com/otkryt-biznes/proizvodstvo-solnechnyh-batarej.html (дата обращения: 06.05.2022).

19. Российское производство или импорт: какие солнечные батареи лучше // Живая Кубань - интернет-дневник Краснодарского Края : [сайт]. - 04 июня. - 2020 г. - URL: https://www.livekuban.ru/company-news/rossiyskoe-proizvodstvo-ili-import-kakie-solnechnye-batarei-luchshe (дата обращения: 06.05.2022).

20. Сыромятникова, О. П. Оценка эколого-экономического развития региона / О. П. Сыромятникова, Т.

B. Задорова // Региональная экономика: теория и практика. - 2016. - № 8(431). - С. 176-186. - EDN WHKLEF.

21. Седаш, Т. Н. Перспективные инструменты стимулирования «зеленых» инвестиций в России / Т. Н. Седаш // Управленческие науки в современном мире : сборник докладов научной конференции, Москва, 13-15 ноября 2019 года / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - Москва: Изд. дом "Реальная экономика", 2020. - С. 496-498.

22. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области (Ульяновскстат). - официальный сайт. - 2022. - URL: https://uln.gks.ru/about (дата обращения: 16.04.2022).

23. Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). - официальный сайт. - 2022. -URL: https://rosstat.gov.ru/statistic (дата обращения: 16.04.2022).

24. Яшалова, Н. Н. Организация стимулирования инвестиционной природоохранной деятельности в регионе / Н. Н. Яшалова // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 37. - С. 61-67. - EDN MUXQNL.

25. Яшина, М. Л. Оценка социально-экономической и экологической устойчивости субъектов Приволжского федерального округа / М. Л. Яшина, М. С. Бадашин // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2021. - Т. 14. - № 4(71). - С. 126-134. - DOI 10.53914/issn2071-2243_2021_4_126. -EDN CCZCZJ.

26. Яшина, М. Л. Роль экологической составляющей в устойчивом развитии регионов / М. Л. Яшина, М. С. Бадашин // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. -2021. - № 2(129). - С. 43-49. - EDN MGLWRF.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.