Научная статья на тему 'Экономико-организационные аспекты развития круизного туризма для людей с ограниченными возможностями'

Экономико-организационные аспекты развития круизного туризма для людей с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
200
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ / ДОСТУПНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТЫ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рындач М. А.

В статье рассмотрены перспективы и динамика развития круизного туризма, возможности для путешествий людей с ограниченными возможностями, приведены аспекты формирования экономико-организационного механизма развития доступного туризма в рамках круизного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-организационные аспекты развития круизного туризма для людей с ограниченными возможностями»

УДК 379.851

М. А. Рындач

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Ялта

Экономико-организационные аспекты развития

круизного туризма для людей с ограниченными возможностями

В статье рассмотрены перспективы и динамика развития круизного туризма, возможности для путешествий людей с ограниченными возможностями, приведены аспекты формирования экономико-организационного механизма развития доступного туризма в рамках круизного туризма.

Ключевые слова: круизный туризм, доступный туризм, туристы с особыми потребностями, экономико-организационный механизм.

Актуальность исследования. Актуальность развития круизного туризма для людей с ограниченными возможностями обуславливается такими обстоятельствами, как социальная, экономическая, рыночная составляющие в ориентации на людей с особыми потребностями, перспективностью данного сегмента туристов, которые очень слабо вовлечены в сферу туризма и могут создать дополнительный туристский поток. Также актуальность исследования усиливается тем обстоятельством, что такой вид путешествия для выделенного сегмента туристов был бы наиболее приемлем по значительному охвату мест посещения при незначительных физических нагрузках. Также круизный туризм полезен и интересен туристам с ограниченными возможностями благодаря пребыванию в регионах с благоприятным климатом, богатым историческим и культурным наследием, обусловливающими их мощный потенциал в данном виде бизнеса.

Анализ исследований. Рассматривая экономико-организационные процессы развития круизного туризма, необходимо исследовать его состояние в стране и регионе. При этом показатели, характеризующие уровень развития круизного туризма, должны объективно отражать все его структурные элементы и учитывать «сложный, неоднозначный характер процессов развития и механизмов их организации и функционирования» [2].

Сущностная характеристика организационных процессов развития круизного туризма раскрыта в работах М. Б. Биржакова и В. И. Никифорова [1]. В этих трудах рассмотрены условия возникновения круизов и их эволюцию в историческом аспекте, систематизируют принципы организации круиз-ных маршрутов, анализируется направления и география круизной деятельности, уделяется внимание не только процессу обслуживания туристов на

борту судна, но и системе реализации и продвижения круизного туристского продукта, проблемах посадки и высадки пассажиров в портах.

Основной текст. В настоящее время круизный бизнес становится одним самым перспективным сегментом туризма. Его средние темпы роста составляют около 7 % за последние три года. Так, период с 2010 по 2012 годы число круизных путешественников увеличилось с 18,7 млн до 20,6 млн. Основными рынками стали Северная Америка (11,5 млн) и Европа (6,2 млн). Специалисты прогнозируют, что в 2017 году в морские круизы отправится более 25 миллионов человек. Компании предлагают большое число морских и океанских маршрутов, и принципиально новых круизных направлений на туристическом рынке ожидать не стоит, хотя определенный потенциал еще есть. Положительное развитие круизного сектора туризма в 2012 году подтверждается появлением новых круизных судов, в числе которых MSC Divina, Carnival Breeze, Disney Fantasy, Costa Fascinosa, а до 2015 года в эксплуатацию планируется ввести еще восемь лайнеров.

Прибыль от туристов с круизных лайнеров получают не только круизные компании, но и города, которые те посещают. Поэтому с каждым годом ужесточается борьба за клиента: увеличиваются инвестиции в развитие портовой инфраструктуры, упрощается визовый режим. Перспективы России в этом сегменте значительны. Среди российских морских портов лидирует Санкт-Петербург, Сочи, Анапа, Новороссийск, Мурманск, Архангельск, Геленджик, Владивосток, Калининград и Ялта. В 2013 году прибыло в Ялту 110 суден, из них 72 крупных лайнера. Для сравнения, Рижский порт принял 100 круизных судов [5], Таллинский 326, из них около 200 крупных суден) [6], в Стамбул заходит 400 круизных суден в год [4].

М. А. Рындач

75

Развитие круизного туризма неразрывно связано со значительными капиталовложениями. Наряду со значительным экономическим потенциалом круизный туризм соединяет прямой и косвенный эффекты и является фактором роста результативности всех предприятий, принимающих участие в круизном бизнесе, что создает высокий мультипликационный эффект от его развития. Круизная индустрия вовлекает в орбиту своей деятельности сопутствующие секторы: портовое хозяйство, судостроение, транспорт, сферу размещения туристов, связь, общественное питание, торговлю, банки и финансовое обслуживание, индустрию развлечений и аттракционы, музеи, выставки и иные культурные объекты - и оказывает стимулирующее влияние на их развитие. Несмотря на введение санкций и ограничений, круизный туризм в России имеет огромные перспективы как с рамках развития международного, так и внутреннего туризма.

В последнее время существенное внимание уделяется особенностям организации круизов для людей с ограниченными возможностями. При этом следует отметить, что такой вид путешествия для выделенного сегмента туристов был бы наиболее приемлем по значительному охвату мест посещения при незначительных физических нагрузках.

Для таких пассажиров предусмотрены следующие возможности: комфортабельные каюты без барьеров и подъемов, с более широкими дверными проемами; специальный лифт; специальная служба информации; специальные места в театре; специальные столики в ресторане самообслуживания «шведский стол»; приоритет во время посадки и высадки, при наземном обслуживании.

Туристы с ограниченными двигательными возможностями должны иметь с собой личную инвалидную коляску и сопровождающего человека, чтобы их отдых на борту был более комфортным. На борту есть возможность предоставления коляски, но их количество ограничено и они не предназначены для использования вне лайнера во время экскурсий. Трансферы из аэропорта в морской порт и обратно также могут быть предоставлены таким пассажирам. Для организации соответствующего сервиса необходимо заранее проинформировать круизную компанию, чтобы круизная компания смогла обеспечить эту услугу именно для пассажира с такими ограничениями.

Следует отметить, что получение прибыли предприятий круизной индустрии; расширение комплекса предоставляемых услуг круизным пассажирам; строительство новых круизных судов,

модернизация и реконструкция наличного пассажирского флота; оснащение портов современными навигационными и техническими средствами для безопасного приема пассажирских лайнеров и т. п. - все это способствует созданию дополнительных рабочих мест, повышению квалификации работников и уровня их компетенций, что приводит к росту благосостояния и качества жизни населения [3].

Следует отметить, что Глобальным моральным кодексом для туризма, принятым Генеральной Ассамблеей UNWTO в 1999 году и подтвержденным Генеральной Ассамблеей ООН в 2001 году, статья 7 которого подчеркивает, что «...прямой и личный доступ к познанию и использованию ресурсов планеты составляет единое право, одинаково открытое всем жителям планеты», и рекомендует, «поощрять и облегчать туризм для людей с физическими ограничениями».

Существуют рекомендации по доступному туризме, принятые 20-й Генеральной ассамблеей UNWTO в 2013 году как базовый документ для создания доступных для всех инфраструктуры, продуктов и услуг, доступные для всех людей, а также на Руководство (Manuals), подготовленное совместно c Фондом Национальной организации слепых Испании (ONCE Foundation), Европейской сетью общедоступного туризма (ENAT), и Фондом Австралийской компании ACS Foundation.

В Сан-Паулу (Бразилия) с 7 по 10 октября 2014 года состоялся 26-й Всемирный конгресс социального туризма, организованный Международной организацией социального туризма (ОИТС) в партнерстве и с поддержкой бразильской организации Servido Social до Comercio (SESC SP). Тема конгресса - «Туризм развития: единство в разнообразии».

В своем выступлении на конгрессе президент Международной организации социального туризма Жан-Марк Миньон говорил о необходимости основываться во всей нашей деятельности на концепции туризма на службе человека. Он особо подчеркнул важность такого развития туризма, которое максимально служило общественным интересам, делало бы туризм доступным детям и молодежи, семьям, пожилым людям, инвалидам, не ограничивалось бы рамками международного туризма, но и позитивно воздействовало на внутренний туризм. На конгрессе было подчеркнуто, что основное внимание нужно уделять не росту числа туристов, а воздействию туризма на политическое, экономическое, социальное и гуманитарное развитие каждого человека. Он заявил о необходимости

работать в пользу туризма иного типа - творческого, благоприятствующего инновациям, социальному участию, солидарности, устойчивости, ответственности и высокому качеству. В этом контексте туризм является уникальным инструментом социальной инклюзии [8].

В Сан-Марино, где 19-20 ноября 2014 года прошла первая конференция UNWTO по доступному туризму в Европе, где участники приняли резолюцию, в которой единодушно призывали всех, причастных к развитию доступного туризма для всех [7]:

1. Участвовать в проведении просветительских и образовательных акций с целью устранить поведенческие барьеры в туризме и среди профессионалов на всех уровнях и убедить частный сектор в конкурентоспособности инвестиций в туризм для всех.

2. Гарантировать, что праву на туризм не препятствует глобальная экономическая неуверенность и что крепить дух солидарности и международное сотрудничество для того, чтобы повышать уровень доступности в туризме.

3. Соблюдать принципы универсального дизайна, создавая новые инфраструктуры туризма, продукты и услуги, улучшая существующие, особенно в случае использования туристских объектов культурного наследия.

4. Облегчить развитие и применение «умных» технологий для того, чтобы предоставить объективную информацию обо всех услугах (независимо от их степени доступности), чтобы позволить путешественникам оценить свои собственные личные требования доступности, и, в случае необходимости, с участием общественных организаций предложить конкретные решения для повышения доступности и качества гостеприимства.

5. Продвигать универсальную доступность во всех компонентах туризма, включая физическую среду, систему транспорта, информацию и каналы коммуникаций, полный диапазон общественных услуг.

6. Продвигать и распространять лучшие образцы и социологические исследования в области универсальной доступности в секторе путешествий и туризма.

7. Укреплять сотрудничество со всеми соответствующими юридическими лицами, работающими в области универсальной доступности на международном и региональном уровне, в особенности с Европейским союзом, и устанавливать государственно-частное партнерство в сфере путешествий и туризма, неправительственными юриди-

ческими лицами и организациями нетрудоспособных для развития новой глобальной политики в области универсальной доступности.

Ожидаемые результаты формирования экономико-организационного механизма регулирования доступного туризма:

- формирование новых партнерств и улучшение сотрудничества между местными органами власти и соответствующими органами, учреждениями туризма, туроператорами, образовательных учреждений и учреждений социальной защиты инвалидов. Более сильный акцент на доступности в местных программах развития туризма и разрабатываемых стратегиях.

1. Повышение качества подготовки персонала для предоставления услуг людям с особыми потребностями.

2. Привлечения большего числа туристов в низкий сезон.

3. Выявление возможностей каждого участника туристской дестинации в формирование позитивного имиджа туристского региона, открытого для всех.

Резюме. В целях определения значимости разработки экономико-организационного механизма, необходимо отметить, что развитие круизного туризма обусловлено не только его экономической эффективностью, но и социальной направленностью. Такой механизм необходим в целях содействия адаптации туристических продуктов и услуг к потребностям людей с особыми потребностями и обеспечения равенства возможностей и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями.

Важнейшей задачей является повышение квалификации и подготовка кадров для развития доступного туризма в рамках круизного туризма. Для повышения качества и диверсификации предложения доступного туризма Особое внимание следует уделить маркетингу, рекламе и распространению передового опыта в области доступного туризма.

Ш

1. Биржаков М. Б., Никифоров В. И. Индустрия туризма: перевозки. М.: Герда, 2003. 397 с.

2. Логунова Н. А. Процессы развития круизного туризма: терминологические аспекты // Российское предпринимательство. 2013. № 12 (234). С. 108-114. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/29057/

3. Селиванов В. В. Международный морской туризм: основы организации и методология. Изд. Ареал, 2015. 298 с.

4. http://www.baltic-course.com/rus/zurnal_biznes_klass/ ?doc=54554)

M. A. PbiHflAv

77

5. http://news.meta.ua/archive/06.11.13/cluster32811270-Kolichestvo-zakhodov-kruiznykh-lainerov-v-porty-Ukrainy-uvelichilos-na-20/

6. http://www.regnum.ru/news/1718715.html

7. http://www.accessibletourism.org/?i=enat.en.reports.1684

8. http://www.ecalypso.eu/estatico/files/documents/news_ 27791_1403083289152.pdf

1. Birzhakov M. B, Nikiforov V. I. Industriya turizma: pere-vozki. M.: Gerda, 2003. 397 s.

2. Logunova N. A. Protsessy razvitiya kruiznogo turizma: terminologicheskiye aspekty // Rossyskoye predprinimatelstvo. 2013. № 12 (234). C. 108-114. URL: http://www.creativeconomy.ru/ articles/29057/

3. Selivanov V. V. Mezhdunarodny morskoy turizm: osnovy organizatsii i metodologiya / V. V. Selivanov. - Izd. Areal, 2015. -298 s.

4. http://www. baltic-course. com/rus/zurnal_biznes_klass/ ?doc=54554)

5. http://news.meta.ua/archive/06.11.13/cluster:32811270-Kolichestvo-zakhodov-kruiznykh-lainerov-v-porty-Ukrainy-uvelichilos-na-20/

6. http://www.regnum.ru/news/1718715.html

7. http://www.accessibletourism.org/?i=enaten.reports.1684

8. http://www.ecalypso.eu/estatico/files/documents/news_ 27791_1403083289152.pdf

M. A. Ryndach V. I. Vernadsky Crimean Federal University

Economic and organizational aspects of the development

of cruise tourism for people with disabilities

The article discussed the prospects and dynamics of development of cruise tourism, travel opportunities of people with disabilities, created the elements for the formation of economic and institutional development mechanism accessible tourism within the cruise industry.

Keywords: cruise tourism, accessible tourism, tourists with special needs, economic and organizational model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.