Научная статья на тему 'Экономико-математические показатели в оценке туристического потенциала региона'

Экономико-математические показатели в оценке туристического потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
296
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Доничев О.А., Мищенко З.В., Доничева Т.О.

В статье анализируется значение сферы туризма для региональной экономики, подчеркнута роль областных администраций в приоритетном развитии данного вида деятельности. Предложены пути решения задачи по оценке потенциала сферы туризма федерального округа на основе статистического сопоставления совокупности показателей. Сформирована группировка относительных индикаторов определения эффективности туриндустрии в регионе, степени ее влияния на экономику конкретной территории. Выявлены тенденции прогресса или регресса анализируемых показателей в рассматриваемом субъекте Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-математические показатели в оценке туристического потенциала региона»

ТУРМСТСКО-РЕКРЕАЦМОННЫЕ ЗОНЫ

УДК 332.1

экономико-математические показатели в оценке туристического потенциала

региона

о. а. дониЧЕВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления инвестициями и инновациями donoa@vlsu. гц

з. в. мищенко,

кандидат технических наук, доцент кафедры управления качеством и технического регулирования zvm2002@гambleг. гц Т. о. дониЧЕВА, магистрант кафедры финансов и экономики туризма Kafedгa-euii@mail. ш Владимирский государственный университет имени А. Г. и н. Г. Столетовых

В статье анализируется значение сферы туризма для региональной экономики, подчеркнута роль областных администраций в приоритетном развитии данного вида деятельности. Предложены пути решения задачи по оценке потенциала сферы туризма федерального округа на основе статистического сопоставления совокупности показателей. Сформирована группировка относительных индикаторов определения эффективности туриндус-трии в регионе, степени ее влияния на экономику конкретной территории. Выявлены тенденции прогресса или регресса анализируемых показателей в рассматриваемом субъекте Федерации.

Ключевые слова: туристический регион, рекреационный кластер, регулирование туристской деятельности, региональные комплексные программы.

По мере становления и развития в РФ рыночных отношений все более очевидно, что в условиях модернизации экономики неуклонно возрастает необходимость развития туристской деятельности в регионе.

С одной стороны, туристический бизнес является быстро развивающейся и высокодоходной хозяйственной сферой, обладающей значительным потенциалом роста, готовой в решающей мере способствовать диверсификации региональной экономики, с другой — возрастает значение туризма как формы активного отдыха, совмещаемого с познавательным, культурным развитием, к тому же являющегося средством удовлетворения морально-нравственных потребностей человека.

Туризм оказывает синергетическое влияние на многие виды экономической деятельности регионов, являясь действенным катализатором их социально-экономического развития. Это означает, что туристская деятельность имеет важное значение для решения следующих задач:

— придание экономике региона динамичного ускорения;

— обеспечение ей устойчивых, поступательных и последовательных положительных изменений.

Данная деятельность кроме всего прочего:

— обладает высокой доходностью;

— способствует росту имиджа территории;

— помогает повышению ее инвестиционной привлекательности.

В то же время определяющее значение для развития сферы имеет заинтересованная и активная позиция региональных администраций. Общая система управления регионом обязана:

— учитывать потребности индустрии туризма;

— обеспечивать органическую взаимосвязь всех секторов экономики на основе программно-целевого метода.

Только в этом случае возможны высокие результаты при реализации целевой программы оказания этого вида услуг. При этом основные цели регионального маркетинга, определяемые в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона, могут оцениваться конкретными показателями, характеризующими:

— уровень жизни населения;

— развитие национального богатства;

— экологическую безопасность и пр.

Поэтому маркетингом турпродукта как одного

из основных видов продукции региона должна заниматься централизованно специальная служба на региональном уровне [10].

При этом следует помнить, что среди важнейших факторов, обеспечивающих повышение эффективности региональной экономики, особое место занимает качественное управление развитием туризма на региональном уровне. В такое управление входит не только разработка региональных программ и стратегий, но и ряд иных мер:

— поддержка предпринимательской активности в сфере туризма на основе налоговых, регистрационных, инфраструктурных и прочих видов льгот;

— наличие государственных и региональных гарантий;

— участие инвесторов в выгодных для них проектах;

— уменьшение формальностей и финансовых ограничений для формирования оптимальной структуры привлекаемых инвестиций;

— реализация проектов по строительству платных автодорог, развитию телекоммуникационных сетей и пр.;

—усиление влияния проводимой маркетинговой и информационной политики в туристическом регионе на изменение контингента приезжающих людей;

— правильно сформированный туристский бренд.

Важное значение имеет и ценовая стратегия туристического региона, обоснованная:

— его престижностью и уникальностью ту-ристско-рекреационных ресурсов;

— уровнем комфортности средств размещения;

— качеством предоставляемых услуг;

— безопасностью жизни и имущества туристов;

— наличием широкого спектра современных дополнительных услуг (включая банковские, сервисные, связи);

— степенью диверсификации и наполненности туристского продукта [4].

Итак, ведущее место в развитии туристической деятельности должно быть отведено ее государственному регулированию.

Среди специалистов и ученых, занимающихся анализом функционирования сферы туризма, существуют различные подходы к формулированию и оценке роли регулирующих воздействий со стороны властных структур на индустрию туризма. Например, отмечается, что в государственном регулировании туристического комплекса необходимо выделять в качестве основных два направления:

1) создание особых экономических зон турист-ско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ);

2) повышение защиты прав и интересов туристов [7].

При анализе состояния государственного регулирования и стратегического управления в сфере туризма рекомендуется определять следующие направления совершенствования данной системы:

— развитие системно-видового и инновационного подходов в регулировании этой сферы;

— повышение результативности туристской деятельности, предусматриваемой в программных и стратегических документах, регулирующих условия ее функционирования;

— совершенствование информационной базы туризма [5].

При этом туристско-рекреационным зонам как наиболее эффективной форме государственного регулирования туристской сферы отдается предпочтение. Ведь создание туристско-рекреационной системы должно:

— ускорить организацию конкурентной среды;

— сформировать эффективные направления инвестирования;

— оживить внешнеэкономическую деятельность;

— в перспективе позволить региону занять соответствующее место на рынке рекреационных услуг.

Поэтому основу стратегического регулирования региональной экономики могут составлять предприятия рекреационной индустрии как базы общерегиональной инфраструктуры социального и производственного назначения, так как эта индустрия является ключевым элементом экономического механизма рекреационной зоны [3].

Данный тезис представляется очень важным, поскольку под рекреационной индустрией понимается совокупность предприятий сопутствующих сфер (промышленности, сельского хозяйства, транспорта), функционирующих в целях оказания эффективных рекреационных услуг населению, а также для социальной защищенности и жизнеобеспечения постоянного населения рекреационной зоны.

На взгляд авторов, в данном случае речь идет практически обо всех субъектах социально-экономической деятельности данного экономического пространства. И если она включает в себя регион, то вся эта общность сосредоточена на решении туристических проблем вне рекреационной зоны. И в случае формирования в пределах этой зоны социально-экономического кластера, в основе функционирования которого заложена идея туристического обслуживания и оказания сопутствующих услуг культурного, познавательного, образовательного, социального, курортно-лечебного либо иного схожего характера, то вся деятельность социально-экономической общности (в данном случае входящей в кластер) будет направлена на реализацию указанной идеи. Поэтому рекреационный кластер (или зона) является сложным элементом территориальной структуры:

— он непосредственно участвует в воспроизводстве рабочей силы;

— обладает соответствующим хозяйственным механизмом;

— обеспечивает чистый отдых, санаторно-курортное лечение;

— является источником доходной части бюджетов всех уровней.

Стратегическое регулирование развития рекреационного кластера предусматривает:

— гибкое сочетание различных экономических методов;

— выбор теории, руководствуясь которой следует принимать решения.

При формировании механизма, регулирующего развитие рекреации, следует основываться на теории размещения, которая рассматривает в качестве одного из основных направлений региональной политики улучшения факторов размещения. Такими факторами являются в первую очередь транспортные и коммуникационные затраты, но при этом немаловажную роль играют и социально-культурные факторы размещения.

Могут быть предложены два источника средств, направленных на ускорение развития рекреационной зоны региона.

Внешние инвестиции (экзогенный источник). Методы стимулирования эндогенного развития связаны в основном с активизацией внутреннего потенциала территории, включающего:

а) природные ресурсы;

б) экономическую среду:

— производство;

— транспорт;

— коммуникации;

— накопленный экономический капитал;

в) состояние трудовых ресурсов:

— квалификация;

— образование;

— предприимчивость;

— творческий потенциал населения.

Региональные органы управления должны

сосредоточить свое внимание на процессах, которые не могут регулироваться рынком, чтобы не допустить нежелательных последствий в сферах, определяющих рекреационный потенциал региона в здравоохранении, экологии, культуре, жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, связи. Применяя бюджетный и налоговый механизмы, а также систему субсидий, органы власти могут регулировать использование финансовых ресурсов, создавая условия для нормального инвестиционного процесса, развития рынка рекреационных услуг в регионе [6].

Для этого разработан системно-отраслевой подход, который является важным инструментом в формировании туристической политики, направленной на эффективное регулирование туризма и согласующейся с общей стратегической линией развития национальной экономики. В его основе лежит программно-целевой метод, который выступает надежным инструментом стратегического планирования сферы.

При этом акцент в развитии туристической сферы делается на внутренний туризм, что является эффективным экономическим и социальным решением, так как в существующем виде внутренний туристский продукт приемлем по цене и качеству в большей степени именно для российских туристов, а также направлен на реализацию следующих задач:

— повышение ответственности за планируемое расходование бюджетных средств;

— оптимальное инфраструктурное развитие индустрии туризма определенного количества субъектов РФ, наиболее перспективных с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма;

— использование кластерного подхода в сочетании с проектами федерального масштаба;

— ускоренное развитие межрегиональных туристических возможностей (маршрутов) и повышение качества услуг [5].

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что функция государства в процессе формирования механизма стратегического регулирования должна носить двуединый характер.

С одной стороны, государство, заинтересованное в повышении эффективности региональной экономики, обязано стимулировать рыночные отношения как более благоприятные для создания эффективной экономики

С другой стороны, с учетом того, что рынок не в состоянии решить многие социальные и экономическое проблемы, государство призвано противодействовать абсолютизации рыночных отношений.

Именно поэтому важнейшими элементами реализации функций государственного регулирования являются разработка государственно-региональных целевых программ и их финансирование.

Одной из форм региональных комплексных программ может стать программа формирования рекреационной зоны (кластера) для привлечения иностранного капитала и выхода на рынок рекреационных услуг. Создание рекреационной зоны способно:

— ускорить создание конкурентной среды;

— сформировать эффективные направления инвестирования;

— оживить внешнеэкономическую деятельность;

— позволить занять должное место на рынке рекреационных услуг.

При этом формирование механизма стратегического регулирования в регионе должно исходить из четкого разграничения властных функций и правовой компетенции между всеми уровнями территориальной системы. Основу такого разграничения могут составить:

— децентрализация системы управления;

— расширение самостоятельности и повышение ответственности всех региональных субъектов хозяйственной деятельности;

— усиление экономической взаимосвязи между результативностью деятельности отдельных звеньев региональной системы и ресурсными возможностями ее развития;

— реализация норм рационального природопользования и нормализация экономической обстановки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К компетенции территориальной системы должны относиться:

— функции по созданию благоприятной среды жизнедеятельности населения;

— сохранение природной системы;

— деятельность по созданию нормальных общеэкономических условий для функционирования предприятий рекреационной индустрии [6].

Однако при этом очень важно учитывать степень влияния и производить оценку последствий воздействия развивающихся направлений сферы туризма на экономический климат региона.

Это тем более очевидно, что обоснованные действия по развитию сферы туризма регионов Российской Федерации во многом связанны с оценкой ее текущих показателей и прогнозированием изменения их значений на ближайшую перспективу. Данное обстоятельство требует получения объективной, полной и достоверной информации о состоянии туризма в каждом отдельном регионе. Для примера используем показатели такой деятельности во Владимирской области — одного из типичных регионов Центрального федерального округа (ЦФО).

При этом следует учитывать, что на региональном уровне данные о состоянии туризма, предо-

Таблица 1

Показатели работы туристических организаций Владимирской области

в 2007—2011 гг. [1, 8]

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011

Количество турфирм, всего, ед. 100 103 105 146 186

Количество сотрудников, чел. 519 518 439 533 734

Объем средств, поступивших от реализации 390 148,8 525 151,6 421 169,1 384 473,9 459 171,1

турпродукта, тыс. руб.

Число обслуженных однодневных туристов, чел. 28 244,0 30 884,0 30 377,0 64 820 58 654,0

Реализовано турпакетов всего, ед. 27 029 35 777 25 647 32 045 46 087

Реализовано турпакетов населению, ед. 23 327 18 222 19 543 27 217 34 409

Стоимость турпакетов, тыс. руб. 489 917,7 640 849 634 656,4 923 376,9 1 181 080,9

Реализовано турпакетов гражданам РФ 14 383 8 578 10 103 12 670 13 975

по территории России, ед.

Стоимость турпакетов, тыс. руб. 193 377,7 201 301 222 818,5 245 081,7 315 646,3

Реализовано турпакетов гражданам РФ 8 943 9 606 9 433 14 070 14 376

по зарубежным странам, ед.

Стоимость турпакетов, тыс. руб. 305 519,2 439 187 411 318,3 660 781,1 776 491,3

Число обслуженных туристов, чел. 92 867 102 390 85 534 102 005 123 864

В том числе:

— по РФ 61 917 70 663 50 358 49 491 61 465

— по субъекту РФ 34 387 39 945 28 669 25 296 31 152

Валовой региональный продукт, млн руб. 146 663,0 175 395,7 188 466,3 216 300 —

Число предприятий и организаций, ед. 32 561 33 798 34 560 35 952 —

ставляемые территориальными органами Росстата на основании федеральных выборок (табл. 1) [9], формируются по относительно ограниченному объему обобщенных показателей. Поэтому в условиях определенной недостаточности имеющихся оценочных характеристик для установления состояния сферы туризма в регионе могут быть эффективны относительные величины, вычисленные на основе имеющихся статистических данных.

Поскольку туризм относится к тем сферам экономики, которые взаимодействуют с множеством сторон жизни территории, оказывая влияние на них как в положительную, так и в отрицательную стороны, оценка потенциала сферы туризма регионов федерального округа должна осуществляться на основе комплекса обобщенных показателей. К ним, по мнению авторов, следует отнести:

— степень влияния туриндустрии на экономику региона;

— степень влияния туриндустрии на экономику Российской Федерации;

— уровень эффективности туриндустрии рассматриваемого региона;

— мультипликативный эффект туриндустрии в рассматриваемом регионе.

Определить для каждого из четырех показателей отдельную расчетную формулу и, соответственно, числовое значение достаточно сложно, так как

рассмотренные критерии являются комплексными и должны учитывать многочисленные взаимосвязи между отдельными сторонами рассматриваемого процесса. К тому же любая свертка будет иметь определенные недостатки (например, среднее арифметическое может компенсировать малые значения одних показателей значениями других параметров).

В то же время одним из известных подходов к описанию сложных систем является замена комплексной величины на множество частных показателей, определяющих те или иные ключевые стороны рассматриваемого процесса [2]. Поэтому на базе имеющихся в официальных сборниках Росстата экономических оценок регионов можно выделить и оценить серию относительных индикаторов деятельности индустрии туризма, соответствующих группам обобщенных показателей.

Предлагается следующая трехуровневая структура показателей туристической индустрии рассматриваемого региона (Владимирская область).

I группа показателей — степень влияния сферы на экономику региона в рассматриваемом году предлагается оценить как долю туриндустрии в экономике региона:

1) доля доходов туриндустрии Сэ в экономике региона в 7-м году определяется как отношение

С

С =■ С

С

где СТ — объем средств, поступивших от реализации туристского продукта в 7-м году, тыс. руб.; СВРП — ВРП региона в 7-м году, тыс. руб.; 2) доля туристических фирм N в общем количестве предприятий в рассматриваемом регионе в 7-м году определяется как отношение

N

N =

т.ф

N

где N. ф — количество туристических фирм в рассматриваемом регионе в 7-м году; N — количество зарегистрированных предприятий различных форм собственности в рассматриваемом регионе в 7-м году; 3) доля от общего числа обслуженных туристов М по региону в 7-м году определяется как отношение

Мр

М =

Ме

где Мр — число обслуженных туристов в рассматриваемом регионе (Владимирской области) в 7-м году;

Ме — общее число обслуженных туристов в рассматриваемом регионе в 7-м году. II группа показателей — степень влияния туристической индустрии региона на экономику Российской Федерации предлагается оценить через долю числа турпакетов и вырученных средств от туристов по Российской Федерации:

1) доля стоимости реализованных турпакетов С по территории Российской Федерации в 7-м году определяется как отношение С

С =

N =

' РФ7

III группа показателей — показатели эффективности туриндустрии рассматриваемого региона предлагается оценить через средние поступления от одного туриста на территорию РФ или выезжающих за рубеж (от Владимирской области) в 7-м году (тыс. руб./чел.). При этом возможно использование следующих соотношений:

1) средние поступления от одного туриста на территорию РФ (от Владимирской области) в 7-м году Я . (тыс. руб./чел.)

Я

С

М„,

где Мг. — число обслуженных туристов по РФ в 7-м году;

2) средние поступления от одного туриста, выезжающего за рубеж (от Владимирской области) в 7-м году (тыс. руб./чел.)

А.

А

N .

С '

тп

где СРФ — стоимость турпакетов, реализованных фирмами региона по территории РФ в 7-м году; С — общая стоимость турпакетов, реализованных фирмами региона (Владимирской области) в 7-м году, включая турпакеты по зарубежным странам;

2) доля числа реализованных турпакетов N по территории Российской Федерации в 7-м году определяется как отношение

N

тп N.

тш

где — число турпакетов, реализованных фирмами региона по территории РФ в 7-м году; N — общее число турпакетов, реализованных фирмами региона в 7-м году, включая турпакеты по зарубежным странам.

где А — стоимость турпакетов в зарубежные страны (от Владимирской области) в -м году; N7i — число обслуженных туристов, выезжающих за рубеж с территории Владимирской области.

В итоге на основе официальных статистических данных были рассчитаны приведенные показатели за 2007—2010 гг. (табл. 2).

При этом для построения графической модели (см. рисунок), характеризующей функционирование туриндустрии во Владимирской области, представляется целесообразным определить средние значения по каждому критерию, а затем сопоставить с ними фактически достигнутые результаты (например в 2010 г.).

Анализ данных, представленных на рисунке, позволяет сделать вывод, что в 2010 г. использование потенциала туристической индустрии региона удалось удержать и превзойти только по трем критериям из всей совокупности анализируемых параметров эффективности. Это касается доли туристских предприятий в общем числе зарегистрированных организаций региона, а также динамики объема поступлений от туристов, выезжающих на территорию РФ и за рубеж из Владимирской области.

Но во многом указанные позитивные моменты искажаются неудовлетворительными показателями, хотя рассматриваемый регион имеет исторические, культурные и экономические предпосылки для развития туристического кластера.

Таблица 2

Показатели функционирования туриндустрии Владимирской области

в 2007—2010 гг.

Показатель 2007 2008 2009 2010 Среднее значение (2007—2010) Использование потенциала 2010 к среднему значению

Группа I, показатель 1 0,0027 0,0030 0,0022 0,0018 0,0024 0,729

Группа I, показатель 2 0,0031 0,0030 0,0030 0,0041 0,0033 1,229

Группа I, показатель 3 0,3703 0,3901 0,3352 0,2480 0,3359 0,738

Группа II, показатель 1 0,3876 0,3143 0,3514 0,2706 0,3310 0,817

Группа II, показатель 2 0,6166 0,4717 0,5171 0,4738 0,5198 0,911

Группа III, показатель 1 3,1232 2,8487 4,4247 4,9520 3,8372 1,291

Группа III, показатель 2 9,8714 13,8427 11,6932 12,5830 11,9975 1,049

1 1

Оценка использования потенциала туриндустрии Владимирской области в 2010 г.

Таким образом, анализируя факторы, влияющие на развитие туристического потенциала региона, можно сделать вывод что данная сфера является одной из ведущих в экономике региона. Она во многом формирует региональные экономические показатели и способствует приданию им динамического ускорения.

При этом определяющую роль играет позиция администрации области, края, которая методами программно-целевого планирования должна обеспечивать управление развитием туризма в регионе в целях совершенствования элементов государственного регулирования.

Кроме того, предполагается, что основу стратегии экономического регулирования должны составлять предприятия рекреационной индустрии. Перспективной моделью формирования рекреационной зоны является создание социально-экономического кластера, объединяющего все заинтересованные организации данной сферы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложенная система экономико-математических показателей позволяет выделить важнейшие направления создания рекреационного кластера и определить состояние региональных индикаторов для достижения намеченных величин.

Список литературы

1. Анализ экономического положения Владимирской области. Центр экономических исследований. URL: http://www. ria. ru/research.

2. АдлерЮ. П., МарковаЕ. В., ТрановстшЮ. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: Наука. 1976.

Ъ.Бенъко Е. В. Направления и методы государственного регулирования туристско-рекреационной сферы в регионе // Экономические науки. 2011 № 1.

4. ГавриловА. Развитие ресурсного потенциала туризма на региональном уровне: социально-экономические факторы // Проблемы теории и практики управления. 2011 № 11.

5. Игнатьев А. А. Развитие системы отраслевого менеджмента в туристской сфере Российской Федерации // Вестник РАЭ им. Г. В. Плеханова. 2011. № 2.

6. Курочкина А. А., Яброва О. А. Стратегическое регулирование развития рекреационной зоны в регионе. Проблемы современной экономики. 2007. № 1.

7. Овчаров А. Туристический комплекс в России: тенденции и риски // Вопросы экономики. 2008. № 1.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. Сборник. М.: Росстат. 2011.

9. Туризм, культура и отдых во Владимирской области. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области. Владимир. 2011.

10. Фрольченко С. Управление туристской деятельностью: особенности регионального подхода // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.