Научная статья на тему 'Экономико-математические модели планирования развития региональных инфраструктурных рынков как современные механизмы управления регионами Российской Федерации'

Экономико-математические модели планирования развития региональных инфраструктурных рынков как современные механизмы управления регионами Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ТИПОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ТИПОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВАВ ЭКОНОМИЧЕСКОМКОНТЕКСТЕ / КЛАСТЕРЫ / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / REGIONAL PROBLEMS OF MODERN TYPES OF AN INFRASTRUCTURE / SPACE TYPOLOGY IN AN ECONOMIC CONTEXT / CLUSTERS / ECONOMIC-MATHEMATICAL MODELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронов А.А.

В статье рассматривается проблематика формирования, функционирования и планирования развития региональных инфраструктурных рынков Российской Федерации при помощи экономико-математического моделирования с целью получения современных механизмов управления регионами страны, их социально-экономическими, человеческими, природными и информационными ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC-MATHEMATICAL MODELS OF PLANNING OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL INFRASTRUCTURAL MARKETS AS MODERN MECHANISMS OF MANAGEMENT OF REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article the problematics of formation, functioning and planning of development of the regional infrastructural markets of the Russian Federation by means of economic-mathematical modeling for the purpose of reception of modern mechanisms of management by country regions, their social and economic, human, natural and information resources is considered.

Текст научной работы на тему «Экономико-математические модели планирования развития региональных инфраструктурных рынков как современные механизмы управления регионами Российской Федерации»

Проблемы экономики и менеджмента

А.А. Воронов

ассистент, ФГБОУВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ РЫНКОВ КАК СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблематика формирования, функционирования и планирования развития региональных инфраструктурных рынков Российской Федерации при помощи экономико-математического моделирования с целью получения современных механизмов управления регионами страны, их социально-экономическими, человеческими, природными и информационными ресурсами.

Ключевые слова: региональные проблемы современных типов инфраструктуры, типология пространства в экономическом контексте, кластеры, экономико-математическое моделирование.

A.A. Voronov, St.-Petersburg state university of service and economy

ECONOMIC-MATHEMATICAL MODELS OF PLANNING OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL INFRASTRUCTURAL MARKETS AS MODERN MECHANISMS OF MANAGEMENT OF REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. In article the problematics of formation, functioning and planning of development of the regional infrastructural markets of the Russian Federation by means of economic-mathematical modeling for the purpose of reception of modern mechanisms of management by country regions, their social and economic, human, natural and information resources is considered.

Keywords: regional problems of modern types of an infrastructure, space typology in an economic context, clusters, economic-mathematical modeling.

На современном этапе развития мирового хозяйства существенно повышается роль инфраструктуры, определяющей развитие всей экономики. Возросший интерес к проблемам инфраструктуры как объекта исследования объясняется объективными причинами. Инфраструктура того или иного региона занимает существенное место в структуре всего воспроизводственного процесса в результате использования значительной части капитальных вложений и трудовых ресурсов; способствует дальнейшему углублению общественного и международного разделения труда, усилению интеграционных процессов в мировом хозяйстве, что повышает нагрузку на базовые отрасли экономики. Инфраструктура призвана обеспечивать функционирование расширяющихся отраслей общественного производства, создавать необходимые условия для развития перспективных общественных и межгосударственных отношений.

В современных российских условиях резко возрос интерес экономистов, социологов, философов, политологов и юристов к проблемам формирования и развития инфраструктуры в регионах Российской Федерации. Это обусловлено значительными различиями в плане социально-экономических показателей развития современных российских регионов.

Региональная экономика играет важную роль в рациональном использовании ресурсов страны при хозяйственных, главным образом рыночных, отношениях. Это относительно молодая наука, о которой впервые в нашей стране заговорили в 1970-х годах.

48

№ 2 (6) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

Благодаря усилиям содружества творческих коллективов-соисполнителей во главе с ведущими учеными (Н.Н. Некрасов, А.И. Ведищев, А.Е. Пробст, С.В. Славин, Р.И. Шнипер и др.) схемы развития и размещения производительных сил становились наряду с народно-хозяйственными планами важнейшими инструментами территориального прогнозирования и планирования, обоснования территориальных пропорций и связей народного хозяйства. В итоге в значительной степени обеспечивалась реализация принципов целенаправленного, комплексного и результативного размещения и регионального развития производительных сил. Этот период отличался активизацией методических исследований. Стали широко внедряться в научные разработки новейшие экономикоматематические методы (В.С. Немчинов, А.Г. Аганбегян, А.Г. Гранберг, М.М. Албегов и др.). На Западе эта отрасль экономики более известна как «региональная наука». Впервые государственные органы США, Канады и стран Западной Европы начали оказывать целенаправленную помощь отдельным регионам в период кризиса 1930-х годов, когда вследствие значительного спада производства сильно пострадали старые развитые в промышленном отношении регионы и территории с моноспециализацией промышленного производства. В 1950-60-е годы региональная политика во всех развитых капиталистических странах получила законодательное оформление.

Последние годы минувшего века в России ознаменовались поворотом к разумному государственному регулированию экономики, активизации текущего и среднесрочного прогнозирования социально-экономического развития и финансовобюджетного планирования, к разработке более эффективных мер стимулирования предпринимательской деятельности. В связи с этим возрастает значение научного обоснования и глубокого познания процессов регионального развития производительных сил. Изучение региональной экономики и проблем формирования и развития инфраструктур, раскрывающих экономические процессы формирования важного сектора территориальных хозяйств, регионов, необходимо и предпринимателям-собственникам, и менеджерам коммерческих фирм, и проектантам в области строительства предприятий и градостроительства, и служащим органов территориального управления, и многим другим. Важнейшие теоретические и практические аспекты этой науки - закономерности и особенности саморегулирования и государственного регулирования экономики в региональном разрезе, в том числе формирования рыночной среды, инвестиционного климата и региональных товарных рынков, а также вопросы разработки и реализации комплексных программ социально-экономического развития - в данный момент находятся на траектории экономической реформы. Вызванная к жизни потребностями общественной практики, развитием современных производительных сил и экономических отношений, региональная экономика, в свою очередь, призвана активно воздействовать на это развитие.

Однако понятие инфраструктуры региона до становления региональной науки имело свою историю и претерпевало эволюцию в историко-логическом и историкоэкономическом аспектах. Поэтому изучение проблем развития регионов, современных инфраструктур в региональной науке немыслимо без историко-логического и методологического анализа экономической эволюции в контексте культуры человеческого общества, а также без непосредственного применения математических методов в моделировании экономических процессов, равно как и изучение проблем становления и развития

№ 2 (6) - 2012

49

Проблемы экономики и менеджмента

современной инфраструктуры региона невозможно без внутреннего анализа фундаментальных экономических показателей функционирования, как самого региона, так и его инфраструктуры. К таким показателям относят интегральные величины, характеризующие регион: валовой региональный продукт (ВРП), валовые инвестиции в регион и фонды потребления, основные производственные фонды, выражающие по существу величину капитала, работающего в производственной сфере региона, и число занятых в производственной сфере людей. Если говорить об инфраструктурных показателях, - то это, в первую очередь, показатели функционирования рыночной инфраструктуры: число банков, страховых компаний, консультационных и инвестиционных организаций, рост объектов строительства новых производственных и жилых площадей; социальную инфраструктуру региона составляют учреждения образования, транспорта, учреждения здравоохранения, медико-социальных экспертиз и проч. Информационная инфраструктура, как региона, так и страны в целом, складывается из учреждений, оказывающих услуги связи, телекоммуникаций, средств массовой информации; в последнее время рост информационного сектора немыслим без глобальной международной информационной сети Интернет. Задача изучения и анализа взаимовлияния этих показателей друг на друга - центральная проблема настоящего исследования. Сложность исследования заключается в том, что приходится учитывать не только статические фазы взаимовлияния вышеуказанных факторов, но и динамические условия их изменения на фоне разразившегося в конце 2008 г. глобального экономического кризиса, создавшего всеобщую ситуацию нестабильности и неустойчивости. Именно поэтому к проблемам формирования, функционирования и развития инфраструктуры в регионах Российской Федерации необходимо обратиться именно сейчас, когда вышеуказанный кризис уже заканчивается, в максимально возможной степени учесть недостатки в реформируемой экономике страны, воспользоваться позитивным опытом развитых зарубежных стран, сформировать целостную концепцию развития регионов в Российской Федерации.

Среди методов исследования в данной статье выделяется метод логического анализа существующей ситуации в регионах и метод аналитического прогнозирования динамики инфраструктурных рынков в экономике регионов на основе следующей принимаемой гипотезы: рост количественных показателей инфраструктурных рынков с течением времени ограничен, с одной стороны, внутренними возможностями самой экономики (технологии, уровень научно-технического прогресса, ресурсная база), а с другой стороны, влиянием и глобальными экономическими кризисами (за последние 30 лет, например, США пережили 4 экономических кризиса, а в России начиная с 1991 г. идет непрерывная череда экономических потрясений). Внутренняя суть этой гипотезы заключается в возможности использовать, хотя и с определенной степенью приближения, закономерности развития объектов материального мира (например, инженерно-технических систем) в контексте диалектического противопоставления прогрессивных и регрессивных факторов. Такое понимание вопроса приводит к идее о том, что, завершая отдельный цикл роста того или иного показателя, стремясь асимптотически к некоторому пределу, заданному уровнем развития экономики на определенный период, этот цикл переходит на иную закономерность своего развития, которая может быть отражена иной математической моделью более высокого уровня сложности. При этом предполагается переход к новым технологическим схемам производства и потребления, к использованию новых

50

№ 2 (6) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

видов энергии, ресурсно-сырьевой базы.

Теоретическая значимость и прикладная ценность полученных в исследовании результатов заключается в демонстрации возможности принятия рациональных хозяйственных решений при организации, планировании и осуществлении деятельности, связанной с обслуживанием рыночного сектора экономики, его социального и информационного секторов в соответствующих областях. Находясь в условиях постнеклассической науки, когда объект исследования совместно с его результатами тесно взаимодействуют с самим субъектом и оказывают на него влияние, гипотеза, выдвинутая для осуществления анализа и получения практически значимых результатов, представляется наиболее приемлемой.

Необходимость освоения базовых типов инфраструктуры, обоснованная выше, толкнула развитые страны на путь создания качественно новых терминов и понятий -таких как пространственная экономика и кластерный подход. Развитие таких категорий приходится в основном на период 1990-х годов, когда экономика государств, о которых идет речь, в целях совершенствования переходит к новым технологиям, стимулирующим общественное потребление, к развитию новых, наукоемких форм маркетинга и внутрифирменного планирования производства. Среди выделенных базовых типов современной инфраструктуры регионов страны уточняются конкретные формы реализации рыночной (торговые сети, концерны, холдинги; банки и биржи, страховые компании, строительные фирмы и объединения и проч.), социально-экономической (медико-социальный сектор, развитие путей сообщения и транспорта) и информационной (телекоммуникации, связь, Интернет) составляющих инфраструктуры, причем не только на региональных уровнях, но и в масштабах всей мезоэкономики страны. Так, формы деятельности всех промышленно-производственных фирм являются залогом их успеха на данном сегменте рынка, а в основе всех форм и методов планирования производства, менеджмента и коммерческого маркетинга лежат научные способы изучения и прогнозирования технологических характеристик производимых технических систем, а также выявление объективных законов их развития. В основе исследования указанной проблемы должен лежать математический аппарат нелинейного моделирования: формирование самой математической модели развития, методы определения параметров модели (главным образом, метод наименьших квадратов) и верификация получаемой таким образом модели [2, С. 87-88].

Среди математических моделей, которые можно использовать для решения указанных задач, хорошо приспособлены так называемые логистические кривые, уравнения которых получаются путем модификаций уравнения Бернулли, описывающего процесс развития в общем случае. К таким уравнениям относятся следующие функции:

1) кривая Перла:

L

у =-------------, где: L, a, b - константы; t - время;

1 + a•exp(-b•t)

2) кривая Гомперца:

у = L • exp(-b • exp(-k • t)), где: L, b, к - константы, t - время;

3) ^-функция:

у =--------L---------, где: L, a, b, fi - параметры модели, t - время.

a + exp(b • exp(-^ • t))

№ 2 (6) - 2012

51

Проблемы экономики и менеджмента

Первые два соотношения, как показывает практика, мало приспособлены для аппроксимации реальных закономерностей из-за симметричной формы кривой Перла и невозможности «растянуть» ее по оси абсцисс или ординат.

История развития науки и техники показывает [2, С. 104], что темпы научнотехнического прогресса на различных временных этапах нестабильны и периодически изменяются. Диалектика развития науки и техники, а значит, и экономических категорий, предполагает чередование стадий эволюционного и революционного (скачкообразного) развития, обусловленных взаимодействием двух противодействующих групп факторов: прогрессивных и регрессивных [4, С. 315-316].

Рисунок 1 - Моделирование развития инфраструктурных объектов

с помощью ^-функции

Начало эволюционной фазы характеризуется зарождением идеи новой техники, созданием ее первых образцов. Это наглядно прослеживается на становлении всех типов инфраструктуры. При этом наблюдается постепенный рост функциональных характеристик конкретного экономического продукта, представляющего ту или иную ветвь инфраструктуры: вначале эта скорость роста небольшая, но постепенно она увеличивается. Этот процесс можно представить в виде следующего графика:

В этот период преобладает действие прогрессивных факторов (научные идеи, технические достижения). Однако постепенно эти темпы начинают замедляться, и после точки перегиба (точка A) начинается непрерывное снижение скорости приращения параметров и асимптотическое приближение к некоторому пределу, обусловленному действием объективных законов природы.

Дальнейший рост количественных параметров возможен только в результате качественного скачка (революции). Для объектов экономической природы - это переход к использованию новых физических явлений, новых видов энергии, новых конструкционных материалов, к новым инновационным технологиям.

Можно показать [5, С. 126], что эволюционная фаза характеризуется созданием на

52

№ 2 (6) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

основе базового варианта различных модификаций и модернизированных экономических объектов (продуктов, услуг). Необходимость таких изменений базового объекта обусловлена стремлением увеличить функциональные параметры (правда, на сравнительно небольшую величину) при малых затратах времени и ресурсов; расширить целевое назначение; изменить целевое назначение. Кратность таких модификаций, как, впрочем, и время их существования, обуславливаются общественно необходимыми потребностями.

Таким образом, любой объект социально-экономической природы, в том числе и региональные инфраструктурные рынки, можно рассматривать как непрерывно развивающийся и совершенствующийся, причем это развитие находится под воздействием объективных законов [3, С. 186]. Ввиду наличия значительных интересов развитых государств в вопросах освоения пространств своих территорий и создания на них кластеров, проблемы построения и изучения моделей развития последних, обеспечивающих это освоение, представляются достаточно важными. Для современных российских условий последние достижения в этой области были бы достаточно полезными.

Однако, математическая сторона вопроса об исследовании закономерностей развития объектов экономической природы, изучения средств развития, например, для добычи сырья на суше или на континентальном шельфе, не исчерпывается выбором логистической кривой (аналитической модели) и расчетом ее параметров. Эти исследования должны быть дополнены вопросами статистической обработки данных, их классификации и снижением размерности.

Особую роль играют при проектировании сложных экономических систем, как на региональном уровне, так и во всей мезоэкономике страны, вопросы оптимизации, как технических, так и экономических и эксплуатационных параметров инфраструктурных объектов. Критерием оптимальности здесь выступает, очевидно, экономическая эффективность всего инфраструктурного комплекса в целом.

Список литературы:

1. Дихтль Е., Хёршген Х. Практический маркетинг. М.: Высшая школа, 1995. - 254 с.

2. Каменев А.Ф. Технические системы: закономерности развития. Л.: Машиностроение, 1985. - 216 с.

3. Мельник М.М. Экономико-математические методы и модели в планировании и управлении материально-техническим снабжением. - М.: Высшая школа, 1990. - 208 с.

4. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. - 605 с.

5. Эванс Д.Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993. - 335 с.

6. Baillargeon, G. Modelisation et optimisation avec applications en gestion et en economic. Les Editions SMG 1977. - 188 с.

7. Baillargeon, G. Programmation lineaire en gestion. Les Editions SMG 1994. - 214 с.

8. Benko, G., (dir.), La geographie economique au debut du xxie siecle: agglomeration et dispersion, Geographies, Bulletin de l’Association de Geographes Franqais, № 3, 2005. - P. 97-102.

9. Benko, G., Lipietz, A., (dir.), La richesse des regions, Paris, PUF. 2000. - 216 с.

10. Benko, G., Strohmayer, U., (dir.), Horizons geographiques, Paris, Breal. 2004. - 204 с.

List of references:

1. Dichtle Е., Hyorshgen H. Practical marketing. М: The Higher school, 1995. 254 p.

2. Kamenev A.F. Technical of system: laws of development. Leningrad: Mashinostroenie, 1985. 216 p.

№ 2 (6) - 2012

53

Проблемы экономики и менеджмента

3. Melnik M.M. Economic-mathematical methods and models in planning and inventory management. - М: The Higher school, 1990. 208 p.

4. Popper K. Logic and growth of scientific knowledge. М: Progress, 1983. 605 p.

5. Evans D.R., Berman B. Marketing. М: Economy, 1993. 335 p.

6. Baillargeon, G. Modelisation et optimisation avec applications en gestion et en economie. Les Editions SMG 1977. 188 p.

7. Baillargeon, G. Programmation lineaire en gestion. Les Editions SMG 1994. 214 p.

8. Benko, G., (dir.), La geographie economique au debut du xxie siecle: agglomeration et dispersion, Geographies, Bulletin de l’Association de Geographes Frangais, № 3. -2005. - P. 97-102.

9. Benko, G., Lipietz, A., (dir.), La richesse des regions, Paris, PUF. - 2000. - 216 p.

10. Benko, G., Strohmayer, U., (dir.), Horizons geographiques, Paris, Breal. - 2004. - 204 p.

Л. Ф. Гафиуллина

канд. экон. наук, заведующая кафедрой экономики и управления социально-культурной сферой, ФГБОУВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ЧЕРЕЗ СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВЫПЛАТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В современных условиях конкуренции и повышения требований к качеству оказываемых образовательных услуг возникает необходимость внедрения методов стимулирования работников системы образования. В этих целях в данной статье предлагаются различные мотивационные выплаты, побуждающие работников нести ответственность и более качественно оказывать образовательные услуги.

Ключевые слова: образовательное учреждение, новая система оплаты труда, выплаты стимулирующего характера, заработная плата.

L.F. Gafiullina, Kazan state university of culture and arts

PERFECTION OF PAYMENT OF WORKERS THROUGH STIMULATING PAYMENTS AS THE MANAGEMENT TOOL

Abstract. in modern conditions of a competition and increase of requirements to quality of rendered educational services there is a necessity of introduction of methods of stimulation of workers of an education system. In these purposes in given article the various motivational payments inducing workers to bear responsibility and better to render educational services are offered.

Keywords: the educational institution, new system of payment, payment of stimulating character, a salary.

Организация управления деятельностью образовательным учреждением необходима для качественного и своевременного решения задач, стоящих перед ним. Это достигается выполнением ряда важнейших функций управления, которые определяются как отрасль работы, представляющая собой совокупность решений, действий или, процессов, объединенных общностью объекта и решаемых задач по управлению. Организация управления учреждением обусловливает, прежде всего, содержательный и коммуникативный аспекты деятельности руководителя и его заместителей и положения научной организации их труда. Если содержательная сторона деятельности определяется функциями управления, то коммуникативная - структурой управления учреждением, его штатным расписанием и должностными инструкциями администраторов, педагогов

54

№ 2 (6) - 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.