Научная статья на тему 'Экономико-географическое и геополитическое положение как интегральная пространственная категория'

Экономико-географическое и геополитическое положение как интегральная пространственная категория Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
28247
992
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ПОЗИЦИОННОЕ ДАВЛЕНИЕ / ECONOMIC / GEOGRAPHICAL AND GEOPOLITICAL LOCATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Герасименко Татьяна Ильинична, Семёнов Евгений Александрович

Роль экономико-географического и геополитического положения в развитии территорий чрезвычайно велика, не случайно существует термин «давление места», или «позиционное давление», введённый в употребление Б.Б. Родоманом. Позиционный принцип основополагающий в географии. Свойства экономико-географического и геополитического положения как важной интегральной пространственной категории, особенности их оценки позволяют оценить место того или иного региона или страны в геоэкономическом и геополитическом пространстве. ЭГП и ГПП не только важные категории, это одно из центральных учений экономико-географической науки. Классики отечественной экономической географии Н.Н. Баранский, В.В. По-кшишевский, И.М. Маергойз разработали основы учения об ЭГП и методику его оценки. Учение получило развитие в трудах современных авторов, что нашло отражение в представленной статье. Учёт этих категорий необходим при создании стратегий социально-экономического развития территорий и схем территориального планирования, при выборе геополитических и геоэкономических предпочтений. Помимо таких важных элементов ЭГП как транспортно-географическое, промышленно-гео-графическое, рекреационно-географическое, гео-демографическое и другие, в условиях развития современной постиндустриальной экономики, нарастания процессов глобализации и интеграции, модернизации и диффузии инноваций, сжатия экономического пространства, повышения значимости институциональных факторов и мобильности производства особое значение приобретают такие новые черты как финансово-географическое, инновационно-географическое, агломерационно-географическое положение. Главные свойства экономико-географического положения это, во-первых, его исторический характер. Оно подвержено динамике под воздействием разных факторов. Во-вторых, потенциальный (вероятностный) характер ЭГП, которое дает возможности для развития, но не предопределяет его. В-третьих, дистанционный характер ЭГП позволяет оптимизировать логистические схемы. Велико влияние ЭГП и ГПП на территориальную структуру, характер и направления внешних социально-экономических связей региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Герасименко Татьяна Ильинична, Семёнов Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC-GEOGRAPHICAL AND GEOPOLITICAL POSITION AS INTEGRAL SPATIAL CATEGORY

The role of economic-geographical and geopolitical position in the development of territories is extremely high; it is not a coincidence that there exists the term «pressure of location» or «positional pressure», introduced by B.B. Rodomanov. The positional principle lies as a fundamental one in geography. Properties of economic-geographical and geopolitical position as the important integral spatial category, their peculiarities allow estimating the location of a particular region or a country in the geo-economic and geopolitical space. EGP and GPP are not only important categories; they underlie some central teachings of the economic and geographical science. Classical scholars of Russian economic geography N.N. Baransky, V.V. Pokshishevsky, I.M. Maergoiz developed the foundations of the doctrine of EGP and methods of its evaluation. The doctrine was further developed in the works of contemporary authors, being reflected in the submitted article. Considering these categories is necessary when creating strategies for socio-economic development of territories and territorial planning schemes, as well as the choice of geopolitical and geo-economic preferences. In addition to such important elements of EGP as transport and geographical, industrial and geographical, recreational and geographical, geo-demographic and other characteristics, such new features as financial and geographical, innovative and geographical, agglomerative and geographical position take on special significance in terms of modern post-industrial economy, the rise of globalization and integration, modernization and diffusion of innovations, economic space compression, increasing importance of institutional factors and mobility production. The main properties of geographic location are, first of all, its historic character. It is subject to the dynamics under the influence of various factors. Secondly, it is potential (probabilistic) nature of EGP, which gives opportunities for development, but does not predetermine it. Thirdly, the remote nature of EGP optimizes logistics schemes. The influence on the EGP and GLP on territorial structure, the nature and direction of the external socio-economic relations in the region is great.

Текст научной работы на тему «Экономико-географическое и геополитическое положение как интегральная пространственная категория»

УДК 911.6

Герасименко Т.И., Семёнов Е.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: tanyag26@yandex.ru

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КАТЕГОРИЯ

Роль экономико-географического и геополитического положения в развитии территорий чрезвычайно велика, не случайно существует термин «давление места», или «позиционное давление», введённый в употребление Б.Б. Родоманом. Позиционный принцип - основополагающий в географии. Свойства экономико-географического и геополитического положения как важной интегральной пространственной категории, особенности их оценки позволяют оценить место того или иного региона или страны в геоэкономическом и геополитическом пространстве.

ЭГП и ГПП - не только важные категории, это одно из центральных учений экономико-географической науки. Классики отечественной экономической географии - Н.Н. Баранский, В.В. По-кшишевский, И.М. Маергойз - разработали основы учения об ЭГП и методику его оценки. Учение получило развитие в трудах современных авторов, что нашло отражение в представленной статье. Учёт этих категорий необходим при создании стратегий социально-экономического развития территорий и схем территориального планирования, при выборе геополитических и геоэкономических предпочтений.

Помимо таких важных элементов ЭГП как транспортно-географическое, промышленно-гео-графическое, рекреационно-географическое, гео-демографическое и другие, в условиях развития современной постиндустриальной экономики, нарастания процессов глобализации и интеграции, модернизации и диффузии инноваций, сжатия экономического пространства, повышения значимости институциональных факторов и мобильности производства особое значение приобретают такие новые черты как финансово-географическое, инновационно-географическое, агломерационно-географическое положение.

Главные свойства экономико-географического положения - это, во-первых, его исторический характер. Оно подвержено динамике под воздействием разных факторов. Во-вторых, - потенциальный (вероятностный) характер ЭГП, которое дает возможности для развития, но не предопределяет его. В-третьих, дистанционный характер ЭГП позволяет оптимизировать логистические схемы.

Велико влияние ЭГП и ГПП на территориальную структуру, характер и направления внешних социально-экономических связей региона.

Ключевые слова: экономико-географическое и геополитическое положение, позиционное давление.

Человеческое общество сегодня как никогда нуждается в стратегии - национальной, экономической, образовательной и т. д., выработка которой в значительной степени связана с прогнозами [16]. Процесс регионального развития становится всё более стремительным и глобальным. На наших глазах происходит радикальное усложнение системы и сокращение периода срабатывания причинно-следственных связей, действующих в экономике, политике, культуре. Это делает практически невозможным их отслеживание и воздействие на них, что предвещает человечеству значительное расширение спектра проблем. Довершает картину возрастающая утрата преемственности, когда опыт и стереотипы, накопленные одним поколением, оказываются все в меньшей степени востребованными потомками [12]. Это приводит к росту роли региональных наук, в том числе и географии, поскольку изучение процессов регионального развития предполагает территориально дифференцированный (т. е. географический) под-

ход. Современный этап развития науки характеризуется процессом систематизации, теоретических обобщений, синтеза накопленных знаний, формированием единой методологической основы, позволяющей провести комплексный анализ и диагностику исследуемой территории, выявить диспропорции развития, получить рекомендации для их устранения и по возможности получить прогноз.

Одним из центральных в географической науке является учение о географическом, и в частности об экономико-географическом положении. Это учение вытекает из позиционного принципа - одного из основополагающих в географии. Б.Б. Родоман ввёл в употребление термин «давление места», или «позиционное давление». «Под влиянием такого давления легкоподвижные объекты мигрируют; менее подвижные меняют свои физические свойства или функции» [19, с. 78]. О важности географического положения говорили В.П. Семёнов-Тян-Шанс-кий [21], И. Тюнен [23] и др.

Экономико-географическое (ЭГП) и геополитическое положение (ГПП) - важнейшие категории общественной географии, предопределяющие многие аспекты пространственного развития и место региона в территориальном (географическом) разделения труда. Учёт этих категорий необходим при создании стратегий социально-экономического развития территорий и схем территориального планирования, при выборе геополитических и геоэкономических предпочтений. Географическое положение относится к факторам «первой природы», определяющей конкурентные преимущества (недостатки) территории, существующее вне зависимости от деятельности общества [3]. Это своеобразный географический адрес выделенного территориального объекта (таксона) с расширенными указаниями, характеризующие связи этого объекта с его окружением [1]. Термин ЭГП был впервые использован И. Алкиным. Основы теории ЭГП заложены Н.Н. Баранским и получили развитие в трудах В.В. Покшишевского и И.М. Маер-гойза [15]. Немалый вклад внёс и Б.Б.Родоман. В настоящее время ЭГП остаётся одной из важнейших категорий общественно-географической науки, хотя некоторые учёные (например, Л.В. Смирнягин) считают, что его роль преувеличена. Мы придерживаемся в данном вопросе позиции умеренного поссибилизма. Разумеется, ЭГП и ГПП не абсолютные категории, но их учёт и использование преимуществ при формировании системы внешних связей региона необходим.

Важно подчеркнуть, что ЭГП - это система внешних связей, а не характеристика территории. Это распространенная ошибка, которая прокралась даже в вузовские учебники. Так, в одном из учебных пособий указывается, что физико-географическое положение местности является важным условием и предпосылкой для размещения населения, осуществления каких-либо видов хозяйственной деятельности и формирования отраслей региональной специализации, особенно в АПК, транспортном секторе и туристско-рекреационной сфере [25]. ЭГП региона (субъекта РФ) является одним из главных геоэкономических маркёров. Оно характеризуется пространственным положением данного таксона по отношению к внешним природным либо антропогенным данностям, влияющим на его экономическое развитие и предопределяющим внешние связи. Классическое оп-

ределение Н.Н.Баранского характеризует экономико-географическое положение как отношение какого-либо места, района или города ко вне его лежащим объектам (как природного порядка, так и созданным в процессе хозяйственной деятельности человека), имеющим для него экономическое значение [2]. В этом отличие отечественного подхода к ЭГП от определения, данного, например, Ф. Ратцелем, который определял географическое положение как принадлежность к территории.

Кроме экономико-географического положения Н.Н. Баранский выделял математическое (относительно геокоординат) и физико-географическое (положение на физико-географической карте).

ГПП является важнейшей категорией не только географического положения, но и геополитики, которое на региональном уровне имеет особое значение для пограничных регионов. ГПП определяется как положение по отношению к соседним странам и прежде всего к приграничным регионам, с учетом сходства и различия их политических систем в контексте региональной политики, соотношения геополитических потенциалов, взаимных геополитических интересов и проблем [2], [4], [6], [8], [26]. Особая важность геополитического положения для пограничных регионов определяется функцией государственной границы в системе, складывающейся в определенный исторический период межгосударственных и межрегиональных отношений в условиях глобализации, международной регионализации и интеграции.

ЭГП имеет огромное значение для территориальной организации общества и в значительной мере определяет место страны или региона в территориальном (географическом) разделении труда. ЭГП - важный фактор размещения тех или иных объектов, который позволяет прогнозировать их функционирование и развитие.

Оценка экономико-географического и геополитического положения имеет интегральную синергетическую конструкцию, складывающуюся из отдельных компонентов ЭГП (ГПП), и разномасштабную структуру, зависящую от территориального охвата связей (макро-, мезо-и микроположение).

Географическое положение региона по отношению к особенностям расположения на тер-

ритории континента, макрорегиона, страны определяется как центральное (обеспечивающее наименьшую сумму расстояний до окружающих объектов) или периферийное (удалённое от центра). Существуют варианты: полупериферийное, внутреннее (глубинное), приграничное (окраинное).

Главными компонентами ЭГП по отношению к элементам производственной и непроизводственной сферы и инфраструктуры являются:

- транспортно-географическое (транзитное) положение, т. е. положение региона по отношению к путям сообщения с учётом их мощностей, степени загруженности и стоимости перевозок, и элементам транспортно-логистичес-кой инфраструктуры. Это наиболее динамичная часть ЭГП. Особо выделяют приморское положение, во все времена являющееся важнейшим фактором развития региона;

- промышленно-географическое положение - положение по отношению к крупным промышленным и научно-техническим центрам (технополисам), источникам производства топлива и энергии;

- агро-географическое положение определяет положение региона относительно ареалов производства продукции растениеводства и животноводства, крупных продовольственных баз, центров потребления сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров;

- ресурсно-географическое положение -положение по отношению к районам обеспеченных теми или иными видами природных ресурсов, к крупным месторождениям по запасам и объемам добычи полезных ископаемых;

- рыночно-географическое положение - это положение региона относительно действующих и потенциальных товарных рынков, ближайших торгово-экономических партнеров, межрегиональных и международных торговых путей;

- геодемографическое положение - положение относительно сгустков и концентрации населения с учетом демографической, половозрастной, профессионально-образовательной структуры и миграционных потоков трудовых ресурсов;

- рекреационно-географическое положение - положение относительно районов и центров рекреации, пространственных кластеров санаторно-курортной и туриндустрии.

В условиях развития современной постиндустриальной экономики, нарастания процессов глобализации и интеграции, модернизации и диффузии инноваций, сжатия экономического пространства, повышения значимости институциональных факторов и мобильности производства особое значение приобретают такие новые черты ЭГП и ГПП как:

- финансово-географическое положение, т. е. положение региона относительно крупных финансовых и инвестиционных центров и стран со значительными инвестиционно-финансовыми ресурсами;

- инновационно-географическое положение - положение относительно научно- высокотехнологических, инновационных центров и кластеров, а также ареалов развития 1Т-индус-трии и хай-тека;

- агломерационно-географическое положение - положение региона относительно крупных центров с выраженным «эффектом агломерации». Который обеспечивает опережающий экономический рост, разнообразие видов деятельности, потребительских товаров и услуг, высокую скорость создания новых рабочих мест, концентрацию финансовых и бюджетных ресурсов, разнообразного сервиса, образовательных, лечебно-оздоровительных и культурно-развлекательных услуг, большее количество высокооплачиваемых рабочих мест и более высокие доходы населения.

Наряду с пространственным содержанием экономико-географического и геополитического положения это также общественно-исторические, геополитические и социально-экономические категории, которые по содержанию и характеру проявления зависят от условий общественно-политического, хозяйственного и социально-культурного развития той или иной территории.

ЭГП обладает целым рядом черт, которые необходимо учитывать при его оценке, на что указывал И.М.Маергойз [15]. Во-первых, ЭГП - категория историческая. Одни и те же его характеристики в разные временные периоды могут иметь разное значение, вплоть до полярных. К тому же происходят многочисленные изменения огромного числа внешних объектов, с которыми устанавливаются взаимосвязи. Кстати, Ф. Ратцель считал заслуживающими внимания, только, стабильные характеристики ЭГП.

Если физико-географическое положение является долговременным и практически неизменным и роль ее элементов в возможном изменении географического положения какой-либо территории абсолютно пассивна, то экономико-географическое и геополитическое положение категории исторические, определяющие свои качества в координатах времени.

Исторический динамизм ЭГП и ГПП - важная особенность географического положения территорий [9], [10]

В ходе пространственно-исторической динамики мировой, национальной и региональной политики и экономики, ЭГП и ГПП таксонов разного уровня, в том числе регионов РФ, подвержены существенным изменениям под влиянием меняющегося внешнего окружения и особенностей внутреннего социально-экономического развития самого субъекта. Наиболее значимые перемены в экономико-географическом положении могут быть связаны с заметными сдвигами в географическом разделении труда, развитием и совершенствованием транспортной инфраструктуры, возникновением новых рынков товаров и услуг, реализацией международных инвестиционных и национальных проектов.

Например, в конце XIX и в первой половине XX века значительное улучшение ЭГП некоторых Уральских и Сибирских губерний было связано с качественным изменением их транспортно-географического положения, обусловленным прокладкой Транссибирской железнодорожной магистрали. Территории, расположенные вблизи нового, скоростного, более пассажиро- и грузоемкого транспортного пути получили колоссальный импульс экономического развития, а неприметные населенные пункты, через которые прошла железная дорога, превратились в большие цветущие города. Всего за 29 лет, согласно данным переписи населения 1897 г. и 1926 г., численность населения Омска увеличилась в 4,5 раза, а Новосибирска - в 15 раз. Не в последнюю очередь благодаря этому фактору Новосибирск из небольшого восьмитысячного поселка за 100 лет превратился в крупнейший полуторамилли-онный город - «столицу» Западной Сибири [17]. Вырос и стал процветающим Красноярск, а вот Енисейск, центр Енисейской губернии, через который не прошла магистраль, напротив, утратил свои позиции.

С открытием железнодорожной линии Самара - Оренбург (1876 г.) и Оренбург - Ташкент (1904 г.) произошел существенный сдвиг в усилении экономических позиций Оренбургской губернии и города Оренбурга, численность населения которого за 50 лет возросла с 20 до 150 тыс. чел. (1913 г.) [11]. Открытие железнодорожного сообщения качественно изменило экономическое положение Оренбуржья. Регион стал важным транспортным узлом, связывающим европейские губернии России с центрально-азиатскими территориями.

Юго-восточное направление стало для Российского государства стратегическим во внутренней и внешней экономической политике. Заметные отличия природных и социально-экономических условий центрально-азиатских владений России и, ее соседей от европейских территорий Империи, на этом направлении создавали естественные условия для географического разделения труда и обмена товарами.

Функционирование железнодорожной магистрали обусловило значительный рост инвестиций, торгово-промышленного капитала в экономику Оренбургской губернии и города Оренбурга, быстрого и устойчивого развития сельского хозяйства, промышленности, торговли и банковского дела.

Замедление темпов экономического роста Оренбургской области в 30-е годы по сравнению с бурным ростом экономики и масштабной индустриализацией в регионах Урала и Сибири связано с изменениями экономической парадигмы государства в выборе региональных приоритетов развития страны и, как следствие, формирования ее главной геоэкономической оси. Во главу промышленной политики было поставлено стратегическое развитие тяжелой индустрии, основанное на использовании минеральных ресурсов Урала и Сибири. Главным пространственным вектором экономического развития страны стало широтное направление (Уфа - Екатеринбург - Челябинск - Омск -Новосибирск - Новокузнецк). При этом юго-восточное направление (Самара - Оренбург -Актюбинск - Ташкент - Алма-Ата), заметно ослабло. В результате изменилось ресурсно-, транспортно- и промышленно-географическое положение Оренбургской области. Регион оказался в стороне от крупных разработок месторождений полезных ископаемых, новых про-

мышленных объектов, основных транспортных потоков и трасс проникновения в ресурсные районы.

В пространственно-временной динамике экономического развития Оренбуржья явно просматриваются исторические параллели. Будущее развитие региона, как и 270 или 100 лет назад, в первую очередь, также будет обусловлено свойствами его экономико-географического и геополитического положения. Качественно новый импульс развития области придаст создание трансконтинентального евразийского транспортного коридора между Зарубежной Европой и Восточной Азией.

Во-вторых, ЭГП имеет потенциальный (вероятностный) характер, т. е. характеризует лишь возможности развития. Однако его нельзя абсолютизировать [13], [14], [18]. Выгодность тех или иных компонентов ЭГП и ГПП не всегда может быть полноценно реализована. Как правило, это связано с рецессией или крайне низким экономическим ростом, отсутствием ввода новых производственных, социальных и инфраструктурных объектов, слабым развитием межрегиональной и международной интеграции, пространственно-сетевого производства товаров и услуг. Также неэффективностью государственного регулирования и планирования территориального развития при федеративном устройстве, дефицитом региональных бюджетов, относительной изолированностью секторов экономики на государственном и региональном уровне, изъянами региональной политики и управления и другими институциональными факторами.

Например, не в полной мере реализуется потенциал таких компонентов ЭГП и ГПП Оренбургской области как выгодное транзитное положение на пересечении важнейших существующих и перспективных межрегиональ-

ных, и особенно международных транспортных потоков. Недостаточно эффективно используется приграничное положение и геополитический потенциал региона, возможности его внешних взаимодействий и внешнеэкономической привлекательности, определяемой финансово-экономической самодостаточностью, значительным природно-ресурсным, трудовым, научно-образовательным и интеграционным потенциалом. Положение Оренбургского региона на оптимальном маршруте сжатия евразийского пространства может повысить его инфраструктурный и экономический потенциал как важнейшего коммуникационного узла на возрожденном Великом шелковом пути. При этом область может стать не только территорией обслуживания евразийского товарного потока, но и важнейшим каналом информационно-культурного обмена, но лишь при условии реализации этого преимущества [5], [20], [22].

В-третьих, ЭГП имеет дистанционный характер. Расстояние между объектами может быть геодезическим (кратчайшим), реальным географическим (измеренным по транспортным путям) и экономическим (измеряемым по времени в пути либо по стоимости перевозок). Последнее имеет наибольшее значение для развития территории и не всегда коррелирует с двумя вышеназванными. Нередко экономическое расстояние между российскими регионами минимально через Москву, что обусловлено спецификой транспортной инфраструктуры и логистической политики.

В заключение подчеркнем, что оценка ЭГП и ГПП населённого пункта, региона или страны позволяет выявить диспропорции и определить оптимальные геополитические и геоэкономические векторы развития, а также формы и направления внешних связей.

13.03.2014

Список литературы:

1. Алаев, Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь / Э.Б. Алаев. - М.: Мысль, 1983. - 350 с.

2. Бакланов, П.Я. Экономико-географическое и геополитическое положение Тихоокеанской России / П.Я. Бакланов. -Владивосток: Дальнаука. - 2009 - 172 с.

3. Баранский, Н.Н. Экономико-географическое положение / Н.Н. Баранский // Становление советской экономической географии: избр.труды. - М.:Мысль, 1980. - 287 с.

4. Вардомский, Л.Б. Внешнеэкономическая открытость и региональные процессы в России / Л.Б. Вардомский // Голос России. - 2000. - №1. - С. 30-32.

5. Географический атлас Оренбургской области / науч. ред. и сост. чл.-корр. РАН А.А.Чибилев. - М.: Изд-во «ДИК»; Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 1999. - 95 с.

6. География мирового хозяйства / ред. проф. Н.С. Мироненко. - М.: Издательство «Тревел Медиа Интернэшнл». - 2012. -352 с.

7. Герасименко, Т.И. Проблемы этнокультурного развития трансграничных регионов: монография / Т.И. Герасименко. -С-Петербург. - 2005. - 235 с.

8. Гладкий, Ю.Н. Геоэкономика: предмет исследования и тенденции развития / Ю.Н. Гладкий // Известия РГО. - 2004. -№3. - С. 1-12.

9. Гладкий, Ю.Н. Россия в лабиринтах географической судьбы / Ю.Н. Гладкий. - Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2006.

10. Голубчик, М.М. Экономическая и социальная география: Основы науки / М.М. Голубчик. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2003. - 400 с.

11. Гуков, А.М. Оренбуржье - форпост России / А.М. Гуков. - Оренбург: ОАО «ИПК «Южный Урал». - 2010. - 128 с.

12. Капица, С.П. Синергетика и прогнозы будущего. 3-е издание / С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий. - М.: Эдиториал УРСС. - 2003. - 288 с.

13. Каледин, Н.В. Территориально-политические системы и политическая регионализация постсоветского пространства // Географическое пространство России: образ и модернизация. Сб. ст. / Н.В. Каледин ; Под ред. Н.В. Каледина и А.И. Чистоба-ева - СПб.: Изд-во «ВВМ». - 2011. - 354 с.

14. Кефели, И.Ф. Российское геополитическое пространство: история созидания и сценарии будущего // Географическое пространство России: образ и модернизация. Сб. ст. / И.Ф. Кефели ; Под ред. Н.В. Каледина и А.И. Чистобаева. - СПб.: Изд-во «ВВМ», 2011. - 354 с.

15. Маергойз, И.М. Территориальная структура хозяйства / И.М. Маергойз. - Новосибирск: Наука. - 1986. - 295 с.

16. Кризисы современной России: Научный мониторинг / Г.Г. Малинецкий [и др.] // Вестник РАН. - 2003. - №7. - С. 579-593.

17. Народонаселение мира. Справочник / Под ред. Б.Ц. Урланиса. - М.: Статистика. - 1978. - 447 с.

18. Плисецкий, Е.Л. Коммерческая география России: Территориальная организация производства и рынка / Е.Л. Плисецкий. - М.: КРОНУС. - 2007. - 216 с.

19. Родоман, Б.Б. География, районирование, картоиды / Б.Б. Родоман. - Смоленск: Ойкумена. - 2007. - 367 с.

20. Семенов, Е.А. Экономическая и социальная география Оренбургской области / Е.А. Семенов, Т.И. Герасименко, Р.Ш. Ахметов. - Оренбург: ОГУ, 2011. - 136 с.

21. Семёнов-Тян-Шанский, В.П. Район и страна / В.П. Семёнов-Тян-Шанский. - М. - Л. - 1928.

22. Стратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: orenprom.com>files/strategylast3.doc. - (дата обращения: 15.03.2014).

23. Тюнен, И. Изолированное государство / И. Тюнен. - М. - 1926.

24. Чибилев, А.А. Российско-Казахстанский трансграничный регион: история, геоэкология и устойчивое развитие / А.А. Чибилев. - Екатеринбург: УрО РАН. - 2011. - 216 с.

25. Экономическая география / В.П. Желтиков, Н.Г. Кузнецов, С.Г. Тяглов. - Ростов н/Д: Феникс. - 2001. - 384 с.

26. Fujita, M. The Spatial Economy: Cities, Regions and International Trade / M. Fujita, P. Krugman, F.J. Venables. - Cambridge (Mass.). - 2000.

Сведения об авторах:

Герасименко Татьяна Ильинична, заведующий кафедрой географии и регионоведения геолого-географического факультета Оренбургского государственного университета, доктор географических наук, профессор

Семёнов Евгений Александрович, доцент кафедры географии и регионоведения геолого-географического факультета Оренбургского государственного университета, кандидат географических наук, докторант

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 1407, тел. (3532) 372542, e-mail: tanyag26@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.