Научная статья на тему 'Экономико-географические условия и предпосылки формирования уровня жизни населения республики калмыкия'

Экономико-географические условия и предпосылки формирования уровня жизни населения республики калмыкия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
194
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малунова Е. Б.

Предложено обоснование уровня жизни как экономико-географической категории, раскрыты условия и предпосылки формирования уровня жизни населения Республики Калмыкия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the economic-geographical features and factors of the living standard formation in the the Republic of Kalmykia territory is represented.

Текст научной работы на тему «Экономико-географические условия и предпосылки формирования уровня жизни населения республики калмыкия»

УДК 338:91(471.6)

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

© 2007 г. Е.Б. Малунова

The analysis of the economic-geographical features and factors of the living standard formation in the the Republic of Kalmykia territory is represented.

Уровень жизни - одна из ведущих и наиболее обобщающих категорий, отражающих параметрическое состояние и особенности динамики территориальной социально-экономической системы. Уровень жизни населения (территориальной общности) как особое социально-экономическое явление воспроизводится в географической, т.е. в природно-общественной, соответствующим образом территориально организованной среде. В определённом смысле уровень жизни является составляющей этой среды, её продуцентом, что позволяет вести речь о географических проявлениях уровня жизни, о её территориальных (географических) детерминантах, в том числе и применительно к такому специфическому территориальному таксону, как Республика Калмыкия.

Под уровнем жизни будем понимать комплекс жизненных условий, необходимый для удовлетворения разумных потребностей людей. Общую характеристику уровня жизни можно представить посредством определения, в какой степени распределяется население региона на следующие группы:

1) благосостояние позволяет удовлетворить в полной степени разумные потребности (средний и высокий уровень обеспеченности) и достигнуть уровня удовлетворения минимальных потребностей (уровень малообеспеченности);

2) отсутствие обеспеченности для удовлетворения минимальных жизненных потребностей (бедность).

О качественных характеристиках уровня жизни можно судить по основным индикаторам, принятым для межрегиональных сопоставлений: доходам населения; здоровью; питанию; жилищной обеспеченности; домашнему имуществу; востребованности платных услуг; уровню образования; развитию социальной инфраструктуры; социальному обеспечению, социальной защите; дифференциации населения по доходам.

Географические факторы уровня жизни населения многообразны и могут быть объединены в следующие основные группы:

- природно-географические (связанные в частности с природной детерминантой необходимого минимума социальных благ);

- ресурсно-экономические (обеспеченность производственно-сырьевыми ресурсами, особенности развития экономики, характер производственных отношений и т.п.);

- геоэкономические и геокультурные (сопряжённые с позиционированием в системе центр-периферия, со сложившейся иерархией населённых мест, доминантой тех или иных геокультурных систем и т.п.);

- социокультурные (включая и этнокультурные), корректирующие и формирующие некие социальные стандарты;

- демографические (движение и структура населения).

Заметим, что в конкретном территориальном (экономико-географическом) контексте указанные факторы не только воздействуют на уровень жизни совместно, параллельно, но и в существенной мере детерминируют друг друга.

Анализ совокупности факторов формирования уровня жизни на территории Республики Калмыкия позволяет выявить их в целом неблагоприятное воздействие, акцентировать необходимость осуществления компенсационных, ориентированных на опережающую динамику уровня жизни населения региона, мер и усилий как на республиканском, так и на федеральном уровнях.

Республика Калмыкия, занимающая 76,1 тыс. км2, расположена на крайнем юго-востоке европейской части России и входит в состав Южного федерального округа (ЮФО). Численность постоянного населения по предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2002 г. составляет 290,6 тыс. чел. (0,2 % населения России). Плотность населения - 3,8 чел./км2, что меньше среднего показателя по России в 2,1 раза. Калмыкия - это слабозаселённая даже по российским меркам территория, что порождает сложный комплекс транспортно-коммуникационных, инфраструктурных и в целом социально-экономических проблем.

Как подчёркивает А.Г. Дружинин, хозяйственная деятельность, как и соответствующий уровень жизни населения периферии, существенным образом лимитированы транспортно-коммуникационной доступностью основных социально-экономических центров (удалённость от последних и общая разреженность поселенческой сети, существенные расстояния между поселениями в условиях частичного бездорожья снижают реальный уровень экономической активности за счёт транспортных издержек, различного рода трансакций, прямых поборов на дорогах, необходимости перманентного инвестирования в личный автотранспорт и др.), общим эффектом дополнительных издержек («антирентой») периферии [1]. Данный вывод в полной мере применим и к ситуации в Калмыкии, достаточно типичном аграрном периферийном регионе РФ, функционирующем в неблагоприятных природных и социально-экономических условиях.

Приоритетным фактором бедности и низкого уровня жизни населения региона являются масштабные проявления безработицы. Ее уровень в Калмыкии остается одним из самых высоких среди регионов

ЮФО; в Российской Федерации по этому показателю республика занимает 83-е место. Уровень безработицы, рассчитанный в соответствии с методологией МОТ, за период с 1995 по 2005 г. увеличился с 16,9 до 18 % от экономически активного населения. Наличие в семье ищущего работу неработающего взрослого в большинстве случаев приводит к бедности. При этом следует констатировать, что безработица особенно распространена среди молодежи в возрасте 20-29 лет (33,6 % всех безработных). Начиная с 1998 г. наметилась положительная тенденция снижения уровня безработицы, численность безработных сократилась в 1,5 раза. Однако следует отметить, что ситуация на рынке труда в целом неустойчива из-за продолжающейся миграционной активности населения в республике.

Влиянием экономических и поселенческих факторов обусловлен крайне низкий уровень жизни населения республики, существенно уступающий среднероссийскому. На начало 2005 г. уровень бедности составил 49,4 %, т.е. у 147,68 тыс. чел. доходы были ниже прожиточного минимума [2]. Это объясняется устойчиво депрессивным характером региональной экономики, а также высоким уровнем неравенства в распределении доходов. Можно отметить в течение последних лет сохранение существенного отставания среднедушевых доходов населения Калмыкии по сравнению с РФ с одновременным сохранением низкого уровня среднемесячной заработной платы. Такое же положение характерно также почти для всех северокавказских республик.

Стоимость жизни в республике можно оценить по соотношению душевых денежных доходов и прожиточного минимума, или черты бедности. Этот показатель составляет в Калмыкии 122,3 % и является самым низким в ЮФО (за исключением Ингушетии с показателем 92,1 %). По России в целом отношение среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму составляет 245,8 %. Самое незначительное превышение величины соответствующего прожиточного минимума в социальной группе «пенсионеры» отмечается во всех регионах, в Калмыкии - 103,6 %.

Индикаторами уровня жизни могут служить показатели потребления, в частности объем душевого розничного товарооборота. Несмотря на постоянное увеличение оборота розничной торговли Калмыкии, среднедушевой показатель остается на самом низком уровне (меньше среднего южнорегионального уровня в 2,5 раза, а среднероссийского - в 3,5).

Аналогичная ситуация характерна и для среднедушевого объема платных услуг, оказываемых населению республики: отставание от среднего уровня по Югу России - в 3,4, по России - в 4,9 раза. В структуре объема платных услуг населению основная доля приходится на жилищно-коммунальные услуги (33,9 %), услуги связи

(19.1), бытовые (12,3), пассажирского транспорта

(12.2), услуги системы образования (9,4 %). Остальные виды услуг составляют в структуре незначительные величины [2].

В целом соответствует среднему показателю по ЮФО обеспеченность населения Калмыкии жильём (19,8 м2 в расчете на 1 жителя). Если в 1997-2000 гг. обеспеченность жильем держалась практически на

одном уровне (17,6-17,9), то с 2000 г. отмечается рост этого показателя, что связано с увеличением объемов жилищного строительства. Вместе с тем ввод в действие площади жилых домов не отличается стабильностью и его темпы значительно отстают от темпов в других регионах Юга России. Так, в 2000 г. введено в действие 36,8 тыс. м2 жилых домов; в 2001 г. - 77,0; 2002 г. - 64,0; 2003 г. - 50,2 м2 [3]. Благоустройство жилищного фонда Калмыкии также недостаточно и в принципе не соответствует современным стандартам. Удельный вес жилья, оборудованного водопроводом, канализацией, ваннами находится на уровне 35-40 %, а горячим водоснабжением оборудовано всего 15,1 % жилой площади. Центральным отоплением обеспечено 54,7 % жилищного фонда. Только газом оборудован практически весь жилищный фонд в городской и сельской местностях - на 99,0 %, это самый высокий показатель в ЮФО.

Обеспеченность услугами жилищно-коммунального хозяйства существенно варьирует по территории республики. Лидерами благоустройства жилого фонда являются г. Элиста, Городовиковский, Черноземель-ский, Лаганский и Целинный районы. А в 5 районах республики (Яшалтинский, Сарпинский, Приютнен-ский, Октябрьский и Малодербетовский) уровень потребления населением жилищно-коммунальных услуг характеризуется крайне низкими показателями. Наблюдается и общее резкое расслоение горожан и жителей сельской местности по доходам, обеспеченности базовой социальной инфраструктурой, в целом уровню и качеству жизни.

Для идентификации уровня жизни весьма информативен также показатель сберегательного потенциала населения, в частности остаток вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации. В Калмыкии фиксируются один из самых минимальных средних размеров вкладов населения в Сберегательном банке. В денежных доходах населения Калмыкии систематически сокращалась (до 1999 г.) и продолжает оставаться низкой доля оплаты труда. Зато увеличивается значимость социальных трансфертов в доходах населения, что говорит о компенсаторном механизме низкого уровня жизни за счет государственной поддержки малообеспеченных семей. Также явно прослеживается тенденция снижения доходов от предпринимательской деятельности, что не соответствует укреплению принципов рыночной экономики. Следовательно, бизнес просто все больше «уходит в тень», что некоторым образом отражается строчкой - «другие доходы», где показатели растут [2].

Проведённый анализ позволяет говорить о «гео-графичности» феномена уровня жизни, рассматривать данное явление в двух взаимосвязанных плоскостях. В онтологическом (бытийном) аспекте «географич-ность» уровня жизни предопределяется воздействием на исследуемый феномен особенностей территориальной дифференциации различного рода природно- и социально-географических факторов, наличием выраженной сопряжённости географии уровня жизни и территориальной организации общества в целом и др. В гносеологическом (относящемся к сфере познания и сознания) аспекте «географичность» обусловлена им-

перативами признания регионального релятивизма в индикации и оценке уровня жизни, необходимостью общих пространственных сопоставлений в исследовании данного явления. Эти обстоятельства предполагают дальнейшее формирование исследовательского инструментария изучения географии уровня жизни, учёта его предпосылок и проявлений в развитии и функционировании территориальных социально-экономических систем, в том числе и мезоуровня.

Литература

1. Дружинин А.Г. // Экономико-географический вестн. Южного федерального университета. 2007. № 4.

2. Социально-экономическое положение Республики Калмыкии в 2005 году. Элиста, 2006.

3. Программа социально-экономического развития Республики Калмыкии на 2005-2010 гг. Элиста, 2004.

Правительство Республики Калмыкии_13 июля 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.