Научная статья на тему 'Экономико-финансовый механизм в управлении водопользованием'

Экономико-финансовый механизм в управлении водопользованием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ПЛАТА ЗА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / КОНКУРСНЫЕ ТОРГИ / ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушаков Е. П.

Настоящая статья является логическим продолжением предложений автора по управлению водным фондом России при рентных отношениях водопользования. На примере управления водным фондом страны сформулированы принципы формирования соответствующего экономико-финансового механизма реализации рентных отношений между собственником этого фонда (государством) и субъектами-водопользователями. Проанализирована процедура отбора наиболее эффективного тендерного предложения по соответствующему виду договора водопользования, которое определяется в два этапа на основе сопоставления двух ранжированных рядов предложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-финансовый механизм в управлении водопользованием»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

19 (256) - 2014

УДК 336.717

экономико-финансовый механизм в управлении водопользованием

Е.П. УШАКОВ,

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник E-mail: tatiana567@mail.ru

Центральный экономико-математический институт РАН

Настоящая статья является логическим продолжением предложений автора по управлению водным фондом России при рентных отношениях водопользования1. На примере управления водным фондом страны сформулированы принципы формирования соответствующего экономико-финансового механизма реализации рентных отношений между собственником этого фонда (государством) и субъектами-водопользователями. Проанализирована процедура отбора наиболее эффективного тендерного предложения по соответствующему виду договора водопользования, которое определяется в два этапа на основе сопоставления двух ранжированных рядов предложений.

Ключевые слова: водопользование, плата за водопользование, конкурсные торги, приобретение прав водопользования

Плата за пользование водными объектами. Институциональной основой функционирования экономического механизма регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов, а также предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод являются рентные отношения между собственником водного фонда (уполномоченным государственным органом управления водными объектами - Федеральным агентством водных ресурсов или его территориальными органами) и водопользователями на основе договоров концессий, аренды и договора на право срочного

1 Ушаков Е.П. Управление водным фондом России при рентных отношениях водопользования // Национальные интересы, приоритеты и безопасность. 2013. № 26. С. 2-11.

пользования водными объектами, обеспечивающие адекватную реализацию права собственника водного фонда на получение им принадлежащего ему рентного дохода.

Рентные отношения водопользования определяют основные принципы экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов - платность водопользования и стимулирование рационального использования и охраны водных ресурсов. Субъектами экономического механизма регулирования рентных отношений и возмездного водопользования в управлении водными объектами являются участники (субъекты) регионального водного рынка. Плательщиками за пользование водными объектами в экономическом механизме регулирования рентных отношений и возмездного водопользования являются институциональные водопользователи, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами на основе договорных соглашений (концессии, аренды и срочного пользования) с применением сооружений, технических средств или устройств в целях, установленных в договорных соглашениях.

Организация и определение режима платы за пользование водными объектами в экономическом механизме регулирования рентных отношений и возмездного водопользования должны стать составной частью управляющих воздействий на объект управления в системе управления водными объектами гидрографической единицы (бассейна). Объектом платы для субъектов (участников) регионального водного рынка является процесс пользования водными объектами на основании договорных согла-

шений (концессия, аренда и срочное пользование), заключенных ими с уполномоченными органами по управлению водными объектами.

По своей структуре плата за пользование водными объектами в экономическом механизме регулирования рентных отношений и возмездного водопользования в управлении водными объектами гидрографической единицы (бассейна) должна представлять собой совокупность неналоговых и страховых платежей и налоговых сборов. Эта структура представлена 5 основными блоками платежей (рис. 1). Первые 3 блока платы за пользование водными объектами (рентная плата за право пользования водными объектами, плата (взнос) на восстановление и охрану водных объектов и плата за нарушение договорного режима пользования водными объектами) являются неналоговыми платежами, отражающими цену, по которой оплачивается исполнение договора в соответствии с соглашением сторон (Федеральным агентством водных ресурсов и водопользователями).

При заключении и исполнении концессионных договоров на право пользования водными объектами, а в ряде случаев и арендных договоров, неналоговые платежи как договорная цена исполнения этих договоров должна включать, как правило, 1-й и 3-й блоки платы за пользование водными объектами. В этом случае плата (взнос) на восстановление и охрану водных объектов является составной частью водохозяйственных и водоохранных затрат инвестора-концессионера в соответствии с реализацией им инвестиционного проекта по принятому обязательству концессионного договора. При арендном договоре, в котором арендатор берет на себя обязательства проведения водохозяйственных и водоохранных мероприятий за счет собственных (или заемных) средств, договорная цена исполнения этого договора не должна включать платежи 2-го блока платы за пользование водными объектами.

Процедура и порядок установления договорной цены на конкурсных торгах. При реализации управления водными объектами гидрографической единицы (бассейна) в форме организации региональной бассейновой ассоциации (РБА) неналоговые платежи 2-го блока платы за пользование водными объектами [плата (взнос) на восстановление и охрану водных объектов и развитие водохозяйственного комплекса] рассматриваются как важный и обязательный параметр «настройки» экономического механизма регулирования рентных

отношений и возмездного пользования водными объектами в рамках РБА и являются платежами в доходную (приходную) часть бюджета РБА.

4-й и 5-й блоки платы за пользование водным объектом представляют обязательные страховые взносы водопользователей по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод и фискальные платежи по сборам за выдачу договоров водопользования и другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При реализации принципа платности водопользования в экономическом механизме регулирования рентных отношений и возмездного водопользования в управлении водными объектами покрытие платы за пользование водными объектами в представленной структуре (рис. 1) институциональными водопользователями (хозяйствующими субъектами) должно происходить по следующей схеме:

• источником покрытия рентной платы за право пользования водными объектами в пределах лимитов, установленных в договорном соглашении (в форме паушальных платежей и роялти), должна являться прибыль (сверхдоход, получаемый водопользователем от использования ресурсов водного объекта);

• плата (взнос) на восстановление и охрану водных объектов должна входить составной частью в издержки производства водопользователя (себестоимость) в соответствии с установленными в договорном соглашении взаимными обязательствами по реализации этой целевой деятельности;

• плата за нарушение договорного режима пользования водным объектом должна покрываться из чистого дохода водопользователя;

• страховые взносы по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод в масштабах обязательного страхования и фискальные сборы (5-й блок, рис. 1) должны стать составной частью издержек производства водопользователя (себестоимости). Принцип экономического стимулирования

рационального использования и охраны водных ресурсов в механизме регулирования рентных отношений и возмездного водопользования в управлении водными объектами должен реализовываться посредством:

• установления налоговых и иных льгот, предоставляемых водопользователям при введении

Рис. 1. Структура платы за пользование водными объектами в управлении водными объектами

водооборотных схем и малоотходных технологий и осуществлении другой водохозяйственной и водоохранной деятельности, обеспечивающей общественный (народнохозяйственный) эколого-экономический эффект;

• использования средств целевых фондов восстановления и охраны водных объектов (при возобновлении этих фондов бюджетной системы страны) для льготного финансирования водохозяйственной и водоохранной деятельности водопользователей;

• применения режима ускоренной амортизации основных водохозяйственных и водоохранных фондов;

• введения специального налогообложения водоемкой и экологически вредной продукции, выпускаемой с применением экологически опасной для водных объектов технологии;

• применения поощрительных цен и надбавок на продукцию, производство и потребление которой не оказывает (или оказывает незначительно) негативного воздействия на состояние водных объектов;

• использования режима льготного кредитования водопользователей всех форм собственности, эффективно осуществляющих мероприятия по восстановлению и охране ресурсов водных объектов.

В целом экономический механизм регулирования рентных отношений и возмездного водопользования в управлении водными объектами в режиме функционирования регионального водного рынка

представляет собой систему финансовых и информационных потоков, отражающих экономико-финансовые параметры управляющих воздействий на объект управления водопользованием. Этот механизм отличается двумя принципиальными признаками:

1) ставки платы за пользование водными объектами «генерируются» на региональном (бассейновом) уровне как результат конкурсных торгов между собственником водных объектов и водопользователями и ежегодных сессий по возможной корректировке этих ставок, а не «спускаются» в форме водного налога с федерального уровня. При этом особые свойства регионального водного рынка (организованность и регулируемость) и превалирование государственной собственности на водные объекты предполагают обязательную организацию независимой оценки стоимости прав пользования водными объектами и утверждение указанных «генерированных» ставок платы компетентными государственными органами;

2) финансовые потоки платы за пользование водными объектами ориентированы, с одной стороны, на создание основы самофинансирования управления водными объектами гидрографической единицы (бассейна), а с другой - на аккумуляцию рентной платы на федеральном уровне для финансирования федеральных и ведомственных целевых программ восстановления и охраны водного фонда страны. Структура и основные направления финансовых

потоков платы за пользование водными объектами

при формировании основных источников финансирования в управлении водным фондом представлены на рис. 2. Рентная плата за пользование водными объектами, являясь формой перераспределения рентного дохода водопользователей, получаемого ими от использования ресурсов водных объектов, собственнику этих объектов, должна дифференцированно аккумулироваться в двух направлениях образования и расходования денежных средств: 1) в бюджетной системе (федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ); 2) в реанимированной системе целевых фондов восстановления и охраны водных объектов.

Распределение рентной платы за пользование водными объектами по двум указанным направлениям образования и расходования денежных средств для обеспечения эффективного управления водным фондом должно происходить, исходя из последовательного наращивания финансовых средств в системе вновь возобновимых целевых фондов восстановления и охраны водных объектов, для создания условий поэтапного перехода к самофинансированию водного хозяйства (вне зависимости от форм собственности водопользователей) и с учетом остроты проблемы водопользования по территории страны по следующей предлагаемой автором структуре.

Первое. 60% рентной платы за пользование водными объектами должно поступать в систему целевых фондов восстановления и охраны водных объектов. Для гидрографических единиц с наиболее острым дефицитом ресурсов водных объектов и

значительным ухудшением качественного состояния этих объектов распределение общей суммы рентной платы за пользование водными объектами, поступающей в систему указанных целевых фондов, должно быть в следующей пропорции: 30% - в федеральный целевой фонд восстановления и охраны водных объектов; 70% - в региональный фонд восстановления и охраны водных объектов гидрографической единицы (бассейна) или ее части.

Второе. 40% рентной платы за пользование водными объектами должно поступать в бюджетную систему с последующим распределением ее поступлений в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ. Это распределение должно учитывать не только правовой статус водного объекта, используемого тем или иным водопользователем, но и остроту проблемы водопользования в данной гидрографической единице (бассейне) или ее части. Для бассейнов Восточной Сибири, сток рек которых используется в основном для производства электроэнергии на гидроэлектростанциях, сумма рентной платы, поступающей в бюджетную систему, должна распределяться в следующей пропорции: 70% - федеральный бюджет; 30% - бюджет субъекта РФ. Такая структура распределения рентной платы за пользование водными объектами в бюджетной системе позволяет на федеральном уровне перераспределить этот рентный доход в федеральный целевой фонд восстановления и охраны водных объектов для последующей финансовой поддержки территорий (бассейнов) с более сложной водохозяйственной ситуацией (см. рис. 2).

Федеральный целевой фонд восстановления и охраны водных объектов 4- . / / / ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ Федеральный бюджет 4-

+ 1. Рентная плата за пользование водными объектами 2. Плата (взнос) на восстановление и охрану водных объектов Региональный бюджет субъекта РФ

Региональный целевой фонд восстановления и охраны водных объектов гидрографической единицы (бассейна) Бюджет региональной бассейновой ассоциации Страховые фонды предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод -► 4-

4-7- Бюджет местного административно-территориального образования

3. Плата за нарушение договорного режима пользования водными объектами 4-

4. Страховые взносы по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод 5. Сборы на выдачу договоров водопользования и другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах

Рис. 2. Формирование основных источников финансирования водохозяйственной и водоохранной деятельности в управлении водным фондом.

Плата (взнос) на восстановление и охрану водных объектов (для указанных водопользователей) и за нарушение договорного режима пользования водными объектами полностью должна аккумулироваться в региональном целевом фонде восстановления и охраны водных объектов гидрографической единицы (бассейна) или ее части. Это предопределяется территориальным характером платы данного вида как результат согласованных решений собственника водных объектов и водопользователей в рамках их взаимодействия на региональном водном рынке по восстановлению и охране водных объектов и перспективного развития регионального водохозяйственного комплекса.

Система взаимодействий структур управления водными объектами гидрографической единицы (бассейна) с целевыми фондами восстановления и охраны водных объектов и с федеральным и региональными бюджетами представлена на рис. 3. Целевым «выходом» этой системы взаимодействия является консолидированное финансирование из федерального и регионального целевых фондов восстановления и охраны водных объектов и бюджетных источников федерального и регионального уровней для реализации федеральных и ведомственных целевых программ Федерального агентства водных ресурсов использования, восстановления и охраны водных объектов гидрографической единицы (бассейна) и финансовой поддержки водопользователей в их активной водоохранной деятельности.

В связи с реализацией договорной системы водопользования и заключения концессионных и арендных договоров, консолидированное финансирование (см. рис. 3) должно характеризоваться следующими двумя основными свойствами:

во-первых, консолидированное финансирование из федерального и регионального целевых фондов восстановления и охраны водных объектов и бюджетных источников федерального и регионального уровней для реализации вышеуказанных программ использования, восстановления и охраны водных объектов гидрографической единицы (бассейна) и финансовой поддержки водопользователей должно базироваться в основном на аккумуляции финансовых потоков рентной платы за пользование водными объектами;

во-вторых, совершенствование рентных отношений водопользования и поэтапный переход на условия самофинансирования водохозяйственной и водоохранной деятельности должны сопровождаться возрастанием роли целевых фондов восстановления и охраны водных объектов в представленной структуре консолидированного финансирования при сохранении самодостаточного бюджетного финансирования государственной поддержки социально и экологически значимых водопользователей.

Конкурсные торги по приобретению (уступке) прав пользования водным объектом - форма проведения и выявления победителя торгов для заключения концессионного или арендного соглашения между собственником (уполномоченным

Рис. 3. Система взаимодействий структур управления водными объектами с целевыми фондами восстановления и охраны водных объектов

лицом) водного объекта и водопользователем (концессионером или арендатором). Победителем конкурсных торгов является водопользователь (участник торгов), который по заключению конкурсной комиссии предложил наилучшие условия выполнения договорного соглашения с позиции общественной (экономической и социально-экологической) эффективности использования ресурсов водного объекта.

В зависимости от масштабов, значимости и юрисдикции водных объектов организатором конкурсных торгов по уступке (приобретению) прав пользования этими объектами для заключения договорных соглашений должны быть Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы. Компетенция этих органов по статусу, правам и обязанностям как организатора конкурсных торгов должна регламентироваться нормативными документами Правительства РФ, Министерства природных ресурсов РФ и Федерального агентства водных ресурсов (в зависимости от масштаба и вида договора водопользования) на основе принятых законодательных актов, регулирующих договорные соглашения на принципах рентных отношений водопользования. Организатор конкурсных торгов по уступке (приобретению) прав пользования водными объектами должен формировать конкурсную комиссию (постоянный или временный консолидированный орган).

Основанием для формирования конкурсной комиссии может стать принятое организатором торгов решение о назначении срока проведения торгов и создании соответствующих организационных структур, обеспечивающих проведение этих торгов. В соответствии с предложенной автором системой управления водными объектами гидрографической единицы (бассейна или его части) и учреждения в этой системе «рыночной» структуры - Бассейнового администратора договорной и торговой системы водопользования (БА ДСВ) [2, 3] - конкурсная комиссия должна входить в структуру последнего и формироваться на базе Наблюдательного совета БА ДСВ.

Для эффективной работы конкурсной комиссии в зависимости от масштабности и значимости объекта и предмета торгов по заключаемому договорному соглашению (концессия или аренда) организатор торгов должен иметь возможность привлекать в состав комиссии кроме собственных специалистов представителей других заинтересованных органов

исполнительной власти, а также экспертов от научно-исследовательских, проектных, инженерно-консультационных и других организаций, представляющих различные сферы знания в области водопользования (юристов, экологов, инженеров, экономистов и т.п.), на основании заключенных с ними договоров в соответствии с действующим законодательством. Для обеспечения высокоэффективной работы конкурсной комиссии она должна быть, с одной стороны, компетентной, отражающей интересы всех заинтересованных органов исполнительной власти разного уровня управления, и разнопрофильной, представляющей все сферы знания в области водопользования, а с другой - достаточно компактной, позволяющей в активном режиме принимать решения по предмету проводимого конкурса.

Компетенции соответствующих конкурсных комиссий, различающихся полномочиями проведения ими дифференцированных по масштабам и значимости объекта и предмета торгов, должны быть регламентированы нормативными документами уполномоченного органа исполнительной власти по управлению водными объектами (Федеральное агентство водных ресурсов). В соответствии с этим должна быть сформирована разноуровневая структура конкурсных комиссий: центральная и региональная.

Конкурсная комиссия должна иметь право делегировать часть своих функциональных обязанностей по разработке, распространению и экспертизе документации, оценке конкурсных предложений компетентным организациям. При этом следует особо подчеркнуть, что установление оценки стоимостных параметров водных объектов, права пользования которыми выставляются на конкурсные торги, в соответствии с действующим законодательством должно стать полностью прерогативой Института независимой оценки (ИНО).

Важным критерием оценки заявок (предложений) участников конкурсных торгов по приобретению прав пользования водными объектами с позиции организатора этих торгов (представителя собственника водных объектов) является показатель общественной (экономической и социально-экологической) эффективности использования ресурсов водного объекта в рамках заключаемого договорного соглашения. Общественная (экономическая и социально-экологическая) эффективность использования ресурсов водного объекта на основе договорного соглашения - эффективность для общества реализации соответствующего дого-

вора. Оценить общественную эффективность договорного соглашения означает проверить разумность с точки зрения общества реализации именно этого договорного соглашения при наличии альтернативного договорного соглашения. Показатель общественной эффективности рассматривается в двух измерениях: экономическом (в денежном выражении) и «внеэкономическом» (в заданных социальных, экологических, технических, технологических и иных ограничениях).

Достоинство указанного критериального показателя заключается, с одной стороны, в возможности его стоимостного измерения, а с другой -в комплексном учете «внеэкономических» ограничений реализации договорных соглашений в использовании ресурсов водного объекта. В то же время этот критерий оценки заявок (предложений) участников конкурсных торгов по приобретению прав пользования водными объектами следует рассматривать как важный, но не единственный при отборе среди этих заявок победителя конкурса.

В целом технологическая схема процесса организации и проведения конкурсных торгов по приобретению (уступке) прав пользования водными объектами в общем виде, отражающая основные этапы и субъекты этого процесса, представлена на рис. 4. Данная схема должна уточняться и в опреде-

ленной мере видоизменяться в зависимости от масштабов и значимости организуемых и проводимых конкурсных торгов.

Как видно на рис. 4, организаторами конкурсных торгов представлены бассейновые федеральные государственные учреждения (БФГУ), бассейновое водное управление (БВУ) при рассмотрении их как уполномоченных Федеральным агентством водных ресурсов (ФАВР) органов, наделенных компетенцией организации и проведения конкурсных торгов по уступке (приобретению) прав пользования водными объектами гидрографической единицы или ее части, характеризуемых заключением локальных и средних по масштабам договоров по использованию водных объектов, находящихся в собственности субъектов Федерации. При организации и проведении конкурсных торгов по крупномасштабным договорным соглашениям, предметом договора которых является уступка прав пользования водными объектами федеральной собственности, организатором конкурсных торгов является Федеральное агентство водных ресурсов при предоставлении ему соответствующих прав вышестоящими органами исполнительной власти (см. пунктирные линии на рис. 4).

Особую роль в расчете размера текущих рентных платежей участниками (претендентами) кон-

ЭТАПЫ СУБЪЕКТЫ ПРОЦЕССА

Рис. 4. Технологическая схема процесса организации и проведения конкурсных торгов по приобретению (уступке) прав пользования водными объектами гидрографической единицы (бассейна)

курсных торгов при оформлении ими заявки играет норма дисконта. В общем случае при оформлении заявки участником (претендентом) конкурсных торгов для заключения арендного соглашения по использованию ресурсов водного объекта норма дисконта по расчету размера заявочных рентных платежей должна рассматриваться как эндогенная переменная - производная норма доходности его бизнеса.

На основании заданных в оферте организатором торгов (в диапазонных значениях) срока договора и нормы возмещения стоимости уступаемого права пользования водным объектом за договорный период участник (претендент) конкурсных торгов определяет свои (встречные) заявочные значения величин арендных платежей (с учетом выплаты единовременного паушального платежа), обеспечивающих безубыточность его бизнеса при приобретении им арендного права пользования водным объектом.

Если размер арендной платы за единицу используемого ресурса водного объекта, исчисленный на основе уровня нормальной прибыли (рентабельности) бизнеса участника (претендента) конкурсных торгов, окажется ниже того эффекта (дохода), который он получит от аренды этой единицы ресурса водного объекта, у него есть все основания для оформления заявки на участие в конкурсных торгах по приобретению этого арендного права. В противном случае дальнейшее участие (после приобретения конкурсной документации) участника (претендента) в этих конкурсных торгах не представляется возможным с позиции его коммерческих интересов (эффективности) заключения арендного договора водопользования.

Таким образом, коммерческая эффективность использования ресурсов водного объекта на основе договорного соглашения - эффективность инвестирования концессионером или арендатором водного объекта приобретения им прав пользования этим объектом в соответствии с заключенным договорным соглашением на уровне нормальной прибыли (рентабельности) его бизнеса.

Методические указания по расчету общественной эффективности инвестиционного проекта (программы), реализуемого в рамках концессионного договора водопользования, являются составной частью оферты собственника (организатора торгов) водных объектов по выставленным на конкурсные торги правам пользования этими объектами для

заключения концессионного соглашения. Для обеспечения унифицированности заявок участников (претендентов) конкурсных торгов по приобретению концессионного права пользования водным объектом в части представления ими инвестиционного проекта (ИП) как обязательного конкурсного документа в оферте организатора торгов должна устанавливаться стандартная структура денежных потоков (отток и приток) ИП. Денежный поток ИП по периодам срока концессионного договора (на начальный этап, охватывающий до 5-7 лет, и постпрогнозный период до окончания договорного срока) водохозяйственной и водоохранной деятельности инвестора-концессионера представляется двумя ее видами: инвестиционной и операционной [1].

Инвестиционный проект водохозяйственных и водоохранных мероприятий инвестора-концессионера (ИПВВМ) - программа инвестиционной и операционной деятельности, реализуемой инвестором-концессионером в соответствии с заключаемым концессионным договором водопользования. Эта структура денежных потоков ИП ВВМ должна уточняться и конкретизироваться участником (претендентом) конкурсных торгов при формировании своей заявки на приобретение концессионного права пользования водным объектом. Оценка общественной эффективности ИП ВВМ, реализуемого в рамках заявленного участником (претендентом) конкурсных торгов концессионного договора водопользования базируется на применении основных показателей эффективности: чистый дисконтированный доход (ЧДД), внутренняя норма общественной доходности, срок окупаемости, индексы доходности инвестиций (ИД и ИДД). Применение этих показателей эффективности в рассматриваемом инвестиционном анализе базируется на сопоставлении их значений в зависимости от масштабов и структуры ИП ВВМ и соответствующего социально-экономического результата (в денежном измерении), получаемого от его реализации за период рассматриваемого варианта концессионного договора водопользования.

Общественный экономический результат ИП ВВМ, заявленный участником (претендентом) конкурсных торгов в соответствии с принимаемыми им обязательствами по выполнению концессионного договора, отражает экономическую оценку совокупности предполагаемых разнообразных позитивных (негативных) водохозяйственных и водоохранных эффектов при реализации этого договора водополь-

зования за счет инвестиций концессионера. В числе указанных эффектов могут быть следующие: снижение дефицита и улучшение качественного состояния ресурсов водного объекта; обеспечение стабильности и надежности водоснабжения абонентов концессионера; повышение безопасности гидротехнических сооружений и снижение вероятности вредного воздействия вод; обеспечение условий восстановления природных ресурсов водного объекта с учетом требований дальней перспективы и др. Экономическая оценка (стоимость) позитивных (за счет снижения негативных) водохозяйственных и водоохранных эффектов ИП ВВД должна проводиться и обосновываться участником конкурсных торгов (либо по его заказу соответствующей оценочно-консалтинговой фирмой) в соответствии со стандартами проведения такого рода экономической оценки в объективных и принципиально возможных ограничениях стоимостного (денежного) измерения указанных эффектов.

При отборе наиболее эффективных тендерных предложений участников конкурсных торгов и выявлении победителя конкурсных торгов комиссия должна руководствоваться основополагающим принципом уступки прав пользования водным объектом -приоритетным является тендерное предложение по приобретению прав пользования водным объектом и заключению договорного соглашения, обеспечивающее максимальную общественную (экономическую и социально-экологическую) эффективность использования концессионером или арендатором ресурсов водного объекта. Данный принцип отбора наиболее эффективных тендерных предложений по приобретению прав пользования водным объектом и выявления среди этих предложений победителя конкурсных торгов должен реализовываться и конкретизироваться в ходе проведения комплексного анализа всех основных показателей, представленных в оферте участников конкурсных торгов, а также сопоставления этих показателей с офертными параметрами водного объекта, зафиксированными в конкурсной документации организатора конкурсных торгов.

Обобщенный критерий - общественная (экономическая и социально-экологическая) эффективность использования концессионером или арендатором ресурсов водного объекта - по определению должен конкретизироваться рядом частных критериальных показателей (экономических, социальных, экологических, надежности, безопасности), что предопределяет многокритериальный характер

процедуры отбора наиболее эффективных тендерных предложений по приобретению прав пользования водным объектом и выявления среди этих предложений победителя конкурсных торгов.

Многокритериальный характер указанной процедуры предопределяет возможность, а в ряде случаев и необходимость применения предварительной экспертной балльной оценки относительной важности рассматриваемых частных критериальных показателей экономической, экологической, социальной, технологической и иной эффективности использования концессионером или арендатором ресурсов водного объекта по заявленным тендерным предложениям. В последующем целесообразно ранжирование приоритетности этих предложений по взвешенной балльной оценке рассматриваемых частных критериальных показателей. Наиболее продуктивным в реализации процедуры отбора эффективных тендерных предложений по приобретению прав пользования водным объектом и выявления среди этих предложений победителя конкурсных торгов, по мнению автора, является сбалансированное сочетание применения расчетных финансово-экономических параметров. Причем сделать это можно на основе проведения сравнительного анализа рассматриваемых альтернативных тендерных предложений концессии или аренды водного объекта и экспертных методов оценки этих предложений.

При проведении сравнительного финансово-экономического анализа представляется возможным широко использовать структуру макета цены-оферты как предмета согласования финансово-экономических интересов концедента и концессионера, арендодателя и арендатора при проведении конкурсных торгов [уровень договорной цены приобретения (уступки) прав пользования водным объектом, ее структура (в форме паушального платежа и роялти), режим погашения стоимости договорного соглашения и др.].

Сбалансированное сочетание применения расчетных финансово-экономических параметров и экспертных методов оценки тендерных предложений можно представить как двухэтапную процедуру отбора наиболее эффективных тендерных предложений по приобретению прав пользования водным объектом и выявления среди этих предложений победителя конкурсных торгов.

На первом этапе по заявленным предложениям приобретения прав пользования водным объектом для заключения арендных и концессионных дого-

воров (рис. 5) должен проводиться сравнительный анализ цены-оферты участников конкурсных торгов по приобретению прав пользования водным объектом. Дифференцированно по этим договорам с учетом предложенных ими финансовых условий погашения стоимости приобретаемых прав с ценой оферты организатора торгов по уступке этих прав необходимо формировать ранжированный ряд участников конкурсных торгов в соответствии с финансово-экономическими параметрами (критериями) их тендерных предложений. Компактно эту процедуру ранжирования можно представить в следующей форме:

AVsk = (Vsk - Vs) ^ max, (1)

где A Vsk - приращение цены оферты k-го участника конкурсных торгов (будущего арендатора или концессионера) по приобретению прав пользования водным объектом по s-му виду водопользования относительно цены-оферты организатора торгов по уступке этих прав; Vsk - цена-оферта k-го участника конкурсных торгов по приобретению правпользования водным объектом по s-му виду водопользования; Vs - цена-оферта организатора торгов по уступке прав пользования водным объектом по s-му виду водопользования. На первом этапе должен проводиться также сравнительный анализ оценки общественной эф-

фективности инвестиционных проектов (ИП ВВМ), представленных в офертах участников конкурсных торгов по приобретению концессионного права пользования водным объектом, и отбор наиболее эффективного проекта по основному его показателю общественной эффективности - ЧДД.

На втором этапе необходимо проводить экспертный анализ и тестирование «чувствительности» результатов оценки финансово-экономических параметров заявок оферентов, полученных на первом этапе отбора наиболее эффективных тендерных предложений участников конкурсных торгов в аспекте адекватного отражения и учета «внеэкономических» параметров этих предложений. При необходимости следует реализовать экспертную процедуру возможной корректировки результатов первого этапа на основе балльной оценки относительной важности рассматриваемых «внеэкономических» критериальных показателей тендерных предложений.

Процедуру экспертного анализа, реализуемую на втором этапе отбора наиболее эффективных тендерных предложений, можно представить в следующем общем виде. Во-первых, независимые эксперты на основе анализа конкурсной документации по тендерным предложениям оферентов и оферты Федерального агентства водных ресурсов и результатов сравнительного анализа, проведен-

Цена-оферта приобретения права пользования водным объектом (его части) V"

(V/ - паушальный платеж;

¥Т1 - текущая стоимость рентных платежей за период Г) и финансовые условия погашения стоимости приобретаемого права пользования водным объектом (его части) к-м участником конкурсных торгов (Т - срок договора; " - норма дисконта; Rk - текущие рентные платежи в заявленном режиме погашения) и расчетная оценка общественной эффективности тендерного предложения -

ЧДД"

Сравнительный анализ по отбору наиболее эффективных тендерных предложений по финансово-экономическим параметрам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

&Vl = (Vk - V ) ^ max; max ЧДД*,

при условии, что ЧДД* > 0

Ранжированный ряд участников конкурсных торгов по финансово-экономическим параметрам их тендерных предложений

1, 2,.....к, К

Цена-оферта уступки права пользования водным объектом (его части) V (¥0 - паушальный платеж; VТ - текущая стоимость рентных платежей за период 7") и финансовые условия погашения стоимости уступаемого права пользования водным объектом (его части), зафиксированные организатором конкурсных торгов в конкурсной документации (Т < Т - предельные сроки договоров, i - уровень социальной нормы дисконта, R - режим рентных платежей

Рис. 5. Блок-схема отбора наиболее эффективных тендерных предложений по финансово-экономическим параметрам

ного на первом этапе оценки этих предложений, устанавливают единый и согласованный перечень п «внеэкономических» параметров (критериев), которые, по их мнению, являются наиболее значимыми в аспекте проводимой оценки и не учтены (либо недостаточно учтены) на первом этапе этой оценки.

Во-вторых, независимые эксперты для каждого выбранного ими «внеэкономического» /-го параметра (критерия) также устанавливают единые и согласованные значения относительной его важности (вес) исходя из следующего условия:

п

X 9 = 1.

/=1

В-третьих, независимые эксперты принимают единую га-балльную шкалу оценок (часто десятибалльную шкалу от 1 до 10), которой может воспользоваться каждый независимый эксперт при оценке рассматриваемых «внеэкономических» параметров (критериев).

Исходя из этих принятых предпосылок, итоговая балльная оценка Q. по установленным «внеэкономическим» параметрам (критериям) для каждого рассматриваемого тендерного предложения оферента (участника конкурса) у определяется по формуле:

в = Х Ч, (2)

/=1 1=1

где туу - балльная оценка тендерного предложения оферента у по критерию /, устанавливаемая 1-м экспертом.

По результатам экспертного анализа и определения балльных оценок тендерных предложений по «внеэкономическим» параметрам (критериям) (2) строится новый ранжированный ряд этих предложений участников конкурсных торгов. Сопоставление двух ранжированных рядов этих предложений, полученных при реализации вышеуказанной двух-этапной процедуры отбора наиболее эффективного тендерного предложения по соответствующему виду договора водопользования (концессия или аренда водного объекта, находящегося в одних и тех же или достаточно близких координатах и используемого в одних и тех же целях или комплексе целей) может сохранить ранее (на первом этапе) полученные приоритеты этих предложений, а в ряде случаев может дать основание для пересмотра (корректировки) этих приоритетов. Последнее означает, что победителем конкурсных торгов по заключению

соответствующего вида договора водопользования может стать участник этих торгов, не заявивший самой высокой (максимальной) цены-оферты приобретения прав пользования водным объектом (его части) для заключения договорного соглашения.

Таким образом, по результатам двухэтапной процедуры отбора наиболее эффективного тендерного предложения участников конкурсных торгов по приобретению прав пользования водным объектом определяется победитель, в заявке которого на участие в конкурсных торгах предложены наилучшие условия выполнения всех требований, предъявляемых организатором конкурсных торгов к использованию, восстановлению и охране ресурсов водного объекта, обеспечивающие максимальную общественную (экономическую и социально-экологическую) эффективность заключаемого договорного соглашения водопользования с позиции финансово-экономических и «внеэкономических» параметров (критериев) реализации этого соглашения.

В заключение следует отметить, что конкурсная комиссия должна иметь право потребовать от победителя конкурсных торгов подтверждения соответствия требованиям к участникам конкурсных торгов, установленным организатором конкурсных торгов. Если после объявления победителя конкурсных торгов организатору этих торгов станут известны факты несоответствия победителя конкурсных торгов требованиям к участникам конкурсных торгов, установленным организатором конкурсных торгов, заявка победителя на участие в конкурсных торгах отклоняется, а новый победитель конкурсных торгов определяется из числа остальных участников конкурсных торгов по вышеуказанной процедуре его отбора.

Список литературы

1. АгуреевН.В., Букреев А.Н., Ушаков Е.П., Ши-хирин В.В. Инвестиционное решение по вовлечению в производственный оборот источников природных ресурсов: анализ и моделирование // Оценка эффективности инвестиций. М.: ЦЭМИ РАН, 2000.

2. Ушаков Е.П. Управление водным фондом России при рентных отношениях водопользования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 26. С. 2-11.

3. Ушаков Е.П. Рентные отношения водопользования в России. М.: Наука, 2008.

Strategy of economic advancement

ECONOMIC AND FINANCIAL MECHANISM IN WATER CONSUMPTION MANAGEMENT

Evgenii P. USHAKOV

Abstract

The article considers the author's proposals for water resources management in Russia with use of rent water consumption. The author formulates the principles of relevant economic and financial mechanism for implementation of rent relations between the owner of this fund (state) and subjects - water users. The paper offers the most effective procedure for selection of the tender for corresponding type of water use agreement, which is determined in two stages on the basis of comparison of two ranged rows of proposals.

Keywords: water consumption, water consumption payment, competitive auction, acquiring of water consumption rights

References

1. Agureev N.V., Bukreev A.N., Ushakov E.P., Shikhirin V.V Investitsionnoe reshenie po vovlech-eniiu v proizvodstvennyi oborot istochnikovprirodnykh resursov: analiz i modelirovanie. Otsenka effektivnosti

investitsii [Investment decision on involvement in a production turn of sources of natural resources: analysis and modeling. Assessment of efficiency of investments]. Moscow, Central Economics and Mathematics Institute of RAS Publ., 2000.

2. Ushakov E. P. Upravlenie vodnym fondom Ros-sii pri rentnykh otnosheniiakh vodopol'zovaniia [Water fund management of Russia at rental use of water]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' -National interests: priorities and security, 2013, no. 26, pp. 2-11.

3. Ushakov E. P. Rentnye otnosheniia vodopol'zovaniia v Rossii [Rental relations of water consumption management in Russia]. Moscow, Nauka Publ., 2008.

Evgenii P. USHAKOV

Central Economics and Mathematics Institute of RAS, Moscow, Russian Federation tatiana567@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.