Научная статья на тему 'Экономико-экологические предпосылки освоения подземного пространства'

Экономико-экологические предпосылки освоения подземного пространства Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
170
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-экологические предпосылки освоения подземного пространства»

----------------------------------------- © Н.В. Лукьянова, 2004

УДК 65.011.12 Н.В. Лукьянова

ЭКОНОМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОСВОЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА

Семинар № 6

Города - высшая форма организации пространства для человека, их жители могут получать хорошее образование, работать на высокооплачиваемых должностях и вследствие этого иметь более высокий уровень жизни, чем жители сельских местностей. И все было бы хорошо, если бы город был просто местом, где живет много людей, на самом же деле это система, которая изменяет весь окружающий мир. Сегодня с каждым днем в городах увеличивается плотность населения и количество застроек, и возникает новая проблема - отсутствие свободных площадей для строительства. Стремительный рост крупных городов приводит к тому, что земельные ресурсы истощаются и приходится осваивать все новые земли, уничтожая сельскохозяйственные угодия и естественные ландшафты. При этом особенно остро начинает ощущаться нехватка земельных ресурсов для создания парков и скверов.

Из этого положения есть два выхода: увеличивать высоту зданий и строить небоскребы, что связано с рядом экологических проблем, или же осваивать и использовать подземное пространство города, т.е. размещать под землей различные сооружения для движения и стоянки транспорта, прокладки инженерных коммуникаций, предприятия торговли и т.д.

Преимущества освоения подземного пространства представлены в виде следующей схемы (см. рис. 1). В первую очередь должно осваиваться подземное пространство городов с наибольшим населением, так как при этом образуются свободные площади. Строительство подземных сооружений должно осуществлять комплексно с наземными сооружениями и так, чтобы эти сооружения создавали единую взаимосвязанную систему. Учитывая специфические особенности подземных условий - отсутствие естественного освещения и вентиляции, полная изоляция от

Все меньше вольного простора,

Все больше стало городов.

Как хочется, чтоб было снова Побольше места для садов.

внешней среды под землей, в первую очередь стоит располагать такие объекты, в которых время пребывания людей ограничено - рельсовые пути, линии метрополитена, железные дороги, тоннели для автомобилей, пешеходные переходы; кинотеатры, концертные, выставочные и спортивные залы; рестораны, закусочные, универмаги, рынки, магазины; пункты проката, парикмахерские, приемные пункты химчистки и прачечные; склады, холодильники; трубопроводы, канализации, кабели. Для уменьшения числа обслуживающего персонала необходимо автоматизировать все процессы, связанные с эксплуатацией подземных сооружений.

Подземные сооружения транспортного назначения имеют наибольшее распространение в подземном пространстве крупнейших городов мира, таких как Япония, США, Канада, Франция, Россия. Классификация городских подземных сооружений может быть дана по различным признакам: по назначению, планировочной схеме, глубине заложения и способу строительства. Наиболее распространена группа транспортных подземных сооружений, включающая строения для движения пешеходов, для организации движения городского транспорта, для временного и постоянного хранения и технического обслуживания транспортных средств. Современные города загружены автотранспортом, что ведет к загрязнению воздуха выхлопными газами и шумами, а также невозможности свободному хождению пешеходов. Внеуличные пешеходные тоннели повышают безопасность движения пешеходов в городе, обеспечивают возможность пересечения проезжей части городских улиц и площадей без задержек. В связи с увеличением числа используемых автомобилей на дорогах возникают заторы, которые не позволяют людям вовремя добираться до места и создают психологически нездо-

Рис. 1

ровую атмосферу на дорогах. Поэтому необходимо обеспечить бесперебойность движения транспортного потока, а этого можно достичь только строя дороги на разных уровнях. Устройство транспортных тоннелей способствуют непрерывному движению транспорта, а также исключает возможность дополнительного шума и снижает уровень загазованности воздуха. Сооружения обслуживающие транспортные средства занимают огромную территорию, поэтому возникает необходимость приблизить места хранения транспортных средств к их владельцам. Для этого строятся подземные гаражи и стоянки. К тому же при неустойчивости современного политического благополучия возникает необходимость построения гаражей-убежищ, которые выполняют двойную функцию. С одной стороны они используются как обычные подземные гаражи, а с другой -защищают от действия ядерного оружия. Такие сооружения оснащены входными устройствами, защищающими от ударной волны, самостоятельным источником энергии, воздушными фильтра-

ми, туалетами и т.д. Естественно, затраты на постройку таких гаражей являются очень высокими, но при передаче этих строений в частное использование можно окупить все затраты, получив при этом прибыль.

Предприятия торгово-быто-

вого назначения и зрелищные объекты, находящиеся в подземном пространстве городов обеспечивают всестороннее и комплексное обслуживание населения. Требуемые под землей вентиляция и кондиционирование воздуха, а также постоянное искусственное освещение в настоящее время применяется во многих современных наземных магазинах, таким образом, расходы на все эти показатели в данном случае нельзя считать дополнительными. Более того, из-за термической стабильности в подземных сооружениях наблюдается экономия энергии на кондиционирование, отопление и вентиляцию. К тому же магазины, вписанные в архитектурный ансамбль подземных переходов, положительно влияют на психическое состояние людей во время их пребывания под землей. При обеспечении соответствующих санитарно-гигиенических условий ценность подземных мест питания ни в чем не уступает их наземным сородичам. Зато имеет определенные преимущества, главное из них - это естественная звукоизоляция, отсутствие которой приводит к серьезным конфликтам между населением и предприятиями общественного питания, особенно в пору, когда господствует современная музыка. В то же время, когда человек находится в театре, его не интересуют ни окна, ни освещение, а в антракте его больше занимает архитектура самого здания, чем его месторасположение. Ведь человек приходит в такие заведения, чтобы отвлечься от внешнего мира, а это лучше всего получается в местах, изолированных от внешней среды, то есть под землей, поэтому строительство культурно-просветительных учреждений под землей имеет свои положительные стороны, особенно если они расположены в комплексе с подземными переходами и подземными гаражами. В 1997 г. в Москве на Манежной площади был построен подземный торговый комплекс. Это четы-

рехэтажное сооружение, каждый этаж которого выдержан в определенном стиле. На втором этаже снизу проходит 350-метровая торговая улица, попасть на которую можно только с подземных автостоянок на 800 мест или метро. Этот комплекс оснащен новейшими системами кондиционирования.

Большое значение для крупных городов имеет строительство под землей холодильников и складов, так как при этом значительно экономятся городские территории, и в подземных объектах легче поддерживать постоянную температуру, поэтому в настоящее время подземные склады получили широкое распространение. В настоящее время в планировке и застройке городов подземное пространство в большинстве случаев используется для прокладки трубопроводов и кабелей. Во многих крупных городах построен метрополитен. В Москве подземный транспорт является наиболее надежным и безопасным видом транспорта, так как исключает возможность «пробок» и заторов, которые характерны для наземного транспорта в центральной части города в «часы пик», и экономит время на передвижение.

Все эти сооружения могут строится по отдельности или комплексно, создавая единую систему подземного города (см. рис. 2).

Строительство подземных сооружений сопряжено с определенными трудностями. Главные проблемы нынешнему городскому подземному строительству доставляют окружение, необходимость устройства специальных объездов для городского транспорта, перекладка инженерных сетей и коммуникаций. В современных условиях значительная часть затрат идет на обеспечение нормальных условий существования города. До 30 % общих расходов городского подземного строительства идет на перекладку инженерных коммуникаций, на создание временных дорог, на защиту сооружений, охрану растительности. Другой причиной напряженности вокруг городского подземного строительства является помеха окружению - шум, присущий любой стройке, опасность образования пыли и загрязнение воздуха. Все это неизбежно и не

Рис. 2. 1 - этаж для отдыха - тренажерный зал, бассейн, бар, парикмахерская; 2 - подземный гараж; 3 - гараж-убежище; 4 -подземная стоянка; 5 - тоннель; 6 - торговый комплекс; 7 - кинотеатр, театр, музей;

8 - бар, ресторан; 9 - пешеходный переход

вызывает у населения негодования, если период строительства короток. Поэтому необходима организованность и разумное управление таким строительством.

Строительство подземных сооружений связано с большими капитальными вложениями. Стоимость строительства подземных сооружений существенно снижается при наличии плотной городской застройки и интенсивном движении транспорта, а также при размещении подземных сооружений в общем комплексе с наземными зданиями и при малых объемах работ по перекладке коммуникаций. Социально-

экономический эффект может быть найден при

сравнении затрат на возведение наземного (Ан) и аналогичного подземного (^ ) сооружения. Таким образом сравнительная эффективность подземного строительства может быть найдена по формуле:

-V АА АВ

X (Вя - в„)

1

где з - расчетный коэффициент сравнительной

п

эффективности; ^ Д ) - дополнительный 1

социально-экономический эффект от подземного строительства объектов от 1 до п, тыс. руб.;

X (В„ - Вн )-

дополнительные капиталовложе-

ния при подземном строительстве объектов ОТ 1 до п, тыс. руб.

Учитывая высокую стоимость подземного строительства, может оказаться целесообразным постепенное осуществление строительства подземных объектов. Однако положительные стороны при подземном строительстве очевидны. На-

пример, при прокладке 1 км наземной 6-ти полосной автомагистрали требуется 4,5 - 7 га территории, а при строительстве такой же подземной магистрали всего 0,1 га. Также подземные транспортные сооружения играют положительную роль в оздоровлении воздушной среды, поскольку уменьшается загазованность, шум и вибрация и освобождается территория под зеленые насаждения.

Места размещения подземных автостоянок, гаражей и комплексов следует планировать, исходя из условий доступности. В то же время подземные сооружения должны быть отделены от соседних наземных зданий стенками из специальных материалов. В подземном пространстве нельзя размещать объекты, выделяющие вредные вещества на уровне выше ПДК. Выбросы отработанного воздуха не должны неблагоприятно влиять на окружающую среду. Вентиляционные системы должны быть оборудованы кондиционера-

ми или озонирующими и ионизирующими устройствами. Конструкции подземных сооружений должны обеспечивать водо- и звуконепроницаемость, виброзащиту, освещены наиболее благоприятным образом, чтобы создавался эффект связи с внешним миром и в то же время яркость не должна вызывать ощущение дискомфорта. Должно быть устранено ощущение, что находишься под землей, за счет специального архитектурного оформления.

Опыт показывает, что использование подземного пространства во многом способствует решению градостроительных задач: ограничение роста городов, оздоровление воздушного бассейна, быстрому и безопасному движению транспорта и пешеходов, снижению уличного шума и вибрации, увеличению свободных площадей, повышению уровня озеленения, а также способствует повышению качества жизни населения.

— Коротко об авторах

Лукьянова Н.В. - Московский государственный горный университет.

------Ф

^-------

-------------------------------------------- © К.В. Фефелова, 2004

УДК 65.011.12 К.В. Фефелова

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ РАЗРАБОТКИ РУДНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ЗОЛОТА

Семинар № 6

"П азработка рудных месторождений зо--шГ лота сопровождается принятием решений в условиях неопределенности, обусловленной вероятностным характером исходной геологической информации, исходными экономическими показателями и изменениями внешней экономической среды. Поэтому при разработке месторождений крайне важен учет риска по всем перечисленным составляющим. Данной проблеме хотя и уделялось внимание, но явно недостаточное ( в ос-

новном проблеме достоверности геологической информации), проблема осталась нерешенной, хотя наработаны интересные подходы и предложения. В настоящее время проблема приобрела особый интерес в связи с развитием рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.