ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2016. № 1
В. В. Атаян, кандидат философских наук, ведущий юрисконсульт экономического факультета МГУ*
экономико-аксиологическое содержание конституций стран ближнего востока
Глобализация приводит к экспансии западных рыночных ценностей в культуры стран Ближнего Востока. Однако последние демонстрируют устойчивость своих культурных кодов, воспроизводящих нерыночные экономико-правовые отношения, исключающие демографический спад. Кроме того, ближневосточные страны оказываются способны выступать в качестве культурных эмитентов и серьезных участников международных отношений.
Ключевые слова: культурные коды, глобализация, евроатлантические ценности, традиционные ценности нерыночной экономики, конституция, незапад, Запад.
Globalization leads to expansion of Western market values in the culture of the Middle East countries. However, Middle East countries show the sustainability of their cultural codes, reproducing non-market economy and legal relations that exclude demographic decline. Moreover, the Middle East countries are able to act as a cultural issuers and major actors in international relations.
Keywords: cultural codes, globalization, Euro-Atlantic values, traditional values of non-market economies, constitution, non-West, West.
Всеохватность процессов глобализации приводит к экстраполяции так называемых «универсальных», по существу, западных ев-роатлантических ценностей примата рыночной экономики, парламентаризма, эмансипации личности, стремления к новому типу потребления, новому качеству жизни (как его обозначает Р. Инглхарт) в недра локальных, традиционных незападных цивилизаций, порождая острые политические проблемы. Ценностные аспекты в мировой политике, в том числе и экстраполяция «универсальных» ценностей, становятся все более решающими, что делает ценностную проблематику важнейшей для экономической и политической науки начиная со второй половины XX в.1 В философии эта проблематика становится центральной еще раньше.
1 В западной социальной и политической теории тема изменений ценностей стала популярной с середины 50-х гг., а первыми ласточками были работы Э. Бэнфил-да, Г. Алмонда и С. Вербы (Banfield E. C. The Moral Basis of a Backward Society. Glen-coe, 1958; Almond G. A., Verba S. The civic culture; political attitudes and democracy in five
Таким образом, цель настоящей работы заключается в следующем: на основе исследования культурных кодов экономического развития ближневосточных стран показать экономические и политические последствия, которые влечет глобальная экстраполяция модернистских «универсальных ценностей» в недра культур стран Ближнего Востока.
Непосредственным материалом для исследования выступают основные законы (конституции) стран Западной Азии, на материале которых можно осуществлять не спекулятивный анализ указанных ценностных трансформаций.
Современное обществознание установило, что культурные коды, ценностные ориентации тех или иных народов могут меняться с большой скоростью, приводя к выходу на модернизационную траекторию развития2 Предполагается, что в основе этой траектории лежат модернистские, неархаические, неклассические ценности, претендующие при этом с помощью «агентов глобализации»3 на универсальность.
Однако правовая и политическая практики демонстрируют, что в мире продолжают существовать страны и культуры (незапад4), основанные на классических ценностях, принципиально противоположных ценностям «рыночной цивилизации», прежде всего в отношении института частной собственности на средства производства, роли государства в хозяйствовании и способах формирования власти. Такой тип экономики, разумеется, коррелируется с определенным типом политики и права. Отметим при этом, что в европейском обществознании существуют расхождения в методологии. Так, под классикой, классической экономикой, ученые-экономисты и философы науки подразумевают как раз европейскую рыночную экономику и ее ценности, описанные А. Смитом, Т. Мальтусом, К. Марксом, Т. Вебленом, А. Маршаллом5. В культурологической, социально-фи-
nations. Princeton (N.J.), 1963). Что касается становления ценностной проблематики в рамках экономической науки, то это связано, как отмечает известный отечественный ученый-экономист А. А. Аузан, с именами Дагласа Норта, Гирта Хофстеде, Ангуса Мэддисона, С. М. Липсета и др. Кроме того, необходимо отметить, что рецепция «нетрадиционной» для экономики проблематики демонстрирует факт становления неклассической (постнеклассической) науки, являющейся, по сути, междисциплинарной. В связи с чем, в частности, социально-философская и социологическая проблематика перетекает в предметное поле экономики.
2 См.: Аузан А. А., Архангельский А. Н., Лунгин П. С., Найшуль В. А. и др. Культурные факторы модернизации: Доклад. М., 2011. С. 34.
3 См.: Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., 2000. С. 29-57.
4 Отметим, что термин «незапад» распространен в политологической, востоковедческой и социально философской литературе.
5 Авдашева С., Тутов Л., Шаститко А. Классика и классики в социальном и гуманитарном знании. М., 2009. С. 105.
лософской, политологической литературе в понятие классики может вкладываться противоположное содержание, т.е. подразумеваться дорыночная, докапиталистическая культура. Последняя методологическая линия лежит в основе настоящего исследования.
Итак, с целью формирования определенного типа общества руководители незападных стран осуществляют строительство экономики, подходящей для их ценностей. Для подтверждения вышесказанного обратимся к текстам конституций некоторых влиятельных ближневосточных стран.
«Основной низам о власти Королевства Саудовская Аравия» от 1 марта 1992 г. (конституционный акт6) гласит (ст. 14 гл. 4 «Экономические принципы»), что все богатства, ниспосланные Аллахом в недра Саудовской земли, ее поверхность, территориальные воды и на континентальный шельф, равно как и ресурсы, полученные от этих богатств, в соответствии с законом являются собственностью государства. В ст. 16 предписывается неприкосновенность государственной собственности. Хотя «Основной низам о власти Королевства Саудовская Аравия» гарантирует неприкосновенность частной собственности, ее изъятие в пользу государства и при наличии компенсации возможно (госсобственность же, как уже отмечалось, согласно ст. 16 не может быть отчуждена). Более того, ст. 17 констатирует, что собственность, капитал и труд в соответствии с исламским шариатом обладают особыми правами и выполняют общественную функцию. Весьма примечательной, на наш взгляд, является ст. 22, прописывающая следующее: «экономическое и социальное развитие осуществляется в соответствии с научно обоснованным планом»7. Более того, планирование является пятилетним (как и в соседней Исламской Республике Иран). Планирование осуществляется в Омане, Катаре и других нефтяных монархиях Персидского залива. Существуют соответствующие государственные органы, осуществляющие планирование.
Таким образом, Саудовская Аравия — влиятельный актор международных отношений, абсолютно не подпадающий под параметры современного государства, являющегося частью рыночной цивилизации. В Саудовской Аравии абсолютный монарх-теократ (с титулом Служителя двух благородных святынь) — верховный собственник земли и ее богатств. Подобно древним фараонам или ахеменидским
6 В отечественной юриспруденции принято именовать данный низам конституцией. Отметим при этом, что в ст. 1 «Основного низама о власти в Королевстве Саудовская Аравия» прописывается, что конституцией Королевства Саудовская Аравия является Книга Всевышнего Аллаха и Сунна Его Пророка. Та же статья устанавливает и государственную религию — разумеется, ислам.
7 Конституция Королевства Саудовская Аравия. Основной низам о власти Королевства Саудовская Аравия от 1 марта 1992 года // Конституции государств Азии: В 3 т. / Под. ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2010. С. 494.
«царям царей» и другим владыкам Древнего Востока он определяет все стороны жизни подданных (в частности, недавно королевским указом было разрешено женщинам самостоятельно останавливаться в гостиницах). Властная же структура определяется родоплеменными отношениями. Старейший мужчина в роду и наиближайший к основателю государства Ибн Сауду саудит становится, как правило, королем. Саудовская Аравия в экономическом, политическом, правовом и, разумеется, бытовом отношении совершенно чужда культуре стран рыночной цивилизации. Подавляющая часть средств производства сосредотачивается в руках государства, т.е. фактически обладателем земли и ее богатейших недр является монарх, а не ТНК или частный бизнес. В Саудовском государстве обладание недрами ТНК и бизнесом не представляется возможным, поскольку для этого нет правовых оснований. Таким образом, эта страна, на наш взгляд, может быть охарактеризована как древневосточная деспотия, основанная на азиатском способе производства.
Ярко выраженное нерыночное экономико-аксиологическое содержание свойственно и конституции Сирийской Арабской Республики, весьма интересной, как нам представляется, для экономико-аксиологических и социально-философских исследований и, казалось бы, глубоко отличной по внешней форме (форма правления, светскость, многоконфессиональность) от Саудовской Аравии. Нерыночный характер был свойствен и саддамовскому Ираку, и кад-дафистской Ливии.
Пример Сирии, на наш взгляд, демонстрирует глубинный, во многом многотысячелетний синкретизм, выраженный как в господствующих ценностях, так и в определяемых ими социально-политических отношениях, традиционной для незапада системой построения экономики, не совпадающей с западными ценностями и идеями в области экономических отношений. Господствуют в целом ценности, противоположные ценностям свободного рынка, фактической многопартийности и западной секулярности. Особенности ближневосточного региона таковы, что даже государство Израиль осуществляет рецепцию традиционного религиозного (галахического) права. В Конституции — Основном Законе о порядке судопроизводства от 28 февраля 1984 г. — прописывается необходимость формирования религиозных судов. Они создаются на практике.
В Конституции Сирии от 13 марта 1973 г. (до изменений, внесенных по итогам референдума от 26 февраля 2012 г.8), основанной на идеологии Партии арабского социалистического возрождения
8 Сапронова М. А. Проект новой конституции Сирии: «за» и «против». 2012: URL: http://new-syгia.гu/новости/новости-сирии/1490/м-а-сапронова-проект-новой-конституции/
(БААС), прописывалось (ст. 13), что государственная экономика является социалистической, плановой, которая призвана положить конец всем формам эксплуатации. А экономическое планирование в регионе служит целям достижения экономической интеграции в Арабском отечестве9. После референдума формально партийная идеология была убрана из Конституции: удалены все статьи (в прежней конституции их было 12), в той или иной степени относящиеся к «социалистическому государству», — о «плановой социалистической экономике, преследующей цель ликвидировать все формы эксплуатации» (ст. 13), о «системе образования, нацеленной на создание социалистического национального арабского поколения» (ст. 21), о «социалистической национальной культуре» (ст. 23), о научных исследованиях и достижениях, которые являются «основными элементами прогресса социалистического арабского общества» (ст. 24), о том, что государство устраняет ограничения, препятствующие «участию женщины в построении социалистического арабского общества» (ст. 46) и др. В президентском указе о проведении выборов в мае 2012 г. в парламент было предписано, что половина депутатов должна принадлежать к числу рабочих и крестьян, к «людям из народа», что партия БААС продолжает править. Сирийская БААС является также весьма отличной и, по существу, незападной социалистической партией, поскольку руководство в ней фактически принадлежит династии Асадов, являющейся представителем алавитов. Алавиты же являются совершенно уникальным реликтовым религиозным феноменом, представляющим, безусловно, не только теоретический интерес для философии религии и религиоведения, но и для практической политики. Как, впрочем, значительная часть религиозной жизни в цивилизациях незапада. Алавизм де-факто представляет собой синкретическую религию, основанную на христианстве (празднуется рождество и пасха, читается Евангелие при богослужении, осуществляется причащение вином и многое иное из христианства), крайнем шиизме (обожествлен халиф Али) и древневосточных астральных культах, а также, возможно, на манихействе. Адептами алавизма признается переселение душ, факт того, что Солнце и Луна, а также звезды — живые существа. Души грешников, по поверьям многих рядовых алавитов, переселяются в животных для поедания, души же праведников переселяются в звезды. Более того, и здесь трактовка природы имама получила чисто алавитский окрас. Так, Али существовал всегда, создал этот мир, и он был солнцем или же родился из глаз солнца. Причем алавиты исповедуют принцип мысленной
9 Конституция Сирийской Арабской Республики от 13 марта 1973 года // Конституции государств Азии. С. 198.
оговорки, согласно которой алавит может признавать нормы любой религии, сохраняя чистоту своей веры в сердце. В итоге данная страна как важный ближневосточный политический актор представляет собой уникальную смесь партийного и текратическо-монархическо-го государства. И все эти религиозные моменты, которые в странах Запада давно превратились в музейно-книжный материал, в условиях Ближнего Востока чрезвычайно важны для формирования политических ценностей и норм права: конституционного, гражданского, семейного. Так, учение ливанских друзов, близких в онтолого-гно-сеологическим построениям алавитов о бесполой души, оказало, как нам представляется, решающее влияние на формирование строжайшей моногамии и соответствующих этой ценности отношений (например, равенства мужчины и женщины).
Таким образом, тревожность и страхи многих представителей обществознания, говорящих о гибели классики, полном господстве постмодерна оправданны лишь отчасти. Постмодерн (экономико-политический, культурный и демографический) стремительным кавалерийским натиском продвигается лишь в рамках рыночной цивилизации и отчасти в регионах, находящихся под контролем или влиянием рыночной цивилизации. То, что К. Маркс называл «всеобщим воспроизводством», включающим в себя не только производство материальных и духовных благ, но и воспроизводство человека человеком, в недрах западной цивилизации дало в конечном счете сбой и остановилось. Для исследования распространения ценностей Запада в недра незапада и политических последствий данного процесса весьма примечателен пример разгромленного и оккупированного Ирака, в котором на конституционном уровне вносятся и насаждаются западные ценности. При обращении к постсаддамовской конституции Ирака можно увидеть этот процесс. Помимо того, что в тексте основного закона страны отмечается осознание иракцами «ошибок недавнего прошлого», ст. 25 разд. II гл. 2 Конституции Республики Ирак от 15 октября 2005 г. прописывает, что государство гарантирует реформирование иракской экономики в соответствии с современными экономическими требованиями в целях обеспечения полного инвестирования ее ресурсов, диверсификации источников и поощрения частного сектора10. Таким образом, закрепляется и конституируется ключевая ценность западного мира — рыночные экономические отношения.
Таким образом, в современном мире достаточно много «классических государств» и цивилизаций, живущих классическими же цен-
10 Конституция Республики Ирак от 15 октября 2005 года // Конституции государств Азии.
ностями. Об их классичности свидетельствуют экономика и способ формирования и функционирования власти. Многие из этих государств имеют конституции, парламенты, президентов, но в действительности их политическая и, разумеется, экономическая структура совершенно отличны от так называемых демократических государств (демократического мира, рыночной цивилизации).
К примеру, Исламская республика Иран — яркий пример теократического государства в современном мире. В Иране огромная власть сосредоточена в руках Рахбара (духовного лидера), также наличествует контрольно-конституционный орган — Совет экспертов (муджта-хидов). Теократический Иран во многом воспроизводит классические культурные и государственные структуры, свойственные классическим странам, классическим империям: имеется Корпус стражей исламской революции, некоторыми критиками режима сравниваемый с германской «СС», существуют также отряды «Басиджи» — подобные прусскому «фольксштурму». В экономической сфере очень велики позиции государства, обширна государственная собственность на многие сегменты экономики (тяжелая промышленность, внешняя торговля, крупные горнорудные предприятия, банковская сфера, дороги, связь и многое другое), что имеет конституционное закрепление (ст. 44 Конституции Исламской Республики Иран), осуществляется государственное планирование (ст. 44). А в целях исполнения, как прописано в ст. 100 Конституции Исламской Республики Иран11, социальных, экономических, культурных, образовательных и иных программ, связанных с повышением благосостояния и укреплением здоровья населения, при участии народа с учетом местных потребностей управление делами и контроль исполнения в каждом поселке, районе, городе, области или провинции осуществляется соответственно поселковыми, районными, городскими, областными или провинциальными советами, которые выбираются жителями соответствующих местностей. Иными словами, власть принадлежит советам, осуществляется в форме советов — является советской. Высшим же советом, в соответствии со ст. 108 Конституции, является Совет муджтахидов (экспертов, «ученых людей»), призванный отслеживать деятельность Рахбара (верховного руководителя — Духовного лидера).
Следовательно, исламская доктрина может быть интерпретирована не столько как свидетельство культурной исключительности, сколько как система ценностей, альтернативных западным представлениям о наилучшем общественном и политическом устройстве12. В продолжение данной мысли, необходимо подчеркнуть, что, например, ис-
11 Там же. С. 258.
12 См.: Цыганков П. А. Универсальные ценности в мировой и внешней политике. М., 2012. С. 14-17.
ламские ценности сущностно противоположны западным ценностям рыночного общества, перешедшего из промышленного в стадию финансового, банковского капитализма и переживающего в настоящее время тяжелый кризис. Так, «Риба» (ростовщичество) — «увеличение, умножение» в исламском праве означает одалживание человеком денег или имущества и увеличение капитала за счет того, что должник выплачивает дополнительную сумму (процент) к основному капиталу. Причем эта дополнительная часть к основному долгу может выражаться либо в деньгах, либо в имуществе, либо в каких-то услугах или возможностях. Как священная книга мусульман Коран, так и Хадисы (исламское предание) категорически запрещают ростовщичество. Сура Корана «аль-Бакара», запрещая риба, указывает на то, что оно входит в число тяжких грехов: «Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный день], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: «Воистину, торговля — то же, что и лихва». Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил. Если к кому-либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха, и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи. Его дела принадлежат Аллаху. А те, кто станет [вновь давать в рост], — обитатели адского пламени на вечные времена». И для буквального понимания этой ценности-нормы не обязательно быть так называемым салафитом. Данная норма-ценность всецело прописана в священной книге мусульман (раскрыта в огромном пласте священного предания и комментариях богословов, философов) и понимается совершенно однозначно.
Другим важным моментом, на наш взгляд, является то, что на мусульманском Востоке исламскую доктрину во второй половине XX в. называли социалистической. Делали это идеологи очень активно — от коммунистов до некоторых представителей «Братьев-мусульман». Так, авторитетный идеолог движения «Братья-мусульмане» египетский теолог Мухаммад ал-Газали писал об исламском социализме, основанном на идее единобожия и всечеловеческого братства, противопоставляя исламский социализм капитализму и коммунизму. Другие авторы отождествляли понятие ислам и социализм, указывая при этом, что западные ученые заново открыли то, что изначально присуще исламу. Этот факт еще раз подтверждает полную онтологическую противоположность исламской и рыночной систем.
Кроме того, реальная практика показывает, что незападные ближневосточные общества отнюдь не чужды техническому прогрессу и модернизации13. Так, например, Исламской Республикой
13 См.: Наумкин В.В. Ислам как «коллективный игрок» // Современная мировая политика: Прикладной анализ / Отв. ред. А. Д. Богатуров. М., 2010. С. 438.
Иран осуществляется производство реактивных истребителей, танков, высокоточного оружия, программного обеспечения, развивается ядерная и космическая программы. При этом экономика ближневосточных стран основана на государственном секторе не только юридически, декларативно, но и на практике. Так, 90% занятых саудовцев работают в государственном секторе, весь нефтяной бизнес контролируется государством в лице компании Saudi Aramco, частный сектор по-прежнему всячески поддерживается государством, поскольку до недавнего времени национальный слой предпринимателей практически отсутствовал и все хозяйствование осуществлялось государ-ством14. Также и уровень жизни этих стран, пусть и основанный на нефтяных доходах, существенно выше, нежели в сырьевых странах постсоветского пространства или черной Африки. Кроме того, критики этих систем, основанных на нефтяной ренте, зачастую забывают, что страны Запада, прежде всего США, для оживления своей сильно пошатнувшейся экономики (так называемый «ржавый пояс», умирающий город Детройт и т.д.) планируют превратиться из покупателей в поставщиков углеводородов. Правда, не все ученые разделяют оптимизм западных политиков. Так, ученый-экономист Шломо Вебер констатирует, что хотя политики периодически говорят о возрождении американской промышленности с помощью сланцевого газа, в это трудно поверить, потому что мир изменился до неузнаваемости, 30 лет назад не было Китая и Вьетнама.
Что же касается такого производственного фактора, как «производство человека человеком», рождаемости, то в этом страны Ближнего Востока демонстрируют высокие результаты и серьезный рост. В связи с чем можно утверждать, что ближневосточные страны, имеющие небанкинговую огосударствленную плановую экономику, помноженную на многовековое сакральное мировоззрение (в этом существенное отличие от СССР), демонстрируют экономически и политически эффективную модель, способную не только сохранять свое существование в современном мире, демонстрируя в целом устойчивость культурных кодов перед воздействием «модернистских» универсальных ценностей, но и выступать в качестве культурного и политического эмитента.
Список литературы
1. Авдашева С., Тутов Л., Шаститко А. Классика и классики в социальном и гуманитарном знании. М., 2009.
2. Ас-Садр М.-Б. Наша экономика. М., 2012.
14 Страны и регионы мира: экономико-политический справочник / Под ред. А. С. Булатова. М., 2009. С. 511.
3. Аузан А.А., Архангельский А. Н., Лунгин П. С., Найшуль В. А. и др. Культурные факторы модернизации: Доклад. М., 2011.
4. Вебер Ш. Главная угроза для мира — маленькие группировки, которым доступно ядерное оружие. 2012: URL: http://www.znak.com/urfo/arti-cles/8/100111.html
5. Конституции государств Азии: В 3 т. / Под. ред Т. Я. Хабриевой, М.,
2010.
6. Малахов В. Грозит ли Европе исламизация? // Журнальный клуб Ин-телрос «Отечественные записки». 2013. № 1.
7. Наумкин В. В. Ислам как «коллективный игрок» // Современная мировая политика: Прикладной анализ / Отв. ред. А. Д. Богатуров. М., 2010.
8. Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., 2000.
9. Постановления и рекомендации Совета Исламской академии правоведения (фикха) / Пер. с араб. М. Ф. Муртазина. М., 2003.
10. Сапронова М. А. Проект новой конституции Сирии: «за» и «против», 2012: URL: http://new-syгia.гu/новости/новости-сирии/1490/м-а-сапронова-проект-новой-конституци/
11. Фененко А. В. Противоречия распространения демократии / Современная мировая политика: Прикладной анализ / Отв. ред. А. Д. Богатуров. М., 2010.
12. Цыганков П. А. Универсальные ценности в мировой и внешней политике. М., 2012.