Все описанные здесь задачи основаны на словесно-образной наглядности и содержат описание различных аспектов инфляции как экономической категории. При решение первых двух задач развивается навык интерпретации как операции мышления; при решение третьей - абстрагирования и локусилизации.
Список литературы:
1. Где цветок, там медок: детский фольклор, загадки, пословицы Карелии / Сост., статья С.М. Лойтер. - Петрозаводск: КГПИ, 1993.
2. Катаев В.П. Алмазный мой венец: повести. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1994.
3. Лутс О. Весна (Картинки из школьной жизни): повесть / пер. с эст. Б. Лийвака. - Таллин: Ээсти Раамат, 1968.
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ -ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
© Гичиев Н.С.*
Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН, г. Махачкала
В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи интеллектуального потенциала и экономического роста, дается сравнительная характеристика и рейтинговая оценка индикаторов экономики знаний в Содружестве независимых государств.
Ключевые слова индекс экономики знаний, индекс экономического и институционального режима, индекс образования, индекс инноваций, индекс информационных и коммуникационных технологий, экономический рост.
Экономика знаний становится значимым феноменом социально-экономического развития общества XXI века. Данные Всемирного банка подтверждают, что страны - реципиенты инновационных научных, образовательных и информационно-коммуникационных технологий, как правило, имеют более высокий потенциал достижения устойчивого развития экономики. Поэтому с этой точки зрения, стратегической задачей, стоящей перед государствами, является развитие сферы знаний (научных, образовательных и информационно-коммуникационных технологий), адаптированной к современным условиям глобальной конкуренции.
* Старший научный сотрудник, кандидат экономических наук.
Считается, что термин «экономика знаний» введен в научный лексикон Питером Друкером. Ему также приписывают изобретение в конце 1950-х термина «работник умственного труда», который широко используется в научных работах по управлению информацией экономистов - теоретиков -Ванневара Буша, Маршалла Маклюэна, Элвина Тоффлера и др. Однако полезность концепции знания в качестве экономического термина была отчасти поставлена под сомнение, так как практически все страны исторически в некоторой степени основывали свое экономическое развитие на использовании знаний («ноу-хау»). При этом некоторые исследователи считают, что экономика знаний является просто очередным этапом глобального экономического развития. Поэтому в данной статье предпринята попытка исследовании методических подходов к анализу данного понятия.
Поскольку с методологической точки зрения важнейшим аспектом любого научного исследования является наличие категориального аппарата, то необходимо привести характеристику ключевых терминов, используемых при оценке экономики знаний: индекс экономики знаний, индекс экономического и институционального режима, индекс образования, индекс инноваций, индекс информационных и коммуникационных технологий.
Согласно определению Всемирного банка (ВБ) индекс экономики знаний (The Knowledge Economy Index - KEI) является комплексным показателем, характеризующим уровень развития экономики, основанным на знаниях, в странах и регионах мира. Необходимо отметить, что KEI был разработан Всемирным банком в 2004 году в рамках специальной программы «Знания для развития» (Knowledge for Development) с целью оценки интеллектуального потенциала и его воздействия на экономическое развитие стран, т.е. планировалось использование этого индикатора для измерения готовности стран к переходу на модель развития, основанной на знаниях.
В основе расчета данного показателя лежит предложенная ВБ «Методология оценки знаний» (The Knowledge Assessment Methodology - KAM), включающая 109 структурных и качественных показателей, объединенных в четыре основные группы (см. рис. 1): индекс экономического и институционального режима (The Economic Incentive and Institutional Regime -EIIR); индекс образования (Education and Human Resources - EHR); индекс инноваций (The Innovation System - IS); индекс информационных и коммуникационных технологий - ИКТ (Information and Communication Technology - ICT).
Количественная оценка KEI проводится по 10 бальной шкале, т.е. чем выше балл, тем лучше рейтинговая оценка страны по данному критерию. При расчете учитываются и общие экономические и социальные индикаторы, включающие показатели ежегодного роста валового внутреннего продукта (ВВП) и значения Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) страны.
The Knowledge Economy Index (KEI)
The Economic Incentive and Education and The Innovation Information and
Institutional Regime (EIIR) - Human Resources System (IS) - Communication
условия, в которых развива- (EHR) - отноше- количество Technology (ICT) -
ются экономика и общество в ние зарегистриро- научных работ- уровень развития
целом, экономическая и пра- ванных учашихся ников, занятых в информационной и
вовая среда, качество регули- (студентов и сфере НИОКР; коммуникационной
рования, развитие бизнеса и школьников) к количества инфраструктуры,
частной инициативы, способ- количеству лиц зарегистрирован- которая способствует
ность общества и его инсти- соответствующего ных патентов, эффективному рас-
тутов к эффективному ис- возраста, а также число и тираж пространению и
пользованию существующего ряд других пока- научных журна- переработке инфор-
и созданию нового знания. зателей. лов и так далее. мации.
Рис. 1. Основные группы показателей индекса экономики знаний
В свою очередь методология оценки знаний предлагает расчет двух сводных индексов - Индекс экономики знаний (The Knowledge Economy Index -KEI) и Индекс знаний (The Knowledge Index - KI). Если KEI представляет среднее значение из четырех отмеченных выше индексов (индекса экономического и институционального режима, индекса образования, индекса инноваций и индекса информационных технологий и коммуникаций), то KI - это средняя величина трех из них - индекса образования, индекса инноваций и индекса информационных технологий и коммуникаций. Указанные индексы подсчитываются для каждой страны, группы стран и всего мира в целом. Методология позволяет сравнивать отдельные показатели различных стран, а также средние показатели, характеризующие группу стран. Сопоставление проводится как по отдельным показателям, так и по сводным индикаторам (см. таблицу 1).
Таблица 1
Индекс экономики знаний в странах мира
Рейтинг Тренд Страна Индекс экономики знаний Индекс знаний
1 0 Швеция 9.43 9.38
55 9 Россия 5.78 6.96
68 7 Грузия 5.19 4.49
71 -13 Армения 5.08 4.84
73 5 Казахстан 5.04 5.40
79 15 Азербайджан 4.56 4.96
105 -4 Узбекистан 3.14 3.88
106 -4 Таджикистан 3.13 3.33
Источник: KEI and KI Indexes 2012. The World Bank Group, July 2012 [http://gtmarket.ru/rat-ings/knowledge-economy-index/knowledge-economy-index-info].
Как видно из данных, приведенных в таблице 1, наибольший прогресс в тренде индекса экономики знаний наблюдался в Азербайджане (+15) - это
лучший результат не только в СНГ, но и в группе рассматриваемых стран. Отмеченный позитив стал результатом целенаправленной реализации в течение прошедших 20 лет Азербайджанской Республикой стратегии развития экономики знаний.
Исследования Всемирного банка показывают, что в целом за 2000-2012 годы наблюдалось снижение мирового индекса знаний: если в 2000 году средний показатель индекса экономики знаний по всему миру составлял 5,95, то в 2012 году - 5,12. Соответственно снизились показатели индекса знаний - с 6,06 до 5,01; индекса экономического и институционального стимулирования - с 6,61 до 4,45; индекса образования - с 3,89 до 3,72; индекса инноваций - с 7,75 до 7,72; индекса ICT - с 6,53 до 3,58.
В течение отмеченного периода времени показатель индекса экономики знаний в Азербайджане в свою очередь снизился с 4,62 в 1995 году до 4,56 в 2012. Соответственно снизились показатели по экономике знаний - с 5,59 до 4,96, повысились показатели по экономическому стимулированию и институциональному режиму - с 1,71 до 3,36, индексу образования - с 5,64 до 5,95, инновационному индексу - с 4,97 до 4,01, индексу ICT - с 6,17 до 4,93.
К негативным причинам низкой позиции в данном мировом рейтинге России эксперты относят относительно высокую стоимость телекоммуникаций на фоне других стран. С нашей точки зрения, выходом из создавшейся негативной ситуации может стать развитие национальной инновационной системы, которая послужит основой формирования экономики знаний.
Как известно, в развитых странах образование повышает качественный уровень человеческого капитала, обеспечивает доступность знаний и информации. Если в развивающихся странах образование способствует формированию фундамента сначала экономики знаний, а затем и элементов общества знаний, то в беднейших странах оно становится решающим фактором преодоления демографических и социальных проблем. Поэтому по мере решения социально-демографических проблем и повышения уровня человеческого развития усложняется сочетание различных факторов, способствующих формированию обществ знаний по типу, характерному для более развитых стран: транспарентность государственной власти, развитие информационной инфраструктуры и распространение кодифицированных знаний, демократические механизмы и эффективное гражданское общество.
Список литературы:
1. Гичиев Н.С. Международная экономическая интеграция: внешняя торговля и экономический рост в Северо-Кавказском федеральном округе: монография. - М.: «Перо», 2013. - 272 с.
2. Павлюченко Е.И., Гичиев Н.С., Атаханов Р.А. Международный опыт повышения качества высшего образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/111-10567 (дата обращения: 31.10.2013).
3. Гичиев Н.С., Атаханов Р.А. Опыт американского высшего образования для российских университетов // Вестник Дагестанского государственного технического университета. - Махачкала: ДГТУ 2012. - № 27. - С. 151-158.
4. Drucker P. The Age of Discontinuity. - NY: Harper and Row, 1969.
5. Index. Washington: Knowledge for Development (K4D) Program. UNDP HDR 2009. (2009).
6.United Nations. Human Development Report 2009: Overcoming Barriers: Human Mobility and Development. - NY: United Nations.
7.World Bank Institute. (2010). Measuring Knowledge in the World's Economies: Knowledge Assessment Methodology and Knowledge Economy.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УЧЕТУ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ИХ СТОИМОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
© Жариков И.С.*
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, г. Белгород
В настоящее время точное определение стоимости объекта недвижимости для оценщика является основной задачей, особенно если объект недвижимости не относится к новому строительству. Точная и корректная оценка стоимости объекта недвижимости, является важной составляющей инвестиционной деятельности в сфере недвижимого имущества. Существующие методики оценки при определении стоимости объектов недвижимости не учитывают их технические характеристики, что приводит к недостоверности результатов оценки. Предлагается совершенствование методики оценки объектов недвижимости с учетом технического состояния зданий (сооружений).
Ключевые слова: оценка объектов недвижимости, технические характеристики, обследование, техническое состояние, стоимостные характеристики.
В связи с насыщением рынка недвижимости и как следствием активизации оценочной деятельности в нашей стране необходима точная и корректная оценка стоимости объекта недвижимости, его коммерческого потенциала и затрат на реконструкцию, если это требуется [13].
Для оценки объектов недвижимости существует множество методов и методик, но наиболее часто используемые это: нормативный, затратный, сравнительный (аналоговый) методы [2].
* Старший преподаватель кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью».