Научная статья на тему 'Экономика высшего образования России: государственное регулирование или дерегулирование?'

Экономика высшего образования России: государственное регулирование или дерегулирование? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / МАРКЕТИНГ / КОНЦЕПЦИЯ "ОБУЧЕНИЕ ВСЮ ЖИЗНЬ" / ECONOMICS OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA / STATE REGULATION / DEREGULATION / LABOR MARKET / MARKETING / THE CONCEPT OF "LIFELONG LEARNING"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукичёв Павел Михайлович

Статья раскрывает взаимосвязь между изменениями на современном рынке труда и модификацией системы высшего образования. Автор показывает значение маркетингового подхода для развития конкуренции на рынке высшего образования в России. В статье приводятся аргументы, характеризующие инерционность государственного регулирования системы образования в России. Автор раскрывает взаимосвязь между изменениями рынка труда и модификацией государственного регулирования (дерегулирования) образования. Анализируются возможности использования американского опыта и опыта Политехнического института для совершенствования экономики высшего образования России. Автор характеризует возникновение проблемы «принципал-агент» в управлении российским образованием. В статье анализируются последствия применения концепции «обучение всю жизнь» для совершенствования государственного регулирования системы образования России. Доказывается необходимость модификации традиционного процесса обучения по срокам обучения, по формам обучения и по формам контроля. Автор приводит аргументы в пользу дерегулирования системы высшего образования России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economy of higher education in russia: state regulationor deregulation?

The article reveals the relationship between changes in the modern labor market and the modification of the system of higher education. The author shows the importance of the marketing approach for the development of competition in the market of higher education in Russia. The article presents the arguments that characterize the inertia of state regulation of the education system in Russia. The author reveals the relationship between changes in the labor market and the modification of state regulation (deregulation) of education. The possibilities of using the American experience and experience of the Polytechnic Institute for improving the economy of higher education in Russia are analyzed. The author characterizes the emergence of the "principal-agent" problem in the management of Russian education. The article analyzes the consequences of applying the concept of "lifelong learning" to improve the state regulation of the education system in Russia. The need to modify the traditional learning process by the terms of training, the forms of learning and forms of control is being proved. The author argues for the deregulation of the higher education system.

Текст научной работы на тему «Экономика высшего образования России: государственное регулирование или дерегулирование?»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-04/ Дата публикации: 1.09.2017 № 4 (28). С. 23-27. УДК 37.015.62

П. М. Лукичёв

Экономика высшего образования России: государственное регулирование или дерегулирование?

Статья раскрывает взаимосвязь между изменениями на современном рынке труда и модификацией системы высшего образования. Автор показывает значение маркетингового подхода для развития конкуренции на рынке высшего образования в России. В статье приводятся аргументы, характеризующие инерционность государственного регулирования системы образования в России. Автор раскрывает взаимосвязь между изменениями рынка труда и модификацией государственного регулирования (дерегулирования) образования. Анализируются возможности использования американского опыта и опыта Политехнического института для совершенствования экономики высшего образования России. Автор характеризует возникновение проблемы «принципал-агент» в управлении российским образованием. В статье анализируются последствия применения концепции «обучение всю жизнь» для совершенствования государственного регулирования системы образования России. Доказывается необходимость модификации традиционного процесса обучения по срокам обучения, по формам обучения и по формам контроля. Автор приводит аргументы в пользу дерегулирования системы высшего образования России.

Ключевые слова: экономика высшего образования России, государственное регулирование, дерегулирование, рынок труда, маркетинг, концепция «обучение всю жизнь»

Perspectives of Science & Education. 2017. 4 (28)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-04/ Accepted: 1 July 2017 Published: 1 Septemer 2017 No. 4 (28). pp. 23-27.

P. M. Lukíchev

Economy of higher education in russia: state regulation or deregulation?

The article reveals the relationship between changes in the modern labor market and the modification of the system of higher education. The author shows the importance of the marketing approach for the development of competition in the market of higher education in Russia. The article presents the arguments that characterize the inertia of state regulation of the education system in Russia. The author reveals the relationship between changes in the labor market and the modification of state regulation (deregulation) of education. The possibilities of using the American experience and experience of the Polytechnic Institute for improving the economy of higher education in Russia are analyzed. The author characterizes the emergence of the "principal-agent" problem in the management of Russian education. The article analyzes the consequences of applying the concept of "lifelong learning" to improve the state regulation of the education system in Russia. The need to modify the traditional learning process by the terms of training, the forms of learning and forms of control is being proved. The author argues for the deregulation of the higher education system.

Keywords: Economics of Higher Education in Russia, state regulation, deregulation, labor market, marketing, the concept of "lifelong learning"

зменения, которые происходят в национальных экономиках, отражаются непосредственно в сдвигах отраслевой занятости работников. В соответствии с этим, видя сегодняшнюю ситуацию на рынках труда, - возможность получить работу по специальности, уровень заработной платы, условия труда, - абитуриенты и их родители выбирают ту или иную специальность для получения высшего образования. То есть изменение спроса на те, или иные специальности, на те, или иные формы обучения со стороны поступающих имеет рациональную основу в виде изменений, происходящих на современном рынке труда.

ВУЗы между собой должны вести полноценную конкурентную борьбу за будущих и настоящих студентов. В этой конкурентной борьбе должны использоваться все методы маркетинга [1]. Университеты должны не только показывать абитуриентам аудитории для обучения и рассказывать о будущей специальности, но и говорить о заработной плате выпускников через год, три, пять лет после окончания; об условиях труда, постоянно организовывать встречи с потенциальными работодателями.

Например, в Великобритании в 2017 году журналом The Economist было проведено на основе рейтинга «Преподавательский потенциал» (TEF) исследование [2], которое выявило взаимозависимости между заработной платой выпускников и получаемой специальностью, избранностью университета, изучаемыми предметами. Выяснилось, что а) сегодня существуют пять областей в стране с самыми высокими зарплатами выпускников - медицина, ветеринария, экономика, инженерия, математика; б) студенты, обучающиеся в самых высоких по текущему рейтингу университетах, могут рассчитывать на почти в два раза более высокую зарплату, чем студенты низших по текущему рейтингу университетов; в) выпускники, изучавшие предметы, включающие некоторые элементы математики, обладают большими заработками, чем изучавшие другие предметы. Таково рода исследования должны проводиться и в России, чтобы стать чётким ориентиром, как для абитуриентов, выбирающих ВУЗ и специальность, так и для разработки обоснованной политики в области высшего образования.

Пока же использование государственного регулирования системы образования вместо конкуренции приводит к растратам средств налогоплательщиков. Под флагом того, что ВУЗами России якобы слишком много выпущено «менеджеров и юристов» и слишком мало инженеров и технологов закрываются экономические отделения и факультеты в отраслевых университетах и министерство образования отдаёт приоритет в выделении бюджетных мест техническим специальностям. Насколько эти голословные утверждения чиновников отражают реальные из-

менения, происходящие на современном рынке труда?

Система государственного регулирования развивается во-многом инерционно, вне связи с меняющейся реальностью. Например, сейчас в мире доля работников, занятых в обрабатывающей промышленности, снизилась до 15%. Только один из 10 британских рабочих, один из одиннадцати американских, один из пяти немецких рабочих заняты ныне в обрабатывающей промышленности. [3] Всё более широкое использование в производстве роботов и 3D принтеров меняет соотношение сил на рынке труда. Происходит усиление потребности в высококвалифицированном труде и перемещение предприятий из Китая, Вьетнама, Индонезии в развитые страны. Аналогичные изменения происходят и в российском народном хозяйстве. Какое число технических университетов было закрыто в ответ на эти перемены?

Почему сокращается доля сферы материального производства? Основная причина - рост производительности труда. Следовательно, обучение кадров высшей квалификации для обрабатывающей промышленности надо ориентировать на подготовку меньшего числа более высококлассных специалистов.

В связи с этим, нерешённым в России остаётся вопрос: что конкретно надо совершенствовать в российском высшем образовании и науке. Автор в течение полугода был участником Faculty Exchange Program, изучая учебный процесс и особенности преподавание в университетах США. На неоднократные вопросы в университетах различных штатов «С чем связана ликвидация семинарских занятий для студентов?», ответы были однозначны: «дороговизна времени профессоров и необходимость его более эффективного использования». Почему в российских ВУЗах продолжают использовать семинары, неэффективно растрачивая деньги налогоплательщиков?

Основой взаимоотношений между студентом и преподавателем по конкретному предмету в американских ВУЗах является Sillabus. В нём даются описание и цели курса, указывается один (редко - два) базовый учебник по которому ведётся преподавание, устанавливаются критерии оценки, оговаривается политика посещения предмета, определяются темы и дни каждой лекции, соотносящиеся с главами базового учебника; подробно описываются все элементы, из которых складывается итоговая оценка по предмету. Sillabus обычно занимает 4-6 страниц. Он является руководством к действию для студента на протяжении всего семестра. [4] Сравним с Учебно-методическими комплексами (УМК) в России, которые занимают 60-100 страниц, и крайне редко кем-либо, кроме проверяющих комиссий, используются. Налицо колоссальные бесполезные трудозатраты профессоров и преподавателей ВУЗов, которые отвлекают их от со-

вершенствования лекций и непосредственной работы со студентами.

Узкая направленность подготовки специалиста или общая подготовка?

На уровне высшего образования по-новому встаёт проблема общей и специализированной подготовки студентов. Министерство образования России через свои стандарты стремится сделать образование всё более специализированным, отвечающим, по его мнению, запросам современных работодателей. Важность первого найма по специальности является приоритетной. Однако практика современного рынка труда показывает, что специалистов с преобладанием специализированных навыков увольняют раньше, чем тех, которые получили общее образование, поскольку они менее адаптивны.

Каждое новое поколение требует, по нашему мнению, создания в национальной системе высшего образования ВУЗа - флагмана, в наибольшей мере отражающего требования сегодняшнего рынка труда. В связи с этим для России особо ценен опыт возникновения, и развития Политеха начала XX века. Санкт-Петербургский Политехнический Институт Императора Петра Великого был создан по замыслу С.Ю. Витте. Витте считал, что организовать институт нового типа надо так, чтобы "развивать молодых людей, давать им общечеловеческие знания, вследствие соприкосновения с товарищами, занимающимися всевозможными специальностями. [5, с. 242243] Это позволило создать в Политехе ситуацию взаимопроникновения учебных процессов разных отделений, когда студенты посещали разные предметы - не только непосредственно относящиеся к своей специальности. По воспоминаниям политехников тех лет, студенты технических отделений посещали лекции А.С. Посникова по политической экономии, Н.И. Кареева - по истории, а студенты-экономисты ходили на лекции профессора В.И. Кирпичева по прикладной механике и т. д. Как вспоминал Е.А. Вечорин: "В каком другом высшем учебном заведении можно было бы услышать возражения техника по реферату экономиста о брачном праве в Австрии?" [6, с. 76].

Особо подчеркнём значимость экономической составляющей для будущих инженеров и технологов. Экономические курсы прикладного характера (денежное обращение, банки и биржа, экономика промышленности, торговли, страхования, транспорта) читались и "техникам", делая из них инженеров, способных к самостоятельной работе в промышленности, по сути, готовя командные кадры для индустриальной экономики. [7] Автор во время своей стажировки в университетах США лично видел как и сейчас студенты, обучающиеся на аэрокосмическом факультете, посещают лекции по курсу «Управление продажами», поскольку считают это необходимо для своей будущей работы.

Мировой опыт говорит о необходимости более точной адаптации специалистов к меняющимся требованиям рынка труда. За период обучения 4-5 лет многие знания и ценность предметов для будущего выпускника и его рабочего места устаревают. Жёсткость образовательных стандартов, спускаемых в ВУЗы России министерством, только усугубляет ситуацию, отдаляя подготовку студентов от реальности.

Опыт США - отделы маркетинга университета, которые постоянно знакомят будущих выпускников с запросами фирм, еженедельные встречи-презентации предприятий, тьюторы, которые рекомендуют студенту какие именно предметы более важны будут для данного направления, различный «вес кредитов», получение которых обеспечивает переход на следующий курс, создаёт более адаптивную систему подготовки кадров высшей квалификации. Это означает усиление роли университетов и уменьшение роли министерства образования как посредника между современным рынком труда и ВУЗами России.

Управление образованием, в котором «кнута» в виде сокращения профессорско-преподавательского состава становится всё больше, а «пряников» - в виде повышения окладов и премий, веры образовательного сообщества, что их усилия повлияют на результат, нематериальных стимулов, - становится всё меньше, не является эффективным. По нашему мнению, в управлении образованием России возникла своеобразная проблема «Принципал - агент». Министерство образования РФ (принципал) не может оценить качество преподавания и уровень соответствия подготовки выпускников требованиям сегодняшнего рынка труда. Введение сверху сменяющих друг друга формальных показателей, сужая адаптивные возможности и автономность университетов (агентов) не может заменить собой рыночный спрос.

У Министерства образования РФ (принципала) отсутствуют какие-либо объективные критерии для достижения ВУЗом цели добиться повышения качества образования за счёт достижения соответствия между изменившимися за годы реформ требованиями к современным специалистам и содержанием, формами и методами образования. Следует согласиться, что практически все централизованные нормативы являются ресурсными и не имеют никакого отношения к качеству образовательных услуг, а введённые МОН РФ показатели воспринимаются научной общественностью как политический трюк [8].

Системы образования и переподготовки специалистов должны модифицироваться в соответствии с изменениями, происходящими на современном рынке труда. Непрерывность этих перемен породила концепцию «обучение всю жизнь», которая стала доминирующей в развитых странах. Политика непрерывного обучения ориентирована на накопление навыков и повы-

шение квалификации как адаптацию работника к изменениям на рынке труда и к неопределённости своего положения. Расширяющееся применение концепции «обучение всю жизнь» принципиально меняет значение высшего образования и роль государственного регулирования (дерегулирования) образования. Как отмечается [9], наблюдается заметный контраст между целью обучения на протяжении всей жизни и воздействием политики, которая, как правило, расширяет существующие формы образование, а не предоставляет улучшенные возможности для людей на протяжении всей их жизни. Много внимания в развитых странах уделяется обоснованию повышения ценности человеческого капитала за счёт использования концепции «обучение всю жизнь» [10].

Государственное регулирование (дерегулирование) образовательных систем должно быть, по нашему мнению, направлено на поддержку расширения и диверсификацию возможностей образования на протяжении всей жизни. Автор поддерживает мнение, что низкие и неравномерно распределённые уровни участия в обучении на протяжении всей жизни являются культурными «проблемами», которые могут быть решены путем расширения и диверсификации возможностей обучения [11]. То есть обучение в ВУЗе ведётся последовательно и равномерно по нарастающему итогу, а повышение квалификации, как часть концепции «обучение на протяжении всей жизни» - неравномерно, скачками, дискретно. Это порождает и необходимость иного процесса обучения, его разнообразия и по срокам, и по формам обучения и по формам контроля. Отметим, что поскольку возраст человека, обучающегося на протяжении всего своего трудового периода, значительно старше, чем

школьника или студента, формы его участия в образовательном процессе могут и должны меняться. Например, на протяжении учёбы в университете студенту не нравилось делать доклады и участвовать в обсуждениях. Сейчас же это представляется ему наиболее важным. Студент может хорошо учиться в ВУЗе, но не тому, что сейчас ценится на его рабочем месте и эффективность его обучения может проверяться деятельностью, доступной по маршрутам, ведущим к оценке и аккредитации ВУЗа. Например, тесты позволяют легко проверить текущие знания по предмету, но они не позволяют определить какая база была заложена изучением этого предмета для освоения следующих курсов и каким образом знание этого предмета будет использовано выпускником в его практической работе.

Каким должно быть высшее образование: ориентированным на рынок или на государство? По мнению образовательного сообщества, чем больше государственное вмешательство в дела ВУЗов, тем дальше от улучшения качества науки и образования. Ведь университеты напрямую работают с образовательным рынком, конкурируя друг с другом за студентов. Как государственные чиновники от образования отвечают за расходование бюджетных средств на образование? Кто честно может сказать, что чиновники (администраторы) от образования в нашей стране - «слуги народа»? Вряд ли - в отличие, например, от Дании.

В более широком плане:сейчас в РФ необходимо государственное регулирование или государственное дерегулирование высшего образования? На наш взгляд, «зарегулированность» образовательной системы России в современных условиях явно тормозит её прогресс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Москалёв М.В., Лукичев П.М. Маркетинг. Учебное пособие для дистанционного образования. Москва. Сер. Tads. Укрепление реформ в сельском хозяйстве посредством образования, 2000. 119 с.

2. Which British universities do most to boost graduate salaries? The Economist. August 12th, 2017.

3. Politicians cannot bring back old-fashioned factory jobs. The Economist. January 14th, 2017.

4. Лукичёв П.М. Зарубежный опыт оптимизации высшего образования и возможности его применения в российских университетах// Труды СПбГИК, т. 209. Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов в условиях формирования единого образовательного пространства. - СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2015. - (сер. STUDIUM; вып. 2.), с. 34-39.

5. Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 2. Таллинн; М: Скиф Алекс, 1994. 574 с.

6. Санкт-Петербургский Политехнический Институт Императора Петра Великого.1902-1952. Юбилейный сборник /Под ред. А.А. Стаховича и Е.А. Вечорина. Париж, 1952.

7. Ульянова С.Б. Истоки формирования политехнического стиля образования//Труды Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. 2011. № 513. С. 23 -34.

8. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Академическая результативность высших экономических школ России/ZTerra economicus. 2014. Том 12. № 1. с. 13-27.

9. Gorard S., Rees G., Fevre R., Welland T. Lifelong learning trajectories: some voices of those 'in transit". International Journal of Lifelong Education, 2001, Vol. 20, pp. 169-187.

10. Schuller T., Field J. Social capital, human capital and the learning society. In R. Edwards N. Miller N., Small A., Tait A. (eds), Supporting Lifelong Learning, Volume 3: Making Policy Work. - London, Routledge, 2002, pp. 76-87.

11. Edwards R., Ranson S., Strain M. Reflexivity: towards a theory of lifelong learning. International Journal of Lifelong Education, 2002, Vol. 21 (6). pp. 525-536.

REFERENCES

1. Moskaljov M.V., Lukichev P.M. Marketing [Marketing]. Uchebnoe posobie dlja distancionnogo obrazovanija. Moskva. Ser. Tacis. Ukreplenie reform v sel'skom hozjajstve posredstvom obrazovanija, 2000. 119 p. (in Russian)

2. Which British universities do most to boost graduate salaries? The Economist. August 12th, 2017.

3. Politicians cannot bring back old-fashioned factory jobs. The Economist. January 14th, 2017.

4. Lukichev P.M. Foreign experience in optimizing higher education and the possibility of its application in Russian universities// Trudy SPbGIK, t. 209. Pedagogika vysshejshkoly: samostojatel'naja rabota studentov v uslovijah formirovanija edinogo obrazovatel'nogo prostranstva. - Proceedings of SPbGIK, t. 209. Pedagogy of the higher school: independent work of students in the conditions of formation of the uniform educational space. SPb.: Izd-vo SPbGUKI, 2015. - (ser. STUDIUM; vyp. 2.), pp. 3439. (in Russian)

5. Vitte S.Ju. Vospominanija [Memories]. T. 2. Tallinn; M: Skif Aleks, 1994. 574 p. (in Russian)

6. Sankt-Peterburgskij Politehnicheskij Institut Imperatora Petra Velikogo.1902-1952. Jubilejnyj sbornik [St. Petersburg Polytechnic Institute of the Emperor Peter the Great. 1902-1952. Anniversary collection] /Pod red. A.A. Stahovicha i E.A. Vechorina. Parizh, 1952. (in Russian)

7. Ul'janova S.B.The origins of the formation of the polytechnic style of education / / Trudy Sankt-Peterburgskogo politehnicheskogo universiteta Petra Velikogo. - Proceedings of St. Petersburg Polytechnic University Peter the Great, 2011, no. 513, pp. 23 -34. (in Russian)

8. Balackij E.V., Ekimova N.A. Academic effectiveness of higher economic schools in Russia//Terra economicus, 2014, Vol. 12. no 1, pp. 13-27. (in Russian)

9. Gorard S., Rees G., Fevre R., Welland T. Lifelong learning trajectories: some voices of those 'in transit". International Journal of Lifelong Education, 2001, Vol. 20, pp. 169-187.

10. Schuller T., Field J. Social capital, human capital and the learning society. In R. Edwards N. Miller N., Small A., Tait A. (eds), Supporting Lifelong Learning, Volume 3: Making Policy Work. - London, Routledge, 2002, pp. 76-87.

11. Edwards R., Ranson S., Strain M. Reflexivity: towards a theory of lifelong learning. International Journal of Lifelong Education, 2002, Vol. 21 (6). pp. 525-536.

Информация об авторе Information about the author

Лукичёв Павел Михайлович Lukichev Pavel Mikhailovich

(Россия, Санкт-Петербург) (Russia, Saint-Petersburg)

Профессор Professor, Doctor of Economic Sciences

Доктор экономических наук Professor of the department

Профессор кафедры Р1 «Менеджмент организации» R1 "Management of the organization"

Балтийский государственный технический Baltic State Technical University "Voenmeh"

университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова named D.F. Ustinov

E-mail: Loukitchev20@mail.ru E-mail: Loukitchev20@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.